Впечатленный библейским рассказом об этой ужасной смерти, известный русский писатель Антон Павлович Чехов, который был ещё и врачом, попытался поставить царю ему диагноз, применяя метод «ретроспективной диагностики».
Ему не удалось точно установить, от какой именно болезни скончался тиран, но обстоятельства его смерти были действительно страшны и стали платой за все его грехи.
О смерти иудейского царя Ирода в Библии говориться так:
(Деян. 12:20-25)
«И тотчас поразил Ирода ангел Господень за то, что не воздал тот славы Богу: он умер, изъеденный червями»
Ирод Великий,
Также по теме:
ПАЛЕСТИНА ДРЕВНЯЯ
основатель династии, родился в южной Палестине в 73 до н.э. В это время Иудея пользовалась видимостью независимости под властью династии Хасмонеев, которая происходила из жреческого рода Маккавеев, который возглавлял в 168–164 до н.э. успешное восстание иудеев против царя Сирии Антиоха IV Эпифана из греческой династии Селевкидов. Захватив южную Палестину, где обитали эдомитяне, Хасмоней Иоанн Гиркан (правил в 134–104 до н.э.) принудил их к принятию иудаизма. Его сын Александр Яннай (103–76 до н.э.) назначил местного аристократа Антипатра наместником всей этой области. Происхождение Антипатра неизвестно, скорее всего, он родился в Аскалоне. Его сын, также носивший имя Антипатр, был отцом Ирода.
Антипатр Младший вскоре сделался влиятельным лицом при дворе Александры, вдовы Александра и последней правительницы из династии Хасмонеев. К тому времени Хасмонеи раскололись на два лагеря. Антипатр, угадывая неизбежность римского вмешательства в дела Палестины, решил пока поддержать сына Александра, Гиркана II (правил в 63–40 до н.э.), наименее могущественного из соперничавших между собой Хасмонеев, с римлянами же, когда они явятся, он надеялся договориться. Взяв жену из Петры, торгового города в западной Аравии, Антипатр обеспечил себе поддержку богатых и влиятельных арабов-набатеев, живших к востоку от реки Иордан. Таким образом, его дети, хотя и исповедовали иудаизм, были арабами и по отцу, и по матери.
Также по теме:
СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
В 63 до н.э., когда Ироду было 10 лет, Помпей Великий вторгся в Палестину и захватил Иерусалим. Антипатр оказал римлянам существенную помощь, а в 47 до н.э. получил римское гражданство и сделался фактическим правителем Иудеи (в частности, ему подчинялись войска и он ведал сбором налогов). Нерешительному Гиркану II досталась политически маловажная должность первосвященника. Ирод, которому было теперь 26 лет (римским гражданином он стал автоматически вслед за отцом), был назначен правителем Галилеи. В 41 до н.э., через два года после смерти Антипатра (он был отравлен), Марк Антоний, с которым Ирод дружил с юных лет, сделал его тетрархом (царем) Галилеи.
В следующем году в Палестину вторглись парфяне, началась междоусобная борьба, что вынудило Ирода бежать в Рим. Сенат назначил его царем Иудеи и наделил войском. В 37 до н.э. царь Ирод сделался единоличным владыкой Иудеи и оставался им 32 года.
Также по теме:
ДРЕВНИЙ РИМ
Во время решительной схватки между Октавианом и Антонием за господство в Риме Ирод, несмотря на вражду к нему Клеопатры, поддерживал Антония. После поражения Антония в морском сражении у Акция на западе Греции в 31 до н.э. Ирод открыто признался, что держал сторону проигравшего, и просил победителя Октавиана помнить «не о том, чьим другом он был, но каким хорошим он был другом». Октавиан, которому предстояло стать императором Августом, сохранил за Иродом его царство и дважды, в 22 и 20 до н.э, увеличивал его владения, так что царство Ирода включило в себя не только Палестину, но и части нынешней Иордании к востоку от Иордана, а также южный Ливан и часть Сирии. Ирод свел дружбу и с первым министром Августа Агриппой. При жестком и энергичном правлении Ирода Палестина процветала. Дважды ему удавалось снижать налоги. Когда в 25 до н.э. засуха привела к жестокому голоду, Ирод принял быстрые и эффективные меры помощи населению.
К несчастью, была в его характере и темная сторона, выражавшаяся в патологической подозрительности и кровожадной ревности. Молодым человеком он женился на Дориде, от которой имел сына Антипатра. Сделавшись царем, Ирод решил с ней развестись и жениться на хасмонейской принцессе Мариамне, славившейся своей красотой внучке Гиркана II. Этим он надеялся примирить с собой Хасмонеев, но женитьба только усилила вражду. Мать Мариамны всячески ему противодействовала, точно так же поступала и сестра Ирода Саломея (не следует путать ее с библейской Саломеей, которая была его внучкой). В конце концов Ирод истребил практически всю семью – деда Мариамны, престарелого Гиркана II, ее брата, который был по ее же настоянию сделан первосвященником, но своей популярностью возбудил подозрения Ирода. Погибла и сама Мариамна (в 27 до н.э.), поскольку Ирода заставили поверить в ее неверность, и хитроумная мать Мариамны, а под конец и сыновья Ирода от брака с Мариамной Александр и Аристобул (в 7 до н.э.), обвиненные в подготовке переворота.
Ирод украсил Палестину великолепными городами, выстроенными в греческом стиле, из которых наиболее знамениты Севастия в древней Самарии, пришедшей к тому времени в запустение, и порт Кесария между Яффой и Сикамином (совр. Хайфа). Ирод много строил и в Иерусалиме. Более всего славы доставила ему полная перестройка Храма. Огромный, площадью ок. 15 га, внешний двор Храма сохранился и поныне, между тем как от него самого не осталось и следа. См. также
ХРАМ.
Ирод не ограничивался украшением собственного царства, он одарял также многие иноземные города, в том числе Дамаск, Антиохию и даже остров Родос. Великий царь Иудеи покровительствовал Олимпийским играм и даже сделался их распорядителем. Невозможно отрицать, что отчасти причиной этих благодеяний была страсть царя к показной роскоши, которую он не мог вполне удовлетворить в Иудее из страха оскорбить ортодоксальных иудеев. С другой стороны, Ирод выступал в качестве покровителя иудейских общин в соседних странах и с этой целью делал все возможное, чтобы угодить господствовавшим там язычникам.
Кроме Дориды и Мариамны, у Ирода было еще восемь жен, от шести из которых имелись дети. Всего у Ирода было четырнадцать детей.
Последние годы жизни Ирода были омрачены душевным и физическим упадком. В ходе подавления попытки мятежа Ирод оказался вовлечен в конфликт со своими восточными соседями, и эта ссора навлекла на него неудовольствие Августа. Отношения в семье становились все более запутанными. Ирод трижды менял завещание и в конце концов лишил наследства и казнил своего первенца Антипатра. После неудавшейся попытки самоубийства Ирод умер в конце марта или начале апреля 4 до н.э. Отданный незадолго до смерти приказ перебить младенцев в Вифлееме вполне подтверждает состояние полной деградации. Последнее завещание Ирода предусматривало, что с разрешения Августа царство будет разделено между тремя сыновьями: Архелаем и Антипой, рожденными Ироду его шестой женой, самаритянкой Мальтакой, и Филиппом, его сыном от Клеопатры из Иерусалима. Архелай становился царем Иудеи, а Антипа и Филипп должны были разделить в качестве тетрархов прочие владения отца.
Иисус Христос — это один из тех младенцев, которых Ирод приказал умертвить в Вифлееме
Царь Ирод и Иисус никогда не встречались, но Библия рассказывает о Вифлеемском избиении младенцев, одни из которых был младенец Иисус. Евангелие от Матфея говорит о том, что Ирод узнал от волхвов о том, что родился истинный Царь Иудейский, и они идут поклониться ему (Мф. 2). При этом волхвы не сказали царю, где находиться младенец.
Избиение младенцев в мозаике римского храма Санта Мария Маджоре. Царь Ирод приказал убить всех первенцев в Вифлееме, потому что испугался что «новый царь», т.е. младенец Христос лишит его трона
Ирод испугался, так как он не происходил из рода царя Давида и новый претендент на власть мог его сместить с трона. Именно поэтому он решил убить новорождённого царя. Так как Ирод не знал, где находиться младенец, он приказал убить всех вифлеемских детей в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и загадочный «будущий царь».
В Евангелии говориться о том, что происходило избиение младенцев, но не сообщается точная цифра погибших. Византийская традиция говорит о 14 000, а сирийская о 64 000.
14 000
младенцев убили в Вифлееме по приказу царя Ирода
Некоторые ученые сомневаются в количестве погибших, кроме того говорят о том, что известный историк Израиля и Иудеи ничего не говорит об этом событии.
На это отец Александр Мень отмечает, что приказ о направлении в Вифлеем отряда солдат с распоряжением умертвить там всех младенцев моложе двух лет, вероятнее всего отдавался Иродом в глубокой тайне. Православная Церковь чтит святых 14 тысяч вифлеемских младенцев, убитых по приказу царя Ирода 11 января.
Антипа
был подл и хитер, Христос (Лука
13, 32) называет его «лисицей». После изгнания Архелая Антипа сделался главой рода и принял имя Ирод, под которым он обычно и выступает в Евангелии. Он отверг свою жену, дочь набатейского царя города Петры, ради Иродиады, жены своего сводного брата Ирода Филиппа. Это вызвало войну с набатеями и навлекло на правителя упреки Иоанна Предтечи, которого он в итоге казнил. Этот тот самый Ирод, перед которым предстал Иисус (
Лука
23, 7–12). Когда его племянник Агриппа I сделался царем Северной Палестины, Антипа, подстрекаемый Иродиадой, отправился в Рим, чтобы истребовать это царство для себя. Агриппа объявил Антипу предателем, и Антипа был сослан в маленький город у подножия Пиренеев, где умер в 39 н.э.
Примечания
- «Мф 14: 1 NASB — Иоанн Креститель обезглавлен — Причем». Библейский портал. Получено 2018-04-16.
- «Марка 6: 14–29 NASB — Вспомнил судьбу Иоанна — и царя Ирода». BibleGateway.com. Получено 2018-04-16.
- Джефферс, Джеймс С. (2000). Греко-римский мир эпохи Нового Завета: изучение истории раннего христианства
. Intervarsity-Press. п. 125. ISBN 978-0830815890 . Получено 29 сентября 2016. - Усекновение главы Иоанна Крестителя
- Маршалл, Тейлор. Вечный город
(Даллас: Сент-Джон, 2012 г.), стр. 35–65. - Штейнманн, Эндрю. От Авраама до Павла: библейская хронология
(Сент-Луис: Concordia, 2011), стр. 235–238. - Брюс, Фредерик Файви (1990). Деяния апостолов
. Эрдманс. п. 96. ISBN 978-0802809667 . Получено 2013-05-02. - «Дом Ирода». Virtualreligion.net. Получено 2013-05-02.
- Иосиф, Древности
18.181. - Иосиф Флавий, Древности
17.20,
Война
1.562. - Милвицкий 638.
- Иосиф, Древности
17.20–21. - Брюс 6–7; Schürer 320–325.
- Иосиф, Древности
17.188–189,
Война
1.664. - Иосиф, Древности
17.224–249, 299–323. - Брюс 8.
- Иосиф, Древности
17.271–272,
Война
2.56. Этот Иуда может быть идентичен Иуда Галилейский кто возглавил сопротивление Перепись Квириния (Шюрер 381). - Иосиф, Древности
17.288–289,
Война
2.68. - Для набатейской истории см. Schürer 574–586.
- Иосиф, Древности
18.27,
Война
2.168. - Брюс 9; Шюрер 342.
- Иосиф, Древности
18.36. - Schürer 342–343.
- Брюс 9, цитируя Иоанна 6: 1 и 21:1 для «Тивериадского моря».
- Иосиф, Древности
18.37–38. - Schürer 343 и n. 16.
- Филон, О посольстве Гаюсу
299–305. - Иосиф, Древности
18.109–110 Марка 6:17 - Иосиф, Древности
18.111–113. - Коккинос, Династия Ирода
С. 268, 277. - Стюарт Пероун, Поздние Ироды
п. 49, (Брюс 10, п. 16; Шюрер, 344 и п. 19) - Луки 3: 1.
- Матфея 14: 3–4; Марка 6: 17–18; Луки 3:19; Иосиф, Древности
18.118. - Иосиф, Древности
18.119. - Матфея 14: 6–11; Марка 6: 19–28.
- Матфея 14: 1-2; Марка 6: 14–16; ср. Луки 9: 7–9.
- Луки 13: 31–33. «Лисица» интерпретировалась как символ хитрости или разрушения (Schürer 342 и п. 5). Роберт Х. Гандри, отмечая, что греческое слово имеет женский род, предполагает, что «Иисус называет Ирода лисицей … не животным, которого нужно бояться или от которого нужно убегать» (Gundry 3).
- Луки 23: 5–12.
- Цитируется Шервином-Уайтом 28.
- Шервин-Уайт 28–31.
- Брюс 16–17; Hoehner 88.
- Hoehner 88.
- Луки 23: 13–16; Брюс 17; Hoehner 89–90.
- Hoehner 90.
- Дженсен 121.
- Lane Fox 297, со ссылкой на Псалом 2: 2 (также цитируется в Деяния 4:26).
- Кеннет Фрэнк Дойг (1990). «Хронология Нового Завета». Nowoezone.com. Получено 2018-04-16.
- «Отъезд Павла из Дамаска (2 Кор 11:32; Деяния 9) произошел еще в 34 году нашей эры» — Приложение А. Хронология жизни Павла
- Иосиф, Древности
18.113–115; Шюрер 350. - Иосиф, Древности
18.120–126; Шюрер 350. - Иосиф, Древности
18.101–105. - Светоний, Калигула
14.3; Дио 59.27.2–3. - Брюс 18–19; Schürer 350–351.
- Иосиф, Древности
18.143–239,
Война
2.178–181; Брюс 19–20. - Иосиф, Древности
18.240–252,
Война
2.181–183. О дате см. Schürer 352–353 n. 42. - Иосиф, Древности
18.181. - Иосиф, Древности
2.181. - Иосиф, Война
2.183. - Дио 59.8.2; Мильвицкий 639. Шюрер называет заявление Дио «запутанным» (353), тогда как Брюс просто о (21).
- Луки 8: 3 и Деяния 13: 1с Брюсом 13–14; Лейн Фокс 297 настроен скептически.
- Евангелие от Петра
. - Gundry 3, одобренный Goodacre пассим
.
Агриппа I,
названный в честь соратника Августа, родился в 10 н.э., он был сыном казненного Иродом Великим Аристобула и братом Иродиады. Агриппа воспитывался в Риме и пользовался благосклонностью императорского двора. В 37 н.э. римский император Калигула сделал его царем той области, которой прежде правил Филипп. В 41 император сделал Агриппу царем также и Иудеи, так что страна вновь, как это было при Ироде Великом, объединилась под властью одного правителя. Всей этой областью Агриппа I владел лишь три года. В Новом Завете (Деян
12) он именуется просто Иродом. Он казнил апостола Иакова и бросил в тюрьму апостола Петра. Агриппа смертельно заболел в Кесарии в 44.
Семейное древо
Аретас IV Король Аравии | |||||||||||||||||
Фазаэлис | Ирод Антипа | ||||||||||||||||
Саймон Боэт (Первосвященник) | Александр I | Александра | Антипатр идумейцы | Cypros (Набатейский) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аристобул III d. 35 г. до н. Э. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дорис | Клеопатра Иерусалима | Мариамна II | Мариамна I d. 29 г. до н. Э. | Мальтаче (Самаритянин) | Ирод Великий | Саломея I | Фазаэль | Pheroras | Джозеф | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Александр II d. 7 г. до н. Э. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Беренис (дочь Саломея I) | Аристобул IV d. 7 г. до н. Э. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ирод II | Иродиада | Ирод Антипа | Мариамна III | Ирод Архелай | Глафира | Олимпиада | Джозеф бен Джозеф | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Филипп Тетрарх d. 34 г. н.э. | Саломея | Аристобул Халкидский | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Антипатр II d. 4 г. до н. Э. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Агриппа II,
родившийся в 27 н.э., казался слишком молодым, чтобы наследовать отцу, и потому было восстановлено правление прокураторов. В 48 н.э. Агриппа II стал царем Халкиды в Ливане, царстве, где прежде правил его дядя Ирод Халкидский, а в 53 он был назначен также царем Северной Палестины. Подобно своему отцу и дяде, Агриппа II получил право назначать первосвященников, что позволяло ему оказывать значительное влияние на иудеев. Его сестра Друзилла вышла вторым браком за римского прокуратора Феликса, перед Феликсом и Агриппой II был вынужден оправдываться апостол Павел (Деян
25–26).
Во время Иудейской войны 66–70 н.э. Агриппа II тщетно пытался восстановить мир между своим народом и римлянами. В конечном счете он принял сторону римлян, переехал в Рим, где занимал должность претора и жил до своей смерти в 100 н.э.
Царь-строитель
На фоне новых городских построек, возведённых в эллинистическом стиле, Иерусалимский Храм выглядел старым и обветшавший строением. Ирод повелел перестроить здание. Строительные работы велись в течение 9 лет, при этом новое строение сохранило прежнее название — Второй Храм. В начале XXI в. археологам удалось обнаружить каменоломни, из которых добывался материал для строительства храма.
Второй Иерусалимский храм, перестроенный царём Иродом (реконструкция)
Помимо культовых построек в главном городе Иудеи возводились дворцы, укрепленные цитадели и амфитеатры. В театре расположенном, на окраине города проводились регулярные гладиаторские бои, скачки, спортивные состязания.
Созидательная деятельность Ирода вызывала у иудейского народа неоднозначную реакцию. С одной стороны, восстановление Второго Храма было воспринято положительно, но строительство амфитеатров и языческих святилищ вызывало недовольство правоверных иудеев.
Интересно! Активное городское строительство велось и в других иудейских городах. В эллинистическом стиле перестроили города Самария, Газа и Массада. Были заложены крепости Иродион и Есевон.
Ссылки [ править ]
Древний
- Библии : Псалом 2: 2 ; Матфея 14: 1–11 ; Марка 6: 14–28 ; Луки 3: 1 , 3: 19–20 , 8: 3 , 9: 7–9 , 13: 31–33 , 23: 5–16 ; Иоанна 21: 1 ; Деяния 4:27 , 13: 1 .
- Dio 59.8.2 , 59.27.2–3 .
- Иосиф Флавий , древности
17–18 ,
война
1–2 . - Евангелие от Петра
1 . - Филон , О посольстве к Гаю
299–305. - Светоний , Калигула
14.3 .
Современный
- Бонд, Хелен К. (1998). Понтий Пилат в истории и толковании . Серия монографий Общества изучения Нового Завета. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 149 . ISBN 978-0-521-63114-3.
- Брюс, Ф. Ф. (1963–1965). «Ирод Антипа, тетрарх Галилеи и Пиреи» (PDF) . Ежегодник Восточного общества Университета Лидса
.
5
: 6–23 . Проверено 19 октября 2007 . - Гудакр, Марк (1 мая 2004 г.). «Ирод Антипа в страстях Христовых» . Блог NT
. Проверено 8 июня 2009 . - Гандри, Роберт Х. «Бремя страсти» (PDF) . SBL Forum
. Общество библейской литературы . Проверено 14 июля 2014 . - Хёнер, Гарольд В. (1970). «Почему Пилат отдал Иисуса Антипе?» (PDF) . В Эрнст Баммель (ред.). Испытание Иисуса: Кембриджские исследования в честь CFD Moule . Исследования по библейскому богословию. Лондон: SCM Press. С. 84–90. ISBN 978-0-334-01678-6.
- Йенсен, Мортен Хорнинг (2006). Ирод Антипа в Галилее: литературные и археологические источники о правлении Ирода Антипы и его социально-экономическом влиянии на Галилею . Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament. Тюбинген: Мор Зибек. п. 121 . ISBN 978-3-16-148967-9.2-я ревизия. изд. (Тюбинген, Мор Зибек, 2010 г.) Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 2, Reihe (WUNT II), 215.
- Лейн Фокс, Робин (1991). Несанкционированная версия: правда и вымысел в Библии
. Лондон: Викинг. п. 297. ISBN. 978-0-670-82412-0. - Милвицкий, Уильям (1901–1906). «Антипа (Ирод Антипа)» . В Исидоре Зингере ; и другие. (ред.). Еврейская энциклопедия
. Нью-Йорк: Funk & Wagnalls. С. 638–9 . Проверено 19 октября 2007 . - Шюрер, Эмиль (1973). История еврейского народа в эпоху Иисуса Христа: Том I
. отредактировано и отредактировано Гезой Вермес , Фергусом Милларом и Мэтью Блэком (отредактированное английское издание). Эдинбург: T&T Clark. С. 340–353 (трактуют правление Антипы). ISBN 978-0-567-02242-4. - Шервин-Уайт, АН (1963). Римское общество и римское право в Новом Завете
. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-8010-8148-4.