Что обозначает понятие «православие» и как оно произошло?


Православная церковь: структура, направления деятельности, источники финансирования

В Древнерусском государстве церковь возглавлял Киевский митрополит, назначаемый из Константинополя или киевским князем с последующим избранием на соборе епископов. В крупных городах всеми делами церкви заведовали епископы. Иерархи могли владеть землями, городами, селами. Церковь имела свои суд и законодательство, дававшее возможность вмешиваться во все стороны жизни своих прихожан.
Могущество церкви основывалось на ее быстро растущих материальных доходах. Владимир Святославович установил «десятину».

Определение 1

«Десятина» — это отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви.

Опираясь на материальное богатство, церковь приобретала влияние на политическую и экономическую жизнь, на быт населения. Она стремилась выступать гарантом межкняжеских соглашений, фиксировавшихся «крестным целованием», вмешивалась в переговоры, представители церкви нередко брали на себя роль послов.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Православная церковь использовала разные методы для проповеди своего вероучения и утверждения авторитета. Большую роль в этом играло возведение храмов, архитектурная форма и внутренняя роспись которых символизировали «земной» и «небесный» миры. С целью религиозного воздействия на людское сознание совершались богослужения и обряды. В церквах проходили молебны о выздоровлении, о победе над врагами, о спасении от стихийных бедствий, произносились проповеди и поучения. При помощи исповеди церковники проникали во внутренний мир прихожан, воздействовали на их поступки и выведывали сведения о замыслах против церкви, господствующего класса и общественного строя.

Несмотря на то, что в период феодальной раздробленности христианство уже охватило большую часть населения, даже среди знати проявлялись пренебрежение религией и неуважение к священнослужителям. В народе сопротивление христианству было еще больше.

Церковные руководители старались упрочить позиции церкви, она превратилась в источник христианизации других народов. Одновременно шло взаимопроникновение отдельных элементов религиозных идеологии и культа в результате широких взаимосвязей Киевской Руси.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Роль церкви в Древнерусском государстве 430 ₽ Реферат Роль церкви в Древнерусском государстве 270 ₽ Контрольная работа Роль церкви в Древнерусском государстве 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

При Владимире церковь ведала некоторыми мирскими делами, соприкасающимися с государственными интересами. Церковь получила юрисдикцию над всеми христианами (семейные дела, дела о «нарушении святости и неприкасаемости христианских храмов и символов», вероотступничество, «оскорбление нравственных чувств»). Также под церковное попечение было поставлено особое общество, выделившееся из паствы – богадельные люди. В их состав вошли:

  • белое духовенство с семьями;
  • церковнослужители;
  • монахи;
  • вдовы-попадьи и взрослые поповичи;
  • странники;
  • просвирни;
  • люди, находящиеся в странноприемницах и больницах, и те, кто их обслуживал;
  • «задутные люди», нищие, изгои, население церковных земель.

Русская Православная Церковь.

1. Краткая история Русской Православной Церкви


. 2. Устройство Русской Православной Церкви. 3. Святейший Патриарх Московский и всея Руси. 4. Устав Русской Православной Церкви. 5. Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви. 6. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. 7. Официальный сайт Русской Православной Церкви. 8. Официальный сайт Санкт-Петербургской митрополии. 9. Официальный сайт Выборгской епархии.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Роль церковного суда

В 1019 году на престол вступил Ярослав Мудрый. Церковь к этому времени уже, и Ярослав продолжает начатое отцом дело. В разработанном указе, он сохраняет дела, подсудные церкви и четко сформулированными тезисами описывает порядок судопроизводства с системой наказаний.

Система построена на различии между грехом и преступлением. «Грех — не только нравственное преступление, закона, но и мысль о деянии, которым грешник может причинить вред. Преступление — деяние, которым лицо наносит ущерб или обиду другому лицу». На этих понятиях Ярослав и построил свой церковно-судный порядок. Все дела, подсудные церкви, он разделил на категории, предусматривавшие различные меры наказаний.

Дела духовные, не связанные с мирскими законами разбирались судом епископа судом без княжьего судьи. К ним относились дела о нарушении церковных заповедей, такие как чародейство, волхование.

Дела «греховно-преступные» разбирались княжеским судом при участии церковного. Княжеский суд назначал приговор, а митрополит получал небольшую сумму на развитие церкви. К этому разряду причислялись дела об «умычке девиц, об оскорблении делом или словом, о самопроизвольном разводе мужа с женой вез вины последней, о нарушении супружеской верности».

Обычные противозаконные действия, совершенные как мирянами, так и церковными людьми, рассматривались судом церкви по княжеским законам. Князь оставлял за собой участие в суде над людьми церковного ведомства. Оно было выражено в том, что их тяжкие преступления разбирались на церковном суде при участии княжеского судьи, с которым первый делился пенями.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Датой введения на Руси христианства как государственной религии считается 988 г., когда крестился великий киевский князь Владимир со своей дружиной. Хотя распространение на Руси христианства началось раньше. В частности, христианство приняла княгиня Ольга. Князь Владимир стремился сменить языческий пантеон монотеистической (единобожие) религией.

Выбор пал на христианство, так как:

1) на Руси было велико влияние Византии;

2) вера уже получила распространение у славян;

3) христианство отвечало менталитету славян, было ближе, чем иудаизм или мусульманство.

Существуют разные точки зрения на то, как шло распространение христианства:

1) крещение Руси проходило мирно. Новая религия действовала как мощный объединяющий фактор. (Д.С. Лихачев);

2) введение христианства было делом преждевременным, так как основная часть славян продолжала верить в языческих богов до XIV в., когда объединение страны уже стало неизбежным. Принятие христианства в X в. обострило отношения киевской знати с соседями. Крещение новгородцев проходило вместе массовым кровопролитием, христианские обряды, порядки долго не приживались в обществе: славяне называли детей языческими именами, церковный брак не считали обязательным, местами сохранялись и пережитки родового строя (многоженство, кровная месть) (И.Я. Фроянов). Русская церковь с момента принятия христианства государственной религией являлась частью Вселенской Константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Первоначально митрополитами и священниками на Руси были греки. Но между тем русская внешняя политика сохраняла свою независимость благодаря твердости, упорству первых князей. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона, тем самым поставил точку в споре с греками.

Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян: политику, экономику, культуру:

1) церковь стала быстро обретать экономическую независимость. Князь жертвовал ей десятину. Монастыри вели, как правило, обширное хозяйство. Часть продукции они реализовывали на рынке, а часть запасали. Церковь при этом богатела быстрее, чем великие князья, так как ее не затрагивала борьба за власть во время феодальной раздробленности, большого разрушения ее материальных ценностей не было даже в годы монголо-татарского нашествия;

2) политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь получала право примирять, быть гарантом, судьей в политической сфере;

3) христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, так как проводились сходы общины, хранились казна и различные документы;

4) важный вклад внесла христианская церковь в культуру древнерусского общества: появились первые священные книги, братья-монахи Кирилл и Мефо-дий составили славянскую азбуку. Среди населения Руси, прежде всего Киевского княжества, увеличился процент грамотных. Христианство вводило новые нормы поведения, морали для славян, такие как «не укради», «не убий».

Датой введения на Руси христианства как государственной религии считается 988 г., когда крестился великий киевский князь Владимир со своей дружиной. Хотя распространение на Руси христианства началось раньше. В частности, христианство приняла княгиня Ольга. Князь Владимир стремился сменить языческий пантеон монотеистической (единобожие) религией.

Выбор пал на христианство, так как:

1) на Руси было велико влияние Византии;

2) вера уже получила распространение у славян;

3) христианство отвечало менталитету славян, было ближе, чем иудаизм или мусульманство.

Существуют разные точки зрения на то, как шло распространение христианства:

1) крещение Руси проходило мирно. Новая религия действовала как мощный объединяющий фактор. (Д.С. Лихачев);

2) введение христианства было делом преждевременным, так как основная часть славян продолжала верить в языческих богов до XIV в., когда объединение страны уже стало неизбежным. Принятие христианства в X в. обострило отношения киевской знати с соседями. Крещение новгородцев проходило вместе массовым кровопролитием, христианские обряды, порядки долго не приживались в обществе: славяне называли детей языческими именами, церковный брак не считали обязательным, местами сохранялись и пережитки родового строя (многоженство, кровная месть) (И.Я. Фроянов). Русская церковь с момента принятия христианства государственной религией являлась частью Вселенской Константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Первоначально митрополитами и священниками на Руси были греки. Но между тем русская внешняя политика сохраняла свою независимость благодаря твердости, упорству первых князей. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона, тем самым поставил точку в споре с греками.

Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян: политику, экономику, культуру:

1) церковь стала быстро обретать экономическую независимость. Князь жертвовал ей десятину. Монастыри вели, как правило, обширное хозяйство. Часть продукции они реализовывали на рынке, а часть запасали. Церковь при этом богатела быстрее, чем великие князья, так как ее не затрагивала борьба за власть во время феодальной раздробленности, большого разрушения ее материальных ценностей не было даже в годы монголо-татарского нашествия;

2) политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь получала право примирять, быть гарантом, судьей в политической сфере;

3) христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, так как проводились сходы общины, хранились казна и различные документы;

4) важный вклад внесла христианская церковь в культуру древнерусского общества: появились первые священные книги, братья-монахи Кирилл и Мефо-дий составили славянскую азбуку. Среди населения Руси, прежде всего Киевского княжества, увеличился процент грамотных. Христианство вводило новые нормы поведения, морали для славян, такие как «не укради», «не убий».

2000-летие Рождества Христова

В 2000 году весь христианский мир праздновал великий юбилей Рождества Христова. Как символ духовного возрождения России был восстановлен Храм Христа Спасителя. В 2000 году состоялся Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором в сонме новомучеников и исповедников было прославлено более 1000 священнослужителей, монашествующих и мирян, пострадавших в годы страшного гонения XX века. На Соборе были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых изложены базовые положения по вопросам церковно-государственных отношений и по целому ряду современных общественно значимых проблем. 17 мая 2007 года состоялось историческое воссоединение Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Митрополит Лавр подписали Акт о восстановлении канонического общения двух частей Русской Церкви. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27–28 января 2009 года на Предстоятельское служение был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В 2014 году исполнилось 700 лет со дня рождения преподобного Сер­гия Радонежского, великого светильника Земли Русской, собирателя Московской Руси, внесшего огромный вклад в освобождение Руси от трех­сотлетнего ига, в ее духовное и хозяйственное возрождение. В 2015 году православный мир отметил еще один великий юбилей — 1000 лет со дня кончины равноапостольного князя Влади­ми­ра, Крес­ти­теля Руси, сделавшего для нас главный цивилизационный выбор. Будем верить, что Господь по молитвам Богородицы и всех святых, в земле Русской просиявших, сохранит Церковь и страну нашу в мире и благоденствии. «Русь Святая! Храни Веру Православную, в нейже тебе утверждение» (из стихиры русским святым).

Периодизация по Е.Е.Голубинскому

Академик Е.Е.Голубинский более других связывает периодизацию русской церковной истории с историей гражданской. В русской церковной жизни он выделяет три периода: Киевский, Московский и Петербургский. «Если периоды в историях обществ суть пространства времен, отличные один от других не какиминибудь внешними и случайными признаками, а самой жизнью обществ и ее характером, то таких действительных, а не воображаемых периодов в истории Русской Церкви — три: Киевский, Московский и текущий Петербургский».

* * *

При всем разнообразии подходов к периодизации истории Русской Церкви у всех вышеназванных историков можно найти и точки соприкосновения. При большой разнице в методологии исторического исследования все они оставили по себе славу как первооткрыватели неведомых до них источников и собиратели огромнейшего церковноисторического материала. Они нередко по-разному писали об одних и тех же событиях, но теперь мы видим, как труды их дополняли друг друга. Последующие труженики на ниве церковно-исторической науки пользовались вышеуказанными примерами периодизации истории Русской Православной Церкви, иногда немного видоизменяя или детализируя схемы своих великих предшественников. Любая периодизация всегда в той или иной степени условна. Поэтому, обозревая историю Русской Церкви, можно рассматривать важнейшие вехи в истории церковной жизни на Руси.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: