Власий Севастийский, священномученик Икона. Датировки: XV в. Конец XV — начало XVI века. Иконописная школа или художественный центр: Новгородская школа, северная провинция.Происхождение: Из церкви Святых Флора и Лавра с. Мегрега Олонецкого района РК.Материал: Дерево, темпера Размеры иконы: высота 53 см, ширина 43,7 см На иконе помещено поясное изображение святого, благословляющего правой рукой и держащего в левой Евангелие. В образе подчеркнуто состояние молитвенной сосредоточенности, духовного просветления.Инв. № И-464. © Музей изобразительных искусств Республики КарелияЛитература: СD ROM «Иконопись Карелии». Музей изобразительных искусств Республики Карелия. 2002
Житие
Во времена правления императора Диоклетиана жил в Севастии — городе, расположенном в древней Каппадокии, весьма кроткий и богобоязненный человек по имени Власий. Некоторые из его житийных описаний повествуют, что был он искусным врачевателем, и потому многим севастийцам было известно о его нестяжательстве и заботе о страждущих. В скором времени высказали горожане желание, чтобы этот добрый и благочестивый человек стал их епископом. Так стал подвизаться угодник на священническом поприще.
Времена те были непростыми: Диоклетиан, а впоследствии и его приемник Лициний, устроили на последователей Христова учения кровавые гонения. Немногие христиане отваживались остаться в городе, большинство скрывалось в пустынях и окрестных пещерах. Епископ Власий тоже покинул родную Севастию и обрел убежище в пустыне Аргеос. Здесь он возложил на себя подвиг безмолвной молитвы и непрерывного поста.
Однажды ночью сподобился он в сонном видении трижды зреть Владыку Небесного, Который повелел ему не скрываться более в безлюдной пустыне, а, как подобает истинному представителю священнического звания, принести себя в жертву своему Господу. Утром же в пещеру подвижника ворвались стражники игемона Агриколая и арестовали Божьего служителя. Епископ, покоряясь Воле Вседержителя,с кротостью последовал за ними на судилище. По путисовершил он призыванием имени Господа немало дивных исцелений людей и животных, видя которые, многие из стражников уверовали в Спасителя.
Когда угодник прибыл в город и предстал пред игемоном, тот вначале попытался сласторечивой лестью заставить епископа признать богами местных идолов. Но св. Власий решительно отказался сделать это. Не устрашился он и грозящих ему мучений, с душевной твердостью принял посланные ему Богом испытания. Видя стойкость и несгибаемость мученика, игемон в гневе издал указ предать его смерти чрез усекновение мечом. Перед казнью подвижник воззвал к Царю Небесному о Его Бесконечной Милости ко всем живущим в мире, особенно же к тем, кто будет совершать о нем память.
Он молил Творца сделать так, чтобы их не коснулась никакая болезнь, чтобы дома их были исполнены всяческих благ, и все молитвы их были услышаны. По Преданию, в ту минуту снизошло на сщмч. Власия белое облако, из которого послышался глас:
«Се прошения твоя исполню, возлюбленный Мой подвигоподвижник!»
Произошло это в 11-й день февраля (24 февраля по новому стилю) около 316 г. Местная праведная женщина по имени Елисса, подобрав честные тела епископа и двух казненных вместе с ним воспитанников, с благоговением погребла их на утесе за городской стеной. От этой гробницы многие годы получали исцеления недужные.
Иконография: Власий Севастийский, священномученик Датировки: XVII в. Конец XVII-начало XVIII вв.Иконописная школа или художественный центр: КаргопольеПроисхождение: Из церкви Богоматери Одигитрии с. Малая Шалга Каргопольского района Архангельской области (1834-1836 гг.) Материал: Дерево, паволока, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 89 см, ширина 56,5 см Изображение благословляющего святого Власия с Евангелием на плате в руке. В центре верхнего поля иконы – Спас Нерукотворный. Инв. № ДРЖ-840. © Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Далее житие священномученика повествует, что благочестивые христиане стали каждый год совершатьего память. Вэтот день они несли в церковь свечи и благовония, убогим раздавали милостыню, а в своих домах собирали единоверцев.
В 732 г. мощи священномученика перенесли в итальянское селение Маратею, покровителем которого святой епископ считается до настоящего времени. Оттуда частички реликвии были разнесены по многим приходам Европы.
Интересный факт
Угодник изображен на флаге г. Дубровник в Хорватии. По Преданию, в 971 г. св. Власий явился местным жителям и предупредил их о вражеском нападении.
История святого Власия
Сан-Бьяджо жил в городе Себастия в Малой Азии во время правления в тех местах римских императоров Диоклетиана и Лициния (284-324). Блазио отличился высокой порядочностью и был всенародно избран жителями города для рукоположения епископом города Севастии. Находясь на своем посту, он заслужил любовь и уважение жителей. Его проповеди обращали многих прихожан в христианскую веру. Но в те времена верования римлян отвергали то, что проповедовал Влазий, он подвергался гонениям и был вынужден искать убежища от гонений. Блазио поселился на горе Аргео в пещере. Свирепых зверей, живших в этом районе, Блазио приручил их и исцелял больных своими чудесными молитвами. По жалобе в 316 г. Власий был схвачен римлянами. Во время допроса он оскорблял их языческую веру, подвергался пыткам и пыткам, но не отказался от веры Христовой. Римляне, не сумев сломить волю Влазия, казнили его.
День памяти: 24 февраля
Почитание на Руси и в наши дни
На Руси издревле благоговейно почитали этого Божьего угодника, ведь его считали не только великим целителем и благодетелем, но и покровителем домашнего скота, без которого немыслимо крестьянское хозяйство. Отечественный этнограф-беллетрист XIX столетия Сергей Васильевич Максимов рассуждал:
«При распределении даров благодати между святыми угодниками христианской церкви значительная доля ее досталась святому великомученику Власию. Ему поручено было покровительство и защита всего живого, служащего в помощь и пригодного на потребу человека.
Произошло это еще в те первоначальные времена, когда на простом созвучии имен (Власий приравнивался языческому Велесу) можно было укрепить веру доверчивых и успокоить подозрения сомневающихся. На севере, в среде более раннего заселения страны, с примечательной последовательностью и в явной неприкосновенности, сберегались на окраинах всех древних лесных городов храмы во имя священномученика Власия, намеренно строившиеся некогда на главных городских выгонах. Там же, где Власьевские церкви вошли в срединную черту городов (как в Москве, Ярославле и прочих), они служат мерилом и показателем постепенного роста городского населения».
Первый храм в честь священномученика был возведен на Подоле еще при равноапостольном князе Владимире сразу после Крещения Русской Земли. Здесь хранились частицы мощей подвижника. Приход просуществовал до XVIв., в настоящее времяздесь выстроена Введенская церковь, один из престолов которой также посвящен св. Власию.
Интересный факт
Известнейший храм в честь угодника находится в Москве, в Гагаринском переулке. Он известен с XVI столетия. Когда-то в Конюшенной слободе (так раньше называлось это место), гдеобычно селились царские конюхи, извозчики и ямщики, существовала традиция в день памяти св. Власия приводить украшенных цветами, лентами и праздничной сбруей лошадей к этому приходу, трижды обводить лошадей вокруг церкви, а затем окроплять их святой водой. Считалось, что это непременно принесет благополучие и животным, и их хозяевам.
Поскольку память угодника приходилась на последний период зимней стужи, в народе сложили поговорку: «Власий сшибает с зимы рог!»
В наши дни редко отмечают в российских селениях этот день. Но, встречаются иной раз такие деревни и села, как, к примеру, с. Шудек в Удмуртии, где в этот день принято печь блины, щедро поливая их коровьим маслом. Соседи собираются за общим столом и желают друг другу, чтобы имеющаяся в хозяйстве живность не болела, а коровы – главные домашние «кормилицы», давали много молока.
Значение священномученика Власия в православии
Власий был уроженцем города Севастия (ныне Сивас, Турция), что находился в те давние времена (IV-V века) в провинции Каппадокия. О детстве и юности святого мало что известно. Он прославился позднее, когда стал епископом христианской церкви.
Времена были очень неспокойными, отношения властей к христианской религии быстро менялось с гнева на милость и обратно. Поэтому священник заранее нашел себе приют, где можно было бы укрыться от гонений. Пещера, которую он выбрал, была расположена в месте, населенном множеством диких зверей, как добрых, так и хищных.
Когда пришло время очередных нападок на верующих, епископ наказал своим последователям спрятаться в тайных местах, чтобы уберечься от беды. Сам же ушел в свое укрытие. Существует предание, что, когда Власий приблизился к пещере, дорогу ему преградили лев и львица. Испугавшись, он остановился, а дикие животные склонились перед ним в поклоне. Так и остался старец жить в своем прибежище.
Приходили к нему разные животные за благословением. Клал он руку им на голову, молился, после чего удалялись они, освобождая место другим. Как-то пришла медведица, лапа которой была повреждена стрелой. Убрал Власий орудие, смазал елеем рану, и пошла спокойно жительница леса домой.
Не смог долго укрываться старец в пещере. Нашли его люди правителя Агриколы, привели на суд. Поставили святого перед выбором – отказ от христианской веры или мученическая смерть. Тогда принял мученик истязания и смерть во имя Спасителя.
Христианские церкви – Католическая и Православная – одинаково высоко чтят святого за его непреклонное следование заповедям Христа, за кротость, праведность, помощь простым людям.
Власия чтут, как защитника, помощника и лекаря для животных. Вспоминают его, как богоугодного и беспорочного человека.
Покровитель животных
Во время подвижничества св. Власия в пустыне к его пещере приходили дикие звери. Если они заставали угодника в молитве, то терпеливо ожидали ее завершения. Епископ благословлял своих «незваных гостей», возлагая на них руки, и, если была нужда, исцелял их от боли.
Еще из его жития известно, что однажды он повелел волку, укравшему у бедной вдовицы ее единственного поросенка, вернуть похищенное животное владелице живым и неповрежденным. Эти случаи из жизни священномученика послужили основанием к тому, чтобы подвижника стали повсеместно чтить как покровителя животных.
Интересный факт
В «Кратком обзоре благочестивых обычаев и установлений, существующих в Пензенской епархии», изданном в 1880 г., рассказывается о случаях размещения икон священномученика в коровниках и хлевах. Считали также, что в последние дни зимы он «отмыкает у коров молоко». Поэтомув Новгороде был распространен обычай приносить в день памяти угодника к его образу коровье масло. В Сербии в этот день не запрягали волов для работы, а у белорусов «на Власия» принято былообъезжать молодых скакунов. С этого дня в российских губерниях открывались «скотные базары», торгующие домашней живностью.
Правила чтения
Через молитвенные обращения человек приходит к пониманию того, что значит любовь к Богу и милосердие к другим людям. Тот, кто читает молитвы регулярно, живет в Божественной радости и имеет вечное благословение. Правила чтения молитв святому Власию просты, не требуют специальной подготовки, но помогают всем, кто ему доверяет.
- Часто с просьбами идут в храм. Все убранство церкви, священные обряды, храмовые песнопения помогают человеку погрузиться в таинство веры, испытать безусловную любовь и душевный трепет. У иконы священномученика следует зажечь свечу и искренне помолиться ему.
- Если нет возможности пойти в церковь, можно предаться молитве дома. Желательно иметь образ святого, совместно с молитвой это поможет постоянно находиться под защитой Высших сил не только людям, но и домашним животным. Перед иконой нужно зажечь свечу и прочитать молитву искренне, не спеша, с чувством.
- Любая молитва, как говорят Богословы, исцеляет не только тело, но и душу. Для этого она должна стать непрерывной, то есть повторяться изо дня в день и сопровождать верующего всю жизнь.
- Молитву можно повторять многократно. Для этого используют четки. Перебирая их, человек входит в состояние Божественного присутствия. Это помогает убрать все посторонние мысли из головы.
Молитвы, обращенные к священномученику Власию, никогда не остаются без ответа. Нужно только верить в чудо исцеления и быть благодарными за то, чем уже наполнена жизнь.
О чем ещё молятся Власию Севастийскому
К этому подвижнику обращаются при заболеваниях горла. Это связано с известной историей о том, как он исцелил некоего отрока, страдающего от застрявшей у него в горле рыбьей кости. Св. Власий воскликнул тогда:
«Спаситель мой! Ты помогаешь всем, кто с верою призывает Тебя! Услыши мою молитву и кость, засевшую в горле сего отрока, изыми невидимою Своею Силою и исцели его».
По его воззванию отрок был исцелен и возвращен ликующей матери.
К нему прибегают в разных невзгодах и нуждах, поскольку житие угодника сохранило его пламенную просьбу к Господу:
«если случится что с человеком или животным, и станут поминать имя мое, говоря: «Боже, помоги молитвами раба Твоего Власия!», то Ты, Господи, Скорый на помощь, помоги тем и подай исцеление во славу и честь Святого Твоего Имени!»
Также и благочестивой вдовице, принесшей святому в темницу кушанье, приготовленное из единственного имевшегося у нее поросенка, святитель наказал:
«Каждый год совершай таким образом мою память, тогда ничто из нужного в твоем доме не оскудеет. Если же кто другой уподобится тебе, и будет совершать мою память, тот получит в изобилии дары Божии и благословение Божие пребудет на нем во все время его жизни».
Молитва Господу о спасении и здоровье животных
Господь заботится не только о людях, но и братьях наших меньших, подтверждением тому есть история в Библии, ее точно все знают, так как
речь идет о Ковчеге. Именно по этому причине во время болезни питомцев стоит обращаться с молитвенными словами к Богу. Ваша просьба обязательно будет услышана и исполнена.
Слова молитвы
Го́споди, Бо́же на́ш, Бо́же си́льный и кре́пкий, вла́сть жи́зни и сме́рти име́ющий, люде́й и ско́т спаса́ющий и посыла́ющий ско́ро проси́мое все́м, с ве́рою к Тебе́ прибега́ющим и проше́ния и́х ми́лостиво исполня́ющий! К Тебе́ мы́, недосто́йныя рабы́ Твои́, припа́дая смире́нно, с ве́рою в сокруше́нном се́рдце про́сим и умиле́нно мо́лимся: при́зри ми́лостиво на ско́т се́й, одержи́мый не́мощию тя́жкой и болезнью па́губной, и ско́ро исцели́ си́лою Твоего́ благослове́ния, погашая жгу́щий вну́тренности его́ (скота́) пла́мень и боле́знь облегча́я; зловредительно деющие и губящие его́ ве́тры перемени на благоприятные и да́руй ему́ жи́знь и здра́вие, ра́ди моле́ния ве́рных люде́й Твои́х, к Тебе́ взыва́ющих: по моли́твам Пречи́стой Влады́чицы на́шей Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, покровительством небе́сных Си́л безпло́тных, честна́го и сла́внаго проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Иоа́нна, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́столов, святы́х победоно́сных му́чеников, святы́х безсре́бреников враче́й: Косьмы и Дамиа́на, Ки́ра и Иоа́нна, Пантелеи́мона и все́х святы́х Твои́х, и́бо Ты́ – исто́чник жи́зни и ея́ пода́тель, и Ты́ спаса́еши люде́й и ско́т, и Тебе́ сла́ву возно́сим, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Иконография
Одно из старейших изображений священномученика, датируемое Х-м столетием, находится в Риме в церкви Санта-Мария Антиква. Еще одно изображение,сделанное приблизительно в XII в., можно увидеть на колоннаде базилики Рождества Христова в Вифлееме.
Икона святых Власия Севастийского, мучеников Флора и Лавра
Особенно многочисленны лики этого Божьего угодника в сохранившихся до наших дней древних храмовых строениях Каппадокии, что указывает на его особо благоговейное почитание в родных землях. Его лик сохранился в росписях церкви Архангела Михаила в турецкой Ыхларе (IXили Х в.), в росписях скального поселения Чавушин (Х в.), в старинных церковях современного г. Гереме. Часто св. Власия изображали в этих местах вместе с известнейшими святителями: Николаем Мирликийским, Иоанном Златоустом, Поликарпом Смирнским и другими священнослужителями.
На Руси в средние века появилась традиция писать образ сщмч. Власия совместно с другими покровителями животных – святыми Флором и Лавром, а также начали включать в иконографический сюжет изображения домашнего скота, особенно коров и коз.
Иконография: Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре Датировки: XIX в. Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 101 см, ширина 82 см Композиция иконы делиться условно на 2 части: верхнюю и нижнюю. Наверху в центре изображен ангел. Архангел Михаил изображен в рост, в фас, стоящим на пригорке. С левой и правой сторон помещены фигуры святых Флора и Лавра. Они представлены в рост, в повороте ¾, в легком наклоне вперед. Немного ниже изображены фигуры двух коней в профиль, вставших на задние ноги. На первом плане иконы изображения трех всадников и лошадей у водопоя. Инв. № КГИАХИМ КП 5504. © Каргапольский государственный историко-архитектурный и художественный музей
С XII в. появляются житийные изображения угодника. Самые древние из них находятся в Риме, в церкви Сан-Клементе, и в Берзе-ла-Виль (Франция), в капелле Шато-де-Муан. Наиболее же полный цикл его жития, состоящий из 58 художественных клейм, сохранился на «Раме от иконы св. Власия» из храма Святой Троицы в Ярославле. Этот шедевр иконописного творчества находится ныне в Ярославском художественном музее. Датируют его XVII веком. Цикл представляет подробное повествование о жизни святого и включает даже сцены гонения на христиан и страдальческую кончину его учеников.
Житийный цикл Власия Севастийского Датировки: XVIII в. Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 99 см, ширина 78,5 см Рама «Житие святой Власия» к иконе «Святой Власий». На раме 12 клейм. Сюжеты посвящены житию святого Власия. Состав клейм: Крещение Власия; Поставление в епископы; Святой Власий благословляет диких зверей на горе Арго; Коленопреклоненный Власий перед Облачным Христом в молитве; Воины игемона Агриколая; Женщина молит Власия об исцелении сына. Власий перед воинами игемона; Коленопреклоненная женщина перед Власием; женщина с вепрем в руках и воин перед темницей Власия; Власий обличает игемона; избиение Власия розгами; Вдовица убогая принесла еду Власию в темницу; казнь Власия; Женщины собирают кровь Власия; воины и игемон; Погребение Власия; усекновение главы Власия; два отрока и тело Власия; Козьма и Дамиан.
Дмитрий Фартусов в классическом пособии «Руководство к писанию святых икон» рекомендует изображать образ священномученика так:
«старец греческаго типа; сед, с кудрявыми волосами и большой остроконечной бородой; одежда – фелонь и омофоръ. В руках хартия с надписью: «Господи Боже мой, аще в скорбех или напастех помянет кто имя мое, исполни комуждо прошения сердца его». (Репринтное издание 1910 г., с. 183).
Татьяна Расновская
Акафист
Кондак 1 Избранный угодниче Христов, скорый предстателю и теплый о нас к Богу молитвенниче, священномучениче Власие, призывающих тя во всяких молениях услышати обещавый, яко имеяй дерзновение ко Господу, не престай моляся о чтущих святую память твою, хвалебная пения о тебе Богу приносящих и с любовию тебе зовущих:
Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.
Икос 1 Ангела хранителя пастве твоей даде тя Господь и Бог наш: зряще во благочестии процветшее кроткое и безпорочное твое житие, людие севастийстии потщашася, да будеши во епископа им поставлен. И воистину стадо Христово добре упасл еси. Мы же, видяще о тебе таковое Божие благоволение, взываем сице:
Радуйся, истинный и добрый пастырю стада Христова.
Радуйся, за любовь Христову душу свою положивый.
Радуйся, любви Христовой образ нам в себе явивый.
Радуйся, како пасти стадо Христово служением своим пастырям показавый.
Радуйся, овцы словесныя како жити, житием научивый.
Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.
Кондак 2 Видя на христиан гонение лютое от безбожнаго мучителя Диоклетиана, яко мнози благочестивии людие, страха ради мук и темниц, от града бежавше, в лесах и горах, в вертепах и пропастех земных скрывахуся. Ты же, блаженне Власие, не имея воли Господни на подвиг мученический прежде времени себе вдаяти, таковым людем споследовал еси и в горе пустынней вселися, житие твое тамо в постничестве и безмолвии с молитвою непрестанною провождал еси, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 2 Разумев, яко человек образ Божий есть и к Первообразу должен себе управити, богомудре Власие, ум и сердце к небесным вперив, в богомыслии и благочестии преуспеваше, и тако сокровищем нетленным обогатися. Темже ангела суща на земли тя почитающе, звании ублажаем сими:
Радуйся, не земли, яко на небеси поживый.
Радуйся, ангеле земный, хранителю пастве твоей бывый.
Радуйся, словесных овец твоих учением Божественных словес питавый.
Радуйся, дарования небесная от Господа приемый.
Радуйся, врачу телесный, во врача душ от Господа возращенный.
Радуйся, и по кончине твоей всякая исцеления обильно всем источаяй.
Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.
Кондак 3 Силою Божиею влекомый, к Евстратию мученику, в темнице томимому, нощию пришел еси, святителю Христов Власие, и пад ниц, в дивнем подвизе исповедания Христова его укреплял еси. Видя же его терпение твердое и мужество, прославил дивнаго во святых Своих Бога, поя Ему: Аллилуиа.
Икос 3 Имамы тя сосуд благодати, исполненный многих дарований Христовых, яко и звери лютии исцеление от тебе получают, мы же неоскудных милостей и чудес тобою от Господа сподобляеми, священномучениче Власие, исплетше венец похвалы, благодарно вопием ти:
Радуйся, благодатный дарований небесных носителю.
Радуйся, скотов земных кормителю и целителю.
Радуйся, пастырю добрый, даров Христовых раздаятелю.
Радуйся, паствы твоей истинный наставниче и питателю.
Радуйся, яко звери лютии молитве твоей внимают.
Радуйся, яко притекающии к тебе людие в бедах избавление обретают.
Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.
Кондак 4 Буря житейских гонений от злочестиваго мучителя, юже воздвиже на тя, мучениче Христов Власие, во еже поколебати святую веру твою, ничимже возмогла есть смутити тя, егда посланнии приидоша к тебе, в пещере обитающу, безумное веление того исполнити. Ты же нерадив о муках и временней почести, волю же Господню узрев, страдальческим мужеством вооружился еси, в радости поя Богу: Аллилуиа.
Икос 4 Слышавше, яко знамения многая и чудеса деются о имени прославляемаго от тебе Христа Бога нашего, и яко мнози от еллин вероваша в Него, егда шествовал еси, богоносе Власие, на страдания твоя, жена некая приступльше паде ниц к ногама твоима, со слезами моляше тя помощи сыну ея, ибо кость ста в гортани его и бысть яко мертв. Ты же, добрый пастырю, с верою воззвал еси Спасителю всех, да исцелеет отрок ея, и тако моляся, просил еси Господа: аще от человек или скотов кая-либо беда имать кому быти, и той помянет имя твое, помощи всякому, да прославится Имя Его Пресвятое. И виде жена, яко исцеле отрок ея, прослави Бога, хвалу тебе воздая. С неюже и мы усердно вопием ти:
Радуйся, крепкою верою твоею и чудесы ко Христу неверныя обративый.
Радуйся, на страдания за Христа доблестно шествовавый.
Радуйся, в призывании святаго имени Христова твердую любовь и несомненную надежду в себе показавый.
Радуйся, силою молитвы твоея отроку исцеление от Господа даровавый.
Радуйся, не точию человеком, но и скотом врачевание подававый.
Радуйся, и нас во всяких бедах и нуждах дерзновенно призывати тебе подвигнувый.
Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.
Кондак 5 Боготечную звезду, во мраце неверия яко в нощи сияющую и просвещающую души всех, хотящих спастися, видев тя, Агриколай игемон, не восхоте разумети, на страдания за Христа предаде тя и палицами много и немилосердно бити повеле. Ты же, священномучениче Власие, ярость мучителя усрамляя, воспевал еси Богу: Аллилуиа.
Икос 5 Видя мучитель непреложную веру твою, за нюже муки всякия терпети готов был еси, страстотерпче Христов Власие, паче же смутися словесы твоими, зане рекл еси: «Твори, еже хощеши, да никако отвратиши мене от исповедания Божия», – в темницу повеле всадити тя. Мы же, дивящеся таковому твердому твоея веры Христовы исповеданию, от всея души воспеваем ти таковая:
Радуйся, исповедниче Божий избранный.
Радуйся мучениче Христов прославленный.
Радуйся, нечестие игемона на судищи посрамивый.
Радуйся, уловлению его льстивому внимати себе отвративый.
Радуйся, ризу твою священную кровми страданий твоих украсивый.
Радуйся, исповедания Христова образ нам в себе явивый.
Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.
Кондак 6 Проповедует тя, блаженне Власие, Церковь Христова, яко истинна добра пастыря, по отшествии твоем в жизнь вечную не оставляющаго верныя, но якоже обещался еси, во всяких прошениях присно нас предваряюща и соблюдающа во всяких скорбех, бедах и нуждах всех, благодарно зовущих о тебе Богу: Аллилуиа.
Икос 6 Возсиял еси, блаженне Власие, яко финикс процветший в меру возраста совершения Христова, от Негоже прием небесныя дарования, купно с лики святых во славе на небеси ныне пребываеши и нас молитвами твоими во дворы Господни вселитися готовиши, прилежно вопиющих ти таковая:
Радуйся, яко пред престолом Царя Небеснаго в веселии вечнем ныне пребываеши.
Радуйся, яко с лики Ангел и святых Творцу всех славу воспеваеши.
Радуйся, пред Всевышним ходатаю наш усердный.
Радуйся, наших к Нему молитв возносителю прилежный.
Радуйся, от бед защитниче наш небесный.
Радуйся, попечителю наш верный.
Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.
Кондак 7 Хотяще почтити тя, страстотерпче Христов Власие, вдовица некая нища яство уготова, в темницу тебе принесе, и падши к ногама твоима, моляше, да бы ял еси. Ты же, отче святый, благословив вдовицу, заповедал еси ей, глаголя: «Жено, твори такожде память мою, и ничтоже оскудеет в дому твоем, и аще ин кто подобен ти будет и память мою сотворит, даров Божиих исполнится и благословен будет во вся дни живота своего». И виде жена последи, яко благослови ю Бог довольством многим, поведаша всюду яже глаголал еси к ней, поющи Богу: Аллилуиа.
Икос 7 Новыя муки, горшия первых, ищуще вселукавый мучитель, егда из темницы паки на судище возва тя, славне мучениче, хотя бо испытати, принесеши ли жертву богом, или хощеши зле погибнути. Нечестия сия ты отринул еси и силою Божественною укрепился еси: темже ни биения, ни раны, ниже на древе повешание и строгание телесе твоего, имиже мучим был еси, никакоже возмогоша победити славное твое терпение. Ты же рекл еси мучителю: «Бози, иже небеси и земли не сотвориша, да погибнут. Не боюся твоих временных мук, ибо взираю на будущия благая, любящим Бога уготованная». Сего ради тебе, доблестному воину Христову, воспеваем таковая:
Радуйся, многими ранами и страшными муками за Христа страдавый.
Радуйся, повешение на древе и орудии железными строгание Егоже ради терпевый.
Радуйся, богоборства неверных обличителю.
Радуйся, веры Христовой защитниче и хранителю.
Радуйся, немощную нищету идолов суетных показавый.
Радуйся, веру в жизнь вечную и блага будущия исповедавый.
Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.
Кондак 8 Странен и недомыслим образ страдания твоего мучителю показася, нечестиваго бо того веления тебе небрегшу, подверже тя, священномучениче Власие, мучениям тяжким. Жены же благочестивыя, страдания твоя видевше, не убояшася, но кровь твою страдальческую с земли собирающе, исповедницы Христовы себе являху, Богу же воспеваху: Аллилуиа.
Икос 8 Всем сердцем и всею душею Христа возлюбил еси, к Немуже богомудрыя жены, яко пастырь добрый, твоим подвигом страдальческим привлекл еси. Темже, блаженне Власие, похваляюще страдания твоя, с любовию зовем тебе:
Радуйся, страдальче Христов предивный.
Радуйся, честным страданием твоим мучителя удививый.
Радуйся, сострадавшия тебе жены на исповедание Христа подвигнувый.
Радуйся, светильницы света Христова тех соделавый.
Радуйся, будущих ради благ, страдания твоя ни во чтоже вменивый.
Радуйся, твердым веры исповеданием истинно веровати нас научивый.
Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.
Кондак 9 Всякия лести безбожныя отвергше, тебе же, блаженне Власие, последоваша жены богомудрыя, идольскую прелесть посрамити тщащеся, боги дати им игемона просиша, яко бы жертвы жрети тем хотяху, и ко езеру устремишася. Воины же, стрегущии их, мняху, яко прежде омовение по обычаю хотят совершити; они же кумиры тыя во глубину езера ввергоша и тако боги их поругаша, Богу же Истинному воспеша: Аллилуиа.
Икос 9 Витийство многовещанных пений, имиже достойно воспети тя дерзаем, не довлеет ти, прехвальне Власие: никая бо земная похвала славе небесней равна быти может. Ты же, предстояй ныне во славе Христовой, призри на нас, тебе молящихся и с любовию зовущих:
Радуйся, всем сердцем и душею Христа возлюбивый и себе всецело Ему предавый.
Радуйся, земная вся презревый и небесная селения унаследовавый.
Радуйся, во славу Божию на земли поживый и небесною славою увенчанный.
Радуйся, венец мученический от Христа приемый и к сонму святых мучеников сопричтенный.
Радуйся, на небесех от Ангел и святых проставляемый.
Радуйся, на земли от чтущих святую память твою хвалимый и воспеваемый.
Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.
Кондак 10 Спасти хотя души своя последствующия тебе жены, богоблаженне Власие, егда на место мучения приведени быша, молитву о них прияти о тебе Бога молиша, зане на путь истины привел еси их, темже убо на усечение мечем честныя главы своя предаша и к мучеником Христовым тако приобщишася, на небесех с лики святых поюще: Аллилуиа.
Икос 10 Стена мучеником, слава христианом, столп и утверждение веры и благочестия был еси, священномучениче Власие. Буди и нам грешным, к тебе прибегающим, управитель изряден, веры хранитель, в скорбех и болезнех утешитель и целитель, в бедах и в напастех избавитель и покровитель и во всяких нуждах усердный предстатель, сицевое пение тебе приносящим и с любовию зовущим:
Радуйся, яко тобою вера Христова прославляется.
Радуйся, яко тебе ради неверие посрамляется.
Радуйся, яко тебе ради благочестие укрепляется.
Радуйся, яко тобою богохульницы смиряются.
Радуйся, яко мы, грешнии, упование на тебе возлагаем.
Радуйся, яко мы, недостойнии, спасение тобою от Бога получаем.
Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.
Кондак 11 Песнь хвалебную приносим ти, священномучениче Власие, о мужестве твоем и вере крепкой, юже явил еси, Христа исповедуя, егда виде мучитель твой, яко ни во чтоже вменяеши ни лести его лукавыя, ни мучения тяжкия, имиже от Христа отвратити тя желаше, вопроси тебе: «Аще во езеро ввергну тя, помилует ли тя Христос твой?» Емуже, достохвальне отче, не обинуяся рекл еси: «Аз чту Бога Истиннаго Живаго и во веки спасен буду, и на водах узриши силу Бога моего». И егда во езеро ввержен был еси, назнаменовав воду крестом, яко по суху шел еси. Посем же кончину мученическую за Христа, во главу усечен мечем быв, приял еси, хвалу Богу воспевая: Аллилуиа.
Икос 11 Светодатель Христос Господь, видя душу твою, чистотою блистающуюся, не даде тебе быти под спудом, священномучениче Власие, но постави тя на свещнице архиерейства. Сего ради, не токмо в житии, но и по смерти светел светильник Христов показался еси, яко великий пастырь добре упасл еси паству твою, юже попеченьми своими и при кончине не оставил еси, не о себе точию, но о всем мире, наипаче же о тех, иже восхотят память твою сотворити, молитву усердную Богу принесл еси и блаженный глас Владыки Христа: «Вся прошения твоя исполню», – услышати сподобился еси. Темже молися о нас ко Господу, да просветит нас светом Своего Богоразумия и избавит от церковных нестроений, ересей и расколов и благочестие утвердит в нас, поющих тебе таковая:
Радуйся, светильниче света Христова.
Радуйся, украсителю церковный.
Радуйся, архиерею, Богом избранный.
Радуйся, хранителю веры Православныя.
Радуйся, вражды церковныя упразднителю.
Радуйся, спасения нашего управителю.
Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.
Кондак 12 Благодать Божия, яже в тебе, священномучениче Власие, прежде усечения главы твоея, честное лице твое светом Христовым озари, послежде от гроба твоего многоразличныя исцеления источи, к похвалению тебе всех понуждая, Богу же научая пети: Аллилуиа.
Икос 12 Поем твоя дивныя подвиги и страдания, священномучениче Власие, имиже память твою светло украсил еси. Темже, благодаряще Бога, дивнаго во святых Своих, хвалебныя пения воспеваем тебе таковая:
Радуйся, Церкви Христовы богоизбранный светильниче.
Радуйся, веры Православныя преславный поборниче.
Радуйся, светило великое, нечестия мрак разгоняющее.
Радуйся, столпе церковный, благочестие утверждающий.
Радуйся, пастырей Церкви преславное украшение.
Радуйся, благочестием твоим верныя возвеселяяй.
Радуйся, молитвенниче наш, скорый помощниче, священномучениче Власие.
Кондак 13 О многострадальный и всехвальный отче, священномучениче Власие, нынешнее наше приими приношение и избави нас от всяких болезней душевных и телесных, защити нас от враг видимых и невидимых и от всякаго мучения сохрани нас теплым твоим ходатайством пред престолом Всевышняго, да с тобою воспеваем Богу: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва
О многострадальный отче, великий угодниче Божий, священномучениче Власие. Услыши нас, грешных, к тебе прибегающих и тепле тебе молящихся. Буря многих зол, бед и скорбей обдержит нас, болезни душевныя и телесныя и всякия наваждения вражия обуревают нас. Мы же нерадим о спасении нашем, ниже достойны есмы по грехом нашим у Господа помощи просити.
Но ты, добрый пастырю, велие дерзновение имеяй у Милостиваго Бога, якоже иногда ведомый на мучения твоя, вдовицы слезящия, приникшия к тебе, не отринул еси, ину бо от напасти зверя свободил еси, иныя же отроку исцеление у Господа испросил еси, такожде и ныне призри на чада твоя,в час сей к тебе притекшия, утешения и помощи просящия. Ты убо Господа умолил еси: аще кая болезнь или беда имут кому быти и той помянет имя твое – помощи всякому в прославление Его Пресвятаго Имени. Не отрини нас, молящихся тебе, но якоже обещался еси, во благо сотвори всякое прошение наше, по милости Всеблагаго Бога, Емуже честь и слава во веки веков. Аминь.