ПРОРОЧЕСТВО ОТКРОВЕНИЕ, ГЛАВЫ 13. 14, 15, 16, 17, 18, 19


Структура

  • Зверь из моря (1-10) Дракон дает Первому зверю власть (2)
  • Первый зверь исцеляется от раны (3)
  • Поклонение Первому зверю (4)
  • Сражение со святыми (7)
  • Зверь из земли (11-18)
      Поклонение Первому зверю (12)
  • Второй зверь совершает чудеса (13)
  • Второй зверь делает образ Первого зверя (14)
  • Поклонение образу Первого зверя (15)
  • Печать антихриста, Число зверя (16-18)
  • Первая часть первого стиха этой главы «И стал я на песке морском»

    (13:1) в Синодальном, большинстве английских переводов и проч., оказалась ошибочно. В исходном варианте, см. например, современный перевод на русский язык, это — последний стих предыдущей главы с другой семантикой — «
    И стал дракон на берегу моря
    » (12:18), что является ошибкой какого-то раннего переписчика.

    ОТКР 13

    Библия. Новый Завет. Откровение Иоанна Богослова. Глава 13

    Свернуть | Скрыть русский перевод | Скрыть церковнославянский перевод

    Главы: 13

    1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.1 И стах на песце морстем: и видех из моря зверя исходяща, имуща глав седмь и рогов десять, и на розех его венец десять, а на главах его имена хулна.
    2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.2 Зверь, егоже видех, бе подобен рыси, и нозе ему яко медведи, и уста его яко уста львова: и даде ему змий силу свою и престол свой и область великую.
    3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,3 И видех едину от глав его яко заколену в смерть, и язва смерти его изцеле. И чудися вся земля вслед зверя, и поклонишася змию, иже даде область зверю,
    4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?4 и поклонишася зверю, глаголюще: кто подобен зверю и кто может ратоватися с ним;
    5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.5 И дана быша ему уста глаголюща велика и хулна, и дана бысть ему область творити месяц четыредесять два.
    6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.6 И отверзе уста своя в хуление к Богу, хулити имя Его и селение Его и живущыя на небеси.
    7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.7 И дано бысть ему брань творити со святыми и победити я: и дана бысть ему область на всяцем колене (людий) и на языцех и племенех.
    8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.8 И поклонятся ему вси живущии на земли, имже не написана суть имена в книгах животных Агнца заколенаго от сложения мира.
    9 Кто имеет ухо, да слышит.9 Аще кто имать ухо, да слышит.
    10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.10 Иже аще в пленение ведет, в пленение пойдет: аще кто оружием убиет, подобает ему оружием убиену быти. Зде есть терпение и вера святых.
    11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.11 И видех инаго зверя восходящаго от земли, и имеяше рога два, подобна агнчым, и глаголаше яко змий.
    12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;12 И власть перваго зверя всю творяше пред ним: и творяше землю и вся живущыя на ней поклонитися первому зверю, емуже изцелена бысть язва смертная:
    13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.13 и сотвори чудеса велика, да и огнь сотворит сходити с небесе на землю пред человеки.
    14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.14 И льстит живущыя на земли, ради знамений, яже дана быша ему пред зверем творити, глаголя живущым на земли, сотворити образ зверю, иже имать язву оружную и жив бысть.
    15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.15 И дано бысть ему дати дух образу зверину, да проглаголет икона зверина и сотворит, да иже аще не поклонятся образу звериному, убиени будут.
    16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,16 И сотворит вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя, да даст им начертание на десней руце их или на челех их,
    17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.17 да никтоже возможет ни купити, ни продати, токмо кто имать начертание, или имя зверя, или число имене его.
    18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.18 Зде мудрость есть. Иже имать ум, да почтет число зверино: число бо человеческо есть, и число его шесть сот шестьдесят шесть.

    Свернуть | Скрыть русский перевод | Скрыть церковнославянский перевод

    Главы: 13

    Содержание

    Из моря выходит Зверь с 10 рогами и 7 головами, и 10 диадимами, похожий на барса (леопарда), с ногами, как у медведя и пастью льва. Красный Дракон (из прошлой главы) дает ему свою силу, престол и великую власть. Одна из его голов смертельно ранена, но ее исцеляют.

    После этого люди земли совершают поклонение Дракону, а затем — поклонение Зверю из моря. Этот зверь получает власть на 42 месяца. Он получает право хулить Бога, сразиться с народом Божьим и победить его. Ему поклоняются все жители земли, чьи имена не записаны в книгу Агнца.

    Затем из земли выходит второй Зверь — с рогами, как у Агнца, но говорящий как дракон. Его власть — от первого Зверя, он действует от его имени и заставляет всех жителей земли поклониться первому Зверю же. Зверь из земли совершает знамения и чудеса, а также приказывает людям сделать изображение Зверя из моря. Это изображение может убивать всех, кто ему не поклоняется. Зверь из земли заставляет всех поставить клеймо на правую руку или лоб — число зверя.

    Упомянуты

    • Звери Апокалипсиса Зверь, вышедший из моря (Первый зверь)
    • Зверь, вышедший из земли (Второй зверь)
  • Число зверя
  • Печать Антихриста
  • Откровение Иоанна Богослова. Апокалипсис

    Поиск по Библии*

    Для поиска по Библии на мобильном устройстве нажмите по ссылке

    Главы: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

    Глава 13

    1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. 2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. 3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, 4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? 5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. 6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. 7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. 8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. 9 Кто имеет ухо, да слышит. 10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых. 11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. 12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; 13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. 14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. 15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. 16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. 18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

    Все книги Библи ✝Наверх ↑Следующая >>
    Теги: ОТКРОВЕНИЕ Иоанна БОГОСЛОВА, Апокалипсис, святого апостола, читать онлайн, Библия, НОВЫЙ завет
    * Яндекс Поиск ведется не по всем главам Библии, а только тем главам ( страницам данного сайта ), которые включены роботом Яндекс в Поиск

    Толкование

    Море, водная стихия, является символом богоборческих начал; человек, стоящий на его берегу — стоит словно на берегу бездны, из которой приходят сатанинские силы. Срок в 42 месяца — очередная цифра, заимствованная из апокалиптических книг, из апокрифов и Книги Даниила (Дан 7,25; 8,9-14), см. Время, времена и полувремени, она обозначает некий период гонения на Церковь, который все-таки будет иметь конец.

    Сброшенный с небес в предыдущей главе Сатана, зная, что его время коротко, пытается причинить как можно больше вреда и для этого передает свою власть и силу Первому зверю.

    Образ «зверя» встречается еще в Ветхом Завете для обозначения «царства» (Дан. 7:23). Эта параллель усиливается упоминанием того факта, что у Первого зверя Апокалипсиса и зверя из пророчества Даниила по 10 рогов (Дан. 7:7). 10 рогов имеет и Красный Дракон (Отк. 12:3). Далее у Даниила и в Апокалипсисе 10 рогов означают соответствующее количество царей (Дан. 7:24; Отк. 17:12).

    Существуют различные мнения относительно того, кого следует подразумевать под этими зверями. Наиболее распространённые версии:

    • звери представляют собой сатану и Антихриста или же лжепророка; первый из них — Антихрист, второй — его помощник или ученик;
    • звери представляют собой власть языческого Рима (в богословии претеризма); первый из них — папство, второй — власть, которая поддерживает его
    • В раннем христианстве преобладали версии о связи этого пророчества с другими пророчествами об Антихристе. Версия о папстве была разработана протестантами во время Реформации в рамках богословской школы историцизма. Позже эти пророчества были истолкованы католическими богословами (Франциско Ривера, (Мануэль Лакунза) как относящимися к будущему, к более отдалённым временам. Это истолкование получило название футуризм и приобрело популярность не только в среде католиков, но и в среде современных протестантов.

      В книге подчеркивается, что Первому зверю поклонились только те, чьи имена ранее не были записаны в Книге жизни у Агнца, то есть не всё человечество, а лишь неверущие в Христа.

      Зверь, вышедший из моря

      При описании Зверя автор книги использует выражения, восходящие к книге пророка Даниила, где описываются 4 больших зверя, вышедших из моря, непохожих один на другого (Дан. 7:3): первый — как лев … (Дан. 7:4), второй, похожий на медведя (Дан. 7:5), … ещё зверь, как барс … и четыре головы были у зверя сего (Дан. 7:6), … зверь четвёртый, страшный и ужасный и весьма сильный; … и десять рогов было у него (Дан. 7:7). Эти звери символизируют империи, которым противостоит Царство Сына Человеческого (Дан 7,3-6) — персидскую (барс с 4 крыльями), халдейскую (лев с орлиными крыльями), мидийскую (медведь) и эллинистическую империи.

      У Зверя есть признаки всех четырёх зверей: пасть льва, ноги медведя, туловище барса и 10 рогов четвёртого зверя из книги Даниила. Объединяя в себе признаки четырёх животных, зверь, вышедший из моря, по своей сути напоминает истукана, увиденного Навуходоносором во сне и символизировавшего будущую историю всех мировых государств (Дан. 2: 31-45). Новый зверь, объединяет черты четырех животных Даниила, и это значит, что новая мировая империя включает в себя свойства всех предыдущих, то есть это Римская империя. И Рим в данном тексте является прообразом царства антихриста, прообразом царства, которое делает все, противоположное Царству Божию.

      У Зверя из моря одна голова смертельно ранена, но потом она оказывается исцеленной, и именно она — главный враг. Возможно, это символ римского императора, который умер, а потом считался воскресшим — Неро редививус

      или воскресшего Нерона (см. также Лже-Нерон).

      Богохульные имена, начертанные на коронах Первого зверя — возможно, титулы римских императоров, которые сами по себе были кощунством, начиная с первых титулов Августа (само слово «август», или по-гречески «себастос», значит «священный, дающий благословение»).

      Позже, в 17-й главе, автор подробнее описывает первого Зверя и разъясняет смысл символов.

      В христианском богословии Зверь из моря считается одним из названий антихриста в Новом Завете, где он также назван человеком греха, сыном погибели (2Фес. 2:3).

      Зверь, вышедший из земли

      О нём написано сравнительно немного. Говорится о том, что он «имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон». Библейское значение рога в пророчествах — это царь или царство, поэтому основной акцент в толковании образа Второго Зверя делается на том, что два рога должны символизировать двух царей или два царства.

      Это помощник Первого зверя, лжепророк. Он руководит душами обитателей плохого царства, и при этом подобен Агнцу Христу (у него такие же рога). «Это как бы карикатура, гротеск на Агнца, закланного в начале мира, это тень Христа, пародия на Него», он тоже творит чудеса и является посланником — но уже Сатаны.

      Существует узкое, конкретное толкование этого персонажа — в этой трактовке это просто какое-то реальное историческое лицо, которое жило вдалеке от моря, что и подчеркивается утверждением, что он «из земли» (а Зверь из моря символизирует Италию, окруженную морями). Возможно, в то время в Малой Азии некто, чье имя не сохранилось в письменных источниках, проповедовал какую-то антихристианскую религию. Однако демоны издавна появлялись в древних текстах по парам, где один символизировал воду, а другой сушу (левиафан / бегемот).

      Есть версия, что он символизирует всю совокупность провинциальной власти и жречества, служивших культу цезаря и заставлявших христиан поклоняться ему. То, что он говорит «как дракон» — возможно, имеется в виду, «как змий», то есть как Змий Искуситель.

      Образ зверя, начертание и число зверя

      Каждому будет наложено (на правую руку или на чело) «начертание, или имя зверя, или число имени его». Число зверя в тексте Откровения названо «числом человеческим», и это число — «666».

      В христианском богословии «начертание» (или другими словами — «печать», «знак») зверя рассматривается как противоположность печати Божьей, как пародия на аналогичный знак принадлежности верующего к Церкви. «Начертание зверя» на правой руке или на лбу связывают с текстом из книги Второзаконие «и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (Втор.6:8,9), буквальное понимание этих слов стало основанием священного иудейского обычая иметь иудеям при молитве на левой руке и на лбу филактерии, поэтому начертание зверя могут рассматривать как своего рода пародия этого обычая, как знак (клеймо, печать), указывающий на принадлежность зверю.

      В претеризме видели связь числа зверя с Нероном: при написании семитскими буквами (которые имели цифровое обозначение) слов «кесарь» и «Нерон» получилось число 666.

    Толкование Библии, Книга Откровение 13 глава

    Ветхий Завет

    Новый Завет

    Откровение Иоанна Богослова

    Книги Библии:

    • Евангелие от Матфея
    • Евангелие от Марка
    • Евангелие от Луки
    • Евангелие от Иоанна
    • Деяния Апостолов
    • Послание Иакова
    • 1 Послание Петра
    • 2 Послание Петра
    • 1 Послание Иоанна
    • 2 Послание Иоанна
    • 3 Послание Иоанна
    • Послание Иуды
    • Послание к Римлянам
    • 1 Послание к Коринфянам
    • 2 Послание к Коринфянам
    • Послание к Галатам
    • Послание к Ефесянам
    • Послание к Филиппийцам
    • Послание к Колоссянам
    • 1 Фессалоникийцам
    • 2 Фессалоникийцам
    • 1 Послание к Тимофею
    • 2 Послание к Тимофею
    • Послание к Титу
    • Послание к Филимону
    • Послание к Евреям
    • Откровение Иоанна

    Глава 13
    Введение

    13

    6. ШЕСТОЙ ПЕРСОНАЖ: ЗВЕРЬ, ВЫХОДЯЩИЙ ИЗ МОРЯ (13:1)

    а. Появление зверя из моря (13:1-2)

    Откр. 13:1-2

    . В 13 главе появляется персонаж, играющий важную роль при конце времен. Это — выходящий из моря зверь. Его семь голов и десять рогов, увенчанных десятью венцами, многими понимаются как образ восстановленной Римской империи, которая в книге пророка Даниила представлена четвертым зверем, тоже имевшим десять рогов (Дан. 7:7-8; сравните Откр. 13:3; 17:3,7). В Откр. 13 и 17 «зверь» — это правитель мира, тогда как в Дан. 7 он символизируется малым рогом на голове «зверя».

    На языке Священного Писания воды моря и рек — это нередко людские массы, мятущиеся, неспокойные народы, враждебно относящиеся к Богу. «Зверь» в 13:1 выходит из «моря», т. е. выходит из их среды.

    Хотя многие полагают, что «зверь» олицетворяет один из персонажей прошедшей истории, судя по контексту, он выйдет на ее арену за три с половиной года до второго пришествия Христа. Под его властью объединятся 10 стран Среднего Востока (сравните Дан. 7:24 — десять рогов — десять царей).

    Поскольку «рог» — символ могущества в Священном Писании, а десять — число полноты, то эти «рога» (по некоторым другим толкованиям) свидетельствуют об особых силе и могуществе «зверя». Диадемы — тоже символ царской власти, которую «зверь» получит от «дракона» (стих 2). Соответственно происхождению своей власти относится «зверь» к Богу, и это находит выражение в именах богохульных па головах его (здесь смысл тот, что его самовозвеличение и богоотрицание как бы написаны у него на лбу). Сказанное тут перекликается со словами апостола Павла во 2-Фес. 2:8-9 о «беззаконнике», т. е. антихристе, этом первом «звере» из Откр. 13, «которого пришествие по действию сатаны… со всякою силою и… чудесами ложными».

    В сходстве «зверя» с барсом, медведем и львом видят символическое изображение соответственно трех могущественных империй древности: Греции (барс; сравните Дан. 7:6), Мидо-Персии (медведь; сравните Дан. 7:3) и Вавилона (лев; сравните Дан. 7:4). Имеется и другое толкование, согласно которому «барс» олицетворяет лукавство антихриста, «медведь» — его упорство, а «лев» — высокомерие и алчное честолюбие.

    Сила дьявола, которую он даст антихристу, — это присущие ему от начала могущество и способности как духа высокой иерархии; престол его — это весь мир, «князем» которого он является. Господь попускает ему пользоваться властью над этим миром (и соответственно допустит частичную передачу им этой власти антихристу), но лишь постольку, поскольку сам мир, погрязший в грехах, позволяет дьяволу управлять собою.

    б. Смертельная рана зверя (13:3)

    Откр. 13:3

    . Многие пытались отождествлять этого «зверя» с тем или другим выдающимся государственным деятелем прошлого, который вновь возвратится при конце мира, чтобы стать его последним правителем. Назывались имена императора Нерона, Муссолини, Гитлера, Сталина и многих других; однако ни к одному из них «не приложимы» конкретные специфические особенности будущего правителя.

    Что же может означать смертельная рана зверя, которая была исцелена? Наиболее вероятными кажутся два толкования, одно из которых предлагается богословом Элфордом. он считает, что смертельная рана символизирует падение Римской языческой империи и возникновение на ее месте христианской Римской империи.

    Однако не трудно заметить, что такое толкование скорее имеет отношение к истории, чем к осуществлению пророчества. А вот восстановление в последнее время Римской империи, утратившей свой преимущественно христианский характер, действительно могло бы в рамках этого толкования означать, — что смертельная рана исцелела.

    Другое возможное объяснение: антихристу при выходе его на арену истории будет кем-то нанесена смертельная рана, которая чудесным образом будет исцелена сатаной. Противник Божий не обладает властью воскрешать мертвых, но, по-видимому, сила исцеления ему дана. Важно в этом контексте, что последний правитель придет к власти при явной и сверхъестественной поддержке сил зла.

    е. Поклонение сатане и зверю (13:4-6)

    Откр. 13:4-6

    . В лице «зверя» люди «поклонятся» (т. е. станут поклоняться) самому сатане, воздавая ему почести, которых достоин лишь Бог. Это и было погубившей его мечтой «сына зари», который отпал от Бога. Как читаем о нем у Исаии (14:14): «Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Осуществление дерзкой этой мечты в пределах земли и станет последним проявлением лжерелигии, ибо дьявол попытается полностью занять в сердцах людей место Бога Отца, поставив на место Христа, в роли Царя царей, — антихриста. По-видимому, эта ситуация возникнет при начале последнего «трех с половиной летия», ознаменовав собой начало великой скорби.

    Повседневное действие сил явно сверхъестественных и приведет к тому, что люди станут задаваться такими вопросами, как: «Кто подобен зверю сему, и кто может сразиться с ним?» (Откр. 13:4). В этих риторических вопросах содержится и объяснение того, как удастся «зверю», не доведя дело до мировой войны, захватить господство над миром. На протяжении сорока двух месяцев будет продолжаться его правление, которому будет сопутствовать открытое произнесение хулы на Бога, на небеса и на небожителей.

    г. Господство зверя над миром (13:7-8)

    Откр. 13:7-8

    . Словами и дана была ему власть над всяким коленом и народом, а языком и племенем снова подчеркивается тотальная власть антихриста над миром. О его «царстве» предсказано было пророком Даниилом, что оно «будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее» (Дан. 7:23). Жестоко будут преследоваться в этом «царстве» святые, т. е. те, кто в годину великой скорби обратятся к истинному Богу и «поклонятся» Ему, а не «зверю» и его покровителю.

    Ведь достигнув политического господства над миром, антихрист запретит все религии вообще — с тем, чтобы люди поклонялись ему одному (2-Фес. 2:4). И все живущие на земле, за исключением тех, чьи имена записаны в книге жизни у Агнца, поклонятся зверю. В выражении закланного от создания мира слова «от создания мира», по-видимому, относятся к какому-то моменту в вечности, с точки зрения земного времени давно прошедшему, когда Божеством было вынесено решение о жертвоприношении Сына; речь тут, конечно, не о времени фактического распятия Христа. С этим местом в каком-то смысле перекликается сказанное Павлом в Еф. 1:4, что Бог избрал нас во Христе «прежде создания мира».

    По мнению некоторых, в «книге жизни» записано имя каждого человека, которому предстоит родиться на земле, но коль скоро человек умирает, не уверовав во Христа, имя его из этой книги вычеркивается. Такое толкование основано на Откр. 3:5, где Христос обещает верующим в Сардисе, что имя «побеждающего» не будет «изглажено» из книги жизни, а также на Откр. 22:19, где содержится грозное предупреждение: кто «отнимет» что-либо от слов Откровения, «у того отнимет Бог участие в книге жизни».

    Однако слова, записанные в Откр. 13:8, вероятно, означают иное, а именно: спасенные записаны в книгу жизни в какой-то момент в вечности — в предвидении крестной смерти Христа за них, и их имена не будут вычеркнуты из нее. Смысл стихов 7-8 в том, что в последний период человеческой истории, в условиях безраздельного господства над миром сатаны и его антихриста, только те, кто придут ко Христу, будут избавлены от вечной погибели.

    д. Призыв слушать (13:9-10)

    Откр. 13:9-10

    . В стихе 9 звучит призыв знакомый нам по обращению Господа к семи церквам в Малой Азии (главы 2-3): Кто имеет ухо, да слышит… Многие мечтают сегодня о, единой церкви и общемировой религии, и это станет реальностью в последнее время, только поклоняться в этой церкви станут не Богу, а дьяволу, и церковь и религия эти будут сатанинскими.

    В такой ситуации призыв, услышанный Иоанном, мог быть обращен только к тем отдельным людям, которые в страшные эти времена найдут в себе желание и силы искать Господа. А Бог и в последние дни, как в каждом веке и в каждый момент времени, будет говорить тем, кто готов слушать Его; мысль эта повторяется в Евангелиях (Матф. 11:15; 13:9,43; Мар. 4:9,23; Лук. 8:8; 4:35).

    В отличие от посланий семи церквам, где призыв «слушать» был каждый раз адресован именно к церкви, здесь упоминания о церкви нет. И это еще одно свидетельство в пользу того, что прежде начала великой скорби Церковь будет восхищена. Книга Откровения становится яснее, если рассматривать ее как обращение не к первому лишь поколению христиан, стоявших перед лицом жесточайших преследований, но к верующим всех времен, и особенно к тем, которые будут жить в последнее время. В стихе 10 Бог как бы напоминает тем, кто расположены внимать Ему, что их покорность Его слову может стать причиной гонений на них и даже их гибели, но одновременно Он заверяет их в том, что повинных в их страданиях нечестивцев во главе с антихристом ожидает Его возмездие. Последнюю фразу стих 10 надо читать как призыв святых к терпению, вере и верности.

    7. СЕДЬМОЙ ПЕРСОНАЖ: ЗВЕРЬ, ВЫХОДЯЩИЙ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ (13:11-18)

    а. Появление зверя, выходящего «из земли» (13:11-12)

    Откр. 13:11-12

    . В отличие от первого зверя, «выходящего из моря» (стих 1), второго зверя Иоанн видит выходящим из земли. И хотя по отношению к обоим этим существам употреблено одно и то же слово «зверь» («серион»), первый явно относится к беспокойному богоборческому миру, из среды которого (символизируемой морем) появляется, тогда, как символику второго толкуют по-разному, Так, в слове «земля» усматривают указание на «землю обетованную», и на этом основании считают второго «зверя» выходцем из иудейского народа. Такая точка зрения не представляется достаточно обоснованной. Да в сущности ни национальная, ни географическая «привязки» и не имеют тут значения. Скорее всего, второй «зверь» — это тот, о котором в Откр. 19:20 и 20:10 говорится как о лжепророке.

    Второй зверь имел два рога, подобные агнечьим, но говорил как дракон, т. е. как сатана. Отсюда можно заключить, что это будет религиозный деятель, чья роль будет состоять в поддержке первого зверя, т. е. политического диктатора-антихриста. Он тоже будет обладать большой властью, полученной как от сатаны, так и от антихриста: Иоанн видит, что этой властью он заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела.

    Таким образом вся эта религиозная система явится подражанием Святой Троице. Сатана попытается занять место Бога Отца; первый зверь будет претендовать на место Сына — Иисуса Христа, Царя царей (даже исцеление его сатаной от смертельной раны есть как бы подражание воскрешению Сына Отцом ред.); второй зверь, лжепророк, станет играть роль подобную роли Святого Духа, Который побуждает верующих поклоняться Иисусу Христу: этот станет побуждать «живущих на земле» поклоняться сатане. Все это и будет последней попыткой сатаны подменить веру во Христа лжерелигией.

    б. Чудеса, творимые зверем (13:13-15)

    Откр. 13:13-15

    . И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. Так будет действовать второй «зверь», чтобы заставить людей поклониться первому «зверю». Люди иногда забывают о том, что не только Бог творит сверхъестественные вещи, но и сатана в известных пределах тоже в состоянии совершать чудеса; в видении апостола Иоанна он до конца использует эту свою силу, чтобы обольщать обитателей земли и побуждать их поклоняться антихристу.

    Помимо низведения огня с неба, второй «зверь» принудит людей сделать образ (первого) зверя. Это изображение, возможно, будет установлено в Иерусалимском храме, который будет к тому времени отобран у евреев. Апостол Павел пишет, что первый зверь сядет в храме, «выдавая себя за Бога» (2-Фес. 2:4). Возможно, «образ зверя» будет установлен в том же храме для того, чтобы люди могли поклоняться ему в отсутствие самого «зверя».

    Об этом образе в Откровении упоминается неоднократно (13:14-15; 14:9,11; 15:2; 16:2; 19:20; 20:4). Не исключается, впрочем, что под «образом» здесь понимается как «изображение», так и воплощение антихриста в «образе» правителя мира. В любом случае он явится символом силы первого «зверя».

    То обстоятельство, что второму «зверю» дано… было вложить дух в образ (первого) зверя, чтобы образ… и говорил и действовал, затрудняет понимание этого места — ведь в Библии нигде не говорится о том, что и сатана имеет силу вселять жизнь в неодушевленные предметы. Творцом жизни является только Бог. Возможно, здесь подразумевается, что «образ зверя» (его изображение) будет лишь производить впечатление живого и говорящего, наподобие современных компьютеризированных роботов. Возможно и то, что в нем будет действовать какое-то сочетание «высокой механики» со сверхъестественной силой — во имя того, чтобы «зверю из земли» достичь своей цели. И он, по всей видимости, достигнет ее.

    Приказание поклоняться образу, как и самому первому зверю, будет исполняться по той причине, что каждому «уклоняющемуся» будет грозить смерть. «Грозить» не означает, однако, непременного уничтожения на деле. Ведь для обнаружения каждого «неповинующегося» на земле потребуется немало времени. Пример из недавней истории: Адольф Гитлер хотел уничтожить всех евреев, и охота за ними продолжалась многие годы, но осуществить свой план до конца он так и не смог. Однако о множестве замученных говорится в Откр. 7:9-17.

    в. Начертание зверя (13:16-18)

    Откр. 13:16-18

    . Стараясь укрепить свои власть и влияние во всем мире и заставляя людей поклоняться первому «зверю», второй «зверь» сделает обязательным начертание на правой руке или на лбу каждого человека, без коего свидетельства о том, что человек этот поклонился «зверю», не будет у него возможности ни покупать, ни продавать, т. е. обеспечивать себя пищей, одеждой, насущно необходимыми вещами. Это тоже заставит подавляющее большинство живущих на земле поклониться «зверю».

    Существует множество соображений и догадок относительно «начертания зверя». Бесчисленны попытки расшифровать число 666 — обычно на основании буквенно-числовых эквивалентов, которые приняты были в еврейском, греческом и других алфавитах древности. «Антихристов» таким способом «вычисляли» во многих исторических личностях прошлого, включая Магомета, Наполеона и др., но все это остается более или менее бездоказательным. Приходится допустить, что имя личности, стоящей за этим числом, которая еще не приходила, но явится в будущем, тогда и откроется, а до тех пор знание этого имени — бесполезно.

    Тем не менее, небезинтересно привести наилучшее, пожалуй, толкование числа 666, не открывающее стоящего за ним «имени», но, возможно, приоткрывающее символику его с другой стороны. Это толкование исходит из того, что «шестерка» — цифра на единицу меньшая, чем совершенное число «семь», и, будучи повторено трижды, может означать, что все попытки «подстроиться» (соображения, высказанные в этой связи выше) под Божественные совершенство и всемогущество окажутся тщетными, так как сатана и два его «зверя» остаются «тварью», и Творцом стать не могут.

    На то, что «шесть» — число человеческое, указывается многими обстоятельствами в Библии, включая и то, что человек должен шесть дней трудиться, а на седьмой — отдыхать. Заметим, что гематрия — попытки отыскивать скрытый смысл в цифрах, приводимых в Священном Писании, — имела широкое распространение в древнем мире. Возможно, и апостол Иоанн имел в виду какую-то конкретную личность, определить которую были в состоянии люди близкие ему.

    Однако из раннехристианской литературы, дошедшей до нас, следует, что и между отцами Церкви было по этому поводу немало разномыслия и споров, так что лучше оставить эту загадку нерешенной до времени. Процитируем, пожалуй, соображение, высказанное богословом Торенсом, которое перекликается с приведенным выше: «Злая троица «666» постоянно подделывается под Святую Троицу «777», но неизбежно терпит при этом неудачу».

    Тринадцатая глава является важной, поскольку «вводит» двух из главных персонажей Откровения — «зверя, выходящего из моря» (мирового диктатора), и «зверя, выходящего из земли» (лжепророка его и главного сообщника). Распространенной, но не имеющей подтверждения является та точка зрения, что один из двух «зверей» 13 главы будет евреем. Скорее всего оба они будут из «язычников», поскольку о периоде великой скорби говорится, что он будет последним временем язычников, «попирающих» Иерусалим (Лук. 21:24); оба «зверя» будут преследовать как евреев, так и уверовавших язычников.

    Тринадцатая глава, кроме того, позволяет глубже проникнуть в характер грядущего последнего времени. Это будет период единого всемирного правительства и единой всемирной религии — при единой же мировой экономической системе. Те, кто не захотят поклоняться зверю и окажут ему сопротивление, будут объявлены вне закона, обречены уничтожению, и число убитых в те дни, возможно, превысит число верующих, которые выживут. Это явится последней попыткой сатаны обмануть мир и заставить его поклониться ему, отвратив людей от поклонения истинному Богу и Спасителю Иисусу Христу.

    Глава эта также свидетельствует, что мечта постмиллениалистов о том, что мир будет становиться все лучше и лучше, благодаря стараниям и усилиям христианской Церкви и распространению Евангелия, не подтверждается Библией. Напротив, последней формой мировой религии станет религия сатанинская и богохульная. В наше время многие признаки говорят о том, что мир движется именно в таком направлении. Из этого следует вывод, что время второго пришествия Христа приближается.

    Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: