В Священном Писании говорится о… нескольких разных Иродах: Кто они? Родоначальник этой династии, Ирод Великий, приказавший убить 14 тысяч Вифлеемских младенцев и творивший другие жестокости, умер мучи

Впечатленный библейским рассказом об этой ужасной смерти, известный русский писатель Антон Павлович Чехов, который был ещё и врачом, попытался поставить царю ему диагноз, применяя метод «ретроспективной диагностики».

Ему не удалось точно установить, от какой именно болезни скончался тиран, но обстоятельства его смерти были действительно страшны и стали платой за все его грехи.

О смерти иудейского царя Ирода в Библии говориться так:

(Деян. 12:20-25)

«И тотчас поразил Ирода ангел Господень за то, что не воздал тот славы Богу: он умер, изъеденный червями»

Ирод Великий,

Также по теме:
ПАЛЕСТИНА ДРЕВНЯЯ

основатель династии, родился в южной Палестине в 73 до н.э. В это время Иудея пользовалась видимостью независимости под властью династии Хасмонеев, которая происходила из жреческого рода Маккавеев, который возглавлял в 168–164 до н.э. успешное восстание иудеев против царя Сирии Антиоха IV Эпифана из греческой династии Селевкидов. Захватив южную Палестину, где обитали эдомитяне, Хасмоней Иоанн Гиркан (правил в 134–104 до н.э.) принудил их к принятию иудаизма. Его сын Александр Яннай (103–76 до н.э.) назначил местного аристократа Антипатра наместником всей этой области. Происхождение Антипатра неизвестно, скорее всего, он родился в Аскалоне. Его сын, также носивший имя Антипатр, был отцом Ирода.

Антипатр Младший вскоре сделался влиятельным лицом при дворе Александры, вдовы Александра и последней правительницы из династии Хасмонеев. К тому времени Хасмонеи раскололись на два лагеря. Антипатр, угадывая неизбежность римского вмешательства в дела Палестины, решил пока поддержать сына Александра, Гиркана II (правил в 63–40 до н.э.), наименее могущественного из соперничавших между собой Хасмонеев, с римлянами же, когда они явятся, он надеялся договориться. Взяв жену из Петры, торгового города в западной Аравии, Антипатр обеспечил себе поддержку богатых и влиятельных арабов-набатеев, живших к востоку от реки Иордан. Таким образом, его дети, хотя и исповедовали иудаизм, были арабами и по отцу, и по матери.

Также по теме:

СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

В 63 до н.э., когда Ироду было 10 лет, Помпей Великий вторгся в Палестину и захватил Иерусалим. Антипатр оказал римлянам существенную помощь, а в 47 до н.э. получил римское гражданство и сделался фактическим правителем Иудеи (в частности, ему подчинялись войска и он ведал сбором налогов). Нерешительному Гиркану II досталась политически маловажная должность первосвященника. Ирод, которому было теперь 26 лет (римским гражданином он стал автоматически вслед за отцом), был назначен правителем Галилеи. В 41 до н.э., через два года после смерти Антипатра (он был отравлен), Марк Антоний, с которым Ирод дружил с юных лет, сделал его тетрархом (царем) Галилеи.

В следующем году в Палестину вторглись парфяне, началась междоусобная борьба, что вынудило Ирода бежать в Рим. Сенат назначил его царем Иудеи и наделил войском. В 37 до н.э. царь Ирод сделался единоличным владыкой Иудеи и оставался им 32 года.

Также по теме:

ДРЕВНИЙ РИМ

Во время решительной схватки между Октавианом и Антонием за господство в Риме Ирод, несмотря на вражду к нему Клеопатры, поддерживал Антония. После поражения Антония в морском сражении у Акция на западе Греции в 31 до н.э. Ирод открыто признался, что держал сторону проигравшего, и просил победителя Октавиана помнить «не о том, чьим другом он был, но каким хорошим он был другом». Октавиан, которому предстояло стать императором Августом, сохранил за Иродом его царство и дважды, в 22 и 20 до н.э, увеличивал его владения, так что царство Ирода включило в себя не только Палестину, но и части нынешней Иордании к востоку от Иордана, а также южный Ливан и часть Сирии. Ирод свел дружбу и с первым министром Августа Агриппой. При жестком и энергичном правлении Ирода Палестина процветала. Дважды ему удавалось снижать налоги. Когда в 25 до н.э. засуха привела к жестокому голоду, Ирод принял быстрые и эффективные меры помощи населению.

К несчастью, была в его характере и темная сторона, выражавшаяся в патологической подозрительности и кровожадной ревности. Молодым человеком он женился на Дориде, от которой имел сына Антипатра. Сделавшись царем, Ирод решил с ней развестись и жениться на хасмонейской принцессе Мариамне, славившейся своей красотой внучке Гиркана II. Этим он надеялся примирить с собой Хасмонеев, но женитьба только усилила вражду. Мать Мариамны всячески ему противодействовала, точно так же поступала и сестра Ирода Саломея (не следует путать ее с библейской Саломеей, которая была его внучкой). В конце концов Ирод истребил практически всю семью – деда Мариамны, престарелого Гиркана II, ее брата, который был по ее же настоянию сделан первосвященником, но своей популярностью возбудил подозрения Ирода. Погибла и сама Мариамна (в 27 до н.э.), поскольку Ирода заставили поверить в ее неверность, и хитроумная мать Мариамны, а под конец и сыновья Ирода от брака с Мариамной Александр и Аристобул (в 7 до н.э.), обвиненные в подготовке переворота.

Ирод украсил Палестину великолепными городами, выстроенными в греческом стиле, из которых наиболее знамениты Севастия в древней Самарии, пришедшей к тому времени в запустение, и порт Кесария между Яффой и Сикамином (совр. Хайфа). Ирод много строил и в Иерусалиме. Более всего славы доставила ему полная перестройка Храма. Огромный, площадью ок. 15 га, внешний двор Храма сохранился и поныне, между тем как от него самого не осталось и следа. См. также

ХРАМ.

Ирод не ограничивался украшением собственного царства, он одарял также многие иноземные города, в том числе Дамаск, Антиохию и даже остров Родос. Великий царь Иудеи покровительствовал Олимпийским играм и даже сделался их распорядителем. Невозможно отрицать, что отчасти причиной этих благодеяний была страсть царя к показной роскоши, которую он не мог вполне удовлетворить в Иудее из страха оскорбить ортодоксальных иудеев. С другой стороны, Ирод выступал в качестве покровителя иудейских общин в соседних странах и с этой целью делал все возможное, чтобы угодить господствовавшим там язычникам.

Кроме Дориды и Мариамны, у Ирода было еще восемь жен, от шести из которых имелись дети. Всего у Ирода было четырнадцать детей.

Последние годы жизни Ирода были омрачены душевным и физическим упадком. В ходе подавления попытки мятежа Ирод оказался вовлечен в конфликт со своими восточными соседями, и эта ссора навлекла на него неудовольствие Августа. Отношения в семье становились все более запутанными. Ирод трижды менял завещание и в конце концов лишил наследства и казнил своего первенца Антипатра. После неудавшейся попытки самоубийства Ирод умер в конце марта или начале апреля 4 до н.э. Отданный незадолго до смерти приказ перебить младенцев в Вифлееме вполне подтверждает состояние полной деградации. Последнее завещание Ирода предусматривало, что с разрешения Августа царство будет разделено между тремя сыновьями: Архелаем и Антипой, рожденными Ироду его шестой женой, самаритянкой Мальтакой, и Филиппом, его сыном от Клеопатры из Иерусалима. Архелай становился царем Иудеи, а Антипа и Филипп должны были разделить в качестве тетрархов прочие владения отца.

Иисус Христос — это один из тех младенцев, которых Ирод приказал умертвить в Вифлееме

Царь Ирод и Иисус никогда не встречались, но Библия рассказывает о Вифлеемском избиении младенцев, одни из которых был младенец Иисус. Евангелие от Матфея говорит о том, что Ирод узнал от волхвов о том, что родился истинный Царь Иудейский, и они идут поклониться ему (Мф. 2). При этом волхвы не сказали царю, где находиться младенец.

Избиение младенцев в мозаике римского храма Санта Мария Маджоре. Царь Ирод приказал убить всех первенцев в Вифлееме, потому что испугался что «новый царь», т.е. младенец Христос лишит его трона

Ирод испугался, так как он не происходил из рода царя Давида и новый претендент на власть мог его сместить с трона. Именно поэтому он решил убить новорождённого царя. Так как Ирод не знал, где находиться младенец, он приказал убить всех вифлеемских детей в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и загадочный «будущий царь».

В Евангелии говориться о том, что происходило избиение младенцев, но не сообщается точная цифра погибших. Византийская традиция говорит о 14 000, а сирийская о 64 000.

14 000

младенцев убили в Вифлееме по приказу царя Ирода

Некоторые ученые сомневаются в количестве погибших, кроме того говорят о том, что известный историк Израиля и Иудеи ничего не говорит об этом событии.

На это отец Александр Мень отмечает, что приказ о направлении в Вифлеем отряда солдат с распоряжением умертвить там всех младенцев моложе двух лет, вероятнее всего отдавался Иродом в глубокой тайне. Православная Церковь чтит святых 14 тысяч вифлеемских младенцев, убитых по приказу царя Ирода 11 января.

Антипа

был подл и хитер, Христос (Лука

13, 32) называет его «лисицей». После изгнания Архелая Антипа сделался главой рода и принял имя Ирод, под которым он обычно и выступает в Евангелии. Он отверг свою жену, дочь набатейского царя города Петры, ради Иродиады, жены своего сводного брата Ирода Филиппа. Это вызвало войну с набатеями и навлекло на правителя упреки Иоанна Предтечи, которого он в итоге казнил. Этот тот самый Ирод, перед которым предстал Иисус (
Лука
23, 7–12). Когда его племянник Агриппа I сделался царем Северной Палестины, Антипа, подстрекаемый Иродиадой, отправился в Рим, чтобы истребовать это царство для себя. Агриппа объявил Антипу предателем, и Антипа был сослан в маленький город у подножия Пиренеев, где умер в 39 н.э.

Примечания

  1. «Мф 14: 1 NASB — Иоанн Креститель обезглавлен — Причем». Библейский портал. Получено 2018-04-16.
  2. «Марка 6: 14–29 NASB — Вспомнил судьбу Иоанна — и царя Ирода». BibleGateway.com. Получено 2018-04-16.
  3. Джефферс, Джеймс С. (2000). Греко-римский мир эпохи Нового Завета: изучение истории раннего христианства
    . Intervarsity-Press. п. 125. ISBN 978-0830815890 . Получено 29 сентября 2016.
  4. Усекновение главы Иоанна Крестителя
  5. Маршалл, Тейлор. Вечный город
    (Даллас: Сент-Джон, 2012 г.), стр. 35–65.
  6. Штейнманн, Эндрю. От Авраама до Павла: библейская хронология
    (Сент-Луис: Concordia, 2011), стр. 235–238.
  7. Брюс, Фредерик Файви (1990). Деяния апостолов
    . Эрдманс. п. 96. ISBN 978-0802809667 . Получено 2013-05-02.
  8. «Дом Ирода». Virtualreligion.net. Получено 2013-05-02.
  9. Иосиф, Древности
    18.181.
  10. Иосиф Флавий, Древности
    17.20,
    Война
    1.562.
  11. Милвицкий 638.
  12. Иосиф, Древности
    17.20–21.
  13. Брюс 6–7; Schürer 320–325.
  14. Иосиф, Древности
    17.188–189,
    Война
    1.664.
  15. Иосиф, Древности
    17.224–249, 299–323.
  16. Брюс 8.
  17. Иосиф, Древности
    17.271–272,
    Война
    2.56. Этот Иуда может быть идентичен Иуда Галилейский кто возглавил сопротивление Перепись Квириния (Шюрер 381).
  18. Иосиф, Древности
    17.288–289,
    Война
    2.68.
  19. Для набатейской истории см. Schürer 574–586.
  20. Иосиф, Древности
    18.27,
    Война
    2.168.
  21. Брюс 9; Шюрер 342.
  22. Иосиф, Древности
    18.36.
  23. Schürer 342–343.
  24. Брюс 9, цитируя Иоанна 6: 1 и 21:1 для «Тивериадского моря».
  25. Иосиф, Древности
    18.37–38.
  26. Schürer 343 и n. 16.
  27. Филон, О посольстве Гаюсу
    299–305.
  28. Иосиф, Древности
    18.109–110 Марка 6:17
  29. Иосиф, Древности
    18.111–113.
  30. Коккинос, Династия Ирода
    С. 268, 277.
  31. Стюарт Пероун, Поздние Ироды
    п. 49, (Брюс 10, п. 16; Шюрер, 344 и п. 19)
  32. Луки 3: 1.
  33. Матфея 14: 3–4; Марка 6: 17–18; Луки 3:19; Иосиф, Древности
    18.118.
  34. Иосиф, Древности
    18.119.
  35. Матфея 14: 6–11; Марка 6: 19–28.
  36. Матфея 14: 1-2; Марка 6: 14–16; ср. Луки 9: 7–9.
  37. Луки 13: 31–33. «Лисица» интерпретировалась как символ хитрости или разрушения (Schürer 342 и п. 5). Роберт Х. Гандри, отмечая, что греческое слово имеет женский род, предполагает, что «Иисус называет Ирода лисицей … не животным, которого нужно бояться или от которого нужно убегать» (Gundry 3).
  38. Луки 23: 5–12.
  39. Цитируется Шервином-Уайтом 28.
  40. Шервин-Уайт 28–31.
  41. Брюс 16–17; Hoehner 88.
  42. Hoehner 88.
  43. Луки 23: 13–16; Брюс 17; Hoehner 89–90.
  44. Hoehner 90.
  45. Дженсен 121.
  46. Lane Fox 297, со ссылкой на Псалом 2: 2 (также цитируется в Деяния 4:26).
  47. Кеннет Фрэнк Дойг (1990). «Хронология Нового Завета». Nowoezone.com. Получено 2018-04-16.
  48. «Отъезд Павла из Дамаска (2 Кор 11:32; Деяния 9) произошел еще в 34 году нашей эры» — Приложение А. Хронология жизни Павла
  49. Иосиф, Древности
    18.113–115; Шюрер 350.
  50. Иосиф, Древности
    18.120–126; Шюрер 350.
  51. Иосиф, Древности
    18.101–105.
  52. Светоний, Калигула
    14.3; Дио 59.27.2–3.
  53. Брюс 18–19; Schürer 350–351.
  54. Иосиф, Древности
    18.143–239,
    Война
    2.178–181; Брюс 19–20.
  55. Иосиф, Древности
    18.240–252,
    Война
    2.181–183. О дате см. Schürer 352–353 n. 42.
  56. Иосиф, Древности
    18.181.
  57. Иосиф, Древности
    2.181.
  58. Иосиф, Война
    2.183.
  59. Дио 59.8.2; Мильвицкий 639. Шюрер называет заявление Дио «запутанным» (353), тогда как Брюс просто о (21).
  60. Луки 8: 3 и Деяния 13: 1с Брюсом 13–14; Лейн Фокс 297 настроен скептически.
  61. Евангелие от Петра
    .
  62. Gundry 3, одобренный Goodacre пассим
    .

Агриппа I,

названный в честь соратника Августа, родился в 10 н.э., он был сыном казненного Иродом Великим Аристобула и братом Иродиады. Агриппа воспитывался в Риме и пользовался благосклонностью императорского двора. В 37 н.э. римский император Калигула сделал его царем той области, которой прежде правил Филипп. В 41 император сделал Агриппу царем также и Иудеи, так что страна вновь, как это было при Ироде Великом, объединилась под властью одного правителя. Всей этой областью Агриппа I владел лишь три года. В Новом Завете (Деян

12) он именуется просто Иродом. Он казнил апостола Иакова и бросил в тюрьму апостола Петра. Агриппа смертельно заболел в Кесарии в 44.

Семейное древо

Аретас IV Король Аравии
ФазаэлисИрод Антипа
Саймон Боэт (Первосвященник)Александр IАлександраАнтипатр идумейцыCypros (Набатейский)
Аристобул III d. 35 г. до н. Э.
ДорисКлеопатра ИерусалимаМариамна IIМариамна I d. 29 г. до н. Э.Мальтаче (Самаритянин)Ирод ВеликийСаломея IФазаэльPherorasДжозеф
Александр II d. 7 г. до н. Э.
Беренис (дочь Саломея I)Аристобул IV d. 7 г. до н. Э.
Ирод IIИродиадаИрод АнтипаМариамна IIIИрод АрхелайГлафираОлимпиадаДжозеф бен Джозеф
Филипп Тетрарх d. 34 г. н.э.СаломеяАристобул Халкидский
Антипатр II d. 4 г. до н. Э.

Агриппа II,

родившийся в 27 н.э., казался слишком молодым, чтобы наследовать отцу, и потому было восстановлено правление прокураторов. В 48 н.э. Агриппа II стал царем Халкиды в Ливане, царстве, где прежде правил его дядя Ирод Халкидский, а в 53 он был назначен также царем Северной Палестины. Подобно своему отцу и дяде, Агриппа II получил право назначать первосвященников, что позволяло ему оказывать значительное влияние на иудеев. Его сестра Друзилла вышла вторым браком за римского прокуратора Феликса, перед Феликсом и Агриппой II был вынужден оправдываться апостол Павел (Деян

25–26).

Во время Иудейской войны 66–70 н.э. Агриппа II тщетно пытался восстановить мир между своим народом и римлянами. В конечном счете он принял сторону римлян, переехал в Рим, где занимал должность претора и жил до своей смерти в 100 н.э.

Царь-строитель

На фоне новых городских построек, возведённых в эллинистическом стиле, Иерусалимский Храм выглядел старым и обветшавший строением. Ирод повелел перестроить здание. Строительные работы велись в течение 9 лет, при этом новое строение сохранило прежнее название — Второй Храм. В начале XXI в. археологам удалось обнаружить каменоломни, из которых добывался материал для строительства храма.

Помимо культовых построек в главном городе Иудеи возводились дворцы, укрепленные цитадели и амфитеатры. В театре расположенном, на окраине города проводились регулярные гладиаторские бои, скачки, спортивные состязания.

Созидательная деятельность Ирода вызывала у иудейского народа неоднозначную реакцию. С одной стороны, восстановление Второго Храма было воспринято положительно, но строительство амфитеатров и языческих святилищ вызывало недовольство правоверных иудеев.

Интересно! Активное городское строительство велось и в других иудейских городах. В эллинистическом стиле перестроили города Самария, Газа и Массада. Были заложены крепости Иродион и Есевон.

Ссылки [ править ]

Древний

  • Библии : Псалом 2: 2 ; Матфея 14: 1–11 ; Марка 6: 14–28 ; Луки 3: 1 , 3: 19–20 , 8: 3 , 9: 7–9 , 13: 31–33 , 23: 5–16 ; Иоанна 21: 1 ; Деяния 4:27 , 13: 1 .
  • Dio 59.8.2 , 59.27.2–3 .
  • Иосиф Флавий , древности
    17–18 ,
    война
    1–2 .
  • Евангелие от Петра
    1 .
  • Филон , О посольстве к Гаю
    299–305.
  • Светоний , Калигула
    14.3 .

Современный

  • Бонд, Хелен К. (1998). Понтий Пилат в истории и толковании . Серия монографий Общества изучения Нового Завета. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 149 . ISBN 978-0-521-63114-3.
  • Брюс, Ф. Ф. (1963–1965). «Ирод Антипа, тетрарх Галилеи и Пиреи» (PDF) . Ежегодник Восточного общества Университета Лидса
    .
    5
    : 6–23 . Проверено 19 октября 2007 .
  • Гудакр, Марк (1 мая 2004 г.). «Ирод Антипа в страстях Христовых» . Блог NT
    . Проверено 8 июня 2009 .
  • Гандри, Роберт Х. «Бремя страсти» (PDF) . SBL Forum
    . Общество библейской литературы . Проверено 14 июля 2014 .
  • Хёнер, Гарольд В. (1970). «Почему Пилат отдал Иисуса Антипе?» (PDF) . В Эрнст Баммель (ред.). Испытание Иисуса: Кембриджские исследования в честь CFD Moule . Исследования по библейскому богословию. Лондон: SCM Press. С. 84–90. ISBN 978-0-334-01678-6.
  • Йенсен, Мортен Хорнинг (2006). Ирод Антипа в Галилее: литературные и археологические источники о правлении Ирода Антипы и его социально-экономическом влиянии на Галилею . Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament. Тюбинген: Мор Зибек. п. 121 . ISBN 978-3-16-148967-9.2-я ревизия. изд. (Тюбинген, Мор Зибек, 2010 г.) Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 2, Reihe (WUNT II), 215.
  • Лейн Фокс, Робин (1991). Несанкционированная версия: правда и вымысел в Библии
    . Лондон: Викинг. п. 297. ISBN. 978-0-670-82412-0.
  • Милвицкий, Уильям (1901–1906). «Антипа (Ирод Антипа)» . В Исидоре Зингере ; и другие. (ред.). Еврейская энциклопедия
    . Нью-Йорк: Funk & Wagnalls. С. 638–9 . Проверено 19 октября 2007 .
  • Шюрер, Эмиль (1973). История еврейского народа в эпоху Иисуса Христа: Том I
    . отредактировано и отредактировано Гезой Вермес , Фергусом Милларом и Мэтью Блэком (отредактированное английское издание). Эдинбург: T&T Clark. С. 340–353 (трактуют правление Антипы). ISBN 978-0-567-02242-4.
  • Шервин-Уайт, АН (1963). Римское общество и римское право в Новом Завете
    . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-8010-8148-4.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: