Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

Ощущение торжественности. Священнослужители в пышных одеяниях то выстраиваются в ряд, то образуют круг. Идёт религиозный ритуал. Это красиво, одухотворённо и загадочно. Что за порядок действий выполняют священники?

Называется он литургия. И ранние литургии известны с очень далёких времён.

Культура первых христиан для нас — белое пятно. Редкие письменные источники помогают дополнить картину прошлого, чуть больше узнать о временах, когда по земле ходил Иисус Христос. И тем ценнее любая находка. Каждое слово Евангелия — это мост между Спасителем и нами.

Апостол Иаков

составил чинопоследование, которое получило название Божественная литургия апостола Иакова

Но апостолы, возможно, оставили нам не только изложение учения Христа, но и первые церковные обряды.

По крайней мере, существует предание, что апостол от 70-ти Иаков составил чинопоследование, а сегодня мы знаем его под названием божественная литургия апостола Иакова. Так ли это? Рассмотрим же, что мы знаем об этом чине.

Апостола Иакова, первого епископа Иерусалима, считают автором литургии апостола Иакова

Апостол Иаков — загадочная личность. Из Евангелий мы знаем его, как брата Господня. Но что это значит? Однозначного ответа, увы, нет. Есть мнение, что этот человек родился у Марии, Божьей Матери и Иосифа, другие богословы считают Иакова двоюродным братом Христа.

Открытым остаётся и вопрос о том, одна ли и та же личность Иаков, брат Господень, и Иаков Алфеев — один из двенадцати учеников Спасителя и тоже, кстати, его двоюродный брат. Но чаще их считают разными людьми.

Апостол Иаков стал первым епископом Иерусалима. Ему приписываются две рукописи:

  • Каноническое послание Иакова;
  • Апокрифическое протоевангелие Иакова.

Примерно в 62 году епископ Иаков принял мученическую смерть. Святого апостола сбросили с крыла Иерусалимского храма, а затем забили камнями.

5 ноября

это день памяти апостола Иакова

День памяти апостола Иакова — 23 октября (5 ноября), а также — воскресенье после Рождества Христова.

Музыкальная аннотация

Гимнографы ранней Церкви составляли как слова исполняемых молитв, так и звуки музыкальной гаммы, которые должны были петься в едином кодексе для определенной общины. Аннотация была записана в точном соответствии с текстом (образцы кодов см.[2] сопоставлены североамериканским греческим православным монастырем Святого Антония в Аризоне) с неймами, указывающими на мелодические тона и их продолжительность, которые использовались до принятия западной системы нотоносцев и гамм, которые были установлены в средневековье. В тех общинах, которые поклоняются на сирийском языке, неймы являются зеркальным отражением тех, которые используются в греческой и кириллической православных церквях, и написаны и читаются справа налево в соответствии с сирийским шрифтом текстов молитв.

Английский гимн

особенности 1906 Ральф Воан Уильямс аранжировка английских стихов херувимского гимна песни Offertory (см. выше) на мелодию французской народной мелодии Пикардия. Гимн известен как Да хранит молчание вся смертная плоть также популярен в римско-католическом латинском обряде как альтернатива устному антифону причастия.

Литургия апостола Иакова составлялась столетия — до X века

Согласно приданию, апостол Иаков написал одно из первых литургических чинопоследований, ещё один автор подобных произведений — евангелист Марк. Но эта позиция не выдерживает критики.

Достоверно известно, что эти литургии составлены гораздо позже. Однако нет оснований отрицать, что в основе поздних произведений — более ранние, которые действительно могли написать современники Иисуса Христа.

Немного терминологии:

  1. Литургия — это богослужение. Во время него совершается Евхаристия (причастие).
  2. Чинопоследование (чин) — это совокупность действий (молитв, песнопений и т.д.) для богослужения.

Литургия апостола Иакова — это чин литургии.

Оформилось это чинопоследование к IV веку, о чём мы знаем из исторических источников. В частности, исследователи отмечают, что духовенство, которое сидит лицом к народу в центре храма, — заимствование из литургии Нестория, более поздней.

Есть немало и других признаков, напрямую указывающих на позднюю редакцию чинопоследования. Например, использование позднего языка:

  1. О Святом Духе говорят, что он Единосущен с Отцом и Сыном.
  2. Пресвятую Богородицу называют Феотокос.

Также обращают на себя внимание черты поздних богослужений, которых не существовало во времена апостолов: для чинопоследования необходим храм, где наверняка есть завеса, алтарь, жертвенник, воскуряется фимиам.

Исследователи выделяют несколько этапов развития литургии апостола Иакова:

  1. Апостольский период — III — IV века.
  2. Редакция Кирилла Иерусалимского — 380-е годы.
  3. До сирийского заимствования — до 450 года.
  4. Ранне-византийское время — 450 г — VI век.
  5. Поздне-византийское время — до X века.

За века записей и свидетельств о литургии апостола Иакова довольно много. Есть несколько её вариантов — точнее редакций.

Об этом чинопоследовании писали патриарх Прокл и Епифаний. И важность этих сведений сложно переоценить. Они позволяют по-новому взглянуть на период становления христианской церкви.

Ученики Христа, не просто проповедники, а установители таинств.

Трудно сказать, насколько широко были представлены ранние формы богослужения. Мы этого не знаем — как и того, каков подлинный вклад апостола Иакова в их формирование.

Как первый Иерусалимский епископ, он мог заведомо восприниматься народом как основоположник всего, что тогда возникало.

Двести лет назад ходило предание, для составления литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста использовали сокращённую литургию по чину апостола Иакова.

Но это удалось опровергнуть. В действительности византийские литургии до X века часто смешивали, отчего заимствовали отдельные черты друг у друга.

Истории церкви известно множество похожих чинопоследований, якобы авторства апостола. Саму литургию апостола Иакова неоднократно цитировали для полемических целей и православие, и католицизм.

Рукописная традиция

Литургия святого Иакова считается старейшей из сохранившихся литургия разработан для общего использования в церкви. Дата его создания до сих пор оспаривается, но большинство авторитетов предлагает дату четвертого века для известной формы, потому что анафора по всей видимости, произошел от древнеегипетской формы анафорической семьи базилиев, объединенной с анафорой, описанной в Катехизисы

из Святой Кирилл Иерусалимский.[1]

Самая ранняя рукопись — кодекс IX века, Vaticanus graecus 2282, который использовался в литургии в Дамаск, в епархии Антиохия.

Единственное критическое издание — это издание, опубликованное Домом Б.-Шарлем Мерсье в Patrologia Orientalis

, т. 26 (1950).

Литургия апостола Иакова утратила популярность в IX веке, а в православии появилась в 1930-х

До IX века литургия апостола Иакова была широко распространена. Её совершали:

  • на Кипре;
  • в Южной Италии;
  • в Антиохии;
  • в Палестине;
  • в Грузии.

И в других местах. Но постепенно литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста вытеснили её. К моменту, когда Русь взяла наследие Византии, данный чин богослужения уже не использовался. Поэтому на наших землях литургию апостола Иакова не совершали.

Однако полностью она не исчезла. В Иерусалиме и на греческом острове Закинф её служили в XIX веке. В обоих случаях язык греческий. Но совершают литургию и на арабском, такое чинопоследование существует в восточно-сирийской церкви.

1870

в этом году Литургию апостола Иакова перевели на русский язык

Русская духовная миссия впервые решила перевести литургию апостола Иакова в 1870-х, когда находилась в Иерусалиме. Но этот перевод не использовался, да и не предназначался для богослужений. Его задача была другая — научная.

А вот для богослужений за перевод текста литургии апостола Иакова впервые взялся игумен Филипп Гарднер в 1938 году.

Ещё один перевод появился в 1948, его сделал епископ Парфений.

Так литургия апостола Иакова появилась в русской православной церкви.

Затем её ввели в службы и в других православных церквях: в Болгарии, Сербии и т.д.

Служение литургии апостола Иакова в русской православная церкви:

  • 8 января;
  • 17 января;
  • 5 ноября.

Также к древней литургии обращаются и в другие дни. Частота проведения литургий зависит исключительно он пожеланий главных священнослужителей храмов.

О ересях, и либерализме.

По сообщению сайта Санкт-Петербургской Духовной академии (spbda.ru/news/v-akademii-sovershena-liturgiya-apostola-iakova/) 4 ноября 2016 года, в канун памяти святого апостола Иакова, брата Господня, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий (Ермаков) вновь совершил «литургию по чину апостола Иакова, брата Господня». В последние несколько лет наблюдается неожиданный всплеск интереса к литургии апостола Иакова. Неуставной чин, никогда со времён Крещения Руси не служившийся в храмах нашей Церкви, вдруг стал проводиться на некоторых приходах, в некоторых монастырях и даже в некоторых учебных духовных заведениях. Это явление невозможно назвать ни каноничным, ни традиционным. Налицо своеобразная реформаторская эпидемия, и этот «обновленческий ренессанс» на глазах у всех набирает обороты в Русской Церкви. Умеренные поборники модернистской практики проводят иерусалимский чин в день памяти святого апостола Иакова 23 октября. Более деятельные реформаторы-неообновленцы добавляют к нему неделю по Рождестве Христовом (когда память Иакова, брата Господня празднуется вкупе с памятью царя Давида и праведного Иосифа Обручника) и Собор 70 апостолов (среди которых чествуется Иаков, первый епископ Иерусалимский). Самые безудержные последователи Гарднера (о нем будет сказано ниже) служат литургию апостола Иакова едва ли не в каждую седмицу. Информация об этом находится в открытом доступе в интернете. Побуждение к литургическому «творчеству» является следствием внутреннего кризиса, который заставляет искать источник нестроения не «в себе», а во внешних условиях, то есть «исправлять Церковь». Причины дерзкого отвержения канонических уставных требований могут быть различны. Иногда к обновленческому зуду приводит пресыщение служением по привычному чинопоследованию или неудовлетворённость мирной и благостной церковной молитвой. Другой причиной может стать горделивое невежество, выраженное в недостаточном знании и понимании Устава. Нередко модернистами и богослужебными реформаторами движет стремление к оригинальничанию, поиск новых ощущений. Наиболее опасной для Православия следует признать склонность некоторых людей к сознательному расшатыванию церковной традиции, «обогащению» её сторонними привнесениями. Этот грех чужебесия провоцируется реформаторским (по сути – мятежным протестантским) духом, прикрывающимся псевдо благочестивым мотивом служить «как в древней Церкви». В тех храмах, где литургия апостола Иакова «узаконена» и практикуется регулярно (как в санкт-петербуржском храме Феодоровской иконы Божией Матери), заметно модернистское стремление к упразднению иконостаса и уменьшению до лилипутских размеров Царских врат – так что они практически отсутствуют и вовсе не закрывают алтаря. Эту тенденцию прежде демонстрировали обновленцы 20-х и 90-х годов (епископ Антонин Грановский, священник Кочетков), не раз заявлявшие, что воспринимают иконостас и Царские врата как «помеху». В этом следует видеть проявление умеренного иконоборчества протестантствующих реформаторов (из церковной истории известно, что если при активном иконоборчестве иконы уничтожались, то при умеренном – они отодвигались либо упразднялись).

дальнейшее чтение

Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье:
Божественная литургия святого Иакова
  • Л. Х. Далмайс, Восточные литургии
    (1960)
  • Эрик Сегельберг,Έὺχῂ τοῦ Θυμιάματος. К истории молитвы на литургии св. Иакова ».
    Έὑχαριστῄριον, Τιμητικὸς τὁμος ἐπί τή 45ετηρίδι έπιστημόικης δράσεως καἰ τῇ 35ετηρίδι τακτικῆς καθηγεσἱας Α. Σ. Άλιβιζάτου. Афины 1958 г., перепечатано в Зегельберге,
    Gnostica — Mandaica Liturgica. «» (Acta Universitatis Upsaliensis. Historia Religionum 11.) Упсала, 1990 г.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: