2 сентября Житие и страдание святого мученика Маманта Житие святого Иоанна Постника, патриарха Константинопольского Память 3618 мучеников, в Никомидии пострадавших
3 сентября Житие и страдание святого священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним многих В тот же день страдание святой мученицы Василисы В тот же день память святого священномученика Аристиона
4 сентября Страдание святого священномученика Вавилы, и с ним трех отроков Житие святого пророка Моисея Боговидца Память святых мучеников Феодора, Мианы, Иулиана, и Киона Память святого Вавилы Никомидийского и с ним 84 детей Память святой мученицы Ермионии
5 сентября Житие святого пророка Захарии Память святых мучеников Урвана, Феодора и Медимна, и многих с ними Память святого мученика Авдия Память святых мучеников Фифаила и Фивеи Убиение святого князя Глеба Празднование святому Апостолу Петру, в Афире Память святых мучеников Иувентина и Максима
6 сентября Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех Страдание святого мученика Ромила Страдание святого мученика Евдоксия Память священномученик Кирилла, епископа Гортинского Житие преподобного Давида Память святых мучеников Кириака, Фавста и Авива
7 сентября Страдание святого мученика Созонта Память святых Апостолов Евода и Онисифора Память святого мученика Евпсихия Житие святого отца нашего Иоанна, архиепископа Новгородского
8 сентября Слово на Рождество Богородицы
9 сентября Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны Страдание святого мученика Севириана Память блаженного Никиты, тайного угодника Божия, которого видел диакон Созонт Воспоминание святого Третьего вселенского собора в Ефесе Память преподобного Иосифа Волоколамского Память преподобного Феофана, постника и исповедника
10 сентября Житие и страдание святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры Житие святой царицы Пульхерии Память святых Трех жен, обретенных в пустынной горе Память святого мученика Варипсава Память святых Апостолов Апеллия, Луки и Климента
11 сентября Житие и подвиги преподобной матери нашей Феодоры, подвизавшейся в мужском образе Память преподобного Евфросина Память святой мученицы Ии Память святых мучеников Диодора и Дидима
12 сентября Житие и страдание святого священномученика Автонома Память священномученика Корнута, епископа Никомидийского Память святого мученика Иулиана
13 сентября Слово на обновление иерусалимского храма Воскресения Христова Житие священномученика Корнилия Сотника Память свв. мчч. Гордиана, Макровия, Илии, Зотика, Лукиана и Валериана Память преподобного Петра в Атрое Память свв. мучеников Селевка, Стратоника, Кронида, Леонтия и Серапиона
14 сентября Сказание о воздвижении честного и животворящего Креста Господня Память святого мученика Папия
15 сентября Страдание святого мученика Никиты Память святого Филофея, пресвитера и чудотворца Память святого мученика Порфирия Память святых мучеников Максима, Асклиады и Феодота
16 сентября Страдание святой всехвальной великомученицы Евфимии Память святой мученицы Севастианы Память святой мученицы Мелитины Память святой мученицы Людмилы Память святителя Киприана, митрополита Киевского Память преподобного Дорофея пустынника
17 сентября Страдание святых мучениц Веры, Надежды и Любви, и матери их Софии Память святой мученицы Агафоклии Память святой мученицы Феодотии
18 сентября Преподобный отец наш Евмений, епископ Гортинский Память святой мученицы Ариадны
19 сентября Страдание святых мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта Страдание святого мученика Зосимы пустынника Память святого благоверного князя Феодора, смоленского и ярославского чудотворца, и чад его Давида и Константина
20 сентября Житие и страдание св. великомученика Евстафия Плакиды, его супруги и чад Страдание святых мучеников Михаила, князя Черниговского и боярина его Феодора, от нечестивого Батыя пострадавших
21 сентября Святой Апостол Кодрат Память святых священномучеников Ипатия и Андрея Память святых мучеников Евсевия и Приска Память святых епископов Исакия и Мелетия Житие святителя Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца
22 сентября Страдание святого священномученика Фоки, епископа Синопского Житие и страдание святого мученика Фоки, именуемого верторадарем Житие святого пророка Ионы Память преподобного Ионы пресвитера Житие святого Петра, прежде бывшего мытарем
23 сентября Слово на зачатие честного и славного пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Память святых мучеников Андрея, Иоанна, Петра и Антонина Память святой мученицы Ираиды Житие преподобной Поликсении
24 сентября Житие и страдание святой первомученицы, равноапостольной Феклы Память преподобного Коприя Житие преподобного отца нашего Никандра Псковского
25 сентября Житие преподобной матери нашей Евфросинии Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца Житие преподобной Евфросинии Суздальской Память преподобномученика Пафнутия
26 сентября Житие святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
27 сентября Житие и страдание святого мученика Каллистрата Житие преподобного отца нашего Савватия Соловецкого, чудотворца Память святых Апостолов Марка, Аристарха и Зины Память святой мученицы Епихарии Память преподобного Игнатия
28 сентября Житие преподобного отца нашего Харитона Исповедника Память святого пророка Варуха Память святых мучеников Александра, Алфея, Зосимы, Марка, Никона, Неона и Илиодора Житие святого Вячеслава, князя Чешского
29 сентября Житие преподобного отца нашего Кириака Память святых мучеников Дады, Гаведдая и Каздои Память преподобного Феофана
30 сентября Житие истрадание святого священномученика Григория, епископа великой Армении, и с ним тридцати семи дев Житие преподобного отца нашего Григория, игумена обители на Пельшме реке, Вологодского чудотворца Память святого Михаила, митрополита Киевского и всея России чудотворца
Подходы к изучению житий святых
Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения.
С историко-богословской точки зрения
жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т.д.
В историческом плане
жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории.
В социально-культурном аспекте
жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так наз. народную религиозность), религиозно-культурные представления общества.
Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы
, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т.д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения.
Иные агиографические работы на Западе
Отдельные лица на Западе продолжали издание житий святых одновременно с корпорацией болландистов. Из них заслуживают упоминания:
- аббат Коммануэль, «Nouvelles vies de saints pour tous le jours» (1701);
- Балье, «Vie des saints» (работа строго критическая),
- Арно д’Андили, «Les vies des peres des deserts d’Orient» (1771).
В ряду новейших западных изданий «Житий святых» заслуживает внимания сочин. Штадлера и Гейма, написанное в словарной форме: «Heiligen Lexicon», (1855 ел.).
Деятельность Болланда и его последователей
Наконец, выступает с своею деятельностию знаменитый антверпенский иезуит Болланд; в 1643 г. он издает в Антверпене 1-й том «Acta sanctorum». В продолжение 130 лет болландистами было издано 49 томов, содержащих «Жития святых» с 1 января по 7 октября; к 1780 г. появилось еще два тома.
В 1788 г. институт болландистов был закрыт. Спустя три года, предприятие было снова возобновлено, и в 1794 г. появился еще новый том. При завоевали Бельгии французами, монастырь болландистов был продан, а сами они с своими коллекциями перешли в Вестфалию и после реставрации издали еще шесть томов. Последние работы значительно уступают в достоинстве трудам первых болландистов, как по обширности эрудиции, так и вследствие отсутствия строгой критики. Упомянутый выше «Martyrologium» Мюллера представляет хорошее сокращение издания болландистов и может служить справочною книгою к нему. Полный указатель к этому изданию составил Потаст [3]. Все жития святых, известные с отдельными заглавиями, исчислены у Фабриция в «Bibliotheca Graeca», Гамб. 1705 — 1718; второе издание Гамб. 1798 — 1809).
Жития святых митрополита Макария
Новую эпоху в истории русских житий составляет деятельность всероссийского митрополита Макария. Его время было особенно обильно новыми «житиями» русских святых, что объясняется с одной стороны усиленною деятельностью этого митрополита по канонизации святых, а с другой — составленными им «великими Минеями-Четиими». Минеи эти, в которые внесены почти все имевшиеся к тому времени русские житий, известны в двух редакциях: Софийской (рукопись спб. дух. акд.) и более полной — московского собора 1552 г.
Праведный Феодор Ушаков
0
Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков участвовал в войнах России с Османской империей при Екатерине II Великой. Возглавляя Черноморский флот России, адмирал Ушаков несколько раз разгромил в сражениях флот турок и, наконец, полностью уничтожил его при Калиакрии. Позже он участвовал в освобождении греков Ионических островов от французской оккупации, где стал автором Конституции и заложил основы народного правления. Как флотоводец, Фёдор Ушаков стал основоположником новой тактики морских сражений и автором беспрецедентной операции по овладению морской крепостью Корфу с помощью корабельного десанта. Родной дядя Адмирала, также Фёдор Ушаков, стал монахом Санаксарского монастыря в Мордовии. Его влияние и воспитание родителей послужили основанием к глубокой вере, и личному благочестию адмирала: он регулярно посещал службы, был весьма скромен в быту, а свои деньги неоднократно жертвовал на обустройство быта нижних чинов и семьям погибших матросов. Уже в отставке, в период Отечественной войны 1812 года Фёдор Фёдорович пожертвовал всё своё состояние на госпиталь для раненых русских солдат и формирование Тамбовского пехотного полка.
Отличия восточной и западной традиций описания жития святых
В принципе, житие святого – это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приемы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царствие Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно-типическим. Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции. Западные жития обычно написаны в динамической перспективе, автор как бы прослеживает из своей позиции, из земного бытия, по какой дороге прошел святой от этого земного бытия к Царствию Небесному. Для восточной традиции более характерна обратная перспектива, перспектива святого, уже достигшего Небесного Царства и от вышних озирающего свой путь к нему. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий, в которых риторическая насыщенность призвана соответствовать неумопостигаемой высоте взгляда из Царствия Небесного (таковы, например, жития Симеона Метафраста, а в русской традиции – Пахомия Серба и Епифания Премудрого). При этом особенности западной и восточной агиографической традиции очевидным образом соотносятся с характерными чертами западной и восточной иконографии святых: сюжетности западной иконографии, раскрывающей путь святых к Богу, противопоставлена статичность иконографии византийской, изображающей прежде всего святого в его прославленном, небесном состоянии. Таким образом, характер агиографической литературы непосредственно соотнесен со всей системой религиозных воззрений, различиями религиозно-мистического опыта и т.д. Агиография как дисциплина и изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и собственно литературных явлений.