Авторство
Язык, стиль и учение Послания настолько близки к четвертому Евангелию, что трудно сомневаться в их принадлежности одному и тому же автору. Предание, которое можно проследить вплоть до в., считает, что им является ап. Иоанн Богослов. Самая ранняя цитата из Первого послания ап. Иоанна относится к 115 (свт. Поликарп Смирнский. К филиппийцам, 7). На него как на произведение ап.Иоанна ссылаются Папий Иерапольский, Климент Александрийский, Ориген и др. писатели -III вв. Свт. Дионисий Великий, обладавший тонким критическим чутьем, определенно отождествляет писателя Евангелия от Иоанна и Первого послания Иоанна. Выражения, подобные 1 Ин. 2:7, указывают, что Послание написано много лет спустя после евангельских событий. Апокалиптические мотивы («последнее время», «антихрист») отличают, однако, Послание от четвертого Евангелия. В связи с этим высказывалось предположение, что послание предшествует по времени Евангелию от Иоанна. Открытым остается вопрос о лжеучителях, упоминаемых в послании. Наиболее распространенным считается мнение, обоснованное архиеп. Василием (Богдашевским), согласно которому эти лжеучители были ранними гностиками. У самого апостола часто встречаются слова, связанные с понятием гнозис — знание (2:3,5; 3:10,14,16,24; 4:2,6 и др.). Но еще в Ветхом Завете слово даат
— знание — фигурирует как синоним веры.
ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам Именно Иисус принес человекам жизнь вечную. В каком смысле?
1) тем, что своею смертью искупил нас и сделал ее возможной для человечества 2) указал путь (образ жизни), благодаря которому мы можем приблизиться к Богу и получить жизнь вечную. о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.Иоанн был непосредственным участником событий и сам лично видел всё, что происходило, и слышал слово Христа — из уст самого Иисуса.
Общение с Отцом и сыном Его означает для каждого из нас, что есть возможность узнать, что нужно делать каждому желающему — для того, чтобы жить вечно. Через это Слово жизни, переданное Христом, христиане словно общаются с Самим Богом и Христом Его. 1:4-7
И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. 5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. 6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; 7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
Иоанн делится собственной радостью, ибо чего нет, то и с другими разделить невозможно А радость его — необычная, не из тех, что по причине удовлетворения плоти часто происходит, но именно по причине познания Божьей любви в лице Христа — радость Иоанна. И он пишет соверующим ради того, чтобы укрепить их радость от знаний, полученных чрез благовествование. Суть же благовествования в том, что Бог – это свет, нет в нём никаких тёмных пятен. А наши тёмные пятна грехов Бог очищает при помощи крови Христа (благодаря жертве искупления).
Обычно все дела, которые хороши и любезны в глазах Божиих — делаются на виду (на свету), ибо делающие их уверены , что, поступая так, прославляют Бога. Прячутся в темноту лишь те дела, которые в глазах Бога злом являются. А потому, те дела, которые не прославляют Бога — Его служителям лучше и не делать: ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны —
Иоан.3:20-21. Если кто-то заявляет, что общается с Богом и Христом, но делает тёмные дела (поступает неправильно) – тот лжец. А кто делает дела света – по тому и без заявления ясно, что он на самом деле находится в тесном общении с Отцом и сыном Его и что общение с Вышними — во всём положительно на него влияет, уж если он подражает Богу и Христу своим праведным образом жизни. Именно о ТАКОМ, ходящем во свете на деле, (а не заявившего всего лишь об этом) – можно сказать с уверенностью, что кровь Иисуса очистила его от всякого греха и открыла доступ к Богу, иначе не смог бы христианин в тесном общении с Богом находиться и ума с праведностью – от Него набираться.
1:8,9 Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. 9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен,простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
Если из-за того, что мы получили возможность общения с Вышними, мы спешим заявлять о своей непогрешимости – то не по истине поступаем, обманываем самих себя, ибо нет праведника от грешного Адама ни одного.
Если же мы осознаём, что греховны, не запираемся, а открываем Богу ВСЁ, что нас волнует и в чём мы согрешаем – то грехи нам прощаются благодаря праведности и верности Христа, ибо если бы он верности своей не сохранил, его жертва искупительной силы бы не имела.
1:10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Если, будучи служителями Божьими, говорим, что не согрешаем – то показываем этим, что Бог лжёт, ибо Сам Он говорит о том, что ВСЕ согрешили в Адаме (Римл. 5:12) — в противовес тому, что говорим о себе мы. Да и Иисус для того пришёл, чтобы искупить наши грехи (1Ин.2:2). А если бы мы были праведниками и не имели бы греха — не нужен был бы Христос.
Так что не спешим считать себя праведниками, автоматически достигшими совершенства благодаря крови Христовой, но спешим считать себя грешниками, которым Бог через Христа дал шанс достичь состояния святости.
Содержание
Первое послание Иоанна не является посланием в строгом смысле слова. Это вдохновенная проповедь о важнейших основах христианской жизни. Единение со Христом, любовь к Богу и к людям как нечто неразделимое — таковы основные темы этого Послания. Апостол обращается к новоначальным всех возрастов.
Еп. Кассиан (Безобразов) о. Всякое деление этого послания на его составные части должно быть признано условным».
Афористический характер Послания дал повод ряду экзегетов (напр., Бультману) считать его мозаичным произведением, сложившимся из разных источников. Но правоту этого мнения доказать невозможно именно в силу литературных особенностей Послания. В нем речь апостола течет единым потоком, в котором нет строго логической последовательности. Попытка Ломайера вычленить в Послании 7 частей достаточно произвольна.
1-е Соборное Послание Апостола Иоанна
1
Дети мои, это пишу вам, чтобы вы не грешили. А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатаем перед Отцом Иисуса Христа, Праведного.
2
И Сам Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3
А что мы познали Его, мы узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
4
Кто говорит: я познал Его, и заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины.
5
А кто соблюдает слово Его, в том воистину любовь Божия совершенна. Из этого мы узнаём, что мы в Нем.
6
Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен и сам поступать так, как Он поступал.
7
Возлюбленные, не заповедь новую пишу вам, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала: заповедь древняя есть слово, которое вы слышали.
8
Но притом и заповедь новую пишу вам, что есть истинно в Нем и в вас, потому что тьма проходит, и свет истинный уже светит.
9
Кто говорит, что он во свете, и брата своего ненавидит, тот – во тьме и доныне.
10
Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна,
11
А кто ненавидит брата своего, тот – во тьме, и во тьме ходит и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
12
Пишу вам, дети, потому что отпущены вам грехи ради имени Его.
13
Пишу вам, отцы, потому что вы познали Того, Кто от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого.
14
Я написал вам, дети, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Того, Кто от начала. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие в вас пребывает, и вы победили лукавого.
15
Не любите мира, ни того, что в мире. Если кто любит мир, в том нет любви Отца,
16
потому что всё, что в мире: похоть плоти и похоть очей и гордость житейская – не от Отца, но от мира.
17
И мир проходит, и похоть его; но творящий волю Божию пребывает вовек.
18
Дети, последний час: и как вы слышали, что Антихрист грядет, и теперь появилось много антихристов; отсюда и знаем, что последний час.
19
Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами: но они вышли, чтобы было явлено, что не все наши.
20
Вы же имеете помазание от Святого и знаете все.
21
Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете её, и что всякая ложь не от истины.
22
Кто лжец, если не тот, кто отрицает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отрицающий Отца и Сына.
23
Всякий, отрицающий Сына, не имеет и Отца. Исповедующий Сына, имеет и Отца.
24
Что вы слышали от начала, то да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.
25
И это – обещание Его, которое Он Сам обещал нам: жизнь вечная.
26
Это я написал вам о вводящих вас в заблуждение.
27
А то помазание, которое вы получили от Него, пребывает в вас, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как Его помазание учит вас всему, и оно истинно и не есть ложь, то пребывайте в нем, как оно научило вас.
28
А теперь, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он будет явлен, мы имели дерзновение и не были посрамлены пред Ним в пришествии Его.
29
Если вы знаете, что Он праведен, знайте, что и всякий, делающий правду, рожден от Него.
Литература
- Митр. Антоний (Храповицкий), Творения св. ап. Иоанна Богослова, Варшава, 1928;
- Баркли У., Толкование Посл. Иоанна и Иуды, пер. с англ., Вашингтон, 1986;
- Богдашевский Д.И., Лжеучители, обличаемые в первом Посл. ап.Иоанна, К., 1890;
- Бухарев А.М., О соборных Апостольских Посланиях, БТ, сб.9, 1972;
- [Глаголев А.], Первое Соборное Посл. св.Ап. Иоанна Богослова. — Второе Соборное Посл. св.Ап. Иоанна Богослова. — Третье Соборное Посл. св.Ап. Иоанна Богослова, ТБ, т.10, с.308-350;
- Глубоковский Н.Н., Замечания о I посл. св.Ап. Иоанна Богослова, ХЧ, 1904, № 6; еп.
- Евдоким (Мещерский), Св. ап. и ев. Иоанн Богослов, его жизнь и благовестнич. труды, Серг.Пос., 1898;
- архиеп. Евсевий (Орлинский), Беседы на Первое Соборное посл. св. ап. и ев. Иоанна Богослова, СПб., 1864;
- прот. Зефиров Н., Общедоступное объяснение апостольских посланий, Могилев, 1912;
- Апостол. Деяния и послания апостолов с Апокалипсисом. На слав. и рус. наречии. С предисл. и подроб. объяснениями еп.Михаила, кн.1-2, Киев, 19052;
- еп. Никанор (Каменский), Толковый апостол, ч.1-3, СПб., 1904-05;
- Питирим, архим.Волоколамский, Пастырская дидактика св. апостола и ев. Иоанна Богослова, ЖМП, 1984, № 3;
- прот. Полотебнов А. (предисл., примечания), Иоанн Богослов. Соборные посл. апостола любви св.Иоанна Богослова I, II, III на слав. и рус. наречии, М., 1875;
- Сагарда Н., Первое соборное посл. св. ап. и ев. Иоанна Богослова, Полтава, 1903;
- его же, Соборные посл. ап. и ев. Иоанна Богослова, ПБЭ, т.6, с.837-61;
- Фаррар Ф.В., Первые дни Христианства, ч.1-2, СПб., 1888;
- Херасков М.И., Послания апостольския и Апокалипсис, Владимир, 19073;
- Brown R., The Community of the Beloved Disciple, N.Y., 1979;
- Bruce F.F., The Epistles of John, L., 1970;
- Laplace J., Discernement pour temps de crise, P., 1978;
- Perkins Ph., The Johannine Epistles, Chi., 1979;
- Stott J.R., Epistles of John, L., 1964;
- JBC, v.2, p.404-13;
- RFIB, v.2;
- NCCS, p.1257-62.