Как живут священники в России: о зарплате в 200 тысяч и дорогих автомобилях

РПЦ опубликовала список лжемонахов и раскольников, которые собирают в интернете деньги или торгуют утварью якобы от ее лица. За небольшой прайс прихожанам обещают заказать молитву на Афоне, в Иерусалиме или прислать освященные на могиле святого розы. Отдельно обнародован список лжемонахов и раскольников, в который включили главного «мракобеса» 2022 года — экс-схиигумена Сергия.

Церковных аферистов собрали в один список. Но россияне продолжат им доверять

Русская православная церковь опубликовала перечень ресурсов, на которых лжесвященники, раскольники и мошенники собирают пожертвования и предлагают разного рода услуги якобы от лица РПЦ. Чаще всего на таких сайтах предлагают заказать платные молебны, сорокоусты, венчание, крещение или поставить свечу в одном или нескольких храмах за деньги.

Мошенники собирают средства на восстановление храмов, предлагают заказать сборник молитв или посмотреть видеотрансляцию богослужения, передать записку на Афон или в Иерусалим, освятить машину или помещение, исповедаться по Skype. Это не считая продажи икон, крестильных наборов, свечей и прочих церковных товаров. Молитва о здравии на год обойдется в 68 долларов (чуть больше пяти тысяч рублей), а 20-летняя на Афоне — в 20 тысяч рублей.

Синодальный отдел давно должен был составить список таких ресурсов, чтобы предупредить прихожан. Многие такие ресурсы, отметил судебный эксперт-религиовед Игорь Иванишко, годами обирали доверчивых граждан. Но сейчас РПЦ находится в позиции догоняющего. Давно известно, что за многими из этих ресурсов стоят люди, не имеющие никакого отношения к церкви.

«Они ежемесячно собирают достаточно большое количество денежных средств. Но при этом никто из руководителей синодальных отделов, правящих архиереев, представителей патриархии не делал официальных заявлений. И именно это порождало путаницу в конкретных епархиях», — рассказал «360» Иванишко.

Местные священники знают о некоторых таких ресурсах и предупреждают прихожан, чтобы те не заказывали на них требы и молитвы. Но раньше на сайтах патриархии и епархий такой информации не было. Священнослужители боялись случайно оклеветать какой-либо сайт. Но в пандемию службы, пожертвования и прочие церковные мероприятия ушли в онлайн. Мошенников стала больше, и РПЦ решила начать предупреждать о таких сайтах.

Священники в России живут на зарплату

Первый вопрос, который, по понятным причинам, волнует тех, кто заинтересовался жизнью священников: как дела обстоят с зарплатой? И ответ однозначный — она есть.

Исторически дела с окладом намного сложнее обстоят у монахов. В некоторых религиях им вообще предписывается жить только на подачки. У священников и жрецов всё сложилось гораздо проще: финансирование было почти всегда, хотя источники бывали разные

  • Оклад от организации;
  • Государство;
  • Прихожане;
  • Спонсоры;
  • Коммерческая деятельность.

В России официально действует первый вариант. Священник — это настоящая профессия, которая есть в соответствующем реестре (а реестр этот значит много, например, монаха или сектоведа там не найти, таких профессий не бывает).

Для экономии ограниченных средств прихода многим священникам приходится самим выполнять самую разную работу. Например, настоятель храма Архангела Михаила города Ярцево отец Сергий Петров сам взялся восстановить дорогу после ремонта храма

Рядовой священник Получает зарплату по договору. О том, как определяют её размер, рассказывает протоиерей Андрей (Ефанов):

Андрей (Ефанов)

Протоирей

«Приходской священник получает зарплату, сумма которой определяется приходским советом и зависит от финансового положения прихода. Это может быть как вполне достаточная для жизни сумма, так и минимальная зарплата. Часть духовенства служит бесплатно, зарабатывая деньги в другом месте в свободное от служения время. Но прихожанам надо понимать, что содержание храма и причта — это их обязанность, никто за них не сможет кормить и содержать их пастыря».

Рабочий день священника храма в РПЦ

Рабочий день героя нашего рассказа начинается с утренней службы в храме. Она длится с 8 примерно до 10 часов. Перед службой церковнослужитель должен успеть прочитать молитвенное правило. В неделю священник обычно служит 3-4 литургии.

После заутрени церковнослужители совершают так называемые требы (крещения, отпевания, венчания, молебны) Также в течение дня к служителю храма может подойти любой прихожанин и обсудить с ним возникшие жизненные проблемы.

В 17-00 священник начинает совершать вечернюю службу, которая длится от 1,5 до 2,5 часов. Домой герой нашего повествования возвращается в 20-21 час.

работа священника

Помимо службы в храме, совершения треб и бесед с прихожанами священник РПЦ может быть занят на так называемых послушаниях. Послушания на рядовых священников накладывает настоятель храма. Это может быть работа с представителями СМИ (например, для бывших журналистов), взаимодействие с медицинскими учреждениями (для служителей с профильным профессиональным образованием), преподавание в воскресных школах и тому подобная деятельность.

Настоятель храма, кроме этого, составляет отчеты для местной епархии (о работе с молодежью, социальной, миссионерской деятельности), а также занимается поиском спонсоров.

Бывают у священника православного храма и выходные дни (1 или 2 в неделю). Но это — не привычные для всех суббота и воскресенье. В традиционные выходные у церковнослужителей, наоборот, много работы, так как в это время прихожан в церкви больше всего.

Еще у священников есть отпуск — 28 календарных дней. В отпуске священнослужитель, как и обычный человек, уходит от рабочих проблем, больше времени проводит с семьей. Это позволяет ему восстановить душевные силы. Ведь священник РПЦ, также как врач и учитель, много общается с людьми, сталкивается с их проблемами, пытается их решить. Люди таких профессий часто сталкиваются с эффектом эмоционального выгорания. Отдых помогает человеку вновь обрести душевное равновесие.

Священники получают разную зарплату, зависит от ситуации в приходе

Зарплата священника сильно варьируется в зависимости разных факторов:

  • место положения прихода;
  • посещаемость церкви;
  • востребованность услуг священника;
  • материальное положение и финансовая политика епархии.

Рассказывает Юлия Сысоева, вдова отца Даниила:

«Хороший доход имеют настоятели больших богатых храмов — примерно как у бизнесмена средней руки. То есть на евроремонт в квартире, хорошую иномарку, дачу и регулярные поездки семьи в Турцию хватит вполне. У рядовых священников, в том числе и священников тех же богатых храмов, и настоятелей бедных храмов достаток средний, если не низкий».

Эта ситуация даёт воистину грандиозный разлёт, когда заработная плата священника составляет от 20 до 200 тысяч рублей.

25000

средняя зарплата священника

  • В среднем можно рассчитывать на 25000;
  • По Москве цифра будет в районе 60000;
  • В Санкт-Петербурге — 50000;
  • Приморский край — 100000.

Откуда у священников мерседесы?

Образ «попа на мерседесе» по сей день остаётся трендом в новостях и телепрограммах. Тема богатства священников очень сильно раздута. Зачастую всё преувеличено. Начнём с автомобиля. Зачем священнику авто? На священника возложено очень много обязанностей, и его день очень насыщен. После литургии — совершение треб, посещение больниц, погребения, венчания, крещения, беседы в школе, посещение домов престарелых, исправительных колоний… В наше время священник без машины просто никуда не успеет. «Не роскошь, а средство передвижения». Когда у меня сломалась машина, я никуда не успевал. Ездить на такси довольно дорого.

Теперь о марках автомобилей. Некоторые советуют священникам передвигаться чуть ли не на самокате или велосипеде, либо на автомобиле, которому тридцать или больше лет и который дольше чинится, чем ездит. Это тоже неправильно. Я служу в довольно небедном городе (особенно до войны). Однако среди нашего духовенства нет ни одного священника на мерседесе. Я не вижу таких священников, которых показывают по телевизору — что вот, у кого-то мерседес, у кого-то гелендваген, кто-то носит гуччи или армани. У нас таких нет.

Священник — «срез» паствы, среди которой он служит. Если на его приходе очень обеспеченные прихожане, либо он живёт в крупном, богатом городе, где его родственники занимаются бизнесом, он может купить себе авто подороже, которое не будет ломаться каждый месяц. У нас много священников, которые служат на сельских приходах. Там прихожане победнее. В храме убогое убранство, а священник ездит на скромной машине.

Бывают такие священники, которые, получив от спонсоров или богатых родственников в подарок дорогое авто бизнес-класса, кичатся этим и не собираются пересаживаться в автомобиль поскромнее. Это вызывает негодование у людей: они не понимают, почему, не имея соответствующего собственного дохода, он ездит на таком дорогом авто. Как правило, такие люди — случайны в Церкви. Их немного, они выделяются из среды остальных священников, на них обращают внимание телерепортёры, каждый такой случай раздувается максимально сильно и широко освещается в прессе. Я тоже категорически против этого выступаю. Мне кажется, машина должна быть хорошей, надёжной, но недорогой. Я бы призвал таких священников подумать о том, что они вводят людей в смущение.

У большинства же священников автомобиль — просто его рабочая лошадка. Ланосы, шевроле, рено — самые обычные и скромные авто, которые на улицах города не вызывают никакого удивления. На таких ездят врачи, учителя, рабочие заводов. Посмотрите на авто вашего священника: как правило, оно среднего ценового сегмента.

Бывает, что человек приезжает в Святогорскую лавру и видит там множество дорогих авто. Он думает, что это всё машины духовенства. На самом деле на большие праздники в лавру съезжаются и очень богатые гости, и депутаты всех уровней. У лавры стоят их автомобили.

Многие смотрят, на каких машинах ездят архиереи и патриарх, которым авто бизнес-класса положено по статусу — для того, чтобы их воспринимали в высших кругах власти, где им приходится решать важные для Церкви вопросы, — и думают, что все абсолютно священники богаты. Но это не так. Поедьте в Озеряновский храм и посмотрите, в каких условиях там служит священник, в Никитовку, на Гольму, в Кондратьевку, на Бессарабку. Поверьте мне, ни о каких мерседесах там речи не идёт. Кто желает, приходите ко мне в гости. Я живу в самой обычной квартире, езжу на самой обычной машине и у меня нет никаких миллионов.

Представьте, если патриарх или митрополит приедет на таврии или на жигулях на встречу с президентом. Это вызовет только смех и непонимание. Патриарх — глава Церкви. По нему судят о всей Церкви — собрание ли это только каких-то малограмотных крестьян, бедняков, или же к ней почитают за честь принадлежать люди влиятельные, высоко эрудированные и успешные.

В Церковь всегда стремились приносить всё самое лучшее. Посмотрите на лампады в Храме Гроба Господня, на украшения киотов многих икон. Раньше киоты и лампады наших храмов украшали драгоценными каменьями и золотом, сегодня стараются покрыть даже дешёвый металл позолотой. Не допускалось, чтобы лицо Церкви выглядело нищим и убогим. Такие люди, как патриарх Сербский Павел, который ездил на троллейбусах — это исключение из правил. Подобные явления осуждают и обсуждают, пытаются принять или относятся с откровенным непониманием.

Теперь об одежде и богослужебных принадлежностях. Как и любая качественная вещь, они стоят определённых денег. Подрясники, например, стоят недёшево. У меня и многих других священников их два. Я их ношу по нескольку лет.

Священники получают дополнительный доход с треб, но у них не должно быть установленных тарифов

Зарплата священника не исчерпывается окладом. Технически она не ограничена каким-либо потолком и зависит от спроса на услуги священника, его энтузиазма и щедрости прихожан.

Требы — это службы, которые священнослужитель проводит в частном порядке на заказ. В церкви устоялась традиция, что за эти службы люди платят определённые суммы, часто по тарифам. Но это не правильно. Христианству чужд такой подход.

За требу можно благодарить финансово, но только столько, сколько человек посчитает нужным. Тарифы на услуги батюшки — это неправильно.

Тем не менее, что есть, то есть: батюшки часто знакомят прихожан с расценками, превращая их в клиентов. Для православной церкви это проблема и пятно на репутации, но воспринимается это как вынужденная мера. Ведь из этих доходов в теории складывается не только зарплата батюшки, но и из них же поступают финансы на прочие нужды прихода.

Обучение по профессии

Для того, чтобы стать священником нужно окончить высшее учебное учреждение, которое специализируется на обучении будущих священнослужителей. Это может быть, например, духовная семинария, духовная академия или православный университет.

Срок обучения по данному направлению составляет пять лет, где студентами изучаются богословие, основы веры, история Библии, сектоведение, педагогика пастыря и др.

Психология является основным и главенствующим предметом изучения для будущих священников. По окончанию обучения выпускники должны пройти практическую службу в одной из церквей, где им будет приставлен наставник-священник. Именно слово наставника будет решающим при аттестации выпускника и присвоении ему статуса священника.

Торговля в церкви порицается Шестым Вселенским Собором, но на местах ею занимаются повсеместно

Правило 76 Шестого Вселенского Собора тоже запрещает торговлю в храме и на его территории:

«Никто не должен внутри священных оград купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творить дом Отца Своего домом купли. Он и меняльщикам рассыпал деньги, и изгнал творящих святой храм мирским местом (Иоан. 2:15–16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен».

Но у нас как торговали, так и продолжают торговать. Типичное оправдание здесь такое: «Если свечи позволить брать за пожертвования, то никто и копейки не положит». Опасения справедливые, но всё же раз на раз не приходится. Те батюшки, которые позволяют себе подобные заявления, слишком негативно отзываются о прихожанах. Нашёлся скряга, найдётся и щедрый человек.

Прибыль от распространения свечей и литературы в храме идёт на нужны прихода, в том числе и на зарплату священника

К тому же у нас есть пример Греческой православной церкви, где свечи раздают бесплатно. Но там иная ситуация: церковь находится под покровительством государства, а потому финансовые проблемы ей не так страшны. В России церковь тоже всё время рвётся в политику, но здесь справедливо разделить ситуацию на верхах и проблемы всеми брошенного деревенского прихода.

Понятно, что в храме Христа Спасителя финансовые проблемы — нонсенс.

При благоприятном для себя стечении обстоятельств священник может увеличить зарплату и за счёт коммерческой деятельности прихода, но это всё гипотетические возможности.

Приход зарабатывает пожертвованиями и личными инициативами

У прихода есть несколько способов пополнить свой капитал:

Пожертвования. Это добровольные взносы, которые делают прихожане просто так или за определённые услуги и товары (требы, свечи, книги, иконы).

Торговля. О ней уже говорили выше: порицается, но это одна из главных статей дохода церкви.

Сборы. Иногда, обычно на праздники, священник может объявить, что приходу нужно денег на те или иные нужды. Не случается такого, чтобы среди людей не нашлось тех, кто даст сто или пятьсот рублей.

Спонсоры. Случается, что находятся богатые люди или организации, которые просто так соглашаются помочь церкви материально. Не всегда это именно финансы, бывает, что строительными материалами или ещё чем. Но это довольно распространённая практика. Когда человек достаточно богат, чтобы безболезненно для себя расстаться с существенной для прихода суммой, такие ситуации нет-нет и происходят.

Иногда священник сам может объявить прихожанам, что приход нуждается в финансах

Именные кирпичи. Это когда на кирпичах пишут имена тех, кто внёс некоторое пожертвование на ремонт или строительство храма. Такая практика обычно встречается при возведении здания. Люди хотят стать сопричастными к созданию святыни. При ремонтных работах интерес у людей уже не столь велик.

Предпринимательство вне церкви. У церкви есть законное право вести коммерческую деятельность, но только для своих нужд: ремонт, реставрация, благотворительность. К примеру, один батюшка торговал молоком и зарабатывал больше, чем на свечках. Доход облагается налогом, но всё же это уже что-то.

Экономия. Во многом священнику помогают прихожане. Если есть люди инициативные, с головой и руками, то они и ремонт способны обеспечить и скидку выбить, где потребуется.

Сколько зарабатывает РПЦ?

Русская православная церковь (РПЦ) — разветвленная корпорация, богатая и влиятельная. Реальные ее доходы, как и статьи, по которым осуществляются расходы, широкой публике и даже заинтересованным лицам не известны.

По косвенным признакам можно сделать вывод, что они исчисляются триллионами рублей. Это следует из того, что необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви (проведение церемоний и обрядов, пожертвования, поступления от реализации религиозной литературы) по данным двухлетней давности, находящимся в открытом доступе, составили 5,6 млрд рублей.

Церковь в Российской Федерации отделена от государства, но она получает от государства финансовую поддержку на культурные программы, проекты, связанные с реставрацией исторических памятников, функционирование больниц при епархиях и создание Благотворительных фондов.

Священники живут в своих домах, жильё им не выдают

Священникам не выдают жилплощади. И это большая проблема для тех, кто хотел бы оставить наследство родственникам или детям. Так как после духовного училища могут отправить в любой уголок страны, живут священники в специальных церковных домах.

Случится уехать — дом переходит новому священнику.

Если же хочется что-то своё — надо заработать. И тут уже всё зависит от обстоятельств жизни священника: столько получает, насколько чист на руку, каков менталитет прихода и т.д.

Вот как живут священники в России после училища: без дома и без уверенности в завтрашнем дне.

Прибыль церкви уходит на коммуналку, зарплаты и разные акции

Как зарабатывает церковь, мы разобрались. А как тратит? Тут список внушительный.

Хорошо, если сколько получает приход, столько и тратит. А если ещё и откладывать удаётся — безупречно.

  • Зарплату клира;
  • Корреспонденцию;
  • Коммунальные платежи;
  • Ремонт;
  • Бензин;
  • Церковный инвентарь;
  • Воскресные школы;
  • Благотворительность.

И многое другое. Тот же евхаристический хлеб ведь нужно на что-то печь, а капитал на всё у церкви общий.

Стать священником может выпускник духовной семинарии

Тех, кто подумывал стать священником, возможно, отпугнули сложности, перечисленные выше. Если так, оно и к лучшему. К трудностям нужно либо быть готовым, либо не браться за них вовсе, чтобы не разочароваться.

Чтобы стать священником, нужно пройти довольно сложный путь. Самый сложный этап — это завершить духовную семинарию. Проблема здесь в том, что в неё просто так не поступают. Есть требования:

  • Искренняя вера. Как доказать, что ты веришь или не веришь? Тут аргументы не помогут. Нужно лишь произвести нужное впечатление на приёмных собеседованиях.

Чтобы поступить на священника, нужно иметь отличные познания в православии.

  • Опыт службы в церкви. В семинарию принимают по соответствующему прошению от приходского священника. А получить этот документ можно только в том случае, если хорошо зарекомендовать себя, помогая в приходе. Тут не исключены сложности. Если нарваться на вредного батюшку, он может из-за каких-то своих соображений затягивать процедуру.
  • Достаточные знания церковнославянского языка, Священного Писания и молитв. В каждой семинарии свой уровень достаточности. Но обычно требования предъявляют довольно жёсткие, чтобы брать на учёбу только достойных кандидатур.

Студенты Сретенской духовной семинарии — будущие священники

Если же предпочтителен путь священника, то стоит учесть, что по распределению могут отправить в далёкий посёлок, за тысячи километров от родных и близких.

Все эти сложности показывают, что живут священники в России по-разному. Кому-то повезло устроиться в отличный приход, возможно даже, близко от дома. А кто-то ютится в церковном доме, считая копейки.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Розы с надгробия

Но встречаются и необычные услуги. Один из ресурсов продает якобы освященные на надгробии Святой Ксении Петербургской лепестки роз. Бутончик с маленькой ламинированной иконкой обойдется доверчивым людям в 80 рублей, бутылочка освященного елея — 100 рублей. Самая дорогая позиция — складная икона-триптих за 300 рублей.

На другом предлагают распечатать записку и якобы отстоять обычно огромную очередь к мощам Матроны Московской. А потом предоставить страждущим фотоотчет. Цены довольно гуманные — передача записки 360 рублей, розы — 350 рублей. Правда, непонятно, входит ли в эту сумму стоимость букета. А всего за 50 рублей можно купить свечку. Видимо, из самого Покровского монастыря на Таганке.

Отдельно обнародован список бывших священнослужителей, которым запрещено проводить богослужения и заниматься церковной деятельностью. Туда входит скандально прославившийся экс-схиигумен Сергий (Николай Романов), которого подозревали в истязании детей, вымогательстве денег, распространении фейков о коронавирусе и так далее. Когда читаешь сообщения о захвате им монастыря, забеге во время крестного хода, нападении на съемочную группу Ксении Собчак и прочем, невольно возникают мысли, что одной анафемы для наказания маловато.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: