Береза в форме креста. Ее появление верующие сочли за чудо. Остров Анзерский

Любой христианин от проведения обряда Крещения до самой смерти обязан носить символ веры, неизменный атрибут православной веры, нательный крест. Он так называется, потому что его положено носить не поверх одежды, а на самом теле. Восьмиконечный напоминает тот, на котором распяли Иисуса Христа за грехопадение людей. Предания гласят, что существует много нюансов при выборе крестика из дерева. Следует уважительно относиться к церковной символике, считать их не только украшениями, но и символом веры человека в Господа.

Мужской деревянный крест

Крест из дерева для мужчин, который всегда находится рядом, постоянно напоминает о Христе и Всевышнем, помогает укрепить духовность, придает человеку сил и защищает от зла Сатаны. Во время обряда Крещения человек отрекается от Дьявола, и выражает готовность служить Господу в течение всей жизни. Древние кресты из дерева часто напоминают форму четырехконечную. Христиане считали его символом веры в господа. В древности Иисуса изображали с двенадцатью апостолами, крест также изображался чисто символически. По прошествии времени, когда появился восьмиконечный крест, вид атрибута изменился. Однако и сейчас можно увидеть четырехконечную форму, а восьмиконечные изображаются внутри них. Довольно часто раньше изображали на кресте Голгофу и голову Адама, копье и трость.

Береза в форме креста. Ее появление верующие сочли за чудо. Остров Анзерский

«Здесь осины светлы, как березы, А березы не так уж светлы. Сгибших узников жгучие слезы Обожгли всем березам стволы.» (Федор Сухов. Соловки. 1991.)

Владыка Лавр поклонился анзерскому чуду и взял на память в Америку посох.

Летом 2001 года архиепископ Лавр Сиракузский и Троицкий прибыл из Нью-Йорка в Соловки. «Запомнилось посещение Голгофо-Распятскаго скита на острове Анзере. Рядом с этим скитом Господь явил чудо: там как бы в память о всех соловецких новомучениках и исповедниках выросла береза в виде креста. На острове Анзере владыка подобрал палку, которую употреблял как посох во время паломничества. По приезде в США, эту палку обработали, покрыли лаком и она превратилась в настоящий посох, который владыка хранит, как память о Соловках.» (Диакон Павел Иванов. Паломничество архиепископа Лавра в Россию. «Православная жизнь» 10.2001)

Берёза крестообразной формы. 2002. Photo by Alex Budovsky. USA.

«А вот эта достопримечательнось Анзерского острова почему-то не упоминается в книгах «Анзер и его святыни», и «Соловецкий монастырь». Зато вы найдёте её во многих наборах Соловецких открыток. Это своеобразный Голгофский крест — берёза крестообразной формы, выросшая на склоне горы Голгофа у безымянных могил соловецких узников. Почти все кресты на архипелаге в своё время пустили на дрова, а по преданию так Бог место отметил. В 2002 году к ней ещё можно было подойти и потрогать кору. » (Будовский Алексей)

Людские свидетельства

«…стоит она на холме, но вокруг нее не могилы, а ямы от могил… местные жители говорят, что в начале девяностых приехали «люди в штатском» и все останки выкопали и увезли. Следы заметали. Так вот у этой березы в том году кто-то срезал большой кусок бересты у ее основания, по кругу. Так что она могла уже и погибнуть…» (Светлана Конышева. Из переписки. Москва-Торонто. 21.04.2006)

Великолепный фото-репортаж из Соловков и лаконичная подпись к рисунку: «Береза-крест, выросшая на месте массовых захоронений узников Соловецкого лагеря.» (Светлана Конышева. Соловецкий архипелаг. Возрождается монастырь на острове в Белом море. Независимая Газета. №6, 06.04.2005)

«На Соловецких островах стояла святая тысяча поклонных деревянных десятиметровых крестов. Святая тысяча тонн крестов. Все порушили большевики, на дрова, или так, для острастки, после закрытия монастыря в 1923 году. Теперь кресты делают заново. Уже сделали пять крестов, из которых три стоят в Норвегии на русском поморском кладбище. Скоро такой крест поставят перед монастырем в гавани, на островке. Вес креста — одна тонна, длина десять метров, он уже вырезан.

Духовник для наместника и благочинного монастыря — отец Иоанн (Крестьянкин) из Псково-Печерского монастыря. Наместник и благочинный приезжают к отцу Иоанну исповедываться раз в год. Он же утверждает эскизы крестов и алтаря, что режут для Никольского собора в Соловецком монастыре. Есть один крест на Соловках, который он не утверждал.

Берёза крестообразной формы. 2002. Фото с открытки.

«В этом году я увидел что дерево уже обнесено простенькой оградкой, дабы воспрепятствовать особо ретивым паломникам, которые обдирают бересту на память.» (Alex Budovsky. USA. 2002.)

На Анзерском острове был скит, церковь, братский корпус. При большевиках там был лагерь, при котором было огромное кладбище. Среди могил выросла береза крестом». (Владислав Дорофеев. Школа ангелов. Петербургский альманах «Верлибр», 19??)

«При выходе из храма как успокоение, посланное Господом, – великолепный вид на море и острова, Его прекрасное творение. Постояв и налюбовавшись, стали спускаться с горы, и вот перед нами новое чудо – береза в форме креста. Вверх уходит высокий прямой ствол, и две крепкие ветви раскинуты в стороны, как поперечина креста. На Соловках когда-то было воздвигнуто много рукотворных поклонных крестов, искусно вырезанных из дерева. В годы СЛОНа они были все уничтожены. И вот по Промыслу Божию воздвигся крест нерукотворный…

Сейчас на Большом острове возрождена кресторезная мастерская, в которой изготавливаются кресты по старинным образцам. Они устанавливаются на островах архипелага в памятных местах для поклонения. (Ольга Лашкова. Анзер — остров скорби и радости. Источник утерян. Июль 2001.)

«…на склоне горы выросла удивительная береза, ее ветви образуют совершенно правильный крест. Монахи говорят, что никто и никогда не подрезал эту березу, и считают ее появление чудом. Молва об этой березе распространилась уже очень далеко, многие спрашивают, видел ли я ее. Конечно, видел. Она действительно представляет собой ровный крест, как будто специально вырезанный неизвестным мастером. Поистине, это чудо, божественное и природное.» (Илья Слепцов. Голгофо-Распятскому скиту требуется помощь. «Скиталец», 2004)

Сергей Тонконогов, фотограф: «Для меня, например, куда убедительнее выглядят чудеса нерукотворные. Вот смотрите. Видите эту березку в виде креста. Со стороны, конечно, вроде ничего особенного. Разные вырастают на земле деревья… Но вот предыстория. На том месте, где она растет (остров Анзер Соловецкого архипелага — авт.) в двадцатые годы хоронили монахов, расстрелянных большевиками или умерших на каторге. Крестов, конечно, не ставили. А те что вдруг появлялись на могилах — тут же сносили. Вот тогда сама природа поставила здесь этот крест.» (Алексей Михеев. Объективное невероятное. МК-Здоровье. 46. 01.06.2004)

Полина Стружкова, московская международная киношкола, 2002: «…на Анзере… стоит берёза в форме креста. Она выросла, когда на Соловках жгли кресты в 20-ых годах. Теперь она, наверное, метров 6 в высоту.»

Берёза крестообразной формы. 2014.

Диковинка — деревья, выросшие похожими на крест

Ещё одна диковинка — деревья, выросшие похожими на крест с хвостом. Причудливое разветвление ствола вызывает ассоциацию с неподобающим кресту дьявольским хвостом, что стало в XXI веке раздражающим фактором для ревнителей православной святости островов. «Хвост» погубил известную многим сосну, росшую в заповедном лесу у дороги на мыс Печак. Дерево спилили в 2013 году, сохранился пень около метра в поперечнике.

«Берёза на острове Анзер, на склоне Голгофы, тоже имеет форму креста, но благодаря отсутствию «хвоста» судьба этого дерева более счастливая. Берёзку огородили заборчиком и демонстрируют паломникам как чудо, подтверждающее святость места. Однако этому необычному для берёз ветвлению дерева есть вполне прозаическое объяснение.

Берёза-крест на анзерской Голгофе относительно молода. Судя по исследованиям специалистов дендрохронологической лаборатории Института геологии РАН, её первое годичное кольцо сформировалось в 1953 году. Когда же в начале 1960-х острова открылись для свободного посещения, кто-то из умелых шестидесятников, вроде бывшего зэка Ю.И. Чиркова, превратил берёзу в живой памятник. Биолог подрезал молодому деревцу ветви так, что они образовали крест, который не мог появиться на берёзе естественным образом.» (Юрий Бродский. «Соловки. Лабиринт преображений». Москва. Новая газета, 2017)

Символика букв.

Часто на деревянных крестах можно увидеть буквы IНЦI. Они означают Иисус Назарянин Царь Иудейский. Обычно аббревиатуру можно увидеть на изделиях крупного размера, они напоминают о том, что Иисусу пришлось кровью расплатиться за людские грехи, но он с готовностью принял наказание. Надписи ЦРЬ СЛВЫ IС ХС СНЪ БЖIЙ означают: «Царь Славы Иисус Христос Сын Божий». Также можно увидеть и надпись НИКА, что показывает, что Христу удалось победить смерть и впоследствии воскреснуть, дабы показать людям, что чудеса случаются, если этого захочет Создатель. Могут присутствовать буквы МЛРБ, что расшифровывается, как на месте, где был казнен Иисус, когда-то находился Рай.

Дерево для Креста Христова

Осознав свой грех, он пошел к Аврааму на покаяние. Авраам в знак епитимии дал Лоту три посоха, данные ему Святой Троицей, когда Бог в виде трех ангелов посещал его обитель, и сказал, чтобы он посадил эти посохи и поливал водой, и когда дерево обретет жизнь – это станет знамением его прощения.

Около 40 лет нес Лот труды: возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи (по другим версиям — три саженца или три горящих полена). Но часто искушал его диавол, принимая вид человека, просил пить и выпивал всю воду, и приходилось Лоту снова возвращаться на Иордан. И вот три посоха, три древа (кедр, кипарис и певг – сосна) срослись в одно, в единый ствол с тремя разделениями наверху – триединое дерево – образ Святой Троицы. Лот понял, что грех его прощен.

И выросло дерево очень красивым. Позже, когда царь Соломон заканчивал строительство первого храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу святого храма, и подходящим нашли именно дерево Лота. Пришли, спилили его, но пристроить так и не смогли, ибо дерево постоянно менялось в размерах – то казалось короче, то увеличивалось. И, приписав это греху Лота, решили, что оно отвергнуто Богом, и выбросили его. Как здесь не вспомнить евангельские слова: «камень, его же не использовали строители — сей стал во главу угла..»!

Есть также предание, сохранившееся в западном христианстве, что после этого балку, сделанную из сего Древа, оставили в качестве скамейки на храмовом дворе (по другой версии, использовали для изготовления моста через реку). Известная своей мудростью царица Савская, приехав встретиться с Соломоном, присела на эту балку отдохнуть. Но была обожжена огнем, исходящим от Древа. После чего, поклонившись Древу, предрекла, что Спаситель мира будет повешен на нем, и оттого царству иудеев придет разорение и конец. Испугавшись, Соломон приказал закопать брус.

Впоследствии на этом месте была построена купальня для омовения жертвенных животных. Вода здесь прославилась исцелениями, и ее стали посещать многочисленные болящие (по разным преданиям, это или Силоамская, или Овчая купель).

Через 700 лет, незадолго до страданий Господа Древо всплыло из вод купальни. Когда понадобилось делать Крест для Иисуса Христа, тогда вспомнили и про это отверженное дерево. За столько столетий пребывания в воде оно стало тяжелее камня, что усугубило страдания Спасителя, Который потом нес сделанный из него Крест и несколько раз падал под его тяжестью. Кроме того первосвященник Каиафа решил, что на этом искривленном дереве Христос будет мучиться сильнее, и распятие Его на этом дереве унизит Его ещё более.

Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном дереве, и указания, что эти три породы дерева священны, мы находим в книгах Ветхого Завета. Пророк Исаия предсказывал: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60, 13). В православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова. Богослужебные тексты называют Крест Христов кипарисом, певгом и кедром: «Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося».

«Трисоставность» Креста у старообрядцев означает, что Крест обязательно должен изображаться восьмиконечным.

Ветхий Завет упоминает кедр и кипарис в числе райских деревьев. Для украшения Иерусалимского храма, являвшего образ рая, использовались кедр, кипарис и певг (пихта). Готовясь к строительству Дома Господня, Соломон просил Хирама, царя Тирского прислать ему кедровых дерев, кипарису и певгового дерева с Ливана.

В Ветхозаветных богослужениях для жертвенных дров использовались только определенные породы деревьев, имеющие запах, чтобы возносилось благоухание их к небу, а именно: кипарис, ель, миндаль, сосну, пихту, кедр, можжевельник, лимон, маслину, мирт, лавр, кедр и бальзамовый кустарник. Согласно ветхозаветной традиции, готовясь принести сына в жертву, Авраам взял дрова для всесожжения и возложил их на Исаака – подобно тому, как возлагают крест на плечи человека, ведомого на распятие. По мнению отцов Церкви дрова символизируют здесь Крест Христов. По словам Оригена, Исаак предъизображал Христа и как жертву, и как священника, ибо в Ветхом Завете только священники имели право приносить дрова для жертвоприношений.

В византийскую эпоху в окрестностях Иерусалима на месте, где, по преданию, росло Древо Креста, был образован монастырь. По одной из версий монастырь построила сама царица Елена. Затем император Константин подарил его грузинскому царю Мириану (265-342), обращенному в христианство св. Ниной, просветительницей Грузии, по совету которой Мириан отправился в Иерусалим как паломник и в старости (в 316 году) поселился в Святой Земле. Другая версия приписывает строительство монастыря на участке, приобретенном царем Мирианом, другому великому грузинскому царю – Вахтангу I Горг-Асалому (446-499), построившему много монастырей в Иерусалиме. Так или иначе, но сотни лет монастырь находился в руках грузин и служил обителью для паломников на Святую Землю с Кавказа.

Период расцвета монастыря приходится на время, когда царица Тамара выкупила у Цалах эд-Дина все грузинские святыни, захваченные мусульманами при вторжении в Иерусалим и она же финансировала их восстановление через своего казначея Шоту Руставели. В 1185 году в монастырь прибывает Шота Руставели и осуществляет ремонт строений. Именно в монастыре Креста он написал «Витязя в тигровой шкуре», там же есть его единственный автопортрет (Руставели был еще и художником-иконописцем) – он изобразил себя маленькой фигуркой, преклоняющейся перед двумя святыми. В этом монастыре Руставели умер, и там же, по преданию, похоронен, прямо за алтарем. Со временем Грузия как держава ослабла и монастырь купили греки-ортодоксы. С тех пор монастырь принадлежит греческой православной церкви, хотя до сего дня фрески на стенах подписаны древнегрузинским языком, а сам монастырь находится на ул. Шота Руставели.

И по сей день место, где произросло древо Креста, сохраняется позади главного алтаря и обозначено серебряным кругом. Его может посетить любой паломник, пребывающий на Святой Земле.

Светлана Финогенова

Похожее

Современные кресты

Стоит отметить, что изображение распятия, которое появилось относительно недавно, не совсем соответствует канонам церкви. Ведь нательный крест становится своеобразной иконой, а она нужна именно для чтения молитв. Ношение икон на теле человека, скрытие ее от посторонних глаз, несет в себе опасность, ведь используется не по прямому своему назначению. Крест является символом, а Распятие образом. Священникам положено его носить с изображением Иисуса, распятого на кресте, но они носят поверх одежды, выставляют на всеобщее обозрение. Ну а на кресте, который предназначается для ношения под одеждой, должны быть без распятия.

Формула «золотого сечения» при изготовлении креста

Определённая Леонардо да Винчи формула «золотого сечения» или идеальных пропорций человеческого тела используется и при изготовлении деревянного креста. Резчики используют в качестве шаблона следующую размерную сетку:

  • Вертикальная планка – 1,618 м,
  • Средняя горизонтальная планка – 1 м,
  • Местоположение средней горизонтальной планки – 0,382 м от верхушки креста,
  • Верхняя горизонтальная планка – 0,382 м,
  • Местоположение верхней горизонтальной планки – 0,146 м от верхушки креста,
  • Местоположение нижней косой планки – 0,5м от низа креста.

При изменении габаритов креста пропорционально меняются размеры всех планок.

Женский крест

Старообрядчество и в настоящее время четко различает мужские и женские изделия. Женский крест должен быть деревянным и гладким, острые углы там должны отсутствовать. Вокруг желательно изображение лозы, что показывает нежность, ласковость, послушность и плодовитость женщины. Рекомендуется носить на плетеных нитях или тесьме, чтобы можно было не снимать при необходимости, а взять в руки и осенить себя знамением. При приобретении символа с распятием нужно обязательно обращать внимание на то, чтобы он был создан по всем канонам и правилам. Не стоит делать выбор в пользу плачущего выражения лица Христа, страдающим и мучившимся. Ведь природа его тела божественна, он готов был с радостью спасти человечества и испытать муки, зная, что совсем скоро вознесется к небесам, к отцу своему и Создателю.

Дерево для могильного креста

Крест для распятия на горе Голгофа был сделан из дерева. По традиции в день похорон на свежей могиле также устанавливается временный памятник из древесины. При чём для этой цели подходит дерево практически любой породы, за исключением осины. Такое предвзятое отношение к ней основано на легенде, что именно на осине повесился Иуда Искариот, предавший Иисуса римским легионерам. От того листья от малейшего ветерка дрожат на солнце, а сама древесина краснеет при спиливании.

Наиболее распространённым материалом для изготовления креста на могилу продолжают оставаться дуб и сосна. В более северных регионах также используют для этих целей ясень, лиственницу, кедр, в более южных – клён, каштан, ель. Чтобы деревянное надгробие простояло как можно дольше, не подвергаясь пагубному воздействию ультрафиолета и осадков, его вскрывают лаком, пропитывают защитными составами. И всё же кресты из сосны, ели, клёна могут простоять лишь 3-4 года, тогда как из морёного дуба, акации или ясеня – не один десяток лет.

РИТУАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ

НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОХОРОН

Организация похорон

в Санкт-Петербурге и области

Кладбища Санкт-Петербурга

подробная информация

Декоративные элементы

Изготавливается деревянный крест из брусьев. В местах соединения в них пропиливаются пазы. Таким образом планки накладываются друг на друга и скрепляются клеем, мебельными гвоздиками. Мастера резчики по краям перекладин могут вырезать буквицы, нанести виньетку или иной декоративный орнамент. Достаточно популярными считаются изображения виноградной лозы, соотносящейся к тому событию, когда Иисус пять жбанов воды превратил в пять жбанов вина, и трилистника – символом Троицы.

Дизайнерское решение может быть создано путём вырезания по дереву, выжигания или просто нанесено стойкой краской-эмалью. Далее ритуальное изделие вскрывают водостойким лаком или восковой мастикой. Такая защита препятствует проникновению влаги и порче надгробия.

Два райских дерева: что это было?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» – читаем мы в книге Бытия (2:9). В дальнейшем одно из этих деревьев сыграет ключевую роль в истории грехопадения: именно плод с дерева познания добра и зла вкусит Ева, а потом угостит им Адама, вопреки ясному запрету. В результате оба окажутся изгнанными из рая, отрезанными от другого дерева – дерева жизни.

И что же это за деревья, интересуются читатели Библии? Причем тут вообще какая-то растительность?

Если мы обратимся к отцам Церкви, мы не найдем у них единого мнения. Св. Иоанн Златоуст считал, что само выражение «познание добра и зла» указывает на результат: Адам и Ева вкусили от плодов этого дерева и на собственном опыте убедились, что послушание Богу есть добро, а непослушание – зло (7-я беседа на Бытие). Он категорически отрицает мнение, будто само по себе дерево давало людям какое-то познание. Здесь Златоуст явно с кем-то спорит, но с кем?

На самой заре христианства существовала даже такая секта офитов (от греч. ὄφις «змей»). Это была разновидность гностицизма – широкого и расплывчатого течения, сторонники которого видели высшую ценность в тайном религиозном знании, недоступном простым смертным. Гностики создавали сложные мифологические системы со множеством всяких сущностей и действующих лиц – такое знание, действительно, не всякому доступно. Так вот, офиты, помимо прочего, верили, что в плодах этого самого дерева заключалось некоторое спасительное для людей знание, которого их хотело лишить злое божество. А доброе божество, обернувшись змеем, убедило их отведать плодов. Понятно, что прямому смыслу Библии такое толкование противоречит, и Златоуст его сходу отвергает.

Впрочем, мы видим, что Златоуст тут скорее рассуждает о грехопадении, а про дерево не говорит практически ничего конкретного. Он, как и другие богословы антиохийской школы, впрочем, считает это дерево вполне настоящим. Другая богословская школа, александрийская, как обычно, старалась интерпретировать его в аллегорическом духе. Так, св. Григорий Богослов считал, что «дерево греха есть созерцание божественных вещей, запрещенное несовершенным, но доступное совершенным» (Слово 38), подобное говорил и Св. Иоанн Дамаскин. Но при таком подходе получается, что никаких деревьев там вообще не было, что это всего лишь поэтическая фигура речи.

Итог дискуссиям подвел в VІІ в. Анастасий Синаит: «истинная природа двух райских деревьев совершенно неизвестна и знание ее не является необходимым для Церкви». Очень трезвый вывод, особенно для тех, кто считает, будто отцы Церкви ответили абсолютно на все вопросы и были притом вполне единомысленны меж собой.

А что можем сказать мы сами, исходя из библейского текста?

Во-первых, что такое «добро и зло?» Как «небо и земля» означает весь этот мир, а «день и ночь» – сутки (включая утро и вечер), так, по-видимому, это выражение относится ко всему спектру нравственных оценок. А что же тогда такое «познание»? В библейском языке это не просто «владение информацией»: муж познает свою жену в первую брачную ночь не в том смысле, что он узнает о ней нечто новое, а в том, что между ними возникает самая тесная близость, какая только возможна между людьми. Есть в Библии и выражение «познавать Бога» – не просто читать о Нем разные умные книги, а стремиться к жизни в единстве и гармонии с Ним, насколько это доступно человеку.

Итак, получаем что-то вроде «опытного проживания всех нравственных оценок». Туманно… Но не о том ли говорил и Златоуст? Именно плод этого дерева позволил Адаму и Еве на собственном опыте понять, что есть добро (жизнь с Богом) и что есть зло (преступление заповеди). Причем выбор они сделали сами. Если повернуть это немного иной стороной, у нас получится вот что: человек в какой-то момент принимает решение действовать самостоятельно, без Бога определять, что будет для него благом, а что – вредом. И это не просто умозрительное заключение, это действие, это опыт, это, если угодно, навык. Именно такой выбор, стремление самому выстроить для себя шкалу нравственных оценок, и уводит человека от Бога.

Тогда он лишается «древа жизни», то есть доступа к источнику вечной жизни в ее полноте и многообразии. Обратим внимание, что автор и здесь мог сказать «древо жизни и смерти», предоставив человеку выбор – но не сказал, ибо выбора нет. Так для младенца материнская грудь – источник пищи, а не «пищи и голода», любви, а не «любви и безразличия», единения с матерью, а не «единения и разлуки». Голод, безразличие, разлука и смерть тоже будут у человека – но лишь тогда, когда он лишится этого источника.

Возможно ли возвращение к этому дереву? Собственно, вся остальная Библия повествует о трудном обратном пути. В самом ее конце, в книге Откровения (22:2) рассказывается о Новом Иерусалиме, то есть новом мире, который возникнет, когда исчезнет этот: «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева ­– для исцеления народов». Удивительный образ дерева, растущего одновременно по обе стороны реки, непредставим в нашем мире (хотя сразу вспоминаются рассказы физиков про электрон как волну и частицу и про принцип неопределенности). Видимо, это символическое указание на преодоление в Царствии Небесном всего, что разделяет нас здесь и сейчас.

Но были ли там настоящие деревья, или это просто такой красивый образ? Следуя за Анастасием Синаитом, мы можем только сказать: точно не известно, да и не обязательно нам это знать. В конце концов, и слова «рай» мы не найдем в оригинальных текстах Библии: еврейское גַּן, греческое παράδεισος означают просто «сад» или «парк» (такие были при дворцах персидских царей, собственно, греческое слово заимствовано из персидского языка). Понятно, что рай, каким бы мы себе его ни представляли, лишь похож на парк, но не является парком в том же смысле слова, что и, к примеру, Парк Культуры в Москве. Возможно, так было и с деревьями – мы имеем дело со сложной метафорой, если есть парк или сад, то должны быть и плодоносящие деревья, слово для обозначения рая само задает следующий за ним образ. Но может быть, там, в закрытой для нас глубине веков, действительно были какие-то деревья со своими плодами. В любом случае, мы верим, что тот мир, который существовал до грехопадения, был мало похож на наш, и деревья в том мире тоже должны были быть другими. Какими – нам не известно.

Да, и последнее. На многих изображениях мы видим, что плод с древа познания добра и зла выглядит как яблоко. Традиция это настолько сильна, что надкушенное яблоко было выбрано фирмой Apple в качестве своего логотипа (сегодня эта фирма не дает прямых отсылок к книге Бытия, но среди рекламных плакатов ее ранних лет есть и такие, которые явно указывают на историю грехопадения).

Что ж, фирма имеет на это полное право: мы все живем в падшем мире и символика этого грехопадения на наших айфонах и айпадах вполне может напоминать нам об этом. Тем более, что их использование и в самом деле может оказаться сродни тому, что произошло в райском саду, так что надкушенное яблоко здесь выглядит как предупреждение, как череп с костями на столбе с проводами высокого напряжения.

Вот только ниоткуда не следует, будто это было и в самом деле яблоко. Просто плод надо было как-то изобразить – а какой плод в Европе или даже на Ближнем Востоке привычней яблока? Стали изображать яблоки. Вечные истины вообще с трудом переводятся на повседневный язык, тут неизбежна большая доля условности. Но что поделать, если иначе о них не рассказать тем, кто живет в повседневности?

На анонсе картина Густавп Климтп. Древо жизни. 1905 — 1911 гг.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: