Как проходит Литургия в православной церкви
Обычно Литургия совершается в воскресные или праздничные дни, но в больших храмах может проходить ежедневно.
Чаще всего для Евхаристии выбирается утреннее время (в отдельные праздники существуют и дневные службы). Продолжительность службы примерно 1,5-2 часа.
Чинопоследование Литургии совершается по Иерусалимскому Уставу, и ее полная схема доступна лишь для служителей Церкви. Но знание общего порядка действий и пояснений к этапам богослужения желательно каждому христианину для того, чтобы правильно понимать духовное богатство, накопленное за века.
Сейчас в церквях в разное время совершается 4 литургических чина:
- святителя Иоанна Златоуста – совершается вседневно, а в Постную Триодь – по субботам и в Вербное воскресенье;
- святителя Василия Великого – служится в Сочельник, Четыредесятницу и на Страстную Седьмицу;
- святителя Григория Двоеслова – во время Великого поста, кроме выходных дней;
- Апостола Иакова – совершается в день памяти мученика.
Так же отличается большей торжественностью и продолжительностью архиерейская Литургия.
Прокимны и аллилуиарии дней седмицы
- В понедельник
- Во вторник
- В среду
- В четверг
- В пятницу
- В субботу
См.: Аллилуиарий, Прокимен.
В понедельник
Прокимен, глас 4: Творя́й а́нгелы Своя́ ду́хи, / и слуги́ Своя́ пла́мень о́гненный.
Перевод: Ты творишь Ангелов Своих духами, / и служителей Своих – пламенем огня (Пс.103:4).
Стих: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, Го́споди Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́.
Перевод: Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма (Пс.103:1).
Аллилуиа, глас 5: Хвали́те Го́спода, вси а́нгели Его́, хвали́те Его́, вся си́лы Его́.
Перевод: Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его (Пс.148:2).
Стих: Я́ко Той рече́ и бы́ша, Той повеле́ и созда́шася.
Перевод: Ибо Он сказал – и возникли они, Он повелел – и были созданы (Пс.148:5).
Во вторник
Прокимен, глас 7: Возвесели́тся пра́ведник о Го́споде / и упова́ет на Него́.
Перевод:Возвеселится праведник о Господе, / и уповает на Него (Пс.63:11).
Стих: Услы́ши, Бо́же, глас мой, внегда́ моли́ти ми ся к Тебе́.
Перевод: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе (Пс.63:2).
Аллилуиа, глас 4: Пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится.
Перевод: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится (Пс.91:13).
Стих: Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т.
Перевод: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут (Пс.91:14).
В среду
Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, / и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спа́се Мое́м.
Перевод: Величает душа Моя Господа, / и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём (Лк.1:46–47).
Стих: Я́ко призре́ на смире́ние рабы́ Своея́, се бо отны́не ублажа́т Мя вси ро́ди.
Перевод: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды (Лк.1:48).
Аллилуиа, глас 8: Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́.
Перевод: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё (Пс.44:11).
Стих: Лицу́ Твоему́ помо́лятся бога́тии лю́дстии.
Перевод: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа (Пс.44:13).
В четверг
Прокимен, глас 8: Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, / и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их.
Перевод:Во всю землю вышел голос их, / и в концы вселенной речи их (Пс.18:5).
Стих: Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь.
Перевод: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь (Пс.18:2).
Аллилуиа, глас 1: Испове́дят небеса́ чудеса́ Твоя́, Го́споди, и́бо и́стину Твою́ в Це́ркви святы́х.
Перевод: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою – в собрании святых (Пс.88:6).
Стих: Бог прославля́ем в сове́те святы́х.
Перевод: Бог прославляем в сонме святых (Пс.88:8).
В пятницу
Прокимен, глас 7: Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, и покланя́йтеся подно́жию но́гу Его́, / я́ко свя́то есть.
Перевод: Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его, / ибо свято оно (Пс.98:5).
Стих: Госпо́дь воцари́ся, да гне́ваются лю́дие.
Перевод: Господь воцарился: пусть гневаются народы (Пс.98:1).
Аллилуиа, глас 1: Помяни́ сонм Твой, его́же стяжа́л еси́ испе́рва.
Перевод: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала (Пс.73:2).
Стих: Бог же Царь наш пре́жде ве́ка, соде́ла спасе́ние посреде́ земли́.
Перевод: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли (Пс.73:12).
В субботу
Прокимен, глас 8: Весели́теся о Го́споде, / и ра́дуйтеся, пра́веднии.
Перевод:Веселитесь о Господе, / и радуйтесь, праведные (Пс.31:11).
Стих: Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния и и́хже прикры́шася греси́.
Перевод: Блажены те, кому прощены беззакония и у кого покрыты грехи (Пс.31:1).
И умершим: Прокимен, глас 6: Ду́ши их / во благи́х водворя́тся.
Перевод: Души их среди благ водворятся (Пс.24:13).
Аллилуиа, глас 4: Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их, и от всех скорбе́й их изба́ви их.
Перевод: Воззвали праведные – и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их (Пс.33:18).
Стих: Мно́ги ско́рби пра́ведным, и от всех их изба́вит я́ Госпо́дь.
Перевод: Много скорбей у праведных – и от всех их избавит их Господь (Пс.33:20).
Стих: Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди, и па́мять их в род и род.
Перевод: Блажен, кого избрал и приблизил Ты, Господи. И память их в род и род (Пс.64:5, 44:18).
Что такое Литургия и из каких частей она состоит
Содержние Литургии восходит к раннему христианству. Не зря ее второе название – Бескровная жертва. Во время богослужения перечисляются все события жизни Спасителя до Вознесения, а момент Причастия символизирует Божественную жертву во искупление всех грехов. Поэтому каждый, кто искренне принимает Святые Дары, освобождается от грехов, очищая душу и тело.
Последовательность Литургии неизменно и состоит из нескольких частей:
Часы
Непосредственно перед началом Литургии алтарником читаются 3-й и 6-й часы – краткие молитвословия, вспоминающие о сошествии Святого духа на апостолов и распятии Господа Иисуса Христа. Они призваны обратить мысли прихожан к Господу Богу.
Проскомидия
Повествует о земной жизни Христа. В этот момент подготавливаются и разрезаются просфоры. Алтарь во все время первой части Литургии остается закрытым, а Проскомидия читается на Жертвеннике.
Литургия оглашенных
Эта часть службы посвящена тем, кто готовится к принятию Причастия. Дьякон произносит короткие молитвы о больных, страдающих, пребывающих в горе, о мире и излечении больных, о Православной Церкви и Патриархе.
После этого идет Великая ектения, во время которой делается ряд прошений к Господу о мире и благополучии, о котором молятся все прихожане.
Далее читается первый, второй и третий антифон, между которыми провозглашаются малые ектении. Открываются царские врата Алтаря. Священник выносит Евангелие, и крестит им собравшихся, после чего возвращается обратно и читает текст из Евангелия, который прихожане слушают стоя.
После этого алтарник выходит с книгой и читает прокимен и отрывки из послания апостолов. Порядок чтения апостола зависит от дня года.
Завершается вторая часть Литургии чтением Ектении об Оглашенных.
Литургия верных
Перед третьей частью открываются царские врата Алтаря и хор исполняет Херувимскую песнь. Священник в это время читает тайные молитвы, в которых просит Бога очистить его душу от греховных побуждений.
После этого совершается Великий вход — вносятся Святые Дары – хлеб и вино, читается просительная ектения, и наиболее важная из молитв всей Литургии «Символ веры», которую произносят все молящиеся в церкви.
Священник благодарит Господа за искупление, а хор отвечает: «Аминь». И, наконец, совершается кульминационная часть всего богослужения – переложение хлеба и вина в Тело Христово, прославление Богородицы и общее чтение молитвы «Отче наш», после чего начинается Причащение. Во время Причастия хор исполняет «Тело Христово приимите..», по окончании поют «Аллилуиа».
Завершается таинство провозглашением Отпуста, когда священник дает прихожанам крест для целования и молитвой благословляет покинуть храм.
Суббота и Неделя по Рождество Христовом
В субботу по Рождестве Христовом на литургии положены : прокимен : «Помяну имя Твое во всяком…», стих: «Слыши дщи…», особые Апостол (Тим. Зач. 288) и Евангелие (Мф., зач. 46). Причастен: «Чашу спасения прииму…».
Неделя по Рождестве Христовом называется еще неделей святых Богоотец. В эту Недолю совершается память родственников Христовых по плоти различных времен: праотцев Христовых пророка Давида, святого праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня по плоти.
Неделя св. Богоотец имеет особую службу. Если эта Неделя (воскресенье) случится в промежутке с 26 по 31 декабря включительно, то служба Богоотец совершается в эти числа ( см. Типикон, под 26 декабря). Но если Неделя случится по отдании праздника — 1 января (это будет тогда, когда праздник Рождества Христова совпадает с воскресеньем), то служба Богоотец совершается 26 декабря по следующей схеме.
На вечерни кафизмы нет. На «Господи, воззвах — стихиры праздника — 3 и святых Богоотец — 3,»Слава » — святых, «И ныне» — праздника. Вход. Прокимен великий, глас 7- й «Кто Бог велий» со стихами и ектении. На стиховне — стихиры праздника- 3, «Слава» —
святых, «И ныне» — праздника. По «Ныне отпущаеши» — тропарь святых, «Слава, и ныне» — праздника. (Тропарь святых , глас 2-й: «Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса богоотцу, Деву видел еси рождшую, с пастырьми славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть поием: моли Христа Бога спастися душам нашим»).
На утрени, на «Бог Господь» — тропарь праздника (дважды ), «Слава» — святых, «И ныне» — праздника . После кафизм — седальны праздника . Псалом 50-й. Канон праздника первый с ирмосом на 6, ирмосы по дважды, тропари на 4 и второй канон праздника на 4 и святых на 4. Катавасия (праздничная): ирмосы обоих канонов. По 3-й песни — кондак и икос Богородицы, седален святых. «Слава , и ныне» — седален праздника, по 6-й — кондак и икос святых. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Светилен святых (дважды), «Слава, и ныне» — праздника. На хвалитех — стихиры праздника на 4, «Слава» — святых, «И ныне» — праздника. Славословие великое.
По Трисвятом — тропарь святых, «Слава, и ныне» — праздника. Ектении, 1-й час и конечный отпуст.
На часах — тропарь праздника, «Слава» — святых, «И ныне» — Богородичен. По «Отче наш» — кондаки Богородицы и святых попеременно.
На литургии — «Блаженны» из канонов праздника, песнь
3-я на 4, и святых, песнь 6-я на 4. По входе — тропарь праздника и святых. «Слава» — кондак святых, «И ныне» — Богородицы. Прокимен, песнь Богородицы, глас 3-й: «Величит душа Моя Господа…» и святых, глас 4-й: «Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев». Апостол — к Евреям, зач. 306-е, и к Галатам, зач. 200-е. Евангелие — от Луки, зач. 54-е, и святых, от Матфея, зач. 4-е. Причастен: «Избавление посла
Господь людем Своим…». Другой — святых «Радуйтеся, праведнии…».
Если отдание праздника Рождества Христова совпадет с седмичным днем, то:
Вся служба праздника, как 25 декабре, но на вечерне без входа и чтения паремий, а на утрени — с великим славословием.
На литургии — «Блаженны «. По входе — тропарь и кондак праздника. Трисвятое. Прокимен. Аллилуиа и причастен праздника. Апостол и Евангелие только дня.
В субботу по Рождестве Христовом на литургии положены : прокимен : «Помяну имя Твое во всяком…», стих: «Слыши дщи…», особые Апостол (Тим. Зач. 288) и Евангелие (Мф., зач. 46). Причастен: «Чашу спасения прииму…».
Неделя по Рождестве Христовом называется еще неделей святых Богоотец. В эту Недолю совершается память родственников Христовых по плоти различных времен: праотцев Христовых пророка Давида, святого праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня по плоти.
Неделя св. Богоотец имеет особую службу. Если эта Неделя (воскресенье) случится в промежутке с 26 по 31 декабря включительно, то служба Богоотец совершается в эти числа ( см. Типикон, под 26 декабря). Но если Неделя случится по отдании праздника — 1 января (это будет тогда, когда праздник Рождества Христова совпадает с воскресеньем), то служба Богоотец совершается 26 декабря по следующей схеме.
На вечерни кафизмы нет. На «Господи, воззвах — стихиры праздника — 3 и святых Богоотец — 3,»Слава » — святых, «И ныне» — праздника. Вход. Прокимен великий, глас 7- й «Кто Бог велий» со стихами и ектении. На стиховне — стихиры праздника- 3, «Слава» —
святых, «И ныне» — праздника. По «Ныне отпущаеши» — тропарь святых, «Слава, и ныне» — праздника. (Тропарь святых , глас 2-й: «Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса богоотцу, Деву видел еси рождшую, с пастырьми славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть поием: моли Христа Бога спастися душам нашим»).
На утрени, на «Бог Господь» — тропарь праздника (дважды ), «Слава» — святых, «И ныне» — праздника . После кафизм — седальны праздника . Псалом 50-й. Канон праздника первый с ирмосом на 6, ирмосы по дважды, тропари на 4 и второй канон праздника на 4 и святых на 4. Катавасия (праздничная): ирмосы обоих канонов. По 3-й песни — кондак и икос Богородицы, седален святых. «Слава , и ныне» — седален праздника, по 6-й — кондак и икос святых. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Светилен святых (дважды), «Слава, и ныне» — праздника. На хвалитех — стихиры праздника на 4, «Слава» — святых, «И ныне» — праздника. Славословие великое.
По Трисвятом — тропарь святых, «Слава, и ныне» — праздника. Ектении, 1-й час и конечный отпуст.
На часах — тропарь праздника, «Слава» — святых, «И ныне» — Богородичен. По «Отче наш» — кондаки Богородицы и святых попеременно.
На литургии — «Блаженны» из канонов праздника, песнь
3-я на 4, и святых, песнь 6-я на 4. По входе — тропарь праздника и святых. «Слава» — кондак святых, «И ныне» — Богородицы. Прокимен, песнь Богородицы, глас 3-й: «Величит душа Моя Господа…» и святых, глас 4-й: «Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев». Апостол — к Евреям, зач. 306-е, и к Галатам, зач. 200-е. Евангелие — от Луки, зач. 54-е, и святых, от Матфея, зач. 4-е. Причастен: «Избавление посла
Господь людем Своим…». Другой — святых «Радуйтеся, праведнии…».
Если отдание праздника Рождества Христова совпадет с седмичным днем, то:
Вся служба праздника, как 25 декабре, но на вечерне без входа и чтения паремий, а на утрени — с великим славословием.
На литургии — «Блаженны «. По входе — тропарь и кондак праздника. Трисвятое. Прокимен. Аллилуиа и причастен праздника. Апостол и Евангелие только дня.