Православная вера была верной спутницей славянских жен многие века. Но их кротость, преданность и мудрость в отношении своих мужей, детей и народа были продиктованы не только их личностными качествами, а прежде всего глубокой верой в нашего Творца. Именно благодаря вере обеспечивалось благополучие жителей, возводились церкви и монастыри, отвоевывались земли. За свои заслуги перед людьми и Господом нашим, многие из выдающихся женщин были причислены к лику святых.
Их путь не был выслан розами. Но они многого и не просили, откликались на любой зов о помощи, тяжко трудились, поддерживали всех страждущих и молились. Глубокая вера в Господа нашего была их основным спутником. Отстаивая свою веру, они страдали, их мучили, морили голодом и обрекали на многие другие страдания. Но молитва, а также глас Божий поддерживали их в самые тяжелые моменты и придавали сил.
Творец наш щедро наградил их, они могли видеть будущее, ощущать боль других и лечить. Многие из них обладали твердым характером и могли вести за собой целые народы. Их глас был слышен далеко, потому что во имя Господа они творили благие дела. Именно поэтому народ их помнит до сих пор, несмотря на то, что с даты смерти некоторых прошли многие века.
Евфросиния Полоцкая
В миру Евфросинию Полоцкую звали Предславой. Она была дочерью витебского князя Святослава Всеславича. Предслава с ранних лет проявляла интерес к духовной жизни, как только девочке исполнилось 12 лет, она отказалась от династического брака и 15 февраля 1116 года приняла тайный постриг в Полоцком монастыре. Спустя несколько лет Евфросиния занялась переписыванием книг, что было очень трудоемким и длительным процессом. Обычно такое послушание получали мужчины, но Евфросиния была тверда в своей вере. Преподобной Евфросинии приписывают приобретение Полоцким Софийским собором иконы Богородицы Эфесской. Также Евфросиния заказала мастеру Лазарю Богше крест-мощевик, который стал зваться ее именем. Умерла Евфросиния Полоцкая во время паломничества в Иерусалиме, 23 мая 1167 года. Почитать в Полоцке ее стали вскоре после смерти, но канонизирована Евфросиния была только в 1893 году. Евфросиния Полоцкая была ярким церковным деятелем своего времени. Она инициировала строительство женского Спасского монастыря, принимала участие у политической жизни княжества и стала своеобразным знаменем борьбы половчан за свою независимость. Интересно, что в житие преподобной Евфросинии отсутствует рассказ о посмертных чудесах.
Великая Ефросинья
На заре христианства в XII веке в Полоцке в семье князя Всеслава Брячиславича родилась девочка Предслава, в венах которой текла кровь великой Рогнеды, одной из жен Владимира Великого. Родители видели в красавице-дочери осуществление своих надежд, мечтая породниться со знаменитым родом, выдав дочь замуж за князя или царя небольшой державы.
Предслава могла стать даже королевой или великой княжной, но девочка с детства познала силу Святого Духа, постоянно пребывала в молитвах, и накануне своей свадьбы в 12 лет тайно постриглась в монахини. В то время сила Церкви была выше светских законов, постриг не имел обратной силы.
Стальная вера Ефросиньи, имя, данное Предславе при крещении, привела в монашество не только ее младшую сестру, но и племянниц. Набожная Ефросинья обладала даром видеть в людях Божью искру, поэтому выбирала себе в сподвижники тех, на кого указывал Бог.
До 12 лет княжна была обучена грамоте, знала языки, поэтому приняла решение переписывать христианские книги, что издавна было чисто мужским делом. Ранее перепись книг требовала определенных навыков и силы, во время работы писцы практически стояли на коленях все время. Епископ Илия внял просьбам девушки, направив ее в Софийский собор, основанный дедом Предславы Всеславом.
В 20 лет Ефросинью посетил Ангел, передавший повеление Божие о строительстве нового монастыря. С посохом и хлебом, в сопровождении няни и 4-х сестер, Ефросинья отправилась в указанное Всевышним место, и основала там Спасо-Ефросиньевский монастырь.
Для сведения! Оставаясь представительницей правящей династии, монахиня влияла на ход политической силы. Не всякому мужчине Творец доверил основание мужского, женского монастыря и двух церквей.
По воле монахини был приобретен Крест Ефросиньи, великая святыня, которую через 700 лет Иван Грозный вернул в Полоцк.
В 1840 году Крест Ефросиньи Полоцкой архиепископом Василием был перевезен в Москву, затем и в Петербург, к нему прикладывал сам царь Николай I.
Почувствовав, что силы ее покидают, настоятельница монастыря Ефросинья в возрасте 70 лет отправилась в Иерусалим, где и отошла в Небеса. Только в конце 16 века нетленные мощи монахини перенесли в Киево-Печерскую Лавру, а затем в 1910 году их доставили в Полоцк.
Вторая мировая война, пик атеизма в Союзе «способствовали» утере Креста Ефросиньи, а святые мощи ныне хранятся в Свято — Преображенской церкви Полоцка. Чудеса исцелений и ответов на молитвы, направленные к святой монахине, основательнице монастырей, описаны монахами и хранятся при церкви в нескольких томах.
Еще о женщинах, прославленных в лике святых:
Княгиня Ольга
Княгиня Ольга – единственная русская женщина, которую причислили к лику равноапостольных святых. Ольга первая на Руси приняла христианство, еще до Крещения. О юности Ольги известно очень мало, наиболее точные сведения о ней появляются в летописях 945 года, когда погибает ее муж Игорь. Тогда же Нестор описывает в летописях мести Ольги древлянам, которые были виновны в смерти князя. С 947 года Ольга начинает править сама. Она устанавливает систему погостов, открывает несколько сухопутных путей, устанавливает размер полюдья. Именно Ольга положила начало каменному строительству на Руси. В 955 году Ольга принимает крещение в Константинополе под именем Елена. Княгиня старалась приобщить к христианству и сына Святослава, но тот так и остался язычником до конца жизни. Святой Ольгу признали уже во времена правления Ярополка, ее внука, а в 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику равноапостольных святых.
Где купить иконы святых жен?
Конечно, здесь перечислены далеко не все знаменитые святые. В православии их очень много.
Компания 3Dekor изготавливает иконы из дерева с образами самых разных святых жен и мужей. Резные изделия удивляют своим исполнением, высокой точностью исполнения, высочайшим сходством и мастерством. Они являются долговечными и надежными. Станут отличным подарком православной женщине. Изготавливаются как маленькими, так и в больших размерах.
Посмотреть ассортимент можно в нашем интернет-магазине. Также доступно изготовление на заказ.
Матрона Московская
Матрона Московская является одной из самых популярных русских святых. Канонизирована она была сравнительно недавно – в 1999 году. Матрона родилась незрячей. Родители хотели оставить ребенка в приюте, но матери девочки приснился вещий сон о слепой голубице, и Матрону оставили. Уже в 8 лет девочка была глубоко верующей, у нее был дар предсказывать будущее и исцелять больных. К 18 годам у Матроны Московской отнялись ноги. Большую часть жизни Матрона прожила у односельчанки Евдокии Михайловны Ждановой и её дочери Зинаиды, принимала у себя страждущих и больных. Скончалась Матрона Московская в 1952 году. В 1999 году Матрону канонизировали как местночтимую святую, но поклониться ей едут люди со всей России.
Ксения Петербуржская
Ксения Петербуржская выбрала путь юродства в 26 лет. Сохранилось множество легенд и воспоминаний о пророческом даре святой. Родилась Ксения в первой половине XVIII века. Достигнув совершеннолетия, Ксения вышла замуж за придворного певчего Андрея Фёдоровича Петрова. Молодые супруги жили в Санкт-Петербурге. Андрей Фёдорович не скончался, когда Ксении было 26 лет. Молодая вдова встала на путь юродства, стала отзываться только на имя мужа, раздала все их имущество бедным, а дом подарила одной из своих знакомых, при условии, что она будет пускать ночевать неимущих. Точная дата смерти Ксении Петербуржской неизвестна. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила ее к лику святых юродивых.
Ксения Петербургская
Фото: Sofrino.ru
О первых годах жизни Ксении мало что известно, но это не так важно, ведь помнят ее за добрые дела и милосердие. В 26 лет Ксения осталась вдовой. Ее муж – певчий придворного хора умер внезапно, не успев принять христианского покаяния. И эту миссию возложила на себя его жена, став юродивой. Она раздала все свое имущество, переоделась в одежду мужа и стала откликаться только на его имя – Андрей Федорович.
Поначалу ее бродяжничество, внешний вид и странное поведение вызывали лишь насмешки, которые Ксения сносила с кротостью и покорностью. Но вскоре мнение горожан изменилось, люди поняли, что она не обычная бродяжка. Милостыню она брала не у всех, да и полученные деньги она себе не оставляла, а сразу же передавала нуждающимся.
Рекомендуем прочитать: Молитвы Ксении Петербургской
Днем она бродила по Петербургу, а ночью выходила в поле и молилась за всех горожан, отдавая поклоны во все стороны света. Постепенно петербуржцы стали замечать, что в ее словах есть скрытый смысл, а ее прикосновение не только приносит удачу торговцам, но и исцеляет простой люд. Где бы она не появлялась, горожане наперебой предлагали ей свои товары и вели для благословения детей.
45 лет длилось покаяние Ксении Петербургской, и за этот срок она сделала много добрых дел, за прозорливость, милосердие и самоотверженность жители Санкт-Петербурга почитали ее уже при жизни. После кончины Ксении ее погребли возле церкви, которую она помогала строить. Но ее могила не осталась забыта, уже более века люди приходят в часовню, которая возведена на ее останках для молитвы и решения насущных проблем, и она слышит каждого.
Феврония
Житие святой стало широко известно после публикации «Повести о Петре и Февронии», которая напоминала скорее волшебную сказку, чем исторический документ. Феврония была дочерью бортника. Однажды к ней обратился за помощью князь Петр, который пообещал сделать ее своей невестой, если та исцелит его от ран. Девушка вылечила Петра, но тот не сдержал своего обещания, и болезнь вернулась. Тогда Петр взял Февронию в жены. Бояре не приняли простонародную жену князя. Петр забрал жену и покинул город, в котором почти сразу же разразилась смута, и князя попросили вернуться назад. Петр с Февронией правили много лет, а в старости приняли монашеский постриг в разных монастырях. Они молились о том, чтобы умереть в один день, и завещали, чтобы их похоронили вместе. Когда просьбу Петра и Февронии не исполнили, они чудесным образом оказались в одном гробу. Погребены супруги были в 1228 году, а в 1547-м их канонизировали. Петр и Феврония считаются покровителями семьи.
6. Анна Кашинская Анна (в постриге – София) родилась в XIII веке в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 1299 году она вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского, а спустя 20 лет он был убит в Орде. Спустя годы в Орде были казнены ее сыновья и внук. Год пострига Анны неизвестен, но в 1358 году она упоминается как 80-летняя настоятельница Тверского женского монастыря во имя св. Афанасия. Перед самой смертью Анна приняла схиму. Почитание Анны Кашинской началось в 1611 году, когда были обнаружены ее останки в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы. В 1650-м году она была канонизирована, но уже в 1677 году, в рамках борьбы с двоеперстным крещением, была проведена деканонизация, а житие святой Анны – предано анафеме. Только в 1909 году императором Николаем II было дано разрешение на повторную канонизацию.
Топ-10 православных женщин-святых
-А
А+
Распечатать
Фото: Martin Pettitt/flickr.com
Достается же этому празднику! С одной стороны, он делает кассу цветочным и косметическим магазинам, в которых еще за несколько дней до того начинает царить радостное возбуждение, а с другой — вызывает массовое раздражение в информационном пространстве. По-моему, его не любят почти все категории: мужчины, феминистки, иные верующие, да и многие женщины, которые видят в нем лицемерие — когда домашним легче один раз в году продекларировать любовь и уважение к жене и матери, чем проявлять ее на деле круглый год.
Отчасти нелюбовь заслуженная. И к изначальному смыслу — коммунизм идеология все-таки не самая привлекательная на свете, — и особенно к тому, чем этот день стал сейчас. Именно по итогам прошлого 8 марта ваша слуга покорная определила себя как феминистку, хотя раньше могла бы представить это разве что в кошмарном сне. Но всё пересилили потоки дурновкусия, прямо-таки ведьминский шабаш: «Оставайтесь такими же женственными, капризными, глупенькими и загадочными, мы же вас за это и любим».
Нет уж. Я не знаю ни одного мужчины, который любил бы меня за это: муж, коллеги и знакомые ценят во мне совсем другое. Понятно, что всякий иногда делает глупости, лезет в бутылку на ровном месте или ведет себя нелогично, но любить это во взрослом, полноценном человеке невозможно. Это атрибуты, украшающие либо божество, либо миленького, игривого котенка.
И это та причина, по которой этот ванильный сексизм оскорбляет мои религиозные чувства. Женщина — не божество. Женщина — не котенок.
Христианство ценит в женщине всё то же самое, что и в мужчине. Да, с некоторыми вариациями и нюансами, но принцип одинаков. Доказательство тому — женщины, которых Церковь почитает как святых.
Вот о них я и хочу я напомнить себе и публике в честь дня рождения Клары Цеткин (понятия не имею, когда у нее на самом деле день рождения, но происхождение мема понятно), а по совместительству Праздника тепличных тюльпанов.
Итак, мой личный топ-10 женщин, без которых, как мне кажется, непредставимо православие, как мы его знаем.
1. Пресвятая Богородица
2. Равноапостольная Мария Магдалина 3. Великомученица Екатерина Александрийская 4. Равноапостольная императрица Елена 5. Преподобная Мария Египетская 6. Равноапостольная княгиня Ольга 7. Преподобная Евфросиния (Евдокия) Московская 8. Праведная Иулиания Лазаревская 9. Блаженная Ксения Петербургская 10. Преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна
Они все были разными: правительницы, проповедницы, благотворительницы, мученицы, замужние женщины, вдовы, девы, раскаявшиеся блудницы, княгини и крестьянки, ученые и неграмотные. И ни одна из них, как мы видим, не демонстрировала качеств, которые ценят — или якобы ценят — самые недалекие из современных мужчин.
Однако всё вышесказанное — совсем не повод забыть о поздравлениях мамам, сестрам, женам и коллегам-женщинам. Проявление любви никогда не бывает не вовремя.
Иулиания Лазаревская
Настоящее имя Иулиании Лазаревской — Ульяна Устиновна Осорьина. Она родилась в 1530 году в семье дворян Недюревых. С детства девочка была очень набожной и усердной. В 16 лет она вышла замуж за Юрия Осорьина, в браке с ним она родила 13 детей. После гибели двух сыновей на царской службе, Ульяна стала упрашивать мужа, чтобы тот отпустил ее монастырь. Тот согласился при условии, что до этого она воспитает оставшихся детей. Когда в период правления Бориса Годунова разразился голод, Иулиания продала все свое имущество, чтобы накормить неимущих. Умерла Иулиания в 1604 году и была похоронена в Муроме. В 1614 году, когда рядом копали могилу, были обретены мощи Иулиании, которые источали миро. Тогда же исцелились несколько человек. В том же 1614 году Иулианию Лазаревскую канонизировали в лике праведницы.
Святая княгиня Елизавета Федоровна
Елизавета Федоровна была старшей сестрой Александры Федоровны, последней русской императрицы. В 1884 году Елизавета Федоровна вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III. Всю жизнь Елизавета Федоровна занималась благотворительностью. Она организовала Елизаветинское благотворительное общество, во время войны занималась медицинской помощью воинам. В 1905 году ее муж погиб в результате покушения. Овдовев Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия, которая занималась медицинской и благотворительной работой. С 1909 года княгиня посвятила всю свою жизнь работе в обители. Елизавета Федоровна была убита и сброшена в шахту в 1918 году в городе Алапаевске вместе с другими членами семьи Романовых. Есть свидетельства, что Елизавета скончалась позже остальных, поскольку из шахты еще некоторое время доносились песнопения. В 1992 году Елизавета Федоровна была причислена к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников Российских.
Женщины в христианстве
Библейские героини почитаемы из века в век, и их знают все христиане.
Сарра стала прародительницей великого еврейского народа, Руфь была прабабкой царя Давида, Эсфирь спасла свой народ от уничтожения. Пресвятая Дева Мария по воле Божьей родила Миссию, Мария Магдалина была с Иисусом все время Его служения и продолжала дело Учителя на протяжении всей своей жизни.
Русские женщины также оставили в истории христианства память о подвиге веры и преданности Иисусу Христу, Богу Отцу и Святому Духу.
Святые русские женщины являются примером христианской веры, своими молитвами и послушанием Богу они прошли через великие испытания, за что причислены к лику святых.
Варвара Скворчихинская
Блаженная Варвара родилась в семье священника. Выучившись на домашнюю учительницу, девушка начала преподавать. Она была истово верующей и часто приводила на занятия священника, но когда в школах начали проповедовать атеизм, Варвара перестала работать и избрала для себя путь затворницы. Она прожила более 35 лет в старом сарае, постоянно молясь и соблюдая посты. Все эти годы Варвара не посещала церковь, но принимала у себя священников и верующих. Умерла Варвара в 1966 году, а в 2001 году Патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии.
Евдокия Дмитриевна
Евдокия Дмитриевна также известна как преподобная Евдокия Московская, еще при жизни она прославилась своей благотворительной деятельностью. В 15 лет ее выдали замуж за московского князя Дмитрия Донского. С ним она провела 22 года в счастливом браке, а после кончины супруга некоторое время правила, являясь блюстительницей престолонаследия среди сыновей. Евдокия Дмитриевна при жизни инициировала постройку множества храмов и монастырей, в том числе Вознесенского женского монастыря. Под руководством Евдокии Дмитриевны было собрано московское ополчение для защиты города от Тамерлана. В 1407 году княгиня удалилась в Вознесенский монастырь, где приняла постриг с именем Евфросиния. В иночестве Евфросиния прожила всего несколько месяцев и скончалась в том же году. В 1988 году была причислена к лику святых вместе со своим мужем. В 2007 году была учреждена церковная награда — орден и медаль преподобной Евфросинии Московской.
Святые мужчины
Святой священномученик Ермоген, патриарх московский и всея Руси
Святой Ермоген был священником в городе Kазани. С его именем связано обретение одной из самых известных и почитаемых на Руси икон Божией Матери — «Казанской». Спустя годы он стал казанским митрополитом, а затем и Патриархом Московским. Его правление совпало с тяжёлыми для Руси временами — нашествием поляков. Святой Ермоген призывал твёрдо держаться Православной веры, быть верными царю и Отечеству. За это поляки заточили святого в монастырь. Но он не испугался врагов и даже в неволе призывал народ бороться с захватчиками. Твёрдая вера, мужество и стойкость помогли святителю перенести тяжёлые испытания. «Что вы меня пугаете, боюсь лишь одного Бога», — говорил он своим врагам. «Спаси, Господи, люди Твоя», — горячо молились святой Ермоген со своей паствой об изгнании врага с Русской земли.
Святой равноапостольный царь Константин
Царь Kонстантин правил Византийской империей. Сначала он был язычником, но одно, казалось бы, невероятное событие перевернуло его жизнь. Однажды перед решающей битвой, когда силы противника многократно превосходили армию Kонстантина, он увидел на небе светящийся крест с надписью «Этим победишь!». Kонстантин нанёс такой же крест на воинские знамёна и одержал победу. Убедившись в силе Kреста Господня, он принял христиан под своё покровительство и объявил веру Христову государственной религией. С той поры по всей империи строились храмы, монастыри, создавались школы. Гонения на христиан прекратились. В конце жизни Kонстантин принял крещение и был признан святым за свою милость к христианам и за распространениеверы в Византийской империи. Одна из величайших заслуг Константина — созыв Первого Вселенского Собора в городе Никее в 325 г.
Святой равноапостольный князь Владимир
Святой Владимир был внуком княгини Ольги, одной из первых на Руси принявшей христианство. Он исповедовал язычество, но стал сомневаться в истинности своей веры и разослал гонцов во все страны, чтобы больше узнать о вере разных народов. Kогда русские послы прибыли в Kонстантинополь, то великолепие храмов, торжественность и красота богослужений тронули их до глубины души. Вернувшись, они рассказали о том, что увидели, князю Владимиру. В 988 году князь крестился сам(с именем Василий)и крестил Русь. С этого времени начали строиться храмы и монастыри, открывались школы, где учили закону Божьему. Русь стала православной страной. С тех пор русские люди исповедают Православную веру, в основе которой — любовь к Богу и ближнему. Она учит добру и милосердию. Обращение князем Владимиром русских людей в веру Православную.
Святой преподобный Сергий Радонежский
Преподобный Сергий с ранних лет служил Богу. Он родился в благочестивой боярской семье. Сергию (до принятия монашества Варфоломею) трудно давалась грамота, но чудесное посещение Ангела помогло ему. После смерти родителей Сергий ушёл в лес и жил там в труде и молитве ради Господа. Скоро к нему стали приходить ученики. Так была основана известная на весь мир Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Старец был не только духовным учителем, но и служил примером в повседневном труде. Он сам колол дрова, носил воду, пёк хлеб. За такое усердие и смирение святой был удостоен от Гос пода дара чудотворения. Он мог исцелять и даже воскрешать людей. Несколько раз его посещала Сама Богородица. Память о нём и вера в его заступничество останутся навсегда. Господь по молитвам прпеподобного Сергия воскрешает мальчика.
Святой преподобный Серафим, саровский чудотворец
Преподобный Серафим родился 19 июля 1759 года в благочестивой семье. В 17 лет он решил уйти в монастырь. Мать благословила его на этот подвиг, и он ушел в Саровскую пустынь. Святой принял постриг с именем Серафим, что означает «пламенный», и ушёл в затвор. Он жил в построенной им келье в лесу и молился Господу. Видя его святость, лесные звери приходили к Серафиму и служили ему. После 15-летнего затвора старец вернулся в монастырь. К нему за советом и утешением приходило множество людей. По его молитвам совершались знамения и чудеса. Воины, получившие благословение старца, оставались невредимы на поле боя. И по сей день преподобный Серафим почитаем народом, и его ласково называют «батюшка Серафим». Кротость и святость батюшки Серафима делали добрыми даже лесных зверей.
Святой преподобный Илия Муромец, печерский, в Ближних пещерах
Преподобный Илия родом из города Мурома. В детстве он сильно болел и не мог ходить, однако чудесным образом исцелился и обрёл небывалую силу. Учёные считают, что знаменитый былинный герой — богатырь и святой преподобный Илия один и тот же человек. Обладая невероятной силой, он воевал с врагами, храбро и бесстрашно защищая русские земли. В одном из боёв он был тяжело ранен и, вероятно, предчувствуя близкую кончину, ушёл в монастырь и стал иноком. Святому Илие Муромцу на его родине, в городе Муроме, установлен памятник. Нетленные мощи святого покоятся в Kиево-Печерской Лавре. Решив посвятить свою жизнь Господу, святой Илия удалился в монастырь и проводил дни в уединении и молитвах.
Святой преподобный Андрей Рублев
Святой Андрей родился около 1360 года. Отличался образованностью и мудростью. Он учился иконописи в Византии и Болгарии. Но дар его раскрылся только на Руси. Любовь к Богу и желание служить Ему стали смыслом его жизни, и он принял монашеский постриг в Спасо-Андрониковом монастыре. Более 20 лет вёл он жизнь подвижника-иконописца. Kисти святого Андрея Рублёва принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы — величайшая святыня и непревзойдённый шедевр иконописи. Святой Андрей расписал Благовещенский собор в Московском Kремле, Успенский собор во Владимире и множество других храмов и монастырей на Руси. И сейчас, спустя много веков, мы удивляемся красоте и совершенству икон, написанных великим Андреем Рублёвым. Преподобный Андрей Рублёв пишет икону Пресвятой Троицы.
Святой праведный Иоанн Кронштадский
Святой Иоанн происходил из простой семьи. Он с отличием окончил духовное училище, а затем семинарию. Иоанн мечтал уехать на Аляску и проповедовать среди язычников. Однако судьба распорядилась иначе, и он стал священником в Андреевском соборе города Кронштадта. Среди людей этого города, нуждающихся в участии и утверждении в вере, он и начал подвиг своего самоотверженного пастырского служения. Ежедневно бывал в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально. Особен но заботился о детях и старался сделать всё, что бы они ни в чем не нуждались. Милосердием своим он выражал любовь к Родине. Святой Иоанн говорил так: «Научись веровать в Бога и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству». Святой Иоанн Кронштадтский приводит сирот в приют для детей.
Святой праведный воин Федор Санаксарский Ушаков
Святой воин Феодор родился в 1745 году в благочестивой семье. С детства его отличали усердие и добрый нрав. При этом он был отважным, любознательным ребёнком, прилежно учился. За тем посту пил на службу во флот, что принесло России множество побед. «Благодаря Богу», — как любил говорить праведник, не только не потерпел он ни одного поражения в морских сражениях, но не потерял при этом ни единого корабля и ни один из его служителей не был взят в плен. Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Годы свои праведный воин окончил в деревне возле Санаксарского монастыря, которому постоянно оказывал благотворительную помощь, и там же был погребён. Благодаря Богу святой Феодор Ушаков одержал ряд великих побед над врагом.
Святой благоверный князь Даниил Московский
Святой Даниил Московский был сыном князя Александра Невского. В управление он получил Москву, в которой поставил храм и монастырь, названные в честь его святого покровителя Даниила Столпника. Данилов монастырь действует и в наше время. Москва в то время была маленьким городом. Князь Даниил не стремился его расширять, ведь для этого пришлось бы вести войны. Он всегда шёл путём милосердия и миролюбия. После смерти своего дяди, князя Переяславского, Даниил получил в наследство его княжество. И вскоре Москва стала большим и знатным городом. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу. За любовь к Богу и ближнему князь Даниил был причислен к лику святых. Святой Даниил, образец милосердия и миролюбия, — покровитель Москвы.
Святой благоверный князь Александр Невский
Александр Невский правил Великим Новгородом, одним из княжеств Руси, в тяжёлое для страны время. С востока надвигались полчища ордынцев, с запада — рыцари-крестоносцы. Будучи храбрым воином, он давал решительный отпор врагам. Князь одержал победу в битве со шведами на реке Неве, за что его называют Невским. Позже разгромил рыцарей на Чудском озере. Эта битва известна как Ледовое побоище. Западные рубежи Отечества были защищены, но с востока угрожали вторжением татаро-монголы. Нужно было избежать сражения. И здесь Александр проявил себя как мудрый политик. Он приезжал в Орду и вёл переговоры. В конце жизни князь принял монашество и даже высший монашеский постриг — схиму. Александр Невский: «Кто на нас с мечом придёт, тот от меча и погибнет». Битва на Чудском озере (Ледовое побоище).
Святой благоверный великий князь Дмитрий Донской
Святой Дмитрий Донской родился в 1350 году. Христианское благочестие сочеталось в нём с мудростью правителя. Жизнь свою он посвятил объединению русских земель и спасению их от татаро-монгольского ига. Перед решающей битвой с ордынцами князь просил благословения у святого Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя и послал с ним двух иноков-воинов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Они погибли на поле брани и были причислены к лику святых. За победу в Kуликовской битве, произошедшей 21 сентября 1380 года, князь Дмитрий был назван Донским. На месте сражения он построил монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в память всех воинов, погибших в битве. Ратный подвиг Дмитрия Донского. Победа русского войска в Куликовской битве положила начало освобождению нашего Отечества от татаро-монгольского ига.
Святитель Николай, архиепископ мир ликийских, чудотворец
Святой Николай с детства любил молиться в храме и читать книги. Когда он повзрослел, то стал епископом города Миры Ликийской области Римской империи. Он был очень добрым, заботился о людях, утешая их в бедах, и помогал совсем незнакомым. До глубокой старости дожил святой Николай, и за его праведную жизнь Господь наградил его даром чудотворения. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Люди были обречены на гибель. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая. Погибающие стали горячо молиться — икорабль благополучно вернулся в гавань. После смерти святого множество чудес происходило и от его мощей, которые находятся в храме итальянского города Бари. Чудесное заступничество святителя Николая и спасение людей на корабле, попавшем в шторм.
Святитель Алексий, митрополит московский и всея Руси, чудотворец
Святой Алексий с детства решил посвятить себя Богу и в 15 лет ушёл в монастырь. Он много учился, был благочестив и являлся примером для многих людей. Поэтому ему доверили воспитание малолетнего князя Димитрия (будущего Донского). В 1356 году Алексий был избран митрополитом Московским и всея Руси. Много потрудился святой в деле устроения новых обителей. Его отличали забота о своей пастве, а любовь к ближним была так велика, что он своим даром чудотворения исцелял всех, кто бы ни попросил. Однажды он исцелил даже супругу ордынского хана, слепую Тайдулу. Святитель Алексий дожил до глубокой старости, управляя Русской Церковью 24 года. Его святые мощи покоятся в Патриаршем Богоявленском соборе. По молитве святого Алексия, супруга хана, окропленная святой водой, исцелилась.
Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские
Братья Kирилл и Мефодий родились в греческом городе Салоники. Они получили хорошее образование и могли занять высокую должность при дворе византийского императора. Однако сердца их стремились к Богу. Братья стали монахами и отправились проповедовать слово Божие в славянские земли. Они неустанно трудились над распространением Христовой веры: создали славянскую азбуку, открыли школы для обучения людей чтению и письму, перевели на славянский язык Библию, богослужебные книги и сочинения святых отцов. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая торжественно празднуется День славянской письменности и культуры. Все славянские народы любят этих святых и чтут их память. Святые братья Кирилл и Мефодий проповедуют слово Божие в славянских землях и рассказывают людям о вере Христовой.
Евфросиния Колюпановская
Княжна Евдокия Григорьевна Вяземская была фрейлиной Екатерины II, но ее желание посвятить себя служению Богу было столь велико, что она инсценировала собственную смерть и тайно покинула двор. Она странствовала более 10 лет, пока в 1806 году не встретилась с митрополитом Платоном, который дал ей благословение на подвиг юродства. С этого момента бывшая княжна поселилась в Серпуховском Владычном Введенском женском монастыре под именем «дура Евфросиния». Известно, что Евфросиния тайно носила вериги и даже зимой ходила босой. Когда в монастыре сменилась настоятельница, Евфросинию начали притеснять, что, в конце концов, заставило женщину покинуть стены обители. Последние 10 лет своей жизни бывшая княгиня провела в селе Колюпаново в доме помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой. Ефвросинии Колюпановской еще при жизни приписывали дар исцеления и предвидения. Преставилась блаженная Евфросиния в 1855 году, но почитание, начавшееся при жизни, продолжилось и после смерти. В 1988 году Евфросиния Колюпановская была канонизирована в составе Тульских святых в лике блаженных.
Текст книги «Под святым покровом. Самые почитаемые женщины-святые»
Под святым покровом. Самые почитаемые женщины-святые
Святые подвижницы духа
Давно признано, что женское сердце исполнено неиссякаемой любви и милосердия, вечного стремления постичь все, что свято и хранимо в нашем мире. Возможно, поэтому женщины при принятии важных решений доверяют скорее интуиции и чувству, нежели логике и рассудку. Так мы помним, что первыми узнали о чуде Воскресения Христа именно жены-мироносицы, которым было сказано: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, а там они увидят Меня». (Мф. 28:10) В этом повелении женам было даровано особое назначение: благовествовать воскресшего Господа. Подобный путь, проложенный святыми апостольских времен, избрали многие подвижницы веры и духа. Их подвиг любви положил начало служению Богу и святой вере.
С давних времен женщины заботились о воспитании детей, о сиротах, больных, страждущих и неимущих. Их благочестие, переживания за ближних, дела милосердия не могли не вызывать восхищения даже у язычников. Сами жены-подвижницы в своей душе свято хранили слова апостола: «…да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».
А далее сказано, что первое предназначение женщины – быть источником любви. При этом такое служение не исчерпывается лишь семьей, супружеством и материнством, а простирается на весь мир. В нем присутствует благостное желание всех накормить, одеть, обогреть, исцелить, одарить своим вниманием.
Помимо этого, история свидетельствует, что во все времена от верующей женщины требовалось незаурядное мужество веры. Как сказано: «Кто нас отлучит от любви Божией: скорби, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?». Вспомним также и тот исторический факт, что подле Спасителя первой была Богоматерь Мария – образец женщины, которая не умеет любить и служить иначе, как взирая на Иисуса Христа. Возле Спасителя – пророчица Анна – образец жены верной. В том самом храме, где служила Богу молитвой и постом день и ночь, она первая прославляет Христа и, несмотря на преклонные года, нашла в себе бодрость говорить о нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
Близ Спасителя – Мария из Вифании, образец женщины глубоко привязанной, она сидит у ног Спасителя и насыщается словом жизни, а назавтра омывает эти же самые ноги драгоценным миром и отирает их собственными волосами, желая тем выразить свое уважение и любовь к Спасителю. Рядом и сестра ее Марфа – образец женщины-хозяйки, она заботится и о Спасителе, служит Ему во время посещения, призывает в день скорби, благословляет в день избавления.
Подле Спасителя – Мария Магдалина, которая мужеством и любовью к Христу превзошла многих приближенных учеников. Вслед за Христом явилась она на Голгофу; прежде учеников пришла и ко Гробу, и за это первая удостоилась видеть воскресшего Господа и принести радостную весть тем, кто должен был после разнести эту весть по всему миру.
В сонме святых Церкви Христовой есть преподобные, равноапостольные, блаженные, праведные, мученицы – без предпочтения тех или других или возвышения одних над другими. Мужество христианских мучениц и подвижниц, укрепляемых Христом, поистине беспримерно. Вспомним святую великомученицу Варвару: ее били воловьими жилами, пытали ее тело железными крючьями и опаляли горящими свечами, под конец ее били тяжелым молотом по голове, а после родной отец казнил ее. Частица ее мощей была одной из первых святынь, которой поклонялась новокрещеная Русь.
Примечательно и другое: многие святые женщины были широко образованны, успешно занимались государственными делами, имели высокий авторитет в обществе. К ним обращались в самых сложных жизненных обстоятельствах за мудрым советом, за молитвенной и действенной помощью. Некоторые из них сразу избрали иноческий путь, другие прежде состояли в браке, жили обеспеченной жизнью. Но все они сделали в своей жизни вполне осознанный выбор: всецелая самоотдача Христу, непрестанная молитва, духовное восхождение к неизреченному свету и совершенной радости. Не случайно многие из них получили в монашестве имя Евфросиния – «радостная мудрость». Это имя выражает самую суть православного подвижничества.
Путь женской святости, безусловно, озарен сиянием славы Самой Пречистой Матери Господа. Благоговейное почитание Божией Матери, обилие посвященных ей храмов и монастырей, огромное число чудотворных икон оказали непреходящее влияние на православную духовность. Этот идеал женской святости навсегда вошел в народную память.
Жизнь праведниц впоследствии запечатлена была в житийных сказаниях и летописях, драгоценных для нас исторических свидетельствах. Сегодня самое время вспомнить о тех женщинах, чьи имена окружены ореолом святости, чьи прекрасные лики взирают на нас с многих икон. Это женщины, к которым мы обращаемся в скорбях и нуждах. К их образам мы с благоговением ставим свечи. Ореолом святости окружены матери, жены, хозяйки, преданные своим мужьям и их делу, устроительницы дома, церквей и монастырей, подвижницы, мученицы во имя веры, во славу своего народа. Начиная с XVII века, к ним прибавились блаженные и юродивые.
Нынешнее издание «Самые почитаемые женщины-святые» представляет краткое изложение биографий и духовных подвигов наиболее известных святых жен, ставших глубокочтимыми благодаря вере во имя Христа, познавших через Него любовь и благость к миру, сохранившихся в памяти народной на все грядущие века.
Эпоха раннего христианства
Святая мироносица Мария Магдалина
День памяти 4 августа
Житие и служение
Мария Магдалина была одной из жен-мироносиц – учениц Христа, ходивших вслед за ним и апостолами еще при земной жизни Господа. Во всех четырех Евангелиях сказано, что она в числе других присутствовала при распятии Христа, сидела у его Гроба, первой обнаружила, что Гроб опустел, и ей первой явился воскресший Спаситель. Роль Марии Магдалины в становлении и развитии раннего христианства несомненна и подтверждается многими письменными источниками того времени.
Святая Мария Магдалина, прославившаяся самоотверженной любовью к Иисусу Христу, была родом из богатого города Магдалы на побережье Геннисаретского озера, что на севере Израиля. О семье, в которой воспитывалась Мария, а также о детских, отроческих годах и юности ее почти ничего известно. Но есть подтверждения тому, что в прошлом, до судьбоносной встречи с Иисусом Христом, Мария вела греховную жизнь.
Вспомним хотя бы эпизод из Библии, где Сын Божий предлагает бросить людям из толпы, ополчившейся против Марии Магдалины, камень в нее, если кто из них безгрешен. Иисус очистил женщину от нечистых духов, провоцирующих ее на совершение распутства: бесов, сидящих в Марии, оказалось ровно семь, согласно церковному преданию. Так Иисус Христос явил великое чудо исцеления Марии Магдалины, просветления ее ума, привлечения ее к вере во Христа Спасителя и к вечному спасению.
С этой поры душа Марии Магдалины воспылала самой благодарной и преданной любовью к ее Спасителю Христу. Она же первая подала другим пример признательного служения делу Богочеловека и преимуществовала пред прочими усердием в этом святом деле. А бескорыстное, ревностное служение Христу в то время, когда «Он не имел, где головы приклонить» и от большинства людей видел холодность, удивление или вражду, особенно утешало среди постоянных трудов и наглых оскорблений.
Поразительны чрезвычайная стойкость и необыкновенное мужество, с которыми относилась святая Мария Магдалина к своему избавителю. Несмотря на препятствия и всяческие опасности, в тяжкие дни и часы жестоких страданий Христа Мария Магдалина вела себя порой даже мужественнее и преданнее самих апостолов. Когда многие побеждены были страхом от врагов Господних, «бежали» и скрылись, Мария Магдалина любовью побеждала нерешительность и непоколебимостью своего участия к Страдавшему старалась смягчить тернистый путь, каким Он шел ради спасения мира.
Жестокие страдания Спасителя, распятого на Кресте, усугубляли вызывающе наглые глумления иудейских первосвященников, книжников и старейшин. Они, не довольствуясь исполнением их жестокого мщения, находясь близ Креста распятого Христа, насмешливо высказывали бессовестные и дерзкие упреки невинному страдальцу. И когда глупость толпы с низкой злобой иудейских старейшин окружали Христа, взор Его с утешением замечал слезы благочестивых женщин, между которыми Мария Магдалина была «из первых же». В этих сострадательных слезах как бы блеснул для Сына Человеческого луч света среди мрачного царства греха.
И после смерти исцелителя своего Мария Магдалина не покидает Христа: она сопровождала перенесение Тела Его Иосифом Аримафейским и Никодимом от Креста ко Гробу, была при погребении, смотрела, где полагали Его. И когда, чтобы отдать честь по закону Божию наступающему уже великому празднику Пасхи, оставила погребенное Тело, то благодарная любовь Марии Магдалины в глубокой скорби открыла ей источник утешения. Любовь внушила ей желание оказать и возможную последнюю честь уничиженному иудеями ее Спасителю.
Она покупает миро и ароматы, чтобы помазанием Тела погребенного Христа воздать, по еврейскому обычаю, возможную пóчесть. Предприятие это, давшее Марии Магдалине наименование еще и мироносицы, принадлежало ей, так как два евангелиста ставят ее опять первою между некоторыми другими женами, ей последовавшими в нем. Третий же евангелист ставит только одну ее, прославляя в этом благородном деле.
Далее среди ночного еще сумрака первого дня недели, после скорбной Субботы, Мария Магдалина с некоторыми благочестивыми женами, презирая опасность, бесстрашно идет ко Гробу Спасителя, неся ароматы и миро, приготовленные для помазания Тела Христова, чтобы оказать ему последнюю дань любви и почитания. Но на пути из Иерусалима к пещере Гроба Христова Мария Магдалина вспомнила, что вход в ту пещеру был закрыт Иосифом и Никодимом большим, тяжелым камнем, которого никто не в силах отвалить. Теперь же он был полностью отодвинут.
Здесь надо сказать, что у иудеев того времени камень, закрывавший доступ ко гробу умершего, считался неприкосновенным, как бы освященным. И сдвинутый от входа в пещеру Гроба Христова камень свидетельствовал, что с телом погребенного там произошло что-то особенное. Что же именно? Проще и прежде всего была мысль, что Тело Иисуса взято кем-либо из этой пещеры и могло быть положено в другом месте.
Отчаявшаяся Мария в горе отправилась к Иоанну и Петру, дабы рассказать о том, что тело мессии исчезло из места погребения. Тогда апостолы вместе с Магдалиной вновь отправились к скалистой горе и увидели, что в пещере пусто. Ученики Христа в скорби покинули грот, тогда как Мария осталась рядом с гробом, плача и пытаясь понять причину исчезновения Тела Иисуса Христа.
Мария Магдалина подняла заплаканные глаза и увидела, что перед ней сидят два ангела. Когда те спросили о причине страданий несчастной девы, та ответила, что ее мучает неизвестность. Тогда женщина увидела Иисуса Христа, которого первоначально по ошибке приняла за садовника, и попросила указать, где находится могила Учителя. Но когда пришедший произнес ее имя, она узнала Сына Божьего и бросилась к Его ногам. Согласно евангельским сводам, Иисус ответил Марии:
– Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему…
Сказав так, Христос стал невидим. А обрадованная, осчастливленная Мария Магдалина пошла и рассказала о случившемся с нею апостолам Христовым, с восторгом утешая их скорбь дивными словами:
– Христос воскрес!
Вот поэтому-то, как первая, посланная от Самого Господа благовестница совершившегося Христова Воскресения, Мария Магдалина признана христианскою церковью «равноапостольной». Здесь – светлейшая черта всего удивительного служения Марии Магдалины церкви Христовой.
В утро Воскресения Христова Мария Магдалина удостоена была видеть Господа Воскресшего первой из всех учеников и учениц Его и первой же по непосредственному повелению Господа сделана вестницею, проповедницею для них Воскресения Его. Апостолы проповедовали Воскресение Христово всему миру, а Мария Магдалина проповедовала Воскресение Христово самим апостолам – она сама была апостолом для апостолов! Святые Отцы церкви видят в этом обстоятельстве особенную тайну и премудрость провидения Божия.
Освященная созерцанием восторжествовавшего над смертью победоносного Христа, Мария Магдалина стала подлинным свидетелем Воскресения Христова. Но благодатной ее вести апостолы и все, бывшие с ними в доме Иоанна Богослова, не поверили. Они «печалились, плакали, но услышав, что Христос жив и что она видела Его, не поверили». Почему же?..
Мария Магдалина пользовалась полным несомненным доверием апостолов. Кроме того, в числе других мироносицами (которые также известили учеников Христовых о восстании из мертвых их Учителя) были и мать апостола Иоанна Богослова, и мать апостола Иакова, и Марфа, и Мария с прочими благочестивыми женами. Но апостолы все равно «не поверили им, почтя рассказ их за мечтание» – столь велико было тогда уныние небольшого общества учеников Христовых.
После того как первосвященники иудейские распяли Иисуса, а апостолы разбежались и скрылись, последние внезапно лишились всего – всех своих личных и народных надежд. В них затмилась вера в Иисуса Мессию, в его силу и славу; с потерею веры потерялось и мужество духа; угнетало их и сознание не исполненного долга пред Христом, которого они малодушно оставили одного в руках врагов. Потому, не имея никакой поддержки ни в себе, ни вне себя, апостолы думали больше уже о сохранении своей собственной безопасности «страха ради от иудеев». До смерти Христовой они все «надеялись, что Он, Учитель их, есть Мессия, который избавит Израиля», откроет славное земное царство Израильское, но Его смерть на Кресте совсем разрушила эти их надежды и мечты.
Томительное, тяжкое положение… Но вот более пылкий апостол Петр снова идет к святому Гробу, не давая себе отчета, не зная, зачем идет, ведь сам уже видел пустое место, где был погребен Христос. Однако теперь Петр тут же возвратился и с восторгом возвестил:
– Воистину воскрес Христос!.. Я сам видел Его: Он и мне явился на пути.
Теперь, казалось, вполне достаточно было очевидцев Воскресшего для уверения истины Воскресения Христова, а потому многие ученики радостно приветствовали друг друга. А Мария Магдалина и другие мироносицы, сияющие счастьем и презирая все опасности от неистовых врагов Иисуса Христа, не могли оставаться спокойными на одном месте. Они переходили из дома в дом, от одних учеников Христовых к другим, в чистоте, простоте, глубине и крепости любви к своему Исцелителю и Учителю, восторженно повторяя несчетное число раз отрадное благовестие:
– Христос воскрес! Воистину воскрес!..
И благодатно, быстро стало расти дерево церкви Христовой. Малая горсть искренно преданных Христу Спасителю учеников и учениц, из коих самою ревностнейшею была святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина, восторжествовали над надменным суемудрием язычества, овладели целыми царствами с их царями и понесли в мир божественное учение Христово.
Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина самоотверженно исполнила первую и главную заповедь Христа Спасителя, как сказано у Марка и Матфея: «Возлюбила Господа всем сердцем своим, всею душею своею, всем разумением своим и всею крепостию своею» (Мф. 22:37). Осуществление святою Мариею Магдалиною при всяких обстоятельствах такой истинной всецелой любви к Господу служит жизненным образцом для любви каждого христианина к Богу.
По примеру святой Марии Магдалины христиане должны иметь и проявлять самоотверженную любовь к Богу. Сила этой любви должна быть такова, чтобы никто и ничто не могло бы сбить с пути: «ни жизнь, ни смерть, ни высота, ни глубина, никакая тварь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее».
Со времени описанных святыми евангелистами явлений воскресшего Христа и проповеди святой Марии Магдалины о Воскресении сохранившиеся новозаветные книги не сообщают более подробностей о деятельности этой равноапостольной святой. Истории же о последующей ее жизни существенно разнятся, в зависимости от местности, откуда они исходят. Однако по сути предания эти, так или иначе, все же сообщают о ревностной равноапостольной деятельности святой Марии Магдалины.
Так, предание Восточной греко-русской православной церкви сообщает, что после евангельских явлений воскресшего Христа святая равноапостольная Мария Магдалина пребывала с Пресвятою Богородицею и апостолами и была деятельною свидетельницей и участницей первых успехов распространения христианской веры в Иерусалиме. Затем Мария Магдалина проповедовала и по другим странам, всюду возвещая небесную благодать, радость и спасение всем, уверовавшим в Спасителя.
В Италии святая равноапостольная Мария Магдалина явилась к царствовавшему в то время императору Тиберию и поднесла ему, по общепринятому восточному обычаю, яйцо, окрашенное в красный цвет, сказав при этом:
– Христос воскрес!
Как ни парадоксально, императора вовсе не удивила бедность подношения святой Марии Магдалины, впервые явившейся к нему. А все потому, что он знал древний обычай (вообще на Востоке и у иудеев в частности), являясь в первый раз к высшим, подносить в знак почтения дар с каким-либо известным или символическим значением. Бедные люди в подобных обстоятельствах подносили различные плоды или яйца птиц. Мария Магдалина разъяснила подозрительному Тиберию, что означает ее подношение. В своей проповеди она с большим вдохновением и убеждением рассказала императору о жизни, чудесах, распятии и воскресении Иисуса Христа, о действиях несправедливого суда и попустительстве малодушного римского правителя Иудеи Пилата Понтийского. Разгневанный Тиберий предал членов Иерусалимского синедриона суду, а Пилат лишен был власти и сослан в Галлию, в город Виенну, где, по одному преданию, удрученный угрызениями совести и отчаянием, сам лишил себя жизни. По другому же преданию, приговоренный судом к смертной казни Пилат раскаялся, обратился с молитвою ко Христу и был им прощен, в знак чего, по отсечении головы его, она была принята ангелом.
По преданию, вместе со святою равноапостольною Мариею Магдалиною в Италию отправились сестры Лазаря Марфа и Мария. Пилат, узнав об этом и боясь разоблачений христианами его противозаконных действий, сам отправил императору Тиберию донесение об Иисусе Христе, в котором он свидетельствовал о его благодетельной жизни, об исцелении всяких болезней, увечий, даже воскрешении умерших и о прочих великих чудесах.
Пилат утверждал, что, проверив обвинения иудеев, он не нашел никакой вины Иисуса Христа, хотел избавить Его от рук крамольных иудеев, но не смог и отдал Его на их волю. А после распятия иудеями Иисуса совершились страшные знамения в природе, и много умерших людей воскресло, когда на третий день воскрес Иисус.
После таких свидетельств со стороны римского правителя Иудеи и со стороны почитателей Христа Спасителя император Тиберий, по преданию, сам уверовав в Спасителя, предложил причислить его к лику римских богов. И даже тогда, когда римский сенат отверг такое его предложение, Тиберий царским указом грозил наказывать всякого, кто осмелился бы оскорблять верующих в Иисуса Христа.
Таким образом своей проповедью о Христе Спасителе святая равноапостольная Мария Магдалина побудила языческого правителя Иудеи письменно засвидетельствовать всемирное событие Воскресения Христова пред миром языческим, а самого языческого императора Римской империи – признать величие и божественное могущество Христа Спасителя, облегчив всем этим распространение христианства.
Христиане же того времени, узнав о значении и силе впечатления, произведенного подношением Марией Магдалиной императору Тиберию красного яйца со словами: «Христос воскрес!», начали подражать ей в этом и при воспоминании Воскресения Христова стали дарить красные яйца. Так мало-помалу обычай этот распространился повсюду, сделался всеобщим между христианами всего мира. И яйцо при этом служит символом Воскресения Христова и нашего возрождения в жизнь будущую.
Святая равноапостольная Мария Магдалина еще долгое время продолжала проповедовать благовестие Христа в Италии, в городе Рим – и при первом посещении Рима апостолом Павлом, и после отбытия его через два года.
Святой Иоанн Златоуст поучает, что, воздавая каждому верующему соответствующую ему похвалу, апостол Павел приветствует святую равноапостольную Марию как потрудившуюся и посвятившую себя апостольским подвигам. Труды ее, упоминаемые здесь апостолом, были подвигами апостолов и евангелистов, – следовательно, равноапостольными; она служила, – добавляет святой Златоуст, – и неустрашимо подвергалась опасностям и совершала тяжкие путешествия, разделяя с апостолами всякие труды проповедничества.
Из Рима, по преданию Церкви, святая равноапостольная Мария Магдалина прибыла в город Эфес, тогда особенно знаменитый в Малой Азии. Там, по преданию и свидетельству многих святых отцов и церковных писателей, святая равноапостольная Мария Магдалина помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в благовестнических трудах. В Эфесе же она скончалась и была похоронена.
В Х веке, при императоре Льве VI, нетленные прославленные мощи святой равноапостольной Марии Магдалины были торжественно перенесены из Эфеса в Константинополь и помещены в храме монастыря Святого Лазаря. Таково предание Восточной православной церкви.
И все же нельзя однозначно утверждать, что мощи святой равноапостольной Марии Магдалины навсегда всецело остались в Константинополе. Они могли быть перенесены самими верующими в другое место из опасения нападений турок. Также они легко могли быть взяты и на запад, в Рим, из Константинополя, когда в начале XIII века им овладели крестоносцы Четвертого крестового похода – тогда мощи святых многих юго-восточных областей уносились и разделялись по разным городам западных стран Европы.
Римско-католическая церковь утверждает, что мощи святой равноапостольной Марии Магдалины, за исключением ее главы, покоятся в Риме, около Латеранского дворца римских пап в главном храме Святого Иоанна Латеранского, под алтарем. Этот алтарь папа Гонорий II, лично похоронивший мощи, освятил в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. Также с 1280 года мощами этой святой Римско-католическая церковь почитает мощи, разделенные на части, находящиеся в Провансе близ города Марселя, где в уединенной долине воздвигнут величественный храм в честь святой Марии Магдалины.
Православная церковь свято чтит память Марии Магдалины – женщины, призванной самим Господом. Когда-то святая, получив исцеление, искренне и бесповоротно начав новую, чистую жизнь, больше никогда не колебалась на этом пути. Мария возлюбила Господа, призвавшего ее к новой жизни. Она была верна Ему не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца. Так было и тогда, когда все ученики от страха покинули Его и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от Гроба, и именно ее сподобил быть первой проповедницей Своего Воскресения.
Молитвослов
Молитва первая
О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси; и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да непрестанно во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлениями сердец наших верно послужим Единому Святому Владыце Богу, яко же Тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отошла еси во обители небесныя; моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш. Да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О святая мироносице, равноапостольная Магдалино Марие! Ты теплою любовию своею ко Христу Богу попрала еси злыя козни вражия и обрела еси безценный бисер Христа и достигла еси Царства Небеснаго. Сего ради к тебе припадаю и умиленною душею и сокрушенным сердцем вопию ти аз недостойный: призри с высоты небесныя на мя, боримаго греховными искушениями; виждь, коль многими грехи и беды на всяк день враг запинает мя, ища моея погибели. Славная и всехвальная ученице Христова, Марие! Умоли возлюбленнаго тобою и возлюбившаго тя Христа Бога, да подаст ми оставление многих моих прегрешений, укрепит мя благодатию Своею трезвенно и бодренно шествовати путем святых заповедей Его и да соделает мя благоуханным храмом Духа Святаго: да тако в мире непостыдно скончаю многотрудное житие мое на земли и вселюся во светлыя и блаженныя обители рая небеснаго, идеже ты со всеми святыми непрестанно радостно славословиши Единосущную Троицу, Отца и Сына и Духа Всесвятаго. Аминь.
Иулиания Вяземская
Судьба Иулиании Вяземской мало походит на судьбы других русских святых. Она была супругой князя Симеона Мстиславича Вяземского, пока смоленский князь Юрий Святославович не попытался насильно привести Иулианию к себе «хотя с нею жити». Не стерпев надругательства, княгиня ударила обидчика ножом, а тот в приступе ярости убил ее мужа, ей самой отрубил руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. Весной 1407 года тело мученицы Иулиании было найдено плывущим против течения реки Тверец. Обретенное тело святой было погребено у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка, вскоре после этого на месте захоронения стали происходить чудесные исцеления. Точная дата канонизации Иулиании Вяземской как местночтимой святой неизвестна, но многие историки считают, что это произошло в 1815 году, в год повтороного обретения мощей святой.
Святая Наталья: почитание мученицы
День святой Натальи по православному календарю 8 сентября (26 августа по старому стилю). В честь этого торжества во всех церквях, наречённых в честь праведницы, проводят особые молебны. Празднуют также девушки и женщины, носящие это благородное имя.
Мощи мученицы изначально хранились в Царьграде. В конце IV ст. епископ Митрофан воздвиг для останков Адриана и Наталии прекрасный собор. Но в VII ст. их переместили в Рим – папа Гонорий I повелел построить для реликвии храм в бывшем здании императорского сената. Сейчас тело подвижницы возлежит в базилике Сан-Лоренцо-Маджоре (Милан, Италия).
Икона святая Наталья существует в нескольких изводах. Как правило, мастера изображают молодую женщину с печальными глазами. Праведница может держать крест (олицетворение своего бескровного мученичества), платок – символ ухода за супругом либо свиток, где начертаны слова: «Да исчезнут от ума твоего вся, яже суть мирская, тленная и душевредная».