Ветхий Завет
У Иакова было двенадцать сыновей. Больше всех из них он любил Иосифа, самого хорошего и доброго. Один раз Иаков подарил Иосифу красивую одежду, и братья Иосифа за это рассердились на него и позавидовали ему.
Однажды Иосифу приснился сон, как он с братьями вязал снопы в поле, и снопы его братьев поклонились его снопу. В другой раз он увидел во сне, что солнце, луна и звезды небесные поклонились ему. Братья еще больше рассердились на Иосифа.
Однажды, когда братья ушли на далекое пастбище со стадами овец, отец послал Иосифа проведать их. Братья, увидав его, решили наказать его: сняли с него красивую одежду и бросили в глубокую яму.
В это время проходили мимо купцы с караваном. Братья вытащили Иосифа из ямы и продали его купцам за 20 серебряных монет. Потом они выпачкали его одежду в крови зарезанного козла и принесли ее отцу со словами:
– Вот, что мы нашли. Не Иосифа ли эта одежда?
Иаков подумал, что дикий зверь убил Иосифа, и горько плакал о нем.
Купцы отвезли Иосифа в Египет и продали его там одному царедворцу Фараона, царя египетского. Хозяин полюбил умного и красивого Иосифа, доверился ему, сделал его управителем дома, главным из своих слуг. Но у него была злая и лживая жена, она хотела, чтобы Иосиф вместе с ней обманывал мужа, а когда тот отказался, она оговорила его, и бедный Иосиф попал в тюрьму.
Скоро, в ту же тюрьму попали два придворных – тот, который наливал фараону вино, и тот, который подавал хлеб (виночерпий и хлебодар). Однажды, они оба увидели ночью удивительные сны. Иосиф растолковал им их: одного из них фараон скоро простит, а другого – казнит. Так оно и случилось.
Через некоторое время увидел странные таинственные сны и сам фараон: один раз он видел, что из реки вылезли семь толстых коров, а потом вышли еще семь худых коров, которые съели толстых, а сами остались худыми. А потом видел он сон, что выросло семь полных, прекрасных колосьев, а за ними – семь пустых колосьев, которые уничтожили полные, а сами остались худыми. Никто не мог объяснить фараону его снов.
Тогда слуга, которому Иосиф объяснил в тюрьме его сон, рассказал об этом фараону, и Иосифа вызвали из тюрьмы. Он растолковал фараону непонятные для него сны. Сны означали, что семь лет будет хороший урожай, и всего будет много, а потом настанет семь голодных лет.
– Надо, – сказал Иосиф, – во время хороших лет, собрать большие запасы, чтобы хватило на голодное время.
Фараону понравился совет Иосифа, и он поручил ему самому заняться этим делом. Так, Иосиф стал очень важным лицом в Египетском царстве.
Прошли годы богатого урожая. У Иосифа были собраны огромные запасы, а в соседних странах начался страшный голод, особенно, в земле Ханаанской, где жили братья Иосифа. Старый Иаков послал своих сыновей в Египет купить там хлеба, но не отпустил с ними своего младшего сына, Вениамина.
Когда братьев привели к Иосифу, они не узнали в важном египетском вельможе своего бедного брата. Он же сразу узнал их, но не открылся им. Он сказал им:
– Вы, наверное, соглядатаи – пришли подсматривать за нами.
– Нет, – отвечали братья, – мы люди честные. Нас у отца было двенадцать братьев, но один погиб, а младший остался дома.
Иосиф был рад узнать, что его отец жив. Он дал братьям немного хлеба, но повелел им доказать, что они говорят правду, приведя младшего брата, только тогда он даст им остальной хлеб.
Вернулись братья домой с хлебом. Однако, привезенный ими хлеб, быстро закончился. Им пришлось вновь ехать в Египет и, опечалив отца, взять с собою Вениамина.
Теперь Иосиф принял их очень милостиво. Он был так рад видеть своего младшего, любимого им, брата, что вышел в другую комнату и там заплакал. Он накормил братьев, дал им много хлеба, а в мешок Вениамина положил незаметно свою серебряную чашу.
Не успели братья отъехать далеко, как их догнали слуги Иосифа и говорят:
– Зачем вы украли любимую чашу нашего господина? Братья стали отказываться и говорили:
– Обыщите нас, если чаша найдется, пусть тот, у кого она будет, умрет, а мы все будем вашими рабами. Стали обыскивать, и нашли чашу у Вениамина. Братья были в ужасе, и все вынуждены были вернуться к Иосифу.
– Мы взяли этого мальчика с собой под свою ответственность, и не можем вернуться без него. Сделай милость, оставь нас всех своими рабами, а Вениамина отпусти домой. Иначе отец наш умрет с горя, – говорили они.
Иосиф понял, что братья его изменились в лучшую сторону с тех пор, как они продали его в рабство. Он не мог больше вытерпеть, и со слезами открыл себя им. Братья поначалу испугались, что он захочет отомстить им за то зло, которое они ему сделали, но Иосиф успокоил их.
– Зло, которое вы сделали, Бог обратил в добро, без меня вы могли бы умереть от голодной смерти. Идите, скажите отцу, что я жив и приглашаю его переселиться ко мне в Египет, вместе со всеми вами.
И обрадовались братья, и плакали, и обнимались, и просили прощения у Иосифа. Богатыми подарками одарил их Иосиф, и много всякого добра послал он с ними к отцу. Следом за ослами, навьюченными подарками, ехали колесницы, чтобы привести отца к Иосифу в Египет. И отправился Иаков со всем семейством своим, с сыновьями и дочерьми, и с внуками, и с внучками, и со всеми стадами своими, и поселились они в Египте, и было им хорошо, и Иосиф заботился о них.
ДЕТЯМ О ПЕРВОМ ГРЕХЕ
Адам и Ева жили в большом прекрасном саду, который был для них насажен Самим Богом.Там росло множество красивых деревьев, дающих вкусные плоды. Там протекала чудесная река, дающая начало четырем главным рекам земли. Там было всегда так тепло, что людям не нужна была одежда и они ходили нагие. Им не было стыдно. Ведь стыд приходит вместе с грехом. Адам же и Ева были невинны и безгрешны, поэтому им и нечего было стыдиться.
Сад этот назывался раем. Адаму надлежало возделывать этот сад и хранить его.
Между всеми райскими деревьями два отличались от остальных. Одно называлось деревом жизни, а другое — деревом познания добра и зла.
Господь Бог сразу предупредил человека: «От всякого дерева в саду ты можешь есть плоды, а вот плоды от дерева познания добра и зла не ешь никогда. Если же ты не послушаешься Меня и попробуешь плодов с этого дерева, то ты умрешь в тот же день». Адам сказал об этом и Еве.
Трудно ли было людям послушаться их Создателя? Вовсе нет. Вокруг было столько вкусных плодов, фруктов, ягод, что можно было легко потерпеть и не нарушать такую простую заповедь.
Но случилось ужасное: люди попробовали плодов запрещенного дерева. А подтолкнул их на это злой диавол. Ему стало завидно, что Бог любит человека, заботится о нем, говорит с ним; завидно, что человеку так хорошо жить в раю. Дьявол задумал погубить людей. Пробрался он потихоньку в рай, вошел в змия и влез на дерево, от которого запрещено было людям вкушать плоды, и ожидал, не подойдут ли Адам или Ева, чтобы уговорить их нарушить заповедь Божию.
Однажды, когда Ева проходила мимо дерева познания, она вдруг услышала голос. Она подняла глаза и увидела красивого змея. Змей спросил Еву: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» — «Нет, — отвечала Ева, — мы можем есть плоды с любого дерева, кроме этого, потому что, если мы съедим плодов с этого дерева, то умрем». — «Да не верьте этому, — сказал змей, — знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Ева слушала, а сама все смотрела на красивые плоды. Они нравились ей все больше и больше. «Неужели, — думала она, — змей говорит правду, и от этих плодов мы с Адамом сделаемся умнее. Если это так, то что же в том плохого? К тому же плодов на дереве много — Бог и не узнает, если я сорву несколько для себя и для мужа».
И вот взяла Ева плодов от дерева познания добра и зла и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
Но лишь только они съели плоды, как вспомнили о словах Божиих. И открылись глаза у них обоих, и поняли они, что согрешили. Тотчас стало им стыдно смотреть друг на друга: узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. Вскоре услышали Адам и Ева голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня. Но вместо того, чтобы с радостью броситься Ему навстречу, как они делали это прежде, испугались Адам и Ева и спрятались между деревьями. Они думали, что там их Бог не увидит.
Вот так получилось, что вместо того, чтобы стать умнее, люди, нарушив заповедь Божию, стали глупее, чем они были, — они думали спрятаться от Всевидящего Бога.
«Адам, где ты?» — сказал Бог строгим голосом. Тогда отвечал Адам: «Голос Твой я услышал и убоялся, и спрятался, потому что я наг». — «Кто сказал тебе, что ты наг Не ел ли ты плод от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» — спросил Бог. Тут бы и признаться Адаму в нарушении заповеди, но вместо этого он начал оправдывать себя: «Жена, которую Ты мне дал, принесла мне плод от дерева, и я ел».
Строго спросил Господь у Евы: «Зачем ты это сделала?» — «Милосердый Боже, — отвечала Ева, — я тоже не виновата. Змей обманул меня. Он подговорил меня сделать это».
Итак, ни Адам, ни Ева не признали свою вину, не принесли покаяние Господу. За это Господь назначил им наказание. Но первым был наказан дьявол, сидевший в змие. Его строже всех и наказал Бог. Он сказал дьяволу так: «Тебя победит Спаситель, который родится от жены. Он не позволит тебе вперед обманывать людей, а людям даст рай еще лучше, чем этот, и не на земле, а на небе».
И сказал Господь Бог змею: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми зверями; ты будешь ползать на животе твоем и будешь есть землю во все дни жизни твоей». Только сказал это Бог, как змей, который до этого был самым красивым и самым умным из животных, превратился в самого гадкого и некрасивого.
Еве Бог сказал: «Много болезней перенесешь ты, рождая детей, и за то, что соблазнила твоего мужа, он будет властвовать над тобой, а ты должна его слушать».
Адаму Бог сказал: «Так как ты не послушался Меня, то вот тебе наказание: отныне тебе придется много трудиться, добывая хлеб для своего пропитания, так что потечет с лица твоего пот, когда будешь обрабатывать землю. Ты посеешь рожь или пшеницу, а вместо хлеба на твоем поле вырастет никуда не годная трава, или терние. Всю жизнь ты проведешь в тяжелых трудах, а потом возвратишься в землю, из которой и был ты взят».
С этой минуты Адам и Ева не могли уже оставаться в раю. Господь Бог изгнал их из райского сада, а чтобы они не могли вернуться назад, поставил Он перед входом Ангела с огненным мечом.
Только теперь поняли Адам и Ева, что они совершили. Но, увы, было уже поздно.
Слушайтесь Бога, дети, слушайтесь родителей, слушайтесь учителей и старших — они любят вас и учат вас доброму. Если же случится вам сделать то, что запрещено, не запирайтесь в своем проступке, не сваливайте вину на других, а признавайтесь, ничего не скрывая, попросите прощения, исправьтесь и впредь будьте послушнее.
Перепечатано из книги: Библия для детей. На основе текста прот. А.Соколова. СПб., 2006. НА ГЛАВНУЮ
В чем смысл грехопадения Адама и Евы?
Причиной такого события стала свободная воля людей. Они делали данное деяние по своей собственной воле. Дьявол может побуждать на грех, но никак не принуждать к нему. Каждый человек в праве сделать выбор самостоятельно.
После того, как они попробовали плоды, они были вызваны Господом. Адам говорил, что виновата жена, а она перекладывала вину на змея. Результатом такого грехопадения стало появление страданий и различных болезней. Люди потеряли возможность жить вечно и вести праведную жизнь.
Данный первородный грех лег не только на первых людей, но и на их потомков. Помимо изгнания из рая, их было наказано и прочими неприятностями:
- женщины будут страдать больше во время родов;
- между полами постоянно будет происходить борьба за власть.
И решение данного вопроса никак не будет зависеть от развитости общества и медицинских достижений.
Пусть хранит Вас Господь!
Ной и его семья
Очень значимой библейской фигурой был Ной, прямой потомок Адама и Евы в десятом поколении, сын одного из сыновей Сифа.
Ной был спасен Господом от Всемирного потопа, поскольку являлся единственным праведником в своем поколении. Именно ему удалось продолжить человеческий род, все остальные образовавшиеся семьи погибли.
Всемирный потоп являл собой Божественную кару за духовное и моральное разложение человечества
Бог заранее предупредил Ноя о принятом решении истребить человеческий род и дал ему указания, как построить ковчег, чтобы суметь выжить в разбушевавшейся стихии.
На тот момент, когда Ной приступил к постройке ковчега, ему было 500 лет и он имел троих сыновей. Строительство заняло примерно 120 лет. Кроме семьи Бог позволил Ною взять с собой по семь пар чистых и нечистых животных.
Наводнение продолжалось 40 дней и 40 ночей. Вода погребла под собой все созданное, включая вершины гор. Убывать она стала лишь на 150 день, и ковчег смог остановиться на скалах Араратских гор. Ной позволил своей семье и животным, которых он взял с собой, выйти наружу. Тогда же им было совершено жертвоприношение: животных сожгли, а Бог благословил Ноя, его семью и всех их потомков.
Ной упоминается в исламе: он считается одним из пророков Аллаха, направленных Богом на Землю с той целью, чтобы люди признали единого Аллаха и оставили свою языческую веру. Встречаются упоминания о нем и в Новом Завете Библии.
Ной и его семья
Другие дети первых людей на Земле
Согласно писаниям Ветхого Завета, люди в те времена жили по 800-900 лет. После изгнания Каина Ева родила еще одного сына, Сифа. Адаму на тот момент было около 130 лет.
Именно к Сифу восходит вся линия человеческого рода, по линии Сифа на землю пришел мессия Иисус Христос
Библия указывает, что после его рождения Адам прожил еще 800 лет. За это время Ева родила ему 30 сыновей и 30 дочерей, итого они произвели на свет 63 ребенка, которые в дальнейшем расселились по всей планете.
И иудейские, и христианские источники сходятся в том, что женами Каина, Еноха и других первых рожденных детей были их родные сестры. И в этом факте нет ничего предосудительного: еще когда Адам и Ева обитали в Эдемском саду, Бог повелел им: «Плодитесь и размножайтесь».
Человеческий род был вынужден размножаться, поэтому жениться на сестрах было позволено. Глубочайшие различия между братско-сестринской и супружеской любовью появились намного позднее.
Райский сад
Практически каждое десятилетие ученные открывают все новое и новое местоположение. Но в Библии происхождение Адама и Евы, а также места их пребывания описано достаточно четко. Там есть упоминания о местности, узнаваемые топонимы. Их в большей части относят именно к современной Эфиопии.
Присутствует и описание четырех рек, среди которых есть упоминание о Тигре и Евфрате. Именно поэтому большинство путешественников думают, что в наше время большей вероятностью нахождения есть долина этих рек. Среди нескольких вариантов нахождения этих мест, ни один не имеет никаких существенных подтверждений.
История Церкви допотопной
Мир, в котором мы живем и к которому принадлежим сами, состоит из существ, появившихся в известное время и имеющих определенное продолжение: это значит, что и весь он, в целом своем составе, когда-то не существовал. Действительно, к бытию возвал его Бог. (Быт.1:1–2; Вас. Вел. на шестоднев. Бес. I. Диоп. Ареон. Неб. Иер. гл. 6 и 7).
В самом начале Бог произвел из ничего (а) мiр духовный, небесный, невидимый и мир вещественный, земной, видимый а). (Евр.11:3, Рим. 4:17. Сн. 2Макк. 7:28).
В мире духовном создан мысленный свет, свойственный блаженству тех, которых возлюбит Бог; из небытия в бытие произведены разумные и невидимые телесными очами существа, и сотворено все украшение мысленных творений. Бестелесные разумные существа, смотря по степени приближения своего к Богу, составили высшие, средние и низшие чины. К высшему порядку принадлежат пламенеющие, дышащие огнем Серафимы, многосведущие Херувимы, и Престолы; к среднему – Господства, Силы и Власти, к низшему – Начальства, Архангелы и Ангелы. Из бесчисленного множества этих бесплотных духов семь непосредственно предстоят престолу Божию или невозбранно входят пред Славу Святого, это: Михаил, Гавриил, Рафаил и другие.
Судьбы духовного мира от нас утаены. Одно событие открыто. Некто Светоносец, сиявший в лике ангелов, как денница среди звезд, прежде чем чистая любовь к Богу всецело и неотъемлемо проникла существо его, уже восчувствовал, что у него есть ведение, которое беспрестанно растет и расширяется, и как бы дает ему заметить его превосходство: тогда он возмечтал быть равным Богу Всевышнему и не захотел быть послушным воле Творца своего. Вслед за тем, благость Творца оставила его, и он не удержался в своем чине: из духа чистого, светлого стал нечистым, темным. Как противник Богу, он назван сатаною; как порицатель всякого добра, который любит ложь и чернит все, что любезно Богу, назван клеветником, диаволом. Пример его непослушания Богу распространился и на других духов: он увлек их с неба за собою. Необъятная гордость, которая не допускала и тени смирения и не давала места раскаянию, затворила для них навсегда горнюю обитель света: низринутые в бездну, в вечных узах мрака, они соблюдаются на суд предопределенного великого дня.
Все видимое, из чего состоит мир вещественный, по первоначальном своем сотворении, не имело в себе ничего определенного: это было что-то безграничное, как бездна,– без прочных оснований, без уставившихся образов, как воды; нечто такое, чего нельзя созерцать и о чем нельзя ничего сказать положительного. Между тем Дух Божий носился над этим составом вещественного мира и вливал в него живоносную силу.
Быт. 1:3–25, 27, 31; 2:1–8
Действительное устройство миру Бог сообщил посредством Своего Слова.
Бог сказал: «да будет свет!» И стал свет. Бог отделил свет от тьмы; присутствие света назвал днем, а тьму – ночью. Этим наименованием дня и ночи Он положил начало времени, которым измеряется бытие земного мира и продолжение всех существ, находящихся в нем. Когда свет совершил свое первое срочное движение, – определились: вечер, утро и день.
Во второй день Бог сказал: «да будет твердь посреди вод, и да отделяет она воды от вод!» Тогда в новосозданной бездне бытия, или так называемых первоначальных водах, произошло разделение. Образовались открытые пространства, доступные свету. Они отделили темные массы вещества, из которых образовались огромные тела, в бесчисленном множестве рассеянные в неизмеримой области мироздания. Все эти мировые тела, в том числе и наш земной шар, твердо удержаны в своих Постоянных пределах силою, заключенною в тех пространствах; оттого совокупность их означена наименованием тверди. И назвал Бог твердь небом.
В третий день Бог сказал: «да соберутся воды под небесами в одно место, и да явится суша!» Так и стало: выдвинулся материк; воды втекли в углубления; океан опоясал шар земной. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод – морем. Потом оказал Бог: – «да произрастит земля зелень, траву с семенем и дерева с плодами, в которых заключалось бы семя для продолжения их рода на земле!» – Земля произвела и зелень, и траву, и дерева.
В четвертый день Бог оказал: «да будут светила на тверди небесной, чтоб отделять день от ночи, быть знамениями, определять времена, дни и годы, и да освещают они землю с тверди небесной! » И поставил Бог на тверди небесной солнце для освещения дня, месяц для сияния в ночи, и звезды.
В пятый день Бог сказал: «да породят воды пресмыкающиеся, существа живые, и птицы да полетят над землею по тверди небесной!» Тогда воды наполнились морскими чудовищами, рыбами и животными земноводными; в воздухе появились пернатые птицы. И благословил Бог все эти животные твари способностью размножаться.
В шестой день Бог сказал: «да произведет земля животных со способностью размножать свой род, скот, гадов и зверей земных!» Когда появились живые существа на суше, Бог сотворил и человека, мужской пол и женский.
Таким образом, в шесть дней совершены были небеса и земля, и все, что наполняет и украшает их. И воззрел Бог на все, что он создал: нашел все прекрасным. Единственными свидетелями устройства видимого мира были ангелы. Пораженные величием и красотою творения, они пели в горних селениях хвалебные песни Творцу и Богу1.
В седьмой день не было новых дел творения. Бог почил и благословил седьмой день, то есть, усвоил ему нечто радостное. Он предназначил разумным тварям освящать этот день воспоминаниями о благодеяниях Божиих и славословиями Творцу мира и Промыслителю.
Еврейские толкования Библии
Существуют довольно оригинальные толкования библейского текста, распространенные в еврейских традициях. Согласно им, кроме трех первых детей – Каина, Авеля и Сифа – у Адама были и другие дети, рожденные не Евой. После совершения первородного греха, неповиновения Господу, Адам расстался с ней на 130 лет.
В этот период он имел многочисленные связи со злыми духами, а Ева рожала детей от демонов. Появившиеся в результате демонические сущности и сейчас заполняют весь мир. Также существует версия, что до сотворения Евы женой Адама была довольно сильная демоница по имени Лилит. В Ветхом Завете христианской Библии эта информация отсутствует.
Максимально конкретизированное генеалогическое древо всего человеческого рода составить невозможно, поэтому наши современники могут лишь опираться на тексты Священного Писания, принимая во внимание нюансы его толкования в разных конфессиях.
Дополнительную информацию о том, сколько детей было у Адама и Евы, вы узнаете, посмотрев видео: