Цитаты о покаянии святых отцов и современных пастырей


Значение слова

Богослужебные книги, принятые в Русской церкви, переведены с греческого свв. Кириллом и Мефодием. При переводе свв. Кирилл и Мефодий столкнулись с отсутствием у славян слов и понятий, обозначающих христианские ценности. Не нашлось точного эквивалента для слова «метанойя» (μετάνοια). Его перевели как «покаяние», или признание совершенных проступков. Греческое значение «метанойя» существенно глубже: изменение, прозрение. Тем самым, речь идет не просто о признании своей греховности, но об изменении жизни.

Покаяние до начала проповеди Евангелия

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Таковы были первые слова проповеди Иоанна Крестителя, Предтечи Христа. Уже тогда покаяние предполагало начало новой жизни. Приходившие на Иордан к св. Иоанну, признавая грехи и раскаиваясь, одновременно спрашивали, как изменить свою жизнь: «Что нам делать?» Такие вопросы задавали воины, мытари (сборщики налогов). Ответы св. Иоанна также касались образа жизни: «Ничего не требуйте более определенного вам… не клевещите, довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:10).

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Святые отцы называют покаяние вторым крещением. Именно с исповеди начинается сознательная церковная жизнь человека, к ней христиане приступают чаще, чем к другим Таинствам. О том, что такое исповедь, с какими скорбями и радостями встречаются в наше время исповедники и исповедующие, мы беседуем с настоятелем Свято-Троицкого собора Саратова игуменом Пахомием (Брусковым)

– В наше время у многих людей отсутствуют самые элементарные представления о церковной жизни, о смысле и значении Таинств. В частности существует множество мифов, страхов и просто вымыслов в отношении исповеди. Как бы Вы определили суть этого Таинства?
– Исповедь, покаяние – это удивительное Таинство, которое позволяет человеку измениться, начать жизнь заново. Мы помним, что в Евангелии проповедь Христа предваряется словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

В наше время путь к Богу также начинается с покаяния. Именно с исповеди, с осознания своих грехов начинается подлинное воцерковление. Зачастую человек, приходящий в храм, посещает богослужения, читает церковную литературу, занимается какой-либо полезной деятельностью. Но при этом он должен понимать, что всего этого недостаточно, если нет покаяния. Любые внешние перемены нужно начинать с очищения от страстей своего собственного сердца.

– Многие наши соотечественники называют себя православными. Они приходят в храм, посещают богослужения, но не могут заставить себя подойти к аналою. Почему современному человеку столь сложно прийти на исповедь?

– Современное общество живет по законам, которые существенно отличаются от христианских. В любой ситуации, независимо от истинного положения вещей, человек стремится к самооправданию и осуждению других. В то время как на исповеди необходимо мужественно признать свои ошибки, не ища оправдания в каких-либо внешних обстоятельствах. Во время исповеди человек призван увидеть свою душу в истинном свете. Путь покаяния очень сложен, но без подвига личного исповедания грехов невозможно спасение.

А почему нужно личное общение со священником? Ведь Господь видит сердце человеческое, неужели Он не примет тайного воздыхания?

– Да действительно, сердце человеческое, его глубину видит только Бог. И только Он может оценивать силу, искренность покаяния. Но священник – это не простой человек, которому можно рассказать о своих грехах или проблемах. Ему, как преемнику апостолов, Самим Христом дана великая и страшная власть: вязать и решать (см.: Мф. 18, 18). Но при этом прощает грехи, милует человека, безусловно, Сам Господь. Священник же является только свидетелем, который на Страшном Суде даст ответ за души кающихся.

Насколько священник отвечает за своих чад?

– Ровно настолько, насколько доверяет ему исповедующийся, насколько он имеет мужество и решимость поступать по благословению священника. А если человек, подходя за благословением, уже имеет свое собственное решение, которое для него дороже мнения духовника, если желание услышать свое мнение из уст батюшки понуждает его просить совета у разных священников, если нет решимости менять свою жизнь согласно христианским заповедям, вряд ли можно говорить о какой-либо ответственности священника за такого человека. При этом следует понимать, что недопустимо перекладывать на плечи священника ответственность за свою жизнь.

Священнику на исповеди приходится слышать о самых неприглядных поступках, о самых темных движениях души. А ведь зачастую на исповедь приходят люди, с которыми священник общается и вне богослужения. Как выносит он этот огромный груз?

– Ответ на этот вопрос можно услышать во время рукоположения. Ведь именно в Таинстве священства человеку дается Божественная благодать, которая «немощная врачует и оскудевающая восполняет». Священник не простой человек. Ему Богом дается не только власть отпускать чужие грехи, но и возможность понести боль других людей, помочь страждущему встать на путь исправления. К тому же любой священник радуется, когда человек приносит искреннее покаяние и решается изменить свою жизнь. Ведь он в первую очередь видит не грязь, не страсти, а напротив – прекрасные качества человеческой души, которые и побуждают ее начать борьбу с грехом.

– Приходилось слышать даже от церковных людей, что не стоит называть каких-либо грехов или исповедовать нечистых помыслов, чтобы не обидеть батюшку, не поранить его душу.

– Это неправильный подход. Священника, который за свою жизнь исповедовал сотни, а то и тысячи людей, сложно чем-то удивить. Практически нет таких поступков, о которых бы он не слышал. Зачастую причиной такого рассуждения становится скрытая гордость. Человек, сознавая свою греховность, представляет, что его падения какие-то особенные, что такого от него никто не ожидал. Но ведь многие страсти священник видит еще до исповеди. Так родители зачастую без каких-либо признаний видят, что с их ребенком творится недоброе. А когда он решается в этом признаться сам, попросить прощения, родители радуются. Хорошо, когда человек, готовящийся к исповеди, думает о том, как не поранить сердце батюшки, по возможности проявить любовь и деликатность. Но это благое стремление должно иметь разумные пределы. Ведь приходя к врачу, мы не спрашиваем, боится ли доктор крови, а надеемся на помощь. И врач должен абстрагироваться от переживаний пациента именно для его блага. Конечно, аналогия с врачом не совсем совершенна. Врач, исцеляя тело больного, не может чувствовать душевной боли. Священник же, врачуя души, разделяет страдания и боль своих чад. В каком-то смысле священник постоянно умирает за совою паству. В этом и есть суть истинного жертвенного служения пастыря.

– Что доставляет особую скорбь исповедующему священнику?

– Очень тяжело видеть, когда человек, приходя на исповедь, начинает осуждать других, а себя оправдывать, выставлять в выгодном свете. В таком случае бывает трудно объяснить ему, что причина скорбей и нестроений находится в его собственном сердце. Зачастую люди подходят к исповеди формально. Таинство покаяния воспринимается в качестве некоего «пропуска» к Причастию. Огромной проблемой для многих современных христиан становится душевная леность. Человек вроде бы кается, осознает неправедность своих поступков, стремится к исправлению. Но когда священник начинает предлагать ему совершить конкретные действия, исправить что-то в жизни, то встречает полное нежелание работать над собой, что-либо всерьез изменить. Еще одной трудностью, с которой сталкиваются люди, по мере воцерковления, является привыкание к исповеди. Когда человек начинает постоянно посещать богослужения, участвовать в Таинствах, очень сложно бывает сохранить внутренне горение, живое чувство покаяния. Для этого необходимо постоянно работать, быть внимательным к своим поступкам, мыслям. Большую пользу приносит чтение святоотеческой литературы. Вообще, следует отметить, что без чтения невозможно развитие христианина, положительные изменения в его духовной жизни. Большую скорбь вызывает лицемерие, неискренность исповедующегося. Не стоит на исповеди вспоминать падения далекой юности, в которых уже неоднократно принесено покаяние. Ведь для каждого возраста и состояния свойственны свои грехи. Каяться нужно в том, чем согрешает человек в настоящее время. В наше время многим людям не с кем поделиться своими проблемами, просто поговорить. И потому исповедь зачастую превращается в разговор о жизни. Это также неправильно.

– А что больше всего радует во время исповеди?

Самая большая радость для священника – искреннее обращение страждущей души к Богу. Нет большего утешения для священника, как видеть искреннее покаяние, слезы, решимость бороться с грехом.

– Священник помогает очень многим людям: поддерживает их, утешает, дает совет в самых безвыходных ситуациях. А что исповедь дает ему самому?

Любой исповедующий священник, безусловно, должен постоянно исповедоваться сам. Он не сможет помочь приходящим к нему людям, если сам опытно не проходит путь покаяния. Что же касается исповеди, которую он принимает, она помогает лучше увидеть и свои грехи, найти ответы на некоторые личные вопросы.

– Сейчас много говорится о проблемах духовного руководства, о необходимости выбора духовника. Но если на приходе нет священника, которого бы человек смог назвать своим духовным отцом, ему все равно стоит исповедоваться у одного батюшки?

– Я думаю, да. В духовной жизни обязательно необходимо постоянство, некая система. Зачастую человек, который стремится исповедоваться у разных священников, не хочет смирить себя, свое мнение ценит выше благословения священника. Поэтому, даже если нет на приходе священника, к которому чувствуется особое расположение, необходимо выбрать одного духовника. К тому же отношения между духовником и исповедующимся, как правило, складываются годами. Необходимо молиться, чтобы Господь послал человека, который сможет стать духовным отцом.

– Нужно ли открывать на исповеди не только греховные поступки, но и греховные помыслы?

Это зависит от уровня доверия между священником и исповедующимся. Если между ними есть по-настоящему искренние доверительные отношения, стоит рассказывать не только о своих действиях, но и открывать помыслы, исповедовать страсти. Особенно, если эти помыслы постоянно возвращаются к человеку. Ведь бывает, что человек в течение дня много раз согрешает, например, осуждением. А когда он задумывается о причине своих падений, то понимает, что за этим стоит страсть гордости, самолюбия.

­– Зачастую помыслы ненависти, осуждения, раздражения возникают в отношении самого духовника. Стоит ли рассказывать об этом на исповеди?

Конечно, полное откровение помыслов возможно только в монастыре. Когда такие помыслы возникают у послушника в отношении своего духовного отца, у братии в отношении игумена, их необходимо исповедовать. В миру несколько иные отношения. Здесь все зависит от того же доверия и рассуждения. Но если подобные помыслы возникают у человека постоянно, их в любом случае следует исповедовать.

– В качестве одной из ошибок исповедующегося Вы назвали многословие. Насколько краткой и лаконичной должна быть исповедь?

Все зависит от времени, обстоятельств. Так, если постоянный прихожанин исповедуется в двунадесятый праздник, когда за ним стоит очередь из нескольких десятков человек, он должен избегать многословных рассуждений. Для продолжительной беседы с обсуждением проблем и тонкостей духовной жизни более подойдет какой-нибудь будний день.

Вообще существует две крайности. Либо человек прячется за общими фразами типа «грешен во всем, согрешил делом, словом и помышлениями», либо он пытается дать подробное описание своей жизни с младенчества. И тот и другой вариант неверен. Необходимо четко, кратко, но в то же время понятно обнажить грех или страсть, а не прятать его за плетением словес. Зачастую причиной чрезмерно детальной исповеди становится чисто формальное стремление «полностью расплатиться» с Богом. Дескать, вот, Господи, я во всем покаялся, и ничего больше Тебе не должен. Это также неправильно.

– Но ведь многие прихожане просто не умеют исповедоваться. Они выросли вне церковной традиции. И многие ошибки, которые доставляют скорбь священнику, следствие этой неопытности.

– Да, это действительно так. Но ведь очень многое зависит от самого человека, от его искренности, желания понять церковную жизнь. Если в нем есть некая жертвенность, стремление меняться, он обязательно научится исповедоваться. Такому человеку поможет Сам Господь.

Беседовала Марина Шмелева

Троицкий листок

Метанойя древней Церкви

Переменой образа жизни, ценностей было покаяние в раннем христианстве. Один из наиболее ярких примеров – мытарь Закхей. Его метанойя начинается со смирения. Известный богач совершает действия, совершенно ему не приличные: влезает на смоковницу, чтобы увидеть Учителя – Христа. А когда Господь приходит в дом Закхея, преобразование человека завершается: половину имущества он раздает нищим, кратно возмещает ущерб всем, кого обидел. Поэтому Господь говорит: «Ныне спасение дому сему» (Лк. 19:9)

Полезные материалы

Во время Апостольского служения покаяние также предполагало единство слова и дела. «Что нам делать, мужи братия?» — спрашивали уверовавшие Апостолов после сошествия Св. Духа. Они получали ответ: «Покайтесь, да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа» (Деян. 2:37).

Молодая христианская община сама являла покаяние делом. Новообращенные продавали свое имение, «полагали цену его к ногам Апостолов» (Деян. 5:1), начинали совершенно новую жизнь, не связанную с прежней.

Таким же был образ покаяния во времена гонений на христианство. Из жития св. Севастиана известен эпизод с крещением епарха Хроматия. Священник спросил его:

«Отрекаешься ли от прежних грехов своих?»

На это Хроматий заметил:

«О сем нужно было в начале спросить меня: я облекусь снова в мои одежды и не приму святого крещения до тех пор, пока не отрекусь от грехов моих; примирюсь с тем, с кем имел вражду и возлюблю тех, на кого гневался; кто же на меня гневается, у тех испрошу прощения. Должникам моим прощу все долги, если же сам я у кого взял что-либо силой, тому возвращу сугубо… устрою по воле Бога все мои служебные и домашние дела и тогда скажу с дерзновением: «отрекаюсь от всех грехов моих и приму святое крещение».

Становление чина покаяния

Покаяние Хроматия – обращение язычника. Но с началом гонений появились христиане, из страха отрекавшиеся от веры. Уже с III в. встал вопрос, как поступать с такими верующими, если они желают обратиться к Церкви. Для этого появился особый чин.

Согласно источникам, уже с III в. покаяние было публичным. Оно включало три этапа:

  • принятие согрешившего в число кающихся;
  • епитимия;
  • возвращение в церковное общение.

На всех этапах важнейшую роль играл священник, согласно слову Евангелия:

«…Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18).

На первом этапе согрешивший приходил к священнику, который выяснял искренность его намерений. Пресвитер возлагал на него руки с молитвой. Но это было только началом примирения с Церковью. В первый день Великого Поста кающийся, введенный в храм епископом, повергался на землю «в прахе и пепле». О нем молилась община. Епископ произносил обличение.

Затем начинался второй, самый длинный этап – епитимия. Несущие этот подвиг делились на 4 группы:

  • плачущие (во время службы стояли вне церкви, прося молитв о себе);
  • слушающие (стояли в притворе);
  • припадающие (были на богослужении до литургии верных, обязаны были выйти с оглашенными по ее окончании);
  • купностоящие (присутствовали на литургии до конца, но не допускались до Причастия).

Многие дни, а иногда месяцы, даже годы, грешник переходил из одного разряда к другому, пока не оказывался «купностоящим».

Третий этап покаяния наступал после епитимии. Обычно кающиеся вводились в церковное общение на Страстной Седмице, незадолго до Пасхи. Над кающимся произносились молитвы, он опять просил прощения у верных, при всех исповедовал свое отречение, дав обещание исправить жизнь. По возложении рук епископа, человеку прощались его грехи. Теперь он мог приступать к Св. Тайнам.

Определение добродетели

Общеславянское слово «каяться» имеет несколько значений: наказывать себя, сознавать вину, сожалеть о содеянном. На греческом языке это слово имеет следующее значение: перемена мыслей, раскаяние, возрождение, полное изменение существа. Само это слово на греческом – metanoia (читается как метаноия) состоит из двух греческих слов. Первое – meta, что в данном слове имеет значение перехода из одного состояния в другое. Второе – noia, которое образовалось от слова nooz – (ум, разум, мысль, образ мыслей) + суффикс – ia, который имеет значение качества. Соответственно получившееся слово означает переход на качественно иной образ мыслей.

По учению святых отцов добродетель покаяния является краеугольным камнем в деле спасения.

Тайная исповедь

С середины IV в., когда прекращаются гонения, отступников становится значительно меньше, на первый план выходят другие грехи, связанные с разного рода страстями. Исповедь остается публичной. Но раздаются голоса о соблазнительности такой исповеди для других верных.

Есть мнение, что основной причиной появления тайной исповеди стало постепенное охлаждение горячего религиозного чувства. Уже не для всех исповедь становится «метанойей», когда сделанный грех абсолютно отвергается и может быть легко назван вслух, как не существующий.

Все чаще верующий стыдится называть свои грехи при всех.

Интересный факт

Считается, что на Востоке исповедь оставалась публичной до V в., на Западе – до VII в. Уже с IV в. публичной исповеди подлежали только тяжкие грехи (убийство, святотатство, блуд, кровосмешение, оскорбление власти).

Постепенно начинает осознаваться необходимость кропотливой работы с верующим, его духовными проблемами. Появляются священники-духовники, имеющие специальное благословение епископа на это делание. С IX в., после иконоборческой ереси, в Византии установилась практика совершения исповеди только иеромонахами. Считалось, что монахи, проявившие особую твердость веры, более надежные духовные руководители, чем мирские священники.

Таинство Исповеди на Руси

Русь, принявшая Крещение от Византии, сделала попытку перенять и эту традицию. Однако слишком небольшим было число монашествующих, немного было даже белого духовенства. Поэтому исповедь на Руси совершалась как монахами, так и мирскими священниками. Но при этом в X-XVII вв. традицией было абсолютное повиновение духовнику, даже мирскому, подобное тому, как монах повинуется своему старцу.

Интересный факт

До середины XVII в. исповедь в России имела многие черты, сближающие ее с покаянием первых веков христианства.

Например, согласно Требнику 1647 г., кающийся, подобно обычаю III в., вводился в храм иереем. Далее священник «поставит его пред царскими дверьми… в церкви же иерей облечется во священную одежду и возмет Святое Евангелие и Честный Крест и положит на аналой пред Святыми дверми прямо царских врат… Хотяй же каятися входит со страхом и смирением и сердцем сокрушенным, согбены руце к персем имый… и положит руце и главу на аналой, плача со слезами грех своих».

Сама исповедь включала вопросы о всех сторонах жизни. Существовали перечни вопрошаний для мирян-мужчин, женщин, для бояр, царя, монашествующих, священников и пр. Требники до XVII в. не выделяют специально разрешительные молитвы. Ведь все таинство в целом становилось для кающегося «метанойей».

Исповедь и Причастие

В древней Церкви два таинства не были жестко связаны. Так, житие прп. Марии Египетской (IV в.) рассказывает о том, что она приступила к Причастию после своего личного покаяния перед иконой Богородицы. Нет свидетельств о том, что какой-либо духовник совершал над Марией таинство покаяния.

Интересный факт

Можно было приступать к Св. Тайнам без исповеди на Руси до начала XVIII в. Запрет на Причастие без исповеди был введен только в Синодальный период истории Церкви.

В настоящее время вопрос о связи Исповеди и Причастия обсуждается в церковной среде, однако традиция не принимать Причастия без исповеди сохраняется повсеместно.

Положи в себе твердое намерение проводить жизнь богоугодную

И немедленно приносить покаяние в тех поползновениях, которые случаются с тобой по немощи или по злохитрости врага или по стечению обстоятельств. Человеку свойственно падать и вставать, а падать и пребывать в падении свойственно падшим аггелам.

Предначертай в себе образ исправления, размысли, какие проки в тебе нужно оставить, какие добродетели должно насадить в тело и душу. Не однажды в течение недели думай об этом, а каждый день размышляй, что забыл сегодня, вспомнишь завтра. Чем более будешь погружать в рассмотрение себя, тем удовлетворительнее будут твои исповедь и покаяние, тем ощутительнее и обильнее прольется в душу твою обновление, даруемое исповеданием.

Как сейчас совершается исповедь в храме

Современный чин исповеди сложился с середины XVII в. после литургической реформы патриарха Никона. Он намного короче тех чинопоследований, к которым привыкли наши предки X-XVII вв.

Покаяние и исповедь

Покаяние и исповедь

Согласно Требнику, необходимо совершать таинство перед иконой Господа. Требник указывает, что верующий при совершении таинства – один, «а не два или многия». Но это правило почти всегда нарушается, так как желающих приступить к таинству, как правило, больше одного.

Сейчас чин включает:

  • начальный возглас священника «Благословен Бог наш…»;
  • так называемое «обычное начало», по мнению литургистов, один из самых древних элементов любого богослужения восходящий к Апостолам. Это Трисвятое, молитвы «Пресвятая Троице», «Отче наш»;
  • псалом 50 («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей»);
  • две священнические молитвы;
  • краткое обращение священника;
  • Символ Веры. Его необходимо произнести кающемуся, но на практике часто это делает священник;
  • вопросы к исповеднику;
  • разрешительная молитва. Произнося ее, священник возлагает на кающегося епитрахиль.

в конце таинства поется «Достойно есть» и произносится отпуст. Но так как в большинстве случаев исповедь происходит во время богослужения, чаще всего это не делается.

Как покаяться в своих грехах

Покаяние предполагает изменение образа мыслей и образа жизни. Согласно православному пониманию, словесная исповедь – лишь один из этапов покаяния. Сама «метанойя» — процесс, в котором выделяют:

  • раскаяние, то есть осознание своего падения. Этот этап необходим, но «застревание» на нем может привести к отчаянию от зрелища своих грехов. Самый яркий пример раскаяния без покаяния – Иуда, предавший Христа и от отчаяния совершивший самоубийство;
  • обращение к Богу, то есть поиск помощи Господа в преодолении своего падения;
  • собственно словесное исповедание грехов перед священником;
  • разрешение грехов, исходящее через священника от Самого Бога;
  • освобождение от грехов, укрепление в доброделании, то есть собственно изменение жизни. Этот этап требует постоянной помощи Божией, многие опытные духовники говорят, что человеку необходимо не столько своими силами пытаться справиться с грехом, сколько показать желание, произволение измениться.

    Покаяние и исповедь

    Аналой, Евангелие и Крест

Как соотносятся понятия «душа», «совесть» и «покаяние»

«Душа живая», дыхание жизни – дар Бога человеку, сотворенному «из праха земного» (Быт.1:7). Голос души – совесть человека. Как писал апостол Иоанн Богослов, «если сердце наше осуждает нас, кольми паче Бог? потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (Ин.3:20).

Подобно телу, требующему пищи и одежды, душе также необходимо удовлетворять ее потребности. Основная из них – потребность в общении со своим Творцом, Богом. Если человек удаляется от этого общения, он чувствует обличения совести – образа Божия в душе. Тогда человеку необходимо покаяние. Св. отцы советуют при подготовке к нему руководствоваться именно обличениями совести, но предостерегают, что совесть может умереть у человека, подавленная множеством мирских попечений.

Каждодневное исповедание грехов в домашней молитве

В молитвословах в числе вечерних молитв есть «Исповедание грехов повседневное». Кроме того, опытные духовники советуют проверять свою совесть по 3 молитве вечернего правила, 4 молитве перед Причащением.

Может ли покаяние исправить прошлое

Покаяние, конечно, не изменяет события прошлой жизни человека – «сделанного не воротишь». Но оно меняет отношение к этим событиям и, при помощи Божией, дарует силы на преодоление последствий сделанных грехов.

Покаяние как добродетель

Таким образом, мы видим, что в покаянии самое главное – вектор, направление жизни. Если у плотского человека вектором жизни является его «Я», то у человека покаявшегося вектор жизни направлен к Господу.

Архимандрит Платон (Игумнов), рассуждая о покаянии, пишет: «Смысл нравственного самоопределения человека заключается в свободном преодолении греха и в обращении к добродетели. Поскольку обычно человек постоянно находится во власти страстей, всякое эпизодическое раскаяние в совершенных грехах еще не является вполне адекватным понятию покаяния. Человек должен стремиться сбросить с себя ненавистный и чуждый его природе грех и непрерывно обращать силы своего ума к Богу, чтобы его покаяние стало новым самоопределением в свободе и увенчалось торжеством благодати в личной жизни».

Отсюда следует, что покаяние не только вектор жизни, но и постоянный процесс, который должен совершаться в человеке непрестанно, как непрестанно действуют в нем страсти.

Евангелие о покаянии

«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди, и впредь не греши» (Евангелие от Иоанна, 8:2-12)

«Проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Евангелие от Матфея 9: 9-13).

«…Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет её? А найдя, возьмет её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Евангелие от Луки 15:3-7).

Не согласись с помыслом лукавого, который будет внушать тебе:

Как сказать духовному отцу согрешение и гнусное, и низкое? Теперь скрой, и тебе будет менее стыдно говорить о грехе твоем, как о давно прошедшем и едва помнимом. Узнай голос древнего змия, приходящего в виде врага, да украдет у тебя благие мысли, да убиет тебя советом злохитрым и погубит отъятием спасения, предлагаемым тебе в покаянии Господом.

Отвратись от лукавого, не слушай его, не вкуси яда, смертоносного для души своей.

Отвергни ложный, пагубный стыд – хранитель грехов, отвергни его мать – гордость, обвини и осуди себя. Преклони главу в сокрушении духа, поведай грехи твои Богу — и осенит тебя при посредстве служителя Божией благодать Святаго Духа, внося в дом души твоей отпущение грехов и взамен их правду от Бога со спасением вечным да блаженствуешь и да прославляешь Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святые отцы о покаянии

«В отношении деятельной жизни, мы без покаяния не можем сделать ничего достойного; но Господь много милует нас за намерение наше. Понуждающий себя и держащийся покаяния до самой кончины, если в чем и погрешит, спасется за понуждение себя; ибо сие Господь обещал в Евангелии». (Прп. Марк Подвижник)

«…Умершее тело не восстает человеческой силой, а умершая душа восстает через покаяние». (свт. Иоанн Златоуст)

«…Если, услаждаясь грехом, будешь коснеть в нем, то покаяние отвратится от тебя, потому что знал ты, как оно хорошо, и предпочел ему грех». (прп. Ефрем Сирин)

«Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни… Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения. Покаяние есть помысл самоосуждения и попечение о себе, свободное от внешних попечений… Кающийся есть непосрамленный осужденник… Покаяние есть очищение совести» (прп. Иоанн Лествичник)

«Когда человек перестаёт молиться, удаляется от Бога и становится, как вол: работает, ест, спит. И чем больше он удаляется от Бога, тем хуже становится. Сердце охлаждается, и потом он уже совсем не может молиться. Чтобы прийти в себя, сердце должно смягчиться, обратиться к покаянию, умилиться» (прп. Паисий Святогорец)

Свойства и сила покаяния

Покаяние всемогуще, как установление всемогущего Бога. Нет греха, который бы устоял против лица покаяния. Оно – дар, данный падшему естеству человеческому, оно – остаток нашей первобытной непрочности, как сознание это непрочности и сетование о потере ее, оно – воззвание крещения, оно – связь земли с небом. Им очищается, изглаживается всякий грех. Если ты обременен тяжкими согрешениями, нисколько не останавливайся приступить к покаянию. Малый грех останется неизглаженным, если согрешивший пренебрег покаяться в нем, как в ничтожном, по его мнению. Всемогущее покаяние спасло целые грады, царства, отменяло приговоры, уже произнесенные Богом.

Борьба с грехом

Свт. Феофан Затворник писал, что необходимо, прежде всего, возненавидеть грех. Но этого мало. Необходима Божия помощь для преодоления прегрешения и его последствий. Для этого нужно таинство покаяния.

Вместе с тем, следует понимать, что борьба с греховными страстями занимает целую жизнь. Известен рассказ об авве Сисое, которому духовный сын пожаловался: «Что мне делать, авва? Я пал!» Прп. Сисой ответил брату: «Если ты пал, то встань!» «Но, отец, я встал и снова пал!» — «И снова вставай!» Спросив, сколько же времени будет продолжаться падение и покаяние, брат получил ответ: «Пока не будешь взят отсюда добрым или худым».

«Вроде особо нет грехов» – это только кажется

Сохранивший себя от смертных грехов, не должен думать, что он нуждается в покаянии немного. Твои согрешения легки перед твоими глазами, но ты не знаешь, какова тяжесть их в лице правосудия, и ты не представляешь, как сам страдаешь от этих грехов в душе, не видишь помрачение от них взгляда и мировоззрения своего.

Когда отстраним ослепляющее от нас развлечение, когда углубимся в себя и начнем рассматривание себя, сличая состояния душ наших с тем, что требуют заповеди Божии и что поясняют Святые отцы, тогда сами признаем малые грехи, уже немалыми.

Уроки покаяния из Священного Предания

Предание рассказывает о множестве случаев искреннего покаяния и совершенного изменения жизни уже в первом веке существования христианства.

Покаяние Апостолов

Один из самых яркий примеров покаяния – ап. Петр. Великий Апостол, почитаемый одним из «столпов Церкви», многие годы переживал свое отречение от Учителя. Покаянный настрой так глубоко проник в жизнь Петра, что он не мог без слез раскаяния слышать пения петуха.

«Извергом» и «наименьшим из Апостолов» называл себя великий Павел – «Апостол языков». Он всегда помнил, что был гонителем христиан, обращенным Самим Господом.

Покаяние святых

Один из самых поразительных – покаянный подвиг блудницы Марии. Раскаяние и доверие Господу сделало ее великой подвижницей, известной как Мария Египетская.

Покаяние и раскаяние

Святая преподобная Мария Египетская

Но путь изменения себя непрост. На нем встречают кающегося многие искушения, а потому так важно приписывать свое изменение не своим усилиям, а Господу. Житие Иакова отшельника (память 4 марта) дает пример как падения, так и восстания силой Божьей.

Св. Иаков, много лет живя в пустыне, стяжал дар прозорливости и исцелений, даже изгонял бесов. Изгнав однажды нечистого из юной отроковицы, старец возмечтал о собственной святости. Тотчас благодать Господа оставила его. Монах, девственник от чрева матери, сначала пал с девицей, затем, испугавшись огласки, убил ее. Впав в отчаяние, монах, погубивший свой подвиг, вернулся бы в мир. Но убеждения братий подействовали на грешника. Не было и воли Божией ему погибнуть. Затворившись, монах долгие годы молил о прощении. А через 10 лет инок получил извещение о помиловании. Он снова стал чудотворцем, но уже никогда не приписывал чудеса своим подвигам.

Зачем же медлить?

Зачем останавливаться, приходить в сомнение и двоедушие, которыми увеселяется и укрепляется на нас дьявол?

Скажешь грехи многочисленные, тяжкие, долговременные приходят в сомнения и двоедушие, от постоянных грехопадений силы души пришли в изнеможение, чувствую ослабление самого произволения.

Так, грехи твои тяжки! Для всех врачей твое состояние неисцелимо, но не для врача — Господа всемогущего и бесконечно милостивого. Он не будет упрекать тебя, никакое жесткое слово не изыдет из его уст, Он призывает тебя к себе единственно, чтобы даровать тебе прощение и исцеление.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: