В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится Терновый венец Иисуса Христа – терновник с острыми шипами был возложен на голову Спасителя, усугубляя Его мучения.
Образ Иисуса Христа с терновым венцом – образ страдания, ведь венец был «шутовским» коронованием и являлся орудием пытки. Но это и предмет почитания и надежды. Почему – вы узнаете в этой статье.
Исторический экскурс[править]
О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста: и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
(Мф. 27:29)
и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него
(Мк. 15:17)
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу
(Ин. 19:2)
Христос в терновом венце
О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом.
До X века Терновый венец Христа, по церковному преданию, хранился в Иерусалиме, в Х веке был перенесен в Константинополь, в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы и увезли святыню в Европу. В 1238 году король Людовик, святой Католической Церкви (1214-1270), торжественно встречал Терновый венец Господа за 40 км от Парижа. По свидетельству летописца, Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и нес Венец на плечах. Для хранения святыни была устроена Святая часовня (Sainte Chapelle) на острове Сите.
Во время Великой Французской революции Часовня горела, и святыню перенесли в Национальную Библиотеку. Церковь обратилась к Наполеону с просьбой о возвращении святыни, Наполеон вернул Терновый венец Церкви и даже преподнес ей в дар реликварий для хранения Венца (все это — несмотря на личную атеистическую настроенность). В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня.
Выносили Терновый венец Христа для поклонения верующим еще до недавнего времени лишь раз в год. Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе: «Хранить святыню под спудом или в сокровищнице храмов — давняя традиция западных христиан. Это было связано и с тем, что святыню прятали, опасаясь похищения, во времена войн и смут. Многие знают, что, например, мощи святителя Николая Мирликийского в Бари покоятся под спудом, их не открывают для паломников.
Однако несколько лет назад Католическая Церковь пошла навстречу православным, в традиции которых святыни хранятся открытыми для поклонения. Ведь Терновый венец Спасителя — это общехристианская святыня. Поэтому между епископом Парижа Жеромом Бои и епископом Корсунским Иннокентием (Васильевым) было достигнуто соглашение, по которому Терновый венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем от него будут выноситься для поклонения верующих раз в месяц».
Спаситель в терновом венце: икона
Икона Спасителя в терновом венце пришла в православную культуру из католической церкви, где это изображение было очень популярным и начало распространяться еще в 13 веке, сразу после покупки Людовиком IX. В русской иконографии образ появляется после реформ Петра I и усиливается в 19 веке. У христиан пользуется популярностью эмоциональный портрет Христа в венце «Се человек», написанный Гвидо Рени в 17 веке. На нем Христос изображен с поднятой чуть наклоненной головой, с закатившимся взором. Изображение передает момент физической боли, телесных страданий Спасителя.
Терновый венец Иисуса Христа напоминает нам каждый раз о том, как мы можем помочь себе быть снисходительней по отношению к другим людям. Ведь стоит только задуматься над глубиной пережитого Спасителем и смыслом всех этих страданий, как становится очевидным – христианство не может быть выдумано. Это просто нельзя придумать. Невинный взял на себя все раны мира, чтобы искупить виновных. Безгрешный пришел на землю, чтобы искупить от греха и смерти. Вся современная культура, известные нам ценности, понятие свободы, человеческого достоинства – все, что дорого для современного прогрессивного человека – все это родилось из христианства. Как часто мы вспоминаем об этом?
Местонахождение. Доступность для паломников[править]
Собор Парижской Богоматери
Адрес:
Париж, 6 pl. du Parvis Notre-Dame, metro Cite.
Часы работы:
с 8.00 до 18.45 с понедельника по пятницу, 08.00-19.45 — в субботу и воскресенье.
Венец доступен для поклонения далеко не каждый день. Его, вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от Креста, выносят для поклонения в первую пятницу каждого месяца, в 15.00 — в тот час, когда Христос умер на Кресте, а также в Страстную пятницу католического Великого поста. Эта служба называется чином Поклонения Венцу
. Из ризницы выходит процессия — рыцари, дамы в черном и хранители Венца вместе с католическими священниками. Венец в хрустальном футляре, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, затем начинается поклонение Венцу. Перед Венцом принято кланяться (православные делают земной поклон), можно прикладываться.
В другие дни доступа к этим святыням нет. Необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и православных часто не совпадают. Поскольку желающих очень много, очередь лучше занимать заранее, до начала церемонии в 15.00.
Описание
Венец представляет собой венок, сплетенный из прочных ветвей колючего растения, к которым добавлены стебли зизифуса. Этот кустарник обладает множеством длинных острых шипов. Считается, что изначально Терновый венок, содержал около 70 шипов, которые со временем были переданы в разные христианские храмы.
В летописях хранятся свидетельства цветения реликвии, относящиеся к началу XIII столетия. В настоящее время венок хранится в хрустальном запаянном футляре. Места рассечения святыни скрыты золотыми фигурными скобами.
Святой Грааль
Святой Грааль, равно как и Туринская Плащаница, не признан официальной реликвией. Главным претендентом на роль сосуда, который использовался во время Последней Вечери, претендует чаша, хранящаяся в соборе в Валенсии. Для простых людей, какими были Иисус и апостолы, сосуд слишком богат, но, согласно исследованиям, стеклянная часть сосуда действительно имеет возраст порядка 2000 лет и происходит с Ближнего Востока, из Финикии.
Мандилион
Генуезкий:
Ватиканский:
Мандилион, или Спас Нерукотворный, является восточно христианским аналогом Плата Святой Вероники. Согласно легенде, он был произведён самим Иисусом, когда тот ещё был на свободе и в добром здравии, в ответ на просьбу правителя города Эдессы прислать свое изображение.
Существует в 2 вариантах. Первый хранится в Генуе, в армянской церкви Святого Бартоломея. Другой ныне хранится в Ватиканском Дворце, в капелле Святой Матильды.
Гвозди Святого Креста
Как ни странно, точно не известно, сколько именно гвоздей использовалось при распятии. На традиционном изображении распятия гвоздей 3. Но единственная на сегодня находка неполного скелета распятого человека указывает скорее на 4 (Причём ноги прибивались не спереди, а с боку).
Как бы то ни было, в настоящий момент известно около 30 настоящих гвоздей, которыми Христос некогда был прибит к кресту. Сюда нужно добавить некоторое количество, которые перековали в другие предметы. Например, так называемая ломбардская корона укреплена железным кольцом, перекованным из одного из гвоздей.
То что реликвий оказывается больше, чем положено по здравому смыслу, известный феномен ещё из ранних времён христианства. Классическим объяснением этого является свойство реликвий к чудесному размножению. Господь в своей неизъяснимой милости позволяет существовать реликвиям во множестве экземпляров, все из которых признаются настоящими, что бы осенить их благодатью как можно большее количество верующих.
Туринская Плащаница
В отличие от большинства других перечисленных предметов, Туринская Плащаница, как ни странно, официально реликвией (т.е. предметом, обладающим священным статусом и способностью к сотворению чудес) не считается. Именно поэтому она относится к наиболее изученным предметам такого рода. К изучению настоящих реликвий церковь учёных допускает с гораздо большим трудом. Однако, церковь, разумеется, не препятствует её демонстрации и поклонению.
Скептиками вроде меня Плащаница признается скорее подделкой. Однако, ни время производства, ни автора, ни метод указать не удалось. Плащаница не имеет аналогов и, судя по анализам пыльцы, ткань действительно происходит с Ближнего Востока. Поскольку в качестве времени создания указывается 12-13 век, изображение было создано вероятнее всего в Европе, поскольку Ближний Восток уже был исламским.
Существует уникальная иллюстрация в написанной в 11 веке в Сербии Библии, которую можно интерпретировать, как изображение Плащаницы (по характерному L-образному расположению дырок на ткани).
4. Сударион
Сударион представляет собой нечто вроде полотенца (по размерам 80х50см, скорее банного), покрытого пятнами крови. Он хранится в соборе в Овьедо, начиная с 7 века. Само слово означает «для утирания пота». Согласно легенде, им была укрыта кровоточащая голова Христа. Что, очевидно, не помешало за одно появиться изображению на Туринской Плащанице, которая, согласно другой легенде, была погребальным саваном и укрывала все тело целиком.
Ещё один кусок ткани, пропитанный кровью Христовой, хранится в Брюгге, куда она попала после 2 Крестового похода.
Кто есть апостолы?
В деле своего общественного служения Иисус избрал учеников. Они называются святыми апостолами. Христос объяснял апостолам учение о Боге, расскрывал истины христианства. Апостолы были с Христом во время его чудес, а также в главные и важнейшие моменты его жизни. Иногда Христос брал с собой трех учеников в качестве свидетелей его великих чудес. Так, например, Петр, Иаков и Иоанн стали свидетелями преображения Иисуса Христа, воскресения дочери Иаира. Среди апостолов выделяют 12 и 70 человек. Первыми на апостольство были призваны Андрей Первозванный, Петр, Иоанн, Иаков Зеведеев, Матфей, Филипп, Варфоломей, Симон Зилот, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей, Матфий. Они именуются апостолами от 12-ти. Позднее Христом было избрано еще 70 апостолов. Апостолы, то есть «посланники, послы»; их задачей было разрешать человека от грехов, крестить народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Крайняя плоть господня
Иисус родился в нормальной еврейской семье и прошёл все положенные в иудаизме ритуалы, включая обрезание. По идее, единственная зримая часть тела господня должна была бы стать одной из главных святынь. Но её иудейское происхождение, а так же место, от куда была взята плоть господня, вызывало что-то вроде стыдливости. Возможно поэтому уже в раннем средневековье появились сомнения в её подлинности. Достаточно распространено было мнение, что в момент вознесения Христа на небо так же должны были вознестись на небо и все части его тела, вроде ногтей, волос и т.п., включая, разумеется, и крайнюю плоть. Кроме того, существовали несколько крайних плотей, из них самые известные в аббатстве Шарру во Франции и в городке Кальката в Италии. При этом существовало упорное мнение, что Новый Год не спроста назначили на 1 января, дату обрезания Иисуса.
В конечном итоге, в 1960 году папа Иоанн 23 постановил, что любое упоминание крайней плоти господней будет караться отлучением от церкви, а день 1 января стал просто восьмым (литургическая октава) от рождества.