Русская Православная Церковь
Версия для печати
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.
Календарные заметки:
С этого дня до отдания Пасхи на всех службах, которые начинаются с возгласа священника, а также перед началом шестопсалмия трижды поется или читается «Христос воскресе…». Во все воскресные дни до отдания Пасхи «Честнейшую» не поем.
Порядок чтений, согласно календарю:
На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго». «Ангельский собор» не поется. По Евангелии – «Воскресение Христово видевше» трижды (так во все воскресные дни до отдания Пасхи). Канон праздника (Недели Фоминой, а не пасхальный). Катавасия «Воскресения день…».
26. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Поминовение усопших воинов[156].
Сщмч. Василия, еп. Амасийского. Свт. Стефана, еп. Великопермского. Прп. Иоанникия Девиченского (службу зри 2 декабря). Празднество[157] Пресвятей Владычице нашей Богородице ради Афонския чудотворныя иконы Ея, именуемыя «Сладкое целование»[158].
Вся служба праздника (по Триоди).
Примечание.
«Ведати подобает, яко в сей святой второй Недели Антипасхи: не поются воскресная, но вся праздника» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»).
Примечание.
Службы святых, случившиеся в воскресенья периода Пятидесятницы, переносятся на повечерие (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи», 4-е «зри»); это указание Типикона, впрочем, не относится к службам бденных и полиелейных святых.
В субботу вечером перед 9-м часом (и малой вечерней) затворяются царские врата[159]. 9-й час читается обычный трехпсалмный. На нем тропарь воскресный 8-го гласа: «С высоты снизшел еси…», и кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».
На великой вечерне
по возгласе: «Слава Святей, и Единосущней…» поется «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и предначинательный 103-й псалом. («Приидите, поклонимся» обычно опускается.)
«Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й – 10 (первые четыре стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным, пришел еси, Христе…».
Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися…» (со стихами).
На литии стихиры Триоди, глас 4-й и глас 8-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Дверем заключенным, учеником собранным…».
На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Человеколюбче, велие и безприкладное…». (Стихиры Пасхи не поются.)
По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…» (трижды).
По возгласе: «Благословение Господне на вас…», певцы: «Аминь».
Примечание.
Здесь, по Уставу, полагается чтение: «Чтутся же Деяния от начала или беседы Златоустаго от начала» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»). «Ведомо же буди, яко от Недели Святыя Пасхи, даже до Недели всех святых, по благословении хлебов, чтутся Деяния святых апостол. В прочия же Недели всего лета чтутся седмь Соборная Послания апостольская, и четыренадесять Посланий святаго апостола Павла, и Откровение святаго апостола Иоанна Богослова» (Типикон, гл. 2, 1-е «зри»). Порядок чтения Типикон при этом не оговаривает.
Чтение совершается следующим образом. Чтец: «Деяния святых апостол благослови, отче, прочести». Священник: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь», и начинается чтение. По окончании чтения чтец: «Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков». Другой чтец (по Типикону – предстоятель): «Аминь».
«Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и начинается шестопсалмие: «Слава в вышних Богу…».
На утрене
на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны праздника (Триоди).
Полиелей. Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго», и избранный псалом. (Воскресные тропари «Ангельский собор…» не поются.) Седален Триоди по полиелее, глас 1-й: «Видя Моя ребра и язвы гвоздей…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенны – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе»; стих: «Яко укрепи вереи врат твоих». Евангелие воскресное 1-е – Мф., зач. 116. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…»; «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». «Помилуй мя, Боже…»[160], и стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…» (единожды).
Канон праздника Триоди (Антипасхи), глас 1-й: «Поим, вси людие…», со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – ипакои Антипасхи, глас 6-й: «Яко посреде учеников…» (единожды).
По 6-й песни – кондак праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й: «Любопытною десницею…», и икос, глас тот же: «Кто сохрани ученичу длань…».
На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)
Примечание.
Во все Недели (т. е. воскресенья) до отдания Пасхи на воскресной утрене «Честнейшую» не поется. Каждение храма на 9-й песни канона совершается.
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш» (на глас 1-й). Светилен Триоди: «Моих удов…» (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен Триоди: «Днесь весна благоухает…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «По днех осмих востания Твоего…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…» (единожды). Ектении, и отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго славнаго апостола Фомы и всех святых…» (святые храма и дня не поминаются).
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 1-я, глас 1-й: «На гору учеником…» (см. в Триоди).
Примечание.
«Начинаются же от днесь литии, сиречь исхождения в притвор. Такожде и Оглашения преподобнаго отца нашего Феодора Студита, в нихже поем: «Слава, и ныне», стихиру евангельскую…» (Триодь Цветная, в Неделю Фомину, на утрене, указание перед евангельской стихирой). «Внемли, яко литии в притворе прежде 1-го часа бывают и Оглашения Студитова. Потом час 1-й, и прочее обычно, и совершенный отпуст» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи», 3-е «зри»). Иными словами: 1) временно прерванные исхождения в притвор по воскресным дням для чтения Оглашений Студитовых и 1-го часа (в последний раз такое исхождение было в Неделю ваий), а по седмичным – для пения литии по усопшим (прекратилось с Великого Четверга) возобновляются с нынешнего дня, т. е. с Недели Антипасхи; 2) когда бывает чтение Оглашений (т. е. по воскресным дням), в притворе сначала произносятся Оглашения Студитовы и поется тропарь прп. Феодора Студита, а потом читается 1-й час; в седмичные же, непраздничные дни сначала читается 1-й час, и притом в храме, а затем уже бывает исхождение в притвор и в нем пение литии о усопших (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 676).
Часы – обычные, трехпсалмные. (Об особенностях часов см. 25 апреля, Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи, п. 5.) На часах – тропарь и кондак праздника Триоди (Антипасхи).
Литургия
свт. Иоанна Златоуста.
Примечание.
«Литургия бывает порану, труда ради бденнаго» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»).
По возгласe «Благословено Царство…» – «Христос воскресе…» (трижды). На пение тропаря, по традиции, отверзаются царские врата.
Примечание.
«Ведомо буди, яко от Недели Новыя и до отдания праздника Пасхи, начало Литургии сице бывает: по еже рещи диакону: Благослови, владыко. И иерей: Благословенно Царство… и поет иерей: Христос воскресе… трижды, весь тропарь, кроме стихов: Да воскреснет Бог… Таже ектения, и прочее Литургии» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»).
Великая ектения.
Антифоны изобразительны.
Блаженны праздника Триоди, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и 6-я – 4.
На входе: «Приидите, поклонимся… воскресый из мертвых, поющия Ти…».
Примечание.
В период от Фоминой Недели до отдания Пасхи на входе Литургии поется: «Приидите, поклонимся… воскресый из мертвых, поющия Ти…».
По входе – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу…». «Слава, и ныне» – кондак праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й: «Любопытною десницею…».
Поется Трисвятое.
Прокимен, глас 3-й: «Велий Господь наш и велия крепость Его, и разума Его несть числа»; стих: «Хвалите Господа, яко благ псалом, Богови нашему да усладится хваление».
Апостол – Деян., 14 зач.
Аллилуиарий, глас 8-й: «Приидите, возрадуемся Господеви…», стих: «Яко Бог велий Господь…».
Евангелие – Ин., 65 зач. (XX, 19–31).
Задостойник Пасхи: «Ангел вопияше…» – «Светися, светися…».
Причастен: «Похвали, Иерусалиме…».
По возгласе иерея «Со страхом Божиим…» – певцы: «Благословен Грядый…». Иерей: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Певцы вместо «Видехом…» поют: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды). По возгласе иерея «Всегда, ныне и присно…» певцы поют: «Да исполнятся уста наша…». По возгласе «Слава Тебе, Христе Боже…» поется: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Отпуст, как и на утрене.
После Литургии совершается благодарственный молебен.
Примечание.
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы – 9 мая (26 апреля по ст. ст.) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день по окончании Литургии совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне (см. в приложении «Богослужебных указаний»).
Примечание.
«На трапезе бывает утешение братии велие» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи»).
Попразднство Недели Антипасхи продолжается до субботы.
В Неделю Антипасхи вечера совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.
Примечание.
В период от Фоминой Недели до отдания Пасхи отпуст на всех службах начинается словами: «Воскресый из мертвых…».
156 Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы – 9 мая (26 апреля по ст. ст.) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. 157 См.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 317–331. 158 Или «Сладкое лобзание», по-гречески – «Гликофилуса». 159 В некоторых храмах при затворении царских врат принято петь тропарь Антипасхи, глас 7-й: «Запечатану гробу…». 160 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 674.
← предыдущий день следующий день →
Пасха
Пасха — самый важный праздник христианства. В 2021 году она выпала на воскресенье, 2 мая.
Источник фото: Pixabay
В этот праздник нельзя заниматься тяжелым физическим трудом. Священнослужители советуют также отложить и бытовые дела.
В Пасху не рекомендуется ссориться, обижать и обижаться. Задача каждого православного — делиться радостью праздника, отмечает духовенство. Поэтому в этот день не стоит пренебрегать делами милосердия.
На Пасху традиционно красят яйца в различные цвета. Как рассказал православный священник Сергей Сеньчуков, каждый из них несет свой смысл. Красный цвет является основным для пасхального богослужения. Он имеет торжественное значение, но в то же время напоминает о смерти Спасителя на кресте и его воскресении. Зеленый цвет посвящен преподобным, голубой — Богородице.
Источник фото: Pixabay
Радоница
В 2022 году Радоница отмечается 11 мая. Радоница — это первый день особого поминовения усопших после Пасхи. В этот день принято поминать родных людей на кладбище и молитвой в храме. Можно заказать отслужить на кладбище литию.
Согласно богословскому толкованию, таким образом верующие поздравляют умерших с праздником Воскресения Христа. Отсюда пошло еще одно название дня: Родительская Пасха.
Источник фото: Pixabay
Главные православные церковные праздники в мае 2022 года
Церковные праздники в мае 2022 года будут праздновать многие верующие России. Главные православные торжества этого месяца — Пасха и Радоница. Великий пост заканчивается как раз 1 мая.
Светлая Пасха
У христиан Великое Воскресенье в 2022 году приходится на 2 мая. Православные готовятся к торжеству за 7 недель — начинают поститься. Саму Пасху традиционно встречают в церкви. Службы в храмах начинаются раньше полуночи, а в 00:00 идет заутреня.
Интересно!
Проще всего вычислить дату празднования — посмотреть Александрийскую пасхалию, старинный календарь. Однако можно и самостоятельно высчитать день Светлого Воскрешения, если знать, что праздник приходит после весеннего равноденствия 20 марта и после первой полной луны. И, естественно, празднование Пасхи выпадает только на воскресный день.
Цветные яйца — это атрибутика праздничной трапезы, символика воскрешения, новой жизни. Кроме того, женщины пекут на праздник пасху — сладость из творога с изюмом, курагой или цукатами. Пасху выставляют на стол в виде пирамиды, обязательно декорируют надписью «ХВ», что означает «Христос Воскрес». Это память о Гробе Господнем, из которого взошло свечение Христова Воскресения.
Еще одно лакомство на торжественном столе — кулич, символизирующий близость с Христом. Всю пасхальную трапезу необходимо осветить в церкви перед Светлым Воскресением во время службы.
Радоница
В 2022 году в храмах России отмечают 9 родительских поминальных дат. На 9 день после Великого Воскресения наступает Радоница. 4 день поминок — 11 мая (Фомина седмица). В эту дату рекомендуется звать священнослужителя на могилу к родным, чтобы он служил литию. Планируют действо заблаговременно, особенно в церквях, где большое количество прихожан. Необходимо также в эти божественные даты читать молитву о всех верующих.
На заметку!
Главное — самим помянуть родственников и сходить к ним на кладбище. Важно помнить, что «помянуть» означает молиться, а не пить спиртное.
Молитвенный стих об умерших на Радоницу читают за день в вечернее время. На всенощных вечерних службах идет Парастас (с греческого — «ходатайство») или Великая панихида. Это следствие молитвы по всем умершим, верующим в Бога. На ней нужно присутствовать лично и помолиться о родственниках, ушедших в мир иной.
На панихиде разрешается писать поминальные записки и оставлять их в храме, чтобы за умерших родственников помолился священнослужитель с утра, за литургией. На Радоницу в России принято давать подаяние и совершать любое добро.
Дни поминовения усопших
Это поминовение усопших весной, которое происходит на 9 день после Великого Воскресения. В народе эту дату еще именуют усыпальной Пасхой. Принято поминать усопших на могиле, приносить освещенные в храме яйца и куличи, вкушать их за столом, вспоминая умерших близких. Нужно постараться испытывать радость за отсутствующих рядом, порадоваться жизни, которая одержала победу над смертью.
Всего христианская вера насчитывает 8 поминальных суббот. В эти дни проходят службы, поминают умерших. Календарь церковных праздников на май 2022 года переходящий. Это означает, что каждый год день поминовения проходит в разные даты, помимо, пожалуй, 9 мая. А в общем, литии и панихиды об ушедших в мир иной проводят еженедельно, бывает, что и ежедневно.
Поминать начинают со дня кончины. Первый раз поминают на третий день — дата погребения, предания земле. С кладбища все отправляются к усопшему домой. Когда в квартире мало места, поминки организуют в общепите. На обеде принято читать молитвенный стих за умершего и есть освященную кутью. Молятся за умершего несколько раз, пока идут поминки.
Поминальные даты после погребения 9 и 40 сутки. Особенно важен в христианской вере 40 день, когда душа находится на божественном суде. Помимо этого, каждый год усопшего поминают в дату, когда он родился, и на годовщину ухода из жизни.
В христианстве важнейшим аспектом является молитва об умерших. Жизнь на земле — это только переход между вечностью, душа должна быть подготовлена к встрече с Господом. Поскольку неизвестно, куда отправилась душа усопшего, молитвы о прощении греховных деяний на земле и даровании являются важными.
На заметку!
Церковь не разрешает употреблять алкоголь, молясь за души мертвых, объясняя это тем, что он нанесет вред душе усопшего. Поэтому в даты, когда поминают родных, правильно отправиться в храм и на могилу, после чего помянуть за трапезой, помолиться о душе умершего.
В родительскую субботу следует отправиться в церковь, молиться там о душе усопшего. После литургии посетить могилу родственника, навести порядок и оставить цветы, зажечь свечку и еще раз прочитать молитву.
После этого все родственники могут отобедать с молитвой, без спиртного. Поминки проводятся и индивидуально, как, к примеру, годовщины рождения или смерти. Читать молитву об умерших рекомендуется ежедневно, это поможет душам родственников в ином мире.
Утренние молитвы
Помяни́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, ми́лости и щедро́ты Твоя́ от ве́ка су́щия, и́хже ра́ди и вочелове́чился еси́, и распя́тие и смерть, спасе́ния ра́ди пра́во в Тя ве́рующих, претерпе́ти изво́лил еси́; и воскре́с из ме́ртвых, возне́слся еси́ на небеса́ и седи́ши одесну́ю Бо́га Отца́, и призира́еши на смире́нныя мольбы́ всем се́рдцем призыва́ющих Тя: приклони́ у́хо Твое́, и услы́ши смире́нное моле́ние мене́, непотре́бнаго раба́ Твоего́, в воню́ благоуха́ния духо́внаго, Тебе́ за вся лю́ди Твоя́ принося́щаго. И в пе́рвых помяни́ Це́рковь Твою́ Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую, ю́же снабде́л еси́ честно́ю Твое́ю Кро́вию, и утверди́, и укрепи́, и разшири́, умно́жи, умири́, и непребори́му а́довыми враты́ во ве́ки сохрани́; раздира́ния Церкве́й утиши́, шата́ния язы́ческая угаси́, и ересе́й воста́ния ско́ро разори́ и искорени́, и в ничто́же си́лою Свята́го Твоего́ Ду́ха обрати́. (Поклон)
Спаси́, Го́споди, и поми́луй богохрани́мую страну́ на́шу, вла́сти и во́инство ея́, огради́ ми́ром держа́ву их, и покори́ под но́зе правосла́вных вся́каго врага́ и супоста́та, и глаго́ли ми́рная и блага́я в сердца́х их о Це́ркви Твое́й Святе́й, и о всех лю́дех Твои́х: да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во правове́рии, и во вся́ком благоче́стии и чистоте́. (Поклон)
Спаси́, Го́споди, и поми́луй Вели́каго Господи́на и Отца́ на́шего Святе́йшего Патриа́рха Кири́лла, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя, иере́и же и диа́коны, и весь при́чет церко́вный, я́же поста́вил еси́ пасти́ слове́сное Твое́ ста́до, и моли́твами их поми́луй и спаси́ мя гре́шнаго. (Поклон)
Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (имя его), и святы́ми его́ моли́твами прости́ моя́ согреше́ния. (Поклон)
Спаси́, Го́споди, и поми́луй роди́тели моя́ (имена их), бра́тию и се́стры, и сро́дники моя́ по пло́ти, и вся бли́жния ро́да моего́, и дру́ги, и да́руй им ми́рная Твоя́ и преми́рная блага́я. (Поклон)
Спаси́, Го́споди, и поми́луй по мно́жеству щедро́т Твои́х вся священнои́ноки, и́ноки же и и́нокини, и вся в де́встве же и благогове́нии и по́стничестве живу́щия в монастыре́х, в пусты́нях, в пеще́рах, гора́х, столпе́х, затво́рех, разсе́линах ка́менных, острове́х же морски́х, и на вся́ком ме́сте влады́чествия Твоего́ правове́рно живу́щия, и благоче́стно служа́щия Ти, и моля́щияся Тебе́: облегчи́ им тяготу́, и уте́ши их скорбь, и к по́двигу о Тебе́ си́лу и кре́пость им пода́ждь, и моли́твами их да́руй ми оставле́ние грехо́в. (Поклон)
Спаси́, Го́споди, и поми́луй ста́рцы и ю́ныя, ни́щия и сироты́ и вдови́цы, и су́щия в боле́зни и в печа́лех, беда́х же и ско́рбех, обстоя́ниих и плене́ниих, темни́цах же и заточе́ниих, изря́днее же в гоне́ниих, Тебе́ ра́ди и ве́ры правосла́вныя, от язы́к безбо́жных, от отсту́пник и от еретико́в, су́щия рабы́ Твоя́, и помяни́ я, посети́, укрепи́, уте́ши, и вско́ре си́лою Твое́ю осла́бу, свобо́ду и изба́ву им пода́ждь. (Поклон)
Спаси́, Го́споди, и поми́луй благотворя́щия нам, ми́лующия и пита́ющия нас, да́вшия нам ми́лостыни, и запове́давшия нам недосто́йным моли́тися о них, и упокоева́ющия нас, и сотвори́ ми́лость Твою́ с ни́ми, да́руя им вся, я́же ко спасе́нию проше́ния, и ве́чных благ восприя́тие. (Поклон)
Спаси́, Го́споди, и поми́луй по́сланныя в слу́жбу, путеше́ствующия, отцы́ и бра́тию на́шу, и вся правосла́вныя христиа́ны. (Поклон)
Спаси́, Го́споди, и поми́луй и́хже аз безу́мием мои́м соблазни́х, и от пути́ спаси́тельнаго отврати́х, к де́лом злым и неподо́бным приведо́х; Боже́ственным Твои́м Про́мыслом к пути́ спасе́ния па́ки возврати́. (Поклон)
Спаси́, Го́споди, и поми́луй ненави́дящия и оби́дящия мя, и творя́щия ми напа́сти, и не оста́ви их поги́бнути мене́ ра́ди, гре́шнаго. (Поклон)
Отступи́вшия от правосла́вныя ве́ры и поги́бельными ересьми́ ослепле́нныя, све́том Твоего́ позна́ния просвети́ и Святе́й Твое́й Апо́стольстей Собо́рней Це́ркви причти́. (Поклон)