Прославление и возвеличивание Господа: когда и как читать псалом 8


История написания

Святые отцы, богословы современности и прошлых веков оставили после себя труды, посвященные толкованию Псалтири и других книг Библии. По мнению профессора Александра Павловича Лопухина, данный текст был составлен пророком Давидом еще до того, как он был помазан на царство. Это профессор объясняет самим содержанием псалма. Псалом 8 входит в состав первой кафизмы.

В тексте автор описывал величие Господа в природе, что подразумевает продолжительное наблюдение псалмопевца Давида за ней и ее явлениями. Но общественное служение, преследования Саула, войны, заботы об управлении государством отвлекали внимание царя Давида от этого. Поэтому написание текста можно отнести к тому времени, когда еще юный Давид жил в доме своего отца. Он был пастухом, пас стада и имел возможность подолгу находиться на природе и наблюдать за ее красотой и гармонией, которую создал Господь.

Из надписания текста можно сделать следующие выводы:

  1. Псалом нужно исполнять под аккомпанемент музыкального инструмента, который был оснащен отверстиями, похожими на те, что предусмотрены в точиле.
  2. Возможно, псалом следует исполнять на гефском орудии во время сбора винограда.

Толкование текста

По мнению профессора А. П. Лопухина, в тексте заключены благодарственные, хвалебные слова, обращенные к Богу. Это хвала Творцу за все блага, которые Он щедро дарует людям, за гениальное устройство Вселенной. Псалмопевец выражает свое благоговение перед Господом. Бога восхваляют «небеса» – святые Ангелы, и «земля» – люди. В псалме описывается настоящее для автора время, а также пророчества о конце веков.

В толковании, составленном святителем Афанасием Великим, надписание «в конец» расшифровывается как указание на то, что содержащееся в тексте пророчество должно исполниться в конце веков.

По словам святителя, в псалме 8 автор говорит о Христе и о церкви по Его вочеловечении, так как Он назван лозой, а верные – рождием. Если иудеи будут стараться объяснять значение этих слов, как повествование о человеке в целом, то и в этом случае нужно учитывать, что все покорено человеку, так как «имел вочеловечиться Сый во образе Божии». В древние времена было только одно «предточилие» – это жертвенник в храме. Но с тех пор как были призваны и обратились язычники, точил стало много. Ими можно назвать церкви, собирающие урожай тех, кто преуспевает в благочестивой жизни.

Кафизма 1 Псалом 1

Псалом 1

В еврейской, греческой и латинский Библиях именем Давида этот псалом не надписывается. Псалом не содержит указаний, по которым бы можно было узнать как писателя псалма, так время и обстоятельства его происхождения. В содержании обще говорится о судьбе праведных и нечестивых, почему этот псалом может рассматриваться как введение ко всей Псалтири, более всего касающейся изображения судьбы праведных и нечестивых.

Во многих древнегреческих рукописях, когда кн. Деяний приводит место из настоящего второго псалма: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс II:7 см. Деян XIII:33), то говорит, что оно находится в первом псалме (en tw protw yalmw). Последнее указывает, что некогда настоящий первый и второй псалмы составляли один, первый псалом, почему и писателем последнего было одно лицо с писателем настоящего второго псалма, и написан он по одинаковому с последним поводу, т. е. во время Давида, Давидом, по поводу войны его с сиро-аммонитянами (см. 2 псалом).

Кто не поступает нечестиво, но всегда следует Закону Бога, тот блажен как дерево, посаженное при воде (1-3). Нечестивые же будут отвергнуты Богом (4-6).

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

1. «Блажен» — синонимично выражению «счастлив». Под последним нужно разуметь как внешнее земное благополучие (сл. 3 ст.), так и награду на суде Божием, т. е. духовное блаженство, небесное. «Муж», часть вместо целого (метонимия) — вообще человек. «Нечестивый» — внутренне разобщенный с Богом, имеющий и духовно живущий настроениями, несогласными с возвышенными заповедями закона: «грешный» — упрочивающий свое дурное внутреннее настроение в соответствующих внешних поступках, «развратитель» (евр. letsim, греч. loimnw — насмешник) — не только поступающий лично дурно, но и издевающийся над праведным родом жизни. «Не ходит, не стоит, не сидит» — три степени уклонения ко злу, в виде ли внутреннего, хотя и главенствующего, но не постоянного влечения к нему («не ходит»), или в упрочении в себе зла путем внешних поступков («не стоит»), или в полном уклонении к нему, доходящем до внешней борьбы с божественным учением и до пропаганды своих воззрений.

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

2. Характеристика праведника с положительной стороны. — «В законе Господа воля его». — «Воля» — настроение, влечение праведного к «закону Господа», не только к тому, который выражен в десятословии Моисея, но ко всему Божественному откровению. «Размышлять день и ночь» — всегда согласовать свое поведение с этим откровением, для чего необходимо всегдашнее памятование о нем (см. Втор VI:6-7).

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

3. Следствием внутреннего усвоения праведником закона и жизни по нему будет его внешнее благополучие и успех в делах. Как дерево, растущее при воде, имеет постоянно влагу для своего развития, а потому и бывает плодоносным, так и праведник «во всем, что он ни делает, успеет», так как ему покровительствует Бог.

4 Не так — нечестивые, [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [с лица земли]. 5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных. 6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

4-6. Не таково положение нечестивых. Они, как «прах». Пыль, мякина, легко уносимая ветром; их внешнее положение неустойчиво и непрочно. Так как нечестивые проникнуты и живут не по заповедям Бога, то они не могут «устоять на суде» пред Ним и не могут быть там, куда собраны будут («в собрании») праведники, так как Господь «знает» (в смысле печется, любит), а потому и награждает поведение («путь» — деятельность, ее направление) праведных, а нечестивых губит. В данных стихах нет точного указания, какой разумеется суд Бога — на земле ли, при жизни человека или после его смерти. Но в том и другом случае остается одинаковый смысл — Господь наградит только праведных.

История еврейского народа представляет много фактов, показывающих, что и при земной жизни, когда Господь является судьей человека, Он карает нечестивых. Но так как землею не ограничивается существование человека, то и конечный суд над ним будет произведен в последний день, т. е. на страшном суде (ср. Мф III:12; 1 Кор VI:2).

Когда и как читать псалом

Человек не может быстро научиться чистой молитве. Это может стать трудом всей жизни. Главное, не отчаиваться и не прекращать молитву и чтение.

Преподобный Варсонофий Оптинский в ответ на желание одного человека оставить читать Псалтырь из-за сложности понимая говорил, что бесы понимают написанное и бегут. Значит, чтением Псалтири мы прогоняем от себя бесов.

Важно читать псалмы на церковнославянском языке. Не стоит пользоваться переводом на русский язык. Также можно использовать псалмы, написанные на церковнославянском, но русскими буквами. Нельзя принимать навязываемое современным духовенством обновленчество, попрание догматов и канонов церкви.

Псалом 8 рекомендуется читать христианам, которые уязвлены бесами или нечестивыми людьми. Текст псалма можно выучить наизусть или читать из книги. Им дополняется молитвенное правило, но ежедневное чтение кафизм при этом не отменяется.

Совет автора

Текст псалма 8 на русском языке

1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.

2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!

3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

4 Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,

5 то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;

7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его:

8 овец и волов всех, и также полевых зверей,

9 птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.

10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

Кроме чтения покаянных и просительных молитв, важно не забывать славить и благодарить Господа. По учению святых отцов покаяние и славословие являются равносильными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Молитвы на исход души

Последование при разлучении души от тела всякого правоверного

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас, аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю́ Небесный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, Иже везде сы́й и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жизни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от всякия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, помилуй нас (читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном

).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.

Пресвята́я Троице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ наша; Влады́ко, прости́ беззако́ния наша; Святы́й, посети и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ради.

Господи, помилуй (трижды

).

Слава, и ныне.

Отче наш, Иже еси на Небесе́х, да святи́тся имя Твое, да прии́дет Царствие Твое: да будет воля Твоя, я́ко на

Небеси́, и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставляем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Господи, помилуй (12 раз

).

Слава, и ныне.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви нашему Богу (поклон

).

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу, Царе́ви нашему Богу (поклон

).

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому Христу, Царе́ви и Богу нашему (поклон

).

Псало́м 50

Помилуй мя, Боже, по вели́цей милости Твоей, и по множеству щедро́т Твоих очи́сти беззаконие мое. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего и от греха́ моего очи́сти мя: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе Единому согреши́х и лука́вое пред Тобою сотвори́х: я́ко да оправди́шися во словесе́х Твоих и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти. Се бо в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя. Се бо и́стину возлюби́л еси, безве́стная и тайная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся: омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си радость и веселие: возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице Твое от грех моих и вся беззако́ния моя очи́сти. Сердце чи́сто сози́жди во мне, Боже, и дух прав обнови́ во утро́бе моей. Не отве́ржи мене́ от лица Твоего́ и Духа Твоего Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми радость спасения Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твоим, и нечести́вии к Тебе обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язы́к мой правде Твоей. Господи, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя возвестя́т хвалу́ Твою. Яко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Жертва Богу дух сокруше́н: сердце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Господи, благоволе́нием Твоим Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския: тогда благоволи́ши жертву правды, возноше́ние и всесожега́емая: тогда возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.

Канон ко Господу Иисусу Христу и ко Пресвятой Богородице, глас 6-й
Песнь 1

Ирмос:

Яко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль, по бе́здне стопа́ми, гонителя фарао́на ви́дя потопля́ема, Богу победную песнь пои́м, вопия́ше.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

[1].

Прииди́те собери́теся вси, и́же благоче́стно в житии́ пожи́вшии, и воспла́чите о души́ отчужде́нней славы Бо́жия, и работавшей сту́дным де́моном всяким тща́нием.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ны́не у́бо время все моего́ живота́ яко дым претече́, и предста́ша прочее Ангели по́сланнии от Бога, окая́нную мою душу и́щуще неми́лостиво.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Се предста́ша множество лукавых духо́в, держа́ще моих грехов написа́ние, и зовут зело́, и́щуще безсту́дно смире́нныя моея́ души́.

Пресвятая́ Богородице, спаси́ нас.

Про́чее к кому возопию́; кто мой плач от болезни прии́мет, и се́рдца воздыха́ние; то́кмо Ты, Пренепоро́чная Чистая, Надеждо христиа́н и всех грешных.

Пресвятая́ Богородице, спаси́ нас.

Ка́плям подо́бно дожде́вным, зли́и и ма́лии дни́е мои, летним обхожде́нием оскудева́юще, пома́лу исчезают уже́, Владычице, спаси мя.

Пресвятая́ Богородице, спаси́ нас.

Твоим благоутро́бием и многими щедро́тами Твоими, Владычице, преклоня́ема есте́ственно, в час сей ужа́сный предста́ни ми, Помо́щнице Непоборимая.

Пресвятая́ Богородице, спаси́ нас.

Содержи́т ны́не ду́шу мою страх вели́к: тре́пет неисповеди́м и боле́знен есть, внегда́ изы́ти ей от телесе́, Пречистая, ю́же уте́ши.

Слава:

Грешным и смире́нным изве́стное Прибежище, о мне извести́ Твою милость, Чистая, и бесо́вския изба́ви руки́, я́коже бо пси мно́зи обступи́ша мя.

И ныне:

Се время по́мощи, се время

Твоего́ заступле́ния, се, Владычице, время, о не́мже день и нощь припа́дах те́пле и моля́хся Тебе.

Песнь 3

Ирмос:

Несть свят, я́коже Ты, Господи Боже мой, вознесы́й рог ве́рных Твоих, Бла́же, и утверди́вый нас на ка́мени испове́дания Твоего́.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

До́брии мои дру́зи и зна́емии, почто́ не пла́чете; почто́ не рыдаете, и́же иногда́ любимаго друга и брата, ныне же стра́нна Бога и всех вас.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Возлю́бленная моя бра́тия, зря́ще моя дея́ния облича́ема ме́рилом пра́ведным, Христа всех Бога моли́те ми́лостива бы́ти мне.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Помяну́вше моея́, возлю́бленнии, е́же к вам дружбы, Христа моли́те призре́ти на мя, злополу́чна, живота́ лиши́вшагося и мучима.

Пресвятая́ Богородице, спаси́ нас.

Приклони́ ухо Твое ко мне, Бога моего Мати, от высоты славы мно́гия Твоея́, Блага́я, услы́ши стена́ние последнее, и ру́ку пода́ждь ми.

Пресвятая́ Богородице, спаси́ нас.

Издале́ча сего́ дне, Владычице, прови́дя, и того я́ко прише́дша помышля́яй при́сно, слеза́ми те́плыми моля́хся не забы́ти мене́.

Пресвятая́ Богородице, спаси́ нас.

Обыдо́ша мя мы́сленнии рыка́юще ски́мны и и́щут восхи́тити и растерза́ти мя го́рце, и́хже зу́бы, Чистая, и че́люсти сокруши́ и спаси мя.

Пресвятая́ Богородице, спаси́ нас.

Уга́сшу у́бо отню́д орга́ну слове́сному, и связа́вшуся язы́ку, и затвори́вшуся гла́су, в сокруше́нии се́рдца молю́ Тя, Спасительнице моя, спаси мя.

Слава:

Приклони́ ухо Твое ко мне, Христа Бога моего Мати, от высоты мно́гия славы Твоея, Блага́я, и услыши стена́ние конечное, и ру́ку ми пода́ждь.

И ныне:

Не отврати́ от мене́ многия щедро́ты Твоя, не затвори́ утро́бу Твою человеколю́бную, Чистая; но предста́ни ми ныне и в час су́дный помяни́ мя.

Господи, помилуй (трижды

).

Слава, и ныне.

Седален, глас 8-й

Ма́лии мои́ дни́е и лука́вии, и ле́та моя́ со тща́нием отыдо́ша и погибо́ша во мно́зе суете́. Вре́мя жа́тве, близ и серп, душетле́нный же обхо́дит тать, хра́мину мою душе́вную подкопа́ти тща́ся. Но, о Препе́тая, потщи́ся изъя́ти и изба́вити мя того́ крамолы́ и ловле́ния.

Песнь 4

Ирмос:

Христос моя сила, Бог и Господь, честна́я Церковь боголе́пно поет, взыва́ющи, от смы́сла чиста о Господе пра́зднующи.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Увы́ мне блудному, увы мне окая́нному: я́ко ру́це простира́ю к моим друго́м, и сле́зы от о́чию проливаю, но никто́же ми́луяй мя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

По́двиг наста́ мне души всегуби́телен, и очи́ма взира́яй к Божиим светлым

Ангелом, вопию́: ма́ло оста́вите мя пожи́ти, но никто́же послу́шаяй мене́.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

О мне пла́чите, о мне рыдайте Ангельстии собо́ри, и челове́цы вси христолю́бцы: неми́лостивно бо душа моя от тела разлуча́ется.

Пресвятая́ Богородице, спаси́ нас.

Влады́чице, Влады́чице, ныне помилуй душу недоумева́ющую, и к Твоему покро́ву еди́ному зря́щую, и не пре́зри, Блага́я, де́моном отда́ну бы́ти ми.

Пресвятая́ Богородице, спаси́ нас.

Умове́ние согреше́нием, ток сле́зный ныне положи́, Блага́я, сердца моего сокруше́ние прие́млющи: о Тебе утвержда́ющу упова́ние, Блага́я, егда́ ка́ко стра́шнаго мя изба́виши о́гненнаго муче́ния, яко Сама́ благода́ти еси источник, Богороди́тельнице.

Пресвятая́ Богородице, спаси́ нас.

Непосты́дное и непогреши́тельное всем, и́же в ну́ждах, Прибежище, Владычице Пренепоро́чная, Ты ми бу́ди

Засту́пница в час испыта́ния.

Пресвятая́ Богородице, спаси́ нас.

Просте́рши пречи́стеи Твои́ и всечестне́и ру́це, яко свяще́ннии голуби́не криле́, под кро́вом и се́нию тех покры́й мя, Владычице.

Слава:

Возду́шнаго кня́зя наси́льника, мучи́теля, страшных путе́й стоя́теля и напра́снаго сих словоиспыта́теля, сподо́би мя прейти́ невозбра́нно отходя́ща от земли́.

И ныне:

Се мя, Владычице, страх усре́те, его́же и боя́хся; се по́двиг велик объя́т мя, в не́мже бу́ди ми Помощница, Наде́жде спасения моего́.

Песнь 5

Ирмос: Божиим све́том Твоим, Бла́же, у́тренюющих Ти ду́ши любовию озари́, молюся, Тя ве́дети, Сло́ве Божий, Истиннаго Бога от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Свет у́мный возсия́й на мя, да вижу

Тя, Христе, поне́ вма́ле, ктому́ бо не узрю́ Тебе: о́блак бо де́монов внеза́пу нападе́ на мя, и тьма сту́дных моих дел покрыва́ет мя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Спаси́теся вси возлю́бленнии, благоутро́бнии о мне я́вльшеся злоча́стнем и всеокая́ннем: вси бо, а́ще еди́ным гла́сом провеща́ли бы́сте к моему Влады́це, тьмы изба́вили мя бы́сте.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Спаса́йся, великий кня́же Божий Михаи́ле, Ангелов нача́льниче: ктому́ бо твое святое имя не призову́, е́же помощи́ мне: молчи́та бо мои устне́, и язык связа́ся.

Пресвятая́ Богородице, спаси́ нас.

Спаса́йся и Ты, нескве́рная чистая

Мати Христа моего и Бога: ктому́ бо о́браза Твоего́, от моих согреше́ний не узрю́ окая́нный: угасе́ бо свет мой, и нощь покры́ мя.

Пресвятая́ Богородице, спаси́ нас.

Не забу́ди мя, Блага́я, ниже́ отврати́ от мене́, Твоего́ о́трока, лице́ Твое, но услыши мя, яко скорблю́, и вонми́ души́ моей, и сию́ изба́ви.

Пресвятая́ Богородице, спаси́ нас.

Иже по пло́ти сро́дницы мои, и и́же по ду́ху бра́тие, и дру́зи, обычнии и зна́емии, пла́чите, воздохни́те, се́туйте, се бо от вас ны́не разлуча́юся.

Пресвятая́ Богородице, спаси́ нас.

Ныне избавля́яй ника́ко и помога́яй вои́стинну никто́же. Ты помози́ ми, Владычице, да не яко человек безпо́мощен, в руках враг моих затворе́н буду.

Слава:

Вше́дше, святи́и мои Ангели, предста́ните суди́щу Христо́ву, коле́не свои мыслении прекло́ньше, плаче́вне возопи́йте Ему: помилуй, Тво́рче всех, де́ло рук Твоих, Бла́же, и не отри́ни его.

И ныне:

Покло́ньшеся Владычице и Пречи́стей Матери Бога моего́, помоли́теся, яко да прекло́нит коле́на с вами, и прекло́нит Его на милость: Мати бо су́щи и Пита́тельница, услы́шана будет.

Песнь 6

Ирмос:

Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему прите́к, вопию́ Ти: возведи́ от тли живот мой, Многоми́лостиве.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Приклони́те ухо ваше, бра́тия моя, ко мне, и кро́тко услы́шите умиле́нных глаго́л ма́лое веща́ние, и не преслу́шайте, и мзду от Господа вси восприи́мите.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Се ныне разлуча́ется с боле́знию душа от окая́ннаго моего телесе́: не у́бо тело мое погребе́те в земли́, несть бо досто́йно: но извле́кше вон, псом пове́рзите.

. В случае кончины болящего (-ей) во время чтения канона продолжаем канон с припевом: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: