Рассказывает протоиерей Владимир Пучков.
Каждому священнику, независимо от образования, места служения и численности паствы, приходится отвечать на вопросы из разряда элементарных. Когда слышишь и не понимаешь, спрашивающий шутит, издевается или действительно не знает. Причём такой вопрос умеют задать как вовсе нецерковный человек, так и постоянный прихожанин. Вот у меня, например, не так давно интересовались, «что значит имя Иисус Христос»? Казалось бы, уж тут-то что может быть непонятного? Ан нет, как впоследствии я не без удивления открыл для себя, даже серди верующих, годами посещающих церковь людей, находятся такие, которые считают, что мы именуем Спасителя по имени и фамилии…
После подобного я уже не удивляюсь, когда слышу «что значит Иисус Христос» или «почему Иисуса Христа называют Спасителем»? Потому мне и подумалось, что лучше раз написать, нежели несколько раз говорить об одном и том же.
Что означает имя Иисус Христос?
Имя Иисуса Христа несет в себе глубочайший смысл, являясь своеобразным кратким символом христианской веры. Иисус – имя, греческая форма еврейского слова «Иешуа», что значит помощь Бога, или Спаситель. Христос – титул, греческое слово, означающее «Помазанник», на еврейском звучащее как Машиах – Мессия.
В древнем Израиле помазанниками называли царей, первосвященников и пророков, ввиду того, что они помазывались на служение особым освященным миром. Через это священнодействие на человека низводилось Божье благословение.
Совершая Свое общественное служение, Христос действовал и как Царь, и как Первосвященник, и как Пророк. Как Царь Он проявлял власть над стихиями, изгонял демонов, совершал чудеса и знамения. Как Первосвященник — принес Себя в Жертву на Кресте, а как Пророк — возвещал волю Божью, обличал зло, посвящал в тайны грядущего. Однако в отличие от ветхозаветных помазанников Христос был помазан не вещественным миром, а непосредственно Духом Святым, в Нём обитала «полнота Божества телесно» (Кол.2:9).
Иудейский первосвященник
Вторым по времени в Библии упоминается первосвященник, родившийся в плену у вавилонян и выросший в надежде на возвращение народа на землю Израиля. После того как царь Кир издал указ об освобождении, о чем говорится в Книге Ездры, он, как и его древний тезка Навин, возглавил свой народ по его возвращении.
Он стал первым из его главных священнослужителей. Вся его жизнь была посвящена благоустроению жизни евреев: как гражданской, так и религиозной. Особенно он приложил много сил к восстановлению Иерусалимского Храма.
Кто такой Иисус Христос?
1) Иисус Христос — вочеловечившийся Сын Божий, одно из Лиц Пресвятой Троицы, Бог Слово. По Своей Божественной природе Сын рождается в вечности (вне условий времени) от Бога Отца (по аналогии: как от ума рождается слово, от света — сияние, от тумана — роса).
Во исполнение воли Отца Сын Божий воспринял в Свою Ипостась человеческое естество (1Ин. 4:9). Восприятие человеческого естества Богом Словом произошло в самый момент сверхъестественного зачатия, в утробе Преблагословенной Марии. Тогда же одушевленная разумной душой плоть Иисуса Христа получила свое бытие. Так, через соединение двух природ, Божеской и человеческой, в едином Лице, Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Совершенным Человеком, во всём подобным нам, за исключением греха (Евр.4:15).
Божественное и человеческое естества соединены в Ипостаси Иисуса Христа неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Это значит, что ни Божественное, ни человеческое естество, в результате соединения, не претерпело ни малейших изменений; они не слились и не образовали нового естества; никогда не разделятся. Поскольку Сын Божий — не только Бог, но и Человек, постольку Он обладает и двумя волями: Божественной и человеческой. При этом Его человеческая воля во всём согласна с Божественной.
2) По Своему человеческому естеству Иисус Христос — Сын Пресвятой Богородицы, потомок царя и пророка Давида. Его зачатие осуществилось без участия семени мужа и без нарушения девства Марии, которое Она сохранила и при Рождении, и после Рождения Сына.
Ради чего явился Христос?
Как известно, Благой Бог «создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.2:23). Но человек воспротивился воле Создателя, и «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12). В результате грехопадения порча коснулась не только человеческой совести, но и самой человеческой сущности. Человек уже не мог порождать святых и безгрешных потомков, сделался склонным ко злу, удобопреклонным к воздействию падших духов: «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (3Ездр.7:48). Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели» (св. Григорий Синаит).
Избавиться же от власти греха человек мог не иначе как только особым вмешательством Всемогущего Бога. И вот, являя Свое беспредельное человеколюбие, Бог посылает в мир Своего Сына (Ин. 3:16).
Как Христос совершил избавление человека от власти греха, тления смерти и диавола?
Выйдя на проповедь в возрасте тридцати лет Христос учил словом и примером. Подтверждая Свое Божественное посланничество и достоинство, Он не раз совершал чудеса и знамения, в том числе — исцеления от болезней и воскрешения. Апогеем служения стало принесение Себя в Жертву на Кресте во искупление грехов: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». (1Пет.2:24-25)
Добровольно приняв Крестные Страдания и смерть, Сын Божий сошел душой во ад, сковал сатану, извел души праведников и, поправ смерть, воскрес. Затем Он неоднократно являлся Своим ученикам и на сороковой день вознесся на Небо, проложив путь в Царство Божие всем, кто последует за Ним. В День Пятидесятницы на апостолов сошёл Святой Дух, который с тех пор непрерывно присутствует в Церкви. Приобщаясь к Церкви Христовой и живя активной церковной жизнью, человек сближается с Богом, освящается, обоживается, в силу чего удостаивается вечной блаженной жизни на Небесах.
Как Христос подтверждал то, что Он и Бог, и Человек
Будучи Богом, Иисус Христос открыто объявляет Свою Божественную природу. Он говорит: «Видевший Меня, видел Отца» (Ин.14:9), «Я и Отец – одно» (Ин.10:30), «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27). На вопрос иудеев «кто же Ты?» Он отвечает: «От начала Сущий, как и говорю вам» (Ин.8:25). Говоря с ними об Аврааме, Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58).
Но Он также именует Себя и Сыном Человеческим. О Нем можно и должно говорить как о человеке, за исключением одного отличия – Он совершенный человек, ибо Он не имеет греха. Человеческая природа Иисуса Христа единосущна нашей, но она всецело свободна от первородного греха. В Нем вновь явлено человеческое естество во всей его непорочности и чистоте. Его человеческое естество пронизано Божеством, преображено и совершенно непричастно греху.
***
Преемник Моисея
Если соблюдать хронологию изложения Священного Писания, то первым нужно отметить Иисуса Навина. Он был преемником пророка Моисея в управлении народом израильским. Свое происхождение он вел от колена Ефремова и первоначально звался Осией.
Это личное наименование совпадает по значению со второй частью имени Иисус и также обозначает «спасение», то есть в его составе в явном виде Бог не упоминается. Моисеем он был переименован, что являлось знаком его будущей миссии.
Именно через него иудеи были спасены Всевышним от бедствий, грозивших им во время странствований, и выведены в Землю обетованную. О нем говорится в Книге с названием, соответствующим его имени.
Ни о ком в мире не сказано так много, как об Иисусе Христе
Ни об одном человеке на земле не говорилось и не говорится столько, сколько говорится об Иисусе Христе. В каждом из более чем четырех миллионов христианских храмов и молитвенных домов звучит проповедь о Христе. О Нем говорят профессора с университетских кафедр, о Нем пишут сочинения студенты, о Нем рассуждают, спорят, Им восхищаются, Его критикуют. Имя Иисуса Христа не сходит с уст вот уже две тысячи лет, ни одно другое имя на земле не произносится столь часто.
Ни об одном человеке не написано столько, сколько написано и пишется об Иисусе Христе. Помимо Евангелий сведения о Нем содержатся во множестве других книг, как художественных, так и научных. О Нем пишут в газетах и в интернете, ежегодно в разных странах защищаются тысячи диссертаций, посвященных различным аспектам Его жизни или учения.
Вариации
Аналогичными рассматриваемому имени, кроме уже упомянутого Йехошуа, являются такие как:
- Джесус;
- Иешуа;
- Джизес;
- Джошуа;
- Жозуэ;
- Хесус;
- Йезус;
- Джезу;
- Хыйса;
- Иса.
Иса, которое может звучать и как Хыйса, употребляется мусульманами. Под ним подразумевается один из самых великих пророков в исламе. Его отождествляют с Иисусом Христом, но не во всем. Пророка Ису к израильтянам направил Аллах для подтверждения истинности Таурата (то есть Торы).
А также для того, чтобы принести им одну из священных исламских книг Инджиль (параллель с Евангелием) и основать новый Закон. Как повествует Коран, Иса не был распят, Аллахом он был вознесен на небо живым.
Нужно отметить, что имя Иисус, как и указанные его варианты, не является популярным. Чаще всего его можно встретить в странах Латинской Америки, в Испании и в Португалии. У испанцев есть и женская форма — это Хесуса.
Далее будет сказано о персонажах, известных из Библии.
Не было иной личности, которая оказала бы столь глубокое влияние на развитие культуры
В истории не было иной личности, которая оказала бы столь глубокое, всеобъемлющее и оплодотворяющее влияние на развитие человеческой культуры. Именно Иисус Христос на долгие века задал вектор культурного развития нескольких континентов. Начавшись на ближнем востоке, христианство очень быстро распространилась по территории Малой Азии и Северной Африки, затем перекинулось на Европу восточную и западную. В дальнейшем христианская цивилизация охватила собой обе Америки, Австралию, значительную часть Африки и Юго-Восточной Азии. И в каждом из этих регионов христианство оказало огромное, во многих случаях решающее влияние на развитие культуры, сформировало культурные коды целых народов.
Ни один человек в истории не сравнится с Иисусом Христом по числу посвященных ему живописных изображений. Общее количество размещенных в храмах изображений Христа, включая сцены из Его жизни, исчисляется десятками миллионов. Прибавьте к этому все посвященные ему произведения мировой живописи и скульптуры, их многочисленные репродукции на открытках и в альбомах – речь может идти о миллиардах таких изображений.
Ни одному человеку не посвящено столько музыкальных произведений, начиная от ранней христианской литургической музыки, включая многочисленные кантаты и величественные «Страсти» И. С. Баха. Образ Иисуса привлекает композиторов разных стран, времён и народов.
Спасение в христианстве
По-гречески этот термин пишется, как σωτηρία. В Библии, в христианской традиции, он трактуется следующим образом. Речь идет об избавлении людей от грехов и их последствий, каковыми являются смерть и ад. Путем спасения человек обретает Царствие Небесное. В священном Писании в разных местах слово «спасение» может употребляться для обозначения:
- исцеления;
- избавления от личных врагов и физической опасности;
- освобождения от политического гнета.
У христианских богословов спасение считается действием Бога, являющимся следствием его любви к людям.
Таким образом, перевод имени Иисус соответствует понятию «Спаситель», а также его можно дословно перевести, как «Бог – это спасение».
Влияние Иисуса Христа на нравственное состояние человечества беспрецедентно
Ни одну личность невозможно сравнить с Иисусом Христом по степени влияния на развитие нравственности. При полном отсутствии у Него каких-либо черт социального реформатора Его учение с течением веков стало причиной глубоких радикальных изменений во всей системе взаимоотношений между людьми не только на уровне личной нравственности, но и на социальном уровне. Приведем примеры. Иисус не призывал к отмене рабства, но именно благодаря христианскому пониманию природного равенства между людьми рабство было в конце концов отменено. Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, но именно благодаря христианству человеческое сообщество создало те правовые механизмы, которые сегодня лежат в основе жизнедеятельности многих государств. Иисус не был борцом за социальные права, но именно на христианском учении базируется то понимание прав человека, которое позволило женщинам и детям стать полноценными членами общества, позволило искоренить неравенство в общественных правах, дискриминацию по национальному и расовому признаку и многие другие дефекты общественного устройства характерные для древнего мира.
Сын Сирахов
Известно о нем довольно мало. Проживал он в Иерусалиме и оставил после себя собрание мудрых изречений житейского характера. Они написаны на еврейском языке. Краткое название сборника – Книга Сирахова. Подлинник этой книги не сохранился, но есть ее греческий перевод, который сделал внук автора. Последний переселился в Египет около 235 г. до н. э. во время царствования Птолемея Эвергета. В русской Библии присутствует ее перевод с греческого.
Он помещен после книг Соломоновых, с которыми у него обнаруживается ближайшее родство. Несмотря на то, что сочинение несет на себе следы греческого влияния, в нем обнаруживается близкое знакомство автора с законами Моисея, с пророками. Ее пронизывает их дух, который сын Сирахов стремится внести в семейные и общественные отношения народа.
Иисус Христос принципиально отличается от пророков других религий
Иисус Христос – единственный Человек, которого в течение вот уже двух тысяч лет многие почитают Богом воплотившимся. Во многих религиозных традициях существуют лица, почитаемые как пророки или как великие учителя (например, Магомет, Будда, Конфуций), но нет ни одного другого лица, которого почитали бы как Бога и которому молились бы как Богу.
Можно привести много других примеров влияния Иисуса Христа на развитие человеческой цивилизации в самых разных ее аспектах. Но и приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы понять причины, по которым рождение именно этого Человека стало точкой отсчета в нашем календаре, и почему именно Он самый знаменитый Человек за всю историю человечества. Во всемирном масштабе у Иисуса Христа нет конкурентов по объему влияния на умы и сердца людей на их личную и общественную жизнь на их мировоззренческие и нравственные установки.
***
Святые Отцы Собора IV-го, Халкидонского, собравшиеся в 451 году в количестве порядка 630 участников, определили догмат об образе соединения в Лице Господа Иисуса Христа двух естеств в следующих словах:
«Последуя Святым отцам, все единодушно поучаем исповедывать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы — по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, — так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лице и одну Ипостась, — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили пророки о Нем, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам символ отцев».
Догмат ста семидесяти святых отцов VI вселенского собора, Константинопольского. О двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе:
«Проповедуем также, по учению святых отцов, что в Нем и две естественные воли или хотения, и два естественные действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно. И два естественные хотения не противоположенные одно другому, как говорили нечестивые еретики — да не будет! Но Его человеческое хотение не противоречит и не противоборствует, а следует, или лучше сказать, подчиняется Его Божественному и всемогущему хотению».
***
Перестаньте говорить о Христе. Начните говорить со Христом. Перестаньте думать о Христе как о чем-то внешнем, далеком. Найдите Его внутри себя. Не выдумывайте себе Христа, позвольте Ему самому рассказать вам о Себе. Не пытайтесь спасти себя. Позвольте Ему спасти вас. Он очень желает заботиться о вас, утешать вас, направлять; вы просто позвольте Ему сделать это, отодвинув свое я с Его пути. Все, что нужно от вас, – это только смотреть в Его сторону и шептать: «Христе мой, спаси меня». протоиерей Сергий Баранов (г. Орск)
Почему Христос назван Спасителем?
Ответив на элементарные вопросы, перейдём к тем, ответ на которые и вовсе очевиден. Почему Иисус Христос назван Церковью Спасителем? Надо сказать, что очевидность ответа здесь напрямую зависит от того, читает ли человек Библию. Священное Писание рисует нам очень ясную картину грехопадения первых людей. Главным последствием падения стала смерть. И пусть прародители не умерли сразу, а, напротив, прожили после изгнания из рая без малого тысячу лет. Смерть, безусловно, постигла их, только эта смерть – духовная. В телесной смерти душа оставляет тело, в смерти духовной душа разлучается с Богом. Заметьте: Адам и Ева, прежде разговаривавшие с Богом лицом к лицу, согрешив, прячутся от Него. Зло, совершённое человеком, зло, обитающее в человеке, становится непреодолимым барьером между человеком и Богом. А между тем, явившись Моисею в Синайской пустыне, Бог недаром назвал себя «Тем, Кто есть», «Сущим». Только Один Бог обладает бытием, все сотворённые существа имеют бытие от Бога, Который является источником всеобщего бытия. Таким образом, грехопадение стало для прародителей духовной смертью, а в их лице и для всего человечества. Рождавшиеся с семенем зла в душе, люди проживали с ним всю жизнь и, не имея возможности избавиться от него, после смерти сходили в ад. Христос Своей Крестной смертью, сошествием во ад, освобождением праведных душ и воскресением из мёртвых воскресил духовно мёртвый человеческий род. Другими словами, спас человека от духовной смерти. Поэтому спросить «почему Иисуса Христа называют Спасителем» будет примерно тем же, что «почему Иисуса Христа называют Богом»? Потому, что Он Им является. И никак иначе.
Надеюсь, с элементарным и очевидным мы разобрались. На самом деле нет ничего удивительного, что такие вопросы периодически задаются как священникам, так и простым верующим. На темы, связанные с верой, свободно могут говорить только верующие. Для всех остальных они будут таить в себе массу вопросов, недоумений и непонятностей. И очевидное для нас, верующих, многим и многим может казаться неизвестным, непонятным, новым. Так что даже на самые простые вопросы следует отвечать. В конце концов, почти все мы сами задавали подобные вопросы, кто в период воцерковления, кто в детстве. И относились к ним вполне серьёзно и бывали рады получить ответ. А пока на очередные простые вопросы найдены не менее простые ответы, рекомендую задаться вопросом посложнее: что значит быть учеником Иисуса Христа? Пусть сначала каждый найдёт ответ лично для себя, а потом мы вернёмся к нему здесь.