Клейма на меднолитых иконах, распятиях и складнях


Крест с изображением распятого Иисуса Христа принято сокращённо называть распятием. При этом равно называют распятием что четырёхгранный, что шестигранный, что восьмигранный крест, независимо от угла наклона нижней перекладины. Помимо тела Сына Божьего на религиозной памятке можно увидеть различного рода надписи и аббревиатуры. В большинстве случаев верующие не могут самостоятельно расшифровать данные сокращения. Дабы не оставлять читателей в неведении, мы приведём расшифровку наиболее часто употребляемых выражений.

Что такое Голгофский крест?

Голгофский крест является одним из древнейших начертаний креста. … На кресте изображены сам крест, на котором распяли Христа, гора Голгофа, на которой случилась казнь, Голова Адама — череп, находящийся в пещере внутри горы, орудия казни, а так же надписи, которые объясняют картину распятия.

Интересные материалы:

Сколько можно удерживать из зарплаты по исполнительному листу? Сколько можно удерживать из зарплаты по судебному приказу? Сколько можно высчитывать из зарплаты? Сколько отчисляется с зарплаты? Сколько отчисляют в Пенсионный фонд с зарплаты Украина? Сколько по закону работодатель может задерживать зарплату? Сколько процентов могут удерживать с зарплаты? Сколько процентов от зарплаты алименты на двоих детей? Сколько процентов от зарплаты алименты в Казахстане? Сколько процентов от зарплаты декретный отпуск?

Христианская символика

Вплоть до VI века н. э. символом христианства считалось схематическое изображение рыбы. Данный знак был аллюзией на «ловцов душ» – проповедников Слова Божьего. Лишь позднее, когда Учение материализовалось в Евангелия и Библию, с увеличением христианских деноминаций, свою принадлежность к Церкви Христовой верующие стали обозначать через крест и распятие. Примечательно, что в некоторых странах сосуществуют несколько христианских конфессий. Так, в Украине существует как минимум три православных церкви – Московского патриархата, Киевского патриархата, Украинская автокефальная, – а также ряд более мелких образований.

Четырёхгранный крест принято считать католическим, в то самое время как шестигранный (с нижней или верхней перекладиной) и восьмигранный относят к православной символике. Именно на верхней короткой перекладине по велению Понтия Пилата были написаны не прегрешения Иисуса, а буквы INRI – IESVS NAZARENVS REX IVDÆORVM. На древнеславянском это будет аббревиатура ІНЦІ или ИНЦИ – Иисус Назорей Царь Иудейский. На задней стороне планки обычно пишут слова «Спаси и сохрани».

Табличка с Креста Господня в Риме: святыня или подделка?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Обретение Животворящего Креста Господня состоялось в 326 году, когда византийская императрица Елена, мать равноапостольного царя Константина,произвела раскопки в Иерусалиме на месте распятия Христа. В стороне от Креста была обнаружена и табличка, на которой Понтий Пилат записал Христа как Царя Иудейского.

Табличку – титло – и часть обретенного Креста – гвозди, шипы от тернового венца – а также землю с Голгофы святая Елена увезла с собой в Рим.

Сегодня эти святыни хранятся в базилике Честного и Животворящего Креста Господня (Санта-Кроче-ин-Джерусалемме), возведенной императором Константином после смерти матери. Однако мнения ученых по поводу подлинности титла до сих пор расходятся.

Мы попросили Тимофея Китниса,историка и руководителя Паломнического центра апостола Фомы в Европе, подробнее рассказать о научных исследованиях титла и их результатах.

Фото https://www.romeacrosseurope.com/

Фото https://www.romeacrosseurope.com/

Святая Елена расположила реликвии, которые привезла с собой со Святой Земли, в своей домашней часовне, где после ее смерти возникает храм Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Однако, как это часто случалось в Средневековье, святыни неоднократно приходилось прятать или переносить в другие места.Иногда прятали так надежно, что, к примеру, в Трире хитон Господа был обнаружен только тогда, когда собор перестраивался.Поэтому неудивительно, что титло было обнаружено только в 1492 году. На нем была запись с печатью папы Римского Луция II (правившего в 1144–1145 годах), подтверждающая подлинность святыни, а в 1496 году признал титло подлинным уже папа Римский Александр VI.

Впервые титло было исследовано в 1995 году историком Марией-Луизой Ригато из Католического университета. Она его впервые сфотографировала, взвесила. Она выяснила, что, скорее всего, табличка выполнена из орехового дерева; ее точный вес – 687 г, длина – 25 см, ширина – 14 см, толщина – 2,6 см. Так как дощечка очень древняя, она поражена грибком, изъедена жуками и червями.

Что представляло собой титло? Это деревянная дощечка, на которой частично сохранилась надпись, о которой говорит каждый евангелист, правда,несколько по-разному: в одном случае «Царь Иудейский» (Мк. 15: 26), в другом – «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (Ин. 19: 19) , и так далее. На титле сегодня достаточно четко можно прочитать слова «Назарянин Царь», написанные на латыни и на греческом языках, но третьей надписи на еврейском языке практически не видно. Некоторые ученые считают, что на самом деле, никакого иудейского шрифта в этих «закорючках» нет. Однако графическая экспертиза доказала обратное.

Фото https://it.wikipedia.org

Фото

В 1998 году немецкий ученый Михаель Хеземанн провел графическое исследование титла и пришел к выводу, что шрифт, которым сделаны надписи, относится именно к первому столетию нашей эры. Хеземанн – а также группа палеонтологов-лингвистов из израильских университетов, Мария-Луиза Ригата, известный папиролог Карстен Петер Тид и другие ученые – подтвердили это на аудиенции у папы Римского Иоанна Павла II.

Однако затем был проведен радиоуглеродный анализ, который дал совершенно другие показатели и отнес титло не ранее, чем к X веку. Но стоит заметить, что, по утверждению многих ученых, радиоуглеродный анализ оказывается эффективным лишь в том случае, если исследуемый артефакт все время находится на одном месте, никуда не перемещаясь, не подвергаясь солнечным лучам, и прочее. Иначе результаты будут некорректны – что, скорее всего, и произошло с немало покочевавшим титлом.

Исходя из всего этого, мы видим, насколько разнятся мнения ученого мира по поводу титла. Многие из них считают титло подделкой. Часть ученых считает, это титло, безусловно, тем самым титлом, которое святая Елена обнаружила в Иерусалиме. И Католическая Церковь официально поддерживает эту позицию.

Факты, действительно, различные, но вера остается верой. Видимо, так устроил Господь, что какой объект веры мы бы не взяли – даже евангельские тексты – мы не дадим стопроцентные гарантии его подлинности. Могло ли такое быть, что титло было обнаружено святой Еленой вместе с Животворящим Крестом? Конечно, могло. По той простой причине, что эта святыня упоминается, как и терновый венец, как и Честной Животворящий Крест, у всех евангелистов. Причем апостол Иоанн даже рассказывает о препирательствах между иудеями и Понтием Пилатом: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же иудейские сказали Пилату: “Не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский”. Пилат отвечал: “Что я написал, то написал”» (Ин. 19: 19–22).

Почему для евангелистов так важна эта надпись? Потому что благодаря ей совершилось невольное исповедание Христа как Царя. Даже несмотря на то, что Иисус Христос был оклеветан и осужден, Правда Божия таким образом показала, что распяли все-таки Царя. И все орудия смерти – крест, гвоздия, копие, терновый венец, табличка с надписью – становятся не орудием позорной и ужасной казни, а символом победы жизни над смертью.Важно это было и для святой Елены.

базилика креста

Базилика Са́нта-Кро́че-ин-Джерусале́мме, фото https://ru.wikipedia.org

Распятие на кресте – это вид наказания, которому подвергались узники, не имевшие римского гражданства: бежавшие рабы, люди, совершившие уголовные преступления – а в иудейской традиции эта казнь была не только страшной, но и унизительной. После того, как тело снимали, кресты и все, что с ними связано, закапывали в землю. Поэтому неудивительно, что при Кресте равноапостольная Елена обнаружила и упоминаемую евангелистами таблицу.

Когда распяли Христа по Библии?

Общепризнанным считается, что Иисуса Христа распяли в пятницу, а воскрес Он рано утром в первый день недели Иудейской, ныне воскресенье. Между пятницей и воскресеньем две ночи, то есть не достаёт одной ночи.

Интересные материалы:

Как найти площадь прямоугольного треугольника 3класс? Как найти плотность населения пример? Как найти попугая на улице? Как найти последние сохраненные файлы? Как найти прокол в надувном матрасе? Как найти процент учеников? Как найти проверенных поставщиков? Как найти скрытую проводку под штукатуркой? Как найти скрытые фото на Ксиоми? Как найти скрытых подписчиков в инстаграме?

Крещеный русский – значит православный?

Крещение в Православной Церкви действительно делает человека православным христианином. Но…дальнейшее зависит о него самого, от его свободы и воли – захочет ли он остаться в спасительном христианстве, или, подобно блудному сыну уйдет «на сторону далече», чаще всего в губительные дебри атеизма или в другую религию.

Что касается утверждения: «Русский – значит православный» — оно ошибочно.

  1. Не каждый русский православный. Есть русские по национальности, которые исповедуют другие религии или атеисты.
  2. Православие исповедуют многие национальности: белорусы, украинцы, цыгане, молдаване, армяне, удмурты и другие. Они имеют свою замечательную культуру и традиции.

Но во Христе «нет ни эллина, ни иудея». Об этом заявляет Апостол Павел в своем послание к Галатам и эту же мысль повторяет, обращаясь позднее к гражданам Колосс:

…и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

(Кол. 3:10-11)

Что означает цвет куполов православных церквей

Обычно он означает то, в честь кого тот или иной храм создан.

  • Купола Троицких церквей часто имеют зеленый цвет, как и облачения храмов и священнослужителей в праздник Пресвятой Троицы.
  • Купола храмов, посвященных Божией Матери, имеют небесно-голубой цвет, ибо Она есть наше духовное небо.
  • Черный или коричневый цвет — цвет монашества, встречаются редко и украшают монастырские храмы.
  • Серебряными куполами увенчаны церкви, посвященные святым.
  • Многоцветные — напоминают православным о Небесном Иерусалиме.
  • Наконец, золотой — самый распространенный цвет, он соответствует цвету зрелости христианина, достигшего святости, такие купола украшают храмы и соборы, посвященные Иисусу Христу или великим Церковным праздникам.

Протоиерей Георгий Городенцев

Чем отличается православный от христианина?

Наименование христианин весьма почетно для человека. Ибо означает, что последний не только является последователем ИисусаХриста, но и находится в мистическом, таинственном соединении с Ним. Поэтому Священное Писание особо и подчеркивает то, когда, после проповеди апостолов, так впервые начали называться верующие:

«И ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11: 26), — выделяя последнее слово даже с большой буквы!

Вот насколько велико это наименование! Но кто же в наше время носит это имя?! Ведь существует масса христианских конфессий:

  • православные,
  • католики;
  • протестанты

Есть и заблудившиеся во взглядах, сектанты:

  • баптисты;
  • пятидесятники;
  • свидетели Иеговы;
  • множество прочих.

Но, заметим… никто из них в собственном наименовании не именует себя христианином.

Никто? Нет, это не совсем так. Если мы внимательно всмотримся в эти названия разных конфессий, то, зная законы русского языка, заметим, что все они, кроме одного, — это имена существительные. И только одно из них – прилагательное – слово «православные». И если существительное существует само по себе, то прилагательное надо к чему-то, к какому-то другому слову прилагать.

Мы же не говорим просто «зеленый», но уточняем: «зеленый лес; зеленый забор; зеленый карандаш» и т.д. Так точно и прилагательное «православный» обязательно предполагает уточнение – «христианин». Мы обычно не употребляем полностью это словосочетание – русский язык имеет особенность: сокращать слово, когда речь идет о предметах само собой разумеющихся. Но слово Христос — самое драгоценное для нас.

Отсюда со всей лингвистической необходимостью следует, что, во-первых, имя православный само собой подразумевает и почетное наименование христианин. И, во-вторых, получается, что православные именуют себя христианами, в отличие от других конфессий, кои носят наименования, в которых не заложено это почетное имя.

Что означает слово «воцерковленный»

Этот термин означает, так сказать, постепенное вхождение христианина в Церковь. Раньше это называлось и было оглашением человека в истинах христианства перед крещением.

Сейчас, из-за атеизма, воцерковление, как правило, — это знакомство того, кого крестили в детстве, с этими же истинами (догматическими, каноническими, богослужебными, обрядовыми и т.д.) в воскресной школе, на катехизических курсах или прямо в храме. Очень часто такое воцерковление происходит уже в зрелом, сознательном возрасте человека, после пребывания в атеизме.

Хорошо будет если наши воцерковляющие сами будут хорошо знакомы с теми христианскими истинами, в которых научены оглашать других. Будем же молиться о том, чтобы Господь просветил пастырей наших, сотворил их добрыми и грамотными наставниками.

Старец Николай Гурьянов

Старец Николай Гурьянов. (24 мая 1909, село Чудские Заходы, Санкт-Петербургская губерния — 24 августа 2002, Остров-Залит, Псковская область). Протоиерей. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конца XX — начала XXI веков. Поэт

Дополнительная символика

В качестве дополнительных символов на распятии можно увидеть такие:

Полукруг у подножия креста, иногда обозначаемый буквами «ГГ». Он отождествляет Гору Голгофу, о чём и свидетельствует аббревиатура. Здесь же часто можно увидеть череп с двумя перекрещёнными берцовыми костями. Символически он означает Смерть, принятую на кресте. Но существует и другое объяснение этих сакральных символов. Поскольку именно на Голгофе покоятся останки первых людей – Адама и Евы – то стекающая кровь с ран Христа смывает их первородный грех и очищает всё человечество от него. Надпись «ГА» рядом с костными останками соответственно означает «Голова Адама».

Расходящиеся от основания креста две диагональные линии. Символически они означают копьё, которым римский воин Лонгин нанёс рану в грудную клетку висевшего на кресте мученика, но до сердца не достал, и посох, на который опирался Иисус, неся тяжкую ношу (перекладину от креста) на Голгофу. По обеим сторонам от этих диагональных линий иногда можно прочесть буквы «К» и «Т» – первые буквы в названии страстных орудий – копья и трости.

Нижняя перекладина, как правило, скошена. Согласно Евангелиям смерть на Голгофе вместе с Христом приняли два разбойника. Один из них при жизни уверовал в Спасителя и раскаялся в содеянных грехах. Второй же пренебрежительно отозвался об Иисусе. Потому перекладина вознесённая вверх указывает, что Дисмас, благоразумный разбойник, отправился вслед за Иисусом на Небеса, а Гестас, безумный разбойник, последовал в Ад.

Зачем православным покаяние

Оно необходимо для того, чтобы очищать себя от тех грехов, кои мы все же совершаем. Конечно, христианин стремится не грешить, но мы духовно немощные, поэтому и не замечаем, как впадаем в те или иные прегрешения. Посему и нуждаемся в покаянии, которое эти грехи очищает и искореняет.

Некоторые неразумные люди, особенно из числа атеистов, придумали такой силлогизм. Мол, «если не согрешишь, то не покаешься; если не покаешься, то не спасешься, — следовательно, чтобы спастись надобно грешить».

Мне, как священнику, выступающему с проповедью в различных аудиториях, не раз приходилось сталкиваться с этим силлогизмом. В ответ на него я обычно спрашиваю такого вопрошающего:

— А вы моетесь в бане, под душем или принимаете ванну?

Молоденькие девушки при этом почему-то смущаются, но все же, немного покраснев, выдают свою «страшную тайну», — да, моемся.

Тогда следующий вопрос:

— А зачем вы это делаете? Ведь если не испачкаешься, то не помоешься. А не помоешься, не будешь чистым, значит что, специально пачкаться надо, чтобы быть чистым?

Логика здесь та же самая, что в оном атеистическом силлогизме. А в чем здесь подвох?

А в том, что человеку вовсе не надо специально пачкаться, чтобы быть грязным. Обычно дело: потеем, к потному телу прилипает грязь, садится пыль… Проходит день — и пора мыться.

Так и человеческая душа. Она вовсе не стремится грешить, но… случайно посмотрел куда не надо; сказал что-то не то; сделал что-то не так… И проходит не один день, а несколько или неделя, и нам, верующим уже надобно бежать на исповедь в храм, чтобы там принести покаяние хотя бы в этих повседневных грехах. Не говоря уже о том, что по действию диавола, соблазнам мира и немощности нашей греховной плоти бывают и куда более серьезные грехопадения. Кои тем более надобно омывать покаянием!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: