Псалом 77
Разума Асафу | В научение. Асафа. |
1 Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих. | 1 Внимай, народ мой, закону моему, склоните ухо ваше к речам уст моих: |
2 Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва. | 2 открою я в притчах уста мои, изреку загадки изначальные. |
3 Елика слышахом и познахом я, и отцы наши поведаша нам: | 3 Сколько мы услышали и познали их, и отцы наши рассказали нам, |
4 не утаишася от чад их в род ин, возвешающе хвалы Господни и силы Его, и чудеса Его, яже сотвори. | 4 не утаилось от детей их, в роде ином; возвещаем мы хвалы Господу, и силы Его, и чудеса Его, которые Он сотворил. |
5 И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили: елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим, | 5 И воздвиг Он свидетельство в Иакове, и закон установил в Израиле, всё, что заповедал Он отцам нашим, чтобы передать это их сынам. |
6 яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я сыновом своим: | 6 Чтобы познал род иной, сыновья, что будут рождены; и восстанут, и возвестят это сынам своим. |
7 да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди Его взыщут. | 7 Чтобы возложили они на Бога надежду свою, и не забыли дел Божиих, и заповедей Его искали. |
8 Да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй, род иже не исправи сердца своего, и не увери с Богом духа своего. | 8 Чтобы не стали они как отцы их, род строптивый и досаждающий, род, который не исправил сердца своего и не вверил Богу духа своего. |
9 Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани: | 9 Сыны Ефрема, напрягаясь и стреляя из луков, обратились назад в день битвы. |
10 не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити. | 10 Не сохранили завета Божия и по закону Его поступать не хотели, |
11 И забыша благодеяния Его, и чудеса Его, яже показа им | 11 и забыли благодеяния Его и чудеса Его, которые Он показал им, |
12 пред отцы их, яже сотвори чудеса в земли Египетстей, на поли Танеосе. | 12 чудеса, которые сделал Он пред отцами их, в земле Египетской, на равнине Танис. |
13 Разверзе море, и проведе их, представи воды яко мех. | 13 Разверз море и провёл их, поставил воды, как в мехе, |
14 И настави я облаком во дни, и всю нощь просвещением огня. | 14 и облаком направлял их днём, и всю ночь сиянием огня. |
15 Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе, | 15 Расторг скалу в пустыне и напоил их, как из великой бездны, |
16 и изведе воду из камене, и низведе яко реки воды. | 16 и извёл воду из скалы, и низвёл, как реки, воды. |
17 И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней; | 17 И продолжали они еще грешить пред Ним: огорчили Всевышнего в земле безводной, |
18 и искусиша Бога в сердцах своих, вопросити брашна душам своим. | 18 и искусили Бога в сердцах своих, требуя пищи для душ своих. |
19 И клеветаша на Бога, и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни? | 19 И клеветали на Бога, и сказали: «Неужели сможет Бог приготовить трапезу в пустыне? |
20 Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу людем Своим? | 20 Ибо Он ударил скалу, и потекли воды, и потоки переполнились; неужели и хлеб может дать или приготовить трапезу народу Своему?» |
21 Сего ради слыша Господь и презре: и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля, | 21 Посему услышал Бог и вознегодовал; и огонь загорелся в Иакове, и гнев поднялся на Израиля, |
22 яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его. | 22 ибо не поверили Богу и не уповали на спасение от Него. |
23 И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе, | 23 И повелел Он облакам свыше, и отворил двери неба, |
24 и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им. | 24 и дождём пролил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. |
25 Хлеб ангельский яде человек, брашно посла им до сытости. | 25 Хлеб ангельский ел человек, пищу Он послал им до сытости. |
26 Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею лива, | 26 Поднял Он южный ветер с небес, и навёл западный силою Своею, |
27 и одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты. | 27 и дождём пролил на них, как прах, мясо, и как, песок морской, – птиц пернатых, |
28 И нападоша посреде стана их, окрест жилищ их. | 28 и нападали посреди стана их, вокруг шатров их. |
29 И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им. | 29 И поели, и насытились весьма, и желание их Он доставил им, |
30 Не лишишася от желания своего: еще брашну сущу во устех их: | 30 не лишились желанного им. Но когда ещё пища была в их устах, |
31 и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Израилевым запят. | 31 гнев Божий и пришёл на них, и убил множество из них, и избранных Израиля низверг. |
32 Во всех сих согрешиша еще, и не вероваша чудесем Его. | 32 При всём этом они грешили ещё и не верили чудесам Его, |
33 И исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием. | 33 и прошли в суете дни их, и годы их – с быстротою. |
34 Егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утреневаху к Богу: | 34 Когда Он убивал их, они искали Его, и обращались, и с рассвета устремлялись к Богу, |
35 и помянуша, яко Бог Помощник им есть, и Бог Вышний Избавитель им есть. | 35 и вспоминали, что Бог – Помощник их, и Бог Всевышний – Избавитель их. |
36 И возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему: | 36 И любили Его лишь устами своими, и языком своим лгали Ему, |
37 сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его. | 37 сердце же их не было право пред Ним, и не верны они были завету Его. |
38 Тойже есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит, и умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего. | 38 Но Он – сострадателен, и смилуется над грехами их, и не будет губить, и многократно отвратит ярость Свою, и не воспламенит всего гнева Своего. |
39 И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся. | 39 И помнил Он, что они – плоть, дух, который уходит и не возвращается. |
40 Колькраты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней? | 40 Сколько раз они огорчали Его в пустыне, прогневляли Его в земле безводной? |
41 И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Израилева раздражиша, | 41 То обращались, то искушали Бога, и святого Израилева раздражали. |
42 и не помянуша руки Его в день, воньже избави я из руки оскорбляюшаго, | 42 И не помнили руки Его, дня, в который Он избавил их из руки притеснителя, |
43 якоже положи во Египте знамения Своя, и чудеса Своя на поли Танеосе, | 43 когда Он совершил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на равнине Танис. |
44 и преложи в кровь реки их, и источники их, яко да не пиют. | 44 И превратил в кровь реки их, и потоки их, чтобы не могли они пить. |
45 Посла на ня песия мухи и поядоша я: и жабы, и растли я. | 45 Послал на них пёсьих мух, и жалили их, и жаб – и губили их. |
46 И даде рже плоды их, и труды их пругом. | 46 И отдал ржавчине плоды их, и труды их – саранче. |
47 Уби градом винограды их, и черничие их сланою, | 47 Побил градом виноград их, и шелковицы их – инеем. |
48 и предаде граду скоты их, и имение их огню. | 48 И предал граду скот их и имущество их – огню. |
49 Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание ангелы лютыми. | 49 Послал на них гнев яростный Свой, ярость, и гнев, и скорбь, посланные через Ангелов бедствий. |
50 Путесотвори стезю гневу Своему, и не пощаде от смерти душ их: и скоты их в смерти заключи, | 50 Проложил стезю гневу Своему, и не пощадил от смерти душ их, и скот их в смерти затворил. |
51 и порази всякое первородное в земли Египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых. | 51 И поразил всё первородное в земле Египетской, начаток всякого труда их в шатрах Хамовых. |
52 И воздвиже яко овцы люди Своя, и возведе я яко стадо в пустыни, | 52 И поднял, как овец, народ Свой, и повёл их, как стадо, в пустыне. |
53 и настави я на упование, и не убояшася, и враги их покры море. | 53 И направил их в надежде, и не убоялись, а врагов их покрыло море. |
54 И введе я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его. | 54 И ввёл их на гору святыни Своей, на эту гору, которую приобрела десница Его, |
55 И изгна от лица их языки, и по жребию даде им [землю] ужем жребодаяния, и всели в селениих их колена Израилева. | 55 и изгнал от лица их народы, и отдал им в наследство землю их, разделив вервью на жребии, и поселил в жилищах их колена Израилевы. |
56 И искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и свидений Его не сохраниша, | 56 И искусили, и огорчили они Бога Всевышнего, и свидетельств Его не сохранили, |
57 и отвратишася, и отвергошася, якоже и отцы их, превратишася в лук развращен, | 57 и отвратились, и изменили, как и отцы их, превратились в искривлённый лук, |
58 и прогневаша Его в холмех своих и во истуканных своих раздражиша Его. | 58 и прогневали Его на холмах своих, и истуканами своими возбудили ревность Его. |
59 Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля, | 59 Услышал Бог, и пренебрёг, и совсем презрел Израиля, |
60 и отрину скинию Силомскую, селение, еже вселися в человецех. | 60 и отверг скинию Силомскую, жилище Своё, в котором поселился Он среди людей. |
61 И предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов, | 61 И предал в плен силу их и красу их в руки врагов, |
62 и затвори во оружии люди Своя, и достояние Свое презре. | 62 и заключил во власть меча народ Свой, и наследием Своим пренебрёг. |
63 Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы быша; | 63 Юношей их поглотил огонь, и о девах их не скорбели; |
64 священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут. | 64 священники их пали от меча, и вдов их не оплачут. |
65 И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина, | 65 И, как спящий, пробудился Господь, как силач, охмелевший от вина, |
66 и порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им. | 66 и поразил врагов Своих в тыл, вечному позору предал их. |
67 И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра, | 67 И отверг шатёр Иосифа, и колена Ефремова не избрал; |
68 и избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби, | 68 и избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. |
69 и созда яко единорога святилище Свое, на земли основа и в век. | 69 И построил, как единорога, святилище Своё, на земле основал его навек. |
70 И избра Давида раба Своего, и восприят eго от стад овчих. | 70 И избрал Давида, раба Своего, и призвал его от стад овец, |
71 От доилиц поят eго пасти Иакова раба Своего и Израиля достояние Свое. | 71 от доящих взял его, пасти Иакова, раба Своего и Израиля, наследие Своё. |
72 И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть. | 72 И он стал пасти их в беззлобии сердца своего и разумными руками своими повёл их. |
Слава: | Слава: |
Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих. Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва. Елика слышахом и познахом я, и отцы наши поведаша нам: не утаишася от чад их в род ин, возвешающе хвалы Господни и силы Его, и чудеса Его, яже сотвори. И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили: елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим, яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я сыновом своим: да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди Его взыщут. Да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй, род иже не исправи сердца своего, и не увери с Богом духа своего. Сынове Ефремли наляцающе и стреляюше луки, возвратишася в день брани: не сохраниша завета Божия, ни в законе Его не восхотеша ходити. И забыша благодеяния Его, и чудеса Его, яже показа им пред отцы их, яже сотвори чудеса в земли Египетстей: на поли Танеосе. Разверзе море, и проведе их, представи воды яко мех. И настави я облаком во дни, и всю нощь просвещением огня. Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе, и изведе воду из камене, и низведе яко реки воды. И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней; и искусиша Бога в сердцах своих, воспросити брашна душам своим. И клеветаша на Бога, и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни? Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу людем Своим? Сего ради слыша Господь и презре: и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля, яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его. И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе, и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек, брашно посла им до сытости. Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею лива, и одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты. И нападоша посреде стана их, окрест жилищ их. И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им. Не лишишася от желания своего: еще брашну сушу во устех их: и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Израилевым запят. Во всех сих согрешиша еще, и не вероваша чудесем Его. И исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием. Егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утреневаху к Богу: и помянуша, яко Бог Помощник им есть, и Бог Вышний Избавитель им есть. И возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему: сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его. Тойже есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит, и умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего. И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся. Колькраты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней? И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Израилева раздражиша, и не помянуша руки Его в день, воньже избави я из руки оскорбляюшаго, якоже положи во Египте знамения своя, и чудеса своя на поли Танеосе, и преложи в кровь реки их, и источники их, яко да не пиют. Посла на ня песия мухи и поядоша я: и жабы, и растли я. И даде рже плоды их, и труды их пругом. Уби градом винограды их, и черничие их сланою, и предаде граду скоты их, и имение их огню. Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми. Путесотвори стезю гневу Своему, и не пощаде от смерти душ их: и скоты их в смерти заключи, и порази всякое первородное в земли Египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых. И воздвиже яко овцы люди Своя, и возведе я яко стадо в пустыни, и настави я на упование, и не убояшася, и враги их покры море. И введе я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его. И изгна от лица их языки, и по жребию даде им [землю] ужем жребодаяния, и всели в селениих их колена Израилева. И искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и свидений Его не сохраниша, и отвратишася, и отвергошася, якоже и отцы их, превратишася в лук развращен, и прогневаша Его в холмех своих и во истуканных своих раздражиша Его. Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля, и отрину скинию Силомскую, селение, еже вселися в человецех. И предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов, и затвори во оружии люди Своя, и достояние Свое презре. Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы быша; священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут. И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина, и порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им. И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра, и избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби, и созда яко единорога святилище Свое, на земли основа и в век. И избра Давида раба Своего, и восприят его от стад овчих. От доилиц поят его пасти Иакова раба Своего и Израиля достояние Свое. И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть.
Слава:
Толкование
В песнопение мы можем увидеть, что Господь – это не только даритель и покровитель. Если ослушаться Бога и пренебречь Его заботой, тут же последует наказание. Поступки людей порой бывают настолько гнусными, что идти супротив решений Всевышнего неправильно даже с моральной точки зрения. Чтобы понять смысл псалма досконально, нужно разобрать каждый стих.
- Стихи 1-8. Здесь рассказывается в общих чертах, откуда пошел еврейский народ. Такое начало помогает проникнуться тематикой псалма и войти в курс дела.
- Стихи 9-39. Автор повествует нам о том, что народ Израиля поступил неправильно по отношению к Господу. В своем невежестве они стали далеки от Бога и тот обрушил на них свои наказания. Народ стал влачить немощное существование, лишь со временем осознавая свое бессилие и любовь к Всевышнему.
- Стихи 40-72. Почти целая половина песнопения отводится той части, где автор рассказывает о милостях, которые Господь распространяет от себя и наказаниях Его. Люди не всегда понимают, за что наказаны. Порой они даже не понимают, чем они заслужили немилость Бога. Осознание проступков происходит со временем. Автор сообщает, что покаяние – единственный способ принять прощение. Только через покаяние человек признает ошибочность своих действий в прошлом.
Сама песнь является настоящей притчей для еврейского народа, событием во времени, когда богоизбранный народ искал покаяния за свои греховные дела перед Создателем.