Происхождение термина
Слово «каталикос» в переводе с греческого означает «соборный» или «всеобщий». Оно говорит о духовном единении всех православных верующих армян. В древней церковной иерархии Каталикосами называли Предстоятелей Христианских Церквей, чья духовная власть распространялась на территории за границами Византийской Империи. Среди носителей титула Каталикоса, устоявшегося с прошлых времен, есть Грузинский, Ассирийский, Маланкарский, Древней Церкви Востока, Абхазский, Сиро-Яковитский и Армянский первоиерархи.
Яндекс картинки
Почетный титул Каталикоса, высочайшего духовного чина Армянской Церкви, был введен в 363 году. Данный термин применялся ко многим другим представителям духовенства (армянский епископ Евсефий Кесарийский). Впервые он был упомянут в документах, найденных в Двинском Соборе.
История ААЦ
Первыми проповедниками христианства в Армении считаются апостолы Фаддей и Варфоломей. Древнейшее упоминание о христианской проповеди в Армении относится к кон. 2 в. Христианство проникало сюда как через Сирию, так и через греко-язычную Каппадокию. Организация ААЦ как офиц. церкви арм. государства связана с именем св. Григория Просветителя (по имени которого ААЦ иногда называют Армяно-григорианской). Он обратил в христианство царя Трдата III, основал первые церкви и начал крещение народа (между 284 и 314, традиц. дата – 301). В столице Великой Армении Вагаршапате был построен кафедральный собор Эчмиадзин. Первоначально предстоятели ААЦ (католикосы) посвящались в Кесарии Каппадокийской, со 2-й пол. 4 в. они избирались в самой Армении. После раздела Великой Армении между Византией и Ираном (с 7 в. – Халифатом) армяне и др. христианские народы Кавказа боролись с попытками Сасанидов насадить зороастризм. В результате антиперсидских восстаний (450–451, 482–484, 571–572) христианство было признано традиц. религией Армении; с этого времени ААЦ оставалась единственным институтом, объединявшим весь арм. народ. В нач. 5 в. Месроп Маштоц создал арм. алфавит и вместе с католикосом Сааком перевёл Библию на арм. язык. Писателями, переводчиками и переписчиками книг были обычно лица духовного звания. Очагами культуры и образованности стали монастыри, которые в условиях многовекового иноземного владычества сохраняли и умножали культурное наследие.
Архив «Православной энциклопедии» Храмовый комплекс Ахтамар. Церковь Святого Креста (915–921) (на территории совр. Турции). Зодчий Мануэл.
С кон. 5 в. престол католикоса находился в г. Двин. В 10–12 вв. католикосы жили в разл. городах и областях. В 1114 еп. Ахтамарский провозгласил себя патриархом и католикосом, отказавшись признать католикоса в Ани; после примирения с ААЦ (нач. 15 в.) кафедра Ахтамара сохранила титул католикосата. Массовое переселение армян в зап. и юж. р-ны Малой Азии, вызванное нашествием сельджуков, сопровождалось перемещением резиденции предстоятеля ААЦ в Сис, столицу Киликийской Армении (1293). В связи с получением кн. Левоном королевского титула от папы (1198) шли переговоры об унии с католиками. Часть иерархов вступила в общение с Рим. церковью, однако на Сисском соборе (1361) лат. нововведения были отменены. После завоевания Киликии мамлюками гл. престол ААЦ был возвращён в её древнейший центр – Эчмиадзин (1441); киликийские архиереи сохраняли титул католикосов и долгое время не признавали главенства Эчмиадзина. С 15 до сер. 17 вв. в Эчмиадзинском католикосате существовал институт «тройного предстоятельства» (католикос и два его заместителя). После падения Константинополя, ставшего столицей Османской империи, здесь был образован Армянский патриархат (1461); его предстоятель был признан религ. и адм. главой «армянского миллета», в который помимо армян вошли и общины др. конфессий (яковиты, марониты, богомилы и католики). В 1651 состоялось примирение Эчмиадзинского и Киликийского католикосатов, образовавших единую иерархию. В России армянские епархии образовались в Астрахани (1717) и Бессарабии (1809). В 1828 Вост. Армения с Эчмиадзином вошла в состав Рос. империи. Вскоре была образована Новонахичеванско-Бессарабская епархия с центром в Кишинёве (1830; в 1858–79 резиденция епископа находилась в Феодосии). Деятельность ААЦ на её территории протекала в соответствии с «Положением», утверждённым имп. Николаем I (1836). В Османской империи, согласно Нац. конституции 1860–63, духовное и гражд. управление арм. населения находилось в ведении двух советов: духовного (под председательством патриарха Константинопольского) и светского. В годы 1-й мировой войны ААЦ в Турции понесла потери вместе со всем арм. населением; большинство епархий Константинопольского патриархата и Ахтамарский католикосат перестали существовать; киликийский престол возрождён в 1930-е гг. в мон. Антильяс близ Бейрута. С утверждением сов. власти в Закавказье (1920) резко сократилась сфера деятельности Эчмиадзинского католикосата, в Армении развернулась антирелиг. пропаганда. В 1945 с разрешения сов. властей в Армении впервые состоялся Национально-церковный собор ААЦ. Начавшаяся после 2-й мировой войны репатриация армян в СССР также положительно сказалась на укреплении позиций ААЦ. После провозглашения независимой Республики Армения роль церкви в культурной жизни ещё более возросла.
Оклад рукописного Евангелия. 1374. Золотая кладовая Эчмиадзинского католикосата. Архив «Православной энциклопедии»
Вероучение ААЦ основано на признании трёх первых Вселенских соборов. Догмат Халкидонского собора о двух природах во Христе был отвергнут на Двинском соборе (554/555). В 7 в. в ходе переговоров с Константинополем была заключена т. н. Каринская уния, однако на Маназкертском соборе (726) ААЦ провозгласила учение о единой (Божественной) природе Христа.
Католикосы миропомазуются неск. (от 3 до 12) епископами. Только они имеют право варить и благословлять св. миро, рукополагать епископов, утверждать новые церковные законы и решать вопросы церковного управления. Обрядовые обычаи ААЦ восходят к древней восточнохристианской традиции и близки православным. Среди особенностей: праздник Богоявления 6 янв., объединяющий Рождество Христово и Крещение; использование в таинстве Евхаристии пресного хлеба и неразбавленного вина; крестное знамение 3 перстами слева направо; Передовой пост (Араджаворац) за 3 нед до Великого поста; благотворительное жертвоприношение животных (матах) в дни больших праздников. Богослужение ведётся на др.-арм. языке (грабаре). В 1924 ААЦ перешла на новый календарный стиль.
Евангелие. 1484. Бумага. Скриптор иерей Азария, художник Киракос. Архив «Православной энциклопедии»
Первоначально служба велась на греч. и сир. языках, молитвы и псалмы пелись на арм. языке. С 5 в. после перевода Библии и богослужебных текстов на арм. язык – языком богослужения становится армянский. Древнейший вид песнопений, возникший сразу после изобретения арм. письменности, – кцурд (близок визант. тропарю, сир. мадраше). Авторами первых кцурдов были Месроп Маштоц, Саак Партев, Мовсес Хоренаци и др. С кон. 6 – нач. 7 вв. разрабатывался жанр кацурд (кондак), в 8 в. принят визант. жанр канон. К 9 в. кцурды развились в самостоят. гимны (авторы – Анания Ширакаци и др.), в 12 в. получившие назв. шараканов. В 12–15 вв. сложилась певческая книга – Шаракноц (Гимнарий), основой для которой послужил свод гимнов, составленный в 7 в. Барсехом Тчоном. Значит. роль в формировании Шаракноца и Патарага (Литургии) принадлежит Нерсесу Шнорали (12 в.). Основу арм. церковной монодии составляет система гласов (Степанос Сюнеци в 8 в. систематизировал по гласовому принципу духовные гимны). Для записи песнопений с 9 в. использовалась оригинальная невменная, или хазовая, нотация (см. Хазы). В 19–20 вв. широко применялась т. н. новоармянская нотопись – безлинейная нотация с точными обозначениями высоты и ритма (создана в нач. 19 в. А. Лимонджяном). Во 2-й пол. 19 в. в богослужение проникло многоголосие (впервые – в соч. Комитаса). С 19 в. офицально приняты 3 осн. певческие книги: Шаракноц, Патараг, Жамагирк (Часослов), составленные Н. Ташчяном. В совр. церкви ежедневная служба сопровождается шараканами (их св. 2000), в воскресные дни исполняется Патараг [в т. ч. Патараг Комитаса (завершён его учеником В. Саркисяном) и М. Екмаляна (опубл. в 1892)].
Порядок избрания
Духовный лидер армянского народа выбирают члены Национально-Церковного собрания (состоит из нескольких епархий и общин ААЦ, объединяет православных христиан из числа армян по всему миру) на пожизненный срок. Обычно высший титул Армянской церкви получает один из епископов. Как происходит процесс избрания:
- Устраивается тайное голосование, в результате которого отбирается пять епископов, подходящих на роль Каталикоса.
- Из пяти претендентов выбирается единственный и становится Каталикосом.
Персона, избранная на должность Верховного Патриарха, помазуется пятью епископами.
ААЦ на рубеже 20–21 вв
Высшим органом ААЦ является Церковно-нац. собор из духовных и светских лиц. На Соборе избирается предстоятель ААЦ, которым является Верховный патриарх и Католикос всех армян с престолом в Эчмиадзине (с 1999 – Гарегин II). В юрисдикции Эчмиадзинского католикосата – 8 епископских кафедр в Армении и ок. 20 за её пределами. В 1966 образована единая Новонахичеванская и Российская епархия ААЦ с центром в Москве; в 1997 из неё были выделены епархии Юга России с центром в Краснодаре и Украины – с центром во Львове. К числу гл. престолов ААЦ относятся Киликийский католикосат (в Антильясе, Ливан), епархии которого находятся в Ливане, Сирии и некоторых др. странах, а также Иерусалимский и Стамбульский Армянские патриархаты, не имеющие епархий и находящиеся под духовным окормлением Верховного католикоса. Епархии и приходы ААЦ рассеяны по 5 континентам мира и объединяют ок. 6 млн. верующих. При всех 4 гл. престолах ААЦ действуют духовные учебные заведения, выходят печатные издания.
Символы власти
Каталикос – сокращенное наименование должности верховного лица Армянской Апостольской Церкви. В пастырских посланиях и других официальных религиозных документах титул имеет развернутое написание: «Гарегин II слуга Иисуса Христа, милостию Божиею и волею народа, Первосвятитель и Католикос всех армян, Верховный Патриарх всенародного первочтимого Араратского Престола Апостольской Церкви Первопрестольного святого кафедрального Эчмиадзина».
Яндекс. Картинки
Статус Его Святейшества Верховного Патриарха и Католикоса всех армян подтверждают отличительные символы. Они выражаются в его дорогом церковном одеянии. Знаки отличия, отмечающие высший сан духовного вождя:
- герб Армянской Апостольской Церкви (желтая эмблема на фиолетовом фоне);
- именная печать Католикоса;
- покрывало с изображением Божьего Агнца (надевается на голову);
- трон Верховного Патриарха;
- большой и малый архиерейский жезлы;
- палица-конкер;
- золотой патриарший крест, инкрустированный драгоценными камнями.
Во главе всех мирян и духовных лиц, принадлежащих ААЦ, стоит Каталикос всех армян или Верховный Патриарх Апостольской Церкви Армении. Этот термин был взят из греческого языка, его значение указывает на сплоченность всех представителей епархий и общин ААП. В прошлом звание «каталикос» носили предстоятели Церквей на Ближнем Востоке (грузинский, ассирийский, маланкарский, сиро-яковитский). Носитель титула выбирается на тайном голосовании из пяти епископов и проходит церковный ритуал помазания. Высокое положение первоиерарха обозначается официальной символикой: золотой крест, латинский жезл, покрывало, печать, трон.