Жития святых. Преподобный Антоний Киево-Печерский.


Сведения о ранних годах и начале служения Богу

О преподобном Антонии очень скупо упоминается в летописях, о нем мало говорят священники, биографию святого мы узнаем из записей преподобного Феодосия и «Летописи памятных лет». Монах тихо возник на днепровских берегах во времена страстей и неспокойных событий, и также тихо ушел, навечно оставив след в Киевских горах.

Известно, что юный Антипа родился в 983 году и жил в городе Любеч, что на Черниговщине. Совсем молодым оставил отчий дом и пошел искать последователей Христа, попадает в Царьград, а оттуда путь Антипы лежит на святую гору Афон. Господь уже тогда разглядел в Антипе сеятеля Божьего слова на Руси, благодаря его духовным качествам:

  • упорство;
  • крепость веры;
  • нетерпимость к язычеству и мерзости тленной.

На Руси в начале второго тысячелетия еще не было русских просветителей, хотя росли церкви и монастыри. Митрополит Михаил привел с собой духовенство, которое с трудом воспринимало обычаи славян и страдало от такого миссионерства.

Господь искал Кирилло-мефодиевскую ревность о Боге, и его выбор пал на молодого Антипу.

К началу второго тысячелетия Афон являл собой центр христианства, на его холмах и горах выросли десятки монастырей и отдельных церквей. В конце 9 столетия, когда поднялась исламская религия и иудаизм, православие Руси и Афонское братство стало единым оплотом, посредником между ними был немощный человек, возвеличенный Богом, Антипа из Черниговщины.

Еще о старцах, именуемых Печерскими:

  • Алипий, иконописец Печерский
  • Преподобный Агапит Печерский
  • Житие преподобного Феодосия Печерского

Антониевы пещеры в Чернигове

1069 год

Антоний сбегает от гнева Киевского князя Изяслава в город Чернигов

В 1069 году Антоний спешно бежал от гнева Киевского князя Изяслава в город Чернигов. Изяслав-сын Ярослава мудрого, был подвержен влиянию и изменчив в решениях. Он поверил клевете о сговоре Антония с врагами. В ту пору на Руси враждовали князья-братья Ярославичи. Камнем преткновения стало перераспределение уделов земли.

В Чернигове Антоний получил поддержку князя Святослава, но преподобный искал покоя. Он вырыл пещеру на Болдиных горах, и уединился в ней. Вскоре возле его обители, как уже происходило не раз, стали селиться иноки.

Поныне на этом месте стоит Троицкий монастырь. Под землей находится пещерный христианский монастырь с множеством тоннелей.

Интересен выбор Антонием Болдиных гор. Место мистическое и неоднозначное. Именно там в дохристианские времена стояло древнее языческое святилище с идолами и храмом бога Перуна. Там проводили ритуалы и приносили жертвы языческим богам.

Антониевы пещеры разрослись в большой четырехъярусный монастырский комплекс.

Существует легенда о фигуре монаха, который появляется в призрачном тумане в коридорах тоннеля.

Келья Троицкого монастыря. На месте этого монастыря когда-то была пещера Антония.

Монах Афона

На святой горе Афон Антипа принимает постриг с именем Антония, так назвали его в честь Антония Великого, на трудах которого вырос молодой монах. Святой Антоний Великий, живший в 3-4 веках, был основоположником отшельнической жизни, его называют отцом монашества.

Традиции, основанные Великим отшельником, впоследствии принес в Киевскую Русь отец русского монашества святой Антоний Печерский. Имя Антоний переводится, как приобретение. Оба Антония стали настоящим приобретением для Создателя, через них Творец приобрел тысячи тысяч верных последователей.

В чем секрет Антония Великого, увлекающего за собой иноков со всех стран и континентов? Его суровый способ жизни, отказ от всех благ нормального человека, непрестанное пребывание в посте и молитве должен был отпугнуть человека, но видя достижения святителя, победу над человеческими слабостями и достижение силы духа, число последователей непрестанно растет.

Антоний Печерский приносит в русские монастыри завещание великого покровителя, в котором говорится о том, только через соблюдение себя в строгости и воздержании можно постичь настоящую радость.

Великая церковь Киево-Печерской Лавры — детище святого отца Антония

Вошебный звон золотых колоколов Киево-Печерской Лавры, наполняет людские души светом и благодатью, привлекает туристов и православных паломников.

Лавра, основоположником которой явился преподобный Антоний, уникальное в своем роде сооружение. Это крупнейший комплекс храмов и монастырей. В его состав входят:

  • Успенский собор;
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»;
  • Церковь Всех Святых, Крестовоздвиженский храм;
  • Теплый храм в честь преподобных отцов Печерских;
  • Храм «Живоносный источник», возведенный в честь иконы Божией Матери;
  • Трапезная церковь;
  • Ближние и дальние пещеры.

Лавра подразделяется на Верхнюю и Нижнюю. Верхняя-наземный историко-культурный комплекс. Нижняя-действующий мужской монастырь и Антониевы пещеры.

Возвращение на Русь

Познав глубину жизни иноков, Антоний Печерский возвращается в русские владения, посещает обители, монашеские поселения и храмы, и приходит к выводу, что нигде в Руси нет настоящего монашества, мирские хлопоты и земные заботы ставятся выше поклонения Богу.

Смерть князя Владимира Великого в начале 11 века вызывает новые потрясения среди верующих. Идет борьба за престол и возвращение к язычеству. Святой Антоний вновь покидает Русь и отправляется на Афон за новыми указаниями, как основать на берегах Днепра центр монашества.

Интересно! При втором возвращении, имея четкий план дальнейшего служения, преподобный посланник Афона ждет руководства самого Бога, а в это время афонская братия усердно молится о нем.

Путь к монашеству преподобного Антония Печерского

На иконе изображен преподобный Антоний Печерский.

Он появился на свет в 983 году в Любече, расположенном на берегах Днепра. При рождении ему было дано имя Антипа.

О детстве и юношестве святого Антония практически нет информации. Известно лишь то, что с ранних лет он истинно веровал в Бога. Путь паломника привел его в Палестину местам земного служения Иисуса Христа.

На греческом полуострове Афоне в монастыре Эсфигмен он принял монашеское пострижение и был наречен Антонием. Несколько лет он нёс служение богу в уединённой пещере монастыря.

Афонский монастырь Эсфигмен. В нем Антония постригли в монахи

Первые шаги монашества на Руси

По воле Божьей прп. Антоний Киево-Печерский в этот раз не путешествует по русским землям, а селится в намоленной пещере, которую перед его возвращением для пребывания в уединении и молитвы вырыл пресвитер Илларион, будущий первый русский митрополит.

В посте, с покаянными слезами святой отшельник обустраивает пещеру, расширяя ее.

Жизнь святого, проведенная в этой пещере, заключалась в молитвенной деятельности, он стал Господним лучом, освещающим путь русскому православию.

Удивительные события развиваются со стремительной быстротой, вскоре вокруг уединенной пещеры, в которой практически неподвижно в молитве находился святой монах, появились пещерки его учеников, которые приходят к преподобному Антонию Печерскому за наставлениями и благословениями.

Благословения и наставления преподобного подчинены строгим правилам монашеской жизни в уединении. Отец Антоний устраивает жизнь Ближней, в будущем Антониевой, обители под руководством игумена Феодосия, обладающего даром смирения и кротости, а сам в 1057 году уходит в горы, выкопав там новое место жительства, где впоследствии основан Феодосиев монастырь.

Монахи находят место пребывания наставника, начинают рядом копать пещерки. Основывается новый подземный монастырь, тогда Антоний Печерский молится перед Господом и принимает решение об устройстве наземных церквей, место для которых подарил киевский князь Изяслав.

Слава об удивительном монахе разлетелась по округе, и потянулся к пещере святого народ от крестьян до бояр. Афонский молитвенник обладал даром:

  • ясновидения;
  • исцеления;
  • пророчества;
  • наставничества;
  • глубокой веры.

Поклонники язычества дважды устраивали погромы в пещерах, пытаясь изгнать оттуда монахов, но те в кротости и смирении возвращались вновь. Первыми учениками, а впоследствии и соратниками, стали преподобные Феодосий и Никон, большая поддержка монашескому движению оказывалась князьями Изяславом и Святославов.

В киевских пещерах появились затворники, такие как святой Исаакий и другие. Князь Изяслав благословляет строительство монастыря в честь Дмитрия Солунского, его игуменом назначается преподобный Варлаам. Люди шли в обитель с прошениями и помощью, поддерживая материально монахов, живших в пещерах. В слезах, молитвах и бдении пребывало Киево-Печерское братство, прося Бога за народ, живущий среди демонической нечисти.

Люди шли в пещеры за силой веры, умением поститься и находиться в воздержании, каясь в грехах и учась молиться. Без серебра и золота приобретались для Всевышнего Бога новые души, приобретшие просветление.

Важно! Через убогого старца, жившего в пещере около Киева, пришел Божий свет на Киевскую Русь. Благодатный источник света привлекал народ, нуждающих.

Возвращение Антония на Русь со святой горы Афон и основание русского монашества

Получив знания и благословение игумена монастыря, подвижник возвратился на русскую землю. Преподобный Антоний пришел в Киев, обошел весь город, посмотрел на быт и уклад монастырей. Однако не пожелал служить ни в одном из них.

Преподобный искал уединение, вдали от мирской суеты, с целью посвятить себя Богу.

Монах Антоний добровольно уединился в пещерные кельи на Берестовой горе и стал вести святую жизнь отшельника.

Затворничество — это своего рода прижизненное погребение, ведь человек отказывается от всех земных благ.

Выступ в стене служил ему кроватью. Свеча и икона-обстановка монашеской кельи. Холодно, темно, одиноко. Антоний питался сухим хлебом и водой, спал на голой земле. Такова была суровая аскеза, в которой креп его дух.

Отшельничество считается наивысшим подвигом служения господу. В нашем мире есть вещи, которые суждено понять только монахам.

Об Антонии узнали люди и потянулись к нему за благословением. Так появились первые последователи — Никон и Феодосий, пожелавшие жить рядом с ним и обучаться монашеским традициям. Феодосий Печерский пришел к Антонию в возрасте 23 лет, принял монашество, и впоследствии стал ключевой фигурой в истории Русской Православной Церкви.

Киевская Русь того времени отличалась слабостью веры и незрелостью христианской мысли. Священниками в русской церкви служили греки, богословских книг и знаний не хватало.

Антоний передавал ученикам вселенский опыт православия, приобретенный на святой горе.

Желающих отречься от мира и посвятить себя Богу становилось все больше.

Монахи выкопали просторную пещеру, обустроили в ней церковь и кельи, где в суровой аскезе несли служение.

Антоний, тем не менее, стремился к уединению. Он поставил Блаженного Варлаама игуменом над братством, и ушёл в полное затворничество в новую пещеру. Однако рядом с Антонием вновь поселились монахи-отшельники, жаждущие идти за ним и нести монашеский подвиг.

С приходом новых последователей, пещеры расширялись. Таким образом появились Ближние и Дальние пещеры Лавры.

Ближние пещеры содержат подземные храмы:

  • Введения Пресвятой Богородицы;
  • Преподобного Антония Печерского;
  • Преподобного Варлаама, игумена Печерского.

В состав Дальних пещер входят храмы:

  1. Рождества Христова.
  2. Благовещения Пресвятой Богородицы.
  3. Преподобного Феодосия, игумена Печерского.
Ближние пещеры400 метров
совокупной длины
покоятся мощи 73 канонизированных святых
Дальние пещеры300 метров.
совокупной длины
покоятся мощи 49 канонизированных святых

Коридор Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. В них затворничал Антоний Печерский

Основание Киево-Печерского монастыря

Число монахов в пещерах превысило сто человек, вокруг нововозведенной наземной церкви и келий возводится частокол, который оградил от мира Киево-Печерскую лавру. В новосотворенной обители действовали строгие правила:

  • все монахи непрестанно должны трудиться;
  • в обители нет личного имущества, все общее;
  • ежедневные утренние и вечерние молитвы;
  • игумен выслушивает все помыслы и молится за спасение.

Эти правила действовали для всех, от игумена до инока, рубить дрова, носить воду, работать в пекарне назначались те, кому это было по силе.

История главного собора монастыря

Преподобные Феодосий и Антоний находились в одной пещере, как во время молитвы явилась им Пресвятая Богородица и духовно перенесла святых в Влахернскую церковь Константинополя, открыв при этом святому Антонию время его смерти и пообещав не покидать Печерскую обитель.

Вскоре у дверей обители появились мастера из Греции с золотом, мощами святых и светлым образом Божьей Матери, они сказали, что Богоматерь приказала им идти в Русь и построить там церковь для Нее.

При выборе места будущей святыни отец Антоний решил спросить Бога, где Ему угодно видеть новый храм. Подобно пророку Илье монах просил Творца указать место строительства так, чтобы наутро само место будущей церкви было сухим, а вокруг него пусть выпадет роса. Господь дал ответ по просьбе монахов. Они на второй день поменяли условия, чтобы вышло все наоборот, и снова Бог подтвердил Свое решение, послав росу на святой участок, а вокруг земля была сухой.

Шел третий день, святой Антоний взял золотой пояс и отмерял периметр будущего храма, после чего вся растительность на участке была выжжена огнем. Так было заложено основание Успенского собора.

АНТОНИЙ

Известно неск. типов изображения А.: единоличные, вместе с прп. Феодосием (как устроителей Киево-Печерской обители), в ряду избранных святых, на иконах Собора Киево-Печерских святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в. существовали иконы А. и прп. Феодосия Киево-Печерских, к-рые игумен мон-ря прп. Никон показывал приходившим. Древнейшее изображение А., предстоящего Богоматери, сохранилось на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери, ок. 1288 г.? (ГТГ): святой представлен справа, в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, аналаве, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой — развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся […] въздержанье и не лѣнмься и[…]а бо о сѣм Г[…]д помощьника», слева — прп. Феодосий. Эта иконография получила распространение с XVI в. (напр., икона XVI в. (ГММК); икона сер. XVII в. северных писем (ГТГ); средник пророческого ряда иконостаса Успенского собора г. Тулы, XVIII в.; икона XVIII в. (ЦМиАР)). Отдельный извод этой иконографии представляет икона сер. XIX в. (ЦМиАР), на к-рой руки Богородицы возложены на плечи А. и Феодосия. Последний восходит скорее всего к укр. гравюре XVII в. Старейший известный образец — в киевском издании «Акафистов» (1693). Известны образцы усложненной композиции с фронтальными фигурами митрополитов Петра (слева от А.) и Алексия (справа от прп. Феодосия), напр. в рукописных нотных Ирмологиях 1651 г. (НЦ(Л) Q. 339. Л. 173 об.; мастер Иоанн Стефанович) и 1691 г. (БАН. Собр. Э. Калужняцкого 15. Л. 212 об.; мастер Константин Белинский).

Прп. Антоний Печерский. Гравюра. Киево-Печерский патерик. К., 1661 Прп. Антоний Печерский. Гравюра. Киево-Печерский патерик. К., 1661

При восстановлении Успенского собора в 1470 г. вел. киевским кн. Симеоном Олельковичем храм был украшен снаружи шиферным резным триптихом с ростовыми изображениями А. и прп. Феодосия по сторонам Богородицы (в типе «Нерушимая Стена»); позднее триптих был вставлен в стену лаврской колокольни. По описанию 1655 г. архидиак. Павла Алеппского, в местном ряду иконостаса ц. Успения Богородицы находилась икона преподобных А. и Феодосия (известна по воспроизведению в меднолитом макете иконостаса, изготовленном по изволению Никона, Патриарха Московского и всея Руси, для устройства иконостаса в Новоиерусалимском мон-ре (Петров. Вып. 3. С. 32)). Вероятно, ее копией является икона преподобных А. и Феодосия Киево-Печерских (XVI в.? под записью) киевских писем (Петров. Вып. 2. С. 20), где преподобные изображены в рост, фронтально, в схимнических облачениях, куколях, А. двуперстно благословляет, в левой руке свиток. А. вместе с прп. Феодосием включены в состав ростового преподобнического Деисуса, написанного в сер.- 3-й четв. XVI в. (в игуменство прп. Корнилия) на алтарной преграде придела во имя Антония и Феодосия Печерских пещерного храма Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря (фрески раскрыты в 1970). По описи 1585-1587 гг., Псково-Печерский мон-рь был исключительно богат иконами с изображением А.; в местном ряду Успенского собора имелись отдельные иконы А. и прп. Феодосия, вложенные в 1583-1584 гг. в числе др. псковской помещицей Пелагеей Пушкиной, и общая икона этих святых «на золоте»; в ц. 40 мучеников Севастийских их изображения входили в состав 13-фигурного Деисуса, а также помещались на общей местной иконе.

На колоколах Киево-Печерской лавры, 1719-1720 гг., на укр. иконе нач. XIX в. (НКПикз), на ростовских эмалевых иконах сер. XIX в. и 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) преподобные представлены в молении перед Богородицей с Младенцем, внизу, в центре, изображен Успенский собор. Преподобные также изображаются предстоящими чтимым иконам Божией Матери: Успения Богородицы — на иконе кон. XVIII в. (Петров. Вып. 3. С. 46. Рис. 24), на деревянных паломнических резных иконках XIX в. (ЦМиАР); Ченстоховской — на иконе нач. XVIII в. (ЦМиАР); Одигитрии — на литом складне (выговское литье) кон. XVIII — нач. XIX в. (ЦМиАР).

Изображение А. в ряду избранных святых помещено в клеймах на полях шитых пелен 2-й пол. XV в.: с образом Божией Матери «Неопалимая Купина» из Кириллова Белозерского мон-ря (ГРМ); «Успение Богородицы» из владимирского Княгинина мон-ря (ГТГ); «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» московской работы (ГММК) — везде по пояс, с непокрытой головой, со свитком в руке; на обороте двусторонней шитой пелены «София Премудрость Божия — свт. Николай Чудотворец, вмч. Никита, преподобные Антоний и Феодосий Печерские», 2-я пол. XVI в., происходящей из ц. вмч. Никиты в Новгороде, где был придел во имя А. (ГРМ),- фронтально, в рост, в куколе. Так же А. представлен на обороте новгородской таблетки «Распятие Христово — сщмч. Антипа, еп. Пергамский, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские», 2-я пол. XV в. (ГТГ); на псковском походном иконостасе, 3-я четв. XVI в. (ТКГ),- в нижнем ряду, в числе преподобных; на укр. иконе «Ангел-хранитель с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими», 1-я пол. XIX в. (НКПикз); в клейме на офорте «Вид Эсфигменской обители на Афоне», 1847 г. (Гос. лит. музей. Москва) и др.

К единоличным изображениям А. относится шитый покров нач. XVI в. (ГРМ), изготовленный для Киево-Печерского мон-ря и вложенный в 1586 г. в Кириллов Белозерский мон-рь московским приказным дьяком Львом Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный благословляет двуперстно и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на Печерской иконе. Образ преподобного имеется на иконе 1-й пол. XVI в. (ГТГ) — по пояс; на иконе нач. XX в. (ГЭ), выполненной М. И. Дикарёвым,- на фоне пейзажа с Успенским собором и колокольней, в рост, с развернутым свитком в руке; помещен в минейных циклах на май, напр., на вологодской иконе кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) из ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого, на ростовской эмалевой иконе кон. XVIII в. (ГМИР).

В композиции «Древо Киево-Печерских святых»: на иконе 60-х гг. XVII в. (УИХМ); на створке панагии архим. Иосифа (Тризны) 1655 г. работы киевского серебряника и гравера Феодора (ГРМ); на окладе Евангелия 1701 г. (НКПикз) — А. и прп. Феодосий представлены насаждающими древо.

В изображении Собора Киево-Печерских святых (известно в гравюре с 1-й пол. XVIII в.) А. представлен, как правило, в центре, перед группой святых, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах: икона 1-й пол. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры? (ЦМиАР) — с развернутым свитком в правой руке и четками в левой; раскрашенная литография 1883 г. из мастерской А. Абрамова (ГРМ).

Софийский иконописный подлинник 2-й четв. XVII в. предписывает изображать А. «в схиме, около главы кудерци малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска санкир з белилы» (РНБ. Соф. № 1523. Л. 151, 7 мая); в более позднем подлиннике, 30-х гг. XIX в., упомянуто его преставление: «Погребают его священницы, и диякони, и князи, и народи, стары и русы, всяким подобием» (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 183 об., 10 июля), указаны варианты надписей на свитках: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыню. Господи, утверди мя на месте сем, да будет на нем благословение Святые горы и моего игумена, иже мя постриг во иноческий чин» (Л. 155 об., 6 мая), «Любяй Бога ангельское житие поживет, бдя, постяся, поя и моляся присно, по всяком человеце добрая помышляя» (Л. 233 об.).

В Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30, кон. XV в.) под 1051 г. помещена «Повесть об основании Печерского монастыря», где на 5 миниатюрах изображен А. в монашеском одеянии, с непокрытой головой, в сюжетах: пострижение святого на Афоне и его возвращение в Киев (Л. 90 об.); устройство А. кельи на берегу Днепра в пещере, где подвизался свт. Иларион, митр. Киевский, и труды преподобного (Л. 91 — вверху); вел. кн. киевский Изяслав Ярославич испрашивает у преподобного благословение и молитв (Л. 91 — внизу); А. поставляет прп. Варлаама во игумены Печерской обители и уходит в пещеру (91 об.); прп. Варлаам, игум. киево-печерский, и братия испрашивают у А. благословение на расширение мон-ря, и один из монахов приходит к вел. кн. Изяславу Ярославичу за подтверждением права на новые земли (Л. 92). Нек-рые из сюжетов воспроизведены в изданиях Киево-Печерского патерика, напр., 1661 г. (с гравюрами мастера Илии), 1702 г. (гравер Л. Тарасевич), где имеются изображения принесения Симоном варягом пояса и венца к преподобным А. и Феодосию, успения А., а также сюжетов из «Повествования о создании Великой Печерской церкви»: явление Богородицы, А. и прп. Феодосия «мулярам» во Влахернах, приход зодчих с иконой Успения Богородицы к А. и прп. Феодосию в Киев, чудо указания места основания церкви огненным столпом, выпадением росы, явлением Господа А.

В изданиях Киево-Печерской типографии (с 1616), по мнению А. А. Гусевой, образы А. и Феодосия Печерских являлись своеобразной «издательской маркой» (Гусева. С. 426), их изображения обладают большой вариативностью и входят в состав сложных богословских и аллегорических композиций. Преподобные А. и Феодосий изображены по сторонам Успенской ц., рядом со входами в Ближние и Дальние пещеры (Агапит, диак. Главизны. К., 1628). А. представлен в композиции «Древо Киево-Печерских святых» на фронтисписах работы гравера Илии к Киево-Печерскому патерику (К., 1661) и «Акафистам» (К., 1663), где изображены А. и прп. Феодосий, «насаждающие древо»,- Успенский собор. В ряде гравюр преподобные представлены по сторонам Богоматери или Ее икон: «Печерская (Свенская) икона Божией Матери с 2 ангелами за престолом» (Акафисты. К., 1636); заставка «Икона Божией Матери «Знамение», с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием» (Триодь цветная. Львов, 1642) — А. без куколя; «Преподобные Антоний и Феодосий в молении перед иконой Божией Матери Одигитрия», гравюра Дионисия Сенкевича (Октоих. Чернигов, 1682); «Икона Успения Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием и парящими ангелами» (Беседы на 14 посланий ап. Павла свт. Иоанна Златоуста. К., 1623); заставка «Богоматерь с Младенцем, с поясными изображениями по сторонам преподобных Антония и Феодосия» работы мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Имеются также единоличные изображения святого: в Минее праздничной (К., 1619) — в рост, с развернутым свитком в обеих руках; в «Трубах словес проповедных» Лазаря (Барановича), архиеп. Черниговского (К., 1674); в Акафистах (К., 1693) — с избранными преподобными на полях. Образ А. с клеймами жития работы мастера Илии имеется в изд. Киево-Печерского патерика 1661 г. Успение преподобного помещено на заставке «Минеи общей с праздничной» (К., 1680).

Известны аллегорические композиции с образом А.: гравюра из книги Иннокентия (Гизеля) «Мир с Богом человеку» (К., 1669), посвященная царю Алексею Михайловичу,- А. и прп. Феодосий в виде шестикрылых серафимов; гравюра из «Минеи общей с праздничной» (К., 1680), посвященная царю Феодору Алексеевичу,- А. с крестом в правой и венцом в левой руке; гравюра на взятие Азова (см. Азовская икона Божией Матери) работы Л. Тарасевича (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702) — в рост, с непокрытой головой; гравюра «Венец Пресвятой Богородице» мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский, 1661) — А. представлен по пояс, «яко солнце сияяй», прп. Феодосий «яко луна», преподобные иноки Киево-Печерские в виде звезд вокруг Богородицы с Младенцем.

Лит.: Ровинский. народные картинки. Т. 3-5; Петров Н. И. Альбом достопримечательностей церковно-археологического музея при КДА. К., 1913. Вып. 2. С. 20, № 4465. С. 29-33; Вып. 3. С. 46. Рис. 24; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 143-144. № 92; Т. 2. С. 35-36, 65, 492. № 380, 416, 1028; Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 13-15; Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: Каталог изданий, хранящихся в ОР ГБЛ. М., 1976-1990. Вып. 1-2; Гусева А. А. Старопечатная книга // 1000-летие русской художественной культуры: Каталог. М., 1988. С. 426; Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря // Древний Псков: История, искусство, археология. М., 1988. С. 200-203, 211; Сорок сороков. Т. 1. С. 212; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 55-56; Каталог ГТГ. Т. 1. С. 70-71. Кат. 16; Русские монастыри: Искусство и традиции / ГРМ. Б. м., 1997. С. 110.

И. Б. Черномаз

Житие Антония Печерского

Преподобный Антоний Печерский

Жития святых – это литературные произведения, которые излагают исторические события и биографические факты из жизни святых, канонизированных православной церковью. Жития являются древнейшим литературным жанром.

Жизнь святого Антония описана святителем Афанасием Великим. «Житие Антония Печерского» повествует о месте и времени его рождения, содержит описание паломничества, принятия монашества, рассказывает о его трудах и суровой аскезе.

В Житие говорится, что святой исцелял больных молитвой и отварами.

По жизнеописанию Антоний имел дар чудотворения, дар власти над бесами и природными силами.

Так же у него был дар ясновидения и колоссальный дар убеждения словом.

Поэтому у него всегда было множество последователей. Едва выслушав преподобного, люди с большим достатком, любых возрастов, военные и гражданские снимали с себя тяготы мирские и становились монахами.

Преподобный практически всю свою жизнь провел под землей в суровой аскезе, много писал, обращался к монахам с наставлениями и правилами.

По преданию, святому Антонию явилась Пресвятая Богородица и известила его о скорой кончине. Преподобный отец молился Божьей матери, чтобы мощи его никогда не были найдены людьми, поскольку жил он отшельником.

Преподобный Антоний, почувствовал, что вскоре умрет, попрощался с монахами, дал им наставления. Святой отец спустился в подземный тоннель и запретил монахам следовать за собой.

В пещере, на пятиметровой глубине под землей, он заранее выкопал могилу для себя. Антоний на глазах у монахов спускался в пещеру. Внезапно за его спиной обрушилась земля. Ученики неоднократно пытались найти его останки. Но на пути у них вставали стихии, то огонь вырывался из недр земли, то поток воды обрушивался на них. До наших времен мощи Антония Печерского не найдены.

На том месте, где провалилась земля, стоит икона Антония Печерского. Ему молятся о смирении, об избавлении от страстей, дурных мыслей и об укреплении здоровья.

Подвиг монаха. Преподобный Антоний Печерский

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: