Основные понятия о шестопсалмии: коротко и ёмко о главном

Что такое Шестопсалмие

В древней Церкви во время всенощного бдения прочитывалась вся Псалтирь. Богослужебный круг полностью был сформирован в VII веке. Именно тогда были определены те псалмы, которые находятся в часослове и читаются в начале утрени. Шестопсалмие включает в себя четные и нечетные псалмы, последовательно выбранные из всей Псалтири:

  • Пс.3;
  • Пс.37;
  • Пс.62;
  • Пс.87;
  • Пс.102;
  • Пс.142

Они символизируют собой прочтение всей Псалтири.

Как и когда Шестопсалмие читают в храме

Шестопсалмие – важнейшая часть суточного богослужебного круга, которая является связующим звеном между вечерей и утреней. Вечерня символизирует Ветхий Завет, а утреня – Новый Завет. Соответственно, шестопсалмие соединяет собой ветхозаветный и новозаветный период и символизирует пришествие в мир Спасителя.

Предваряет шестопсалмие пение ангельского песнопения, которое слышали пастухи в момент рождения Спасителя:

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех Благоволение».

Господь пришел в этот мир в ночи, поэтому эти псалмы читаются в полумраке. Остаются только зажженными свечи и лампады. При этом свечи символизируют собой ночные Вифлеемские звезды, а главная лампада соответственно напоминает о Вифлеемской путеводной звезде.

Шестопсалмие

Первые три псалма – это период всеобщего ожидания Спасителя. Выход священника на солею в конце третьего псалма – это рождение Иисуса Христа в ночи. Отсутствие света в храме означает также то, что Богочеловек еще не начал Свое мессианское служение, которое Он начнет после 30-ти лет.

Почему во время чтения Шестопсалмия не крестятся и не кланяются

Этот момент богослужения настолько важен, что в богослужебных текстах сохранились указания относительно того, как себя вести во время прочтения этих псалмов.

  1. Читаются псалмы «неборзяся», со страхом Божиим и благоговением. Церковный Устав гласит: «Тако глаголем Шестопсалмие вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших».

То есть читающий должен произносить слова четко, внятно и неспешно, внимая написанному.

  1. Освещение в храме гасится. Оставляют только свечи и лампады. Такой полумрак помогает молящимся сосредоточиться на себе и настроится им на молитву.
  2. Псалмы читаются в полной тишине. Не допускаются хождения по храму. Все прихожане стоят, как «свечки», не шевелясь и не отвлекаясь ни на что. Мысли при этом сосредоточены только на одном: на спасении своей души.
  3. Не совершаются поклоны.Можно креститься без поклонов. В часослове есть указание:

«Слава, и ныне; Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды, без поклонов».

Правила чтения

Как уже упоминалось в самом начале, шестопсалмие требует особенного подхода к чтению. Чтение в середине храма способствует созданию наиболее торжественной атмосферы. То же самое можно сказать и о выключенном освещении, потушенных свечах. Полумрак должен помочь собравшимся верующим проникнуться читаемым, предотвратить отвлечение на посторонние предметы. Новички не сразу могут вникнуть в суть происходящего и иногда пребывают в недоумении – для чего проводятся все эти манипуляции. Постепенно до них тоже дойдет скрытый смысл всех этих действий.

По уставу при чтении шестопсалмия должно выражаться особенное благоговение — не нужно совершать лишних движений, шепота, не говоря уж о разговоре. Считается, что шестопсалмие должно читаться, как молитвы, а не как кафизмы.

Допускается домашнее чтение шестопсалмия, возможно также прослушивать его на аудионосителях.

В чем сходство Шестопсалмия и Страшного суда?

Святые отцы, в частности свв. Паисий Святогорец и Лев Оптинский, рекомендовали в это время вообще не креститься. Если рассматривать этот богослужебный момент, как напоминание о страшном суде, то в крестном знамении, по словам св. Паисия, уже нет необходимости.

Андрей Рублев. Страшный Суд

Фреска Страшного суда в Успенском соборе Владимира.

Потому что во время Второго Пришествия Христос уже придет не для того, чтобы смиренно распяться за наши грехи, а для того, чтобы судить нас.

— Геронда, а почему мы не садимся на шестопсалмии?

— Потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статии мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия.

Духовный смысл шести псалмов

Псалмопевец Давид писал свои духовные стихи на протяжении практически всей своей жизни. В них содержатся молитвенные обращения ко Всевышнему во время скорбей, бед, напастей, преследований, страданий. А некоторые из них выражают чувство покаяния и благодарности.

Важность этих псалмов подчеркнута структурой богослужения. Они являются центральным местом во всенощном бдении и читаются на протяжении всего года, за исключением пасхальной седмицы.

Псалмы выражают мысль о всеобщем ожидании Мессии. Они читаются со смирением и надеждой на то, что Спаситель придет спасти человечество от диавола и духовной смерти.

Классификация

Псалмы из Шестопсалмия можно условно поделить на следующие категории.

По значению:

  • Духовно-нравственные. Они являются образцом просительных, покаянных и благодарственных молитв, а также основой духовно-нравственного воспитания.
  • Мессианские. Царь Давид – это пророк, который в своих творениях говорил о грядущих событиях мировой истории человечества: о пришествии в мир Спасителя и обЕго мессианском служении. Кроме того, некоторые псалмы говорят о последних днях мира во время Второго Пришествия Христа.

Блаженный Августин говорил, что «невозможно изрекать отдельные пророчества о Христе и о Церкви, приводимые в Псалтири, – их слишком много; если взять некоторые, то можно опустить и более важные».

По тональности:

  • Радостные.
  • Грустные.

Четные псалмы – печальные, а нечётные – исполнены надежды и радости. Эта удивительная особенность псалмов говорит об определенной закономерности. Она напоминает нам о непостоянстве в нашей жизни, где радости и горести, духовный рост и духовное падение сменяют друг друга. Все это дает надежду даже в тяжелые жизненные моменты помнить о том, что печаль непременно сменится радостью.

По содержанию:

  • Молитвенные (3, 37, 87, 142). Давид взывал ко Господу во время многочисленных гонений, в частности от Саула и его сына Авессалома. Преследования Давида сыном начались после его двойного грехопадения: убийства и прелюбодеяния. Давид раскаивался и воспринимал свои невзгоды, как заслуженное наказание от Господа. При этом ропот отсутствует, есть толькомольба о помиловании и твердое упование на Бога.

Благодарственные (62, 102).

Эти благодарственные стихи были написаны Давидом в престарелом возрасте, когда Господь помог ему избавиться от всех врагов.

По времени суток:

  • О дне.
  • О ночи.

В шестопсалмии есть упоминание о ночной тьме и дневном свете. Как после ночи всегда наступает день, так после Ветхого Завета непременно наступит Новый. Другими словами, родившийся Иисус Христос выведет всех верующих в Него из тьмы греховной к Свету жизни.

Шестопсалмие и жизнь мужа по сердцу Бога Давида

Автором пяти песен, исключение составляет 87-ой, является царь Давид. Господь призрел на прекрасного белокурого мальчика, который пас овец, и благословил его на царствование над Израилем. Нелегким был путь юноши, когда был жив еще прежний царь Саул, гонения, опасности, скорби и лишения пришлось перенести Давиду до восшествия на трон, но и там еще ожидали искушения и предательство родного сына.

В самые трудные моменты жизни, когда жизнь его висела на волоске, Давид ни на минуты не сомневался в Господней поддержке и милости. Во все свои дни царь находил, за что благодарить и восхвалять Творца.

У исследователей нет единого мнения насчет 62-ой песни псалмопевца. Одни относят время ее написания ко времени гонения Саулом, другие видят в этом псалме стенания от преследования Авессаломом. Во всех своих песнях царь Давид раскаивается в прелюбодеянии с Вирсавией и убийстве ее мужа, он покорно принимает все гонения и испытание, как наказание от Господа, при этом со смирением просит о милости.

Давиду несколько раз представлялся случай убить своих гонителей, но он не мог нарушить закон, ибо Саул был помазанным царем, Авессалом — родной сын. В конце жизненного пути пророк Давид псалмом 102 воспел Творцу благодарственную песнь за помощь и милость, защиту и поддержку.

В Шестопсалмии псалмопевцев прослеживается несколько тем:

  • уверенность в том, что Господь слышит, поэтому и звучит слово «Услышь»;
  • жалоба на гонителей, врагов, которые подвергают жизнь опасности;
  • достойное принятие гнева и ярости Творца за грехи, в Его суде праведник видит помощь и защиту при полном раскаянии за совершенные поступки.
  • благодарственные песни за милость и милосердие Всевышнего.

Толкование на Шестопсалмие

Эти избранные псалмы, в которых Сын воплощенный разговаривает с Отцом, заслуживают вдумчивого толкования. За ним мы обращаемся к святым отцам и учителям нашей Церкви.

Шестопсалмие

Псалом 3

Святитель Григорий говорит следующее:

«Третий псалом предвещает предстоящее тебе от врага искушение, так что тебя, помазанного уже на царство за веру и соцарствующего с истинным Помазанником, намеревается свергнуть с сего достоинства не кто-либо внешний, но тот, кто от тебя самого происходит.

Ибо не со стороны заимствованную имеет над нами силу неприятель, и не бываем мы свергнуты с своего достоинства кем другим, если сами при тяжких муках не соделаемся отцами злого порождении…“.

Псалом написан во время притеснений Давида Авессаломом. Если проводить параллель с нашей душой, то все мы, находясь в бедственном положении, можем уповать на милость Божию.

«Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня». (Пс.3:6).

Псалом 37

37-й псалом занимает в шестопсалмии второе место.

Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповеданием полной покорности и преданности Его воле (16 ст.). Человек здесь выражает желание в наступающем дне загладить сделанные им раньше дурные поступки (19 ст.), – считает профессор А.П.Лопухин

Это самый эмоциональный псалом. Давид изнемогает от своих недугов. К тому времени его поразила страшная болезнь, которая вызывала нестерпимые муки. Псалмопевец понимает, что терпит заслуженное наказание от Бога. Он кричит от боли и взывает к Богу об избавлении от нее, потому что его тело покрыто гнойниками настолько глубоко, что поражены даже кости.

Пророк Давид. 1727–1728. Москва. 96 × 40 см. Дерево, темпера. Из Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Исследователи придерживаются такого мнения, что это была какая-то неизвестная болезнь. Потому что, если бы царь был поражен проказой, то общественность об этом узнала и устроила бы мятеж. Скорее своего эта болезнь была связана с «чреслами», т.е. лишала способности Давида к чадородию.

«Ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей». (Пс. 37:8).

Псалом 62

Просыпаясь рано утром душа Давида скорбит о том, что не может посещать богослужения в скинии, не может восхвалять Бога в Иерусалиме. Он жаждет вернуться из изгнания и воспеть Богу благодарственные мольбы.

Псалмопевец готов отдать все ради того, чтобы жить под милостью Господней.

«Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя» (Пс.62:4).

Под милостию разумеются благодать Божия и Его благодеяния.

Псалом 87

Этот псалом отличается от других самой большой скорбью. Автором является Еман – современник Давида, его ближайший соратник, сопровождающий его везде.

Еман описывает невыносимые страдания Давида и телесные и духовные. Преследуемый собственным сыном Авессаломом… Мученик, тело которого разбито страшной болезнью, а душа угрызаема совестью за совершение тяжких грехов. Эти страдания усугублялись горестью утраты: их общий с Вирсавиею ребенок, рождённый в прелюбодеянии, умер.

Тяжелые строки псалма показывают, что Давид на грани отчаяния. Он изнемогает и сравнивает себя с человеком, находящимся при смерти.

«Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы» (Пс.87:5).

Грехи псалмопевца настолько мерзки, что от него отвернулись все родственники и знакомые. Все презирают и ненавидят его.

«Око мое истомилось от горести»- глаза псалмопевца болят от слез и рыданий и устали высматривать спасение от Бога.

Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?Пс.87:15.

«Почему Ты, Господи, не слышишь меня и не исполняешь моих просьб»,

Умоляя Господа, Давид вспоминает, что страдает «от юности» от Саула, а теперь от Авессалома. На этой грустной ноте заканчивается псалом.

Толкование псалмов шестопсалмия

Псалом 3

Читая эту песнь под образом праведника, которого гонит враг, мы видим душу христианина, атакуемую бесами и страстями. Бесовские нападки стараются:

  • спереди вызвать у христианина чувство беспечности и самонадеянности на будущее;
  • сзади они не дают забыть прошлое и принять жертву Христа;
  • справа наполняют тщеславием;
  • слева толкают в грех.

Задача врага — обложить праведника в западне, оторвать его от защиты Спасителя, но христианин взывает к Господу и получает помощь по божьей благодати.

Псалом 37

Дьявол под маской мужа неправедного нападает на христиан, но читая псалом, мы произносим, что не убоимся демонических нападок даже в том случае, если придут испытания в виде нравственных скорбей и телесных болезней.

Несмотря на усиление нападок врагов, сплетен, клеветы, праведник не самооправдывается, он признает грехи, приходит в покаянии перед Спасителем в молитве и воззвании к Богу. Покаянная молитва — жертва, угодная Господу.

Псалом 62

В этой песне упоминается иудейская пустыня, символизирующая опустошение и крайнюю нужду. 40 дней был в пустыне Моисей, 40 дней пребывал в пустынных местах Иисус, а затем пришло искушение от дьявола. Пустыня и испытания под покровом Бога укрепляют веру и дают силу пройти через все трудности.

Пустыня — покаянное место, где приходит очищение через осознание греховности, приближающее нас к Спасителю.

Душа человеческая без Господа — пустыня, пустая, холодная земля, днем опаленная солнцем, без воды и пищи. Только пройдя путь полной опустошенности, человеческая душа открывается для принятия Божиих слов, у нее появляется жажда по Божьей жизни, жажда Бога и Его милости. Псалмопевец утверждает, что милость Господня выше человеческой жизни.

Псалом 87

Это самая печальная песнь из всего Шестопсалмия, написанная во время осознания псалмопевцем своей отверженности и бедственного положения. Наступило такое время, что пришло отчаяние от осознания покинутости не только людьми, но и Всевышним без руки которого человек чувствует себя умершим.

Угрожающая опасность рисует картины смерти и погребения, вот в это время молитва превращается в крик о помощи, когда приходит одно желание — смириться под руку Господню, чтобы Он не отвратил лика Своего от грешника.

Псалом 102

Песнь радости и утверждения милости Господней звучит в псалме 102. Страдание очистило душу. Творец принял воззвание грешника и наполнил его душу песней хвалы. Очищенная от грехов, испытаний, страданий душа взлетает в Небеса подобно молодому орлу, парящему в воздухе. С Богом внутреннее «я» освобождается от власти нечистых сил. Душа выходит подобно еврейскому народу из вавилонского плена, и благодарственный гимн буквально вырывается из освобожденного сердца.

Этот псалом подчеркивает, что любовь Творца долготерпелива, милость Его превозносится над судом. В словах псалмопевца звучит призыв славить Господа не только к людям, но и ко всякой твари на земле.

Псалом 142

Жизнь и смерть, взлеты и падения, радость и печаль, белые и черные полосы сменяют друг друга в круговерти жизни.

Только что псалмопевец жил в хвале и радости, но вот снова нападение. Предательство и испытания. Христианская душа не может пребывать в расслабленном состоянии. Как только она успокаивается в беспечности, демоны и страсти тут, как тут. В этом послании мы видим не новобранца, а закаленного боями воина, который в состоянии оценить силу врага и состояние опасности. Помня о днях испытаний, проблем и горести, псалмопевец и в этот раз бежит в объятья Господа и молит Его об указании правильного пути выхода из проблемы.

Опытный христианин с первой минуты возникшей проблемы не надеется на свои силы, помощь со стороны. В первое же мгновение опасности он встает в молитвенном поклонении, все отдает под покров Божий.

Это великий дар — уметь отдавать себя в Божье ведение и с первой минуты быть уверенным в позитивном исходе.

Давид утверждает, что Благой Дух Святой направляет нас на правильную тропу. Признание себя рабом Творца, отдача всех ситуаций под его контроль — единственный выход, ведущий к победе.

Шесть псалмов — шесть ступеней лестницы, ведущей к духовной победе. Восхождение к Творцу не может быть легким. Для этого нужна сильная вера и воля, мужественная душа, и тогда настанет момент истинной свободы во Христе.

Псалом 102

Главной темой 102 псалма является — промысл Божий в жизни человеческой. Это благодарственная песнь царя за все Его великие благодеяния.

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив»

(Пс.102:8)

«Ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его»

(Пс.102:11).

Милость Божия несоизмерима. Несмотря на страшное греховное падение, Бог прощает псалмопевца и подает Свои материальные и духовные блага. Он избавляет кающегося грешника от грехов, душевных терзаний, смерти духовной и физической.

О покании

Покаяние грешника

Гнев Господень сменяется на милость. Как отец не может долго гневаться на своих детей, так «милует Господь боящихся Его».

Псалом 3-й

Господи, что ся умножиша стужающии ми! мнози востают на мя; мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же. Господи, заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе; зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя.

Псалом 142

Этот псалом последний в шестопсалмии. Укрепивши человека в надежде на получение спасения (Пс.102), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (8 ст.), научить исполнять Его волю и удостоить его «земли правды», — размышляет А.П. Лопухин.

В жизни Давида бывают такие тяжелые минуты, когда он понимает, что враги могут довести до смерти. При этом псалмопевец молит Господа, чтобы Он не позволит этому случиться.

В такие минуты Давид вспоминает о многочисленных благодеяниях Божиих по отношению к еврейскому народу. Бог любит кающихся грешников и не позволит им погибнуть.

Псалмопевец просит указать ему истинный путь и научить исполнять святую волю Божию.

Шестопсалмие

Псалом 62

Эту хвалебную песнь Богу псалмопевец написал во время скорби и нужды, когда он вынужден был скрываться в безводной Иудейской пустыне от искавшего убить его царя Саула.

У́тренюю — «совершаю утреннюю молитву (богослужение)».

Возжадá — «возжаждала».

Тебé — «Тебя».

Коль — «как, сколько».

Мнóжицею — «много раз». Коль мнóжицею Тебé — здесь в поэтическом тексте псалма опущено слово «возжада».

Непрохóдне — «непроходимой». Святой псалмопевец Давид вынужден был скрываться от царя Саула в непроходимой и безводной Иудейской пустыне. Именно ей он уподобляет жизнь без Бога.

Тáко — «так».

Во святéм — «в святилище». Псалмопевец молится в безлюдной пустыне так же усердно, как молился он когда-то в святилище (скинии Завета).

Живóт — «жизнь». Яко лу́чши ми́лость Твóя пáче живóт — потому что милость Твоя лучше жизни.

Похвали́те — похвалят (двойственное число, так как устне «губы» — существительное в двойственном числе).

Тук — жир. Масть — елей. Образ изобилия даров Божиих.

Устнáма рáдости восхвáлят Тя устá моя́ — «губами радости восхвалят Тебя уста мои». Можно предположить, что речь здесь идёт об улыбке.

У́тренних — утреннюю стражу (период до следующей смены караула города; ночь делилась на четыре стражи).

Поучахся в Тя — в древнееврейском подлиннике псалма: «размышлял о Тебе».

Прильпé душá моя́ по Тебé — прилепилась душа моя к Тебе.

Прия́т — «приняла».

Ти́и — «те».

Ли́совом — лисицам. Эти обитатели Иудейской пустыни нередко питались останками погибших животных и людей.

Молитва

ШЕСТОПСАЛМИЕ Начина́ем шестопса́лмие, со вся́ким молча́нием и умиле́нием слу́шающе: учине́нный же брат со благогове́нием и стра́хом Бо́жиим глаго́лет:
Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние. (Трижды) Го́споди, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. (Дважды)

Псалом 3 Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми́? Мно́зи востаю́т на мя, мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́ния eму́ в Бо́зе eго́. Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́. Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́. Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя.

Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя. Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющия ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́. Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое́.

Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя.

Псалом 37 Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́. Яко стре́лы Твоя́ унзо́ша во мне, и утверди́л еси́ на мне ру́ку Твою́. Несть исцеле́ния в пло́ти мое́й от лица́ гне́ва Твоего́, несть ми́ра в косте́х мои́х от лица́ грех мои́х. Яко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́, я́ко бре́мя тя́жкое отяготе́ша на мне. Возсмерде́ша и согни́ша ра́ны моя́ от лица́ безу́мия моего́. Пострада́х и сляко́хся до конца́, весь день се́туя хожда́х. Яко ля́двия моя́ напо́лнишася поруга́ний, и несть исцеле́ния в пло́ти мое́й. Озло́блен бых и смири́хся до зела́, рыка́х от воздыха́ния се́рдца моего́.

Го́споди, пред Тобо́ю все жела́ние мое́ и воздыха́ние мое́ от Тебе́ не утаи́ся. Се́рдце мое́ смяте́ся, оста́ви мя си́ла моя́, и свет о́чию мое́ю, и той несть со мно́ю. Дру́зи мои́ и и́скреннии мои́ пря́мо мне прибли́жишася и ста́ша, и бли́жнии мои́ отдале́че мене́ ста́ша и нужда́хуся и́щущии ду́шу мою́, и и́щущии зла́я мне глаго́лаху су́етная и льсти́вным весь день поуча́хуся. Аз же я́ко глух не слы́шах и я́ко нем не отверза́яй уст свои́х. И бых я́ко челове́к не слы́шай и не имы́й во усте́х свои́х обличе́ния. Яко на Тя, Го́споди, упова́х, Ты услы́шиши, Го́споди Бо́же мой.

Яко рех: да не когда́ пора́дуют ми ся врази́ мои́: и внегда́ подвижа́тися нога́м мои́м, на мя велере́чеваша. Яко аз на ра́ны гото́в, и боле́знь моя́ предо мно́ю есть вы́ну. Яко беззако́ние мое́ аз возвещу́ и попеку́ся о гресе́ мое́м. Врази́ же мои́ живу́т и укрепи́шася па́че мене́, и умно́жишася ненави́дящии мя без пра́вды. Воздаю́щии ми зла́я возблага́я оболга́ху мя, зане́ гоня́х благосты́ню. Не оста́ви мене́, Го́споди Бо́же мой, не отступи́ от мене́. Вонми́ в по́мощь мою́, Го́споди спасе́ния моего́.Не оста́ви мене́, Го́споди Бо́же мой, не отступи́ от мене́. Вонми́ в по́мощь мою́, Го́споди спасе́ния моего́.

Псалом 62 Бо́же, Бо́же мой, к Тебе́ у́тренюю, возжада́ Тебе́ душа́ моя́, коль мно́жицею Тебе́ плоть моя́, в земли́ пу́сте и непрохо́дне, и безво́дне. Та́ко во святе́м яви́хся Тебе́, ви́дети си́лу Твою́ и сла́ву Твою́. Яко лу́чши ми́лость Твоя́ па́че живо́т, устне́ мои́ похвали́те Тя. Та́ко благословлю́ Тя в животе́ мое́м, о и́мени Твое́м воздежу́ ру́це мои́. Яко от ту́ка и ма́сти да испо́лнится душа́ моя́, и устна́ма ра́дости восхва́лят Тя уста́ моя́.

Аще помина́х Тя на посте́ли мое́й, на у́тренних поуча́хся в Тя. Яко был еси́ Помо́щник мой, и в кро́ве крилу́ Твое́ю возра́дуюся. Прильпе́ душа́ моя́ по Тебе́, мене́ же прия́т десни́ца Твоя́. Ти́и же всу́е иска́ша ду́шу мою́, вни́дут в преиспо́дняя земли́, предадя́тся в ру́ки ору́жия, ча́сти ли́совом бу́дут. Царь же возвесели́тся о Бо́зе, похва́лится всяк клены́йся Им, я́ко загради́шася уста́ глаго́лющих непра́ведная.

На у́тренних поуча́хся в Тя. Яко был еси́ Помо́щник мой, и в кро́ве крилу́ Твое́ю возра́дуюся. Прильпе́ душа́ моя́ по Тебе́, мене́ же прия́т десни́ца Твоя́.

Сла́ва, и ны́не: Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды, без поклонов) Го́споди, поми́луй. (Трижды) Сла́ва, и ны́не:

Псалом 87 Го́споди Бо́же спасе́ния моего́, во дни воззва́х, и в нощи́ пред Тобо́ю. Да вни́дет пред Тя моли́тва моя́: приклони́ у́хо Твое́ к моле́нию моему́, я́ко испо́лнися зол душа́ моя́, и живо́т мой аду прибли́жися. Привмене́н бых с низходя́щими в ров, бых я́ко челове́к без по́мощи, в ме́ртвых свобо́дь, я́ко я́звеннии спя́щии во гро́бе, и́хже не помяну́л еси́ ктому́, и ти́и от руки́ Твоея́ отринове́ни бы́ша.

Положи́ша мя в ро́ве преиспо́днем, в те́мных и се́ни сме́ртней. На мне утверди́ся я́рость Твоя́, и вся во́лны Твоя́ наве́л еси́ на мя. Уда́лил еси́ зна́емых мои́х от мене́, положи́ша мя ме́рзость себе́: пре́дан бых и не исхожда́х. О́чи мои́ изнемого́сте от нищеты́, воззва́х к Тебе́, Го́споди, весь день, возде́х к Тебе́ ру́це мои́. Еда́ ме́ртвыми твори́ши чудеса́? Или́ вра́чеве воскреся́т, и испове́дятся Тебе́? Еда́ пове́сть кто во гро́бе ми́лость Твою́, и и́стину Твою́ в поги́бели? Еда́ позна́на бу́дут во тьме чудеса́ Твоя́, и пра́вда Твоя́ в земли́ забве́нней?

И аз к Тебе́, Го́споди, воззва́х и у́тро моли́тва моя́ предвари́т Тя. Вску́ю, Го́споди, отре́еши ду́шу мою́, отвраща́еши лице́ Твое́ от мене́? Нищ есмь аз, и в труде́х от ю́ности моея́; возне́с же ся, смири́хся, и изнемого́х. На мне преидо́ша гне́ви Твои́, устраше́ния Твоя́ возмути́ша мя, обыдо́ша мя я́ко вода́, весь день одержа́ша мя вку́пе. Уда́лил еси́ от мене́ дру́га и и́скренняго, и зна́емых мои́х от страсте́й. Го́споди Бо́же спасе́ния моего́, во дни воззва́х, и в нощи́ пред Тобо́ю. Да вни́дет пред Тя моли́тва моя́: приклони́ у́хо Твое́ к моле́нию моему́.

Псалом 102 Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всех воздая́ний Его́, очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́, избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами, исполня́ющаго во благи́х жела́ние твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́. Творя́й ми́лостыни Госпо́дь, и судьбу́ всем оби́димым.

Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́м Изра́илевым хоте́ния Своя́: Щедр и Ми́лостив Госпо́дь, Долготерпели́в и Многоми́лостив. Не до конца́ прогне́вается, ниже́ во век вражду́ет, не по беззако́нием на́шим сотвори́л есть нам, ниже́ по грехо́м на́шим возда́л есть нам. Яко по высоте́ небе́сней от земли́, утверди́л есть Госпо́дь ми́лость Свою́ на боя́щихся Его́. Ели́ко отстоя́т восто́цы от за́пад, уда́лил есть от нас беззако́ния на́ша. Якоже ще́дрит оте́ц сы́ны, уще́дри Госпо́дь боя́щихся Его́. Яко Той позна́ созда́ние на́ше, помяну́, я́ко персть есмы́. Челове́к, я́ко трава́ дни́е eго́, я́ко цвет се́льный, та́ко оцвете́т, я́ко дух про́йде в нем, и не бу́дет, и не позна́ет ктому́ ме́ста своего́.

Ми́лость же Госпо́дня от ве́ка и до ве́ка на боя́щихся Его́, и пра́вда Его́ на сыне́х сыно́в, храня́щих заве́т Его́, и по́мнящих за́поведи Его́ твори́ти я́. Госпо́дь на Небеси́ угото́ва Престо́л Свой, и Ца́рство Его́ все́ми облада́ет. Благослови́те Го́спода вси Ангели Его́, си́льнии кре́постию, творя́щии сло́во Его́, услы́шати глас слове́с Его́. Благослови́те Го́спода вся Си́лы Его́, слуги́ Его́, творя́щии во́лю Его́. Благослови́те Го́спода вся дела́ Его́, на вся́ком ме́сте влады́чества Его́, благослови́, душе́ моя́, Го́спода.

На вся́ком ме́сте влады́чества Его́, благослови́, душе́ моя́, Го́спода.

Псалом 142 Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ моле́ние мое́ во и́стине Твое́й, услы́ши мя в пра́вде Твое́й и не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю всяк живы́й. Яко погна́ враг ду́шу мою́, смири́л есть в зе́млю живо́т мой, посади́л мя есть в те́мных, я́ко ме́ртвыя ве́ка. И уны́ во мне дух мой, во мне смяте́ся се́рдце мое́. Помяну́х дни дре́вния, поучи́хся во всех де́лех Твои́х, в творе́ниих руку́ Твое́ю поуча́хся. Возде́х к Тебе́ ру́це мои́, душа́ моя́, я́ко земля́ безво́дная Тебе́. Ско́ро услы́ши мя, Го́споди, исчезе́ дух мой, не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́, и уподо́блюся низходя́щим в ров.

Слы́шану сотвори́ мне зау́тра ми́лость Твою́, я́ко на Тя упова́х. Скажи́ мне, Го́споди, путь во́ньже пойду́, я́ко к Тебе́ взях ду́шу мою́. Изми́ мя от враг мои́х, Го́споди, к Тебе́ прибего́х. Научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой. Дух Твой Благи́й наста́вит мя на зе́млю пра́ву. И́мене Твоего́ ра́ди, Го́споди, живи́ши мя, пра́вдою Твое́ю изведе́ши от печа́ли ду́шу мою́. И ми́лостию Твое́ю потреби́ши враги́ моя́ и погуби́ши вся стужа́ющия души́ мое́й, я́ко аз раб Твой есмь.

Услы́ши мя, Го́споди, в пра́вде Твое́й и не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м. Услы́ши мя, Го́споди, в пра́вде Твое́й и не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м. Дух Твой Благи́й наста́вит мя на зе́млю пра́ву.

Сла́ва, и ны́не: Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды)

Храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Уссурийск

(в переводе С.С. Аверинцева)

Шестопсалмие — это основа первой части утрени. Оно включает шесть избранных псалмов царя Давида: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Шестопсалмие, как писал преподобный Варсонофий Оптинский, это симфония духовных переживаний. Это выраженный в религиозно-поэтической речи опыт предстояния человека, взыскующего Бога, лишенного общения с Ним и окруженного темнотой богооставленности (что символизирует отсутствие освещения в храме в этот момент вечернего богослужения), но надеющегося на просвещение и милость Божию.

С.С. Аверинцев является одним из лучших переводчиков Священного Писания и святоотеческой литературы на русский язык. Его перевод «Шестопсалмия» не только точный, но и поэтически возвышенный. Это позволяет передать как смысл текста, так и глубокий духовный настрой, который присущ священной библейской поэзии в целом и более всего книге Псалтирь.

(Пс 3): Господи, как умножились теснящие меня! Многие восстают на меня, многие глаголют к душе моей: «Нет в Боге спасения для него». Но Ты, Господи, — защита моя, Ты — слава моя, Ты возносишь главу мою. Гласом моим воззвал я ко Господу, и услышал Он меня со святой горы Своей. Я уснул, и спал, и восстал, ибо Господь защищает меня. Не устрашусь множеств людей, отовсюду обступивших меня. Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой! Ты поражаешь всех супостатов моих, сокрушаешь зубы грешников. От Господа — спасение, и на людях Твоих — благословение Твое. Я уснул, и спал, и восстал, ибо Господь защищает меня.

(Пс 37): Господи! Не в ярости Твоей обличай меня, и не в гневе Твоем наказывай меня; ибо стрелы Твои вошли в меня, и отяготела на мне рука Твоя. Нет целого места в плоти моей по причине гнева Твоего, нет мира в костях моих по причине грехов моих; ибо беззакония мои превысили главу мою, как бремя тяжкое, гнетут меня; смердят и гноятся раны мои по причине безумия моего. Согбен я и безмерно поник, весь день, сетуя, хожу, ибо недугом полны чресла мои, и нет целого места в плоти моей. Я изнемог и сокрушен весьма, вопию от стеснения сердца моего. Господи! Пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебя не сокрыто. Сердце мое трепещет, оставила меня сила моя, свет очей моих — и того нет со мною. Други мои, сотоварищи мои отступили от беды моей, и ближние мои встали поодаль. Но ищущие души моей ставят сети, желающие мне зла готовят словеса убийства, готовят ковы целодневно. Я же, как глухой, не слышу, как немой, не отверзаю уст моих; да, я был как тот, кто не слышит, и не имеет отповеди во устах своих. Ибо на Тебя, Господи, уповаю; Ты услышишь, Господи, Боже мой! И сказал я: да не порадуются обо мне враги мои, да не похвалятся предо мною, когда оступится стопа моя! Ибо я на раны готов, и скорбь моя всегда предо мною, я возвещаю беззаконие мое и печалюсь о грехе моем. Меж тем враги мои живут в силе великой, и умножились ненавидящие меня безвинно, воздающие мне злом за добро, враждующие на меня за то, что я ищу добра. Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не отступи от меня! Поспеши на помощь мне, Господи спасения моего! Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не отступи от меня! Поспеши на помощь мне, Господи спасения моего!

(Пс 62): О, Боже, Ты — Бог мой, Тебя взыскую от ранней зари. Тебя возжаждала душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустынной, и сухой, и безводной. О, когда бы во святилище узреть Тебя, видеть силу Твою и славу Твою! Ибо милость Твоя лучше жизни, и восхвалят Тебя уста мои. Буду благословлять Тебя, пока длится жизнь моя, с именем Твоим вознесу руки мои словно туком и елеем насытится душа моя, и гласом радости восхвалят Тебя уста мои, когда воспомню о Тебе на постели моей, поутру помыслю о Тебе; ибо Ты — Помощник мой, и под сенью крыл Твоих я возрадуюсь. Прильнула к Тебе душа моя, и держит меня десница Твоя. А те, кто уловляют душу мою, сойдут в преисподнюю земли, преданы будут силе меча, достанутся в добычу шакалам. Царь же возвеселится о Боге, прославлен будет всякий, кто клянется Им, ибо заградятся уста глаголющих неправду. Поутру помыслю о Тебе, ибо Ты — Помощник мой, и под сенью крыл Твоих я возрадуюсь. Прильнула к Тебе душа моя, и держит меня десница Твоя.

(Слава, и ныне.) Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже(Трижды) Господи, помилуй (трижды). (Слава, ныне.)

(Пс 87): Господи, Боже спасения моего! Во дни и в ночи вопию пред Тобою. Да внидет пред лицо Твое молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему; ибо насытилась бедами душа моя, и жизнь моя подошла к преисподней. Я причислен к нисходящим в могилу, я стал как человек изнемогший, оставленный посреди мертвых, подобный убитым во гробе, о которых Ты более не вспомнишь, и которых рука Твоя отринула. Ты низвел меня в ров преисподний, во тьму и в тень смерти; на мне отяготела ярость Твоя, и все волны Твои навел на меня. Ты удалил от меня ближних моих, сделал меня мерзостию для них, заточил меня, мне не выйти на волю. Очи мои истомились от горести; я взывал к Тебе, Господи, весь день, простирал к Тебе руки мои. Или над мертвыми Ты творишь чудеса? Или умершие восстанут и восславят Тебя? Или в гробнице возвещаема будет милость Твоя, и верность Твоя — в месте тления? Или во мраке познают чудеса Твои, и правду Твою — в земле забвения? Но я к Тебе, Господи, взываю, и поутру молитва моя — пред Тобою. Зачем, Господи, отвергаешь Ты душу мою, отвращаешь лицо Твое от меня? Нищ я, и в скорбях от юности моей, несу бремя ужасов Твоих и изнемогаю. Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои смутили меня, всякий день окружают они меня, как вода, обступают меня все совокупно. Ты удалил от меня друга и сотоварища, и ближних моих не видно, как во тьме. Господи, Боже спасения моего, во дни и в ночи вопию пред Тобою. Да вниет пред лицо Твое молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему.

(Пс 102): Благослови, душа моя, Господа, и все, что во мне, — имя святое Его, благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех даяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от истления жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами, насыщает благами желание твое; как у орла, обновится юность твоя. Милость творит Господь, защищает право всех утесняемых. Он открыл пути Свои Моисею, сынам Израилевым — деяния Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, и не вовек враждует; не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. Как высоки небеса над землей, сильна милость Его к боящимся Его, как отстоит восток от запада, отдалил Он от нас беззакония наши. Как милует отец сынов, милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть. Человек — дни его подобны траве, как цвет полевой, отцветают; повеет над ним, и нет его, и не узнает его место его. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих Завет Его, помнящих заповеди Его, чтобы творить их. Господь на Небесах воздвиг престол Свой, и Царство Его все объемлет. Благословите Господа, все ангелы Его, крепкие силою, творящие слово Его, внемля гласу лова Его. Благословите Господа, все воинства Его, слуги Его, творящие волю Его. Благословите Господа, все дела Его! На всяком месте владычества Его благослови, душа моя, Господа! На всяком месте владычества Его благослови, душа моя, Господа!

(Пс 142): Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему во истине Твоей, услышь меня в правде Твоей, и не входи в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. Ибо теснит враг душу мою, втоптал в землю жизнь мою, вверг меня во тьму, как умерших в давние дни. И уныл во мне дух мой, смятенно во мне сердце мое. Вспоминаю дни древние, размышляю о всех деяниях Твоих, о делах руки Твоей рассуждаю, простираю к Тебе руки мои; душа моя — земля безводная и жаждет Тебя. Скоро услышь меня, Господи! изнемогает дух мой. Не отврати лица Твоего от меня, да не уподоблюсь сходящим во гроб. Открой мне поутру милость Твою, ибо на Тебя уповаю; укажи мне путь, которым мне идти ибо к Тебе возношу душу мою. Избавь меня от врагов моих, Господи! к Тебе прибегаю. Научи меня творить волю Твою, ибо Ты — Бог мой. Дух Твой Благий да ведет меня на землю правды. Ради имени Твоего, Господи, оживотвори меня; ради правды Твоей выведи из печали душу мою; и по милости Твоей истреби врагов моих, и погуби всех утесняющих душу мою, ибо я — раб Твой. Услышь меня, Господи, в правде Твоей, и не входи в суд с рабом Твоим. Услышь меня, Господи, в правде Твоей, и не входи в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий да ведет меня на землю правды.

(Слава, и ныне.) Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже.(Трижды)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: