Что значит «Не прелюбодействуй» — объяснение седьмой заповеди


Как смотрели на брак и отношения древние евреи?

Десять заповедей не зря были даны людям еще в ветхозаветные времена. Еще бы: народ Израиля направлялся в землю, которую населяли поклоняющиеся Ваалу язычники, частью служения которых был разврат. Господь хотел оградить избранный народ от такой участи.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Интересно, что древние евреи трактовали эту заповедь не совсем так, как мы сегодня. Сначала у них были моногамные браки, но позже мужчины, которые могли себе это позволить, заводили по несколько жен. Прелюбодеянием в те дни называлась связь с чужой супругой или обрученной девушкой (и кара за это была страшная — убийство обоих прелюбодеев путем избивания камнями). Что касается свободных девушек и женщин, мужчина мог вступать с ними в связь, если она заканчивалась браком.

Из-за такой практики евреи-фарисеи начали считать женщин существами низшего сорта. Они старались поменьше общаться с ними, а на улице — вообще не заговаривать (даже если это была их жена или дочь). У некоторых особо благочестивых старцев доходило до того, что они постоянно ходили с опущенными глазами, чтобы не осквернять свой взор обликом «нечистых» женщин. Доходило даже до казусов, ведь эти набожные фарисеи из-за своей манеры ходьбы часто натыкались на стены, а то и вовсе спотыкались.

Но Господу это было не угодно, ведь он создал Еву для того, чтобы она стала полноправной парой, другом и спутницей жизни Адама. Поэтому Христос учил своих учеников, объясняя, что значит прелюбодействие, уже не так.

Седьмая заповедь Закона Божьего

Поэтому этот грех осужден и запрещен еще законом Моисеевым, 7-я заповедь которого лаконично, но весьма содержательно гласит: «Не прелюбодействуй». Христос весьма расширяет действие сей заповеди:

«А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5: 32; 19: 9).

Посему согласно православным канонам (7-е правило святителя Василия Великого) прелюбодеям положена епитимия в 15 лет отлучения от Церкви. Впрочем, она может быть сокращена до 7 лет, если согрешившие в течение этого срока со слезами покаются.

Полезные материалы

Однако, надо сказать, что вышеприведенное «классическое» определение прелюбодеяния в наше чрезвычайно блудное время существенно «устарело». Это также отчасти учитывается каноническими правилами Православной Церкви. Так 4-е правило святителя Григория Нисского относит к прелюбодеянию скотоложство и мужеложство. Впрочем, сейчас и этого недостаточно, поскольку ныне существуют и другие, крайне извращённые формы прелюбодеяния, например, так называемое, свингерство.

Что такое прелюбодеяние?

Измена

Это интимная связь до брака, а также во браке, но с другим человеком.

То есть, когда Господь говорит: «Не прелюбодействуй», это означает:

  • нельзя вступать в интимную связь со своей девушкой (парнем), невестой (женихом);
  • нельзя изменять супругу (супруге).

Кроме того, современные святые отцы считают: если человек разводится со своей законной супругой (особенно если они были обвенчаны в церкви), он как бы отпускает ее от себя ради прелюбодеяния, ведь она в 90% случаев найдет себе другого мужчину. Но и этот человек не менее грешен, ведь он тоже наверняка вступит в новые отношения. Ну и, конечно, брак с разведенной женщиной — тоже неправильно, ведь она уже «принадлежит» другому мужчине, брак с которым благословил Господь.

Греховными действиями также считаются: рукоблудие, мужеложество, блуд (интимные отношение без брака), разврат (последнее слово означает людей, которые часто предаются интимным утехам с разными партнерами, и эти «союзы», разумеется, не бывают брачными).

Это только физические действия?

Взгляд

Нет! Евангелист Матфей так записал слова своего учителя: «Всякий, кто смотрит на женщину (чужую) с желанием, уже прелюбодействовал с нею в своем сердце».

Христос не был против общения между противоположным полом (не зря среди его учеников и приверженцев были Мария Магдалина и другие женщины), но относился негативно к вожделению, то есть желанию обладать не принадлежащей тебе женщиной.

Да, если посмотреть на тему прелюбодеяния под таким углом, получается, что «физических» изменщиков мало, но настоящих грешников много. Но это действительно так. Все наши беды и несчастья идут от нечистых помыслов.

Именно по этой причине церковь не одобряет слишком откровенных картин, фильмов с интимными сценами и так далее. Ведь при просмотре таких фильмов трудно удержаться и не начать мечтать о симпатичной актрисе или актере… А это душевная «грязь», которую нужно смывать с души молитвой.

Почему вожделение опасно? Если замужний мужчина или женщина начинает рассматривать чужого ему человека вожделенным взглядом, тем самым он (она) начинает подламывать свой собственный брак. В наши дни многие легко разводятся и пытаются отыскать кого-то красивее, успешнее, одним словом, «лучше». Но мало у кого получается создать отношения лучше прежних, ведь все свои проблемы он (она) переносит в будущие отношения, и все начинается по новой.

использованная литература

  1. Бытие 12:17 (NIV)
  2. Бытие 12: 18-19 (ESV)
  3. Бытие 20: 3 (ESV)
  4. Бытие 26:10 (ESV)
  5. Бытие 39:10 (ESV)
  6. Бытие 39:20
  7. Бытие 40: 1 и 41: 1
  8. Исход 20:12, Второзаконие 4:13
  9. ^ абc
    Мицвох N355 по приказу Сефера Хамицвоса из Рамбама
  10. Числа 5: 11-31
  11. ^ аб
    Левит 20:10
  12. Второзаконие 17: 6
  13. Второзаконие 22: 22-23
  14. Второзаконие 22: 28-29,
  15. Левит 18: 6-25, 19:29, 19:29, 20: 11-20, 21: 9
  16. CCN133 в Краткая книга заповедей Хафца Хаима
    , 1990. Нью-Йорк: Feldheim Publishers. ISBN 1-58330-381-2
  17. ^ аб
    Второзаконие 22: 13-21
  18. ^ аб
    Второзаконие 22: 25-27
  19. Второзаконие 5:18
  20. См. Псалом 51, NIV Изучение Библии, комментарий на 2 Царств 12:13.
  21. 2 Царств 12:10, 11, 14
  22. Притчи 5,7 и большая часть Притч 6
  23. Притчи 5: 8
  24. Притчи 2: 16-19 (ESV)
  25. Иеремия 3: 6-9, 5: 7, Иезекииль 16:38, 23:37, Осия 1: 2
  26. ^ аб
    Иеремия 3: 8
  27. Иеремия 5: 7, 23:14, 29:23, Осия 4:13, 15
  28. Моисей Маймонид, Путеводитель для недоумевших
    1904 г. (четвертое издание) переведено с арабского оригинала М. Фридландером. Нью-Йорк: E.P. Даттон и Компания
  29. см. также Второзаконие 22: 13-21.
  30. Левит 18:20
  31. Мицвох N347 по приказу Сефера Хамицвоса из Рамбама
  32. CCN124 в Краткая книга заповедей Хафца Хаима
    1990 Нью-Йорк: Feldheim Publishers ISBN 1-58330-381-2
  33. Второзаконие 23:18
  34. CCN133 в Краткая книга заповедей Хафца Хаима
    1990 Нью-Йорк: Feldheim Publishers ISBN 1-58330-381-2
  35. Числа 5: 11-31, Isaacs RH, Руководство по еврейской сексуальности для каждого человека
    , Издательство Джейсона Аронсона, 2000. ISBN 0-7657-6118-1, стр.74-75.
  36. Левит 20:10; Второзаконие 17: 6; Руководство по еврейской сексуальности для каждого человека
    С. 75-76.
  37. Статья Еврейской энциклопедии о супружеской неверности
  38. Санхедрин 41а
  39. Соа 6: 1
  40. Маймонид, «Яд ха-Хазахах, Ишут», 24: 6.
  41. Соа 5: 1
  42. Смотрите также Статья Еврейской энциклопедии о супружеской неверности
  43. Синедрион 74а
  44. Грец, Генрих. История евреев
    , 2002. Wipf & Stock Publishers, ISBN 1-57910-893-8
  45. Руководство по еврейской сексуальности для каждого человека
    , стр.44-46.
  46. Матфея 19:18, Марка 10:19
  47. Матфея 5:28 (NASB)
  48. Марка 7: 21-23 (НАБ), см. Также Матфея 15: 19-20
  49. Исход 20:17, Второзаконие 5:21, св. Фома Аквинский, Catena Aurea — Евангелие от Матфея
    , Лондон: J.G.F. и Дж. Ривингтон. читать онлайн
  50. Матфея 19: 6 (ESV)
  51. Матфея 19: 9, Марка 10: 11,12, Луки 16:18
  52. (1 Коринфянам 7: 10–15 RSV)
  53. Папа Иоанн Павел II, «Содержание заповеди: не прелюбодействуй», для широкой аудитории, 13 августа 1980 г.
  54. Джонсон Б.В. Комментарий к Новому Завету, т. III- Иоанн
    , 1886. Христианский совет по публикациям, Сент-Луис, Миссури. читать онлайн
  55. Иоанна 8:11 (ESV)
  56. См. Также 1 Фессалоникийцам 4: 3-7.
  57. 1 Коринфянам 7: 3-4 (ESV)
  58. 1 Коринфянам 7: 5 (NASB)
  59. 1 Коринфянам 7: 1,8,28,32-34
  60. 1 Коринфянам 7: 7
  61. 1 Коринфянам 7: 2,5,9
  62. Катехизис католической церкви
    , 2335
  63. Катехизис католической церкви
    , 2335, 2360-2363, 2366
  64. Катехизис католической церкви
    , 2348-2349
  65. Катехизис католической церкви
    , 2336
  66. Катехизис католической церкви
    , 2354
  67. Катехизис католической церкви
    , 2207
  68. Комментарий Мэтью Генри ко всей Библии, комментарий к Исход 20:14 читать онлайн
  69. Комментарий Мэтью Генри ко всей Библии, комментарии к Евреям 13: 4 читать онлайн
  70. Комментарий Джона Уэсли на всю Библию, комментарии к Евреям 13: 4 читать онлайн
  71. ^ аб
    читать онлайн
  72. Грин, Эмма. «Совершишь прелюбодеяние», Атлантический океан
    , 23 октября 2015 г.

Но даже брачные отношения не всегда бывают без греха

Христос воскрес

Из-за современных нравов вещи, которые многие считают естественными и обычными, перестали считаться греховными. А между тем…

  • Женонеистовство, или совокупление со своей женщиной неправильным способом, — грех, причем очень тяжкий. Имеется в виду совокупление, напоминающее мужеложество.
  • Оральный секс — грех, за который нужно нести епитимию.
  • Прикосновение к тайным местам тела своего супруга (супруги) церковь тоже не приветствует. Более того: некоторые батюшки не одобряют даже христосования во время Пасхи, ведь такие вроде бы невинные поцелуи люди могут использовать, чтобы греховно прикасаться к другим людям (например, если христосуются кумовья, соседи и так далее).
  • Наконец, искушение во сне, когда дьявол навевает слишком сладострастные сны, — это, конечно, не страшный грех, но в покаянной молитве о нем нужно упомянуть обязательно.

Библейский брак — это союз двух людей на всю жизнь, освященный Господом. И если кто-то из них дает слабину (ибо все мы не без греха), он должен покаяться и начать работать над собой. Ибо настоящий брак не дается даром, это результат долгого и кропотливого труда. Но если у вас получилось создать гармоничную семью, она того стоит! А Господь поможет поддержать в трудные минуты и направить вас на путь истинный.

Вы боитесь, что грех прелюбодеяния может вот-вот коснуться вас? Церковь может помочь! В этом видео вы можете услышать много православных молитв, которые защитят вас от блуда.

ислам

Заповедь избегать прелюбодеяния упоминается в Сурат Аль-Исра:

И никогда не приближайтесь к прелюбодеянию; это было неправильным и плохим преследованием. (وَلَا تَقْرَبُوا ٱلزِّنَى ۖ إِنَّهُ كَانَ فَاحِشَةً وَسَاءَ سَبِيلًا)

— Коран 17:32

В Посланник Аллаха сказал, что человек неверующий, пока он или она совершает греховный половой акт.

Никогда прелюбодейный прелюбодей, прелюбодействующий, не является верующим. (لَا يَزْنِي الزَّانِي حِينَ يَزْنِي وَهُوَ مُؤْمِنٌ)

— Сунан ан-Насаи 5659

Высказывания святых отцов

Напоследок, приведу несколько высказываний святых отцов о грехе прелюбодеяния:

«Если… кто-нибудь будет иметь жену, верную в Господе, и найдет ее в прелюбодеянии, то грешит ли муж, если живет с нею?.. Доколе не знает греха ее, муж не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе своей жены и она не покается, но будет оставаться в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, если будет жить с нею, и сделается участником в ее прелюбодействе.

Что же делать… если жена будет оставаться в своем пороке? Пусть муж отпустит ее, а сам остается один. Если же, отпустивши свою жену, возьмет другую, то и сам прелюбодействует. Что же… если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то не должна ли быть принята мужем ее?..

Если не примет ее муж, он грешит и допускает себе грех великий; должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Такой образ действия одинаково относится как к мужу, так и к жене (св. Ерм, 94, 183—184).

***

…Прелюбодейство не в том только, если кто оскверняет плоть свою; прелюбодействует и тот, который делает свойственное язычникам. И если кто пребывает в таких делах и не раскается, то удаляйся от обращения с ним, иначе и ты будешь причастен греху его (св. Ерм, 94, 184).

***

…Любодеяние воспламеняется сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление (свт. Василий Великий, 5, 162).

***

…Жена, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержных, уже любодействова в сердце своем (ср.: Мф. 5, 28) (свт. Василий Великий, 6, 106).

***

…Если муж, отказавшийся от жены, перешел к другой, то и он прелюбодей, потому что жену доводит до прелюбодейства, и живущая с ним вместе есть прелюбодейца, потому что отвлекла к себе чужого мужа (свт. Василий Великий, 11, 13).

***

…Оставившая мужа, если перешла к другому, есть прелюбодейца; а оставленный женою муж достоин извинения, и живущая с ним вместе не осуждается (свт. Василий Великий, 11, 13).

***

Если муж отлучился и не является, то жена его, прежде удостоверения о смерти его вступившая в сожитие с другим, прелюбодействует (свт. Василий Великий, 11, 45).

***

Живущая с прелюбодеем во все это время есть прелюбодейца (свт. Василий Великий, 11, 46).

***

Горе прелюбодею! Оскверняет он брачную одежду и со стыдом изгоняется из Царского Брачного Чертога (прп. Ефрем Сирин, 30, 72).

***

…Прелюбодеяние искореняет в себе <�тот>, кто око обращает долу, а душу ко Господу; а кто возобладал над чревом, тот возобладал и над взором (прп. Ефрем Сирин, 31, 228).

***

И тать, и прелюбодей чувствуют стыд, когда видит их один человек; в каком же стыде должны предстать там, когда будут взирать на них и небо и земля! (прп. Ефрем Сирин, 33, 101).

***

Совершенно удалите от себя прелюбодейства и лжесвидетельства; потому что в ров погибели ввергают они тех, которые делаются в них виновными (прп. Ефрем Сирин, 33, 114).

***

Не затаивай в себе прелюбодейной любви к миру; а затаивает ее тот, кто дал в себе место хотя тонкому корню порока; от этого корня раскинется туда и сюда множество ветвистых стеблей (свт. Григорий Богослов, 16, 88-89).

***

По учению нашего закона не должно с похотливым желанием и очей устремлять на чужую жену, потому что бесстыдный взор — начало бесстыдной любви, и только избегающий такого взора избежит и греха. Как же ты, открывающая перед мужчинами пояс любви, сохранишь себя вдалеке от греха прелюбодеяния? (свт. Григорий Богослов, 16, 234).

***

…Взирающий на женщину ко еже вожделети ея (Мф. 5, 28), будет ли он тем или другим <�мирянином или монахом>, одинаково будет наказан за это прелюбодеяние (свт. Иоанн Златоуст, 44, 107).

***

…Любодеяние состоит не только в соитии или совокуплении телесном, но и в бесстыдном взгляде (свт. Иоанн Златоуст, 45, 352).

***

Вина прелюбодеяния зависит не только от тех, которым наносится позор, но и от тех, которые наносят его (свт. Иоанн Златоуст, 46, 209—210).

***

Если предающиеся блуду прежде брака осуждаются и наказываются… то тем более — после брака… потому что это дело не только блуд, но признается и прелюбодеянием; это тяжелее всякого греха (свт. Иоанн Златоуст, 46, 214).

***

Когда муж обращается сердцем к другой, то, разделяясь в душе и управляемый уже самим диаволом, наполняет свой дом всякою скорбию. А если и жена увлечется подобною же страстью, то все, так сказать, до самого дна перевертывается: скрывая друг от друга, один подозревает жену, другая — мужа; там, где надлежало быть согласию и единению, люди, которые должны быть плоть едина (см.: Мф. 19, 5)… доходят до такого разъединения между собою, как будто бы уже совсем разведены были (свт. Иоанн Златоуст, 47, 596).

***

Тягчайшее наказание, непростительный грех, если, имея дома у себя жену, (муж) оскверняет себя с блудницами и творит прелюбодеяние… Отсюда — распри, ругательства, разорение домов и ежедневные ссоры,., (свт. Иоанн Златоуст, 47, 789).

***

Искушения этого греха <�любострастия> сильны, и ничто так не волнует этого <�юношеского> возраста, как эта страсть. Поэтому оградим их отвсюду советами, увещаниями, страхом и угрозами (свт. Иоанн Златоуст, 47, 800).

***

Для чего ты занимаешься чужой красотой? Для чего засматриваешься не на твое лицо? Для чего стремишься в пропасть? Для чего ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза; прикрывай свое зрение; положи закон очам своим; послушай Христа, Который, угрожая, поставляет бесстыдный взгляд наравне с прелюбодеянием (см.: Мф. 5, 28) (свт. Иоанн Златоуст, 48, 182).

***

Что пользы в удовольствии, если оно рождает червей, если подвергает предающегося ему непрестанному страху, вечному мучению? Не гораздо ли лучше, немного воздержав силу своих помыслов, сподобиться вечной радости, нежели за малое удовлетворение порочных пожеланий мучиться бесконечно? (свт. Иоанн Златоуст, 48, 182).

***

…Пусть не входит в Церковь никто из предающихся этому прелюбодеянию, но пусть будет он отвержен и вами и станет общим врагом (свт. Иоанн Златоуст, 49, 566).

***

Кто любит тот больше всего сам возжигает в себе пламя страсти и, делая душу пленницею страсти, скоро затем приступает и к совершению пожелания (свт. Иоанн Златоуст, 50, 191).

***

…Кто привык засматриваться на телесную красоту, уловлять прелестные взоры, услаждать таким зрелищем свою душу и не сводить глаз с миловидных лиц, тот уже любодействует (свт. Иоанн Златоуст, 50, 191).

***

Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее: этого не воспрещает никакой закон. Если же ты будешь назирать чужую красоту, то оскорбишь и жену свою, отвращая от нее глаза свои, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону (свт. Иоанн Златоуст, 50, 193).

***

Не говори: что в том, если я пристально посмотрю на красивую женщину? Если ты в сердце учинишь прелюбодеяние, то скоро осмелишься сделать это и плотию (свт. Иоанн Златоуст, 50, 859).

***

Если многие и от своей жены воздерживаются, когда наступает время поста или время молитвы, то какой огонь собирает себе тот, кто не довольствуется даже своею (женою), но имеет еще связь и с другою? (свт. Иоанн Златоуст, 51, 426).

***

Если через сожитие (муж и жена) составляют одно тело, то и живущий с блудницею необходимо становится одним с нею телом (свт. Иоанн Златоуст, 51, 427).

***

…<�Корень> прелюбодеяния — похотливый взгляд глаз (свт. Иоанн Златоуст, 53, 805).

***

…(Прелюбодеяние) не есть следствие стремления к совокуплению, а следствие тщеславия, чувственного раздражения и чрезмерного сладострастия (свт. Иоанн Златоуст, 54, 19).

***

Как в прелюбодеянии одинаково виновен, совершит ли его кто-нибудь с женою царя, или с женою бедного, или с женою раба, потому что грех судится не по различию лиц, но по злому расположению решившегося на это… И даже я назвал бы скорее прелюбодеем того, кто совершает прелюбодеяние с какою-нибудь незначительною женщиною, нежели — с самою царицею, потому что здесь богатство, красота и многое другое могли служить обольщением, — а там нет ничего такого, и, следовательно, там прелюбодеяние бывает гораздо более (свт. Иоанн Златоуст, 54, 778).

***

Беги прелюбодеяния, помня, что, впадая в него, то сразу и нарушителем закона являешься, и тело свое убиваешь, и себя срамишь, и душу свою подвергаешь мучениям, и род свой бесчестишь, и Бога прогневляешь (свт. Иоанн Златоуст, 54, 953)

***

…Прелюбодейство… нарушает условия брака, унижает благородство детей, расторгает родственные связи и расстраивает всю жизнь человеческую (прп. Исидор Пелусиот, 61, 132).

***

…<�Блудный> муж против супруги своей… во свое тело согрешает (1 Кор. 6, 18), а блудодействующая жена во свое же тело согрешает, т. е. против мужа, соделавшегося ее телом. Почему другие грехи суть кроме собственного своего тела, по закону составленною воедино. Ибо если муж нарушит клятву, или убьет, или украдет, или что другое тяжкое сделает, грех не простирается на жену, равно как если и жена убьет, или нарушит клятву, грех не переходит на мужа; один блуд касается супружеского сожительства и союза, и каждый из супругов наносит другому обиду, если впадает в блуд. Он делает подозрительною законность детей, и весь дом колеблет в самом основании. Почему и Христос сказал, что мужу необходимо терпеть все недостатки жены, потому что не к нему они относятся, и только за один блуд повелел изгонять от себя жену (см.: Мф. 19, 9); так как обида сия простирается на супруга (прп. Исидор Пелусиот, 62, 40—41)».

Прот. Георгий Городенцев

Похожие статьи

Спасибо, что дочитали до конца!

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Является ли грехом встречаться с женатым мужчиной или замужней женщиной?

Рассмотрим еще несколько вопросов по данной теме. Спрашивают: «Является ли грехом встречаться с женатым мужчиной или замужней женщиной»? Ответ: смотря какого рода эти встречи. Если это дружеское общение, например, с бывшим одноклассником, или деловые встречи и т.п., то здесь никакого греха нет.

Но как только у хотя бы у одного из встречающихся возникает половое влечение к другому – это уже грех. Поэтому такое общение надо немедленно прекратить. Иначе греховно развиваясь, оно, рано или поздно, превратится в классическое прелюбодеяние.

Что делать в случае влюбленности в человека, уже состоящего в браке?

Вопрос: «Что делать в случае влюбленности в человека, уже состоящего в браке»? Подобно вышесказанному, следует прекратить все встречи с этим человеком и оборвать все контакты с ним. В противном случае все также, скорее сего, закончится прелюбодеянием, и это для обоих будет очень плохо и противно!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: