«Моя жизнь начиналась заново»: Как я отказался от веры

У многих бывает состояние, когда вроде веришь в Бога, но молиться, поститься, посещать церковные службы не хочется. На сердце тревожно, душа мечется, но сомнения и бытовые заботы занимают все время. Такое состояние может длиться несколько дней и даже месяцев… Потом часто появляется ощущение собственной бесполезности и никчемности, а затем мысль: вера ослабла, ее… нет? Как пережить период, когда слабеет вера? Как бороться с собственным безразличием? Действенными и проверенными временем советами делятся опытные пастыри.

Вера в Бога

«В христианской жизни нужно постоянство и усердие»

(игумен Нектарий (Морозов))

Когда человек только-только приходит к Господу, он чувствует теплоту сердечную, проявляет рвение, иногда готов молиться круглосуточно, но часто, не рассчитав собственных сил, он устает и прекращает свои труды по спасению души, тогда наступает внутреннее опустошение.

Однако, если человек продолжает трудиться и молиться, то период ослабления веры проходит, он вновь начинает чувствовать Божию благодать и радость от собственной христианской жизни.

Если в период жизненных трудностей, когда вера слабеет, прекратить трудиться и молиться по малодушию, то потом потребуются серьезные усилия, чтобы встать на путь спасения.

кто перестал верить в Бога. (если, конечно верил)

Ничего-вернетесь к Богу! Время пройдет,буря злая в душе успокоится, переосмыслите все и вернетесь.. Не забывайте, что еще и дьявол нас искушает и от Бога отводит, к сожалению. Ведь сами описали, что врач-Ангел.А без Бога Ангелов не бывает).Когда Господь молился 40дней на горе,о был без еды и воды, только молитва. Бесы посылали ему сильный ветер,жару,холод,болячки-чего только не испытал Господь за 40 этих дней. И на 40 день дьявол видит ,что Господь выстоял,выдержал,не сдался ,тогда он подошел ко Христу и говорит-» Вот за что ты терпишь все это мучение,вот так Бог любит тебя,что посылает тебе все эти тяжбы?- Я дам тебе золото,подарю тебе вселенную,все сокровища мира- откажись от Бога. На что Христос сказал ему-» отойди сатана,ибо никогда не познаешь ты Царство Небесное,которое уготовал Господь людям.Твоеместо в аду.» И тогда отошел от него сатана . Солнце вышло на небе,стало тепло, птицы прилетели, животные с добротой окружили Христа. Господь вознаградил Христа за его смирение и преданность Богу Отцу…… В свое время Господь давал и вам деточку,которую выскребли при аборте-сами знаете ,это смертный грех и многих Бог наказывает на всю жизнь, как меня ,например.На чет сорокоуста о здравии(если человек умирает,то Сорокоуст уже духовно читается о здравии-спасении его души в Царстве Небесном.На счет вашей подруги-то,что она молилась и просила-это хорошо,Бог ей зачтет на Небесах,ее молитвы-но видимо время ей пришло,отойти к Боженьки.Не всех Господь забирает в 90лет.Кто-то просто засыпает и не просыпается,а кому-то Господь отпускает грехи ,через болезни и этот тяжелый отрезок жизни надо прожить и принять.Мы по большей части,не благодарный народ.Когда Бог нам дает жизнь, работу,дом,любовь ,благополучие,хорошее настроение,родных наших-мы почему-то не благодарим его,и не говорим -«Боже почему ты дал мне все это,за что такое снисхождение?». А,как только болезни находят на нас,причем по нашей же вине,так сразу-за что и почему и всё-не верю, до свиданье…..Знаю одного знакомого,который мать свою больную ,которая всю жизнь ему отдала -заточил в хоспис, там она и умерла.А потом у него начались беды…..У меня вот тоже был шанс,стать счастливой мамой в 20лет,Бог давал.Но мне же хотелось гулять и жопой своей вертеть,зачем лежать на сохранении, рожать и молодость губить.Вот и сижу теперь бездетная -то плачу,то истерики накатывают. Тоже говорила -за что Боже,ведь столько лет уже хочу ребенка, столько лет молюсь тебе….Но Господь не хочу, потом хочу-не принимает .И видимо,не так молюсь,надо-«прости Боже меня ничтожную ,что деточку свою загубила,когда давал ты.И дай мне терпение и силы потянуть этот крест бесплодный..и если я когда-нибудь заслужу Твое прощение и милость-пошли мне врача умного,что бы смог найти причину бесплодия и вылечить ее и твоим благословением, стала я мамой». И молиться надо не с безумием и битием головы об пол,а со смирением и кротостью ,и с легкостью в душе,а не с камнем. Я тоже проехалась по святым местам 3года назад ,было в тот год 3БХБ,чего раньше в помине не было.И на этом спасибо. Значит есть надежа. А вам Бог дает, только врача бы вам грамотного найти и все у вас получиться! Родите обязательно и будете самой счастливой мамочкой!

«Помогай тем, кому труднее, чем тебе»

(иеромонах Димитрий (Першин))

Охлаждение в вере у нас бывает ежеминутно. Например, проснувшись, я решил, что пора читать утреннее правило. Однако сразу приходят мысли о давно пришедшем письме, на которое надо ответить, о скопившейся пыли… и решимость совершать молитвенное правило исчезла. Суета поглотила душу. Уже середина дня, а я вдруг понимаю, что утренние молитвы так и не прочел. Или пришел я в храм на службу, обращаюсь к Господу, и вдруг вспоминаю, как Федор Петрович поссорился с Иваном Семеновичем, и вместо молитвы размышляю как их помирить. Мелькает мысль о том, что нефть вновь подорожала, а евро упало в цене.

Почему так происходит? Потому, что я рассеян, склонен ко злу. Подобные и постоянные мелкие подмены постепенно рождают наклонность ко греху, затем страсть и зависимость. Человек не властен над собой, им руководят его желания.

Один из афонских старцев считал, что наши страсти – бесы, которые застилают Небо. Врастая в человеческую природу, они ее искажают. Осознав это, мы можем лишь молиться Богу, прося у него милости.

Бывает, что вера слабеет, когда человек устает сражаться с внешними обстоятельствами, препятствующими, как ему кажется, его христианской жизни. Но, следует помнить, что существует Божий Промысел и Господь заботится о нас. Поэтому, когда мы гибнем в теплохладности, то приходят скорби, которые встряхивают нас, побуждая вернуться на путь спасения.

Если вас обижают или наступило охлаждение, то из своего опыта я советую помогать тем, кому труднее.

Когда наша забота, доброе слово и посильная помощь конвертируются в тихую радость, то происходит душевный подъем.

Покаяние в церкви

Возвращение

И все равно нужно что-то делать. Вопрос – что?

Может, нужно больше молиться или начать изучать Библию в группе или почаще ходить в церковь. А может, и не надо. В конце концов, Бога можно найти не только в «духовных вещах».

Может, сегодня вам нужно просто оглянуться вокруг, всмотреться в знакомые очертания, послушать, прикоснуться, вдохнуть и попробовать на вкус. Может, самое лучшее, что вам нужно сделать, это просто еще раз обратиться к так хорошо знакомым вам вещам и занятиям, и заново принять их с благодарностью.

Когда принимаешь эти прекрасные, чистые, обозримые дары и ценишь их, то не можешь не признать и Дающего. Возможно, это вся вера, на которую вы способны сейчас, но ничего страшного. Просто жить и благодарить за жизнь — уже духовное искание; это святое отношение.

«Христианам нужно собираться и делиться опытом»

(священник Константин Пархоменко)

В вере, как и в браке, охлаждение приходит, когда человек привыкает. Чтобы сохранить семью и веру, необходимы усилия и труд.

Не допустить охлаждения, помогут следующие рекомендации:

  • Следить, чтобы молитва оставалась живой, а не формальной (бездушное вычитывание).
  • Постоянно «расти» в вере.
  • Проявить творческий подход – развивать христианские «увлечения». Например, вышивание икон, работа в иконной лавке, чтение и пение на клиросе, занятия ОПК с детьми и так далее.
  • Собираться с другими православными и делиться опытом по преодолению трудностей, рассказывать о паломнических поездках, оказывать поддержку и т.д.

«Моя жизнь начиналась заново»: Как я отказался от веры

Виталий Бормотов

В моём случае не было никакого перелома, никакого неожиданного события — ни когда я пришёл к религии, ни когда я её покинул. Первое случилось в старших классах школы. Я наткнулся на книги христианского проповедника и прочёл их: первую с исследовательским интересом, а другие уже запоем, чувствуя себя согласным с автором. Стройность и глубина христианского учения, как я его увидел, привлекли меня.

Активная религиозная жизнь началась позже, когда я окончил школу. Накал моей веры менялся. Какое-то время я всерьёз хотел стать безбрачным священником и посвятить себя церкви, но передумал. А в последний год моей веры я не ощущал никакого эмоционального подкрепления от религии и продолжал религиозные практики только усилием воли. Я был христианином семь лет, из них четыре вёл активную религиозную жизнь.

Я был подкован в естественных науках, так что не отрицал эволюцию и считал библейские описания о сотворении мира и ветхозаветные события иносказаниями. Вместо этого я находил способы совмещать религию с наукой и придумывать своим взглядам солидные объяснения. Я сознательно соглашался с Символом Веры, историчностью событий Нового Завета, верил, что Бог участвует в нашей жизни и ему можно молиться. О принятии религии говорят как о вопросе выбора и следования принятому решению, а от верующих можно услышать, что буквально ничто не смогло бы разубедить их в вере. Так воспринимаются не убеждения о реальности, а скорее принадлежность к группе или самоидентификация. И у тогдашнего меня, и у многих христиан вера — это не столько о Боге, сколько о своём образе.

Я подмечал всё больше деталей в церковной практике и риторике, которые казались мне неверными и неправильными, и всё больше вещей относил к «земному» измерению Церкви в противовес «небесному». Однажды, читая мысли о религии на форуме бывших христиан, я осознал, что не верю в Бога. Это не было каким-то моментом истины, неожиданностью, травмой или ударом; наоборот, меня удивило будничность этого осознания.

На тот момент я уже три года интересовался мышлением и систематизацией способов познания мира. Я уже давно знал и понимал всё, что требовало бы отвергнуть идею Бога, но как будто запрещал себе это делать. Если что и освободило меня от иллюзий, то не какой-то потрясающий научный аргумент, а нарастающее внутреннее понимание, что в религии мне нечего ценить, а в секулярном подходе нет ничего страшного и ограниченного. Когда чувства ощутили, что не верить вполне нормально, разум вытащил на поверхность мысль том, что он уже и не верит.

Отбросив идентичность христианина, я почувствовал облегчение, но боялся реакции других, хотя знал, что явной агрессии не будет. Страхи не оправдались, но показали мне, насколько социальна религия.

Отойдя от веры, я осознал необратимую смертность людей и понял, насколько важна для нас борьба со старением и смертью. И нет гарантий, что человечество не вымрет из-за какой-нибудь глупой ошибки. И главное, что я увидел, — недостаточно просто делать хорошие вещи из какого-то списка и не делать плохих, чтобы в конечном счете всё было хорошо; люди отвечают за то, каким делают мир их поступки, на глобальном уровне и в мелких вопросах.

В основном религия привлекательна двумя вещами: ощущением базовой, онтологической осмысленности жизни и тем, что она собирает людей вокруг себя, даёт чувство групповой принадлежности, создаёт общее пространство. Я думаю, обе эти вещи можно заменить, не прибегая к вере в иллюзорное. Вопреки словам проповедников, жизнь, наслаждение, труд и познание не теряют смысл в мире, где нет Бога (хотя, отказавшись от ложных утверждений, мы уже не закроем глаза на некоторые неприятные истины). Сообщества же, которые способны давать радость общения и совместного дела, создавая групповую идентичность, могут и не опираться на ложные идеи. Часто атеисты и скептики настроены чересчур индивидуалистично и опасаются крепких сообществ: того, что они станут «сектами», будут взращивать конформизм и межгрупповую вражду. Эти опасности и вправду есть, но, отвергнув построение сообществ с сильной групповой идентичностью, мы отказываем в удовлетворении важной потребности и многое теряем.

Я думаю, именно рост и развитие движений и групп, сплочённых внутри и посвящённых разному (туризму, игре в «Мафию», навыкам рациональности, чувашским народным танцам, благотворительности, городскому ориентированию), способен не просто занять место религии, а сработать лучше. Делать что-то конкретное с проверяемым результатом в реальном мире интереснее, чем рассуждать о невидимом, и безопаснее на предмет становления «сектой».

Другая вещь, которая полезна в борьбе за здравый смысл, — просвещение и развитие умения мыслить, решать задачи (а не просто запоминать материал). Мне не близок атеистический активизм, который часто ограничивается уничижительной критикой религии и провоцирует только сильнее защитить веру. Многие атеисты совершают глупые ошибки, например, заявляя, что если бы не было религии, то не было бы войн и насилия; или что все верующие считают, что все остальные попадут в ад; или что все христианские конфессии отвергают эволюцию. Заметная часть атеистической полемики — избиение соломенного чучела оппонента, и оно не помогает верующим избавиться от ошибок.

Вместо этого просвещение и создание сообществ предлагают положительное содержание, приняв которое ты уже не будешь настолько нуждаться в религии. Это не панацея, да и возможно это только в относительно благополучных местах, где люди могут получать образование и заниматься интересным делом, у них есть свободное время, чтобы участвовать в разнообразных сообществах и размышлять. Но в России это может работать, тем более что здесь большинство верующих не отличаются убеждённостью, смутно представляют себе христианское учение и придерживаются некой религиозности по большей части из соображений традиции и конформности.

«Вера невозможна без молитвы»

(иерей Валерий Духанин)

Вера должна воплощаться в жизни – посещением церкви, молитвой, отношением к окружающим людям и так далее. Иначе, она отходит на «второй» план. Вера – ощущение присутствия Господа, когда чувствуешь, что Он рядом. Она поддерживается молитвой – разговором с Богом.

Если человек старается жить, следуя Евангельским истинам и каяться в грехах, то Бог укрепит его веру.

Человек молится в церкви

Утрата веры – это больше, чем слабость воли.

Но что делать, если, несмотря на бессонницу, усиленные молитвы, бесконечные вопросы и напряжение силы воли, понимаешь, что уже не верится ни во что? Что делать, если сама реальность Бога (или того факта, что Бог благ) становится для вас непозволительной роскошью? Как выжить в эпицентре духовной катастрофы?

Не сдавайтесь. Бог достаточно силен, чтобы справиться с вашими сомнениями.

Чаще всего дело не в том, чтобы стать еще более упертым или «религиозным». В большинстве случаев люди начинают сомневаться, несмотря на постоянное чтение Библии, молитвы, регулярное посещение церкви, участие в церковном служении и желание верить от всего сердца. Они ни на миг не уклонялись от всех этих правильных вещей. Они на самом деле богобоязненные и активные христиане, вот только все эти действия перестали давать ясность, уверенность и комфорт, который обычно давали.

Почти все, кто обращаются ко мне в состоянии этой духовной пустоты и сухости, говорят, что чувствуют себя виноватыми. Они сокрушаются, понимая, что никто не может помочь им вернуть утраченное, и ругают себя за то, что не могут заставить себя верить как раньше, когда это получалось легко и просто.

Если вы сейчас находитесь посреди такой духовной бури, я не буду говорить вам, что есть способ быстро и просто вернуть свою веру. Я даже не могу сказать, что вы когда-нибудь ее вернете, по крайней мере, в ее прежнем виде. Возможно, вас ждет что-то совершенно непохожее на то, что вы переживали раньше.

Как поверить в Бога?

Чтобы поверить в Бога, нужно обратить взор внутрь себя.

Если вы сможете посадить хотя бы маленькое зернышко веры в то, что у вас внутри есть нечто большее, чем просто органы и кости, у вас есть шанс открыть новую жизнь. Если вы не смотрите внутрь себя хотя бы иногда, вы не увидите ничего. Вы ждете, что Господь должен проявить себя в мире вещей, должен сотворить некое чудо, которое бы доказало вам Его существование. Но то, что Он дал вам жизнь, недостаточно для вас.

Может, вам кажется, что вам дали жизнь родители?

Но, на мой взгляд, ваши родители просто занялись любовью. Но какое они имели отношение к тому, что это занятие сделало возможным сотворить вас. И к тому, что дух жизни с разумом и чувствами, вошел в маленький эмбрион в утробе матери, они тоже не имеют никакого отношения. Они лишь проводники проявления невероятного чуда сотворения жизни. Но не сами ее творцы.

Вы не увидите чуда, вы не увидите Бога в зданиях, монументах, в столбах, дорогах, автомобилях, профессиях и должностях. Любое, даже самое невероятное, со сложнейшей формой и конструкцией здание, это лишь сухой расчет человека или группы людей. Это их тяжелый, кропотливый труд, но его все равно можно разложить на составляющие и объяснить, как у них это получилось.

Но вам не удастся сделать это с явлением жизни, разума, с тончайшим равновесием в природе и внутри каждого живого организма со сложнейшими системами нейронных связей. Вам не удастся этого и с Космосом и Вселенной.

Как поверить в Бога - обратить взор внутрь себя

Если сможете усомниться в том, что вы лишь просто кусок мяса и костей, что живете совсем короткий период времени на Земле и исчезаете в никуда, а от этого жизнь в принципе теряет всякий смысл, то есть надежда, что вы сможете открыть себя заново.

Вернемся к вопросам.

Что отвечает человек неверующий на вопросы: Как поверить в Бога, Почему люди не верят в Бога?

Он скажет: А где он, Бог? Кто за меня решит проблемы, Бог? Его не видно, не слышно, какой мне от него прок? От веры в него.

Человек видит жизнь внешнюю в постоянном преодолении проблем, а их решение — через приложение собственных усилий.

Почему так происходит?

Многие люди считают, что, если вера появилась, то потерять её нельзя. В случае, когда у кого-то она пропадает, прикрываются словами апостола: «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2:19). Однако всё может быть, и сомнения в вере, потеря веры — в том числе. Отчего же это происходит? Причины могут быть самые разные.

Человек может неправильно расставить приоритеты. У меня были знакомые, которые всё внимание, весь смысл своего хождения в храм сводили к красивой священнической одежде, дорогой утвари и благолепию храма. То есть они ходили любоваться и не более того.

Легко теряют веру те, у кого она осталась на уровне ребёнка. Любой взрослый может с лёгкостью разрушить её, она дрогнет под натиском обычных научных фактов.

Потеря веры может происходить от духовного кризиса или в процессе поиска Бога.

Нередко веру теряют те, кто говорит: «Я уже всё о ней знаю!», — а на самом деле даже не подступили к её изучению. Это люди поверхностные, наивные, мало читающие — возможно, просто юные.

Сейчас православная вера не так интересна людям, как некоторые восточные религии и культы. Наверное, это и не удивительно, потому что в церковных лавках мало творений святых отцов и литературы, которая адекватно рассказывает о нашей Церкви. Из-за этого христианское учение может некоторым показаться недостаточно глубоким.

Вера теряется, когда мы перестаём молиться. Мы можем продолжать ходить в храм, регулярно читать утреннее и вечернее правило, добавлять к этому правилу ещё что-то, но при этом терять живое присутствие Бога, забывать, что с Ним можно говорить как с другом, как с кем-то самым близким. Та же проблема возникает, когда человек молится, ходит на службы, но не причащается Святых Христовых Таин.

Бывает, что человеку кажется, что он теряет веру, но на поверку оказывается, что он её не имел никогда. Он принял как данность, что Бог есть, но встречи с Ним у него не произошло. Я помню по себе, через что пришлось пройти, прежде чем я познакомился с живым Христом. Помню, как сидел, пил чай — и вдруг понял, что я вовсе не христианин, хотя хожу в храм, причащаюсь и даже пономарю. В тот момент и возникло желание честно поговорить с Богом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: