Город Москва несомненно является одной из старейших столиц нашего мира. Его архитектура складывалась на протяжении почти целого тысячелетия.
Среди построек города можно встретить и современные постройки из стекла и бетона, и памятники древней архитектуры. Жемчужиной столицы допустимо назвать Кремль, бывший когда-то крепостью, ныне окруженный храмами и музеями всех эпох.
Но если зацикливаться только на шедеврах минувших лет, то запросто пропускается сомн современных храмов и просто красивых зданий.
Храм равноапостольному князю Владимиру в Кузьминках, полностью выполненный из дерева
Одним из таких храмов стала Владимирская церковь, что расположилась в самом центре Кузьминок.
Проект строения подготавливался на протяжении целого года и подразумевал под собой полноценное каменное сооружение. Однако, по причине законодательных проволочек церковь выполнили из дерева.
Уже позже хотели все-таки облачить храм в камень, но прихожане и жители окружающих домов воспротивились. Деревянная церковь получилась на диво хороша.
Сейчас в ней регулярно проводятся службы и не только для курсантов, расположенного вблизи училища, но и для всех желающих.
Описание здания
Датой основания Владимирского храма стал 2011 год. Православный храм князя Владимира в Кузьминках – действующая церковь. Это небольшое здание в виде прямоугольника. В деревянной церкви-часовне есть входной тамбурин на западе и прямоугольная апсида на востоке. Завершением строения является восьмигранный шатер, на нем расположена главка. Звонницы на этом здании отсутствуют.
После завершения этого священного строительства произошло освящение храма. Это событие свершилось в том же году, когда успешно было окончено строительство. В 2013 году пристроили широкую деревянную трапезную, вход которой украсила звонница. В следующем году произошло освящение престола, и церковь приписали к мужскому монастырскому зданию. Местонахождением этой святыни являются Кузьминки в Москве.
В 1901 – 1902 гг. был построен Московский епархиальный дом, в центре которого находился храм равноапостольного князя Владимира с примыкающей к нему просторной палатой. Храм был освящен будущим священномучеником Владимиром (Богоявленским). В этом здании проходил Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. Одним из судьбоносных решений которого было восстановление Патриаршества и избрание святейшего Патриарха Тихона. В 1922 году храм был упразднен. В 1930-е – 1950-е гг. все здание было полностью перестроено.
В 1992 году Православный Свято-Тихоновский богословский институт стал добиваться возвращения этого здания Церкви с целью размещения здесь учебных классов. По просьбе ректора протоиерея Владимира Воробьёва Патриарх Алексий II направил письмо Президенту Борису Ельцину с просьбой вернуть здание Церкви. В ответ последовал отказ. Через некоторое время стало известно, что студия документальных фильмов, которая располагалась в доме, затеяла процедуру ложного банкротства с целью данное здание продать в частные руки.
«Дом был продан, и мы начали судиться, – рассказывает настоятель храма протоиерей Владимир Воробьев. Сначала проиграли 20 судов, не понимая, почему, – у нас ведь был совершенно очевидный иск: дом – церковная собственность, построен Церковью на церковные деньги, изначально принадлежал Церкви, внутри дома – храм. Наконец, нашли адвоката, специалиста по ложным банкротствам, и он нам объяснил причину судебных проигрышей. Перед каждым заседанием наш иск немного изменяли без нашего ведома, и он становился проигрышным. Теперь наш адвокат так сформулировал иск, что его уже нельзя было незаметно изменить. «Теперь вы выиграете», – утверждал он. За день до этого 21-го суда нашего адвоката расстреляли. У него осталась семья, дети. Но мы выиграли суд».
Прежний владелец стал подавать апелляции. Прошло ещё 9 судов, все они были выигрышными для ПСТБИ. Последний суд состоялся в 2004 году. Здание к тому моменту было в аварийном состоянии. В 2005 г. после 30 судов здание Епархиального Дома было возвращено Русской Православной Церкви для Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. С 2006 г. по 2015 г. проходили очень большие реставрационные работы.
На первом этаже под Владимирским храмом был сооружен придел в честь Святителя Тихона и святых Отцев Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. Первая Литургия в нем была совершена 20 февраля 2010 г. В этот же день строящееся здание посетил Святейший Патриарх Кирилл.
26 июля 2015 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения верхнего домового храма равноапостольного князя Владимира, а также нижнего храма, возглавив Божественную Литургию в новоосвящённом храме.
27 июля 2015 года комплекс посетили Презедент российской Федерации Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.
В настоящее время в храмах Московского епархиального дома совершается ежедневное богослужение с участием преподавателей и студентов ПСТГУ и ПСТБИ. По будням в 16.30 совершается вечерня и в 6.40 утреня и Литургия. По воскресным и праздничным дням — всенощное бдение в 17.00 и Божественная Литургия в 8.30.
Роль святыни
Храм назван в честь святого равноапостольного князя Владимира, который не только принес на Русь христианство, но и активно трудился над развитием образования на родной земле. Поэтому храм князя Владимира в Кузьминках – место, где можно обратиться с молитвой и просьбой о помощи к высшим силам. И Господь укажет верный путь, если молитвы к нему будут искренними.
Неразрывна историческая связь казачества и православия. Поэтому кадетскому поколению молодежи важно быть насыщенными в духовном плане. До того как храм был возведен, курсантов приводили в соседние церкви, чтобы они полноценно постигали мудрость церковных таинств. Для постройки храма была выбрана прилегающая к кадетскому корпусу территория. И в скором времени проект воплотился в жизнь. Благодаря бескорыстной помощи и поддержке многих неравнодушных граждан возведение храма увенчалось успехом.
Московская церковь св. князя Владимира в Старых Садах
Церковь св. князя Владимира в Старых Садах |
Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади – в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом.
Эта местность известна в московской истории с начала XV века – Владимирская церковь впервые упоминается в 1423 году в духовной грамоте (завещании) великого князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. Здесь, в живописнейшем месте с бором недалеко от Кремля и был впервые построен его летний дворец с домовой церковью, освященной во имя великого предка русских и московских князей. Здесь же, по соседству, в Трехсвятительском переулке стоял загородный дом московского митрополита, что доказывает, насколько привилегированной была эта территория в старину.
Историки полагают, что именно великий князь Василий Дмитриевич, а не его внук Иван III, впервые разбил тут, при дворце, знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями – их свежие плоды подавали прямо на стол государю, а между Покровкой и Мясницкой еще долго стояли яблочные торговые ряды. И замысел своего деда с размахом осуществил великий князь Иван III, разбивший тут огромный Государев Сад – его владения простирались от Ивановской Горки до самого Васильевского луга на Москворецкой набережной. Когда позднее, в XVI веке Государев Сад был разбит в Замоскворечье на Софийке – в немалой степени для того, чтобы обезопасить Заречье от пожаров и освободить эту территорию от жилых домов, дабы не подвергать их постоянной опасности, – то Государевы сады при великокняжеской резиденции на Кулишках стали именовать Старыми Садами, что и осталось в памяти названии местного Старосадского переулка.
Рядом, в районе нынешнего Хохловского переулка поселились и государевы садовники, ухаживавшие за деревьями, потому и переулок этот в древности назывался Садовническим. Позднее эту территорию заселили выходцы из Малороссии, отчего местность стала называться Хохловкой. Мать царя Михаила Федоровича, инокиня Марфа возвела там великолепную Троицкую церковь, потом перестроенную в стиле «нарышкинского барокко» – ее старомосковский адрес был тот же, что и у Владимирской церкви – «в Старых Садах».
Новая эпоха в истории великокняжеской Владимирской церкви началась при сыне Ивана III, великом князе Василии III. В 1514 году после взятия Смоленска, он повелел заложить в Москве «на большом посаде за торгом» 11 городских приходских церквей – «каменных и кирпичных», а исполнить работу поручил своему придворному архитектору, знаменитому итальянскому мастеру Алевизу Фрязину, построившему в Кремле Архангельский собор. В числе этих новоустроенных храмов были и Введенская церковь на Лубянке, и знаменитая церковь св. Варвары в Китай-городе у подножия Кремля, и Благовещенская церковь на Воронцовом поле (ныне Ильинская), и Алексеевская церковь в одноименном монастыре на Волхонке, и несохранившаяся Леонтьевская церковь «за Неглинной» близ Моховой – и Владимирская церковь в Старых Садах.
Есть версия, что именно Василий III повелел устроить в ней новый придел во имя свв. Кирика и Иулитты, хотя все данные свидетельствует о более позднем происхождении этого придела и относят время его появления ко второй половине XVII века. Так или иначе, но белая красавица-церковь, построенная мастером Алевизом, была освящена уже в 1516 году.
А вскоре рядом с ней вырос исполинский Ивановский монастырь, – по одному из преданий, основанный тоже Василием III в честь рождения у него наследника, нареченного Иоанном – будущего царя Ивана Грозного. Место действительно продолжало оставаться «государевым», и с конца XVI века здесь стали охотно селиться бояре. В их числе были Шуйские – их старинные каменные палаты и сейчас стоит в тихом Подкопаевском переулке.
Уже во второй половине XVII века обветшалую Владимирскую церковь перестроили, причем значительную часть старой алевизовской постройки разобрали и возвели заново с изменениями. Впоследствии храм перестраивался и обновлялся еще не раз: ведь он горел и в Троицкий пожар 1737 года, когда в Кремле от огня навечно пострадал Царь-Колокол, и в 1812 году. После изгнания Наполеона из Москвы действительный статский советник Михаил Вольский подал прошение о восстановлении древнего Владимирского храма и пожертвовал на него личные средства.
И в том же столетии в возрожденном Владимирском храме был рукоположен в священники Михаил Соболев. Он долго служил потом в разных московских церквях. В 1895 году сама великая княгиня Елизавета Федоровна назначила отца Михаила попечителем Елизаветинского благотворительного общества, а в 1908 году он стал третьим настоятелем храма Христа Спасителя (после его освящения в 1883 году) и, находясь уже в преклонном возрасте, служил на этом трудном поприще 4 года. Его сын, о. Александр тоже стал священником – в возрожденной ныне Благовещенской церкви за Тверскими воротами в Петровском парке, где когда-то служил его отец.
А у скромной, но именитой Владимирской церкви на Кулишках со временем появлялись замечательные соседи. Кроме упомянутых Троицкой церкви в Хохловке, Трехсвятительской при загородном митрополичьем дворе и палат Шуйских, в Колпачном переулке притаился полулегендарный дом гетмана Мазепы – теперь историки иногда сомневаются, были ли на самом деле эти палаты связаны с гетманом, или же это еще одна старомосковская легенда, которыми столь изобилует история Москвы.
Малороссы действительно жили в этой местности – об этом свидетельствует и местная топонимика, и название отрезка Покровки – Маросейка. А в Хохловском переулке, 7 до нашего времени сохранились палаты думного дьяка Емельяна Украинцева, который в конце XVII века возглавлял Посольский приказ и заведовал всей внешней политикой России. Именно он ездил в Константинополь заключать мир с турками, когда Петр I готовился к Северной войне. И возможно, именно он привез в Россию Ибрагима Ганнибала – предка Пушкина. Поразительно, но с именем поэта оказался потом связан и сам московский дом Украинцева на Хохловке.
В начале XVIII столетия думный дьяк попал в опалу за «злоупотребления», и в 1709 году его владение перешло другому государственному деятелю, князю М.М.Голицыну, участнику многих петровских баталий и командовавшего в Полтавской битве. А в 1770 году этот дом по игре истории вновь оказался в ведении внешнеполитического ведомства России – сюда на целый век переехал архив Коллегии иностранных дел «для хранения древних хартий и копий с договоров».
Вот на Ивановской горе старинный, И стариной своей красив, Образчик теремов, весь в окнах узких, длинныйДипломатический
Архив. Для нашей юности дворянской В нем основался быт гражданской: Рассадник на Руси до нынешних годов Вождей, сановников, певцов.
Писал о нем один московский поэт на рубеже XIX столетия. Однако архив более известен по другой, пушкинской цитате об «архивных юношах», чопорно глядевших на Татьяну Ларину. В знаменитых строфах упоминалось именно об этом архиве и его служащих – представителях, в основном, «золотой» дворянской молодежи, которая не хотела идти «по военной части», а архив был в те времена очень престижной службой. Среди сотрудников архива – и братья Веневитиновы, и В.Ф.Одоевский, и А.К.Толстой, и С.А.Соболевский. А в первой половине XIX века архивом управлял сам А.Ф.Малиновский, известный московский историк и друг графа Н.П.Шереметева, свидетельствовавший на его свадьбе с Прасковьей Жемчуговой. Именно под его руководством была подготовлена к публикации и впервые напечатана рукопись «Слова о полку Игореве». В этом здании архива Карамзин собирал материалы для «Истории Государства Российского», а Пушкин изучал подлинные документы, работая над «Историей Пугачевского бунта» и «Историей Петра». В мае 1836 года он был здесь в последний раз, и, уезжая домой, писал в дороге жене: «В архивах я был и принужден буду опять в них зарыться месяцев на шесть»… Этому уже не суждено было сбыться – больше Пушкин не приехал в Москву.
В 1874 году архив был переведен с Хохловки на Моховую, а палаты предоставили Московскому отделению Русского музыкального общества – в них разместились классы только что основанной Московской консерватории, еще не имевшей собственного здания на Большой Никитской. Когда его построили, в доме на Хохловке открылась нотопечатня Юргенсона, где впервые были изданы почти все творения П.Чайковского. Сам композитор как-то заметил в шутку, что и сам бы хотел поселиться в старинных, толстых стенах «отставного архива» – в пыльном и знойном, но очень тихом старомосковском переулке.
И нельзя не упомянуть о еще одной примечательной соседке Владимирской церкви – Государственной Публичной Исторической библиотеке, стоящей почти вплотную к зданию храма. Научная библиотека, или, как ее называют постоянные посетители, «Историчка», открытая в 1936 году, вобрала в себя фонды знаменитой Чертковской публичной библиотеки на Мясницкой улице, а также личную библиотеку крупнейшего историка Москвы Ивана Забелина. Ее старое трехэтажное здание в Старосадском переулке – сильно перестроенная двухэтажная усадьба XVIII века, которая стояла обращенная фасадом во двор, – хранит память о Достоевском. Здесь жили дальние родственники писателя – его любимая тетка Александра и ее муж, чаеторговец А. Куманин. Писатель часто гостил у них и описал хозяйку дома в образе старухи Рогожиной в романе «Идиот».
Однако соседство с крупнейшей московской библиотекой не могло не сказаться на судьбе Владимирской церкви и обойти ее стороной в советские годы. В 1937 году храм стали разбирать, но не закончили, и на долгое время в здании расположились фондовое хранилище Исторической библиотеки с устроенными наскоро стеллажами – там они и сгорели в пожаре в 1980 году. Незадолго до того началась реставрация еще закрытого храма, – даже воздвигли крест на колокольню. Только в 1991 году в храме возобновились богослужения, и к нему был приписан Ивановский монастырь. Теперь там есть воскресная школа, православная гимназия, и действует созданное благотворительное братство во имя св. князя Владимира.
Возрождение храмов
Так как храм князя Владимира в Кузьминках – здание, которое расположено отдельно от кадетского корпуса, сюда могут приходить не только кадеты, но и другие христиане. Церковь строили в соответствии с постановлением правительства. По государственной программе было запланировано возвести 200 храмов, чтобы компенсировать убытки, нанесенные этим зданиям при советской власти. Как известно, в период ее существования массово уничтожались эти религиозные объекты. Эпоха атеизма осталась в прошлом. Пришло время возрождать святыни.
Церковь получила название в честь правителя, который даровал Руси христианство. Великий князь Владимир изображен здесь на иконах и стенах храма. В церкви ощущается атмосфера уюта и теплоты, легкость светлых мыслей, которая дарует верующим спокойствие и просветление.
История храма
В Москве около Солянки на возвышенном месте стоит небольшая белая церковь во имя св. равноапостольного князя Владимира, крестителя Русской земли. Церковь находится на высокой бровке исчезнувшей речушки Рачки на стыке старых московских переулков: Малого и Большого Ивановского (ныне улица Забелина), Косьмодамиановского (с 1922 г. — Старосадского) и Хохловского, напротив Ивановского монастыря.
«Старые Сады» — древнее название местности. На южном, хорошо освещенном солнцем склоне холма уже в XIV–XV вв. стали разводить сады. Сад, высаженный возле летней резиденции великих князей, простирался от нынешней улицы Покровки до устья реки Яузы. Рядом, у церкви Трех Святителей, находилось летнее местопребывание московского митрополита.
В духовной грамоте 1417 года великого князя Московского Василия I (годы правления 1389–1425), старшего сына Дмитрия Донского, среди московских сел упомянут «Новый двор за городом у святого Владимира». Однако этого двора у церкви еще нет в духовных грамотах князя Василия I в 1406–1407 гг. Таким образом, возведение первой церкви можно отнести ко времени между 1407 и 1417 годами. По всей вероятности церковь тогда была деревянной.
При великом князе Василии Ивановиче III (годы правления 1505–1533) на месте деревянного храма итальянцем Алевизом Новым (Фрязиным) строится новый каменный. Как отмечают 2-я Софийская и Воскресенская летописи за 1514 г., «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повеле заложити и сделати церкви каменные и кирпичные в Москве: на Большом посаде за торгом церковь Введение Святыя Богородицы да церковь Володимир святый в Садех…»
Полтора столетия простояла алевизовская постройка. Исследования историков и реставраторов в последние годы дают основания считать, что многообъемная живописная композиция существующей ныне церкви была задумана в середине, а осуществлена во второй половине XVII в. В «ружной книге» 1677 г. впервые упоминается предел святых мучеников Кирика и Иулиттты. Освящение придела святых Бориса и Глеба состоялось в 1689 г., и на нём присутствовала царевна Софья Алексеевна.
Над северо-западным углом трапезной была воздвигнута многоярусная колокольня, перестроенная в XVIII в. Интересно отметить изменения в названии храма. Деревянная церковь при великокняжеском дворе именовалась «Святой Володимер». При каменной церкви постройки Алевиза Нового уже не было великокняжеского двора, но оставались сады, и церковь с того времени именуется «Святой Володимир в Садех». В самом конце XVII в. в Кремле устраивается царский Новый сад, и церковь именуется уже «Князь-Владимирская, что в Старых Садех».
До 1711 года при церкви святого князя Владимира, что в Садех, была Патриаршая богадельня, где призревалось от 41 до 88 человек мужского и женского пола.
В житии преподобного Илариона, основателя знаменитой Флорищевой пустыни (скончался он митрополитом Суздальским в 1707 году) описан случай изгнания беса, который историки связывают с упомянутой богадельней.
В 1666 году «в Патриаршей женской богадельне на Куличках по действу какого-то чародея поселился бес… Государь Алексей Михайлович приказал лицам духовного звания совершить в богадельне молитвенный чин изгнания нечистого духа. Но все попытки были безуспешны: бес обличал молящихся в их грехах и стыдил, наводя на них страх…» Тогда Государь благословил преподобного Илариона изгнать нечистого духа. «Семь недель боролся подвижник с бесом, усердно творя молитвы, освящая воду и повсюду ею кропя. Мало-помалу по молитвам отца Илариона нечистый был изгнан из богадельни и никогда уже там не объявлялся…»
В настоящее время на месте Патриаршей богадельни стоит двухэтажный каменный дом причта. В дальнейшем вид храма постепенно изменялся. В XVIII–XIX вв. основными причинами ущерба были стихийные бедствия.
Так в 1718 г. погорели кровли на алтарях, трапезе, колокольне и церкви. 30 мая 1737 г. во время опустошительного пожара в Москве храм выгорел. Вдова стольника Ф. П. Вердеревского Татьяна Федоровна, похоронившая мужа рядом с его родственниками в приделе святых Бориса и Глеба, взяла послепожарный ремонт «на свое иждивение». В 1787 г. «…после бури, некоторые кресты на церкви поколебались, и прихожане испрашивали дозволения вызолотить их, утвердить главы на оной церкви и листовым железом покрыть и вместо деревянной кровли, имеющейся на той церкви, вновь таковым же железом покрыть». В 1794 г. в царствование императрицы Екатерины II осуществили роспись стен храма. В 1812 г. во время нашествия наполеоновских войск церковь вновь пострадала от пожара. Пожар был значительный, так как после него церковь была приписана к церкви Косьмы и Дамиана на Покровке, а уцелевшее от пожара имущество хранилось в Ивановском монастыре. Несчастье обрушилось и на прихожан — пожар уничтожил 16 домов, и среди них 4 дома священнослужителей. Несколько лет церковь не действовала. Владимирскую церковь, «яко совсем ненужную, которая навсегда имеет остаться без прихода», уже считали возможным разобрать.
За сохранение церкви стал хлопотать действительный статский советник Михаил Вольский. В июле 1813 г., ссылаясь на уважение к памяти св. князя Владимира, «сего великого угодника Божия, основавшего в России христианскую веру и доныне покровительствующаго оной, во имя которого в Москве был один сей храм», он просит разрешения «исправить церковь на свой кошт». После ремонта главный храм и придел святых князей Бориса и Глеба были освящены 19 ноября 1819 г. Придел же во имя святых мучеников Кирика и Иулиттты был освящен только в 1827 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом.
Храм возобновлялся и в 1874 г., при этом особая роль принадлежала старосте Павлу Васильевичу Патрикееву, который заменил разваливающийся от старости иконостас, вызолотил все ризы на иконах, а частично сделал новые, возобновил, почти исчезнувшую от времени живопись, поставил новые паникадила и подсвечники, отделал заново придел Бориса и Глеба, поставил на куполе и колокольне новые позолоченные кресты.
К этому времени церковь в процессе многочисленных послепожарных ремонтов уже претерпела ряд существенных изменений: была перестроена колокольня XVII в.; были разобраны завершения стен основного объема Владимирской церкви в виде кокошников; многие архитектурные детали оказались скрытыми на чердаках; потерял свое завершение придел святых Кирика и Иулиттты. До 1812 г. при храме было обширное кладбище. С погоста храма еще в конце XIX в. на запад открывался вид на значительную часть Москвы по направлению к Воробьевым горам и на сами горы. Напротив храма св. Владимира находится старинный Ивановский женский монастырь. Главный храмовый праздник в монастыре — день памяти Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна 29 августа по старому стилю (11 сентября по новому) — праздновался также и в храме Крестителя Руси.
В старину в этот день около церкви и в ближайшей округе собиралось большое количество народа, и проходила шерстяная ярмарка. Крестьяне привозили множество возов с шерстью, и после праздничной службы начиналась бойкая торговля. Одновременно по бокам церкви устраивались палатки со съестными припасами и сбитнем для всех участвующих в ярмарке. Церковь св. Владимира с утра и до вечера не запиралась, потому что почти все приезжавшие торговцы-крестьяне служили в складчину на вырученные от продажи шерсти деньги молебны Крестителю Христову. Молебны служились самые сокращенные, минуты по 2–3 каждый, а за два дня праздника священнику приходилось отслужить более 800 молебнов. Из воспоминаний современника мы узнаем, что в этот день на аналое лежал образ усеченной главы Иоанна Крестителя. Глава была украшена венчиком с продетым пучком красных ниток. Богомольцы после молебна прикладывались к образу и брали на память красные ниточки.
Храм посвящен тому, кто крестил Русскую землю, кто дал нам христианство. Святой равноапостольный князь Владимир был правнуком Рюрика, внуком святой равноапостольной княгини Ольги и младшим сыном князя Святослава. В начале своего княжения он был ревностным идолопоклонником, но потом, подобно своей великой бабке, увидел заблуждение язычества и стал искать истину. После долгих поисков великий князь решил принять Православие. Летопись говорит, что ему было 25 лет, когда он крестился, а в 988 г. произошло величайшее национальное событие — Крещение Руси. Князь Владимир принял веру Христову всей широтой своей русской души; его обращение к Богу было искренним. Из языческого идолопоклонника и сластолюбца он превратился в рассудительного и человеколюбивого правителя. Он проявлял великое милосердие к нищим и убогим, следуя евангельской заповеди: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).
Тридцать три года восседал на престоле киевском равноапостольный князь Владимир; двадцать восемь лет правил Русью уже, будучи крещеным. И все эти годы князь способствовал распространению в стране просвещения, возводил церкви и города и при этом успешно отражал нападения недружелюбных соседей. За добрые дела и неустанную заботу о государстве русский народ стал ласково величать великого князя Владимиром Красное Солнышко.
Вместе со святым Владимиром изменилась и вся Русь — из страны варварской она превратилась в Святую Русь, и в ней просиял целый сонм святых, а сыновья его Борис и Глеб стали первыми святыми, прославленными Русской Церковью. Начало празднования князю Владимиру как великому угоднику Божьему и заступнику земли Русской установилось во времена Александра Невского после его победы на Неве, которая произошла в день памяти великого князя Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю).
Шесть веков на горке в бывших великокняжеских садах в храме во имя крестителя Руси возносятся молитвы за народ, «власти и воинства»; на этом месте некогда преклоняли свои колени великие князья Московские, здесь молились патриархи, русские цари и царицы. Немало, подобно всей Москве и России, пришлось претерпеть и храму, и духовенству, и прихожанам за это время невзгод, бед и напастей: набеги татар, польская интервенция, пожары, чума, французское нашествие, наконец, революция и гонения на Церковь в XX в. Два священника Владимирского храма — священномученик Александр Покровский (служивший здесь с 1909 г., сначала диаконом, а в 1919–22 гг. священником) и священномученик Владимир Амбарцумов (служивший в храме в 1928–30 гг.), прославлены Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских. Оба они были расстреляны на Бутовском полигоне в 1937 г. Последний настоятель — священник Сергий Борделиус (в монашестве Феодор) служил во Владимирском храме с 1927 г. Арестованный в начале 1932 г., он скончался в Бутырской тюрьме 7 апреля (на праздник Благовещения) во время следствия. После о. Сергия Борделиуса с мая 1932 г. во Владимирском храме служил священник Евгений Климентовский. Его арестовали 26 января 1933 г., а храм был закрыт по постановлению президиума Мособлисполкома от 23 марта 1933 г.
В 1937 г. церковь стали разбирать, но не кончили. В изуродованном виде — лишенная глав и внутреннего убранства — она простояла до 70-х гг., когда к Московской Олимпиаде 1980 г. началась медленная реставрация. В конце 1990 г. храм был передан Православной общине. Освящение храма св. князя Владимира и первое богослужение в нем состоялось 24 мая 1991 г. в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
Князь Владимир
Великий князь Владимир является исключительной и судьбоносной личностью в российской истории. Именно ему была дарована Господом возможность преподнести своему народу дар православной веры. А самому князю выпала миссия воспринять Иисуса всем своим существом. Он стал носителем христианства, открыв народу радость Божьей благодати.
Звание равноапостольного Владимир получил за свои деяния, которые стали приравнивать к делам святых апостолов. Эти деятели просвещали другие народы, даруя им христианство.
При поминании в храме Владимира называют равноапостольным. Креститель прославился масштабным действом, свершившимся в многоводном Днепре. Также этого князя называют Красное Солнышко, ведь от этого правителя исходило добро и милосердие, которые обеспечило Крещение. Это единственная личность в Древней Руси, которая кардинальным образом оказывала влияние на ход истории своей страны.
Кадетский корпус
Московский казачий кадетский корпус имени Шолохова ранее был просто школой-интернатом. Именно на базе этого учебного заведения в 2015 году и возникло училище. На сегодняшний день здесь обучаются почти 400 кадетов. Работают классы с пятого по одиннадцатый. В училище пятидневка. Наполненность классов составляет 15-25 человек.
Воспитанники кадетского корпуса изучают общеобразовательные предметы. Также они получают знания из истории казачества, этики и эстетики, основ службы в войсках, занимаются строевой подготовкой. Действует конноспортивная секция.
Кадетов учат:
- стрелять и биться врукопашную;
- танцевать и играть на музыкальных инструментах;
- петь и плясать, для чего создан специальный ансамбль.
Для желающих поступить в училище
Если родители подростков, желающих стать кадетами, служат в рядах Национальной гвардии, то у их детей есть льготы на поступление. Для подростков, которых интересует вопрос поступления в это учебное заведение, проводятся дни открытых дверей. В ходе таких мероприятий представители подрастающего поколения могут послушать обращение главнокомандующего, осмотреть здание кадетского корпуса.
Для поступления в это училище необходимо успешно сдать математику, русский язык и физическую подготовку. Также проводится диагностика, которую выполняют квалифицированные психологи.
Во время сдачи экзаменов духовником училища зачитывается текст специальной молитвы в стенах деревянной церкви князя Владимира. К духовнику могут присоединиться в молитве об успешной сдаче экзаменов и родители подростков.
О настоятеле
Настоятелем храма стал Марк Кравченко. После окончания общеобразовательной школы Кравченко стал студентом Московской духовной семинарии, а позже – Московской духовной академии. По окончании учебы стал диаконом. С 2011 года он настоятель храма в микрорайоне Кузьминки в Москве.
В честь празднования Пасхи М. Кравченко получил награду от Святейшего Патриарха Кирилла в виде права носить наперсный крест.
Под покровом святого князя Владимира
Небольшой деревянный храм святого равноапостольного князя Владимира по улице Маршала Чуйкова в воскресные и праздничные дни переполнен. Ничего удивительного: в 100-тысячном столичном районе Кузьминки ныне это единственная действующая православная церковь. Случаются и будние дни, когда тут негде яблоку упасть: дом молитвы заполняется молодыми людьми в униформе. Они прилежно выстаивают всю Божественную литургию и строгим порядком приступают к Святой Чаше. И в этом тоже нет ничего странного: храм святого равноапостольного князя Владимира — это еще и домовая церковь Президентского кадетского училища Росгвардии имени М.А. Шолохова. Так называемые кадетские Литургии здесь совершаются регулярно, по заранее согласованному с администрацией учебного заведения расписанию.
В интервью корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» духовник училища настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира священник Марк Кравченко рассказывает как в этом храме верстаются казаки (церемония посвящения в казака, предполагающая принятие в храме присяги Отчизне и Православной вере) и почему кадетам неинтересно общаться с бывшими одноклассниками.
Храм домовый, вход свободный
— Ваше Преподобие, храм стоит на изломе улицы Маршала Чуйкова. Несмотря на официальный статус домового, он словно бы обращен к жилым кварталам Кузьминок, а от территории кадетского училища его отделяет забор и контрольно-пропускной пункт. Почему так получилось?
— Князь-Владимирскому храму в Кузьминках семь лет. Малым чином он освящен в ноябре 2011 года, а великого освящения мы пока еще ожидаем. Идея его возведения принадлежит митрополиту Тверскому и Кашинскому Савве, в бытность его епископом, управлявшим тогда Юго-Восточным викариатством города Москвы. Воплощаться в жизнь она начала еще до моего назначения настоятелем. Училище тогда было Московским казачьим кадетским корпусом имени М. А. Шолохова. Исторически казаки Российской державы всегда воспитывались в патриотическом духе, основанном на православной вере. Неслучайно одна из самых распространенных пословиц про казачество звучит так: «Казак без веры — не казак». Московских казачат из кадетского корпуса воспитатели и раньше водили в близлежащие храмы. Вот только близлежащими их можно назвать с известной долей условности: и Николо-Перервинский монастырь, и Влахернская церковь в парке Кузьминки-Люблино находятся в нескольких автобусных остановках. И такие внутригородские паломничества в любом случае согласовывались и разрешались под личную ответственность взрослого сопровождающего.
Администрация казачьего кадетского корпуса предлагала обустроить домовый храм на своей территории. Но в Министерстве образования под предлогом конституционной нормы об отделении Церкви от государства навстречу не пошли. Московские власти подобрали небольшой земельный участок по соседству — в непосредственной близости от 30-го дома по улице Маршала Чуйкова (расселенного и полузаброшенного общежития). По планировке он далеко не идеален (к примеру, здесь совершенно негде расположить автомобильную парковку), да и по площади невелик. Но Кузьминки — московский район со сложившейся плотной застройкой, свободной земли здесь практически нет.
Традиционно главным казачьим праздником считается день Покрова Божией Матери. Поэтому проектировщики и строители, воздвигавшие здесь церковь, замысливали ее Покровской. Но Священноначалие благословило иначе. А два года назад, когда казачий кадетский корпус оказался на грани закрытия (московские власти посчитали нецелесообразным далее финансировать из городского бюджета столь затратные учебные заведения, как кадетские корпуса), на помощь пришла Росгвардия. Фактически эта структура, взяв корпус под свою опеку, спасла его от ликвидации. Мы усматриваем в этом прямое следствие заступничества святого равноапостольного князя Владимира — небесного покровителя Внутренних войск РФ, правопреемницей которых выступает Росгвардия.
Не стоит забывать и о том, что казачество на Руси не только стояло у истоков регулярной профессиональной охраны государственной границы, — оно также в большой мере выступало и прообразом тех силовых подразделений, которые со временем оформились во Внутренние войска. И общие корни дают знать: многие нынешние сотрудники Росгвардии имеют казачью родословную. Надо отдать должное директору Росгвардии Виктору Золотову: он увеличил финансирование преобразованного в училище кадетского корпуса, но связанные с казачеством традиции рушить не стал. От корпуса училище унаследовало наименование в честь Михаила Шолохова. Здесь бережно сохраняется музей казачества и хорошая библиотека с соответствующей литературой. Параллельно Росгвардия получила возможность устроить ребят из семей своих погибших или нуждающихся в постоянной помощи военнослужащих. Кстати, совсем недавно попечительский совет училища решил, что в ежегодных военно-полевых сборах в 21-й Софринской отдельной бригаде оперативного назначения Внутренних войск Национальной гвардии наши воспитанники будут участвовать вместе с кадетами подмосковного Рузского казачьего корпуса. Думаю, такая совместная служба еще больше укрепит взаимовыручку и солидарность казаков и Росгвардии, по крайней мере в молодом поколении!
— Как войсковой священник Вы окормляете казаков Центрального федерального округа. Но центр Европейской части России — регион не казачий. В чем конкретно заключается это Ваше послушание?
— Сначала расскажу, каким образом я подошел к его исполнению. Сюда, в Казачий кадетский корпус, часто приезжали гости-казаки — атаманы как реестровых подразделений, так и казачьих общественных организаций. И нынешний митрополит, а тогда епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл, стоящий во главе Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, предложил мне заниматься их духовным окормлением. Тронуло личное обращение ко мне Святейшего Патриарха Кирилла, поинтересовавшегося, смогу ли я выполнять это поручение с учетом уже имевшихся послушаний и собственных восьми детей. Конечно, я недолго раздумывал: если архиерей что-то поручает, на это есть воля Божия.
Исторически русское казачество начиналось отсюда, с Центра России. Первый оборонительный рубеж русского государства — это засеки на линии Калуга-Рязань, службу на которой несли первые казаки. Кстати, через два года мы отметим 450-летний юбилей царской грамоты, которой Иван Грозный официально взял донское казачество на государеву службу.
Довольно долго казаки нашего региона были разобщены. Постепенно эта разрозненность остается в прошлом: люди объединяются в казачьи хутора и станицы с назначенными Священноначалием духовниками. В каждой из епархий Центра России (еще мы курируем вологодское казачество, хотя административно эта территория лежит в другом федеральном округе) созданы профильные отделы. Единственное исключение — Московская городская епархия. В столице около двух тысяч реестровых казаков и примерно столько же членов казачьих общественных организаций. Но мы уже подали прошение Святейшему Патриарху об исправлении этого положения. Синодальному комитету по делам казачества Патриаршим распоряжением выделен московский храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Хорошеве.
Казаков объединяет вера, любовь к Родине, готовность служить ей и защищать сограждан. Казачьи воспитанники, как правило, отлично подготовлены к срочной службе в армии, что прекрасно видно на примере отдельной «казачьей» роты в Кантемировской дивизии (соответствующая договоренность имеется и по поводу Софринской бригады Росгвардии).
— В ваше училище поступают пятиклассники. Получается, за семь лет существования домового храма уже успели получить аттестат зрелости юноши, пришедшие к вам маленькими мальчиками. Выпускники заглядывают в церковь?
— Конечно! Помимо попечительского и наблюдательного советов, в училище сформирован совет выпускников. Ежегодно при его содействии всех учившихся здесь кадетов администрация приглашает в гости. Разумеется, я как настоятель домового храма каждый раз на выпускном вечере говорю, что не обязательно ждать целый год. Мы рады видеть здесь ребят и в радости, и в скорби — ежедневно! И они приходят: кто-то у нас уже венчался, кто-то крестил своих детей. Я вижу, насколько благотворно это действует в плане воспитания кадетов следующих поколений: у них глаза загораются, когда они видят статных молодых людей с четкой выправкой под сенью их родного любимого храма! Есть уже, кстати, среди выпускников училища и семинарист. В кадетах Глеб Осипов у нас алтарничал, а сейчас учится на втором курсе бакалавриата Московской духовной академии. Вообще в нашем храме по-прежнему верстаются казаки из числа кадетов — это еще одна добрая традиция, которая продолжает жить. А в этом обряде каждый его участник клянется на забывать престол церкви, где происходит верстание. Надеюсь, эта ниточка тоже поддерживает духовную связь всех выпускников с Князь-Владимирским храмом.
— За семь лет у вас, вероятно, уже сложилась крепкая приходская община. Что за люди живут в Кузьминках?
— Во многом Кузьминки походят на другие спальные московские районы. Но есть и отличительная черта: здесь живет много бывших сотрудников крупнейших столичных автозаводов АЗЛК и ЗИЛ, не переживших десятилетий экономических реформ. Большинство этих людей обижены на всякую власть, и работать с ними нелегко. Но когда здесь появился храм, он стал настоящей врачебницей для душ. С церковью район Кузьминки стал гораздо светлее.
Вот сегодня была кадетская Литургия. Сотня молодых ребят причащаются Христовых Таин. Рядом молятся местные жители. Они видят, как ребята подходят к Чаше, невольно испытывают гордость за них и понимают: с такими юношами у России есть будущее, не все в молодом поколении столь безнадежно, как иногда кажется. Кадеты же, видя в храме пожилых прихожан, вспоминают о доме, семье. Со своими-то бабушками и дедушками они редко видятся, а тут — совместная молитва об Отечестве, о христолюбивом воинстве, о нашем народе, о родных и близких. Поэтому очень хорошо, что кадетский домовый храм открыт для всех православных верующих.
Причащение поротно
— Каким образом Вы как духовник училища выстраиваете работу с кадетами? Как бы охарактеризовали нынешнее поколение учащихся?
— Конечно, кадет отличается от среднего школьника — своего сверстника. И про эти отличия забывать нельзя! Надо понимать, что кадеты всю рабочую неделю живут в училище фактически в режиме школы-интерната и только выходные дни проводят дома. Здесь они пребывают под пристальным оком воспитателей (в основном военнослужащих в офицерских званиях, у многих из которых боевое прошлое) и преподавателей. Всю неделю они живут по строгому расписанию, приучающему ценить время. Телефоны на время учебного дня у них изымаются, соблазны пустого времяпрепровождения у телеэкранов или компьютерных мониторов минимизируются. В принципе это правильно: пока подростковая психика не сформировалась, от разрушающего действия бесконтрольного Интернета ее лучше оградить.
Когда наши кадеты приезжают на выходные домой и встречаются с бывшими одноклассниками, им почти не о чем с ними говорить: интересы совершенно разные. Кадетское братство и здоровый коллектив, в котором быстро учат взаимовыручке, заставляют найти в себе правильное начало.
— Означает ли учеба в кадетском корпусе, что мальчик впоследствии обязательно станет военным?
— Перед администрацией училища стоит цель воспитать любящих Отечество и свой народ граждан. Она, в свою очередь, ставит эти задачи перед трудовым коллективом и перед клириками домового храма. Конечно, силой все эти категории в ребенка не вобьешь. Равно как никто не требует от воспитанников связывать свое будущее со службой в Вооруженных силах или в других военизированных формированиях. Даже больше того: по желанию самого ребенка или его родителей обучение в кадетском училище можно в любой момент прервать, вернувшись в обычную общеобразовательную школу. Но те ребята, которые решили посвятить жизнь защите Отечества, подготовлены к срочной службе гораздо лучше призывников-выпускников школ. Об этом свидетельствует и такой факт: в прошлом году «коробка» нашего училища впервые в День Победы прошла торжественным маршем по Красной площади. Это, согласитесь, о многом говорит!
— Сегодня за Литургией причащались около сотни кадетов…
— Да, как правило, ребята прибывают к нам в храм поротно. Рота в училище — это одна параллель, в ней три класса. Всего, таким образом, получается семь рот, в составе которых 21 класс. Кадетские Литургии совершаются по заранее согласованному с администрацией училища расписанию и начинаются, как правило, на час раньше обычного — в семь утра. Это обусловлено тем, что ребята потом должны успеть позавтракать до начала занятий (расписания уроков-то никто не отменял!). Мы стараемся приурочить эти богослужения к дням богослужебного годичного круга, которые так или иначе связаны с памятью о святых воинах или о ратных свершениях сынов нашей Отчизны. Обычно получается сделать так, чтобы каждая рота хотя бы раз в полгода причащалась Святых Христовых Таин.
— Как же успеть исповедать сотню юношей до начала богослужения?
— Исповедь совершается накануне вечером в комнате отдыха в расположении той или иной роты.
Как выбирать невесту
— Незнакомый со спецификой духовного окормления военнослужащих читатель может смутиться. Получается, ребята в подростковом возрасте приступают к Чаше раз в полгода. Причащение по графику, исповедь чуть ли не по общевойсковым уставам… Я сознательно немного утрирую, но не берет ли здесь верх формальная задача «вписаться в распорядок», любой ценой соблюсти некий, принятый полуофициально, стандарт?
— Нет, конечно. Если кто-то так понял мои слова, он очень серьезно заблуждается. Совершение Литургии в домовом храме и участие в Таинствах — наше главное делание, но им Православие в стенах кадетского училища не ограничивается. Можно еще упомянуть о молебнах, которые регулярно служатся в актовом зале — в те праздники, когда нет кадетской Литургии и когда собрать всех ребят в расположении проще всего. Такой совместной молитвой мы обычно отмечаем казачий праздник Покрова Божией Матери, Пасху и Рождество Христово. Иногда совершаются молебны и в другие дни. Но прежде всего мы стараемся воспитывать ребят в христианском духе. Помимо обязательного для всех российских школьников курса Основ религиозной культуры и светской этики кадеты всех возрастов в формате дополнительного образования изучают Закон Божий. Именно на этих занятиях мы, в частности, объясняем, что участие в Таинствах — пища для души и причастия дважды в год, конечно же, недостаточно. Эти часы включены в сетку учебного расписания, присутствие на них обязательно. У младших ребят их чуть больше, у старших поменьше: они готовятся к экзаменам, да и азы православной веры им уже знакомы.
Кроме того, в актовом зале училища мы еженедельно устраиваем лекции и собеседования на духовно-нравственные темы. Ведут их помимо меня и другие священно- и церковнослужители из причта домового храма. Программно мы разбиваем слушателей этого курса на два потока по возрастному принципу.
— Какие темы обсуждаются на этих уроках с кадетами? Приведите, пожалуйста, хотя бы один пример.
— Вот тема разговора, всплывшая на последнем занятии. Обратиться к ней меня побудил внимательный анализ странной ситуации. Родители учат подрастающее поколение выбирать продукты на рынке, одежду и игры в магазине, машину в автосалоне. Но никто не учит выбирать друзей или жену! Спрашиваю ребят: как правильно выбирать невесту? Мучаются, молчат. Задаю наводящие вопросы — получаю стандартный набор ответов: чтобы красивая была, добрая, богатая, чтобы готовить умела… Про то, чтобы верующей, единомышленницей тебе была, — даже не вспоминают! Тогда спрашиваю, кто согласен с пословицей «Любовь зла — полюбишь и козла». Лес рук! Интересуюсь у аудитории, а что же такое любовь. Вот с этим сложнее. Конечно, даже редкий взрослый (если, разумеется, он не читал Первое послание апостола Павла к Коринфянам) в состоянии ответить правильно, а уж объяснить это и вовсе трудно. Но если Всеблагой Господь есть любовь, разве может та быть злой?! А про что же тогда пословица? Наверное, про страсть? Тогда как искать невесту — по страсти или по любви?
Вот так, из обычной вроде бы житейской темы, над которой подростки редко размышляют глубоко, но все равно поголовно ей интересуются, вырастают очень нужные мысли, которых им сегодня и подсказать-то некому. Конечно, важны и индивидуальные собеседования с кадетами после таких занятий. Один мальчик как-то подходит и говорит: что делать, если у меня родители разведенные? Молись, советую ему, за папу и за маму, проси Господа, чтобы на тебе эта беда пресеклась, чтобы у тебя семья сложилась полной и счастливой.
Но это мы разобрали только еженедельные занятия. Помимо них и кадетских Литургий, не забывайте, что субботу и воскресенье ребята все же проводят с родителями. Никто же не возбраняет им посетить богослужение в храме неподалеку от дома! Наконец, в свой день ангела каждый кадет вправе попросить директора училища отпустить его на богослужение в храм. Это правило у нас неукоснительно соблюдается.
— Неужели нет кадетов, избегающих исповеди или причащения?
— Само собой, есть. Прежде всего, среди учащихся есть мусульмане. Причем с преобразованием кадетского корпуса в училище Росгвардии их стало больше. Никто, естественно, не собирается принуждать их к участию в православных богослужениях. Но на описанные выше занятия они ходят наравне с другими однокашниками, и я доволен тем, как они участвуют в обсуждениях. Есть «отказники» от исповеди среди кадетов из неверующих семей. К причастию они тоже не ходят, и правильно: в этом Таинстве нет смысла, если его участник не совершает искреннего и деятельного покаяния. Но это не мешает неверующим кадетам вступать со мной в дискуссии о Боге на моих уроках.
— А есть ли атеисты среди преподавателей и сотрудников училища?
— Разумеется. С ними у нас антагонизма тоже нет. Возможно, потому, что мы взаимно уважаем друг друга. Они видят, как искренне мы исполняем свое служение и как благотворно священники влияют на воспитанников. Мы же видим в них образ Божий. Наверное, это причины того, что, не соглашаясь с нами в вероучительных моментах, они не чинят нам препятствий — наоборот, помогают в организационном плане.
— Из 16 московских кадетских корпусов домовые храмы или часовни освящены только в четырех, а пять учреждений вообще не имеют регулярного православного окормления. Это свежие данные, в них учтены только сохранившие самостоятельное юридическое лицо или автономность учебные заведения. Нормальна ли, на Ваш взгляд, подобная картина?
— Каждый такой случай надо рассматривать отдельно. В Москве сотни действующих православных храмов. Пойти в церковь сегодня не проблема. Гораздо важнее постоянное окормление воспитанников священнослужителем. Как войсковой священник казачества Центрального федерального округа я часто встречаюсь с коллегами в других российских регионах. К примеру, в кадетских корпусах Новороссийска тоже нет домовых храмов. Ученики ходят в соседнюю церковь, оттуда к ним на занятия приходят и преподаватели в священном сане.
Но Вы правы в том смысле, что современные дети остро нуждаются в духовной защите и в духовных знаниях. Беседуя с кадетами, не устаю повторять: даже если вы не будете православными верующими, наши занятия вам в жизни все равно пригодятся. Знать о религии в современном мире нужно как можно больше — хотя бы для принятия верных решений. Посмотрите, сколько наших военнослужащих пострадало и погибло в Афганистане из-за элементарного невежества в религиозных вопросах, из-за нежелания постичь местные мусульманские традиции! Невольник не богомольник, заставить поверить в Бога невозможно. А вот объяснить, проиллюстрировать на примере христианских ценностей вечные в этом мире категории добра и зла, чтобы у ребят был маяк в жизни, можно и нужно.
Священник Марк Кравченко родился 16 января 1978 г. в пос. Мстера Вязниковского района Владимирской обл. в семье протоиерея Иоанна Кравченко. В 1997 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 2002 г. — Московскую духовную академию. Хиротонисан во диакона в 2000 г., во пресвитера — в 2002 г.
Дмитрий Анохин
ЖМП № 1, 2019
PDF-версия
«Церковный вестник»