Всенощное бдение в церкви — что означает и как проходит


Что такое Всенощное бдение в церкви

Всенощное бдение – ритуал, проводимый перед церковными православными праздниками, объединяющий в себе три богослужения — Великая повечерия или Вечерня, утренняя служба или Утреня и первый Час.

Начало Всенощного бдения, Великой вечерни, происходит на закате, и иногда длится в ночные часы, плавно переходя в утреннюю службу.

Следующая часть богослужения, Утреня, совершается, по принятому в 1695 году Православной церковью Иерусалимского Устава, утром, на рассвете.

Третьей частью следует богослужение, называемое Часы или Час, посвященное воспоминаниям библейских событий.

Всенощное бдение ведет свои обычаи от вечерних и ночных молитв Иисуса Христа и его святых Апостолов, но оформилось и приняло свой ныне существующий вид только при святом Иоанне Златоусте. К 9 веку, Всенощное бдение, было дополнено некоторыми псалмами и молитвословами, вошедшими в это священнодействие, принятыми и совершаемыми по сей день Русской церковью.

Часто в больших храмах и монастырях, в канун больших праздников – Пасхи и Рождества Христова, бдение начинается с девятого часа, и длится всю ночь.

Традиционно Всенощное бдение происходит перед:

  • воскресным днем;
  • двунадесятыми и храмовыми праздниками;
  • особыми праздниками, со знаком отличия Типикона;
  • любыми церковными празднествами, которые решит отметить настоятель.

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о том, как совершается Божественная литургия.

Божественная литургия: что это и как проходит — с объяснениями

Главное для каждого христианина богослужение предваряется часами – третьим и шестым. Читаемые на них псалмы, молитвы напоминают события земной жизни Господа, Его Распятие, готовят всех пришедших к храму, к главному Таинству Церкви.

Начало литургии – возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» знаменует грядущее Царствие Божие, которое ныне, по слову Господа «внутрь есть» (Лк.17:21) у каждого, любящего Бога.

«Оглашенных»

Таково древнее название этой части службы, сохранившееся до сих пор. Эта часть Литургии – молитвы, на которые допускались готовящиеся к Крещению, «огласившиеся», то есть узнавшие уже учение Христа, но еще не члены общины.

Эти предварительные моления включают:

  • ектении – краткие прошения о мире, стране, «властях и воинстве», о всех предстоящих;
  • антифоны, псалмы, поющиеся попеременно двумя хорами (в практике богослужения хор может быть один);
  • песнь «Единородный Сыне и Слове Божий…»; ее составление приписывается императору Византии Юстиниану Великому;

Затем следует пение третьего антифона. Но если первые два представляют собой псалмы, то эта песнь целиком взята из Нагорной проповеди Христа и содержит Заповеди Блаженства. В время ее совершается Вход с Евангелием в преднесении свечи.

Затем поются песнопения дня, праздника и одно из древнейших песнопений Церкви – Трисвятое, обращенное к Св. Троице. Им предваряется чтение Писания: Апостола и дневного Евангелия.

Последнее моление – о готовящихся к Крещению, после чего диакон возглашает: «Оглашенные, изыдите!»

Интересный факт

Сейчас молитвы об оглашенных читаются, как говорят многие, по традиции, так как институт оглашенных в Церкви не принят. В Греческой церкви эти молитвы вовсе опускаются. Однако, современные служители алтаря в России часто говорят, что «оглашенными» можно считать случайно зашедших в церковь, сочувствующих, а потому молитвы о них не должны убираться из богослужения. Некоторые миряне говорят, что в этот момент стараются помолиться о своих неверующих родных, друзьях, их обращении к Богу.

Святые Дары

«Верных»

Затем начинается само таинство Евхаристии. Его предваряет так называемая Херувимская песнь – не столько молитва, сколько призыв к верным уподобиться Ангелам, отложить все земное. Под это пение богослужебные сосуды торжественной процессией переносятся с жертвенника на святой престол.

После Херувимской священник не может прервать службу по какой бы то ни было причине.

1

Мая

1497 года

В житии свт. Макария, митр. Киевского, есть такой эпизод: во время служения литургии он узнал о приближении татарского отряда, но не покинул церковь до завершения службы. Святителя убили ворвавшиеся в храм иноверцы.

По окончании Херувимской песни в древности совершалось таинство Крещения. К этой практике восходит пение христианами Символа Веры. Ныне это имеет несколько иное значение: свидетельство твердого упования на Бога.

Анафора

Это самая важная, таинственная часть службы, название которой переводится как «возношение». В этот момент верующие призываются к сугубой молитве и вниманию. По-другому Анафора именуется Евхаристическим Каноном. Она включает четыре священнические молитвы, читаемые в алтаре. Во время третьей из них, призывающей Духа Святого, таинственно, неведомо для разума совершается «преложение» хлеба и вина в Тело и Кровь Господа. Это – кульминация всей службы, главное чудо христианства, превышающее все другие.

Прав. Иоанн Кронштадский говорит:

«Божественная Литургия есть ось мира: как колеса могут двигаться только вокруг оси, так и наш мир может двигаться, имея Божественную Литургию. Она есть основание всей жизни мира. А если бы не было этого, наш страшный, грешный мир от нечистоты и беззакония погиб бы и разрушился, если бы не освящался этими Великими Тайнами, страшными явлениями Божественного Искупителя. В этот момент освящается Престол, и храм, и все молящиеся освящаются; земля, самый воздух дает человеку все необходимое для жизни только потому, что на Престоле возлежит Святой Агнец, наш Иисус Христос, на дискосе и в Чаше под видом вина и хлеба».

Причастие

После Анафоры совершается сначала Причастие священнослужителей, которое происходит в алтаре при закрытых вратах, задернутой завесе. Во время Пасхи и Светлой Седмицы врата открыты, так что верующие могут видеть, как совершается Таинство.

Иногда во время Причастия священства врата открываются в другие дни. Например, после объединения Русской Церкви и Русской Православной Церкви за границей первое совместное служение патриарха Алексия II и митрополита Лавра 17 мая 2007 г. по просьбе прихожан проходило полностью при открытых царских вратах.

Затем происходит Причастие мирян. Обычно принято:

  • подходить крестообразно сложенными руками, при этом правая — сверху;
  • отчетливо называть свое крещенное имя;
  • не совершать крестное знамение перед Чашей, дабы не задеть ее неосторожным движением.

Перед Причастием необходима Исповедь, так как таинство для человека, отягощенного грехами, совершается в осуждение. Причастие без исповеди в практике Русской Церкви возможно только для часто исповедующихся мирян, и то по особому благословению священника, хорошо знающего духовное состояние причастника.

Последование во Всенощном бдении в православии

Чтобы обрести подлинную свободу духа, выбраться из мирской суеты, необходима длительная божественная служба. Этой службой является Всенощное бдение.

Она способствует освобождению души от мракобесия, помогает осмыслить священный праздник и принять благодать.

Перед Литургией, символизирующей будущий век, Царство Божье, Всенощное бдение показывает предшествующие события, происходящие в Ветхом и Новом заветах.

Вся служба была бы неполной без псалмов, которые проходят через все служение. Певчие на клиросе воспевают или зачитывают псалмы выборочно или полностью, непрерывно создавая всю атмосферу Всенощной.

В начале Всенощной происходят, как бы мысленные изображения главных моментов в Ветхом завете, таинство Великой вечерни: священнослужители у алтаря возглашают о создании мира, сошествии Святого Духа и Святой Троице, отворяя в алтаре Царские врата.

Следом воспевается и славится в 103 псалме мудрость Бога, сотворившего мир, и батюшка обходит с кадилом, окуривая весь храм и всех молящихся. Далее, напоминая о грехопадении, происходит закрытие Царских врат, и возносится молитва, стихиры и читаются псалтири о покаянии рода человеческого.

Далее возносится стихира, посвященная Пресвятой Богородице, и батюшка, сопровождаемый диаконом с кадилом, проходит через алтарные северные двери и величественно заходит в центральные Царские врата, сообщая о предсказанном появлении в мире Спасителя, заканчивая этим первую часть Всенощного бдения.

В утренней части службы, начинается новозаветная история, говорящая о приходе в мир людей Господа, о его рождении, распятии и великом воскресении. Начинается все с чтения стихов, шесть важных псалмов.

Затем, с торжественной части, прославляющей милость Божию, явившей ее рождением Спасителя, начинаются песнопения, полиелей, восхваляющие Господа, с открытием настежь Царских алтарных врат и повсеместным зажжением светильников.

В окончание Всенощной читается святое Евангелие.

Вечерня

Вечернее богослужение начинается в 5-6 часов вечера. В это время звучат молитвы и песнопения, вспоминающие о событиях Ветхого Завета, через который красной нитью проходит ожидание евреями прихода Мессии.

В ознаменование этого события священник совершает воскурение фимиама (каждение) в алтаре. После воздания славы Святой Троице поется 103 псалом, во время пения которого происходит каждение всех присутствующих и самого храма. Воскурение фимиама является знамением благодати Всевышнего, дарованной первым людям, Адаму и Еве, до их встречи со змием и грехопадением.

Как в то время были открыты двери райского Эдема, так при каждении царские врата храма открываются.

Важно! Перед каждым человеком стоит выбор, принять решение должен каждый самостоятельно. Адам и Ева послушались дьявола и были изгнаны из рая, двери которого навсегда захлопнулись для них.

В память об этом событии после воскурения царские врата закрываются, перед ними на амвоне стоит дьякон. После изгнания из рая люди начали испытывать болезни, скорби, лишения, вызванные грехов.

Ектения

Во время великой, мирной ектении диакон и все присутствующие в храме просят Господа о прощении грехов.

Великий Господь по Своей любви к людям даровал им дорогу возвращения в Небесный рай путем познания Бога через оставление грехов. Поется Псалом 1.

В стихирах «Господи, Воззови» звучат покаянные, молитвенные мотивы, во время которых священник производит каждение в храме. Во время вечерней после покаяния и оставления грехов, как знак будущего спасения, Царские ворота храма вновь открываются, к ним направляется процессия священников и диакон, вышедших из боковых и северных проемов. Со словами «Премудрость, прости» диакон при помощи кадила изображает крест, призывая всех прихожан к внимательному слушанию.

Песня «Свете Тихий» напоминает христианам о том, что Царь царей, Бог богов родился не в царском доме, а в яслях на соломе, и Его второй приход близок.

Еще о службах в храме:

  • Божественная литургия
  • Панихида по усопшим в церкви
  • Водосвятный молебен

Настает время сугубой и просительной ектении, после которой перед большими праздниками следует лития. Общее моление, так с греческого языка переводится лития, ранее происходило в притворе, чтобы некрещеные, кающиеся люди могли принять участие в молитвенных прошениях. В современных храмах лития читается около западного входа.

Во время литии благословляются пять хлебов, это память о чуде, совершенном Иисусом при Его жизни. 5 тысяч человек были накормлены пятью хлебами и двумя рыбками.

В далеком прошлом христиане употребляли эти хлеба, чтобы утолить голод перед утреней.

После пения «Стихирой на стиховне» хор исполняет молитву «Ныне отпускаешь». Во время этой молитвы православные вспоминают праведного Симеона, который первым встретил Марию и Иосифа, когда они принесли жертву за рождение ребенка. Симеону было сказано Богом, что он не умрет, пока не увидит Мессию. Взяв в руки Иисуса, Симеон промолвил: «Ныне отпускаешь раба Твоего».

Окончание Вечерни

В заключение вечерней исполняется песнопение «Богородица, Дева, радуйся!» Благодаря своему смирению, покорности, Боголюбию, Дева Мария из всех женщин мира была выбрана стать земной Матерью Иисуса.

О других важных молитвах:

  • О молитве Господней «Отче Наш»
  • Символ веры
  • Молитвы Господу и Пресвятой Богородице

Заканчивает вечернее служение священник, передавая послание от Бога: «Благословение Господа Бога на вас». Вечерня заканчивает воспоминания о ветхозаветных временах, передавая эстафету служения утрени.

Отличия Всенощного бдения от Вечернего богослужения

В православии, Вечерняя служба и Всенощное бдение одинаково происходят в канун воскресных и праздничных дней.

Однако вечернее богослужение может начаться в 16 или 19 часов и продлиться до 21 или полуночи, с включением в себя только первой или второй части Всенощной.

А вот Всенощное бдение, в отличие от Вечерни, имеет две основные части: вечернюю и утреннюю, с прибавлением к ним 1, 3, 6 и 9 часов богослужения, и начинается в 17 часов до утра.

По всей службе произносятся обращенные к Богу слова с благодарением. И вся Всенощная пронизана напоминанием, о том, кто есть человек, а кто есть облик зверя, не осознавшего свои деяния. В этом заключается смысл Всенощного бдения, чтобы понять себя и свои поступки, а осознав раскаяться и приблизиться к Господу.

Начало службы

За четверть часа до начала службы раздается удар главного колокола, вслед за которым идет праздничный перезвон всех колоколов. Так христиане призываются в храм на праздничное богослужение. Те, кто пришли пораньше, наслаждаются колокольным перезвоном. Открываются центральные ворота иконостаса, что говорит нам о начале службы.

В алтаре проходит каждение, один из священников окуривает благовониями. Впереди него идет диакон со свечой. Все совершается в полной тишине, лишь слышно негромкое позвякивание цепей кадильницы.

По завершении из Царских врат появляется диакон и громко провозглашает: «Восстаните!». Этот призыв к находящимся в храме сохранился до наших дней из древнехристианского богослужения. В то время монахи перед началом службы и в некоторые ее моменты сидели на специально предназначенных для этого стульях, которые назывались стасидиями. Такая традиция сохранилась и до ныне в греческих храмах, на Святой горе Афон, а также в католичестве и протестантизме. В русских церквях это не прижилось. Здесь всегда много народу и места не хватает даже для того, чтобы просто стоять.

Всенощное бдение

Утреня

В храме полностью выключается свет, гасятся свечи, — начинается шестопсалмие. Сумрак символизирует Ветхий завет, когда мир еще не был освещен Боговоплощением и пребывал во мраке неведения. Перед псалмами звучит ангельская песнь, сопровождавшая появление Младенца на земле. Она разносится в полной темноте, символизирующей ночь Рождества Христова.

В этой части богослужения не положено креститься или делать поклоны. Все должно проходить в полной тишине для лучшего восприятия присутствующих людей. Тем более непозволительно передвигаться, выходить наружу, покидать храм без уважительной на то причины.

После прочтения трех псалмов, первых из шести, священник появляется из алтаря. Он держит в руках Служебник с текстом утренних (особых) молитв, чтение которых совершает негласно. Шестопсалмие продолжается произнесением слов 87 псалма. Они напоминают о Христе, сошедшем на землю, чтобы спасти нас от страданий. Завершает чтение шести псалмов Великая ектенья с прошениями о милостях.

Псалмы

В исполнении диакона и церковного хора звучит 117 псалом. Здесь христиане вспоминают, как Господь начал свое служение, когда ему исполнилось 30 лет. Поется тропарь празднику. Возжигаются свечи, обстановка в храме наполняется радостью, бодрым звучанием. Далее идет чтение особых кафизм (2,3),- в это время можно сидеть. В их составе звучат псалмы, предсказывающие приход Христа. Напоследок читается малая ектенья.

Полиелей

Открываются врата алтаря, загораются все светильники. Священники группируются в центре храма, проводят каждение. Пространство наполняется ароматом ладана. Поются псалмы (134, 135), в которых идет прославление Господа за милосердие, явленное всем людям. Звучит «Величание» в честь праздничного события или святого.

Слово «милость», как и «масло», на греческом звучит «елеос». Поэтому эта часть службы названа полиелеем, главное значение которой весть о Христе. На воскресных богослужениях (в субботу вечером) исполняются тропари, напоминающие о явлении женам-мироносицам ангелов с вестью о воскресении Господа.

Евангелие

Главный момент Всенощной – произнесение текста Евангелия. Перед этим важным событием диакон провозглашает малую ектенью, чтец – короткое «ипакои», хор поет антифоны и «утренний прокимен». После чего диакон приступает к молитве о даровании слышания Евангелия. Он будет просить, чтобы Господь дал не только услышать Божественные словеса, но и воплотить их в жизнь.

Затем пройдет чтения отрывка из Евангелия, и мы услышим голос апостолов, донесшийся до нас из веков, станем свидетелями и участниками событий 2000-летней давности. Всего в богослужебном цикле 11 евангельских отрывков. В течение года они поочередно повторяются, цикл возобновляется вновь и вновь. Евангелие выносится в центр богослужебного пространства. После прочтения отрывка верующие кланяются, целуют Святое Писание.

Елеопомазание

Вслед за радостью воскресения христиане вспоминают о своей греховности и сокрушаются, — читается 50 псалом, а также прошение Богу о помиловании. Затем все подходят к центральной части храма. Здесь проходит елеопомазание. Священник держит в руках кисточку. Обмакивая ее в освященный елей, рисует кресты на лбу подходящих к нему людей. Таким способом священнослужитель передает частицу Божьей благодати каждому, приходящему в храм.

Всенощное бдение с пояснением

Канон

В это время начинает читаться канон. Он состоит из тропарей, библейских отрывков. Состоит из 3 частей, разделенных 2 малыми ектеньями. Тропари вычитываются, а первые стихи песен поются. Между восьмой и девятой песнью звучит хвалебная песнь Богородице «Велит душа моя Господа…». Кадится алтарь, а также иконостас в той части, где есть икона Богородицы. Остановившись перед святым ликом, священник кадилом чертит в воздухе знак креста и громко произносит: «Богородицу и Матерь света, в песнях возвеличим…».

Читается малая ектенья. Звучит возглас диакона: «Свят Господь наш!», его подхватывает хор и трижды повторяет. Поется «Всякое дыхание да хвалит Господа…» и другие стихиры. Заканчивается молитвенное пение «Великим славословием», — одним из древнейших христианских гимнов.

После исполнения стихир вновь зажигаются паникадила, священник провозглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Произносится с амвона сугубая (просительная) ектенья. Священник благословляет: «Мир всем!». Затем тайно исполняет молитву, которая древними христианами произносилась вслух.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: