Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?


Рассказывает протоиерей Владимир Пучков.

Каждому священнику, независимо от образования, места служения и численности паствы, приходится отвечать на вопросы из разряда элементарных. Когда слышишь и не понимаешь, спрашивающий шутит, издевается или действительно не знает. Причём такой вопрос умеют задать как вовсе нецерковный человек, так и постоянный прихожанин. Вот у меня, например, не так давно интересовались, «что значит имя Иисус Христос»? Казалось бы, уж тут-то что может быть непонятного? Ан нет, как впоследствии я не без удивления открыл для себя, даже серди верующих, годами посещающих церковь людей, находятся такие, которые считают, что мы именуем Спасителя по имени и фамилии…

После подобного я уже не удивляюсь, когда слышу «что значит Иисус Христос» или «почему Иисуса Христа называют Спасителем»? Потому мне и подумалось, что лучше раз написать, нежели несколько раз говорить об одном и том же.

Что озна­чает имя Иисус Хри­стос?

Имя Иисуса Христа несет в себе глу­бо­чай­ший смысл, явля­ясь свое­об­раз­ным крат­ким сим­во­лом хри­сти­ан­ской веры. Иисус – имя, гре­че­ская форма еврей­ского слова «Иешуа», что значит помощь Бога, или Спа­си­тель. Хри­стос – титул, гре­че­ское слово, озна­ча­ю­щее «Пома­зан­ник», на еврей­ском зву­ча­щее как Машиах – Мессия.

В древ­нем Изра­иле пома­зан­ни­ками назы­вали царей, пер­во­свя­щен­ни­ков и про­ро­ков, ввиду того, что они пома­зы­ва­лись на слу­же­ние особым освя­щен­ным миром. Через это свя­щен­но­дей­ствие на чело­века низ­во­ди­лось Божье бла­го­сло­ве­ние.

Совер­шая Свое обще­ствен­ное слу­же­ние, Хри­стос дей­ство­вал и как Царь, и как Пер­во­свя­щен­ник, и как Пророк. Как Царь Он про­яв­лял власть над сти­хи­ями, изго­нял демо­нов, совер­шал чудеса и зна­ме­ния. Как Пер­во­свя­щен­ник — принес Себя в Жертву на Кресте, а как Пророк — воз­ве­щал волю Божью, обли­чал зло, посвя­щал в тайны гря­ду­щего. Однако в отли­чие от вет­хо­за­вет­ных пома­зан­ни­ков Хри­стос был пома­зан не веще­ствен­ным миром, а непо­сред­ственно Духом Святым, в Нём оби­тала «пол­нота Боже­ства телесно» (Кол.2:9).

Иудейский первосвященник

Вавилонский плен

Вторым по времени в Библии упоминается первосвященник, родившийся в плену у вавилонян и выросший в надежде на возвращение народа на землю Израиля. После того как царь Кир издал указ об освобождении, о чем говорится в Книге Ездры, он, как и его древний тезка Навин, возглавил свой народ по его возвращении.

Он стал первым из его главных священнослужителей. Вся его жизнь была посвящена благоустроению жизни евреев: как гражданской, так и религиозной. Особенно он приложил много сил к восстановлению Иерусалимского Храма.

Кто такой Иисус Хри­стос?

1) Иисус Хри­стос — воче­ло­ве­чив­шийся Сын Божий, одно из Лиц Пре­свя­той Троицы, Бог Слово. По Своей Боже­ствен­ной при­роде Сын рож­да­ется в веч­но­сти (вне усло­вий вре­мени) от Бога Отца (по ана­ло­гии: как от ума рож­да­ется слово, от света — сияние, от тумана — роса).

Во испол­не­ние воли Отца Сын Божий вос­при­нял в Свою Ипо­стась чело­ве­че­ское есте­ство (1Ин. 4:9). Вос­при­я­тие чело­ве­че­ского есте­ства Богом Словом про­изо­шло в самый момент сверхъ­есте­ствен­ного зача­тия, в утробе Пре­бла­го­сло­вен­ной Марии. Тогда же оду­шев­лен­ная разум­ной душой плоть Иисуса Христа полу­чила свое бытие. Так, через соеди­не­ние двух природ, Боже­ской и чело­ве­че­ской, в едином Лице, Сын Божий, не пере­ста­вая быть Богом, стал Совер­шен­ным Чело­ве­ком, во всём подоб­ным нам, за исклю­че­нием греха (Евр.4:15).

Боже­ствен­ное и чело­ве­че­ское есте­ства соеди­нены в Ипо­стаси Иисуса Христа нес­литно, непре­ложно, нераз­дельно и нераз­лучно. Это значит, что ни Боже­ствен­ное, ни чело­ве­че­ское есте­ство, в резуль­тате соеди­не­ния, не пре­тер­пело ни малей­ших изме­не­ний; они не сли­лись и не обра­зо­вали нового есте­ства; нико­гда не раз­де­лятся. Поскольку Сын Божий — не только Бог, но и Чело­век, постольку Он обла­дает и двумя волями: Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской. При этом Его чело­ве­че­ская воля во всём согласна с Боже­ствен­ной.

2) По Своему чело­ве­че­скому есте­ству Иисус Хри­стос — Сын Пре­свя­той Бого­ро­дицы, пото­мок царя и про­рока Давида. Его зача­тие осу­ще­стви­лось без уча­стия семени мужа и без нару­ше­ния дев­ства Марии, кото­рое Она сохра­нила и при Рож­де­нии, и после Рож­де­ния Сына.

Ради чего явился Хри­стос?

Как известно, Благой Бог «создал чело­века для нетле­ния и соде­лал его обра­зом веч­ного бытия Своего» (Прем.2:23). Но чело­век вос­про­ти­вился воле Созда­теля, и «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12). В резуль­тате гре­хо­па­де­ния порча кос­ну­лась не только чело­ве­че­ской сове­сти, но и самой чело­ве­че­ской сущ­но­сти. Чело­век уже не мог порож­дать святых и без­греш­ных потом­ков, сде­лался склон­ным ко злу, удо­бо­пре­клон­ным к воз­дей­ствию падших духов: «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согре­шил, то совер­ши­лось паде­ние не тебя только одного, но и нас, кото­рые от тебя про­ис­хо­дим» (3Ездр.7:48). Гре­хо­па­де­ние «извра­тило все силы души, осла­бив ее при­род­ные вле­че­ния к доб­ро­де­тели» (св. Гри­го­рий Синаит).

Изба­виться же от власти греха чело­век мог не иначе как только особым вме­ша­тель­ством Все­мо­гу­щего Бога. И вот, являя Свое бес­пре­дель­ное чело­ве­ко­лю­бие, Бог посы­лает в мир Своего Сына (Ин. 3:16).

Как Хри­стос совер­шил избав­ле­ние чело­века от власти греха, тления смерти и диа­вола?

Выйдя на про­по­ведь в воз­расте трид­цати лет Хри­стос учил словом и при­ме­ром. Под­твер­ждая Свое Боже­ствен­ное послан­ни­че­ство и досто­ин­ство, Он не раз совер­шал чудеса и зна­ме­ния, в том числе — исце­ле­ния от болез­ней и вос­кре­ше­ния. Апо­геем слу­же­ния стало при­не­се­ние Себя в Жертву на Кресте во искуп­ле­ние грехов: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, изба­вив­шись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исце­ли­лись». (1Пет.2:24-25)

Доб­ро­вольно приняв Крест­ные Стра­да­ния и смерть, Сын Божий сошел душой во ад, сковал сатану, извел души пра­вед­ни­ков и, поправ смерть, вос­крес. Затем Он неод­но­кратно являлся Своим уче­ни­кам и на соро­ко­вой день воз­несся на Небо, про­ло­жив путь в Цар­ство Божие всем, кто после­дует за Ним. В День Пяти­де­сят­ницы на апо­сто­лов сошёл Святой Дух, кото­рый с тех пор непре­рывно при­сут­ствует в Церкви. При­об­ща­ясь к Церкви Хри­сто­вой и живя актив­ной цер­ков­ной жизнью, чело­век сбли­жа­ется с Богом, освя­ща­ется, обо­жи­ва­ется, в силу чего удо­ста­и­ва­ется вечной бла­жен­ной жизни на Небе­сах.

Как Хри­стос под­твер­ждал то, что Он и Бог, и Чело­век

Будучи Богом, Иисус Хри­стос открыто объ­яв­ляет Свою Боже­ствен­ную при­роду. Он гово­рит: «Видев­ший Меня, видел Отца» (Ин.14:9), «Я и Отец – одно» (Ин.10:30), «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27). На вопрос иудеев «кто же Ты?» Он отве­чает: «От начала Сущий, как и говорю вам» (Ин.8:25). Говоря с ними об Авра­аме, Он гово­рит: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58).

Но Он также име­нует Себя и Сыном Чело­ве­че­ским. О Нем можно и должно гово­рить как о чело­веке, за исклю­че­нием одного отли­чия – Он совер­шен­ный чело­век, ибо Он не имеет греха. Чело­ве­че­ская при­рода Иисуса Христа еди­но­сущна нашей, но она все­цело сво­бодна от пер­во­род­ного греха. В Нем вновь явлено чело­ве­че­ское есте­ство во всей его непо­роч­но­сти и чистоте. Его чело­ве­че­ское есте­ство про­ни­зано Боже­ством, пре­об­ра­жено и совер­шенно непри­частно греху.

***

Преемник Моисея

Иисус Навин

Если соблюдать хронологию изложения Священного Писания, то первым нужно отметить Иисуса Навина. Он был преемником пророка Моисея в управлении народом израильским. Свое происхождение он вел от колена Ефремова и первоначально звался Осией.

Это личное наименование совпадает по значению со второй частью имени Иисус и также обозначает «спасение», то есть в его составе в явном виде Бог не упоминается. Моисеем он был переименован, что являлось знаком его будущей миссии.

Именно через него иудеи были спасены Всевышним от бедствий, грозивших им во время странствований, и выведены в Землю обетованную. О нем говорится в Книге с названием, соответствующим его имени.

Ни о ком в мире не ска­зано так много, как об Иисусе Христе

Ни об одном чело­веке на земле не гово­ри­лось и не гово­рится столько, сколько гово­рится об Иисусе Христе. В каждом из более чем четы­рех мил­ли­о­нов хри­сти­ан­ских храмов и молит­вен­ных домов звучит про­по­ведь о Христе. О Нем гово­рят про­фес­сора с уни­вер­си­тет­ских кафедр, о Нем пишут сочи­не­ния сту­денты, о Нем рас­суж­дают, спорят, Им вос­хи­ща­ются, Его кри­ти­куют. Имя Иисуса Христа не сходит с уст вот уже две тысячи лет, ни одно другое имя на земле не про­из­но­сится столь часто.

Ни об одном чело­веке не напи­сано столько, сколько напи­сано и пишется об Иисусе Христе. Помимо Еван­ге­лий све­де­ния о Нем содер­жатся во мно­же­стве других книг, как худо­же­ствен­ных, так и науч­ных. О Нем пишут в газе­тах и в интер­нете, еже­годно в разных стра­нах защи­ща­ются тысячи дис­сер­та­ций, посвя­щен­ных раз­лич­ным аспек­там Его жизни или учения.

Вариации

Аналогичными рассматриваемому имени, кроме уже упомянутого Йехошуа, являются такие как:

  • Джесус;
  • Иешуа;
  • Джизес;
  • Джошуа;
  • Жозуэ;
  • Хесус;
  • Йезус;
  • Джезу;
  • Хыйса;
  • Иса.

Иса, которое может звучать и как Хыйса, употребляется мусульманами. Под ним подразумевается один из самых великих пророков в исламе. Его отождествляют с Иисусом Христом, но не во всем. Пророка Ису к израильтянам направил Аллах для подтверждения истинности Таурата (то есть Торы).

А также для того, чтобы принести им одну из священных исламских книг Инджиль (параллель с Евангелием) и основать новый Закон. Как повествует Коран, Иса не был распят, Аллахом он был вознесен на небо живым.

Нужно отметить, что имя Иисус, как и указанные его варианты, не является популярным. Чаще всего его можно встретить в странах Латинской Америки, в Испании и в Португалии. У испанцев есть и женская форма — это Хесуса.

Далее будет сказано о персонажах, известных из Библии.

Не было иной лич­но­сти, кото­рая ока­зала бы столь глу­бо­кое вли­я­ние на раз­ви­тие куль­туры

В исто­рии не было иной лич­но­сти, кото­рая ока­зала бы столь глу­бо­кое, все­объ­ем­лю­щее и опло­до­тво­ря­ю­щее вли­я­ние на раз­ви­тие чело­ве­че­ской куль­туры. Именно Иисус Хри­стос на долгие века задал вектор куль­тур­ного раз­ви­тия несколь­ких кон­ти­нен­тов. Начав­шись на ближ­нем востоке, хри­сти­ан­ство очень быстро рас­про­стра­ни­лась по тер­ри­то­рии Малой Азии и Север­ной Африки, затем пере­ки­ну­лось на Европу восточ­ную и запад­ную. В даль­ней­шем хри­сти­ан­ская циви­ли­за­ция охва­тила собой обе Аме­рики, Австра­лию, зна­чи­тель­ную часть Африки и Юго-Восточ­ной Азии. И в каждом из этих реги­о­нов хри­сти­ан­ство ока­зало огром­ное, во многих слу­чаях реша­ю­щее вли­я­ние на раз­ви­тие куль­туры, сфор­ми­ро­вало куль­тур­ные коды целых наро­дов.

Ни один чело­век в исто­рии не срав­нится с Иису­сом Хри­стом по числу посвя­щен­ных ему живо­пис­ных изоб­ра­же­ний. Общее коли­че­ство раз­ме­щен­ных в храмах изоб­ра­же­ний Христа, вклю­чая сцены из Его жизни, исчис­ля­ется десят­ками мил­ли­о­нов. При­бавьте к этому все посвя­щен­ные ему про­из­ве­де­ния миро­вой живо­писи и скульп­туры, их мно­го­чис­лен­ные репро­дук­ции на открыт­ках и в аль­бо­мах – речь может идти о мил­ли­ар­дах таких изоб­ра­же­ний.

Ни одному чело­веку не посвя­щено столько музы­каль­ных про­из­ве­де­ний, начи­ная от ранней хри­сти­ан­ской литур­ги­че­ской музыки, вклю­чая мно­го­чис­лен­ные кан­таты и вели­че­ствен­ные «Стра­сти» И. С. Баха. Образ Иисуса при­вле­кает ком­по­зи­то­ров разных стран, времён и наро­дов.

Спасение в христианстве

Звери апокалипсиса

По-гречески этот термин пишется, как σωτηρία. В Библии, в христианской традиции, он трактуется следующим образом. Речь идет об избавлении людей от грехов и их последствий, каковыми являются смерть и ад. Путем спасения человек обретает Царствие Небесное. В священном Писании в разных местах слово «спасение» может употребляться для обозначения:

  • исцеления;
  • избавления от личных врагов и физической опасности;
  • освобождения от политического гнета.

У христианских богословов спасение считается действием Бога, являющимся следствием его любви к людям.

Таким образом, перевод имени Иисус соответствует понятию «Спаситель», а также его можно дословно перевести, как «Бог – это спасение».

Вли­я­ние Иисуса Христа на нрав­ствен­ное состо­я­ние чело­ве­че­ства бес­пре­це­дентно

Ни одну лич­ность невоз­можно срав­нить с Иису­сом Хри­стом по сте­пени вли­я­ния на раз­ви­тие нрав­ствен­но­сти. При полном отсут­ствии у Него каких-либо черт соци­аль­ного рефор­ма­тора Его учение с тече­нием веков стало при­чи­ной глу­бо­ких ради­каль­ных изме­не­ний во всей системе вза­и­мо­от­но­ше­ний между людьми не только на уровне личной нрав­ствен­но­сти, но и на соци­аль­ном уровне. При­ве­дем при­меры. Иисус не при­зы­вал к отмене раб­ства, но именно бла­го­даря хри­сти­ан­скому пони­ма­нию при­род­ного равен­ства между людьми раб­ство было в конце концов отме­нено. Он не при­зы­вал к смене поли­ти­че­ского режима или реформе пра­во­вого кодекса, но именно бла­го­даря хри­сти­ан­ству чело­ве­че­ское сооб­ще­ство создало те пра­во­вые меха­низмы, кото­рые сего­дня лежат в основе жиз­не­де­я­тель­но­сти многих госу­дарств. Иисус не был борцом за соци­аль­ные права, но именно на хри­сти­ан­ском учении бази­ру­ется то пони­ма­ние прав чело­века, кото­рое поз­во­лило жен­щи­нам и детям стать пол­но­цен­ными чле­нами обще­ства, поз­во­лило иско­ре­нить нера­вен­ство в обще­ствен­ных правах, дис­кри­ми­на­цию по наци­о­наль­ному и расо­вому при­знаку и многие другие дефекты обще­ствен­ного устрой­ства харак­тер­ные для древ­него мира.

Сын Сирахов

Сын Сирахов

Известно о нем довольно мало. Проживал он в Иерусалиме и оставил после себя собрание мудрых изречений житейского характера. Они написаны на еврейском языке. Краткое название сборника – Книга Сирахова. Подлинник этой книги не сохранился, но есть ее греческий перевод, который сделал внук автора. Последний переселился в Египет около 235 г. до н. э. во время царствования Птолемея Эвергета. В русской Библии присутствует ее перевод с греческого.

Он помещен после книг Соломоновых, с которыми у него обнаруживается ближайшее родство. Несмотря на то, что сочинение несет на себе следы греческого влияния, в нем обнаруживается близкое знакомство автора с законами Моисея, с пророками. Ее пронизывает их дух, который сын Сирахов стремится внести в семейные и общественные отношения народа.

Иисус Хри­стос прин­ци­пи­ально отли­ча­ется от про­ро­ков других рели­гий

Иисус Хри­стос – един­ствен­ный Чело­век, кото­рого в тече­ние вот уже двух тысяч лет многие почи­тают Богом вопло­тив­шимся. Во многих рели­ги­оз­ных тра­ди­циях суще­ствуют лица, почи­та­е­мые как про­роки или как вели­кие учи­теля (напри­мер, Маго­мет, Будда, Кон­фу­ций), но нет ни одного дру­гого лица, кото­рого почи­тали бы как Бога и кото­рому моли­лись бы как Богу.

Можно при­ве­сти много других при­ме­ров вли­я­ния Иисуса Христа на раз­ви­тие чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции в самых разных ее аспек­тах. Но и при­ве­ден­ных при­ме­ров вполне доста­точно для того, чтобы понять при­чины, по кото­рым рож­де­ние именно этого Чело­века стало точкой отсчета в нашем кален­даре, и почему именно Он самый зна­ме­ни­тый Чело­век за всю исто­рию чело­ве­че­ства. Во все­мир­ном мас­штабе у Иисуса Христа нет кон­ку­рен­тов по объему вли­я­ния на умы и сердца людей на их личную и обще­ствен­ную жизнь на их миро­воз­зрен­че­ские и нрав­ствен­ные уста­новки.

***

Святые Отцы Собора IV-го, Хал­ки­дон­ского, собрав­ши­еся в 451 году в коли­че­стве порядка 630 участ­ни­ков, опре­де­лили догмат об образе соеди­не­ния в Лице Гос­пода Иисуса Христа двух естеств в сле­ду­ю­щих словах:

«После­дуя Святым отцам, все еди­но­душно поучаем испо­ве­ды­вать одного и того же Сына Гос­пода нашего Иисуса Христа, совер­шен­ного в Боже­стве и совер­шен­ного в чело­ве­че­стве, истинно Бога и истинно чело­века, того же из души разум­ной и тела, еди­но­сущ­ного Отцу по Боже­ству, и того же еди­но­сущ­ного нам по чело­ве­че­ству, во всем подоб­ного нам кроме греха, рож­ден­ного прежде веков от Отца по Боже­ству, а в послед­ние дни ради нас и нашего ради спа­се­ния от Марии Девы Бого­ро­дицы — по чело­ве­че­ству; одного и того же Христа, Сына, Гос­пода, еди­но­род­ного, в двух есте­ствах нес­литно, неиз­менно, нераз­дельно, нераз­лучно позна­ва­е­мого, — так что соеди­не­нием нисколько не нару­ша­ется раз­ли­чие двух естеств, но тем более сохра­ня­ется свой­ство каж­дого есте­ства и соеди­ня­ется в одно Лице и одну Ипо­стась, — не на два лица рас­се­ка­е­мого или раз­де­ля­е­мого, но одного и того же Сына и Еди­но­род­ного, Бога Слова, Гос­пода Иисуса Христа, как в древ­но­сти учили про­роки о Нем, и как Сам Гос­подь Иисус Хри­стос научил нас, и как предал нам символ отцев».

Догмат ста семи­де­сяти святых отцов VI все­лен­ского собора, Кон­стан­ти­но­поль­ского. О двух волях и дей­ствиях в Гос­поде нашем Иисусе Христе:

«Про­по­ве­дуем также, по учению святых отцов, что в Нем и две есте­ствен­ные воли или хоте­ния, и два есте­ствен­ные дей­ствия нераз­дельно, неиз­менно, нераз­лучно, нес­ли­янно. И два есте­ствен­ные хоте­ния не про­ти­во­по­ло­жен­ные одно дру­гому, как гово­рили нече­сти­вые ере­тики — да не будет! Но Его чело­ве­че­ское хоте­ние не про­ти­во­ре­чит и не про­ти­во­бор­ствует, а сле­дует, или лучше ска­зать, под­чи­ня­ется Его Боже­ствен­ному и все­мо­гу­щему хоте­нию».

***

Пере­станьте гово­рить о Христе. Нач­ните гово­рить со Хри­стом. Пере­станьте думать о Христе как о чем-то внеш­нем, дале­ком. Най­дите Его внутри себя. Не выду­мы­вайте себе Христа, поз­вольте Ему самому рас­ска­зать вам о Себе. Не пытай­тесь спасти себя. Поз­вольте Ему спасти вас. Он очень желает забо­титься о вас, уте­шать вас, направ­лять; вы просто поз­вольте Ему сде­лать это, ото­дви­нув свое я с Его пути. Все, что нужно от вас, – это только смот­реть в Его сто­рону и шеп­тать: «Христе мой, спаси меня». про­то­и­е­рей Сергий Бара­нов (г. Орск)

Почему Христос назван Спасителем?

Ответив на элементарные вопросы, перейдём к тем, ответ на которые и вовсе очевиден. Почему Иисус Христос назван Церковью Спасителем? Надо сказать, что очевидность ответа здесь напрямую зависит от того, читает ли человек Библию. Священное Писание рисует нам очень ясную картину грехопадения первых людей. Главным последствием падения стала смерть. И пусть прародители не умерли сразу, а, напротив, прожили после изгнания из рая без малого тысячу лет. Смерть, безусловно, постигла их, только эта смерть – духовная. В телесной смерти душа оставляет тело, в смерти духовной душа разлучается с Богом. Заметьте: Адам и Ева, прежде разговаривавшие с Богом лицом к лицу, согрешив, прячутся от Него. Зло, совершённое человеком, зло, обитающее в человеке, становится непреодолимым барьером между человеком и Богом. А между тем, явившись Моисею в Синайской пустыне, Бог недаром назвал себя «Тем, Кто есть», «Сущим». Только Один Бог обладает бытием, все сотворённые существа имеют бытие от Бога, Который является источником всеобщего бытия. Таким образом, грехопадение стало для прародителей духовной смертью, а в их лице и для всего человечества. Рождавшиеся с семенем зла в душе, люди проживали с ним всю жизнь и, не имея возможности избавиться от него, после смерти сходили в ад. Христос Своей Крестной смертью, сошествием во ад, освобождением праведных душ и воскресением из мёртвых воскресил духовно мёртвый человеческий род. Другими словами, спас человека от духовной смерти. Поэтому спросить «почему Иисуса Христа называют Спасителем» будет примерно тем же, что «почему Иисуса Христа называют Богом»? Потому, что Он Им является. И никак иначе.

Надеюсь, с элементарным и очевидным мы разобрались. На самом деле нет ничего удивительного, что такие вопросы периодически задаются как священникам, так и простым верующим. На темы, связанные с верой, свободно могут говорить только верующие. Для всех остальных они будут таить в себе массу вопросов, недоумений и непонятностей. И очевидное для нас, верующих, многим и многим может казаться неизвестным, непонятным, новым. Так что даже на самые простые вопросы следует отвечать. В конце концов, почти все мы сами задавали подобные вопросы, кто в период воцерковления, кто в детстве. И относились к ним вполне серьёзно и бывали рады получить ответ. А пока на очередные простые вопросы найдены не менее простые ответы, рекомендую задаться вопросом посложнее: что значит быть учеником Иисуса Христа? Пусть сначала каждый найдёт ответ лично для себя, а потом мы вернёмся к нему здесь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: