Что нужно знать о погребальной молитве мусульман (джаназа намазе)

Тема смерти – одна из ключевых в любой религии. И это неудивительно, ведь именно мысли о неизбежном уходе в Вечный мир во многом определяют поведение верующих в земной жизни. В исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти. Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, молят Всевышнего поместить душу умершего в райские сады и простить его прегрешения. Этой цели служат различные молитвы – дуа, о которых и расскажет вам эта статья.

Дуа за умершего

اللهُـمِّ عَبْـدُكَ وَابْنُ أَمَـتِك، احْتـاجَ إِلى رَحْمَـتِك، وَأَنْتَ غَنِـيٌّ عَنْ عَذابِـه، إِنْ كانَ مُحْـسِناً فَزِدْ في حَسَـناتِه، وَإِنْ كانَ مُسـيئاً فَتَـجاوَزْ عَنْـه
Перевод смысла: O Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!

Транслит: Аллахумма, ‘абду-кя ва-бну ама-ти-кя ихтаджя иля рахмати-кя, ва Анта ганийун ‘ан ‘азаби-хи! Ин кяна мухсииан, фа зид фи хасанати-хи, ва ин кяна му- си’ан, фа таджаваз ‘ан-ху!

Дуа за умершего

اللهُـمِّ اغْفِـرْ لَهُ وَارْحَمْـه ، وَعافِهِ وَاعْفُ عَنْـه ، وَأَكْـرِمْ نُزُلَـه ، وَوَسِّـعْ مُدْخَـلَه ، وَاغْسِلْـهُ بِالْمـاءِ وَالثَّـلْجِ وَالْبَـرَدْ ، وَنَقِّـهِ مِنَ الْخطـايا كَما نَـقّيْتَ الـثَّوْبُ الأَبْيَـضُ مِنَ الدَّنَـسْ ، وَأَبْـدِلْهُ داراً خَـيْراً مِنْ دارِه ، وَأَهْلاً خَـيْراً مِنْ أَهْلِـه ، وَزَوْجَـاً خَـيْراً مِنْ زَوْجِه ، وَأَدْخِـلْهُ الْجَـنَّة ، وَأَعِـذْهُ مِنْ عَذابِ القَـبْر وَعَذابِ النّـار

Перевод смысла: O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы.) , и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (то есть, сделай его удел в раю хорошим), и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!

Транслит: Аллахумма-гфир ля-ху (ля-ха), ва-рхам-ху(ха), ва ‘афи-хи(ха), ва-‘фу ‘ан-ху(ха), ва акрим нузуля-ху(ха), ва васси’ мудхаля-ху(ха), ва-гсиль-ху(ха) би-ль- ма’и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва нак- кы-хи(ха) мин аль-хатайа кя-ма наккайта- с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, ва аб-диль-ху(ха) даран хайран мин дари-хи(ха), ва ахлян хайран мин ахлихи(ха), ва зауд-жан хайран мин зауджи-хи(ха), ва адхыль-ху(ха)-ль-джанната ва а’ыз-ху(ха) мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азаби-н-нари! (В скобках приведены окончания женского рода при мольбе за покойную женщину)

Источник статьи: https://muslimclub.ru/islam/dua/za-umershego.html

Дуа на похоронах умершего

Согласно мусульманской традиции, оказавшись рядом с умирающим человеком, в момент, когда покойному закрывают глаза, желательно обратиться к Аллаху со следующей мольбой:
«Аллахуммягъфир (назвать имя покойного) уарфягъ дяраджятаху филь-мадийиня уахлюфху фии а’къыбихи филь-гъабирииня уагъфирляня уа ляху йя раббяль аляямиин. Уафси ляху фии къабрихи уа няууир ляху фиих»
Это обращение переводится приблизительно так:

«О, Аллах! Прости (имя покойника), возвысь его степень среди ведомых правильным путём, стань его преемником для тех, кто останется после него, прости нас и его, о Господь миров! И сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»

Также многим мусульманам известна фраза, которую следует произносить, услышав весть о чьей-либо кончине:

«Иння лиЛляхи, вя иння иляйхи раджигун»

Перевод ее смысла таков:

«Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!»

Непосредственно после погребения по исламской традиции желательно обратиться к Всевышнему со следующими словами:

«Аллахуммя-гъфир ляхуллахуммя сяббитху»

Что означает:

«О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!»

Татарская молитва по умершей маме

Тлеу Аты Куран.Салауаты иман.Аладым Рахим . Пагабайрдан шапагат булсын.Аминь

Сура Аль-Фатиха Агузу билляhи минаш-шайтанир-раджим. Бисмилляhир-рахманир-рахим. Альхамду лилляhи роббил-*алямин. Ар-рахманир-рахим. Маликийаумеддин. Ийака нагбуду уа ийака настагин. Ihдинас-сыроталь мустаким. Сыроталь-лязина ангамта галайhим. Гайрил магдуби галайhим уа ляддаооллин. Аминь

Сура Алиф.лям.мим Бисмилляhир-рахманир-рахим. Алиф.Лям.ми-и-им. Валикяль-китабу ля райбя фииh, худаль лильмутакиналь лязина йуъминуна билгайби. Уа йукимунас салята уа мимма разакнаhум йунфикун. Уаль лязина йуминуна бима унзиля иляйка. Уа ма унзиля мин каблик. Уа биль ахирятиhум йукиунун. Уляяикя *аля hудам мир-раббиhим, Уа уляяика hумул муфлиhун. Уаль hукму шаhун уахидул ля иляhа, илля hуарр рахманур-рахим. Амиль

Сура Аяту-ль-курси Бисмилляhир-рахманир-рахим. Аллаhу ля илляhи, илля hуаль хаййул-каййум. Ля тахузуhу синату уа ля наум. Лаhу мафис Самауати уа мафил ард. Ман зяль-лязи йашфа гу индаhу илля би-изниh. Йаламу ма байня айдиhим. Уа ма хальфаhум. Уа ля йухитуна би шаим мин ильмиhи. Илля бима шаа уасиа курсийhус самауати. Уаль ард. Уа ля йаудуhу хифзуhума, уа hууаль аллийул газим. Аминь

Сура Я-синь 1.Ясин, 2. уалькъур’анильхакими 3. иннакаламинал мурсалина 4. гъаля сираддин мустакъим. 5.Танзиляль гъазизиррахим. 6.Ли тунзира къауман ма унзира абаухум фахум гъафилюн. 7.Ля къад хакъкъаль къаулю гъаля аксарихим фахум ля ю’минун. 8.Инна джагъальня фи агънакъихим агълялян фахия илаль азкъани фахум му’махун. 9.Уаджагъальна мимбайни айдихим саддан, уамин хальфихим саддан, фаагъшайнахум фахум ля юбсирун. 10.Уасауа ун гъаляйхим а анзартахум амлям тунзирхум ля ю’минун. Инна ма тунзиру манитабагъазикра уахащияррахмана биль гъаиб, 11. фабаширху биммагъфиратин уааджрин карим. Инна нахну нухьи маута уаннактубу ма къадда му асарахум 12.уа кулля щайин, ахсайнаху фи имамин муббин. Сура Аль-Ихрас Бисмилляhир-рахманир-рахим. Куль hуу Аллаhу ахад. Аллаhус самад. Лям иялид. Уа лям йуляд. Уа лям иакуллаhу куфуан ахад. Аллаhу Акбар. Аминь (суру 3 раза читать)

Сура аль-Фаляк Бисмилляhир-рахманир-рахим. Куль агузу биррабил фаляк. Мин шарри ма халяк Уа мин шарри гасикин изя уакаб. Уа мин шаррин наф-фасати фил гукад. Уа мин шарри хассидин изя хасад. Аминь

Сура ан-Нас. Бисмилляhир-рахманир-рахим. Куль агузу биррабин нас. Маликин нас. Иляhин нас. Мин шарил уасуасил хан-нас. Аллязи уасуису фи судурин нас. Мин аль жиннати уан-нас. Аминь.

Далее читаете следующее(это как итог ,чтоб Всевышний принял вашу молитву) Садака-Аллаhул газыйм. Субхана раббика-раббил Иззати амма йа-сифун. Уа салямун аляль мурсалин. Альhамду лилляhи роббил галямин. Аминь

После завершения молитв,просите у Всевышнего прощение за грехи свои,близких. Говорите кому посвящаете эти молитвы и перечисляете имена усопших. Потом можно попросить у Всевышнего ваши желания. И в конце произносите Раббана атина фиддуния хасаната. Уа филь ахирати хасанатан уа киня гезабенар. Бирахматика рахманир рахим, альхамду лилляхи роббиль галямин

Источник статьи: https://vk.com/topic-58111319_28887716

Какие молитвы читать на поминках у мусульман

Согласно мусульманским традициям, похороны умершего должны проводится как можно быстрее. Пророк Мухаммад говорил, что не следует задерживать процедуру предания тела земле. Если покойный был хорошим человеком, то чем скорее он будет похоронен, тем раньше сможет вкусить блага райской жизни. Если же умерший при жизни творил много плохих дел, то быстрое погребение позволит сбросить зло с плеч родных и близких.

Похоронный обряд в исламе носит название джаназа. Порядок его проведения описан в Сунне Мухаммада. За выполнение обряда отвечают родные и близкие покойного, для которых похороны являются религиозным обязательством (фардом). Если у умершего нет родственников, то хоронить его должны мусульмане, которым стало известно о смерти этого человека.

Похороны у мусульман состоят из нескольких основных стадий:

  • Подготовка. Перед смертью человек читает шахаду. Если он не в состоянии это сделать, то ее шепчут ему на ухо.
  • Омовение. Тело умершего мусульманина омывают от 1 до 3 раз. Совершают процедуру минимум 44 человека.
  • Облачение в саван. Традиции ислама запрещают хоронить покойников в одежде. Умерший окутывается специальным саваном из белой материи.
  • Похоронная молитва. Она читается имамом мечети или человеком, который его заменяет. Намаз совершается стоя, без земных и поясных поклонов.
  • Захоронение. Хоронить умершего принято в день смерти или на следующий день. Мусульманские обычаи не предусматривают использование гроба. Покойного кладут в просторную могилу на правый бок таким образом, чтобы тело было направлено в сторону Каабы. Нишу с умершим закрывают досками, после чего засыпают землей.
  • Обозначение могилы. Религиозные авторитеты выступают против размещения каких-либо отметок возле места захоронения. Но большинство мусульман придерживаются традиции установки надмогильных камней с указанием имени, а также дат рождения и смерти.

В христианских культурах после похорон обычно устраивают поминки. В исконном исламе подобной традиции нет. Но аналог поминального обеда у мусульман в странах СНГ и в некоторых других уголках мира все-таки присутствует. Многие верующие в Аллаха устраивают поминальные трапезы на 3, 9 и 40 день после смерти. Исламские религиозные авторитеты, как правило, не одобряют подобную практику, называя ее заимствованием у христиан. Также большинство имамов категорически против роскошных застолий по время поминок. Приготовление еды вообще считается не обязательным. Согласно исламскому учению, первые три дня после смерти человека питаться в его доме запрещается. Считается, что мусульмане должны и материально, и духовно помогать родным и близким покойного, а не объедать их.

Общие принципы мусульманских поминок следующие:

  • поминальная трапеза должна быть скромной. Пышные застолья в исламе устраиваются только в честь радостных событий. Кроме того, поминки не должны быть тяжелым финансовым бременем для семьи усопшего. Многие духовные отцы советуют друзьям и знакомым покойного брать на себя расходы по организации поминальной трапезы;
  • терпение — одна из главных добродетелей мусульманина. Поэтому по время поминальной трапезы не нужно громко и публично оплакивать покойного, причитать. Ритуал проходит в тишине и спокойствии. Праздные разговоры не приветствуются;
  • на поминки следует пригласить муллу. Наставления духового отца помогут правильно принять смерть близкого человека. Произносить застольные речи об умершем не принято. Присутствующие должны сосредоточится на молитвах за душу покойного, которые читает мулла;
  • до недавнего времени женщины на поминальный обед не допускались. Сейчас эту традицию обычно не соблюдают. В то же время, мужчины и женщины рассаживаются отдельно друг от друга — например за разными столами или даже в разных комнатах. Детям на поминках присутствовать запрещено;
  • за поминальным столом принято раздавать подаяние (хаер). В качестве пожертвований могут выступать деньги, чай, платки, мыло;
  • алкоголь на поминках категорически запрещен. А вот подача сладостей — хурмы, печенья, изюма и других — приветствуется. Считается, что такие блюда символизируют сладость загробной жизни для покойного;
  • присутствующие на обеде должны быть одеты в белые одежды. Ношение нарядов в темных тонах не допускается.

Для тех, кто желает поминать по Корану, следует помнить слова пророка Мухаммада:

Первый поминальный обед проводят в день похорон. Согласно священным текстам ислама, душа покойного в этот момент все еще пребывает на земле. Она испытывает сильные страдания, облегчить которые можно почтением и молитвами со стороны родственников, друзей и близких. Особых требований по приготовлению поминальных блюд в мусульманской традиции нет. Руководствоваться нужно личными предпочтениями и местными кулинарными обычаями. Например, у татар принято подавать плов, суп из баранины с лапшой. Казахи обычно готовят национальные блюда — талкан, тары, баурсаки.

Помимо дня похорон поминки принято устраивать также на 7 и 40 день. В некоторых мусульманских обществах также проводят поминальные обряды на 3, 36 и 51 сутки с момента смерти. Смысл ритуальных обедов может меняться в зависимости от национальных обычаев мусульманской общины. Некоторые считают, что поминки помогают душе заслужить прощение у Аллаха и получить место в раю. В других обществах поминальные обеды призваны расположить дух умершего к живым. Эти представления уходят корнями в язычество. Согласно этим верованиям, если задобрить душу покойного, она будет помогать родным и близким в различных делах.

Практически во всех мусульманских обществах принято поминать умершего через год после смерти. Считается, что именно в это время душа окончательно покидает земной мир. Существует большое количество традиций и ритуалов, которые принято совершать на годовщину смерти. Обычно в этот день приглашают всех родственников, знакомых и соседей. Поминальную трапезу рекомендуется проводить очень скромно, но нередко мусульмане устраивают пышные застолья. Они символизируют окончание периода траура, в течение которого в доме покойного запрещалось проводить свадьбы и другие торжества.

Ислам – одна из самых распространенных религий в Москве, по числу верующих уступающая лишь православию. Религиозные и культурные традиции этого вероисповедания многообразны, поэтому даже правоверные мусульмане порой не знают некоторых их нюансов. Так, похороны в соответствии с традициями ислама – это сложный комплекс ритуалов, требующий участия духовного лица. Наша статья поможет вам узнать больше о том, как хоронят мусульман.

Когда близкие уверены, что смерть наступила, они кладут умершего на правый бок лицом в сторону Мекки. Также допускается расположить умершего ногами по направлению к Мекке и приподнять ему голову. Исламские традиции предписывают позаботиться о теле умершего и придать ему подобающий вид. Для этого необходимо размять суставы, положить груз на живот (в целях предотвращения вздутия), подвязать челюсть (нежелательно, чтобы она произвольно открылась) и опустить веки. Когда факт смерти установлен, близким умершего следует вознести молитву Аллаху о прощении грехов покойного и освящении его могилы.

Омовение – сложная ритуальная процедура, необходимая при похоронах каждого мусульманина. Для её проведения требуется четыре человека того же пола, что и умерший – исключение возможно для супругов. Самим омовением занимается только один человек, которого называют гассал – обычно это либо близкий родственник, либо специально нанятый человек. Задача помощника гассала – лить воду на умершего (используется вода с кедровым порошком и чистая вода), в то время как другие участники процедуры поддерживают и переворачивают тело.

Омовение начинается с того, что покойного располагают на жестком ложе (такое можно взять в мечети) лицом в сторону Мекки, а на бедра кладут тряпку или полотенце, прикрыв тем самым половые органы. Поскольку при омовении происходит прочищение кишечника, то помещение следует окурить благовониями. Омовение состоит из нескольких этапов. Сперва покойному необходимо омыть голову и лицо, следом омываются ступни по щиколотки. Затем умершего поочередно кладут на бок, омывая правую и левую стороны тела. Процедура завершается омовением спины. Покойного нельзя класть на живот – для омовения спины его тело приподнимают помощники гассала. Омывать покойного более трех раз считается излишним.

После того как покойного омыли, его облачают в специальный саван, называемый кафан. Мужской саван состоит из нескольких предметов: лифафы – ткани, закрывающей тело с головы до ног, изара – ткани, которой оборачивают нижнюю часть тела, и камиса – длинной рубашки, закрывающей тело от плеч до таза. Женский кафан также включает в себя химар – широкий платок для покрытия головы, и кирку – ткань, которую кладут на грудь. Лифафу принято посыпать благовониями, чтобы перебить возможный запах разложения.

Хоронить умершего принято в день кончины. После того как покойного омыли и одели, его кладут на тобут (специальные похоронные носилки). Тело на тобуте относят к месту совершения похоронной молитвы (джаназа). Этот намаз отличается тем, что проводится за стенами мечети, все его участники молятся стоя, а тело умершего кладется перед имамом так, чтобы его лицо было повернуто к Мекке. В рамках молитвы участники просят Аллаха простить грехи умершего и даровать ему Свою милость. Если джаназа не была совершена, то с точки зрения ислама похороны нельзя считать действительными.

После совершения джаназы тело умершего на тобуте относят на кладбище, где и совершаются похороны (дафн). В исламе используются могилы, отличающиеся от принятых в христианстве и иудаизме – в мусульманских могилах делаются специальные ниши, называемые ляхад. Тело умершего погружают в могилу под чтение аятов (чаще всего используется сура Аль-Мульк) и размещают в ляхаде так, чтобы голова смотрела в сторону Мекки, после чего ляхад закрывают кирпичом или досками. Ислам неодобрительно относится к надгробным монументам, так что могильные памятники оформляются предельно скромно, как правило на них указаны лишь имя покойного, его годы жизни и сура. Все могильные памятники надлежит обращать фасадом к Мекке. Примечательно, что женщины на похороны обычно не допускаются. Также Коран запрещает хоронить мусульман на немусульманских кладбищах, а представителей иных религий – на мусульманских.

В Москве существует несколько мусульманских кладбищ, а также мусульманские участки на немусульманских кладбищах. Подобное разделение предписывается Кораном, который запрещает хоронить мусульман на кладбищах иноверцев, и наоборот. В число действующих мусульманских кладбищ Москвы входят Даниловское мусульманское и Кузьминское. Древнейшим мусульманским кладбищем столицы было Татарское кладбище за Калужскими воротами, но до наших дней оно не сохранилось. В 1980-е годы были созданы мусульманские участки на Бутовском, Волковском, Домодевском, Захарьинском, Щербинском кладбищах и в ряде других некрополей.

Возможно, вам будет интересно:

В исламской религии большое значение уделяют теме смерти. Чтобы Аллах простил покойному прегрешения и разрешил душе находиться в раю, родственники читают молитвы, совершаемые с раскрытыми ладонями, не касающимися друг друга. Текст дуа за умершего мусульманина различается в зависимости от ситуации: существуют дуа за ребенка, родственников, для чтения возле покойного.

При закрытии глаз усопшему звучит молитва:

Аллахуммягьфир (имя) уарфяг дяраджятаху фильмадийиня уахлюфху фииакыбихи фильгабирииня уагфирляня уаляхуйя раббяль аляямиин. Уафси ляхуфии кабрихи уаняууир ляхуфиих.

Дуа обозначает обращение к Аллаху с просьбой простить покойного, повысить его среди правоверных, стать преемником для потомков. В тексте просят о прощении прегрешений, завершается просьбой о просторной могиле умершему мусульманину.

Услышав о смерти человека, произносят фразу:

Мы принадлежим Аллаху, и поистине возвращаемся к нему.

В транслите текст дуа за умершего звучит:

ИннялиЛляхи, вяиння иляйхи аджигун.

Мусульманские молитвы для умерших читают перед погребением и после похорон. В конце произносят дуа:

Аллахуммя гфир ляхуллахуммя сяббитху.

Текст просит о прощении и укреплении души умершего. Пророк Мухаммад обращался к родственникам покойных после похорон с советом молиться за усопшего, просить укрепления духа. По словам Мухаммада, после погребения душе умершего мусульманина задавали вопросы, подвергали испытаниям. Молитвы упрощают этот этап.

Дуа на похоронах у мусульман звучат все время. Читают после третьего такбира заупокойного намаза. Обращение к Аллаху облегчает посмертную судьбу умершего. После четвертого такбира на похоронах читают дуа за правоверных мусульман.

В исламе поминовение усопших играет важную роль: их вспоминают, произносят специальные дуа.

Примеры поминальных молитв:

Аллахуммягфирляху уархямхууагафихи уагфу анхууаакрим нузулляхууа уасси мудхаляху уагсильху бильмяи уассяльджиуабяради уаняккыхи миняльхатаайакямя няккайтяльсяубяльабйяда миняддяняси уаабдильху дяран хайран миндярихи уаахлял хайран минахлихи уазяуджян хайран минзяуджихи уааджильхульджяннятя уаагинзху миназябилкабри уаазябинняр.

Текст дуа с просьбой о милости, хорошем приеме умершего. Прошение оказать покойному мусульманину все виды милости, простить грехи и плохие поступки, очистить душу, как одежду. Аллаха просят даровать душе новый дом, супругу и счастливую семью, ввести в рай и не допустить огненных мук.

Аллахуммягфир лихийяняуа мяййитиня уашяхидиня уагаибиняуа сагыириня уакябииириня уазякяриня уяунсяня. Аллахуммямян ахйайтяхуминня фяахйихи аляльислями уамянтяуяффяйтяху миння фятяуаффяхуаляльимян. Аллахуммяля тяхримня аджрахууаля тудыллянябядях.

Значение текста дуа: просьба прощения мусульман, присутствующих при чтении и отсутствующих. В молитве говорится о вере для умерших, жизни по исламским законам для живых, просят указать верный путь и о наградах за испытания.

Аллахуммяиння (имя) фиизиммятикя хяблиджявярикя факыхи минфитнятилькабри уаазаабиннняри уаантя ахлюльвяфяи вяльхякк. Фягфирляху вярхямхюиннякя антяльгъафуруррахиим.

Смысл текста: просьба спасти умершего мусульманина от искушения могилы. Дуа просит о прощении и милосердии. Аллаха призывают покровительствовать усопшему.

Аллахуммя абдукявябню амятикя ихтяджяиля рахмятикя уаантяганиййун аназябихи инкянямухсинн фязидфии хясянятихи уаинкянямусииан фятяджяуззанху.

В дуа говорится о милосердии, в котором нуждается умерший. Призывается милость Аллаха, которому не нужны страдания покойного, звучит просьба простить лихие поступки и наградить за добрые дела.

Существует отдельная поминальная мусульманская молитва. Ее читают мусульманки, у которых умер ребенок или младенец. Текст:

Аллахуммяджалху ляняфяратан уасяляфян уааджран.

Значение дуа: мольба о судьбе ребенка. Просьба, чтобы он оказался в раю раньше родителей, и там встретил их.

Посещение погоста, высадка растений, цветов, деревьев на месте захоронения — это сунна. Надгробия на могилах умерших делают скромными, с именем, датами жизни и смерти покойного. На памятниках могут быть выбиты суры Корана.

Входя на кладбище, произносят текст:

Ассаляму алейкум ахляддийари минальмуминина вальмуслимин. Ваинн иншааллаху ляляхикун. Асалюллаха лянава лякумульафийа.

Это дуа — приветствие верующим мусульманам, похороненным на кладбище. В нем высказывается вера, что живущие присоединятся к ним, просьба о благополучии для живущих и умерших.

Иногда говорят текст:

Ассалямуалейкум йааахлилькубур. Ягфирулляхулянауалякум. Антум саляфуна, уанахнубильасаар.

Это пожелание мира умершим мусульманам, просьба о прощении, обращение к похороненным на кладбище.

Хукм поминок не узаконивает раздачу угощения для спасения души умершего. Однако близкие или соседи могут приготовить еду и принести ее родственникам покойного, которые занимаются похоронами

Для блага душ мусульман, защиты их от искушения могилы и огненных мук можно читать про усопших суры:

Тексты сур можно читать над захоронением мусульманина. Такие действия имеют большую силу, они облегчают участь души, даруют ей спасение.

Чтение Корана на могиле необходимо. Наказание умерших облегчается в день произнесения дуа и других священных текстов ислама. Покойнику можно дарить савваб, делать зикр. От имени усопшего можно делать хадж, запрета на это нет.

Чтение Корана допускается в оригинале, на арабском и в транслите. Если мусульманин не владеет арабским, он должен произносить слова дуа на транслите, но понимать и знать суть сур. Чтение текста без осознания смысла не приносит пользы.

В Коране есть отдельный аят, который описывает, как будущие поколения мусульман молятся и просят прощения за действия умерших родственников. Этот текст — пример, как необходимо поминать усопших. Ученые и муффасиры утверждают: если бы чтение Корана и поминальных дуа было бессмысленным и бесполезным, аят не был бы ниспослан по слову Аллаха.

Хотя перечень прижизненных поступков окончен, его невозможно дополнить новыми, есть три дела, которые принесут умершему вознаграждение после смерти:

  • воспитанный ребенок, который не забудет о родителях, будет произносить поминальные дуа за мать или отца;
  • сотворение угодных Аллаху знаний;
  • подаяние, которым пользуются получившие его люди.

О пользе чтения текстов Корана на могиле мусульманина или поминальных дуа свидетельствует и еще один факт. Погребальная молитва — это прошение о прощении умершего, избавлении его от грехов. О необходимости чтения говорил и пророк Мухаммад.

В исламском праве есть норма, позволяющая совершать паломничество за покойного мусульманина. Это является полезным дополнением к произношению дуа за умерших и поминальных молитв.

В сборнике имама Муслима приводится хадис. В нем говорится, что мусульмане, пришедшие на погребальную молитву, встают на защиту за покойного. Если людей пришло не менее сотни, Аллах принимает заступничество.

Дуа за умерших — мусульманский способ поминовения близких, облегчить их посмертную судьбу. Читают тексты дома, в мечети или на кладбище. Не стоит забывать и о благих делах — часть награды приписывается старшим родственникам, родителям после смерти.

Молитвы для усопших мусульман

121 сообщение

Тлеу Аты Куран.Салауаты иман.Аладым Рахим . Пагабайрдан шапагат булсын.Аминь

Сура Аль-Фатиха Агузу билляhи минаш-шайтанир-раджим. Бисмилляhир-рахманир-рахим. Альхамду лилляhи роббил-*алямин. Ар-рахманир-рахим. Маликийаумеддин. Ийака нагбуду уа ийака настагин. Ihдинас-сыроталь мустаким. Сыроталь-лязина ангамта галайhим. Гайрил магдуби галайhим уа ляддаооллин. Аминь

Сура Алиф.лям.мим Бисмилляhир-рахманир-рахим. Алиф.Лям.ми-и-им. Валикяль-китабу ля райбя фииh, худаль лильмутакиналь лязина йуъминуна билгайби. Уа йукимунас салята уа мимма разакнаhум йунфикун. Уаль лязина йуминуна бима унзиля иляйка. Уа ма унзиля мин каблик. Уа биль ахирятиhум йукиунун. Уляяикя *аля hудам мир-раббиhим, Уа уляяика hумул муфлиhун. Уаль hукму шаhун уахидул ля иляhа, илля hуарр рахманур-рахим. Амиль

Сура Аяту-ль-курси Бисмилляhир-рахманир-рахим. Аллаhу ля илляhи, илля hуаль хаййул-каййум. Ля тахузуhу синату уа ля наум. Лаhу мафис Самауати уа мафил ард. Ман зяль-лязи йашфа гу индаhу илля би-изниh. Йаламу ма байня айдиhим. Уа ма хальфаhум. Уа ля йухитуна би шаим мин ильмиhи. Илля бима шаа уасиа курсийhус самауати. Уаль ард. Уа ля йаудуhу хифзуhума, уа hууаль аллийул газим. Аминь

Почему важно читать дуа за умерших

Умершим родителям и родственникам необходимо, чтобы живые читали за них дуа. Земной путь окончен, в загробную жизнь покойный отправляется с грузом своих греховных деяний. Через молитвы из Корана за усопшего можно донести до Аллаха просьбу простить умершему его проступки, даровать вознаграждения за благие дела.

Дуа, прочитанные родными, способствуют отпущению грехов покойного и облегчают его участь в ином мире. Началом пути считается помещение тела умершего в могилу. Происходит отделение души от физической оболочки, но мертвый все чувствует, видит, радуется, грустит. Поддержка близких для души усопшего через чтение дуа и сур является лучом света.

Посланником Аллаха Абу Давуд, сказано, что все дела умершего прекращаются. Исключением являются непрерывные милостыни, получаемые людьми знания, несущие полезность для общества, молитвы детей о своих родителях.

Над кем не совершается погребальная молитва

Согласно основным учениям ханафитского мазхаба, джаназа не совершается над:

  • Не совершается молитва над умершими представителями других религий (к примеру, если усопшим оказался русский православный христианин);
  • Те, кто поднялся с оружием против правителя и были убиты в ходе боя. Считается, что восставшие против правителя равны отцеубийце, но те же из смутьянов, кто был осужден и казнён, должны быть омыты, а также над ними совершают намаз;
  • Бандиты, убитые во время захвата, также не имеют права совершения над ними молитвы. Но при этом, казнённые по решению суда — омываются и хоронятся с чтением молитвы согласно традициям Ислама;
  • Убийца своих родителей, казнённый по решению суда, не подлежит захоронению в соответствии с канонами Ислама. Именно поэтому имам имеет полное право отказать родственникам усопшего в омовении и чтении заупокойной молитвы. Но если убийца скончался сам, без вмешательства третьих лиц, считается, что Всевышний покарал его за совершённый грех, вследствие чего омовение, чтение молитвы и погребение производятся согласно канонам веры.
  • Вопреки мнениям, джаназа можно читать и над самоубийцей — по канонам различных мазхабов, такой человек не совершил преступлений против кого-либо, но Пророк (с.а.в.) однажды отказался читать погребальную молитву над самоубийцей, показав презрение к совершённому умершим деянию.

Тексты на арабском и как читать дуа по умершему мусульманину

Все возносимые дуа с обращением за умерших лучше делать в момент наибольшей вероятности быть услышанными Аллахам. Благоприятными для мольбы являются пятница, курбан-байрам, восход и закат солнца каждого дня. Пророк Мухаммад произносил их при совершении джаназа-намаза (заупокойной молитвы), допустимо совершение молебен за умершего близкого в любое подходящее время.

Читать дуа на похоронах у мусульман следует по подобию мольбы Пророка, ведь его слова сунны содержат правильные изречения по воле Аллаха, являются самыми точными и верными.

Перед смертью

Для умирающего человека перед смертью необходимо читать дуа на арабском языке, чтобы облегчить путь к вечной жизни. Текст молитвы:

«АллахуммаГфир ЛяХу (ЛяХа), ВаРхам-Ху (Ха), ВаАфиХи (Ха), ВаФу ‘АнХу (Ха), ВаАкрим НузуляХу (Ха), ВаВасси’ МудхаляХу (Ха), ВаГсиль-Ху (Ха) БиЛьМа’и, ВаС-сальджи ВаЛьБаради, ВаНак-КыХи (Ха) МинАль-ХатайаКя-МаНаккайтаС-СаубаЛьАбйада МинАдДанаси, ВаАбДильХу (Ха) ДаранХайран МинДариХи (Ха), ВаАхлянХайран МинАхлиХи (Ха), ВаЗауд-ЖанХайран МинЗауджиХи (Ха), ВаАдхыльХу (Ха) ЛьДжанната ВаА’ызХу (Ха) МинАзабиЛьКабри ВаАзабиН-нари».

В тексте молитвы дуа возносятся просьбы Аллаху простить, помиловать, избавить от мучений умирающего мужчину (женщину). Милостью Всевышнего молящийся взывает даровать благословение на просторную могилу, омываемую водами, отпустить все прегрешения, а в раю дать приют, семью, лучших жен. Перевод повествует о просьбе защитить умершего от мук прибывания на кладбище и сожжения огнем.

Для избавления от мучений умирающего и дарования безболезненной смерти произносится дуа:

«Аллахумма, ‘АбдуКя ВаБну АмаТиКя ИхтаджяИляРахматиКя, ВаАнта ГанийунАн ‘АзабиХи! ИнКянаМухсииан, ФаЗидФи ХасанатиХи, ВаИнКяна МуСи’ан, ФаТаджаваз ‘АнХу».

При соболезновании

Соболезнование родственникам умершего принято выражать в первые дни смерти до погребения, когда горе и посетившая беда являются морально тяжелым испытанием для близких. Пророк Мухаммад говорил, что выразившим сочувствие даруется вознаграждение. В хадисе сказано, что если принесены соболезнования от родных по крови или вероисповеданию через дуа, то Всесильный в День Суда покроет его одеждами, олицетворяющими великодушие человека.

При высказывании слов поддержки близким умершего следует произнести текст дуа при соболезновании на арабском языке:

«ИннааЛилЛяяхи ВаИннаа ИляйхиРааджи‘уун».

В Священном Писании Корана говорится, что человеческая жизнь непременно будет подвержена испытаниям, приносящим слезы, поможет выявить нравственный уровень души и осознанность совершаемых деяний. Пророк говорит, что стойких и непоколебимых Господь оберегает. В случае наступления беды следует произнести слова дуа:

«Мы во власти Бога. К нему и возвратимся».

Усопшим родителям до 40 дней

Поминание умершего на 40 день после похорон проходит в виде трапезы в 2 помещениях – отдельно для мужчин и женщин. Переговариваться и выставлять напоказ слезы не принято, но почитается тихое произнесение молитвы при условии совершенного накануне намаза.

Мусульманские дуа усопшим родителям до 40 дней может звучать в 3 вариантах:

«ЛяИляхаИлляЛлахуЛь—’АзымуЛьХалиму, ЛяИляха ИлляЛлаху, РаббуЛь-‘АршиЛь—’Азыми, ЛяИляхаИлляЛлаху, РаббуСсамавати, ВаРаббуЛьАрдиВа РаббуЛь-‘Арши-ЛьКярими».

«Аллахумма, РахматакяАрджу, ФаЛяТакильни ИляНафси ТарфатаАйнин ВаАслих ЛиШа’ниКулляху, ЛяИляха ИлляАнта».

«АллахуАллаху, РаббиЛя УшрикуБихиШай’ан».

За упокой

Дуа произносится, когда умершему закрывают веки. Молящийся просит у Всевышнего простить, возвысить душу покойного для правильного пути, направить его в рай, а могилу сделать просторной:

Что такое дуа?

В общем смысле дуа – это личная мольба мусульманина, обращенная к Аллаху на родном языке. Дуа является не совсем молитвой в хритианском понимании этого слова – в исламе строгой молитвенной формой обращения к Богу служит намаз, обязательно читаемый на арабском языке – это просто одна из разновидностей поклонения Аллаху и заодно действительное выражение конкретных жизненных просьб молящегося. Однако, в русском языке это терминологическое различие отсутствет, и потому оба слова – дуа и намаз – допустимо переводить как «молитва». По традиции, дуа обычно произносят в различных житейских ситуациях – начиная новое дело, выражая заботу о ком-либо, находясь в нужде или опасаясь чего-то.

Можно ли с помощью дуа помочь умершему

Существуют как приверженцы идеи, что дуа может помочь умершему, так и противники. В качестве примера в пользу необходимости произнесения молитв приводится аят Корана, в котором говорится о сострадательности и милосердии Господа к людям, которые приобщены к вере раньше молящихся. Аят является подтверждением того, что за покинувших мир предков можно попросить о прощении, эффективность молитвы доказана.

Среди противников теории о возможности повлиять на путь души умершего при помощи молитв представлены аргументы:

  • мусульманин не должен надеяться на получение собственных благ за счет дуа от другого верующего;
  • умершие получают только те награды, которых достигли сами;
  • согласно трактовке сур Корана в день Суда потомки возложат на чашу весов своих предков праведные деяния.

Каждый человек вправе рассчитывать после смерти на дуа и доброе слово из уст своих детей, но важнее пройти жизненный путь, не поддавшись искушениям и грехопадению. Любовь к Богу и гармоничное сосуществование с людьми откроют дорогу на пути в рай.

Коллективное дуа за покойного после захоронения

В некоторых случаях, можно увидеть, как после захоронения мусульмане некоторое время читают дуа рядом с могилой. Это прямо не запрещено никакими канонами, а наоборот, как передают достоверные хадисы, считается сунной, согласно словам Пророка (с.а.в.). В одном из хадисов передаются следующие слова Пророка (с.а.в.):

«Просите Всевышнего за брата своего, просите его прощения и твёрдости при ответе перед Аллахом».

Рекомендуем к прочтению → Черный тмин — излечит все кроме смерти

Таким образом, не порицается, а даже поощряется совершение преднамеренной коллективной дуа на месте захоронения. В то же время порицаемым считается коллективное непреднамеренное дуа, совершённое не по изначальной задумке молящихся, а произнесённое спонтанно.

Молитва за упокой души усопшего в православии

Когда из жизни уходит близкий человек, то это непоправимое горе. Но потерю родного нужно пережить, как бы тяжела она не была, и двигаться дальше. Считается, что самое ужасное, когда родителям приходится хоронить своих детей. Но вряд ли можно утверждать, что детям прощаться с любимыми родителями навсегда менее тяжело. Невыносимой бывает душевная боль и от потери других родственников.

Когда говорят, что время лечат, то это ложное утверждение. Боль от потери близкого человека остается в душе человека на всю оставшуюся жизнь. Но она притупляется не от того, что проходит время, а из-за того, что пустота в душе постепенно начинает заполняться различными бытовыми заботами. Но при этом близкого человека всегда будет не хватать и периодически каждый из нас пытается мысленно общаться с родными людьми.

Как молится за новопреставленного, чтобы душа попала в рай

Безусловно, когда родной человек уходит из жизни, то не хочется принимать этот факт. Но следует помнить, что наши эмоции, чувства и страдания не дают умершему спокойно отойти в мир иной. Мы не отпускаем его душу от себя и этим очень вредим ему. Это связано с тем, что душа умершего мечется и не может найти свое место. В первые дни после смерти человека она просто витает в пространстве. Поэтому, задача родственников состоит в том, чтобы отпустить душу покойника от себя и помочь занять ей место на Небесах.

  • Сразу после смерти в течение 40 дней заказывать литургии и панихиды в храме.
  • Обязательно устроить поминки на 9-ый и 40-ый день. Это связано с тем, что в эти дни душа усопшего предстает перед Господом. Чем больше вспомнить о покойнике в эти дни живущих людей, тем лучше.
  • Каждый день дома в течение 40 дней нужно молиться дома за упокой души усопшего. От этого зависит то, попадет ли ваш родной человек в рай.

Помните, что молиться за упокой новопреставленного очень важно в течение 40 дней после его смерти. Но также нужно не забывать возносить молитвы за упокой и впоследствии. Для этого имеются специальные дни. Это поможет не только душе усопшего обрести покой, но также позволит вам успокоиться от непоправимой потери и справится с горем.

Действенная молитва звучит следующим образом:

Как заказать сорокоуст и панихиду за умершего в храме

Потеря близкого человека — очень тяжелое событие. Но нужно понимать, что ничего уже изменить нельзя. В трудные жизненные мгновения нужно помнить о том, что некоторыми своими действиями можно помочь душе усопшего быстрее обрести покой на Небесах. Для этого, прежде всего, в основные даты, связанные с уходом в мир иной, заказывается церковная панихида. И для верующего значения она имеет огромное значение, так позволяет пережить горе. Панихида — это богослужение, которое проводится на третий, девятый и сороковой дни после смерти человека.

  • Посетить храм заранее.
  • Оставить подношение на панихидном столе.
  • Написать записку с именем того, кого вы хотите помянуть и передать священнику.
  • Сообщить священнику на какой день вы хотите заказать панихиду.

Считается, что на девятый день душа умершего человека предстанет перед Господом и будет ждать прихода девяти ангельских чинов. В этот день целью панихиды в церкви является прошение Всевышнего помочь душе усопшего приблизиться к святым ангелам. Во время панихиды все верующие в храме должны держать в руках зажженные свечи. Таким образом, выражается искренняя любовь к усопшему, что обязательно зачитывается Господом на Справедливом Суде. Панихиду на 9 дней можно проводить в разных храмах.

На сороковой день душа усопшего человека после хождений по аду возносится к Богу третий раз. В этот момент будет решаться ее участь. Это решение во многом зависит от земных деяний усопшего человека, но немаловажную роль играют и молитвы за упокой души, которые возносили родственники в течение всего времени после смерти.

Также панихиду можно заказать на годовщину смерти. Но это поминальное мероприятие не является обязательным.

Очень часто для успокоения собственной души люди заказывают сорокоуст по усопшему. Этот обряд является особым видом поминания. Об упокоении сорокоуст заказывается на 40 дней, полгода и год. В течение 40 дней в церкви читается молитва за упокой усопшего и именно в этот период происходит отпущение грехов усопшему.

Кому ставить свечку за упокой отца и матери

Свечи за упокой ставятся на специальном канунном столе. Эта конструкция обычно устанавливается слева от входа. Столик покрывается металлической или мраморной доской. Его легко узнать, так как на нем стоит прямоугольный подсвечник, на котором установлено Распятие Господнее. Если по какой-либо причине в храме не имеется такого столика, то ставить свечу за упокой отца или матери можно возле любой иконы. Но очень важно, не делать это бездумно. Необходимо вспомнить усопшего некоторое время постоять в молчании возле зажженной свечи.

Когда вы ставите свечу за упокой, то нужно соблюдать следующие правила:

  • Два раза перекрестится на Распятие Спасителя.
  • Зажечь свечу от других горящих свечей или от лампадки.
  • Поставить зажженную свечу в свободную ячейку и зафиксировать ее, чтобы она не наклонялась и не соприкасалась с другими свечами.
  • После установки свечи нужно прошептать такие слова: «Упокой, Господи, душу усопшего Раба Твоего (имя)».
  • Перекреститься и поклониться.

Порядок совершения

Усопшего необходимо полностью омыть, раздеть догола и завернуть в кафан (погребальный саван). После этого усопшего укладывают на тобут, на уровне его груди вблизи тела встаёт имам (либо самый близкий родственник усопшего, мужского пола). Остальные встают на расстоянии за имамом, в три или более ряда. Имам читает такбир и намаз тихим голосом, джамаат же читает шёпотом или про себя.

Первым делом произносится ният «Я собираюсь совершить джаназа намаз за лежащего предо мной покойного» (вопросы половой идентификации усопшего не столь важны), затем произносится такбир, во время которого молящийся касается пальцами мочек ушей, после чего опускает руки и принимает позу «кыям». После этого молящиеся произносят следующий текст (приведём в транслитерации с арабского языка):

«Субханака аллахум ма уа бихаамдик, уа табаракаа смукь, уа тааляя джаддуки, ва ляа илляхи гаирук»

После этого приступают к совершению второго такбира. При чтении второго и последующих такбиров, руки не поднимаются, оставаясь в районе живота. После совершения второго такбира, джамаат читает «Салават» вслед за имамом. Прочтя «Салават», имам произносит третий такбир, после чего читается дуа джаназа:

«Аллахум ма фирлихайина уа майитина уа шахиидина уа гайибина уа закарина уа унсанаа уа сагиринаа уа кабиирина. Аллахум ма ман ахияитааху миннаа фаахихий ааляль ислам. Уа ман таваффаитааху минаа фатавафаху ааляль иман».

Если молящиеся не знают это дуа, то допустимо прочесть дуа «Кунут», либо «Раббана». После чтения дуа произносится четвёртый такбир, после которого совершается салам — молитвенное приветствие в Исламе, без совершения отдельных дуа.

Следом за приветствием произносится дуа, которое и несёт указание пола усопшего для Всевышнего. Для молитвы за мужчину произносится «Уа хуса хазаль маийита бир рухи уар-раххатий уаль-магфираатий уар-ридваний. Аллахум ма ин кана мухсинаан фазиид фи ихсаниихи уа ин кана мусийан фатаджавааз аанху уа ляккахиль-амнаа уаль-бушраа уаль-карамата уаз-зульфаа бирахматикаа ия архамаар рахимин».

В случае, если усопшей является женщина, читается другое дуа, текст которого выглядит несколько иначе:

Рекомендуем к прочтению → Что запрещено мусульманам?

«Уа хуса хазихииль маийитата бир рухи уар раххатий уаль-магфираати уар-ридваний. Аллахум ма ин канат мухсинаатан фазиид фи ихсааниха уа ин канат мусиаатан фатаджавааз аанха уа ляккахаль-амнаа уаль-бушраа уаль-карамата уаз-зульфаа бирахматикаа ия архамаар рахимин».

Если умерший — несовершеннолетний мальчик, то читается другое дуа «Аллахум ма джаальху ляана фураатан уа джаальху ляана аджраан уа зухранваа джаальху ляана шафиаан уа мушаффаа».

А вот в случае с несовершеннолетней девочкой читается дуа «Аллахум ма джаальхa ляана фуратаан уа-джаальхa ляана аджраан уа зухраан уа-джаальхa ляана шафиаатан уа мушаффаа»

Тем же, кто не как совершать джаназа намаз, разрешается читать дуа «Раббана». Особенно следует учитывать, что имя усопшего в намерении лучше называть точно — в противном случае намаз не будет считаться выполненным. Именно поэтому в случае, если имя усопшего неизвестно, достаточно ограничиться словом «усопший» в намерении.

Поминальная молитва за упокой

Поминальная молитва за упокой – это специальные слова, направленные на успокоение души усопшего. Молясь о упокоении, мы не только незримо помогаем усопшему, но и сами утешаются в своем горе. Все это связано с христианскими канонами, в которых смерть не наделяется трагическим смыслом.

Полный текст молитвы

Полный текст молитвы за упокой звучит следующим образом:

Умершего человека нужно обязательно поминать в специальные дни, предусмотренные церковью. Но кроме этого, его нужно вспоминать на день его рождения, день кончины и на день ангела. В эти дни по возможности необходимо посетить церковь и отнести пожертвования. Также рекомендуется в поминальные дни раздать милостыню бедным, при этом следует попросить их вспомнить имя усопшего родственника, когда они будут молиться.

Короткий вариант

Очень часто используется короткий вариант молитвы за упокой. Ее часто произносят на кладбище возле могилы усопшего в поминальные дни. Но более важно их произносить в период после сорока дней после смерти близкого человека.

Считается, что первые 3 дня душа усопшего человека находится возле тела. Она видит все происходящее и может реагировать на поступки людей, подавая определенные знаки. Именно поэтому нельзя сильно горевать об усопшем, так как душе сложно будет оставить землю. Помогут справиться с горем короткие молитвы за упокой. Также они позволят душе умершего человека без терзаний отойти в мир духов.

Через три дня душа покойника отходит в духовный мир, где будет находиться 40 дней. И для этого периода очень важны короткие молитвы за упокой, они помогут душе держать ответ за все содеянные деяния человека в земной жизни. На 40 день происходит Страшный Суд и Богом принимается решение, куда переместится душа в ад или рай. Каждая произнесенная короткая молитва за упокой увеличивает шансы души усопшего попасть в рай.

Короткая молитва звучит следующим образом:

Слушать молитвы за упокой:

Поминальная дуа на кладбище

Ислам предписывает верующим регулярно навещать могилы своих покойных близких и предков. Посещение кладбищ входит также в традицию проведения главных исламских праздников – Ид аль-Адха (Курбан-байрама) и Ид аль-Фитр (Ураза гаета).

Со слов младшей жены пророка Мухаммеда – Аиши бинт Абу Бакр – известно, что тот нередко ходил на погост Аль-Баки и произносил такой текст дуа при входе на кладбище:

«Ассаляму алейкум! Дарра каумин мукъминина, уа атакум ма туадуна, гадан муаджжалюна, уа иння, иншАллах, бикум ляхикун. Аллахум-агфирли ахли Бакииль-Гаркад».

На русском текст этого дуа звучит таким образом:

«Мир вам! О те, кто пребывает в обители правоверных, наступило обещанное, а завтра придёт черёд и нам, и, воистину, будь на то воля Господа, мы придём к вам. О, Всевышний! Прости грехи погребённым на Баки».

Кроме того, во время пребывания в местах массового захоронения людей можно произнести слова:

«Ассаляму алейкум, йаа ахлиль-кубур. ЯгфируЛляху ля науа лякум. Ан-тум саляфуна, уа нах-ну биль-асаар»

Что будет означать:

«Мир вам, находящиеся под землёй (в могилах). Пусть простит Всевышний как вас, так и нас. Вы перешли в мир иной раньше, а мы будем следующими».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: