Понятие сластолюбия
Православная и светская этики по-разному толкуют понятие сластолюбия.
Светские аспекты
С точки зрения светских людей, сластолюбие – естественное стремление человека к комфортной жизни, нормальное желание, если оно напрямую не вредит окружающим. В светском мире все чаще звучат призывы жить для себя и получать удовольствие от всех сторон жизни.
Одно из порождений сластолюбия – эгоцентризм – порицается даже светской этикой.
Православные аспекты
Согласно православному вероучению, сластолюбие – одна из трёх главных страстей, в основе которых лежит самолюбие.
Тавро
Порок — это некое качество человеческой личности, нравственная ущербность, ненормальность поведения, греховность жизни, которую человек уже не в силах скрывать, и потому она стала видна постороннему взгляду. Порок — рабское клеймо, которое грехи и страсти уже успели выжечь на душе и теле своего раба. В широком смысле порок можно считать синонимом страсти, но точнее все же будет сказать, что это — результат ее разрушительного действия, отметина, по которой можно определить, какая именно страсть владеет несчастным человеком. Как может выглядеть порок, хорошо показал Роберт Люис Стивенсон, когда описывал воспоминания бывалых пиратов о страшном даже для них капитане Флинте:
«И рожа у него была, как у дьявола! — воскликнул третий пират, содрогаясь. — Вся синяя-синяя!
— Это от рома, — добавил Мерри. — Синяя! Еще бы не синяя! От рома посинеешь, это верно».
Но не только пьянство может столь явственно отразиться на внешности человека. Завистливость, гневливость, похотливость и множество других пороков тоже искажают лица и поведение людей, без слов рассказывая окружающим о страстях, которые развились в них до такой степени, что стали для этих несчастных второй их натурой.
Фото Matt Brown
Соотношение же греха, породившей его страсти и порока можно проиллюстрировать следующим примером.
Сорвал человек свою накопившуюся за день агрессию на беззащитных родных: наорал на жену, детей, тещу — это грех, поступок, в котором следует каяться и говорить о нем на исповеди.
Движим он был при этом страстью гнева, постоянно толкающей его к подобным грехам.
Ну а порок его, очевидный для всех, можно обозначить как гневливость.
Известные сластолюбцы в истории
Всемирная история доказывает, что даже самые знаменитые, талантливые и просто влиятельные люди бывают подвержены греху сластолюбия. Один из самых ярких примеров – античный философ Аристипп. Аристипп основал учение гедонизма, согласно которому высшее счастье для человека – наслаждаться жизнью и всячески избегать боли, тревог и страдания.
Ещё одна историческая личность – Джакомо Казанова, чье имя стало синонимом слова «ловелас». Итальянский авантюрист имел любовные связи с десятками женщин.
Причины возникновения греха
Святые отцы считают, что корень сластолюбия, так же как и славолюбия и сребролюбия – самолюбие. Самолюбивый человек постоянно угождает своим желаниям и чрезмерно услаждает тело и душу, даже в молитве он ищет только приятных ощущений.
В некоторых случаях причиной сластолюбия могут стать проблемы с телесным здоровьем человека, в частности, гормональные сбои.
Психологические и органические патологии иногда приводят к нарушениям пищевого поведения или отклонениям в интимной жизни.
Что оно означает?
Желательно начать разговор с того, что человеку свойственно наслаждаться, развлекаться, требовать. Именно от таких действий рождается сластолюбие. Проще говоря, оно является ветвью эгоизма. Почему?
Приведем первый пример. Мужчине нравятся девушки с пышными формами, но худенькие и на лицо симпатичные. Он на них засматривается, выбирает себе подругу подходящую. А дальше он наслаждается ею, восхищается.
Вторым примером пусть будет любовь ко всему привлекательному. Человек любит играть в интересные игры, смотреть фильмы, покупать вкусные торты и конфеты. То есть он наслаждается.
Как видите, мы уже второй раз упоминаем этот глагол. И ведь неслучайно. Сластолюбие — это и есть стремление к наслаждениям.
Как бороться с грехом
За свою многовековую историю Православная Церковь в лице святых отцов выработала несколько способов борьбы с грехом сластолюбия. В некоторых случаях христиане могут также пользоваться достижениями современной медицины.
Исповедь
Регулярная исповедь помогает следить за своими мыслями и ощущениями, не допускать, чтобы помыслы перешли в действия.
Епитимья
Для плодотворной борьбы с грехом сластолюбия духовник может наложить на свое духовное чадо епитимью, например, соблюдать особый пост.
Медикаментозное лечение
Если причина возникновения греха кроется в неправильной работе организма, страждущему необходимо обратиться к врачам.
Нельзя назначать себе лечение самостоятельно без консультации специалистов!
Православный «фэншуй»
Есть еще одна разновидность греха, о которой следует упомянуть особо.
Греховное действие совсем не обязательно может быть физическим и даже слово для него может оказаться ненужным. Грешить можно в воображении, в фантазиях.
Но и в этом случае грех все равно будет действием, пускай и мысленным. Не стоит утешать себя тем, будто в силу этой своей сокрытости от внешнего мира мысленные грехи представляют собой нечто малозначительное. Положа руку на сердце, каждый из нас может признаться себе в том, что бывают такие мысли, о которых стыдно рассказывать даже самым близким людям. С точки зрения неверующего человека в этом нет ничего страшного: мало ли кто о чем фантазирует на досуге — главное, чтобы в реальной жизни все было пристойно и в рамках закона. Но в том-то и беда, что самые гнусные преступления совершались маньяками, садистами и насильниками уже после того, как они сотни и тысячи раз совершили их мысленно и этими страшными мыслями подготовили себя к реальным злодеяниям.
Видный деятель Русского Зарубежья протоиерей Сергий Четвериков говорил об этом так: «…Мы склонны мало придавать значения дурным движениям нашего сердца, и говорим себе и другим: “Думай и чувствуй, что хочешь, только не вреди никому!” Или иначе: “Какое кому дело до моих мыслей и чувств?.. Ведь я же никому не врежу?” Но такого рода рассуждения глубоко ошибочны. …Душа, заполненная нечистыми помыслами и пожеланиями, теряет постепенно способность совершать светлые и добрые дела. Мысленный грех бывает хуже греха сделанного. Грех делом всегда ограничен условиями его совершения; грех мыслью никогда решительно ничем не ограничен. Совершить можно лишь немногое, но нет конца тем чудовищным преступлениям, которые может мысленно совершать человек, распустивший свое воображение. Самое же плохое то, что, впадая в этот грех внутренней нечистоплотности, человек обманывает себя сознанием, что он ничего дурного не делает. А между тем, когда настает для него момент настоящей деятельности, душа его оказывается вся источена, вся развращена внутренним грехом воображения, неспособна к добру и к власти над собою».
Фото Max Noisa
Мысленные грехи могут наделать много бед в жизни человека, поэтому им непременно следует противостоять и нещадно бороться с ними каждый раз, как только заметишь, что твои ум и душа услаждаются ими. Сделать это не так уж и трудно, если быть внимательным к собственным мыслям. Ну вот, например, обругал тебя на работе начальник. Ответить ему тем же ты не можешь (если, кончено, не собираешься после этого с треском вылететь со своего рабочего места). И знаменитых резиновых манекенов с физиономиями начальников в наши офисы никак не завезут, хотя, говорят, в Японии еще с семидесятых годов прошлого века практикуется такой способ снятия стресса: получил втык от руководителя — тут же бежишь в комнату психологической разгрузки и навешиваешь его манекену и с правой и с левой, пока не приведешь свои эмоции к утраченному равновесию. Но весь этот изысканный фэншуй — в Японии. А что же остается униженному и оскорбленному работнику в наших родных широтах? Да то и остается, что в мыслях сотворить с хамом-начальником все, чего он заслужил своим беспардонным поведением. И вот, когда ты мысленно ставишь его на колени у края самой глубокой пропасти и, не слушая его жалкий лепет, безжалостно пускаешь ему пулю между глаз, знай — ты только что согрешил мысленным действием. Что же теперь с этим делать? Срочно бежать на исповедь к батюшке? Нет, против этого вида грехов Церковь предлагает уже другое оружие, которое каждый из нас всегда имеет под рукой в любое время дня и ночи.
Немедленная покаянная молитва, обращенная к Богу — вот самое действенное средство против того бесчисленного множества грехов, которое каждый из нас постоянно совершает в своем внутреннем мире. И не нужно ждать для этого очередной исповеди. Покаяние в мысленных грехах можно и нужно совершать тут же, в любом месте, мысленно же обращаясь к Богу с просьбой простить этот грех и дать силы впредь не увлекаться подобными мысленными экзекуциями, оскорблениями и прочими греховными безобразиями.
Святитель Феофан Затворник прямо говорил: «Относительно мелких греховных движений сердца, помыслов и т. п. <�…> следующее правило: как только замечено что-либо нечистое, тотчас следует очищать это внутренним покаянием пред лицом Господа. Можно этим и ограничиться, но если нечиста, неспокойна совесть, то потом еще на вечерней молитве помянуть о том с сокрушением и — конец. Все такие грехи этим актом внутреннего покаяния и очищаются».
Хотя, конечно, этот совет святителя не относится к тяжелым случаям, когда мысленные грехи становятся ужасной привычкой, полностью овладевающей человеком и уводящей его в некое подобие виртуальной реальности. Такая ситуация требует совершенно особого покаяния и специальных усилий, чтобы с ней справиться. Об этом нужно говорить с духовником на исповеди, но не подменять перечислением своих снов и фантазий, а именно отдельно обсуждать, что же делать дальше и как с Божьей помощью победить эту страшную язву, невидимую для окружающих.
Профилактика сластолюбия
Святые отцы советуют ни к чему не иметь пристрастия, чтобы не впасть в грех сластолюбия. Необходимо вести простую жизнь, не стремиться к излишнему комфорту, воздерживаться от обильной вкусной пищи, частых плотских утех, соблюдать посты и другими способами упражняться в аскетике.
Сластолюбие – это тяжкий грех, но не приговор для человека, который осознает свое несовершенство, искренне кается в падении и желает исцелиться. Важно помнить, что с Божией помощью можно победить любую страсть, если искренне обратиться ко Господу и прикладывать усилия для борьбы с духовной болезнью.
Rate this post
The following two tabs change content below.
- Автор
- Последние статьи
Дарья Коряева
Ситечко мадам Грицацуевой
«Согрешил словом, делом и помышлением…», — читаем мы в вечерних молитвах. В любом из этих случаев происходит некое действие, акт воли: я что-то сделал, я что-то сказал, я что-то подумал. Раскольников ударил старушку-процентщицу топором — совершил грех убийства. Остап Бендер утащил у мадам Грицацуевой золотое ситечко — согрешил воровством. Бросилась несчастная Анна Каренина с платформы под паровоз — взяла на себя грех самоубийства. Загулял юный мушкетер Д’Артаньян с ветреной женой своего квартирного хозяина — совершил грех прелюбодеяния. Наврал Хлестаков простодушным провинциалам, будто лично знаком с Пушкиным – согрешил. Этот список можно продолжать до бесконечности, поскольку, мировая драматургия большей частью как раз и состоит из описания самых разнообразных грехов.
Но и в реальной жизни грехи, увы, ежедневно сопутствуют жизни человека. Правда, выглядят они, как правило, не столь ярко, как в книгах или на театральной сцене. И в плоскость уголовных преступлений, слава Богу, тоже переходят довольно редко. Но суть их от этого не меняется: грех — это осознанный поступок, действие, наносящее вред самому грешнику и другим людям. Подрезал машину на трассе, демонстрируя свою водительскую «удаль», — согрешил. Орешь диким ором на перепуганную жену или детей — грешишь. Завела на стороне романчик, изменяешь втихаря мужу — грех творишь. Говоришь какое-нибудь оскорбление в ответ на чужую грубость — грешишь словом.
Фото Mabacam
А еще, как это ни странно прозвучит, можно согрешить и несовершённым действием. Например, пройти мимо лежащего на мостовой человека, даже не поинтересовавшись, что с ним случилось, не нуждается ли он в медицинской помощи. Или просто — сидя в метро, залипнув на свой смартфон и в упор не замечая стоящую перед тобой пожилую женщину.
Вот в этих грехах-поступках и следует каяться на исповеди в храме. Причем не просто составить «отчет о проделанной работе», написав грехи на бумажке и подсунув ее батюшке — на, мол, честный отче, ознакомься с моими «художествами».
Каяться на исповеди нужно прежде всего в тех грехах, которые тяготят совесть, лежат на сердце тяжелым камнем и не дают жить спокойно. Описывать их подробности в мельчайших деталях не нужно. Но и сводить исповедь к безликой реплике в стиле «согрешил гневом» или «нелюбовью к ближнему» тоже вряд ли стоит. Лучше всего кратко, но внятно изложить суть содеянного, по возможности — вслух.
Например: «Согрешил тем, что оскорбил жену грубым словом, напугал своим криком детей». Сказать вслух перед священником подобные слова бывает невероятно трудно. Но именно через такой труд и может родиться в душе настоящее покаянное чувство, отвращение к тому, что ты натворил, и желание никогда больше не повторять этот грех. Все остальное — уже дело священника и благодати Божьей.