Для чего читают Псалом 7? Каково толкование Псалма и что значат его стихи? Слушать онлайн или читать текст молитвы Псалом 7 на русском языке вы можете у нас на сайте.
1 Господи, Боже мой! На Тебя уповаю; спаси меня от всех гонящих меня и избавь меня,
2 да не похитит враг, как лев, душу мою, когда нет ни избавляющего, ни спасающего.
3 Господи, Боже мой, если я соделал это, если есть неправда в руках моих,
4 если я воздал воздающим мне злом, то пусть паду я без сил от врагов моих.
5 Пусть же враг погонит душу мою и настигнет, и втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет во прах.
6 Восстань, Господи, во гневе Твоём, возвысься на пределах врагов Твоих и пробудись, Господи, Боже мой, по велению, которое Ты заповедал;
7 и собрание народов окружит Тебя, и ради него на высоту возвратись!
8 Господь будет судить народы; суди меня, Господи, по правде моей и по беззлобию моему во мне.
9 Пусть окончится злоба грешных, и Ты направишь праведного, испытывающий сердца и внутренности, Боже, праведно.
10 Помощь мне от Бога, спасающего правых сердцем.
11 Бог – судия праведный, и крепкий, и долготерпеливый, и не на всякий день наводящий гнев.
12 Если вы не обратитесь, Он меч Свой начистит; лук Свой Он натянул и приготовил его,
13 и с ним приготовил орудия смерти, стрелы Свои для сжигаемых соделал.
14 Вот нечестивый в муках произвёл неправду, зачал бедствие и родил беззаконие;
15 вырыл ров и выкопал его, и упадёт в яму, которую устроил.
16 Возвратится бедствие его на главу его и на темя его сойдёт его неправда.
17 Я прославлю Господа по правде Его и воспою имени Господа Всевышнего.
Псалом о том, что человек порой подвергается несправедливому наказанию и неоправданным гонениям
Читать седьмой Псалом необходимо тем, кто считает себя правым перед Богом. Кто уверен в том, что все делает правильно, живет праведной жизнью, не грешит. Некоторые произошедшие события кажутся людям наказанием или возмездием за какие-то ошибки, но они уверены в своей правоте и не могут понять, почему с ними произошло то, что произошло. Давид тоже уверен в том, что поступает согласно Божьим заповедям. Но не боится сказать Богу о том, чтобы Тот проверил, так ли это на самом деле. И когда в нем обнаруживается какое-то несоответствие Божьему замыслу или Его воле, то царь соглашается на изменения. Кается в том, что делал неправильно и исправляет свое поведение и жизнь полностью. Ему важно то, чтобы его действия были согласованы с Богом.
Нужно понимать, что плохие события в жизни человека, полностью полагающегося на Бога, неслучайны. Они необходимы для того, чтобы чему-то научить, измениться самому и поменять некоторые вещи в своей жизни. Через испытания Бог проверяет человека – не расходятся ли его слова с его действиями, точно ли он поступит так, как говорит. Непростые времена в жизни преследуют некую цель, результат которой будет виден только в будущем.
КАФИСМА СЕДЬМАЯ
1 В коне́ц, о сынех Кореовых, псалом 46
2 Вси язы́цы восплещи́те рука́ми, воскли́кните Бо́гу гла́сом ра́дования. 3 Яко Госпо́дь Вы́шний стра́шен, Царь ве́лий по всей земли́. 4 Покори́ лю́ди нам и язы́ки под но́ги на́шя: 5 избра́ нам достоя́ние Свое, добро́ту Иа́ковлю, ю́же возлюби́. 6 Взы́де Бог в воскликнове́нии, Госпо́дь во гла́се тру́бне. 7 По́йте Богу на́шему, по́йте, по́йте Царе́ви на́шему, по́йте. 8 Яко Царь всея́ земли́ Бог, по́йте разу́мно. 9 Воцари́ся Бог над язы́ки, Бог седи́т на Престо́ле святе́м Свое́м. 10 Кня́зи лю́дстии собра́шася с Бо́гом Авраа́млим. Яко Бо́жии держа́внии земли́ зело́ вознесо́шася.
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом. 2 Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости; 3 ибо Господь Всевышний страшен, — великий Царь над всею землею; 4 покорил нам народы и племена под ноги наши; 5 избрал нам наследие наше, красу Иакова, которого возлюбил. 6 Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном. 7 Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, 8 ибо Бог — Царь всей земли; пойте все разумно. 9 Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем; 10 князья народов собрались к народу Бога Авраамова, ибо щиты земли — Божии; Он превознесен
над ними
.
1 Псалом, песни сынов Кореовых, вторыя субботы, 47
2 Ве́лий Госпо́дь и хва́лен зело́ во гра́де Бо́га на́шего, в горе́ святе́й Его. 3 Благокоре́нным ра́дованием всея́ земли́: го́ры Сио́нския, ре́бра се́верова, град Царя́ Вели́каго. 4 Бог в тя́жестех его зна́емь есть, егда́ заступа́ет и́. 5 Яко се ца́рие зе́мстии собра́шася, снидо́шася вку́пе. 6 Ти́и ви́девше та́ко, удиви́шася, смято́шася, подвиго́шася. 7 Тре́пет прия́т я́: та́мо боле́зни я́ко ражда́ющия. 8 Ду́хом бу́рным сокруши́ши корабли́ Фарси́йския. 9 Якоже слы́шахом, та́ко и ви́дехом во гра́де Го́спода сил, во гра́де Бо́га на́шего, Бог основа́ и́ в век. 10 Прия́хом, Бо́же, ми́лость Твою посреде́ люде́й Твои́х. 11 По и́мени Твоему́, Бо́же, та́ко и хвала́ Твоя́ на конца́х земли́, пра́вды испо́лнь десни́ца Твоя́. 12 Да возвесели́тся гора́ Сио́нская и да возра́дуются дще́ри Иуде́йския суде́б ра́ди Твои́х, Го́споди. 13 Обыди́те Сио́н и обыми́те его́, пове́дите в столпе́х его́. 14 Положи́те сердца́ ва́ша в си́лу Его и раздели́те до́мы Его, я́ко да пове́сте в ро́де ино́м. 15 Яко Той есть Бог наш во век и в век ве́ка, Той упасе́т нас во ве́ки.
1 Песнь. Псалом. Сынов Кореевых. 2 Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его. 3 Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее
город великого Царя. 4 Бог в жилищах его ведом, как заступник: 5 ибо вот, сошлись цари и прошли все мимо; 6 увидели и изумились, смутились и обратились в бегство; 7 страх объял их там и мука, как у женщин в родах; 8 восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли. 9 Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог утвердит его на веки. 10 Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего. 11 Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя полна правды. 12 Да веселится гора Сион, [и] да радуются дщери Иудейские ради судов Твоих, [Господи]. 13 Пойдите вокруг Сиона и обойдите его, пересчитайте башни его; 14 обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду, 15 ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождем нашим до самой смерти.
1 В коне́ц, сыном Кореовым, псалом 48
2 Услы́шите сия́ вси язы́цы, внуши́те вси живу́щии по вселе́нней: 3 земноро́днии же и сы́нове челове́честии, вку́пе бога́т и убо́г. 4 Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум. 5 Приклоню́ в при́тчу у́хо мое́, отве́рзу во псалти́ри гана́ние мое́. 6 Вску́ю бою́ся, в день лют? Беззако́ние пяты́ моея́ обы́дет мя. 7 Наде́ющиися на си́лу свою́ и о мно́жестве бога́тства своего́ хва́лящиися, 8 брат не изба́вит, изба́вит ли челове́к? Не даст Бо́гу изме́ны за ся, 9 и це́ну избавле́ния души́ своея́, и утруди́ся в век. 10 И жив бу́дет до конца́, не у́зрит па́губы. 11 Егда́ уви́дит прему́дрыя умира́ющыя, вку́пе безу́мен и несмы́слен поги́бнут и оста́вят чужди́м бога́тство свое́. 12 И гро́би их жили́ща их во век, селе́ния их в род и род, нареко́ша имена́ своя́ на земля́х. 13 И челове́к в че́сти сый не разуме́, приложи́ся ското́м несмы́сленным и уподо́бися им. 14 Сей путь их собла́зн им, и по сих во усте́х своих благоволя́т. 15 Яко о́вцы во а́де положе́ни суть, смерть упасе́т я́, и облада́ют и́ми пра́вии зау́тра, и по́мощь их обетша́ет во а́де, от сла́вы своея́ изринове́ни бы́ша. 16 Оба́че Бог изба́вит ду́шу мою из руки́ а́довы, егда́ прие́млет мя. 17 Не убо́йся, егда́ разбогате́ет челове́к или́ егда́ умно́жится сла́ва до́му его́: 18 я́ко внегда́ умре́ти ему, не во́змет вся, ниже́ сни́дет с ним сла́ва его. 19 Яко душа́ его в животе́ его благослови́тся: испове́стся Тебе́, егда́ благосотвори́ши ему. 20 Вни́дет да́же до ро́да оте́ц свои́х, да́же до ве́ка не у́зрит све́та. 21 И челове́к в че́сти сый не разуме́, приложи́ся ското́м несмы́сленным и уподо́бися им.
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом. 2 Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной, — 3 и простые и знатные, богатый, равно как бедный. 4 Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего — знание. 5 Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою: 6 «для чего бояться мне во дни бедствия, когда
беззаконие путей моих окружит меня?» 7 Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! 8 человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: 9 дорога цена искупления души их, и не будет того вовек, 10 чтобы остался
кто
жить навсегда и не увидел могилы. 11 Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим. 12 В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. 13 Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. 14 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их. 15 Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила — жилище их. 16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня. 17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: 18 ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его; 19 хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе, 20 но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света. 21 Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.
Слава:
Псалом Асафу, 49
1 Бог бого́в Госпо́дь глаго́ла и призва́ зе́млю от восто́к со́лнца до за́пад. 2 От Сио́на благоле́пие красоты́ Его. 3 Бог я́ве прии́дет, Бог наш, и не премолчи́т: огнь пред Ним возгори́тся, и о́крест Его бу́ря зе́льна. 4 Призове́т Не́бо свы́ше и зе́млю разсуди́ти лю́ди Своя́. 5 Собери́те Ему преподо́бныя Его, завеща́ющыя заве́т Его о же́ртвах. 6 И возвестя́т небеса́ пра́вду Его, я́ко Бог судия́ есть. 7 Услы́шите, лю́дие мои́, и возглаго́лю вам, Изра́илю, и засвиде́тельствую тебе́: Бог, Бог твой есмь Аз. 8 Не о же́ртвах твои́х обличу́ тя, всесожже́ния же Твоя́ предо Мно́ю суть вы́ну. 9 Не прииму́ от до́му Твоего́ тельцо́в, ниже́ от стад твои́х козло́в. 10 Яко мои́ суть вси зве́рие дубра́внии, ско́ти в гора́х и воло́ве. 11 Позна́х вся пти́цы небе́сныя, и красота́ се́льная со Мно́ю есть. 12 Аще вза́лчу, не реку́ тебе́: Моя́ бо есть вселе́нная и исполне́ние ея́. 13 Еда́ ям мяса́ ю́нча или́ кровь козло́в пию́? 14 Пожри́ Бо́гови же́ртву хвалы́ и возда́ждь Вы́шнему моли́твы Твоя́. 15 И призови́ Мя в день ско́рби твоея́, и изму́ тя, и просла́виши Мя. 16 Гре́шнику же рече́ Бог: вску́ю ты пове́даеши оправда́ния Моя́ и восприе́млеши заве́т Мой усты́ твои́ми? 17 Ты же возненави́дел еси́ наказа́ние и отве́ргл еси́ словеса́ Моя́ вспять. 18 Аще ви́дел еси́ та́тя, текл еси́ с ним, и с прелюбоде́ем уча́стие твое́ полага́л еси́. 19 Уста́ Твоя́ умно́жиша зло́бу, и язы́к твой сплета́ше льще́ния. 20 Седя́, на бра́та твоего́ клевета́л еси́ и на сы́на ма́тере твоея́ полага́л еси́ собла́зн. 21 Сия́ сотвори́л еси́ и умолча́х, вознепщева́л еси́ беззако́ние, я́ко бу́ду тебе́ подо́бен. Обличу́ тя и предста́влю пред лице́м твои́м грехи́ Твоя́. 22 Разуме́йте у́бо сия́, забыва́ющии Бо́га, да не когда́ похи́тит, и не бу́ет избавля́яй. 23 Же́ртва хвалы́ просла́вит Мя, и та́мо путь, и́мже явлю́ ему спасе́ние Мое́.
Псалом Асафа. 1 Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада. 2 С Сиона, который есть верх красоты, является Бог, 3 грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. 4 Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: 5 «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве». 6 И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог. 7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. 8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; 9 не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, 10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, 11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. 12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. 13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? 14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, 15 и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». 16 Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, 17 а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? 18 когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; 19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; 20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; 21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]. 22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего. 23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие».
1 В коне́ц, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафа́ну проро́ку, 2 егда́ вни́де к Вирсави́и, жене́ Ури́еве, 50
3 Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. 4 Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя. 5 Яко беззако́ние мое́ аз зна́ю и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. 6 Тебе́ Еди́ному согреши́х, и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти. 7 Се бо в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. 8 Се бо и́стину возлюби́л еси́, безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. 9 Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся, омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. 10 Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя. 11 Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х, и вся беззако́ния моя́ очи́сти. 12 Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. 13 Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. 14 Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́, и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. 15 Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. 16 Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́, возра́дуется язы́к мой пра́вде Твоей. 17 Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. 18 Яко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо, всесожже́ния не благоволи́ши. 19 Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. 20 Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. 21 тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая: тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.
1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. 4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, 5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. 6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. 7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. 8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою]. 9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. 10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. 11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. 12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. 14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. 17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: 18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. 20 Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: 21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Слава:
1 В коне́ц, ра́зума Дави́ду, 2 внегда́ приити́ Дои́ку Идуме́йску, и возвести́ти Сау́лу, и рещи́ ему́: прии́де Дави́д в дом Авимеле́хов, 51
3 Что хва́лишися во зло́бе, си́льне? Беззако́ние весь день. 4 Непра́вду умы́сли язы́к твой, я́ко бри́тву изощре́ну сотвори́л еси́ лесть. 5 Возлюби́л еси́ зло́бу па́че благосты́ни, непра́вду не́же глаго́лати пра́вду. 6 Возлюби́л еси́ вся глаго́лы пото́пныя, язы́к льстив. 7 Сего́ ра́ди Бог разруши́т тя до конца́, восто́ргнет тя, и пресели́т тя от селе́ния твоего́ и ко́рень твой от земли́ живы́х. 8 У́зрят пра́веднии и убоя́тся, и о нем возсмею́тся и реку́т: 9 се челове́к, и́же не положи́ Бо́га Помо́щника себе́, но упова́ на мно́жество бога́тства своего́, и возмо́же суе́тою свое́ю. 10 Аз же я́ко ма́слина плодови́та в дому́ Бо́жии, упова́х на ми́лость Бо́жию во век и в век ве́ка. 11 Испове́мся Тебе́ во век, я́ко сотвори́л еси́, и терплю́ и́мя Твое, я́ко бла́го пред преподо́бными Твои́ми.
1 Начальнику хора. Учение Давида, 2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха. 3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он
у тебя,
коварный! 5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; 6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный: 7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых. 8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]: 9 «вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем». 10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков, 11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.
1 В коне́ц, о Маелефе, разума Давиду, 52
2 Рече́ безу́мен в се́рдце свое́м: несть Бог, растле́ша и омерзи́шася в беззако́ниих, несть творя́й благо́е. 3 Бог с Небесе́ прини́че на сы́ны челове́ческия, ви́дети, а́ще есть разумева́яй или́ взыска́яй Бо́га? 4 Вси уклони́шася, вку́пе непотре́бни бы́ша, несть творя́й благо́е, несть до еди́наго. 5 Ни ли уразуме́ют вси де́лающии беззако́ние, снеда́ющии лю́ди моя́ в снедь хле́ба, Го́спода не призва́ша. 6 Та́мо устраши́шася стра́ха, иде́же не бе страх, я́ко Бог разсы́па ко́сти человекоуго́дников: постыде́шася, я́ко Бог уничижи́ их. 7 Кто даст от Сио́на спасе́ние Изра́илево? Внегда́ возврати́т Бог плене́ние люде́й Свои́х, возра́дуется Иа́ков и возвесели́тся Изра́иль.
1 Начальнику хора. На духовом орудии.
Учение Давида. 2 Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро. 3 Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. 4 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. 5 Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой,
как
едят хлеб, и не призывающие Бога? 6 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их. 7 Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Бог возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
1 В коне́ц, в пе́снех ра́зума Дави́ду, 2 внегда́ приити́ Зифе́ем, и рещи́ Сау́лови: не се́ ли Дави́д скры́ся в нас; 53
3 Бо́же, во имя Твое спаси́ мя, и в си́ле Твоей суди́ ми. 4 Бо́же, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ глаго́лы уст мои́х. 5 Яко чу́ждии воста́ша на мя и кре́пцыи взыска́ша ду́шу мою, и не предложи́ша Бо́га пред собо́ю. 6 Се бо Бог помога́ет ми, и Госпо́дь Засту́пник души́ мое́й. 7 Отврати́т зла́я враго́м мои́м, и́стиною Твое́ю потреби́ их. 8 Во́лею пожру́ Тебе́, испове́мся и́мени Твоему́, Го́споди, я́ко бла́го, 9 я́ко от вся́кия печа́ли изба́вил мя еси́, и на враги́ моя́ воззре́ о́ко мое́.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях.
Учение Давида, 2 когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «не у нас ли скрывается Давид?» 3 Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня. 4 Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, 5 ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою. 6 Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою. 7 Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их. 8 Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо, 9 ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.
1 В коне́ц, в песнех ра́зума Асафу, псалом 54
2 Внуши́, Бо́же, моли́тву мою и не пре́зри моле́ния моего́. 3 Вонми́ ми и услы́ши мя: возскорбе́х печа́лию мое́ю и смято́хся. 4 От гла́са вра́жия и от стуже́ния гре́шнича, я́ко уклони́ша на мя беззако́ние и во гне́ве враждова́ху ми. 5 Се́рдце мое́ смяте́ся во мне и боя́знь сме́рти нападе́ на мя. 6 Страх и тре́пет прии́де на мя и покры́ мя тьма. 7 И рех: кто даст ми криле́, я́ко голуби́не? И полещу́, и почи́ю? 8 Се удали́хся бе́гая и водвори́хся в пусты́ни. 9 Ча́ях Бо́га, спаса́ющаго мя от малоду́шия и от бу́ри. 10 Потопи́, Го́споди, и раздели́ язы́ки их: я́ко ви́дех беззако́ние и пререка́ние во гра́де. 11 Днем и но́щию обы́дет и́ по стена́м его. Беззако́ние и труд посреде́ его и непра́вда. 12 И не оскуде́ от стогн его ли́хва и лесть. 13 Яко а́ще бы враг поноси́л ми, претерпе́л бых у́бо, и а́ще бы ненави́дяй мя на мя́ велере́чевал, укры́л бых ся от него́. 14 Ты же, челове́че равноду́шне, влады́ко мой и зна́емый мой, 15 и́же ку́пно наслажда́лся еси́ со мно́ю бра́шен, в дому́ Бо́жии ходи́хом единомышле́нием. 16 Да прии́дет же смерть на ня, и да сни́дут во ад жи́ви, я́ко лука́вство в жили́щах их, посреде́ их. 17 Аз к Бо́гу воззва́х, и Госпо́дь услы́ша мя. 18 Ве́чер и зау́тра, и полу́дне пове́м, и возвещу́, и услы́шит глас мой. 19 Изба́вит ми́ром ду́шу мою от приближа́ющихся мне, я́ко во мно́зе бя́ху со мно́ю. 20 Услы́шит Бог и смири́т я́, Сый пре́жде век. Несть бо им измене́ния, я́ко не убоя́шася Бо́га.21 Простре́ ру́ку свою́ на воздая́ние, оскверни́ша заве́т Его́. 22 Раздели́шася от гне́ва лица́ Его, и прибли́жишася сердца́ их, умя́кнуша словеса́ их па́че еле́а, и та суть стре́лы. 23 Возве́рзи на Го́спода печа́ль твою́, и Той тя препита́ет, не даст в век молвы́ пра́веднику. 24 Ты же, Бо́же, низведе́ши их во студене́ц истле́ния, му́жие крове́й и льсти не преполовя́т дней свои́х. Аз же, Го́споди, упова́ю на Тя.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях.
Учение Давида. 2 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего; 3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь 4 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня. 5 Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня; 6 страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня. 7 И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы; 8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; 9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури». 10 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе; 11 днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его; 12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его: 13 ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы; 14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, 15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий. 16 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их. 17 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня. 18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой, 19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня; 20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога, 21 простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой; 22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи. 23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику. 24 Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, [Господи,] уповаю.
Слава:
По 7-й кафисме, Трисвятое.
Таже тропари, глас 5:
Судии́ седя́щему, и Ангелом стоя́щим, трубе́ глася́щей, пла́мени горя́щу, что сотвори́ши, душе́ моя́, ведо́ма на суд? тогда́ бо лю́тая Твоя́ предста́нут, и та́йная облича́тся согреше́ния. Те́мже пре́жде конца́ возопи́й судии́: Бо́же, очи́сти мя и спаси́ мя.
Слава: Вси побди́м, и Христа́ усря́щим со мно́жеством еле́а и свеща́ми све́тлыми, я́ко да черто́га внутрь сподо́бимся, и́же бо вне двере́й пости́гнувый, безде́льно Бо́гови воззове́т: поми́луй мя.
И ныне: На одре́ лежя́ согреше́ний мно́гих, окрада́емь есмь в наде́жди спасе́ния моего́, и́бо сон моея́ ле́ности хода́тайствует души́ мое́й му́ку. Но Ты, Бо́же, рожде́йся от Де́вы, воздви́гни мя к Твоему́ пе́нию, да сла́влю Тя.
Го́споди, Поми́луй (40) и молитва:
Го́споди, Бо́же мой, я́ко Благ и Человеколю́бец, мно́гия ми́лости сотвори́л еси́ со мно́ю, я́же не ча́ях ви́дети, и что возда́м Твоей бла́гости, Го́споди мой, Го́споди? Благодарю́ Твое многопе́тое и́мя, благодарю́ Твое неисповеди́мое на мне благоутро́бие, благодарю́ безприкла́дное Твое долготерпе́ние. И отны́не заступи́, и помози́ мне, и покры́й мя, Влады́ко, от всех, е́же не ктому́ согреша́ти пред Тобо́ю: Ты бо ве́си естества́ моего́ удобопоползнове́нное, Ты ве́си безу́мие мое́, Ты ве́си мно́ю соде́янная, я́же в ве́дении и не в ве́дении, я́же во́льная и нево́льная, я́же в нощи́ и во дни, и во уме́, и мы́сли, я́ко Благ у́бо и Человеколю́бец Бог, очи́сти я́ росо́ю ми́лости Твоея́, Преблаги́й Го́споди, и спаси́ нас и́мене ра́ди Твоего́ свята́го, и́миже ве́си судьба́ми. Ты бо еси́ Свет и Истина, и Живо́т, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и при́сно и во ве́ки веко́в, аминь.
Детальное толкование
Седьмой Ветхозаветный Псалом можно поделить на 8 частей:
- Давид исполняет плачевную песнь по одному из самых тяжелых событий в его жизни (стих 1)
- Просит у Творца помощи в том, чтобы ему защититься от всех своих врагов (стихи 2 и 3)
- Царь просит наказать его, если в его действиях была какая-то неправда или несправедливость по отношению к другому человеку (стихи 4-6)
- Давид просит Бога подвергнуть его врагов гневному суду (стихи 7 и
- Мужчина готов подвергнуть свои действия Божьему суду, потому что уверен в свое правоте перед Ним (стихи 9-11)
- Бог каждый день испытывает людей на доброту, честность и другие поступки (стихи 12-14)
- Нечестивый сам попал в яму, которую выкопал для другого (стихи 15-17)
- Давид прославляет Господа (стих 18).
Деление можно считать условным. Оно делано для того, чтобы лучше понять значение Псалма.
Часть 1 – Плачевная песнь Давида
Стих 1
Она плачевная, потому что мужчине приходится переживать незаслуженные гонения. Событием для печали послужил случай, который произошел с Хусом из племени Вениаминова. Доподлинно не известно, кем был этот Хус и что, собственно, произошло. Но историки предполагают, что это мог быть Саул, который рожден в колене Вениамина и стыл царем израильским до Давида. При правлении Саула Давид был вызван к дворцу, чтобы играть царю на арфе для его успокоения.
Вскоре Давид прославился своей силой, победив великана по имени Голиаф. И в Сауле взыграла зависть. Много произошло событий в жизни парня, он стал преследуемым Саулом, потому что тот хотел убить его. Возможно в это время и был написал этот Псалом. Потому что ему тогда было на самом деле очень тяжело. Оттого песнь и получилась плачевной. Ведь он ничего плохого Саулу не сделал, не собирался отбирать царство или начинать заговор. Однако был гоним Саулом и его войском.
Параллельных стихов из Библии нет.
Часть 2 – Давид просит избавления от всех его врагов
Стих 2
Царь уповает на Господа в том, что Тот избавит его от недругов, потому что сильным стало в то время давление со стороны неприятелей Давида.
Параллельных стихов из Библии нет.
Стих 3
Мужчина сравнивает своего врага со львом, который при нападении терзает душу (тело) своей жертвы. Давид просит Бога защитит его от этого.
Параллельных стихов из Писания нет.
Часть 3 – Давид просит Бога проверить его, есть ли в нем какое-то беззаконие
Стих 4
Несмотря на то что Давид был праведником и поступал согласно Божьим заповедям и повелениям, он все же сомневается в том, что абсолютно все было сделано им без какого-либо постороннего умысла, кроме того, как угодить Богу. Поэтому он просит Творца, если есть, найти в нем неправду.
Параллельных стихов из Слова Божьего нет.
Стих 5
Давид просить Бога проверить, «отплатил» ли он когда-нибудь человеку, бывшему с ним в мире, злом. Действовал ли он не по совести. Мужчина припоминает случай, когда он спас какого-то человека, а тот впоследствии стал его врагом.
Параллельных стихов из Слова Божьего нет.
Стих 6
Поэтому Давид с уверенностью говорит, что если найдется в нем что-то неправедное или неугодное Богу, то пусть Господь больше не защищает его от врагов, пусть враги:
- продолжают преследовать его,
- догоняют его,
- «втаптывают в землю жизнь мою» нужно понимать, как убьют,
- и повергнут славу Давида как великого царя израильского, одержавшего много побед в войнах с неприятелями, в ничто.
Параллельных стихов из Библии нет.
Часть 4 – Давид просит праведного суда над его врагами и признает Бога всемогущим
Стих 7
Мужчина просит Господа восстать и называет своих врагов неистовыми, что значит крайне несдержанными в проявлении своей ярости против него, находящиеся в состоянии исступления и сильные в том, что делают. Даже ему со всем своим многочисленным войском не справится с таким неистовством. Поэтому он обращается к Господу и просит его пробудиться на суд. Но это значит, что Бог спал, и Давид его будил. Такого просто не может быть. «Пробудись» здесь означает – начни свой суд, которого еще не было.
Параллельных стихов нет.
Стих 8
Бог поднимается над людьми, которые как сонм встают вокруг него. Сонм – множество, собрание. «Поднимись в высоту» означает, руководи ими, сверши свой праведный суд, решение которого невозможно будет оспорить.
Параллельных стихов из Слова Божьего нет.
Часть 5 – Давид просит Бога судить его не по его ошибкам и грехам, а потому, что хорошего сделано им
Стих 9
Давид обращается к Господу, который судит все народы, за тем, чтобы попросить у него суда над собой. Но просит сделать это не по его ошибкам или промахам, как человека и правителя, а согласно его непорочности – целомудрию и девственности (мышлению, которое не подвержено мирскому, а совпадает с Божьими мыслями и соображениями).
Параллельный стих из Писания:
- Пс 25:1 – Давид утверждает, что ходит перед Богом непорочно, уповает на Него и потому, просит рассудить справедливо, согласно его поступкам, мыслям и поведению.
Стих 10
Пусть кончится вся злость нечестивцев, которую они изливают на Давида – просит царь у Бога. А праведных людей подкрепи – помоги, направь их пути так, чтобы им не ошибаться в каждодневном выборе и не идти на компромисс с грехом. Бог испытывает сердце каждого человека, и Давид это знает. Потому что часто именно его сердце было испытано Господом. Но он не боялся подвергнуться такому испытанию, потому что знал, что следовал Божьей воле ровно настолько, насколько мог.
Параллельные стихи из Писания:
- Иер 11:20 – Пророк Иеремия утверждает, что Бог является праведным судьей и если судит, то только справедливо. Он доверил дело отмщения Богу и верит, что Его суд более совершен, чем это было бы сделано самим пророком. Он не знает, чем наполнено сердце каждого человека, поэтому считает, что лучшим судьей для каждой плоти на земле может быть только Бог.
- Откр 2:23 – Бог назван тем, кто испытывает не только сердца, но и внутренности. То есть, всего человека в целом, вместе с его мыслями, переживаниями, планами и действиями. И воздает каждому человеку по тем делам, которые он успел совершить до суда.
Стих 11
Бог спасает «праведных сердцем» – людей, которые следят за тем, чем наполнено их сердце: есть ли в нем злоба или завить, а может ненависть или недоброжелательное отношение к кому-либо. Людей, которые постоянно сравнивают свое поведение с тем, чего ждет от них Господь, таких Творец спасает. Поэтому Давид называет Его в этом стихе своим щитом, потому что только щит может защитить человека от стрел и иного оружия. Царь часто сравнивает Бога со щитом, потому что является воином и знает, насколько хорошо иметь при сражении щит, который не раз спасал тысячи людей от верной гибели.
Параллельных стихов из Библии нет.
Часть 6 – Что происходит с теми, кто после Божьего взыскания не принимает решения оставить свои грехи и следовать за Ним?
Стих 12
Давид называет Бога праведным судьей, потому что Он судит по справедливости, без лицеприятия, всех одинаково, несмотря на положение человека, его ранг или вес в обществе. Все эти атрибуты земно жизни для Бога как ничто. Для всех суд един. Царь уверен, что Бог взыскивает строго. То есть, человеку, который решается следовать Божьему пути, необходимо полностью посвятить себя совершенно новой жизни, оставив позади все то, что раньше отдаляло его от Творца.
Параллельных стихов нет.
Стих 13
Давид описывает то, что происходит с людьми, которые не перестали грешить и после серьезного Божьего взыскания, решили оставит все как есть. Для них у Господа есть два орудия:
- меч, который Он обнажает (библия тоже сравнивается с обоюдоострым мечом, который будет судить все народы, поэтому Писание – не только путеводитель по жизни, но и инструмент для Судьи)
- лук, который Он напрягает для того, чтобы направить на человека, не желающего выбрать добро и Божью судьбу для своей жизни.
Параллельных стихов из Слова Божьего нет.
Стих 14
Стрелы, которые Бог выпускает из своего лука, палящие, то есть на их острие горит огонь. Для людей, не повинующихся Господу и выбирающих служить дьяволу, уже приготовлены сосуды смерти, которые многим людям представляются как большие котлованы с кипятком или еще чем-либо другим. Но это выражение лучше понимать, как место, в котором будут находиться все те, кто решил противиться Богу.
Параллельных стихов из Библии нет
Часть 7 – Грешник роет яму для другого человека, но сам попадает в нее
Стих 15
В стихе описано, как действует грешник: зачинает неправду (в голове созревает мысль о каком-либо плохом действии), потом в процессе такого зачатия пребывает в злобе, а после рождает ложь (поступок имеет свое физическое выражение). Процесс вынашивания греха сравнивается с накоплением злобы в сердце и похож на вынашивание младенца женщиной. Только промежуток между зачатием и родами у грешника наполнен злобой, поэтому на свет появляется ложь.
Параллельные стихи из писания:
- Иов 15:35 – Иов, человек, переживший великое испытание в своей жизни, говорит, что сначала зачинается, подобно ребенку, зло, а потом рождается ложь.
- Ис 59:7 – Пророк Исайя так описывает действия грешников: они бегут ко злу, спешат для того, чтобы пролить невинную кровь, при этом мысли их нечестивы, путь их выложен гибелью и опустошением.
Стих 16
Как часто в школе дети слышат пословицу о том, что не стоит рыть яму другому, потому что сам в нее попадешь. Она заимствована именно из этого стиха. Как и множество других пословиц и поговорок русского фольклора. Ранее они были Божьей мудростью, но уже стали достоянием народа, но не стоит забывать, кто сказал это однажды. Ведь Давид не говорил от себя, он много пророчествовал и говорит то, что слышал от Бога.
Параллельные стихи из писания:
- Пс 9:16 – В стихе описан целый народ, который выкопал яму, наверно для другого народа, и сам же в нее угодил. Еще сравнение этой ситуации происходит с сетью, которую они спрятали, но потом сами же в ней и запутались.
- Пс 56:7 – Давид поет о том, что враги приготовили для него сеть и вырыли яму, но сами упали в нее.
Стих 17
Давид делает вывод, почему происходит именно так, что злодей, роя яму другому, обязательно сам попадает в нее. Потому что злоба, которую человек копит в себе, всегда падает ему же на голову или темя. В жизни многие называют такие случаи «бумерангом» или «карой небесной», приговаривая «так тебе и надо». Но это не просто жизненный принцип, а Божье предопределение. Господь решил, что со злодеями будет происходить именно так.
Параллельных стихов из Писания нет.
Часть 8 – Давид проставляет Господа
Стих 18
Давит славить Бога по Его правде, по тому, что Бог справедлив и наказывает злого человека его же оружием. Это постановление вечное, так будет происходить всегда. Человек, который желает уловить другого, сам будут улавливаем, притом своей же созданной уловкой. За такую мудрость Давид и прославляет Бога, благодарит Его.
Параллельных стихов из Писания нет.
Псалом 7
Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина | Псалом Давида, который он воспел Господу о словах Хусия, сына Иемениина. |
1 Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя: | 1 Господи, Боже мой! На Тебя уповаю; спаси меня от всех гонящих меня и избавь меня, |
2 да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу. | 2 да не похитит враг, как лев, душу мою, когда нет ни избавляющего, ни спасающего. |
3 Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, | 3 Господи, Боже мой, если я соделал это, если есть неправда в руках моих, |
4 аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ. | 4 если я воздал воздающим мне злом, то пусть паду я без сил от врагов моих. |
5 Да поженет убо враг душу мою и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит. | 5 Пусть же враг погонит душу мою и настигнет, и втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет во прах. |
6 Воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси. | 6 Восстань, Господи, во гневе Твоём, возвысься на пределах врагов Твоих и пробудись, Господи, Боже мой, по велению, которое Ты заповедал; |
7 И сонм людей обыдет Тя, и о том на высоту обратися. | 7 и собрание народов окружит Тебя, и ради него на высоту возвратись! |
8 Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей, и по незлобе моей на мя. | 8 Господь будет судить народы; суди меня, Господи, по правде моей и по беззлобию моему во мне. |
9 Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно. | 9 Пусть окончится злоба грешных, и Ты направишь праведного, испытывающий сердца и внутренности, Боже, праведно. |
10 Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем. | 10 Помощь мне от Бога, спасающего правых сердцем. |
11 Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день. | 11 Бог – судия праведный, и крепкий, и долготерпеливый, и не на всякий день наводящий гнев. |
12 Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и | 12 Если вы не обратитесь, Он меч Свой начистит; лук Свой Он натянул и приготовил его, |
13 и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы Своя сгараемым содела. | 13 и с ним приготовил орудия смерти, стрелы Свои для сжигаемых соделал. |
14 Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие: | 14 Вот нечестивый в муках произвёл неправду, зачал бедствие и родил беззаконие; |
15 ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. | 15 вырыл ров и выкопал его, и упадёт в яму, которую устроил. |
16 Обратится болезнь eго на главу eго, и на верх eго неправда eго снидет. | 16 Возвратится бедствие его на главу его и на темя его сойдёт его неправда. |
17 Исповемся Господеви по правде Его и пою имени Господа Вышняго. | 17 Я прославлю Господа по правде Его и воспою имени Господа Всевышнего. |
Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу. Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ. Да поженет убо враг душу мою и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит. Воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси. И сонм людей обыдет Тя, и о том на высоту обратися. Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей, и по незлобе моей на мя. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже праведно. Помощь моя от Бога, Спасащаго правыя сердцем. Бог Судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день. Аще не обратитеся, оружие сего очистит, лук Свой напряже и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы Своя сгараемым содела. Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие: ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет. Исповемся Господеви по правде Его и пою имени Господа Вышняго.
Краткое толкование
Истолковать седьмой Псалом коротко можно так:
- Давид молиться Богу, потому что слишком взволнован делом Хуса из племени Вениамина
- Царь уповает на Бога и только от Него ждет для себя избавления
- Просит, чтобы враг не растерзал его подобно льву
- Давид просит Бога проверить его, есть в нем хоть какая-нибудь неправда
- Если есть, то говорит о своем согласии в том, чтобы его настигла Божья кара и Его суд, пусть враг догонит его и убьет
- Мужчина взывает к Господу о том, чтобы Он пробудился и воздал его врагам по их делам
- Давид просит подкрепить (поддержать) праведников, потому что то и дело испытывает на себе гонения
- Бог строго спрашивает с человека, судит его и обличает. И если после этого он не меняется, продолжает упорствовать, то посылает на него свои орудия – меч и лук. Лук имеет огненные наконечники
- Происходит описание того, как нечестивые роют яму, чтобы уловить туда невиновного, но сами же попадают в нее
- Давид заканчивает Псалом прославлением Бога.
Седьмой Псалом состоит из 18 стихов и 19 предложений. Находится на страницах 570 и 571 Библии синодального перевода.
Псалмы 7 и 8 с толкованием Афанасия Великого
Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина, 7
Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу. Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ. Да поженет убо враг душу мою и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит. Воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси. И сонм людей обыдет Тя, и о том на высоту обратися. Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей, и по незлобе моей на мя. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже праведно. Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем. Бог Судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день. Аще не обратитеся, оружие сего очистит, лук Свой напряже и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы Своя сгараемым содела. Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие: ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет. Исповемся Господеви по правде Его и пою имени Господа Вышняго.
В конец, о точилех, псалом Давиду, 8
Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника. Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его. Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския, преходящия стези морския. Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.
Толкование Афанасия Великого
Псалом 7
Пс.7:1. Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина.
Хусий, первый друг Давидов, послан был Давидом к Авессалому противодействовать Ахитофелу, подававшему советы против Давида. Он, оставив Давида и притворясь изменником, когда Авессалом требовал совета у него и у Ахитофела, и Ахитофел предложил преследовать Давида, сказал: нет; не должно без достаточных сил гнаться за тем, кто сведущ в военном деле, – и этим словом спас Давида. Давид, спасенный как бы не человеческою помощью, воспевает за это благодарственную песнь Богу, приписав все благодати Его, а не кому-либо из людей.
Пс.7:2. Господи Боже мой, на Тя уповах.
Поелику не ожидаю спасения от человека, то, хотя и прекрасны слова Хусиевы, Ты спаси меня, как от настоящих врагов, так наипаче от мысленного льва, уловляющего душу мою. Пс.7:5. Аще воздах воздающым ми зла.
Представляет свою незлопамятность, прося за это милости у Бога.
Да отпаду убо от враг моих тощ.
Как победивший праведник уходит от врагов с полными руками, так побежденный грешник уходит от них «тощ», ничего при себе не имея. Пс.7:6. Да поженет убо враг душу мою.
Слова эти имеют такой смысл: пусть впаду в руки диаволу, если я сделал что-либо из сказанного выше! И если сделал то или другое, то пусть не буду освобожден от греха прежде смерти. Пс.7:7. Вознесися в концах враг твоих,
то есть, между сильными из врагов моих; потому что концы означают укpепления.
И востани Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси.
Этими словами ясно благовествует о богоявлении Спасителя. Пс.7:8. И сонм людей обыдет Тя.
А этим ясно показывает веру в Него Церкви.
И о том на высоту обратися,
– о том, то есть, о сонме. А словом: «на высоту» – дает разуметь или честный крест, на который Христос вознес грехи наши, или восхождение на небо. Ибо «вниде.., да явится лицу Отчему о нас» (Евр.9:24).
Пс.7:9. Суди ми, Господи, по правде моей.
Снова просит спасти его от врагов, умоляя о милосердии тем, что ими сделано.
Пс.7:11. Спасающаго правыя сердцем.
Поелику знаешь Ты помышления сердца нашего, то и испрашиваю поэтому помощи.
Пс.7:12. Бог судитель праведен, и кpепок, и долготерпелив.
Этим изображает долготеpпение в Боге, Который, если не совсем прощает, то отлагает наказание наше. Пс.7:14. Стрелы Своя сгараемым содела.
Стрелами называет наказание, а под «сгараемыми» разумеет достойных огня. Пс.7:15. Се боле неправдою
– это враг жизни нашей. Зачат болезнь, и роди беззаконие,
то есть, замыслил, и мысль свою привел в исполнение.
Пс.7:16. Ров изры, и ископа и.
Уготовав смерть Спасителю Христу, сам предается смерти. Псалом 8
Пс.8:1. В конец, о точилех, псалом Давиду.
Сказано: в «конец», потому что заключающееся в псалме пророчество должно было прийти в исполнение при конце веков. Ибо псалом говорит о Христе и о Церквах по вочеловечении; так как и Единородный именуется виноградною лозою, и верные – рождием. Если же иудей усиливается утверждать, что псалом сказуется вообще о человеке; то и в сем случае да будет известно, что покорено все человеку, потому что имел вочеловечиться Сый во образе Божии. Древле в подзаконном служении было одно предточилие, то есть, жертвенник во храме; по призвании же язычников – точил много, и это суть Церкви, собирающие плоды преуспевающих в богочестии. Пс.8:2. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.
В изумление приводит Пророка ведение имени Божия, данное людям. Ибо уже не одним только живущим во Иудеи ведом Бог.
Пс.8:3. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу,
то есть, из уст по Богу младенчествующих злобою. Это, как ясно написано в Евангелиях, сказал Спаситель, когда фарисеи заграждали уста благословляющим Его детям.
Враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника.
Разумей или чувственного, или мысленного врага, или народ иудейский. Ибо иудеи гнали Христа как врага, и показывали вид, что делают это, ревнуя об Отце. Посему, чтобы лишить их всякого оправдания, Господь сказал: «ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидит» (Ин.15:23). «Врага и местника», то есть, или диавола, потому что он, понудив совершить грех наказывает согрешающих, представляя им пред очи тяжесть греха, – или народ иудейский, сего врага истины и местника, по мнимой его ревности о 3аконе.
Пс.8:4. Яко узрю небеса, дела перст Твоих.
Они негодуют на младенцев совершающих хвалу; а я – малое некое дело в Твоем создании – взираю на сие великое и прекрасное дело, то есть, на небеса. Пс.8:5. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его?» Пс.8:6. Умалил еси его малым чим от Ангел.
Поелику Павел ясно истолковал это о Спасителе нашем, то надлежит довольствоваться этим изъяснением. Пс.8:7. Вся покорил еси под нозе его.
Бог, сказав: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию», присовокупил: «и да обладает рыбами морскими», и прочим, подробно исчисленным (Быт.1:26), а за сим продолжает: «раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею» (Быт.1:28). Ибо разумной природе, как богоподобной, даровал господство над всем. И человек, прияв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих. Если вообще сказано:
поставил еси его над делы рукý Твоею,
а в другом месте говорит: «и дела рукý Твоею суть небеса» (Пс.101:26); то явствует, что поставил его и над небесами, и, не утаивая, уже называет пребывание на небесах отшедших отсюда с земли, когда по обетованию наследуют небесное царство. Говорит же и Павел: «наследницы убо Богу, снаследницы же Христу» (Рим.8:17) Так должно разуметь и следующее: «вся покорил еси под нозе его». Ныне покорил животных; но, поелику уготована человеку равноангельская жизнь на небе, то человек, и там поставленный «над делы рукý» Его, будет зрителем небес и всего, что на них. Блаженный же Павел истолковал, что и это исполнится на Спасителе в будущем веке. Посему говорит ему Отец: «седи о десную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Евр.1:13). Пс.8:8. Овцы и волы вся,
Этим дает разуметь уверовавших из израильтян. еще же и скоты́ польски́я,
– этим означает язычников.
Пс.8:9. птицы небесныя,
то есть, превозносящихся житейским и людей самых неразумных, но высокомудренных. Пс.8:10. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.
Приведенный, как сказано, в изумление боговедением, открывшимся у людей, повторяет прежние слова, и тем усугубляет чудо.
Толкование и текст 7 псалма Давида на русском языке
Комментариев нет
Текст псалма 7, согласно исследованиям, принадлежит перу будущего древнееврейского царя Давида. По всем признакам ясно, что во время его написания пророк Давид находился в крайне истощенном моральном состоянии, которое стало следствием преследования автора Саулом, его предшественником.
Название христианского псалма 7 звучит как «Псалом по делу Хуса из племени Вениамина». Историки по сей день спорят о том, что за личностью был указанный Хус, и предполагают, что этим именем был обозначен Саул, имевший в адрес Давида самые черные намерения (словом хус (или куш) в Израиле называли эфиопов». Понимая, что он совершенно беспомощен перед кознями могущественного царя, Давид, который на тот момент был всего лишь младшим сыном из незнатного рода, обращался к Богу текстом 7 псалма, в котором просил у своего Творца защиты и поддержки. Примечательно то, что в этой песни, как и во всех остальных, автор высказывает уверенность в справедливости Всемогущего Бога и предает свою жизнь в Его руки.
Читать и слушать 7 псалом необходимо в случаях нервного расстройства, появившегося вследствие козней злых людей.
Слушать на видео православную молитву псалом 7
Читать текст православной молитвы псалом 7 на русском языке
Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова
Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня; да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего и спасающего. Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, — то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах. Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, — сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту. Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже! Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем. Бог — судия праведный, крепкий и долготерпеливый, и Бог, всякий день строго взыскивающий, если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими. Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя. Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
Текст Псалтыри псалом 7, на церковно славянском языке
Господи Боже мой, на тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя; да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу. Господи Боже мой, аще сотворих сiе, аще eсть неправда в руку моeю, аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ; да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит. Воскресни, Господи, гневом твоим, вознесися в концах враг твоих, и востани, Господи Боже мой, повеленiем, имже заповедал eси, и сонм людiй обыдет тя; и о том на высоту обратися. Господь судит людем; суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно. Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем. Бог судитель праведн, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день. Аще не обратитеся, oружiе свое очистит, лук свой напряже, и уготова и, и в нем уготова сосуды смeртныя, стрелы своя сгараeмым содела. Се, боле неправдою, зачат болезнь и роди беззаконiе; ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь eго на главу eго, и на верх eго неправда eго снидет. Исповемся Господеви по правде eго и пою имени Господа вышняго.
У того кто на «вершине горы», на виду у всех — врагов и завистников, как правило, хватает с избытком. Причем, не просто инертных и пассивных, но очень активных в отношении причинения зла объекту для ненависти.
И казалось бы, ну зачем Богу о них рассказывать, ведь есть меч, есть соратники и друзья. Однако Давид «плакался в жилетку» Богу, и это – нормально: это означает, что Бог был для него – реальной личностью и единственным, Кому он мог доверить всё самое сокровенное из того, что имел в самом себе. Человекам — не мог, а Богу своему доверял в абсолюте. Настолько ли реален Бог для нас?
7:4,5 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, 5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом,
Часто мы и сами не знаем наверняка, согрешили ли мы с точки зрения Бога или нет. Потому Давид и говорит Богу: «
ЕСЛИ я (с Твоей точки зрения) делал что-то преступное – то ТОГДА пусть враг меня уничтожит, и это будет справедливо. Давид не старался уходить от ответственности за свои поступки. Интересно заметить, ЧТО для Давида было злом: неправда в руках ЕГО, а не кого-то, собственные неправедные дела волновали царя; причинить зло «со спины» — тому, кто не ожидает – Давид тоже не хотел. Давид не знает за собой коварства, напротив, даже врагам своим — он спасал жизни и, подобно Иову, он говорит о том, что иногда случалось в сложных отношениях между ним и теми, кто оказывался на его жизненном пути и кто без причины становился ему врагом (т.е. не по вине Давида)
7:6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
Эти слова — не попытка оправдаться или показать себя сверх благородным: что было — то было, просто Давид констатирует факты своей невиновности пред теми, кто без причины становился ему врагом
7:7,8 Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, — 8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
Давид старается жить по Божьим представлениям о жизни, потому не боится суда Божьего, который непременно придёт на всё человечество и на него, в том числе. Более того, он ЖЕЛАЕТ быть судимым Богом. Надо сказать, что Давид был уверен в защите Бога и в том, что нет в нём корня зла и порочности, за который бы он пред Богом был достоин осуждения и наказания. Для такой уверенности — нужны основания и у Давида они были: Давид считал себя непорочным, Бог любил Давида и сам он ЭТО знал, хотя другие могли и сомневаться в этом, глядя, сколько проблем выпадало ему и как иногда поступал Давид. Да, Давид попадал во многие неприятности из-за собственных ошибок. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает. А Давид старался делать много для Бога и народа Его.
7:9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
Очень важная деталь – «по
МОЕЙ», а не по чьей-то непорочности просил Давид судить себя самого. У каждого — своё представление о непорочности, своя непорочность и свои силы для её поддержания. И Бог, зная индивидуальные особенности каждого, будет судить каждого строго индивидуально и наказание за один и тот же проступок может быть разным.
Например, школьника провоцируют на скандал или драку. Одного, например, быстро выведут из себя и он из 10 провокаций – 3 раза подерётся. Другого не смогут вывести ни разу. Будет ли первый порочнее другого в глазах Бога? Необязательно. Ибо Бог судит смотря по тому, КТО и ЧТО ИМЕЕТ на момент обозревания непорочности. Если, к примеру, первый – эмоционален, был несдержан, драчлив и взрывался как вулкан до того, как ему стать христианином, то НЕ подраться ПЕРВОМУ всего 3 раза из 10 — может быть в глазах Бога более ценным, чем НЕ подраться НИ РАЗУ — второму, который никогда не был драчлив, всегда был спокоен и невозмутим по жизни, как крокодил.
Почему может быть такая разница в оценке непорочности — Богом? Потому, что НЕ подраться невозмутимому и спокойному школьнику не представляет никакой трудности и не требует усилий, для него не подраться, а, к примеру, уйти, не обратить внимание на провокации — это природно. А вот НЕ подраться школьнику, взрывному, как вулкан – требует колоссальных усилий его воли для того, чтобы порадовать Бога, не подравшись.
Потому и оценится больше первый: первый ради прославления Бога своим поведением подвизается личными усилиями против греха. Второй – не ради славы Божьей, а по природе не дерётся. И так — во всём: кто-то от природы не может или не хочет пить спиртное, а кто-то борется ежедневно с тем, чтобы не пить (не курить, не ругаться и т.д). У всех УРОВЕНЬ НЕПОРОЧНОСТИ слишком разный, чтобы одного — в сравнении с другим измерять.
Радует обстоятельство, что Бог будет нас всех измерять по меркам НАШЕЙ личной степени непорочности.
7:10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
Семь раз упавший праведник и вставший — не менее ценен пред Богом, чем три раза упавший и вставший, ведь упавших объединяет одно – они не желают оставаться в грязи своего падения, они поднимаются, приобретая опыт праведников.
7:11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
Блажен тот, для кого Бог — защитник и друг, а не карающий меч. Но для этого надо быть правым сердцем. Суд у Бога по правде — не так как у людей, ибо люди всегда найдут себе оправдание в очах своих.
7:12 Бог — судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
Давид знал, что Бог в состоянии проверить сердца, поэтому и доверял Ему себя всецело несмотря на то, что Бог — строго взыскивающий каждый день. Как говорил Иов — тот, кто искренне и нелицемерно любит Бога – тот не боится ответить пред Ним за свои дела, ибо старается их делать в согласии с Его волей.
7:13,14 если [кто] не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, 14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
Давид знал о том, что Бог прощает многое,
если перестают делать зло (обращаются к Нему. Но если нет, если упавшему больше по нраву оставаться в состоянии падения и ничего не предпринимать для того, чтобы подняться – таких ожидает смертная «казнь» как преступивших Божьи заповеди.
7:15 Вот, [нечестивый] зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
Интересен механизм рождения лжи: зачинают неправедность, носят во чреве злобу и рождается ложь . Три сестрички не живут отдельно: где неправедность – там злоба и ложь приживаются. Если человек лжив — значит, он и зол. Если зол – значит и лгать любит. Неправедный — в итоге.
7:16 -18 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя. 18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
Не рой яму другому — гласит народная мудрость и этот текст Давида перекликается с ней: что посеет человек, то и пожнёт. Давид славит Бога за то, что Он знает всех лжецов, всех злых и неправедных. Даже если такие люди будут думать, что кому-то сумеют причинить зло (выроют ямку) – в итоге сами в своей злой ямке и окажутся: участь их будет плачевна,
ибо как бы не преуспевал злодей на своём пути в веке этом, конец ему от Бога уже уготован.