Прп. Евфросиния Московская, благоверная княжна |
Евфросиния
, в миру
Евдокия
(ок. 1354 — 1407), благоверная княгиня Московская, преподобная Память 17 мая, 19 мая совместно с блгв. кн. Димитрием Донским, 7 июля, в Соборах Московских и Радонежских святых.
В миру Евдокия Дмитриевна, родилась около 1354 года [1] в семье Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны.
18 января 1366 г., по благословению святителя Алексия, митрополита Московского, совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств.
В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.
Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна — страшный пожар в Москве.
Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских, жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.
Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, — горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути она едва на попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель.
В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя — Василия, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание — сын был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш кроме дани потребовал за Василия выкуп 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная и разоренное Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни.
Димитрий Иванович передал престол своему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. Великая княгиня воздержалась от непосредственного участия в государственных делах. Еще при жизни супруга она жила истинно по-христиански, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, одела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги; устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к явствам, вкушая постную пищу.
Но по Москве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие честь вдовы — княгини. Слухи эти доходили до сыновей. Княжичи, хоть и любили мать и не верили клевете, все же не могли не смущаться. Один из них, Юрий, обратился к матери с вопросом о наветах, порочащих ее. Тогда княгиня собрала всех сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд — дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Юрий с другими братьями просили прощения у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила им и думать о мести. Она сказала, что с радостью претерпела бы унижение и людское злословие ради Христа, но увидев смущение детей, решилась открыть им свою тайну.
Каждый день Евдокию можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы — в Кремле — устраивает она новый женский монастырь в честь Вознесения. Выбрали место у Флоровских ворот. Отсюда она провожала, здесь встречала своего супруга, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия Тохтамыша. На этом место бывшего княжеского жилища воздвигла великая княгиня монашеские кельи. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переславле-Залесском.
С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. В 1395 г. к границам Руси подошло войско Тамерлана, что привело в ужас весь народ. Великий князь Василий Дмитриевич, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле. В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молнеиносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.
В 1407 г., после видения архангела Михаила, предвозвестившего ой скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
17 мая 1407 г. она приняла монашеский постриг с именем Евфросинии в деревянной церкви Вознесения. По преданию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек.
А через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова, где великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства.
Скончалась 7 июля 1407 года на 54-м году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г., даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам.
В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора.
В 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной были спасены от уничтожения, они находились вместе с другими останками из захоронений в двух белокаменных гробницах XV века. При вскрытии захоронений среди останков преподобной Евфросинии кроме небольших частичек ткани от савана нашли обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля.
28 мая 2008 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось перенесение мощей святой благоверной княгини Евфросинии Московской в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля. Патриарх в своем слове назвал это событие «вторым обретением мощей преподобной Евфросинии Московской». Перенесению мощей предшествовала работа комиссии, в которой духовные и светские ученые вместе работали под руководством архиепископа Орехово-Зуевского Алексия. В ходе работы комиссии были и обретены мощи преподобной [2].
13 июля 2015 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви была установлена совместная память благоверных князя Димитрия Донского и княгини Евдокии 19 мая, подобно другим святым, явившим образ супружеской семьи [3].
Семейные истории с Туттой Ларсен: Евдокия Московская и Дмитрий Донской
Поделиться
13-летняя Евдокия была худенькой, бледной девочкой с точёными красивыми чертами. Воспитанная в строгости, она со страхом взирала на широкоплечего темноволосого юношу с пламенными очами. Дмитрий был всего на три года старше неё, а выглядел взрослым, уверенным в себе мужчиной. Евдокия уже знала, что он должен стать её мужем. Но не знала, что он объединит раздробленную Русь против татаро-монголов и прославится под именем Дмитрия Донского.
Их брак заключили по политическим соображениям, и до свадьбы жених и невеста видели друг друга всего один раз. Хрупкая Евдокия робела перед статным Дмитрием, и когда он вёл её под венец, и когда вёз в свой княжеский удел – Москву. Увидев город, разоренный после набегов Золотой Орды, и людей, ослабленных эпидемией чумы, Евдокия чуть не впала в отчаяние. Все это было так не похоже на родной Суздаль с его величавыми церквами! Дмитрий заметил расстройство молодой жены и поспешил её утешить. Тихим, спокойным голосом он убеждал её, что с Божьей помощью они восстановят Москву, и она станет краше прежнего. Он искренне верил в свои слова. Поверила ему и Евдокия. И встретившись с его решительностью, самоотверженностью, желанием помогать обездоленным людям, защищать государство, девушка поняла, что в её сердце пробуждается настоящая любовь.
Подрастая, Евдокия все чаще заглядывалась на мужающего супруга. Его суровое лицо, обрамленное густой черной бородой, казалось многочисленным врагам пугающим. Но жена видела, какой справедливый и рассудительный её муж со своими подчиненными и какой он нежный, любящий наедине с ней. Каждый раз, когда князь отправлялся на битву или встречу с грозными посланниками Золотой Орды, сердце Евдокии дрожало от страха, что её муж не вернётся. Но он всегда возвращался – и после противостояний с другими князьями, и от татаро-монгольских ханов, и с Куликовской битвы. Входил в город Дмитрий спокойным, размеренным шагом – он знал, что может положиться на жену, которая мудро правила городом в его отсутствие, заменяя подданным мать.
С годами чувства между Евдокией и Дмитрием только укреплялись, хотя у этого союза изначально были только политические цели. Их браку было суждено стать примером супружеской любви и поддержки – за молодым князем, который успешно воевал с Ордой, следила вся Русь.
У супругов родилось 12 детей, и последний из них появился на свет, когда Дмитрий лежал при смерти, сломленный тяжелой болезнью. Заплаканная Евдокия подносила мужу младенца, надеясь, что это сможет пробудить в Дмитрии новые силы. Но всё было бесполезно – через несколько дней великий князь скончался…
После смерти мужа Евдокия оказалась среди влиятельнейших людей на Руси. Однако ей не нужны были ни власть, ни признание. Она вырастила своих младших детей и посвятила себя Богу. Благодаря её заботе строились белокаменные монастыри, по её просьбе Феофан Грек и Андрей Рублев расписывали храмы, она заказала изготовление Троицкой летописи. Княгиня с головой погрузилась в дела милосердия и благотворительности, пытаясь заглушить боль от потери мужа.
До самой старости Евдокия сохранила одухотворенную красоту. Многие мужчины сватались к прекрасной вдове, однако она всем отказывала – в её сердце было место только для одного мужчины, и им стал Дмитрий. Оскорбленные «женихи» начали распускать слухи, порочащие Евдокию. Они были настолько правдоподобны, что даже её собственные дети не выдержали и пришли к матери, спрашивая: кого она по ночам принимает у себя в палатах? Вместо ответа Евдокия показала им тяжелые вериги на исхудалом теле, и сыновья смутились. Как могли они засомневаться в том, что она верна памяти мужа? После этого случая больше никто не смел очернять светлое имя Евдокии Московской.
Она пережила Дмитрия на 18 лет. Почувствовав приближение смерти, она пожелала стать монахиней, и при постриге ее нарекли Ефросинией. За огромное количество добрых дел она прославлена в лике святых Православной церкви. Не забыли добрую княгиню и признательные горожане, которым она во время правления отдавала последние силы. Сегодня преподобная Ефросиния почитается как один из небесных покровителей Москвы, как и её муж – почитаемый в лике святых князь Дмитрий Донской.
Молитвословия
Тропарь, глас 8
По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас 5
От юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,/ и дарует нам мир и велию милость.
Помощь погорельцам
Невероятно много сделала для москвичей Евдокия (в переводе ее имя означает «благоволение»). После смерти супруга все заботы о государстве и семье легли на ее хрупкие плечи. Она взяла на себя заботу о бедных, больных, престарелых, вдовах, сиротах. На свои личные средства она строила величественные каменные храмы и монастыри, приюты и дома для погорельцев, помогая и купцу, потерявшему в пожаре свое имущество, и бедной сироте.
Не боясь испачкать княжеские одежды, она сразу после пожара шла разбирать московское пепелище, чтобы утешить погорельцев и разделить с ними их беду.
«Как безжалостная стихия может в мгновенье уничтожить большой цветущий город! Сколько людей тогда стало погорельцами… Кто мог помочь всем этим несчастным, обездоленным людям? — пишет Леонид Бамблевский в книге «Возвращение Евдокии». — Взоры тысяч людей с надеждой устремились в сторону княжеского терема. И князь со своей супругой не оставили в беде своих подданных».
«Не мы ли князья этого града? — обратился Дмитрий к Евдокии. — Не нам ли вверил Господь жизни людей, живущих в нем? Не пришло ли время открыть княжеские сокровищницы и взглянуть на богатства, которые собирали наши отцы и деды? Может, оно поможет погорельцам?»
В ответ на эти слова юная Евдокия с радостью согласилась с мужем. «Она лично вникала в нужду каждого пострадавшего при пожаре, стараясь никого не оставить без внимания и своего попечения. Не жалея сил, до ночи она ходила между пепелищами, раздавая деньги и вещи, одобряя всех добрыми словами. Для многих она стала матерью или сестрой, нежно заботящейся и помогающей в самую трудную минуту». Кто сегодня способен на такое?
Впоследствии, чтобы не повторилась трагедия пожара первого года княжения, Дмитрий и Евдокия приступили к созданию величественного Кремля из белого камня. Это было первое в истории нашего Отечества столь масштабное каменное строительство», — читаем в книге Леонида Бамблевского. И по промыслу Божьему святые мощи Евдокии находятся в Московском Кремле.
Великая княгиня Евдокия смогла осуществить свою давнюю мечту о монашестве лишь перед самой смертью. Постриг она приняла с именем Евфросиния, что означает «радость». Иноческое имя очень подходило ей, ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей Земли Русской.
Несмотря на множество посланных Богом испытаний, укрепивших ее веру, радостью была наполнена вся ее жизнь, состоящая из дел государственной важности, из непрестанной молитвы, которую она полюбила с детства, из дел милосердия и любви к мужу и детям.
Дети
Евдокия и Дмитрий Донской было не менее 12 детей:
- Даниил Дмитриевич (ок. 1370-15 сентября 1379).
- Василий I московский (30 сентября 1371 — 27 февраля 1425).
- Софья Дмитриевна. Замужем за Федором Олеговичем, Князь рязанский (годы правления 1402–1427).
- Юрий Дмитриевич, Герцог Звенигород и Галич (26 ноября 1374 — 5 июня 1434). Требовал московского престола против своего племянника Василий II московский.
- Мария Дмитриевна (ум. 15 мая 1399 г.). замужем Ленгвенис.
- Анастасия Дмитриевна. Замужем за Иваном Всеволодичем, князем Холм.
- Симеон Дмитриевич (ум. 11 сентября 1379 г.).
- Иван Дмитриевич (ум. 1393).
- Андрей Дмитриевич, князь Можайск (14 августа 1382 — 9 июля 1432).
- Петр Дмитриевич, князь Дмитров (29 июля 1385 — 10 августа 1428).
- Анна Дмитриевна (род.8 января 1387 г.). Замужем за Юрием Патрикевичем. Ее муж был сыном Патрикея, принца Стародуб и его жена Елена. Его дед по отцовской линии был Наримантас. Брак укрепил его роль в качестве Боярин прикреплен к Москве.
- Константин Дмитриевич, князь Псков (14 мая / 15 мая 1389 — 1433).
использованная литература
- ^ абc
«Святая Евфросиния Княгиня (Евдокия) Московская», Православная Церковь в Америке - Византия, вера и сила (1261-1557)
, (Хелен С. Эванс, ред.), 2004, Метрополитен-музей / Издательство Йельского университета, стр. 165, ISBN 1588391140 - Интерфакс (21 августа 2007 г.), Русская Православная Церковь учредила еще одну женскую премию — Орден Святой Евфросинии, первой святой Москвы.
, получено 26 августа 2007
Первый в России памятник
Скульптор Дмитрий Кукколос, желая показать людям, что именно семьей сильна Россия, изобразил Димитрия Донского и Евфросинию Московскую с двумя детьми: впереди стоит их первенец — княжич Василий, а младенца Юрия держит на руках мать.
Памятник святым супругам был торжественно открыт 19 ноября 2013 года возле единственного в России храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке. И, возможно, не все прохожие знают, что перед ними родители не двух, а 12-ти прекрасных детей!
Из детской книги Анастасии Герасимовой «Преподобная Евфросиния Московская» ребята могут узнать о том, что Куликовскую битву выиграл Дмитрий Донской после благословения преподобного Сергия Радонежского, а большую помощь в победе над врагом оказала Евдокия Московская, которая вместе со своим народом горячо молилась Богу и Богородице о победе русских воинов над монголо-татарами.
А взрослым можно порекомендовать книгу Леонида Бамблевского «Возвращение Евдокии. Житие святой Евдокии, во иноцех Евфросинии, Великой княгини Московской».
Вера в Бога — фундамент русского государства
В XIV веке, во время правления великокняжеской четы, начался процесс духовного возрождения нашего Отечества. Идеалом для Московской Руси стала христианская святость.
«Вера в Бога, внутренняя духовная сила, помощь и заступничество святых угодников, — вот тот фундамент, на котором начало строиться здание нового единого русского государства, — пишет Леонид Бамблевский. — Православие начинает распространяться с северной Руси. Центром становится Троицкий монастырь, наставником, духовником всей Руси — преподобный Сергий Радонежский. И если духовным центром стала обитель святого Сергия, то на общественном уровне «строителями» здания государства Российского были великие князья Дмитрий Иоаннович и Евдокия Дмитриевна».
В 1380 году во время грозной битвы с ордынскими полчищами Московская Русь выдержала испытание на прочность только благодаря прочному союзу духовной и светской власти. И сегодня он должен служить для нас примером для подражания.
Наследие
15 августа 2007 г. Священный Синод Русской Православной Церкви учредил Орден Святой Евфросинии
им. Евдокии, первой московской дворянки, вступившей в монашество. Премия учреждена в ознаменование 600-летия со дня смерти Евфросинии. По мнению синода указ (указ) новые награды будут вручены женщинам за особый вклад в укрепление духовных и нравственных традиций в обществе, развитие общественной деятельности церкви, поддержание отношений между церковью и государством или церковью и обществом, а также в других сферах деятельности для улучшение православной веры. Орден Святой Евфросинии станет вторым женским украшением Русской Православной Церкви после Орден Святой Ольги.[3]
биография
Евдокия была дочерью Дмитрий Константинович, Великий князь из Суздаль[1] и Нижний Новгород и Василиса из Ростов.
Ее бабушкой и дедушкой по материнской линии были Константин Васильевич, князь Ростовский и Мария Московская. Мария была дочерью Иван I Московский и его первая жена Елена.
18 января 1366 года Евдокия вышла замуж Великий князь Дмитрий Донской. В 1382 г. она осталась в Москва в отсутствие мужа, а армия хан Тохтамыш приближался к столице. После рождения сына Андрея Дмитриевича она попыталась покинуть Москву, но была задержана москвичами, которые согласились отпустить ее только после долгих переговоров.