Нет в мире человека, который бы хоть раз в жизни не встречался с врагом, обидой, злословием. Одни начинают в этот момент строить планы мести, другие обращаются к Богу, отдавая всю месть на суд Творца. Так поступал и царь Давид, когда его гнали и пытались убить.
В период изгнания и преследования Саулом, Давид, муж по сердцу Бога, написал псалом 108 «Отмщение врагам», в котором выразил все свои эмоции в отношении врага. В этом прошении звучит безнадежность и хвала Бога, беспомощность и вера в Грядущего, жажда мести и милосердие.
Псалом 108
«Боже хвалы моей! не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные;
говорят со мною языком лживым; отовсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;
за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь; воздают мне за добро злом, за любовь мою ненавистью. Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, и жена его вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих; да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его; да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его; да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде; да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится; да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле, за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его; возлюбил проклятие, оно и придет на него; не восхотел благословения, оно и удалится от него; да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается. Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!
Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня, ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу. Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука. Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами. Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей, да познают, что это Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это. Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется. Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим. И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его, ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.»
Толкование псалма 148 Феодоритом Кирским
Толкование священных книг проводили святые разных эпох. Именно поэтому в православии чтут Священное писание (Библию, Псалтирь, Евангелие и др.) наравне со святоотеческими преданиями (толкованиями). Одно из ранних толкований Псалтири составил епископ Антиохийский Феодорит Кирский (393-457 гг. от Р.Х.). Богослов разъясняет каждый стих псалма.
Аллилуйя
Воззвание к большему усердию души песнословить Творца. Возглас, который в этом контексте можно перевести как «Все вместе!»
1 Хвалите Господа с небес, хвалите eго в вышних.
Моисей поучает о том, что Господь сотворил два неба. Одно вместе с Землей, другому повелел быть среди вод и нарек его твердию. Давид призывает песнословить Господа с небес и в вышних, то есть бесплотным ликам, которые обитают на том и другом небе. Пророк призывает ангелов присоединиться к пению и хвалить господа вместе с ним.
2 Хвалите Его вси Ангели Его: хвалите Его вся силы Его.
Теперь пророк обращается к определенным ангельским чинам: Власти и Силы, потому что они силнии крепостию, творящии слово Его (Пс.102:20).
3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.
Феодорит Кирский приводит предыдущее описание Симмаха: хвалите все звезды света, но в переводе Семидесяти выходит иначе. Бог создал в первый день свет, а небесные светила – в четвертый. Именно поэтому пророк Давид свет упомянул отдельно и солнце, луны и звезды призывает дополнительно, обращаясь к ним как к одушевленным и словесным творениям. Одновременно обращается к людям, призывая взирать на небесные светила как творения Божией премудрости и неустанно славословить Господа.
4 Хвалите Его небеса небес: и вода яже превыше небес.
Бог разделил водное естество твердию и повелел солнечному огню двигаться по отвердевшим водам. Так не гаснет огонь, и не испаряется отвердевшая вода. Царь Давид упоминает небеса во множественном числе, согласно правилам еврейского языка, по которым слово небо в единственном числе не употребляется.
5 Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились;
Давид говорит о том, что достойно воспевать Творца, который Словом создал и сотворил в той красе, что мы видим.
6 поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.
И не только сотворил, но и продолжает помышлять о творениях, за счет чего все твари одушевленные и неодушевленные продолжают бытие, сколько будет Ему угодно. И всяк выполняет Его законы: море не выходит из берегов, день и ночь сменяют друг друга. Только люди пренебрегают Божиими законами.
7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,
Под великими рыбами подразумеваются киты, которые обитают в морях – части земли. Велика мудрость Создателя, который огромных животных заключил в морях, показав их могущество, но оградив от них людей, чтобы не было им вреда.
8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,
Огонь может появляться не только на земле, но и образовываться в воздухе в виде молний и огненных шаров. Снег, град и туман происходит от воды, бури, которые Давид называет духом бурным, также относятся к явлениям атмосферным за счет разницы давления и влажности. Подобные явления подчиняются Богу, но не ведут себя как нечто одушевленное и разумное.
9 горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,
Благодарение Господу не столько от удивления величию созданий Его, но и пользе человеку — обширной и многообразной.
10 звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,
Давид отделяет зверей свирепых от кротких, но побуждает славословить Господа тех и других, потому что нет ни одного создания бесполезного и лишнего, хотя это скрыто от нашего ведения.
11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные,
Пророк призывает царей, народы, князей и судей восславить Господа.
12 юноши и девицы, старцы и отроки
Незрелый и перезрелый возраст также да хвалит Господа.
13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.
Хвалят имя Господа, потому что память о других лжеименных богах угасла, а единого Сущего не пройдет в века не только на небесах, но и на земле.
14 Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему.
Вознесет Господь народ, чтущий Его. Рог — это крепость, Царь Давид имеет в виду подобие животных, вооруженных рогами. Бог сделает народ сей не только крепким, но и почитаемым. Славу воздаст Господь сынам Израилевым и народу, близкого к Нему. Далее Феодорит Кирский пишет, что знаменитость прошла с благочестием, и лишились Израильтяне той славы, но язычникам достанутся дары Божии. Богослов предвидел распространение православной веры по всему миру, и люди, которые в IV веке были язычниками, станут благочестивыми христианами.
История написания псалма «Отмщение врагам»
Во времена царя Давида шли постоянные войны, убийство врага считалось доблестью, и никто не говорил о любви к ближнему своему. Давид знал и слышал Бога, поэтому он просил Всевышнего наказать врагов, ищущих его смерти.
Статьи в дополнение:
- Житие царя и пророка Давида
- Молитва царю Давиду
В основу Давидовой молитвы лег перечень проклятий, которые даны во Второзаконии, в 28 главе.
Давид был рукоположен на царя, будучи простым мальчиком-пастушком овец, который верой в силу Всемогущего Бога победил великана Голиафа. Саул, очарованный божественной игрой Давида на музыкальных инструментах, во время которой все злые силы оставляли израильского царя, сделал пастушка своим воином. Кроткий и верный юноша вызывал зависть Саула, он неоднократно хотел убить Давида, но Господь хранил того.
Читая суровую песнь 108, следует знать, что Давиду дважды представлялась возможность убить Саула, но он не поднял руки на царя.
«Героем» воззвания мог быть и Доик, еврей, предавший Давида и 300 священников, которые были казнены.
Давид перед спящим Саулом
Проклятие или пророчество?
Несмотря на все зло, которое пытались причинить Давиду царь или старший пастух Доик, автор «злого» псалма ни разу не поднял на них руку. А между тем Давиду по крайней мере дважды предоставлялась возможность убить того же Саула. Об этом напоминает и информационный православный портал «Вера». Кроме того, по утверждению игумена Никона (Головко) (сайт «Закон Божий»), проклятия, перечисленные в псалме, относятся вовсе не к людям, а к демонам.
По мнению же большинства священнослужителей, 108-ой псалом вообще не следует трактовать, как молитву о наказании врагов. В тексте песни содержится не перечисление желанных страданий для врагов, а пророчества. Так святитель Афанасий Великий указывает на то, что частицу «да» необходимо мысленно заменить на глагол «станет» («будет»), и тогда верующему откроется настоящий смысл песни Давида.
Кому же предсказывал Давид столь незавидную участь? Как писал Иоанн Златоуст, содержание 108-ого псалма относится к судьбе предателя Иуды, а также к жизням других людей, которые восстают против священников, используя коварство и ложь. К примеру, дни Иуды действительно оказались кратки: ведь всем известно, что, согласно писанию, ученик Иисуса повесился. А что касается жены и детей, упомянутых в псалме, то Афанасий Великий говорил, что под вдовствующее супругой следует понимать душу, отвергнувшую Христа, а сироты – это помыслы, которые лишились Божественной благодати.
Пророческий смысл 108 псалма
Давидов псалом наполнен пророчествами.
Если посмотреть на него со стороны столетий, то в самом муже Божьем легко находим прообраз Иисуса, который был предан Иудой, как Давид Доиком. Реки крови текли во время казни 300 священников, так и во времена раннего христианства последователей Христа ожидала кровавая расправа.
Сбылись слова пророчества о целом народе: «Да будут сыны его сиротами, а жена — вдовой», когда в 63 году после восстания евреев римляне убивали мужчин, а женщин и детей выгоняли из домов, обрекая на голодную смерть.
Давид предусмотрел бедствия, которые ожидали евреев. «Да воспомянется беззаконие отец его пред Господом, и грех матери его да не очистится». Отец — народ, согрешивший в пустыне, мать — евреи, распявшие Иисуса Христа.
Видя жестокие слова пророческого послания, некоторые злые люди потирают от радости руки, что накажут обидчиков Божьими силами, забывая при этом об иносказательном смысле молитвы Давида и его пророческой силе.
Не многие люди, требующие наказания обидчикам, узрев название «Отмщение врагам», стараются узнать, как читать и понимать 108 псалом.
Псалмы Давида, Библия
Псалом 63: текст молитвы на русском языке
К сожалению, у каждого человека случаются неприятные ситуации в жизни, связанные с клеветой и предательством. Даже цари не исключение. Так, например, во время подготовки мятежа враги Давида использовали любые методы против любимого царя народа. Об этом Давид и рассказывает Господу в псалме 63
Отдельное внимание Давид уделяет клевете, которая против него использовалась
На церковнославянском языке
В конец, псалом Давиду
1 Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе, от страха вражия изми душу мою.
2 Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду.
3 Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку,
4 состреляти в тайных непорочна, внезапу состреляют eго и не убоятся.
5 Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их?
6 Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания, приступит человек, и сердце глубоко,
7 и вознесется Бог. Стрелы младенец быша язвы их,
8 и изнемогоша на ня языцы их. Смутишася вси видящии их,
9 и убояся всяк человек, и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша.
10 Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него, и похвалятся вси правии сердцем.
На русском языке
К исполнению, псалом Давида.
1 Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе, от страха врага избавь душу мою,
2 укрой меня от скопища творящих зло, от множества делающих неправду,
3 которые заострили, как меч, языки свои, натянули лук свой для дела жестокого,
4 чтобы тайно стрелять в непорочного: внезапно поразят его и не убоятся.
Советуем изучить Псалом 50
5 Укрепились в злом намерении, сговорились скрытно поставить силки, сказали: «Кто их увидит?»
7 и вознесётся Бог. Как стрелы младенцев сделались удары их,
8 и изнемогли у них языки их, смутились все видящие их.
9 И убоялся всякий человек, и возвестили о делах Божиих, и действия Его уразумели.
10 Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него, и похвалятся все правые сердцем.
История написания
Текст псалма 63 можно считать написанным в начале восстания Авессалома до бегства из Иерусалима. Так как невозможно было предпринять ничего против царя Давида, использовалась клевета. Хоть намерения предателей были ясны и тверды, вранье о царе распространялось скрыто. Враги приписывали Давиду несуществующие злодеяния и очерняли его методы управления государством.
Для чего читают псалом 63?
Текст псалма 63 повествует о неприятностях, которые встречались у каждого на пути – о предательстве и клевете. Именно в такие минуты отчаяния хочется верить, что вранье против невиновного человека обернется против клеветника, что правда рано или поздно восторжествует.
Во время самых тяжелых сомнений и переживаний о том, что вас оклеветали рекомендуется читать псалом 63. По правилам псалма читается на старославянском. Но так как главная задача псалма — поддержать человека в трудную минуту, то можно читать псалма 63 на русском языке.
Толкование
- Начинается псалом с молитвы. Возмущенный и пораженный методами своих врагов Давид обращается к Господу для спасения своей души.
- Стих 2-4. Давид в молитве рассказывает Богу об опасности, грозящей ему. Он говорит о том, что боится врагов своих и говорит о страхе открыто, так как знает, что его предназначение служить Господу и поколению. О том, что он прав, а злые языки хотят очернить его. Он просит защиты не только от смерти, но и от страха. Давид рассказывает Господу о том, как коварны его враги, о их большой порочности и коварстве. О том, что враги объединяются против него, поддерживают друг друга, надеются, что чем больше грязи выльют на человека, тем больше к нему прилипнет.
- Стих 5-6. Предатели Давида, в своем атеизме, уверены в своей безнаказанности, уверены, что Бог их не видит. Они советуются друг с другом, как можно совершить большее зло с большим успехом. В политике, проводимой царем, предатели ищут изъяны, пытаются найти хоть что-то подходящее для дальнейшего опорочения Давида и его личной жизни.
- Стих 7-10. Эти стихи говорят о тех последствиях, которые обязательно настигнут его врагов. Пусть они и одобряют себя в своей нечестивости, но Бог все видит. И если предатели могут только злыми языками насолить как Давиду, так и всем людям, то всевидящий Господь поражает прямо в цель. О том, что очевидцы будут благоговеть перед Господом. И размышлять о поступках своих, но размышлять мудро. О том, что благочестивые люди будут счастливы свершившемуся правосудию. Это ободрит их веру, внесет абсолютную ясность в головы.
(1 5,00 из 5) Загрузка…
В какие моменты следует обратиться к 108 псалму
Каждый день нас ожидают какие-то неприятности, будь то ссора с близкими людьми или хамство в общественных местах, не говоря уже о враждебных отношениях. Возмущенная душа жаждет отмщения, тогда христиане хватаются за песнь Отмщения.
Каждое слово, благословенное Богом, имеет силу. Следует правильно понимать смысл Давидовой молитвы, чтобы не навлечь на себя все те проклятия, которые будут произноситься в молитве.
Человек сам испытывает себя, неся ответственность за произнесенные слова проклятий. Следует четко уяснить степень вины грешника.
Весь суд отдают Богу, читая псалом 108, если грешник:
- кощунствует;
- не идет ни на какое примирение;
- не принимает увещеваний священника.
Внимание! Приступая к чтению псалма, направляя его действие на определенного человека, смотрите, не возводите ли вы напрасное обвинение. Возможно, ваша обида слишком мелочна, чтобы обращаться к Всевышнему, дабы потом не пожать сказанное в своей жизни.
Правила чтения
Первое, что нужно сделать перед чтением Псалма 108, — это успокоиться. По этому поводу вы можете прочитать «Отче наш». Только в мире можно оценить, заслуживает ли человек проклятий, которые будут за ним сохранены. Важно понимать, что только Бог решит, заслуживает ли враг наказания и, если он невиновен, все ужасы вернутся к тому, кто их послал.
Псалом 108 можно найти в молитвеннике, так как это не вредит: читая его, человек выносит приговор Богу, а не сам его исполняет. Однако к этому тексту нельзя обращаться по воскресеньям и христианским праздникам.