Архангел Гавриил: история, его роль в иудаизме, исламе и христианстве

Кто такой Архангел Гавриил, как правильно ему молиться, как выглядит на иконе

Архангел Гавриил почитается и упоминаются во всех трех основных религиях — иудаизме, исламе и христианстве. Его имя означает «Сила, крепость Божья» и «Помощник Бога». Оно само говорит о том, что этот Высший Ангел является приближенным к Богу, за что и почитается у верующих особо. В небесной иерархии Гавриил является серафимом. Вознося ему молитву, вы получаете поддержку от одного из сильнейших защитников небесных.

История происхождения

Архангел Гавриил принадлежит к числу верховных ангелов не только в христианской традиции, но также у мусульман и иудеев. Дословно имя Гавриил переводится как «Моя сила – это Всевышний». В православной религии архангелы Гавриил и Михаил руководят небесным воинством, а потому оба носят титул Архистратига. Как воин Гавриил одержал победу над морским демоном Левиафаном.

Гавриил выступает в библейских сюжетах как вестник Господа, сообщающий людям о важных событиях, которые произойдут в будущем. Он является библейским пророкам, а также Деве Марии, которая дала жизнь Иисусу Христу. Когда Христос молился в Гефсиманском саду, Гавриил был рядом, чтобы поддержать Спасителя перед суровым испытанием.

Архангел считается покровителем учителей и музыкантов. Женщины, желающие завести ребенка, обращаются с молитвой к этому верховному ангелу.

Святой архангел Гавриил в иудаизме

В иудаистской традиции архангела называют Габриэль. Он, а также Михаэль, Рафаэль и Уриэль составляют центральную когорту Небесного Воинства. Эти ангелы окружают Трон Господень, и каждый отвечают за одну из сторон света. В сознании верующих евреев эти четыре стража воспринимаются как единая сплоченная группа, готовая исполнять все указания Бога.

Михаэль, Габриэль, Рафаэль и Уриэль несут ответственность за все 12 колен Израилевых. Таким образом, у каждого из них на попечении по три колена. Во время исхода евреев из Египта Габриэль на пару с Михаэлем защищали народ Израиля от преследователей. До сих пор считается, что благодаря Габриэлю еврейский народ обрел независимость.

гавриил иудаизм

Гавриил в иудаизме

Архангел Габриэль выступает в иудаизме как вестник смерти. Он является к праведникам, чтобы забрать их души и сопроводить в рай. Для извлечения душ из тела Габриэль пользуется идеально ровным ножом, позволяющим провести операцию безболезненно. А вот за теми, на ком висят грузом тяжкие грехи, приходит демон Самаэль, вооруженный зазубренным ножом, и причиняет страшную боль тем, кто отступил от Божьих законов.

Святой архангел Гавриил в христианстве

Согласно христианским текстам, архангел Гавриил занимает одно из ведущих мест в ангельской иерархии. Ему поручена великая миссия: раскрывать людям Божественные знания и предупреждать о том, что должно произойти в скором времени. В Библии архангел служит посредником между Создателем и простыми смертными.

Например, он является к пророку Даниилу и называет тому срок прихода Мессии. Также Гавриил сообщает праведнику Захарии, чья жена считалась бесплодной, что та родит ему сына, который впоследствии прославится как Иоанн Предтеча. К своему несчастью, Захария проявил недоверие к этому пророчеству, за что был на время лишен дара речи.

архангел гавриил икона

Ангел Златые власы (Архангел Гавриил), новгородская икона XII века

Наконец, Гавриил был послан к Марии, будущей матери Иисуса Христа, с вестью о рождении Сына Божьего. Также архангел пришел к Деве Марии незадолго до дня ее смерти, чтобы сообщить, что вскоре она попадет в Царство Небесное.

Священное Писание и Предание об Архангеле

В священных текстах бесплотный служитель Царя Небесного упоминается очень часто.

  • От Архангела Гавриила узнал ветхозаветный пророк Даниил о значении своих видений и о времени, когда на землю придет Мессия.
  • Служитель Господень говорил с пророком Моисеем, который в пустыне писал книгу Бытия, открывая ему знания о первых родах, начиная с момента творения мира.
  • Именно Архангел Гавриил возвестил святым праведным Иоакиму и Анне о рождении у них дочери, от плоти которой родится Спаситель мира.
  • Он питал и охранял Деву Марию, после Введения Её во Храм.
  • Когда Иосиф Обручник, которому была просватана Пречистая Дева, узнал, что она «имеет во чреве» своем, он хотел ее отпустить.

«Но когда он помыслил это – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1 , 18—21)

  • Возвестил вифлеемским пастухам о рождении Богомладенца.
  • Рассказал Марии и Иосифу о грядущем избиении младенцев и отправил их в Египет.
  • Раскрыл Богородице дату Её Успения.

Архангел Гавриил в исламе

Мусульмане называют архангела Джибриль, или Джабраил. В исламской традиции Джабраил также входит в группу из четырех ангелов, особо близких Аллаху. Джабраилу поручено быть связующим звеном между Всевышним и пророками.

Именно Джабраил покровительствовал великому пророку Мухаммеду и помогал ему распространять учение, посланное Аллахом. Кроме того, архангел защищал пророка от опасности, исходящей от противников ислама.

Пророк Мухаммед и Джибриль

Пророк Мухаммед и Джибриль (Т. Hosemann, 1847)

В Коране рассказано, что Джабраил по поручению Аллаха добывал землю, из которой был сотворен Адам. После грехопадения Адама и изгнания людей из рая архангел оказывал им всяческую помощь. Джабраил участвовал в спасении Нуха (в Библии известен под именем Ной) и его семьи во время Всемирного потопа. В Коране есть также истории про то, как архангел передает знания пророкам. Так, обрел свою мудрость Сулейман (Соломон), обучился военному искусству Дауд (Давид), а Юсуф (Иосиф) овладел множеством языков.

Толкователи исламского учения называют Джабраила титулами Дух, Дух Святой, Дух верный, Слуга Аллаха. Также подчеркивается важная роль Джабраила в деяниях пророка Исы (Иисуса).

Почитание защитника рода человеческого

Верующие, принадлежащие к православной конфессии, всегда особо почитали двух ангелов – Гавриила и Михаила. В этом поклонении Михаил стоял на первом месте, однако Гавриилу оказывались весьма значительные почести.

михаил и гавриил архангелы

Архангелы Михаил и Гавриил

Одним из священных мест на планете, где Гавриил пользуется особым уважением, является город Назарет. Здесь архангел, по преданию, явился Деве Марии, сообщить о ее будущем сыне, который сейчас известен миру как Иисус Христос. В честь этого события, называемого в христианской традиции Благовещением, в Назарете воздвигли храм в честь архангела Гавриила.

храм архангела гавриила назарет

Храм в честь архангела Гавриила, Назарет

Русская православная традиция считала, что архангел Гавриил является защитником Киева, о чем рассказано в Ипатьевской летописи. Князь Ярослав Мудрый в 1037 году распорядился воздвигнуть церковь, где верующие могли бы поклоняться Богородице и архангелу Гавриилу.

Память: 26 марта / 8 апреля, 13 / 26 июля, 8 / 21 ноября

Православные верующие отмечают праздник Благовещения 25 марта по старому стилю, то есть 7 апреля по новому стилю. В этот день архангел Гавриил передал Марии весть о будущем рождении Христа. День памяти архангела отмечается на следующий день, то есть 8 апреля (26 марта по старому стилю).

26 июля (13 июля по старому стилю) праздник в честь Гавриила отмечается второй раз в году. В эти дни верующие посещают церковь и восхваляют архангела Гавриила, а также его собратьев – Михаила и Рафаила.

С этими праздниками связан ряд народных примет:

  • если 8 апреля заморозки, то весна будет не слишком теплой и надолго затянется;
  • если 8 апреля на черемухе распустились листья, то предстоит ранняя посадка картофеля;
  • если 26 июля идут дожди, то год будет неурожайным;
  • если 26 июля стоит жаркая ясная погода, то осень будет сухая, а урожай богатый.

В эти дни было принято загадывать желания. Считалось, что они обязательно сбудутся. Ведь тогда Гавриил спускается на землю и бродит среди людей, слушая их мысли.

21 ноября (8 ноября по старому стилю) верующие отмечают праздник под названием Собор Архистратига Михаила и прочих Сил Бесплотных. В этот день также рекомендуется благодарить Гавриила.

Иконография и богословское значение

Согласно иконописной традиции Архангел Гавриил изображается в виде прекрасного юноши с нимбом и крыльями. Он облачен в длиннополую рубашку – хитон, ворот и запястья которого прошиты золотыми нитями. Цвет платья – белый, как символ святости и чистоты Архангела. На плечах божий посланник носит плащ оттенка весенней травы, ибо зелень – это указание на вечное обновление природы, а значит и всего живого.

Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XVI в. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 131 см, ширина 59 см. Храмовая икона с образом Архангела Гавриила. КП 18. © Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Не менее часто на иконах можно встретить Архангела Гавриила в диаконских облачениях: ораре – крестовидно перекинутой через плечи ленте, и стихаре – широком платье из парчи. Этот вид богослужебной одежды подчеркивает функцию служения Архангела Тому, Кто послал его с вестью. Крылья за спиной – символ скорости, необходимой для выполнения поручения.

Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XVI в. Около 1517 года.Происхождение: Из соборной церкви Святой Живоначальной Троицы Филиппо-Ирапской пустыни.Материал: дерево,темпера. Размеры иконы: высота 94 см, ширина 36 см. Икона из Деисуса. Изображение Архангела Гавриила в рост в трехчетвертном повороте. Поступила в музей в 1927 году.Реставрация: ГРМ, 1959 г., реставратор – Коненков С.Ф.Инв. № 280/4. © Череповецкое музейное объединениеЛитература:Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 21

Божественного глашатая легко узнать по цветку лилии или пальмовой ветви в деснице, символизирующими в первом случае безгрешность, а во втором – добрую весть.

Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XV в. Третья четверть XV в. Происхождение: Из церкви Власия на Волосовой улице в Новгороде.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 152 см, ширина 54 см. Из деисусного чина. Ростовое изображение Архангела Гавриила в трехчетвертном повороте. НГОМЗ 11167. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Литература: Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. Авторы проекта Л.В.Нерсесян и С.В.Обух. М. Северный паломник. 2008. №32.

Среди других атрибутов и элементов облачения Архангела можно выделить:

• жезл или скипетр, как символ данной ему Богом власти; • зеркальную сферу, ибо ему открыты судьбы человеческие; • зажженный фонарь – знак незримого света Божьего; • диадему, вернее ее упрощенный вариант – ленту, завязанную вокруг головы с крупным драгоценным камнем в центре надо лбом. Ее развевающиеся концы символизируют послушание Богу.

Полезные материалы

Новозаветные сюжеты в иконографии

Благовещение Пресвятой Богородицы_1245

Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы. Датировки: XVI в. Конец XVI века. Материал: дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 53 см, ширина 45 см. Один из наиболее распространенных сюжетов в христианском искусстве. Известен с V века. Основой изображения является Евангелие от Луки, Протоевангелие Иакова и другие сочинения. Сцена Благовещения Пресвятой Богородицы представлена на фоне архитектурного пейзажа. Слева изображен Архангел Гавриил, приносящий Благую весть Пресвятой Богородице, восседающей на троне в правой части иконы. КП 0175. © Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Ряд икон воспроизводит евангельские сюжеты:

  • в Евангелии от Луки говорится о том, что в наказание за неверие его словам, Архангел Гавриил обрек Захарию на немоту ровно до того дня, как предначертанное сбудется;
  • явление Архангела Гавриила Деве Марии с благой вестью о будущем непорочном зачатии;
  • весть Захарии, отцу Иоанна Крестителя, о будущем рождении сына и ожидающей его судьбе:

«…многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк.1:15);

  • явление Иисусу Христу, молящемуся в Гефсиманском саду. Эта икона называется «Моление о чаше». На ней к погруженному в молитву Христу спускается с неба Архангел, держащий в руках чашу. Эта чаша – символ страданий, которые Христос должен испить до конца ради спасения человечества;
  • явление женам-мироносицам, которые шли к пещере, где лежало тело Господне, дабы умастить Его благовониями. Перед ними возник Гавриил и сказал, чтобы не искали мертвого среди живых: «Он воскрес, Его нет здесь» (Мк.16:6).

    Жены мироносицы у гроба Господня_1973

    Иконография: жены-мироносицы у гроба Господня. Датировки: XVI в. Начало XVI века. Иконописная школа или художественный центр: Вологда. Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 81,5 см, ширина 58,8 см. Жены-мироносицы и два сидящих ангела изображены у гроба Господня. Инв. № ДРЖ-2727. © Русский музей, Санкт-Петербург, 2011

Иконы домонгольского периода

Изображения Архангела Гавриила, датируемые XII-XIII в., восходят к так называемому домонгольскому периоду на Руси. Одна из икон: «Устюжское Благовещение» написана в первой трети XII века, чудом уцелела после татаро-монгольского нашествия. Ныне хранится в Третьяковской галерее.

Благовещение Устюжское_3709

Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы. Датировки: XII в. 30-40-е годы XII векаИконописная школа или художественный центр: Новгородская школа. Происхождение: Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была привезена среди других икон Иваном Грозным в успенский собор Московского Кремля.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 238 см, ширина 168 см. Богоматерь изображена стоящей, с чуть склоненной влево головой. В лоне ее изображен Христос Эммануил. Он представлен фронтально, сидящим в торжественной позе, с благословляющей правой рукой, левая отведена в сторону (кисть не сохранилась). Богоматерь как бы осеняет его правой рукой, пальцы которой почти касаются плеча Младенца и заходят на нимб. В ее левой руке моток красной пряжи. Слева – архангел Гавриил, обращенный к Марии и благословляющий ее. В левой руке он держит мерило. Вверху, в центре, в синем полукруге неба с золотыми звездами, представлен сидящий на красном престоле «Ветхий Деньми». У подножия престола – красные херувимы; чуть выше, справа и слева, — красные серафимы с золотыми рипидами. Вокруг «Ветхого Деньми» голубая слава. В левой руке его свиток, правая рука – благословляющая, и от нее идет синий луч к фигуре Богоматери. Инв. № 25539 © Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. № 7

Сюжет воспроизводит один из эпизодов Нового Завета: возвещение Пречистой Деве Архангелом Гавриилом благой вести о зачатии Спасителя. Главной особенностью этой иконы является изображение Богомладенца на груди своей Матери и как бы сходящего в ее чрево. Его фигура выполнена в красноватых тонах, отчего сливается со складками одеяний Богородицы, которые по традиции также являются красными. Тело Его обнажено, лишь чресла опоясаны набедренной повязкой, что, очевидно, должно символизировать грядущую Жертву и Распятие. Голова Богородицы чуть склонена по направлению к представшему перед ней небесному посланцу. В ее руках – моток красной пряжи, из которой, согласно апокрифу, она должна соткать нити на завесу в Иерусалимский храм.

Интересный факт

В иносказательной трактовке пурпурная пряжа – это ее плоть и кровь, ткущаяся в плоть ее Сына.

Благовещение_3028

Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы. Датировки: XVI в. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа. Происхождение: Происходит из церкви Благовещения в Ярославле.Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 112 см, ширина 85 см. На фоне архитектурного пейзажа помещены стоящие фигуры Марии и Архангела Гавриила, приносящего ей Благую весть. Между ними находится прядущая девица. В верхней части — изображение Саваофа. И-1144. © Ярославский художественный музей. Литература: Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. М., 2009. Т. 1. Кат. № 50

Интересно, что на мафории Богородицы (объемной накидке с капюшоном) отсутствуют характерные звезды – символ Приснодевства.

Архангел Гавриил простирает правую руку к Деве Марии, кажется, что он хочет ее благословить. На самом деле этот жест ораторский, он означает начало речи. Кроме того, рукой Архангел как будто ограждается от нее, не смея приблизится к той, кому благовествует. Его поза словно намекает на существование неодолимой преграды между небесным и земным созданием. О различии их природ: светоносной ангела и человеческой Марии, повествуют также цвета их одеяний. Огневидная, пылающая природа Гавриила нашла отражение в охряных и золотистых красках по контрасту к багрянцу и пурпуру одежд Богородицы, которые по человеческой категории мышления присущи земным царям.

Благодаря удивительному иконописному приему взор Архангела Гавриила направлен одновременно на Богородицу и на зрителя.

Сверху иконы в синей мандоле Ветхий Денми (Бог Отец) в окружении серафимов и херувимов. В левой руке у него зажат свиток, правая, благословляющая, направлена в сторону Богородицы, с исходящим от ладони снопом света.

История названия иконы связана с памятным событием: избавлением от метеоритного дождя города Великий Устюг. Согласно преданию в 1290 году во время природного катаклизма перед ней молился святой преподобный Прокопий. Образ источил миро, и грозовая туча отошла от города, обрушившись на землю в пустынном месте в 21 км от Устюга.

Еще одна яркая жемчужина иконографии домонгольского периода, связанная с изображением Архангела Гаврила, носит название «Ангел Золотые волосы».

Ангел Златые Власы_1961

Иконография: Гавриил, архангел. Датировки: XII в. Около 1200 года. Иконописная школа или художественный центр: Новгород (?) Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 48 см, ширина 39 см. Икона происходит из оглавного деисусного чина. Архангел Гавриил склоняет голову в три четверти влево, к центру композиции. Пряди волос архангела разделаны золотым ассистом. Инв. № ДРЖ-2115. © Русский музей, Санкт-Петербург, 2011

Лик архангела исполнен скорбной печали, которая также отражена во взгляде его огромных глаз. Гармоничность образа достигается благодаря цветовому единству, округлости линий и соразмерности форм. Характерная особенность иконы — тонкая сетка ассиста, то есть штрихов из сусального золота, покрывающая волосы ангела. Отсюда и название иконы. Ассист символизирует нетварный Фаворский свет, которым просияло лицо Христа в момент Его Преображения.

По мнению искусствоведов, икона принадлежит к новгородскому типу. Впервые была обнаружена во второй половине XIII века в Кремлевской колокольне среди вещей, подлежащих уничтожению. Передавалась из музея в музей, пока не утвердилась среди экспонатов Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Любопытный факт: в самых ранних изображениях (III в.) у Архангела Гавриила отсутствуют крылья и нимб.

Благовещение

Существует несколько иконографических схем, передающих сцену Благовещения.

Старейшее изображение этого евангельского сюжета восходит к III веку и относится к памятникам так называемой катакомбной живописи. На фреске в Прискиллах (Рим) Архангел Гавриил представлен в одеждах, которые носили мужчины в Древнем Риме. У него нет ни нимба, ни крыльев. Правой рукой он указует на Богородицу, сидящую в кресле и склонившую голову, словно в знак повиновения этому жесту.

Уже в пятом веке у Гавриила появляется ангельский атрибут – крылья за спиной. Так он изображен на византийском диптихе VI века.

Свой сюжет сцена Благовещения берет не только в Евангелии от Луки, единственном, где описано это действо, но и в апокрифических текстах: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». В этих источниках повествуется, что Божий посланец явился Марии, когда она пряла пряжу или набирала воду из колодца. Первый сюжет обыгрывается, например, в известной иконе «Устюжское Благовещение» или мозаике римской базилики Санта Мария Маджоре. Второй можно встретить на иконах значительно реже. Его еще называют «Предблаговещением», потому что впервые Мария услышала глас Гавриила, когда набирала воду из источника, а непосредственно разговор их состоялся уже в доме.

Благовещение _4535

Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы. Датировки: XVI в. Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа. Происхождение: из церкви Николая Чудотворца со Усохи в Пскове. Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 90 см, ширина 69 см. На фоне архитектурного пейзажа изображена сцена Благовещения Пресвятой Богородице. Архангел Гавриил обращается к сидящей на диагонально поставленном троне с полукруглой спинкой Богоматери, обернувшейся к нему. В руках Мария держит пурпурную нить. Инв. № 1414. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 41. С. 165

К ХVII веку на Руси распространяется еще один тип «Благовещения» — с книгой. Иногда вместо книги перед Богородицей лежит свиток, что ясно указывает на род ее занятий перед благим известием.

Изображение в Соборах

Гавриила часто иконописуют вместе с другим Архангелом – Михаилом. Их симметричные изображения можно встретить на боковых дверях в иконостасе. Оба они присутствуют в деисусной композиции «Спас Эммануил с ангелами». Композиция представляет собой оплечное изображение Христа и двух Архангелов по бокам, Михаила и Гавриила. Само слово «деисус» означает «моление», «прошение».

Спас Эммануил с архангелами_3701

Иконография: Спас Эммануил. Датировки: XII в. Конец XII века. Происхождение: Из Успенского собора Московского Кремля (из центрального иконостаса, над северными вратами, ведущими в жертвенник).Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 72 см, ширина 129 см. Изображение Спаса Эммануила и обращенных к нему архангелов – оплечное. В центре Эммануил в темно-охристом хитоне, с тонким золотым ассистом; слева – архангел Михаил в сиреневато-розовом хитоне и темно-синем гиматии, справа – архангел Гавриил в голубом хитоне и розовом с сиреневым гиматии. В волосах архангелов голубые тороки с красными камнями в золотой оправе. Инв. № Др 1192. © Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ангелы и Архангелы включены в композиционный состав многих иконописных сюжетов. Перечислим лишь некоторые из них: Собор Богоматери, «О Тебе радуется», Страшный Суд, «Предста Царица одесную Тебе».

Собор Богоматери_5801

Иконография: Собор Богоматери. Датировки: XVIII в. Первая половина XVIII в. Иконописная школа или художественный центр: Каргополье. Происхождение: вывезена из церкви д. Астафьево Каргопольского района Архангельской областиМатериал: Дерево, ковчег, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 109 см, ширина 101,5 см. В центре композиции, на престоле, в ореоле божественной славы, торжественно восседает Богоматерь с Младенцем. Над ней в огненном облачном сегменте – ангел, держащий сферу с Вифлеемской звездой, по сторонам от него на фоне небосвода — ангелы с трубами и свитками. Слева от Богоматери изображен архангел Гавриил, за которым расположена группа пророков, включая пророка Исайю с развернутым свитком в руках с надписью: «Се Д(Е)ВА // В ЧЬРЕ // ВЕ при // ИМЕТЬ // и РОДИ // ТЬ С (Ы)На // ЕМАНУ // И (Ис. VII, 14). За пророками — древо с крестом. Ниже — благоразумный разбойник, группа детей, а также волхвы, приносящие дары. Справа от мандорлы – вертеп, за ним святые, среди которых Стефан Сурожский и Симеон Богоприимец, а также пастухи. Ниже представлены две группы людей, возглавляемые евангелистом Матфеем и апостолом Павлом. Под мандорлой голубь, в восьмиконечной звезде, символизирующий Святой Дух. Справа – группа дев, Иоанн Предтеча и жены-мироносицы. Слева –Закхей, сидящий на смоковнице. Рядом аллегорическое изображение пустыни в виде сидящей женской фигуры с яслями в руках. Две группы святых жен, включая вдовицу Анну и Елизавету с младенцем Иоанном. В нижних углах – аллегорическое изображение морей и рек. Инв. № ДРЖ-1614. © Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». Литература: Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. Т. 2. № 195. С. 366.

Молитвы архангелу Гавриилу

Многие верующие обращаются за поддержкой к архангелу Гавриилу и возносят ему молитвы. Традиционно ангелу молятся перед тем, как отойти ко сну, и просят его о прощении и заступничестве перед Господом.

К этим молитвам прибегают и в сложных жизненных ситуациях, когда положение кажется безвыходным. Если на душе беспокойно и есть ощущение близкой беды, то обращение к великому ангелу может сгладить обстановку, а то и вовсе отвести несчастье.

Прочтите молитву и прислушайтесь к голосу сердца, и вы непременно получите ответ, как найти выход из создавшегося положения. Вы получите поддержку свыше. Гавриил укрепит ваш дух, даст силу противостоять обстоятельствам, поможет дать отпор враждебным силам.

Молитва также окажет помощь в избавлении от болезней, в восстановлении гармонии и мира в семье, даст защиту вашим родным и близким. Девушки часто обращаются к Гавриилу, чтобы обрести любящего мужа. А замужние женщины просят ангела о счастливом зачатии.

Поскольку архангел в Библии выступает как посредник между Богом и людьми, считается, что он способен подарить вдохновение людям творческих профессий: поэтам, писателям, композиторам, художникам.

Ниже приведены тексты молитв, с которыми можно обратиться к архангелу.

Тропарь Архангелу Гавриилу, глас 4

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних сил.

Кондак Архангелу Гавриилу, глас 2

На Небесех зря Божию славу и на земли с высоты подая благодать, начальниче Ангелов, мудре Гаврииле, Божия славы служителю и мира Божественный поборниче, спасай, соблюдай вопиющия ти: сам буди помощник, и никтоже на ны.

Молитва первая Архангелу Гавриилу

О, святый великий архангеле Гаврииле, Божию Престолу предстояй и озарением от Божественного света осиянный, ведением же непостижимых тайн о превечней премудрости Его просвещенный! Всеусердно молю тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных, и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих. О, святый великий Гаврииле архангеле! Не презри мене грешнаго, молящегося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святого Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь.

Молитва вторая Архангелу Гавриилу

О святый Архангеле Гаврииле! Всеусердно молим тя, настави нас, раб Божиих (имярек), к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере нашей, укрепи и огради души наша от искушений прельстительных и умоли Создателя нашего о отпущении грехов наших. О святый великий Гаврииле Архангелe! He презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но присно помощник нам явися, да непрестанно славим Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков.

Молитва третья Архангелу Гавриилу

O, святый Архангеле Божий Гаврииле, присно предстояй Престолу Всевышняго, прерадостный благовестниче и усердный споспешниче нашего спасения! С свойственным тебе милосердием приими сие хвалебное пение, oт нас недостойных тебе приносимое. Исправи молитвы наша, и приноси я, яко фимиам, на Небесный Oлтарь кадильный; oзари умы наша светом познания таин спасительныя веры нашея; воспламени сердца наша любовию ко Христу Спасителю нашему, обрати и укрепи желания наша на спасительный путь Евангельских Его заповедей; да в сем веце тихо и благочестно поживем во славу Божию, в будущем же не лишимся вечнаго Царствия Божия, еже получити да сподобимся благодатию Христа Бога нашего, ходатайством Пречистыя Его Матере, Пренепорочныя Девы Марии и твоими многомощными ко Господу Богу o нас молитвами, и да прославим с тобою и прочими безплотными силами небесными и всеми святыми Единаго во Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Иконы, посвященные архангелу Гавриилу

Являясь одним из главных помощников Господа, архангел Гавриил не мог быть обойден вниманием иконописцев. На многих иконах Гавриил изображен в виде мужчины или прекрасноликого юноши. Над его головой виден нимб, излучающий божественный свет, за его спиной – ангельские крылья.

архангел гавриил икона

Часто можно встретить изображение архангела, который держит в руках лилию либо ветвь из райского сада. Также в руках его может находиться жезл, сферическое зеркало либо лампа со свечой внутри. На иконах голова ангела часто повязана лентой, концы которой возносятся вверх – это говорит о том, что все внимание Гавриила направлено к Небесам, к Божьему престолу. В православных храмах его лик принято наносить на северную сторону иконостаса. На гербе Российской империи Гавриил изображен как защитник со щитом.

Сюжеты икон, как правило, повествуют о главной миссии архангела, который передает людям важные послания от Всевышнего. Часто на иконах можно видеть архангелов Гавриила и Михаила вместе.

В эпоху раннего христианства архангела изображали чуть иначе. Например, в катакомбах Присциллы в Риме (этот исторический памятник относят ко II–IV векам) обнаружены рисунки, на которых у Гавриила нет привычного нимба и нет крыльев.

Чудеса Михаила:

Спасение храма:

В античном городе Колоссы был храм, который построил местный житель пономар Архипп Херотопский в благодарность Михаилу за исцеление его дочери водой святого источника. Язычники Архиппа недолюбливали и решили уничтожить им построенный храм, тем самым погубить и самого преподобного. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили течение на церковь. Архиппу не оставалось ничего, кроме как просить о помощи Архангела Михаила. Во время молитвы святой появился около храма с жезлом в руке. Им он ударил по горе и на этом самом месте появилась расщелина. В нее-то и устремились воды речного потока. Храм остался нетронутым.

Спасение жителей Новгородской крепости:

В 1239-ом году Архангел Михаил помог людям противостоять хану Батыю. Последний хотел взять крепость. Но, как говорится в сборниках изречений святых отцов, Михаил встал перед нападающими и запретил им идти дальше. Те прислушались к словам Архангела.

Освобождение от чумы:

В 590 году в Риме неистовствовала чума. Папа Григорий Великий молился о том, чтобы эпидемия отступила, и в это же время увидел неподалеку архангела Михаила. С этого времени начался спад болезни. В память об этом чуде установили скульптуру святого.

Образ ангела в культуре

Неудивительно, что такой значимый ангел, как Гавриил, стал персонажем изобразительного искусства. Ему посвящали свои работы именитые живописцы и скульпторы. Его облик присутствует на фресках церквей, иконах, картинах и барельефах.

Одна из наиболее известных статуй, посвященных Гавриилу, когда-то украшала зал Вестминстерского аббатства. В настоящее время этот скульптурный шедевр можно лицезреть в лондонском Королевском архитектурном музее.

Знаменитый художник Леонардо да Винчи изобразил Гавриила на полотне «Благовещение». Ангел, преклонив колена, величественным жестом благословляет будущую мать Иисуса Христа. Картина была написана в 1475 году, а сейчас она находится во флорентийской галерее Уффици.

картина да винчи благовещение

«Благовещение», Леонардо да Винчи

Экранизации

В настоящее время деятели кинематографа часто обращаются к образу архангела. Но следует иметь в виду, что в большинстве случаев режиссеры не следуют библейским канонам, а потому их трактовка очень редко имеет отношение к оригиналу. Как правило, голливудские истории о Гаврииле представляют собой вольные фантазии, приправленные желанием эпатировать зрителя.

  • Один из ранних кинообразов был замечен в итальянской картине 1976 года «Второй трагический Фантоцци». Герой общается с ангелом, находясь в бреду.
  • В мистической трилогии «Пророчество», которая вышла на экраны в период с 1995 по 2000 год, архангел представлен как человеконенавистник, мстящий людям за то, что они наделены душой.
  • В картине «Ван Хельсинг» (2004) главный персонаж носит имя Гэбриэл Ван Хельсинг и видит свою миссию в истреблении вампиров и прочей нечисти. Когда-то архангел был послан Господом для борьбы с Дракулой, но затем забыл свое божественное происхождение и стал считать себя обычным человеком.
  • Фильм «Константин» (2005) повествует об экзорцисте, который вступает в противоборство с Маммоном, сыном Люцифера, желающим устроить ад на Земле. На стороне Маммона воюет ангел-полукровка Габриэль, в роли которого выступает актриса Тильда Суинтон. Разумеется, ничего общего с библейским образом архангела это существо не имеет.
  • Американский сериал «Сверхъестественное», повествующий о двух братьях, которые воюют с силами зла, имеет весьма высокие рейтинги. Гавриил в этом сериале не служит Господу, а ведет себя как мистический проказник, строя козни главным героям и своим братьям-ангелам. При этом он все же выступает на стороне Света, а не Тьмы.
  • В австралийской картине 2007 года «Ангел света» Гавриил является главным героем, в миссию которого входит свергнуть установившуюся на Земле власть дьявола и восстановить баланс мироздания.
  • В фильме «Легион» (2010) Гавриил служит исполнителем воли Бога, который решил уничтожить человечество за грехи, устроив Апокалипсис. Михаил пытается помешать этим планам, чтобы спасти людей.
  • В сериале «Доминион» показано противоборство Михаила, выступающего защитником людей, и Гавриила, который видит в человечестве источник зла и причину исчезновения Бога.

Очевидно, что по фильмам и сериалам нельзя составить верного представления об ангелах, поэтому тому, кто желает знать правду о Гаврииле, лучше обратиться к каноническим источникам.

Выбор эскиза и мастера

Нанесение татуировки с изображением архангела – это технически сложный процесс, который требует не только определенного уровня мастерства и квалификации мастера, но и тщательной подготовки по разработке и выбору эскиза. Хорошие примеры работ можно найти в интернете самостоятельно, достаточно много фото и видео есть в сети.

Прежде, чем обращаться к тому, или иному мастеру, лучше поинтересоваться и просмотреть его работы, уточнить есть ли у него опыт работы с татуировками с изображением архангелов и разработкой дизайна подобного тату.

Каждая деталь очень важна, от этого будет зависеть, как будет выглядеть итоговая работа. Если Вы решили, что рисунок архангела должен стать Вашим спутником жизни, отнеситесь к выбору мастера очень внимательно и ответственно. Эскиз может быть и Ваш, найденный в любом источнике, но именно от работы мастера зависит, насколько Ваш нательный рисунок будет похож на настоящее украшение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: