Когда можно читать псалтырь после Пасхи


Какие псалмы в каких случаях следует читать?

Мы собрали указатели чтения псалмов на всякую потребу по советам Афанасия Великого, Арсения Каппадокийского, Димитрия Ростовского, Амвросия Оптинского, Филарета Московского и других святых. Вооружившись ими, Вы также сможете использовать Псалтирь как требник. Выбрав ниже нужный свод правил, Вы перейдете к нему по ссылке.

  • О чтении Псалтири на всякую потребу. По писаниям святителя Афанасия Великого
  • Псалтирь на каждый день седмицы
  • Псалмы, выражающие чувствования верующего
  • Псалмы, выражающие главную мысль
  • Псалмы на разную потребу. По советам и наставлениям преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского и святителя Филарета Московского
  • Псалтирь как требник. Указатель псалмов святого Арсения Каппадокийского с дополнением старца Паисия Святогорца

Купить Псалтирь с правилами чтения в разных обстоятельствах Вы можете в этом разделе. Чтобы узнать подробнее об особенностях каждой книги, переходите не страницу издания.

Как читать псалтырь дома?

Зажгите символическую свечу! Пока вы читаете, она горит.
Для мирян общие правила чтения псалмов схожи с богослужебными. Священники дают следующие советы для тех, кто только начинает осваивать домашние молитвы, и не знает, как правильно читать Псалтырь:

  • При чтении псалмов рекомендуется зажечь дома свечу или лампадку. Но отсутствие этих атрибутов грехом не считается. Главное здесь — правильно настроить себя на молитвы.
  • Для тех, кто плохо знаком с книгой Псалмов, можно начать читать ее по-русски. В дальнейшем, по мере духовного развития, следует переходить на церковнославянский язык, на котором ведут богослужения в храмах.
  • Параллельно не лишним будет изучить толкования псалмов святыми отцами. Это поможет разобраться с историей и смыслом молитв.
  • Церковь рекомендует читать Псалтырь каждый день, так же, как и Евангелие. Закончив чтение книги, рекомендуется начать его заново, и так на протяжении всей жизни.
  • Во время молитвы иногда придется отвлекаться на домашние дела. В этом нет ничего страшного, но молитвам лучше уделить время, свободное от рутинных дел.
  • В начале каждого сборника указаны начальные молитвы, с которых следует начинать чтение Псалтыря. Если вам пришлось прерваться, и вы продолжаете читать на следующий день, заново произносить начальные молитвы не нужно. Завершив всю книгу, нужно прочитать молитвы, которые указаны для чтения по окончании псалмов.
  • Порядок чтения Псалтыря может быть любым. Но лучше всего идти от начала до конца, не пропуская ни одной кафизмы.
  • Названия псалмов зачитывать не нужно.
  • Читать можно сидя. Вставать необходимо только при прочтении начальных и завершающих молитв, а также на «Славах».
  • Преподобный Серафим Саровский и Святой Игнатий советовали читать книгу Псалмов шепотом или вполголоса, но не про себя. Считается, что это способствует лучшему восприятию молитв и помогает сохранить внимание.
  • Значение имеет не столько порядок чтения, сколько правильность произношения. Следует особое внимание уделить ударениям в словах, так как неправильная их расстановка может исказить смысл молитвы. Читать нужно слегка нараспев, монотонно, без проявления эмоций. Церковь считает, что театральность и наигранность прельщает человека и способствует его впадению в грех.

О чтении Псалтири на всякую потребу

Составлено по писаниям святителя Афанасия Великого

Каждый, произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих псаломским словом. Ибо скорбит ли кто,: читая псалмы, великое увидит в них утешение. Терпит ли искушения и гонения, – поя псалмы, явится благоискусным, и будет покровительствуем Господом, который покровительствовал изрекшего псалом; или обратит в бегство диавола и отразит демонов его. Если кто и согрешал, – читая псалмы, придет в себя и перестанет грешить. А если кто не согрешил, – увидит себя радующимся, что соревнует предварившим, и воспевая псалмы, превозмогает в борьбе,– и он вовек не поколеблется в истине, но обличит обольщающих и намеревающихся ввести в заблуждение…Слышал я от мужей мудрых, что в древности у израильтян только чтением Писания изгоняли демонов и обличали козни, чинимые им людям.

Итак, в различных обстоятельствах читай псалмы:

  1. Если желаешь утвердиться в надежде на Бога и небоязненности (ограждении от духов нечистых): Пс. 90.
  2. При желании поселиться в дом Божий и вечные Божии селения: Пс. 83.
  3. Если просишь щедрот у Бога: Пс. 66.
  4. При затруднительных обстоятельствах жизни, при унынии духом: Пс. 101.
  5. Если пленен чуждыми помыслами: Пс. 136.
  6. Когда видишь гордыню и умножающуюся злобу многих, видишь, что уже у людей нет ничего святого: Пс. 11.
  7. Когда услышишь, что хулят иные промысл, тогда не приобщайся к их нечестию, но, обратясь к Господу, произнеси: Пс. 13.
  8. Если желаешь узнать, каким должен быть гражданин Небесного царствия: Пс. 14.
  9. Видя угнетаемых, утешай их, молясь за них и говоря им этими словами: Пс. 19.
  10. Если увидишь упорство беззаконных во зле, не думай, что злоба в них от природ, как говорят – и увидишь что они сами причина того, что грешат: Пс. 35.
  11. Если кто хочет смутить тебя и привести в боязнь, имей упование на Господа и читай: Пс. 10.
  12. При гонении и поношении врагов и множества восстающих на тебя: Пс. 3, 24, 26, 41, 139.
  13. Если желаешь укрепиться против нападающего врага: Пс. 38.
  14. Видя лукавнующих, которые уготовляют тебе сети: Пс. 5, 7.
  15. Если злоумышление врагов продолжается – не падай духом, как будто забыт ты Господом, но призови Его, воспевая: Пс. 12, 25, 34, 42.
  16. Если терпишь скорби от нападающих и хочешь узнать пользу терпения: Пс. 39.
  17. Если раскаиваешься в соделанном грехе и молишь о помиловании: Пс. 50.
  18. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Богу: Пс. 28, 104, 106, 134, 145-150.
  19. Желая вспомнить, какие благодеяния Божии оказаны отцам, сколь Бог благ и люди неблагодарны: Пс. 43, 77, 88, 104-106, 113.
  20. Благодарение Господу, когда Он услышал тебя в скорби: Пс.4,74,114,45.
  21. Когда спасен ты от врагов твоих, избавлен от гонителей своих: Пс. 17, 9.
  22. Видя, что Господь пасет тебя и благоустрояет путь твой: Пс. 22.
  23. Впав в руки врагов и мудро избежав их, и уклонившись от злоумышлений их: Пс. 33.

Молитвослов. Издание пятое. Москва. Синодальная типография, 1897 год.

Как читать Псалтырь по усопшему?

Православные традиции
  • Существует традиция чтения Псалтыря над телом усопшего до момента его погребения, а также по одной кафизме в течение 40 дней после смерти. До похорон делать это нужно непрерывно.
  • Родственникам умершего следует читать Псалтырь ночью и днем без остановки, за исключением моментов, когда при гробе совершаются литии или панихиды.
  • Сегодня чтение над телом практически невозможно, но можно разделить сутки на несколько отрезков и распределить время между родными для зачитывания книги на дому.

Псалтирь на каждый день седмицы

На каждый день недели существует определенный пслаом. Некоторые из этих псалмов надписаны днем седмицы, другие содержат стихи, соответствующие дням творения мира или прообразующие события Страстной седмицы и Воскресения Христова.

  • воскресенье – Пс. 23;
  • понедельник – Пс. 47;
  • вторник – Пс. 66;
  • среда – Пс. 93;
  • четверг – Пс. 49;
  • пятницу – Пс. 92;
  • субботу – Пс. 91.

Об умершем, по традиции, принято читать всю Псалтирь, но если нет возможности, то тогда – 17 кафизму.

Дни, когда не читают Псалтырь

В православном календаре есть такие дни, когда не читают псалтырь. В храмах и дома, начиная с Чистого Четверга и до Фоминой недели не следует читать псалтири. Этот период длится 10 дней.

В домашних условиях следует делить кафизм на три Славы.

Важно!

Кафизма – особый раздел в Псалтыри при котором можно сидеть. Существуют 20 кафизм.

Пред чтением кафизмы надо прочитать «Отче наш…», после «Господи помилуй» 12 раз, а потом делать коленопреклонение с молитвой.

Псалмы, выражающие чувствования верующего

  1. Прославление Бога за дела творения и промысла, наипаче же за благодеяния, на человека изливаемые: Пс. 102
  2. Прославление Бога за особенное хранение верующего: Пс. 2
  3. Без благословения Божия невозможно иметь успеха в делах своих: Пс.126
  4. Промысел Божий о верующем и избрание его для жизни вечной: Пс. 138
  5. Сокрушение о грехах, прошение к Богу о помиловании на Суде: Пс. 37
  6. Желание верующего соединиться с Богом и упование на Него в несчастии: Пс. 41
  7. Блаженство праведника и гибель нечестивых: Пс. 1
  8. Свойства истинного праведника и наследника жизни вечной: Пс. 14
  9. Бог прощает грехи смиренно исповедающим их пред Ним: Пс. 31
  10. Не должно завидовать счастью грешников, взирать же подобает на конец беззаконных и праведных: Пс. 36
  11. Особенная милость Божия к милостивым: Пс. 40
  12. Блаженство пребывающих во храме Господнем: Пс. 83.
  13. Прославление благости Господа к уповающим на Него: Пс. 90
  14. Твердость верующего в гонениях и утешение покровительством Божиим: Пс. 26
  15. Утешение праведника всегдашним хранением Божиим: Пс. 120
  16. Воздыхание к отечеству Небесному: Пс. 136
  17. Образец молитвы за царя: Пс. 19. 20

Молитвослов. Издание пятое. Москва. Синодальная типография, 1897 год.

Псалмы, выражающие главную мысль

  1. В каждом псалме можно выделить главную мысль. Поэтому признаку все псалмы можно разделить на группы:
  2. Прославление свойств Божиих: 8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 76, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150.
  3. Благодарение Богу за благодеяния народу богоизбранному: 45, 47, 64, 65, 67, 75, 80, 84, 97, 104, 123, 125, 128, 134, 135, 149.
  4. Благодарение Богу за благодеяния добрым: 22, 33, 35, 90, 99, 102, 111, 117, 120, 144, 145.
  5. Прославление благости Божией в отношении к отдельным лицам: 9, 17, 21, 29, 39, 74, 102, 107, 115, 117, 137, 143.
  6. Прошение у Бога прощения грехов: 6, 24, 31, 37, 50, 101, 129, 142.
  7. Упование на Бога в смущении духа: 3, 12, 15, 21, 26, 30, 53, 55, 56, 60, 61, 68, 70, 76, 85, 87.
  8. Обращение к Богу в глубокой скорби: 4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 69, 108, 119, 136, 139, 140, 142.
  9. Прошение о помощи Божией: 7, 16, 19, 25,
    34, 43, 59, 66, 73, 78, 79, 82, 88, 93, 101, 121, 131, 143.
  10. Желание посетить храм: 41, 42, 83.
  11. Псалмы учительные о добре и зле: 1, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 23, 24, 31, 33, 35, 36, 49, 51, 52, 57, 72, 83, 90, 91, 93, 111, 120, 124, 126, 127, 132.
  12. О законе Божием: 18, 118.
  13. О суетности жизни: 38, 48, 89.
  14. Об обязанностях правителей: 81, 100.
  15. Пророческие псалмы: 2, 15, 21, 39, 44, 67, 71, 96, 109, 117.
  16. Псалмы в честь Иерусалима и храма Иерусалимского: 14, 23, 67, 86, 131, 133, 134.
  17. История народа Божия: 77, 105.
  18. Псалмы о будущем Мессии, Господе Иисусе Христе: 2, 15, 21, 44, 68, 71, 109.
  19. О лицах и событиях Ветхого Завета, прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь: 8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117.
  20. Хвалительные псалмы: 112, 113, 114, 115, 116, 117.

Псалтирь. Репринтное издание Московской Патриархии, 1873 год

Псалмы на разную потребу

По советам и наставлениям преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского и святителя Филарета Московского

По советам и наставлениям святых отцов Церкви: преподобного Ефрема Сирина, святителя Афанасия Великого, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Филарета Московского – в Псалтири можно выделить псалмы на разную потребу:

  1. Чтобы уберечься от тяжких грехов: Пс. 18
  2. Против нападений бесовских: Пс. 45, 67
  3. При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: Пс. 4, 7, 36, 51
  4. Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: Пс. 11
  5. Для смирения духа: Пс. 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
  6. Когда враги продолжают искать твоей погибели: Пс. 34, 25, 42
  7. В благодарность за победу над врагом: Пс. 17
  8. Во время скорби и в несчастиях: Пс. 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
  9. При унынии и в безотчетной скорби: Пс. 26, 90, 101
  10. В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: Пс. 3, 37, 2, 49, 53, 58, 90, 139
  11. В о б стояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: Пс. 16, 85, 87, 140
  12. Когда просишь милости и щедрот у Бога: Пс.66
  13. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу: Пс. 28
  14. Чтобы не скупиться и подавать милостыню: Пс. 40
  15. Восхваляя Господа: Пс. 23, 88,92,95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
  16. В болезнях: Пс. 29, 46, 69
  17. В смятении душевном: Пс. 30
  18. В душевном уязвлении: Пс. 36, 39, 53, 69
  19. В утешение угнетаемым: Пс. 19
  20. От порчи и колдунов: Пс. 49, 53, 58, 63, 139
  21. Когда имеешь потребность исповедания истинного Бога: Пс. 9, 74, 104, 105, 106, 107,117, 135, 137
  22. О прощении грехов и в покаянии: Пс. 6, 24,50,56, 129
  23. В радости духовной: Пс. 102, 103
  24. Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: Пс. 13, 52
  25. Когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби, чтобы не соблазниться: Пс. 72
  26. В благодарность за всякое благодеяние Божие: Пс. 33, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 145, 148, 149
  27. Перед выходом из дома: Пс. 31,
  28. В дороге: Пс. 41.42, 62, 42
  29. Перед посевом: Пс. 64
  30. От покраж: Пс. 51
  31. От потопления: Пс. 68
  32. От мороза: Пс. 147
  33. В гонениях: Пс. 53, 55,56, 141
  34. О даровании мирной кончины: Пс. 38
  35. О желании переселиться в вечные селения: Пс. 83
  36. По усопшим: Пс. 118
  37. Если одолевает лукавый: Пс. 67, 142
  38. О необычайном изменении дел: Пс. 67
  39. Покаянные псалмы: Пс. 6, 31, 37, 50, 101, 129, 142
  40. Когда одолевает грусть: Пс. 101
  41. Мольба о том, чтобы Бог услышал молитву твою: Пс. 140

Псалтирь как требник. Указатель Святого Арсения Каппадокийского

В защиту от демонов

  • Пс. 6.
    Да освободит господь находящихся под заклятием.
  • Пс. 8.
    Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.
  • Пс. 9.
    Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.
  • Пс. 13.
    От беса читать трижды в день три дня.
  • Пс. 24.
    Сильно страдающим от искушений, которые ропщут и жалуются.
  • Пс. 33.
    Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.
  • Пс. 45.
    Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.
  • Пс. 57.
    Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями, и да
  • запретит Господь бесам и лукавым людям.
  • Пс. 65.
    Да не принесет лукавый в дом разлад и да не ввергнет семью в скорбь.
  • Пс. 70.
    Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.
  • Пс. 90.
    Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.
  • Пс. 94.
    Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.
  • Пс. 96.
    Да рассеются чары.
  • Пс. 121.
    Да исцелит Господь страдающих суеверием.

В защиту от стихии и бедствий

  • Пс. 17.
    При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.
  • Пс. 21.
    Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.
  • Пс. 28.
    Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.
  • Пс. 30.
    Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.
  • Пс. 31.
    Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.
  • Пс. 47.
    Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкие бедствия, читать в продолжение 40 дней.
  • Пс. 50.
    Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог.
  • Пс. 68.
    Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.
  • Пс. 85.
    Да спасет Господь мир, когда приходит эпидемия и люди умирают.
  • Пс. 92.
    Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море (Преподобный также советовал кропить корабль с четырех сторон).
  • Пс. 111.
    Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.
  • Пс. 133.
    Да защитит Господь людей от всякой напасти.

В защиту от вражды людской

  • Пс. 3.
    Да оставит людей злоба, и да не пытают (обижают) они неправедно ближних своих.
  • Пс. 5.
    Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.
  • Пс. 7.
    Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.
  • Пс. 10.
    Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).
  • Пс. 11.
    Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.
  • Пс. 14.
    Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси, и да покаются.
  • Пс. 16.
    При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.
  • Пс. 22.
    Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.
  • Пс. 26.
    Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.
  • Пс. 29.
    В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.
  • Пс. 32.
    Да откроет Господь правду о неправедно осужденных, и да отпустят их на свободу.
  • Пс. 33.
    Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.
  • Пс. 34.
    Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.
  • Пс. 35.
    Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.
  • Пс. 36.
    Израненным разбойниками.
  • Пс. 42.
    Да освободятся соотечественники из вражеского плена.
  • Пс. 47.
    Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкие бедствия, читать в продолжение 40 дней.
  • Пс. 57.
    Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями, и да запретит Господь бесам и лукавым людям.
  • Пс. 59.
    Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены (оклеветаны) неправедно.
  • Пс. 72.
    Да покаются разбойники.
  • Пс. 73.
    Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню. Чтобы защитил Бог мирных людей, попавших в окружение врагов.
  • Пс.74.
    Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.
  • Пс. 78.
    Да защитит Господь поселенца от грабежа неприятельским войском.
  • Пс. 82.
    Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.
  • Пс. 84.
    Да исцелит Господь раненных разбойниками и страдающих от испуга.
  • Пс. 87.
    Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.
  • Пс. 93.
    Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.
  • Пс. 107.
    Да усмирит Господь врагов, и да оставят они свои злые намерения.
  • Пс. 117.
    Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.
  • Пс. 118.
    Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.
  • Пс. 120.
    Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.
  • Пс. 124.
    Да защитит Господь поля праведных от злых людей.
  • Пс. 131.
    Да явит Господь милость Свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.
  • Пс. 133.
    Да защитит Господь людей от всякой напасти.
  • Пс. 135.
    Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от врагов.
  • Пс. 139.
    Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.
  • Пс. 140.
    Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.
  • Пс. 141.
    Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.
  • Пс. 143.
    Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.

Об устроении семейной жизни и искоренении вражды среди близких

  • Пс. 10.
    Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).
  • Пс. 19.
    Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.
  • Пс. 22.
    Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.
  • Пс. 43.
    Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.
  • Пс. 45.
    Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.
  • Пс. 54.
    Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.
  • Пс. 75.
    Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.
  • Пс. 76.
    Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.
  • Пс. 86.
    Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.
  • Пс. 106.
    Да исцелит Господь бесплодную.
  • Пс. 116.
    Да сохранится в семье любовь, и да прославят Бога.
  • Пс. 126.
    Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.
  • Пс. 127.
    Да не коснется домов злоба врагов, и да пребудут в семье мир и благословение Божие.
  • Пс. 139.
    Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.
  • Пс. 142.
    Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.

Об исцелении от болезни

  • Пс. 4.
    Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.
  • Пс. 5.
    Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.
  • Пс. 7.
    Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.
  • Пс. 12.
    Страдающим болезнями печени.
  • Пс. 18.
    Да разродится роженица.
  • Пс. 19.
    Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.
  • Пс. 27.
    Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.
  • Пс. 37.
    При зубной боли.
  • Пс. 40.
    Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.
  • Пс. 44.
    Страдающим болезнями сердца или почек.
  • Пс. 55.
    Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.
  • Пс. 56.
    Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.
  • Пс. 58.
    Немым, да даст им Господь дар речи.
  • Пс. 63.
    Когда укусит кого бешеная собака или волк.
  • Пс. 67.
    Да излечится страдающая выкидышами.
  • Пс. 79.
    Да исцелит Господь больного водянкой.
  • Пс. 95.
    Да исцелит Господь глухих.
  • Пс. 102.
    Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.
  • Пс. 106.
    Да исцелит Господь бесплодную.
  • Пс. 108.
    Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь клеветников и вразумит, чтобы они покаялись.
  • Пс. 113.
    Да исцелит Господь слабоумных детей.
  • Пс. 122.
    Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.
  • Пс. 125.
    Да исцелит Господь страдающих головными болями.
  • Пс. 128.
    Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость Свою на жестокосердных и несдержанных, чтобы проявили милосердие.
  • Пс. 142.
    Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.
  • Пс. 145.
    Да исцелит Господь страдающих кровотечением.
  • Пс. 146.
    Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.

О помощи в различных житейских нуждах

  • Пс. 1.
    Когда сажают дерево или лозу, да принесут плод.
  • Пс. 15.
    Да найдется потерянный ключ.
  • Пс. 23.
    Да откроется дверь, когда ключ потерян.
  • Пс. 31.
    Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.
  • Пс. 48.
    Тем, чей труд сопряжен с опасностями.
  • Пс. 52.
    Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.
  • Пс. 62.
    Да принесут поля и деревья плоды при засухе.
  • Пс. 66.
    Благословение да будет на домашнем скоте.
  • Пс. 71.
    Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.
  • Пс. 81.
    Дабы шла торговля у крестьян и те не впадали в горе и отчаяние.
  • Пс. 83.
    Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.
  • Пс. 89.
    Да пошлет Господь дождь в засуху и да наполнятся пересохшие источники.
  • Пс. 123.
    Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.
  • Пс. 144.
    Да благословит Бог труды людей и примет их.
  • Пс. 147.
    Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.
  • Пс. 148.
    Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Бога.

Об устроении взаимоотношений между людьми, примирении,вразумлении и ниспослании житейской мудрости и помощи Божией

  • Пс. 2.
    Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.
  • Пс. 3.
    Да оставит людей злоба и да не пытают (обижают) они неправедно ближних своих.
  • Пс. 14.
    Да обратятся воры или разбойники и вернутся восвояси и да покаются.
  • Пс. 16.
    При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.
  • Пс. 20.
    Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.
  • Пс. 34.
    Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.
  • Пс. 35.
    Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.
  • Пс. 38.
    Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.
  • Пс. 39.
    Да помирятся хозяин и работник после ссоры.
  • Пс. 41.
    Молодым, когда страдают от несчастной любви.
  • Пс. 46.
    Дабы примириться работнику и хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти работу ему.
  • Пс. 51.
    Да покаются жестокосердные правители, и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.
  • Пс. 53.
    Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.
  • Пс. 55.
    Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.
  • Пс. 60.
    Тем, кому трудно работать от лени или от страха.
  • Пс. 64.
    Да процветают купцы. Чтобы имели страх Божий и не обманывали людей.
  • Пс. 69.
    Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.
  • Пс. 70.
    Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.
  • Пс. 77.
    Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.
  • Пс. 101.
    Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.
  • Пс.108.
    Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь клеветников и вразумит, чтобы они покаялись.
  • Пс. 109.
    Дабы младшие уважали старших.
  • Пс. 110.
    Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.
  • Пс. 119.
    Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.
  • Пс. 128.
    Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость Свою на жестокосердных и несдержанных, чтобы проявили милосердие.
  • Пс. 129.
    Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и неискусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.
  • Пс. 132.
    Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.
  • Пс. 136.
    Да умирит Господь вспыльчивого.
  • Пс. 137.
    Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.

О помощи в денежныхи других материальных затруднениях; об укреплении благосостояния и справедливости

  • Пс. 20.
    Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.
  • Пс. 38.
    Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.
  • Пс. 64.
    Да процветают купцы. Чтобы имели страх Божий и не обманывали людей.
  • Пс. 77.
    Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.
  • Пс. 80.
    Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.
  • Пс. 81.
    Дабы шла торговля у крестьян и те не впадали в горе и отчаяние.
  • Пс. 83.
    Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.
  • Пс. 88.
    Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.
  • Пс. 103.
    Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.
  • Пс. 112.
    Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.
  • Пс. 114.
    Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.
  • Пс. 137.
    Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.
  • Пс. 144.
    Да благословит Бог труды людей и примет их.

О ниспослании и возращении плодов духовных, избавлении от страстей и исправлении жизни

  • Пс. 24.
    Сильно страдающим от искушений, которые ропщут и жалуются.
  • Пс. 25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы он подал просимое без вреда для просящего.
  • Пс. 49.
    Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.
  • Пс. 61.
    Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не роптал.
  • Пс. 91.
    Да подаст Господь людям благоразумие, чтобы они возрастали духовно.
  • Пс. 97.
    Да утешит Господь удрученных горем.
  • Пс. 98.
    Чтобы Бог благословил и послал благодать молодым, желающим посвятить себя Богу.
  • Пс. 99.
    Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.
  • Пс. 100.
    Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.
  • Пс. 104.
    Да покаются люди и исповедуют свои грехи.
  • Пс. 105.
    Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.
  • Пс. 115.
    Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.
  • Пс. 130.
    Да подаст Господь людям покаяние и утешит их надеждой, чтобы спастись им.
  • Пс. 134.
    Да сосредоточатся люди во время молитвы, и да соединятся их души с Богом.
  • Пс. 136.
    Да умирит Господь вспыльчивого.
  • Пс. 138.
    Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.

Беседы с батюшкой. Недели после Пасхи

Аудио

На вопросы телезрителей отвечает игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря города Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга.
— Каждая Неделя после Пасхи имеет определенное наименование и посвящена важным церковным событиям: Неделя 2-я по Пасхе именуется Антипасхой, в народе — Фомина неделя, грядущий выходной день посвящен женам-мироносицам, далее следует Неделя о расслабленном, Неделя о самарянке, Неделя о слепом. Сегодня мы поговорим о том, почему воскресные дни после Пасхи именуются определенным образом и особо выделяются в церковном календаре.

Но прежде, поясните, почему словом «Неделя» в церковном календаре называется только один конкретный воскресный день, а привычная для нас неделя с понедельника по воскресенье в церковном календаре называется седмицей?

— Такая сложность в терминологии обусловлена тем, что богослужение в Русской Православной Церкви, церковный календарь и все календарные особенности ведутся на церковнославянском языке. Этот язык похож на русский лишь в определенных моментах, а в других похож не очень или совсем не похож. Человеку, который с церковнославянским языком знаком слабо, для того, чтобы все правильно понять, нужно усвоить такую вещь: именно воскресный день по-церковнославянски называется Неделя, от слова «не делать», когда человек устраняется от всех мирских дел ради того, чтобы себя посвятить духовному деланию, духовным занятиям, в первую очередь, посещению храма Божия. Обычно вся церковная община в день воскресный собирается в храме Божием. Именно поэтому день, в который люди не делают или стараются не делать ничего мирского, а занимаются духовным деланием, день, посвященный воспоминанию Воскресения Христа из мертвых, по-церковнославянски называется Неделя. Соответственно, все воскресные дни, которые имеют особое значение, особо отмечены в календаре, они так и называются в календаре – Неделя такая-то, к примеру, Неделя 2-я по Пасхе. Семидневный отрезок времени, который мы по-русски называем неделей, по-церковнославянски называется седмица.

Таким образом, если речь идет о седмице в церковном календаре, то имеется в виду семидневный отрезок времени. А если речь идет о Неделе, то имеется в виду воскресный день, который отмечен тем или иным воспоминанием. Еще важно отметить такую особенность воскресных дней после Пасхи – их отсчет начинается с самой Пасхи. Неделя 2-я по Пасхе в календаре нигде не отмечена, потому что это сама Пасха. Неделя 2-я по Пасхе наступает по-русски через неделю, по-церковнославянски — через седмицу после Пасхи. Она называется – Неделя 2-я по Пасхе.

— Можно сказать, что это путаница – лингвистическая. Получается, что когда мы говорим о Фоминой Неделе, то имеем в виду один конкретный воскресный день –Недели 2-ой по Пасхе?

— Да, это воскресенье, которое следует после праздника Святой Пасхи.

-Почему те Недели по Пасхе, которые мы упомянули в начале передачи, выделяются в церковном календаре особым образом?

— Действительно, каждое воскресенье, или по-церковнославянски каждая Неделя после Пасхи, отмечена особым воспоминанием. В основном эти воспоминания касаются тех евангельских чтений, которые положены в эти воскресные дни. Некоторые дни связаны памятованием особых святых, например, воскресный день, в который вспоминаются святые отцы Первого Вселенского Собора, – это уже отдельные церковные воспоминания, и соответственно этому воспоминанию посвящен отдельный воскресный день. В основном это евангельские чтения и соответствующие им особые размышления, которые христианам полезно иметь. Каждое из евангельских чтений посвящено особой теме, за исключением евангельского чтения в Неделю жен-мироносиц. Эти чтения достаточно длинные и серьезные, каждое из них посвящено особенному случаю из жизни Господа Иисуса Христа; они позволяют христианину целую седмицу посвятить осмыслению того евангельского чтения, о котором шла речь на воскресном праздничном богослужении.

— Неделя 2-я по Пасхе называется Антипасхой, или Фоминой неделей. Что такое Антипасха?

— Антипасха звучит странно и даже угрожающе, будто имеет антихристианский смысл. На самом деле слово «анти» в греческом языке имеет значение не только «против», но и «вместо». Когда мы говорим Антипасха, имеем в виду что-то вместо Пасхи. Мы можем задать себе вопрос: «Разве может быть что-то вместо Пасхи?». Да, может. Вместо Пасхи может быть воспоминание о Пасхе чуть меньшей силы, такое воспоминание, которое вновь заставляет трепетать каждое верующее сердце, вновь побуждает его радоваться Воскресению Христову, поэтому именно в следующий воскресный день после Пасхи совершается особое воспоминание Воскресения Христа. Даже есть такая церковная традиция: именно в этот день совершают свои престольные праздники храмы, престолы которых освящены в честь Воскресения Христова. Вроде бы престольный праздник должен быть в Пасху, но церковная традиция подразумевает, что в этих приходах празднование совершается неделей позже — в день Антипасхи. Также это воскресенье называется Неделей о Фоме, или Фоминой Неделей, или Неделей уверения апостола Фомы.

— По сути, каждый из воскресных дней является вместо Пасхи? Ведь воскресение оттого и воскресение, потому что мы вспоминаем важнейшее христианское торжество?

— Так оно и есть. Но из всех воскресных дней именно Антипасха воспринимается нами как главное из воскресений после Пасхи.

— Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Великим постом говорили, что молитва святого Ефрема Сирина читается только в Великий пост. В конце Псалтири, после чтения кафизм, написано, что нужно читать молитву Ефрема Сирина. Можно ли читать молитву Ефрема Сирина каждый день?».

— Здесь можно ответить краткой церковной монашеской поговоркой о том, что келья устава не знает. Поэтому те особенности, которые касаются богослужения в храмах, могут не касаться тех молитвословий, которые мы совершаем келейно, в домашних условиях. Я знаю, что многие христиане считают для себя возвышенным и назидательным чтение молитвы святого Ефрема Сирина не только Великим постом, но и в другие дни. Пожалуй, только в Пасху, когда нужно радоваться особо, покаянная молитва святого Ефрема Сирина не будет уместной даже в келейных условиях. Вообще, молитву Ефрема Сирина, если она возбуждает в вашей душе высокие благочестивые чувства и побуждает к доброй христианской жизни, конечно же, можно в келейных условиях читать. Но на Светлой седмице, когда в храмах поют о Воскресшем Христе, когда идет возвышенное и радостное богослужение, вряд ли нужно в келейных условиях переходить к сугубому покаянию, которое несет в себе замечательная молитва святого Ефрема Сирина.

— Какое событие мы вспоминаем в Фомину Неделю?

— В Фомину Неделю совершается чтение Евангелия об уверении святого апостола Фомы. Это достаточно длинное евангельское повествование, в котором говорится о двух встречах воскресшего Христа Спасителя со своими учениками-апостолами. Отмечено, что Христос Спаситель являлся им тогда, когда они были взаперти «страха ради иудейска». Эти слова означают тот страх, которым объяты были апостолы; в то время на них еще не сошел Дух Святой, и они не были еще теми замечательными проповедниками воскресения Христа из мертвых. Это были сильно напуганные люди, которые в полной мере могли почувствовать на себе силу иудеев, распространявших о них слух, что они являются обманщиками и возмутителями народа, они похитили тело Иисуса из гробницы и объявили Его воскресшим. Их в любой момент могли схватить, арестовать и подвергнуть самому суровому наказанию по обвинению в возмущении народа. Апостолы были этим напуганы и сидели взаперти. Они пребывали в молитве, но тот момент, когда они сидели взаперти, свидетельствует о том, какие обстоятельства окружали их жизнь. К ним является Господь Иисус Христос, беседует с ними, подает им мир, преподает им власть прощать людям грехи (это еще до сошествия Духа Святого). Мы можем только представить, какую бодрость могли внести в апостолов эти слова Христовы. Но среди них в тот момент не было апостола Фомы. Когда ученики рассказали ему о том, что они видели Воскресшего Господа, он не поверил этому и стал говорить: «Пока я не вложу свои пальцы в Его раны на руках и ногах, пока я свою руку не вложу в Его рану на ребрах, я не поверю». Его слова в точности повторяет Господь Иисус Христос тогда, когда апостолы уже были собраны вместе с апостолом Фомой. Христос Спаситель, появившись среди них, «говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин., 20:27). Фома, тотчас уверившись не столько в том, что ему нужно вложить руку и ощутить раны, но и в том, что Христос повторяет в точности слова, какие он говорил своим собратьям по апостольскому служению, бросается к ногам Спасителя и говорит слова исповедания веры: «Господь мой и Бог мой!». В этот момент Фома был уверен на все сто процентов. Христос Спаситель тут же его подкрепляет: «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин., 20:29). Здесь апостол Фома предстает не как человек, для которого сложно во что-то поверить, а, скорее, как человек, для которого вера имеет настолько большое значение в жизни, что для того чтобы поверить, нужны крепкие, непоколебимые основания.

— Есть такая поговорка, когда человека сравнивают с Фомой: «Фома неверующий». Это отсылка к этой евангельской истории?

— Да. Уверение апостола Фомы – это целое повествование в евангельском чтении. Когда человека сомневающегося и слабого в вере называют Фомой неверующим, то это очень лишь внешнее описание сути. На самом деле, апостол Фома был не просто верующим, а настолько верующим, что ему нужны были основания более прочные, чтобы и вера была прочной: таковы были требования его души.

Апостола Фому характеризует и другой момент из Евангелия: когда Христос Спаситель пророчествовал о Себе, что Ему надлежит быть в Иерусалиме и умереть, ученики по этому поводу могли иметь самые разные переживания. Фома был горяч в своей приверженности к Христу Спасителю, как никто другой, он сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним». Из этих слов можно сделать вывод, что Фома не был колеблющимся в вере учеником, просто для того чтобы веровать, ему нужны были существенные основания, и он их искал.

— Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Можно ли читать после Светлой седмицы Псалтирь по умершим?».

— Конечно, можно. Псалтирь по умершим нужно читать по мере того, насколько нас эта тема заботит, насколько у нас есть душевная потребность молиться за усопших родных и близких. Светлая седмица прошла, и вполне можно вернуться к этому чтению.

— Думаю, что в каждой из воскресных историй заложен не образ конкретного человека, например, апостола Фомы, а некий собирательный образ, который поучителен для людей. Как эти истории правильно читать, чтобы узнавать их не только как чью-то историю, а проживать как свою личную историю?

— Именно такое понимание Евангелия бывает очень плодотворно, при котором человек этим занимается в соответствии с церковной традицией и поучениями, слышимыми от священника в храме. Каждый человек может с апостола Фомы брать пример того, чтобы не быть легковерным, не быть суеверным. Очень часто суеверия сопровождают нашу жизнь, мы можем встретить суеверных людей и в храмах Божиих. Суеверие может проникнуть в любой аспект нашего вероучения, если кто-то на нем сосредоточится поверхностно. Суеверие – это противоположность той духовной требовательности, которая была у апостола Фомы, поэтому каждый христианин может себе задать такие вопросы: «Для того чтобы веровать, не нужно ли мне иметь гораздо больше оснований, чтобы моя вера не рассыпалась в случае искушений? Достаточно ли много я читаю духовных книг, для того, чтобы моя вера была крепка? Достаточно ли много я знаю о своей вере? Достаточно ли в моей жизни христианского общения, для того, чтобы свою веру подкрепить от веры других людей, чтобы моя вера была не чем-то фундаментальным, что я для себя отлил в бетоне и поставил на полку, а живой и восполненной?». Каждый человек может себе сказать: «И я в чем-то могу быть похож на апостола Фому», и взять с него в этих вопросах пример.

— Вопрос телезрительницы из Курска: «Батюшка, я много лет смотрю Вас по каналу «Союз», искренне желаю Вам здоровья и благополучия. Вы сегодня много рассказывали об апостоле Фоме. Расскажите немного об апостоле Иоанне».

— Апостол Иоанн по возрасту был самый молодой ученик Иисуса Христа, именно поэтому, как предполагают ученые и специалисты в области психологии, он смог запомнить в тонких подробностях прощальную беседу Христа Спасителя с учениками, Его длинную молитву-обращение к Своему Небесному Отцу перед Своими крестными страданиями. Апостол Иоанн их с подробностью и точностью изложил в своем Евангелии, восполнив этим недостаток других Евангелий. Евангелие от Иоанна было написано позже других, и оно отличается именно теми подробностями, которые были пропущены в других Евангелиях. Святой Иоанн и как ученик, и как автор Евангелия очень много сделал для того, чтобы донести до нас особенности последних дней из жизни Христа Спасителя.

— Вопрос телезрительницы: «В Псалтири, в Псалме 108, есть такие слова: «Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех». Поясните, как молитва может быть в грех?».

И второй вопрос телезрительницы: «Я – новоначальная Людмила. Мои знакомые и друзья не стали воцерковляться вместе со мною, остались в мирской жизни. Отношения с ними у меня теперь не складываются: я избегаю общения с ними, так как общение сводится к осуждению, сплетням, ненужным разговорам. Они обижаются на меня. Как быть?».

— В книге Псалтирь встречаются моменты, когда псалмопевец ведет повествование о своих врагах, и обрушивает на их головы серьезные пожелания. Эти моменты обусловлены определенными историческими событиями, о которых мы можем прочитать в библейских книгах. Как и Священное Писание, книга Псалтирь является книгой, которую можно понимать прямо, а можно иносказательно. В иносказательном понимании те места, где говорится о пожеланиях негативных и нехороших, молящийся человек может относить к врагам рода человеческого – к дьяволу и бесам.

Может ли молитва христианина быть в грех? Ответ на этот вопрос может быть положительным, потому что, если человек молится о том, что ему неполезно, такая молитва неугодна Богу. Если человек молится о том, чтобы обстоятельства его жизни сложились таким образом, чтобы был успех в греховных делах, разве такая молитва праведна перед Богом? Есть поучительное повествование: некий разбойник, направляясь на разбойничество, имел обыкновение молиться перед иконой Божией Матери о том, чтобы его замысел закончился успехом и его не поймали, чтобы те, кого он хотел обворовать и ограбить, не подняли тревогу, чтобы он вернулся живым и невредимым с добычей. И только чудо Божие заставило однажды его одуматься от своего злого образа жизни. Так вот это образец такой молитвы, которая в грех, поэтому с этого разбойника не нужно брать пример.

Что касается близких, родных людей и друзей, с которыми общаться по мере обретения веры становится не так просто, то этот вопрос очень серьезный. Во многом это вопрос веры, но также и культуры. Если совсем исключить культурный аспект из рассуждения, то человек может так сказать: «Я читал в Евангелии, что Иисус Христос пришел не мир принести, но меч, и этот меч разделит одних членов семьи от других. Вот так сказано в Евангелии, в моей жизни это и произошло. Мне придется от своих друзей отвернуться, я должна это стерпеть». Человек более глубокий, более внимательный и культурный может так сказать: «Не все нити могут одновременно оборваться тогда, когда человек меняет свои убеждения». При приобретении веры убеждения человека могут меняться, и в чем-то он уже не разделяет своих прежних убеждений, которые его объединяли с друзьями и приятелями. Но если глубже посмотреть, всегда можно найти одну-две темы, остающиеся актуальными для верующего человека, и чем культурнее человек, тем таких тем соответственно больше. Так может получиться, что инициатива в полезном общении может исходить от верующего человека, который понимает, что обсуждать, осуждать и входить в простые перетолки — занятие пустое и бесперспективное. Можно сходить вместе посмотреть хороший фильм или спектакль, посетить культурное мероприятие, а затем его обсудить — для верующего человека здесь открывается возможность поделиться аспектами своей веры. Я думаю, нужно стремиться к тому, чтобы через культуру сделать инициативный заход, найти объединяющие точки. Инициатива должна исходить именно от верующего человека.

— Как Вы считаете, нужно ли вступать в споры с людьми, которые начинают по поводу чего-то возражать? Нужно ли стараться избегать таких тем, мнения в которых с близкими ранее людьми расходятся?

— Это очень сложная тема, и на этот вопрос нельзя дать один исчерпывающий ответ. Стоит дать общий совет – соразмерять то, что хочется сказать, с теми знаниями, которыми человек уже обогатился из чтения Священного Писания, из посещения церковных богослужений. В целом ряде случаев так бывает, что у человека есть запал веры, ему хочется поделиться, а, по сути, поделиться нечем, потому что человек только обрел веру, только начал что-то в этой области понимать, как вдруг от него его ближние требуют отчета о своем уповании (как говорит Священное Писание). А этот отчет человек не готов дать, поэтому нужно осторожное отношение к этой теме: если есть чем поделиться, то можно поделиться. Не стоит вступать в спор, если пока не хватает аргументов, не хватает знаний о вере. Прежде чем вступать в спор, нужно 40 раз подумать, а если вступать, то очень хорошо подготовиться.

— Вопрос телезрительницы: «В Евангелии от Иоанна сказано: “Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго” (Ин., 20:21-22). Как это понять?».

— Когда Христос Спаситель во время этой беседы сказал ученикам: «Примите Дух Свят», это было не само сошествие Святого Духа: оно совершилось позже – в день Пятидесятницы. Это было предварительное обещание того, что ученики скоро примут Духа Святого, Который их наделит сверхъестественными Божиими дарованиями — всеми теми дарованиями, которые апостолам надлежит иметь, чтобы нести весть о Воскресении Христовом всем народам земли. Мы можем так рассуждать: «Как же может быть явление Воскресшего Христа Спасителя без нисшествия благодати Духа Святого?». Конечно, не может такого быть. Поэтому, в каком-то смысле и это пришествие Христа Спасителя, воскресшего из мертвых, и этот призыв, Который Он адресовал апостолам: «Примите Дух Свят», — был в какой-то мере сошествием Духа Святого на Его учеников. Тем не менее, гораздо большее воздействие по своим плодам произвело на учеников то сошествие Святого Духа, о котором мы знаем как об особом посещении их Святым Духом в день Святой Пятидесятницы.

— Грядущий воскресный день посвящен подвигу жен-мироносиц. Что это за подвиг, и чем он для нас поучителен? Слово жена в данном случае означает не жена, как законная супруга, а просто женщина? — Да, по-церковнославянски жена – это женщина. В этот день в храмах читается Евангелие о погребении Христа Спасителя и о том, что преданные Господу ученицы смотрели, как совершалось это погребение. Затем говорится о том, что они с ароматами стремились рано утром ко гробу Христа Спасителя, для того чтобы помазать Его благовонными ароматами, которых, как им казалось, было мало разлито на тело Христа Спасителя при погребении. Господа погребали в спешке, потому что наступала суббота, когда людям Ветхого Завета надлежало пребывать в спокойствии, молитве и не совершать никакой работы. Эта спешка показалась этим женщинам неуместной, и нужно было восполнить тот недостаток, который был при погребении Христа, поэтому они с этими ароматами шли ко гробу Христа. Шли и думали, кто же им отвалит от гроба камень. Но никакие ароматы уже не понадобились, потому что Христос Спаситель прямо на восходе Солнца воскрес, камень был отвален, стража разбежалась. Сами жены-мироносицы встретили явление ангела, который известил им в самых простых словах о том, что Христа Спасителя уже нет здесь: Он воскрес. Потом, когда апостолы приходили, они тоже видели ангела Божия и видели пустой гроб. Но не апостолы пошли с этой миссией — оказать любовь и честь умершему Христу Спасителю, а именно женщины, которые были Его ученицами, которые следовали за Ним и служили Ему. Преодолевая свой страх (ученики казненного Христа Спасителя могли в любой момент подвергнуться опасности), превозмогая все обстоятельства этих последних дней, эти женщины явили лучшие качества – самую непосредственную любовь, веру и преданность. Это те свойства души, которых всем нам всегда не хватает, как мужчинам, так и женщинам. Это один из тех примеров, когда мужчины могут совершенно со спокойной душой и твердым сердцем говорить: «Да, это те женщины, с которых мы, мужчины, можем брать пример».

— Вопрос телезрительницы: «Могу ли я в свой очередной отпуск поучаствовать в монастырской жизни? Монастыри от меня находятся далеко. Могу ли я в качестве трудника пожить в монастыре, оплатив проживание? Я могу выполнять хозяйственные работы, мелкий ремонт, помогать на кухне. Куда мне обратиться, с чего начать?».

— Монастыри бывают разные: большие, маленькие, бывают монастыри, при которых есть гостиницы, хорошие условия, чтобы принимать паломников и трудников. В маленьких монастырях таких условий еще не создано. Для начала нужно созвониться или списаться через Интернет по электронной почте с тем монастырем, который Вы присмотрели, и задать необходимые вопросы тем, кто отвечает в монастыре за общение с окружающим миром (обычно это специально благословленные на это монахи). Можно из нескольких монастырей выбрать один, чей ответ Вам окажется больше по душе. Иногда монастыри публикуют на своем сайте ответы на подобные вопросы. Можно поступить таким образом, а можно воспользоваться отзывами паломников, которые уже где-то побывали.

— У тех монастырей, которые имеют право принимать кого-либо, всегда есть интернет-сайт. Это, как правило, крупные монастыри, с развитой жизнью, в том числе в интернет-пространстве.

— Вопрос телезрительницы из Самарской области: «В храме была общая исповедь, после которой на аналой вынесли Крест и Евангелие, всех причастили, при этом епитрахиль не накладывали. Можно ли так?».

— В наше время в большинстве храмов все-таки есть условия, при которых можно обойтись без общей исповеди. Тем прихожанам, которым кажется, что их чувства тем самым задеты, можно обратиться к священнику, чтобы он назначил время для исповеди отдельно. Бывают случаи, когда священник, за многолюдством молящихся, совершает общую исповедь, но, скорее всего, это должно происходить не так, как описано в данном случае. Когда много молящихся, священник может совершить общую исповедь, обратившись ко всем исповедникам с соответствующей покаянной беседой, которая бы располагала молящихся к покаянию. При этом священник всегда сохранит добрые и теплые взаимоотношения с прихожанами, когда тех из них, кто нуждается в отдельной исповеди, к себе под епитрахиль примет и то, что нужно выслушать, выслушает. Бывают случаи, когда священник знает всех своих прихожан, которые на протяжении всего Великого поста исповедовались и причащались. Перед большим праздником таким прихожанам, которые действительно являются кающимися грешниками, готовыми к причастию, можно преподать какое-то общее благословение. Когда нужно в индивидуальном порядке поведать что-то священнику, такому человеку можно посоветовать обратиться к своему приходскому священнику и попросить его, чтобы он выслушал Вас отдельно. Пусть женщина, задавшая вопрос, так и сделает. — Для чего во время исповеди на голову накладывается епитрахиль?

— Епитрахиль накладывается на голову человека в знак Божией милости. Таинство покаяния несет в себе сразу несколько смыслов: человек избавляется от грехов, высказывая их, а священник призывает благодать Святого Духа, для того чтобы Господь простил человеку грехи. И когда человек склоняет свою голову перед Крестом и Евангелием, священник накладывает епитрахиль, как знак Божией милости, перекрещивает его, читая тайносовершительную молитву, а потом снимает епитрахиль. Надевание епитрахили означает посещение благодати Святого Духа, а снятие епитрахили означает, что вместе с ней священник с человека убирает грехи Божией силой. Для внимательного христианина каждое из этих действий является особенно утешительным.

Да сохранит Господь всех благочестивых телезрителей Своею благодатью! Мы переживаем радостные дни Пасхи Христовой, поэтому от всей души поздравляю всех: Христос Воскресе!

Ведущий: Дмитрий Бродовиков Расшифровка: Нина Кирсанова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: