В начале XX века весь мир узнал о существовании такого явления, как Русская Икона.
Незадолго до этого ее для себя открыли сами русские. Стали расчищать поновления на древних иконах и снимать оклады. Ещё внимательнее смотреть на заброшенные образа, которые пылились на чердаках.
Именно там, на чердаке, однажды нашли «Ангела Златые Власа». А под окладом и поновлениями — невероятную «Святую Троицу» Рублева.
Однажды в Россию приехал Анри Матисс. Увидел все эти недавно найденные сокровища и сказал: «…Русские не подозревают, какими художественными богатствами они владеют. Всюду та же яркость и проявление большой силы чувства. Ваша учащаяся молодежь имеет здесь, у себя дома, несравненно лучшие образцы искусства, чем за границей…»
Я считаю, что мы до сих пор не до конца осознали, какими сокровищами обладаем. И далеко не всегда заглядываем в зал иконописи в Третьяковской галерее и Русском музее.
Поэтому предлагаю внимательнее взглянуть на 5 шедевров русской иконописи, чтобы глубже осознать всю ценность нашего наследия.
Ангел Златые Власа. XII век. Русский музей.
Неизвестный мастер. Ангел Златые Власа (Архангел Гавриил или Михаил). Вторая половина XII века (происхождение: Великий Новгород). Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru.
«Ангел Златые Власа» был когда-то частью деисусного чина. Это группа из нескольких икон. Посередине размещался Христос Вседержитель. А слева и справа — иконы с Богородицей, Иоанном Крестителем и другими ангелами и святыми. Они как бы просят Сына Божьего отпустить человеку его грехи.
Вот среди таких заступников и находился наш «Ангел».
С помощью техники ассист его голова покрыта тонкими полосками сусального золота. Отсюда и название иконы — «Ангел Златые Власа».
К сожалению, икона дошла до нас в изменённом виде. Ведь поверхность всегда покрывали лаком, который лет через 100 сильно темнел.
И художники уже новой эпохи поновляли икону. Нет, не реставрировали, а писали поверх темного слоя тот же образ. Но часто добавляли особенности уже нового времени.
Поэтому золотой фон «Ангела Златые Власа» в XVII веке был изменён на зеленый. Были также изменены цвет и контур одеяния Ангела.
Но все же сам образ остался почти прежним.
Русский мастер взял за основу канонический византийский образ Ангела.
Слева: Миниатюра с изображением Архангела Михаила. Конец XI века. Национальная библиотека в Париже. Рускатолик.рф.
Казалось бы, образы очень похожи. Но все же мы видим некоторые особенности в русской иконе.
Мастер укрупняет и удлиняет глаза, опуская их внешние уголки вниз. При этом верхнюю часть зрачков прячет под веками. В результате получились грустные и добрые глаза.
Деталь иконы «Ангел Златые Власа». XII век. Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru.
А в уголки губ добавляет тени, которые создают иллюзию легкой улыбки.
И вот такое сочетание грустных глаз и улыбки создаёт невероятное ощущение лёгкой, радостной грусти. Это глаза любящего, сочувствующего и просящего за Вас существа.
Русский мастер не просто повторяет образ. Он делает все, чтобы показать внеземную природу Ангела. Его безграничную любовь и готовность вечно просить за нас.
Звенигородский чин | Автор: неизвестен
Образ состоит из трех икон, был обнаружен в 1910-х гг. в сарае Успенского собора в городе под названием Звенигород. Исследователи предполагают, что он писался примерно в 15 веке.
На нем изображены Спаситель, архангел Михаил и апостол Павел. Все образы святых представлены возвышенными и одухотворенными, их пропорции безупречны.
Сначала эксперты считали, что найденная реликвия Звенигородский чин принадлежит кисти известного русского святого иконописца Андрея Рублева, но позже сошлись во мнении, что автор ее неизвестен.
Николай Чудотворец. XIII век. Третьяковская галерея.
Святитель Николай Чудотворец. Первая половина XIII века (происхождение: Великий Новгород). Третьяковская галерея, Москва. Ar.culture.ru.
На иконе изображен один из самых известных святых, покровитель моряков, усмиритель враждующих и спаситель от напрасной смерти. Он благословляет одной рукой, а в другой держит Евангелие.
Русский мастер вновь берет византийский канон. Но добавляет нечто особенное. Это легко увидеть при сравнении двух икон.
Слева: Николай Чудотворец с житием. Первая половина XIII века. Монастырь святой Екатерины, Синай в Египте. Icon-art.info.
Новгородский художник удлиняет и расширяет череп, делает пальцы тоньше. Сильно утончает нос. При этом губы делает пухлее. Все это зрительно наделяет святого ещё большим умом и добротой.
Но главное — в лице Святого Николая заметна иллюзия движения: искривлённые брови, завиток в бороде, асимметричные глаза.
Кстати, о глазах. Обратите внимание, насколько и правда глаза святого разные!
Изначально такой приём взят у византийцев. Они в свою очередь переняли античное наследие. Ещё древние греки заметили, как оживает образ, если добавить лицу немного асимметрии. Это мы знаем благодаря сохранившимся фаюмским портретам.
Фаюмский портрет мужчины (фрагмент). 95-100 гг. н. э. Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Но русский мастер особенно вольно пользуется этим приемом. И глаза не только делает разными по размеру, но и располагает один выше другого.
Русский мастер создает уникальный образ очень мудрого человека с живыми глазами. Они наполнены пониманием чего-то запредельного, недоступного обычному человеку.
Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) | Автор: Дионисий
Образ был написан иконописцем Дионисием примерно в 1480-х гг. В течение долгого времени он пребывал в Вознесенском монастыре Московского кремля. Является одной из самых ранних работ художника.
Икона играла главную роль в интерьере собора, для которого была написана. На ней изображена Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) и ее сын, восседающий на руках, лица святых торжественны и строги. Одежды и лики излучают свет, на иконе присутствует немалое количество золотого цвета.
Для справки: Подобное цветовое решение для русской иконографии тех времен было несвойственно. Оно стало актуально в 17 веке и получило название «Одигитрия Седмиезерская».
Донская икона Божией Матери*. XIV век. Третьяковская галерея.
Донская икона Божией Матери. 1380-1390-е. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.
Богоматерь держит на руках младенца Христа. Они прижимаются друг к другу щеками. Поэтому этот тип иконы называется Елеуса, что означает «умиление».
Такой тип икон попал на Русь почти сразу после того, как христианство стало основной религией. Первой стала Владимирская Богоматерь. Все последующие иконы Елеуса создавались по ее образу и подобию.
Владимирская богоматерь. XI век (происхождение: Византия). Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.
Казалось бы, русский мастер работает по византийским канонам. Но и здесь он добавляет немало от себя. Ножки Иисуса оголены до колен. А его безымянный пальчик загнут. Все это придаёт ему черты настоящего ребёнка, а не маленького взрослого.
Но главная уникальность этой иконы в другом. Византийские мастера изображали Богоматерь в первую очередь опечаленной. Ведь она уже знает о судьбе своего сына. Эти глаза смотрят не на ребёнка, а куда-то в сторону. Как будто Святая Мария думает о предстоящем.
Русский мастер вносит изменения: он опять же укрупняет глаза, усиливает их асимметрию. Добавляет еле заметных морщинок во внешних уголках глаз. Направляет взгляд Богоматери на сына. А также приподнимает уголки губ вверх.
В результате создаётся ощущение, что ее взгляд наполнен любовью, и печаль отступает. Она смотрит на дитя и слегка ему улыбается. Мастер намеренно делает акцент на любви матери к сыну.
Мы с Вами уже заметили, что русские художники стремились создать образы, которые излучают доброту и милосердие. Это было и в византийских иконах.
Но тенденция к усилению такого эффекта очевидна.
Дело в том, что для русского христианина икона была очень важна. К ней шли помолиться обо всем на свете. А идти не только в сложный час, но и с мелкими заботами проще к образу очень милосердному. Такому, который все поймёт, все простит. А главное — воспримет любую мольбу, даже о самом житейском.
Художники интуитивно это понимали и создавали для своего главного зрителя, верующего, то, что он так желал.
Спас Нерукотворный | Автор: Симон Ушаков
Согласно легенде, икона «Спас Нерукотворный» была первой увековечившей образ Господа Бога.
Существует две версии происхождения образа:
- на полотенце (Мандилиона);
- на камне (Керамион).
Исследователи нашли одно из первых упоминаний о нем в письменных источниках 4 века. На Руси подлинника святыни полотенца не было обнаружено, но во многих монастырях хранились и хранятся его копии, обладающие чудесной силой.
Андрей Рублев. Святая Троица. XV век.
Андрей Рублев. Святая Троица. 1425. Третьяковская галерея, Москва. Icon-art.info.
Перед нами трое Ангелов. Они сидят вокруг стола, на котором стоит лишь одна чаша. Позади ангелов высятся скала, дерево и здание.
Этот канонический образ возник на основе ветхозаветного сюжета «Гостеприимство Авраама».
Авраам со своей женой Саррой встретили трёх странников, прекрасных юношей. Пригласили их в дом и угощали в своём саду. А также принесли для них в жертву тельца.
Мастера до XV века изображали детали этого сюжета. Как минимум, прислуживающих Авраама и Сарру. Но Рублев внёс существенные изменения.
Давайте сравним его «Троицу» с византийской иконой.
Слева: Троица (Гостеприимство Авраама). Конец XIV века. Музей Бенаки, Афины. Icon-art.info.
Рублев убирает Авраама и Сарру. А также все яства со стола, кроме одной чаши с головой принесённого в жертву тельца. Тем самым он сосредотачивает все внимание на трёх Ангелах.
И вот уже «Гостеприимство Авраама» превращается в попытку изобразить Триединство Бога.
У Византийского мастера ангелы тоже очень похожи. И он тоже пытается тем самым показать то самое триединство: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух неотделимы друг от друга.
Но Рублеву это удаётся лучше. Он объединяет три фигуры в круговую композицию. А также одна чаша символизирует то самое единство. Ведь она одна на всех! И даже в очертаниях Ангелов мы видим объединяющую их чашу.
Рублев намеренно не указывает явно, кто есть кто. Ведь триединство Бога невозможно познать ни человеку, ни даже ангелу.
Но мы все же попытаемся, ибо в этой попытке мы можем услышать… их разговор. Но для этого нужно очень внимательно посмотреть на их позы и жесты.
Ангел посередине предлагает чашу тому, что слева (для зрителя). Он говорит: «Прими эту чашу, прими роль жертвенного тельца, и я благословляю тебя на это». Мы видим, как он наклоняется в его сторону и благословляет чашу. Дерево за его спиной тоже нагнулось в его сторону, как символ рождения на Земле.
Левый ангел выпрямился, то есть он готов принять эту чашу. И вторят ему прямые колонны здания. Он принимает с радостью благословение Отца Своего, главного архитектора этого мира.
Правый же ангел сильно наклонился вперёд, как бы уверяя в своей готовности поддержать.
Рублев изображает молчаливый диалог, без слов и свойственных человеку опасений и сомнений. Поэтому возникает ощущение инобытия.
Все позы еле отличаются друг от друга, но они о многом говорят. Никогда ещё не было создано столь молчаливого и одновременно красноречивого образа.
Икона Ксении Петербургской блаженной
Почитать святую начали при жизни, несмотря на то, что официально она была канонизирована в 1988 году. Её рукописных образов достаточно много, самый известный находится в Санкт-Петербурге, в Смоленском храме. День памяти святой празднуется 6 февраля, день прославления — 6 июня. Сегодня прихожане просят святую помочь в рождении детей, их воспитании и учёбе.
Дионисий. Сошествие во ад. XVI век. Русский Музей.
Дионисий и мастерская. Сошествие во ад. 1503. Русский музей, Санкт-Петербург. Icon-art.info.
Перед нами икона, созданная 80 лет спустя после появления «Святой Троицы» Рублева. Но насколько же русская иконопись изменилась!
Строгую лаконичность сменила детализация. Минимум фигур сменили толпы. Единое круговое пространство разбилось на несколько уровней. Все сильно усложнилось. Хотя и стало гораздо более занимательным в плане разглядывания деталей.
Тут и ангелы вокруг Христа. И разнообразные демоны в Аду. А ещё пестрая толпа мирян рядом со святыми.
Что же послужило причиной столь кардинальных изменений в иконописи?
Дело в том, что за 20 лет до «Сошествия во ад» московский князь Иван III поставил точку в зависимости Руси от Орды. Страна свободно задышала.
И князь, и его приближенные знатные люди хотели увековечить торжественность происходящего. Ведь Русь расправляла плечи и набирала силу.
Именно Дионисий услышал запрос и стал создавать величественные и торжественные образы. Его святые красивые, их позы статные. Он уже добавляет больше конкретики.
Это неизбежно означало отход от возвышенной одухотворенности, которую мы видели в «Святой Троице» Рублева.
Но таков был запрос общества, и Дионисий ему мастерски следовал.
Икона Умиление Псковско-Печерская
Представляет собой воспроизведение иконы Богоматери Владимирской, выполненное в 1521 году. Согласно преданию именно она спасла Псков от гибели при осаде войсками Польского короля Стефана в 1581 году. День памяти празднуется 7 октября – в этот день в 1812 году икона Умиление Псковско-Печерская находилась в войсках I корпуса русской армии при осаде города Полоцка армией Наполеона. Город тогда выстоял. Икона считается чудотворной — не раз при молитвах получали исцеление слепые. Ныне она находится в иконостасе Успенского собора Псковско-Печерского монастыря.
Иконопись после Рублёва и Дионисия
В середине XV века пала Византия. Русские аристократы направили свои взоры на Запад. А там они увидели пышное барокко и невероятный реализм.
Конечно, это их поразило. Они захотели светскости и яркости в своём быту. Это неизбежно отразилось и на иконах. У Богородицы появилась выраженная светотень, и плоское изображение стало объемным.
Симон Ушаков. Богородица Елеуса Киккская. 1626. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.
Святая Троица наполнилась множеством деталей и декоративных орнаментов. И ощущение инобытия в них просто растворилось.
Cвятая Троица. 1705. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
Та самая бесконечная доброта и любовь, выраженные языком живописи у мастеров XII-XVI веков, отошла на второй план. В угоду внешней детализации и даже декоративности.
Вершиной русской иконописи так и осталась «Святая Троица» Рублёва. И создать что-то подобное так никому и не удалось.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии
других читателей
смотрите ниже
. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Автор: Оксана Копенкина
Перейти на главную страницу
*Более распространена версия, что Донская икона Божией Матери была создана Феофаном Греком. Однако я придерживаюсь версии В. Н. Лазарева, что создатель — русский мастер, возможно ученик Феофана Грека.
Икона Пресвятой Богородицы Смоленской
В Россию эта икона была привезена в XI веке. Она признана чудотворной, защищающей и ограждающей западные границы страны. Празднование иконы совершается 10 августа. В Россию она была доставлена из Греции, однако, по сей день неизвестно, кем это было сделано. Среди самых известных чудес, приписываемых этой иконе Пресвятой Богородицы, значится ограждение Смоленска от нашествия армии хана Батыя в 1239 году. Ей прообраз считается безвозвратно утраченным при оккупации Смоленска гитлеровскими войсками в 1941 году. Осталось только несколько списков.
Воскресший спаситель освобождает узников Дахау
«Молодая» икона, посвященная узникам концлагеря. Была написана во второй половине ХХ века. Дахау — страшное место, здесь были замучены тысячи людей. Противники нацистского режима, душевнобольные люди и прочие, «загрязняющие арийскую расу».
В 1945 году в Вербное воскресение узники были освобождены американской армией. Среди пленников было немало священнослужителей, и многие искали спасения у Бога. Через неделю православные верующие отметили праздник Светлой Пасхи.
В 1994 году здесь была построена часовня. Ангела Хойзен (известная иконописица) написала для нее пять произведений. Самая впечатляющая стала икона «Воскресший спаситель освобождает узников Дахау». Христос выводит узников через врата, которые открывают перед ними ангелы.
Преображение Господне
Храмовая икона, находится в Спасо-Преображенском соборе (Ярославская область). Примерная дата создания – 1403 год. Долгое время автором считали Феофана Грека, но впоследствии было доказано, что икону написал другой человек. К сожалению, о нем ничего неизвестно.
В основу положено евангельское повествование. В центре композиции – Спаситель. Справа и слева – пророки, снизу – апостолы, павшие ниц.
У иконы Преображения Господне (19 августа) принято молиться об укреплении веры, изгнании зла из сердца, очищении от грехов.
Чудесное извержение пророка Ионы из пасти кита
Икона была написана в конце XVIII века, находится в частном собрании. Сюжет пользовался определенной популярностью в росписи храмов и в книжной миниатюре. Он даже стал одним из самых распространенных в мировом искусстве, однако икона «Чудесное извержение» — это редкость.
К тому же она выполнена особым образом, здесь отмечено смешение двух техник. Предполагается, что в ее написании участвовали два художника, либо один профессионал, который владел живописными и иконными приемами.
Изображение – история из Библии. Пророк Иона провел в чреве кита три дня и три ночи. Все это время он неистово молился, просил Господа о спасении. Господь внял его молитвам, кит подплыл к берегу и выплюнул пророка.
0 0