Христос Святого Иоанна Креста | |
Художник | Сальвадор Дали |
Год | 1951 |
Середина | Масло на холсте |
Размеры | 205 см × 116 см (80,7 × 45,67 дюйма) |
Место расположения | Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго |
Христос Святого Иоанна Креста
это картина Сальвадор Дали изготовлен в 1951 г. и находится в коллекции Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго. Он изображает Иисус Христос на кресте в темном небе, плывущий над водоемом с лодкой и рыбаками. Хотя это изображение распятие, он лишен гвоздей, крови и тернового венца, потому что, согласно Дали, он был убежден во сне, что эти черты испортят его изображение Христа. Также во сне ему открылась важность изображения Христа в крайнем ракурсе, очевидном на картине.
Заголовок
Эскиз распятия св. Иоанн Креста, c. 1550 год, вдохновивший Дали
Картина известна как Христос Святого Иоанна Креста
, потому что его дизайн основан на рисунке испанского монаха 16 века Иоанн Креста.[
нужна цитата
] В основе композиции Христа также лежат треугольник и круг (треугольник образован руками Христа; круг образован головой Христа). Треугольник, поскольку у него три стороны, можно рассматривать как ссылку на Троица, а круг может быть намеком на Платоническая мысль. Круг символизирует Единство: все сущее существует в «тройке», но в четверке — они веселые.[1]
МРАК И СВЕТ
рецензия Александра Меня
«Христос св. Иоанна на кресте» — одна из самых известных картин Сальвадора Дали. В 1951 году художник перешел на позиции католического сюрреализма, и устрашающие образы, рожденные сумраком подсознания, сменились в его творчестве новой интерпретацией христианских символов. Как и многое другое в искусстве Дали, это полотно связано с испанской духовной традицией.
Святой Иоанн картины Дали — это Хуан де ла Крус (1542 — 1591), знаменитый поэт-мистик, живший в эпоху Католической Реформы. Он родился в обнищавшей дворянской семье и в молодые годы вступил в Кармелитский монашеский орден, который привлек его своим суровым уставом.
Уже будучи монахом, Хуан учился в Саламанкском университете. Огромное влияние на его внутреннюю жизнь оказала дружба с Терезой Авильской, аббатиссой женской ветви Кармеля, писательницей, поборницей преобразования церковной жизни. Она вела трудную борьбу с клерикальными консерваторами, и Хуан, вовлеченный в эту борьбу, оказался в тюрьме. С помощью Терезы он бежал из нее в 1578 году. Но в заключении Хуан написал «Духовные песни», вошедшие в золотой фонд испанской поэзии. В них, используя образы из библейской Песни Песней, Хуан де ла Крус показал тернистый путь человека к постижению Вечности.
Мистицизм Хуана проникнут жаждой единения с божественной Тайной Бытия. Внутренний опыт говорил ему, что душу, восходящую по ступеням созерцания, ждут тяжкие испытания, «темная ночь», которую не каждый может преодолеть. Абсолютное и земное разделено бездной. Переживание «темной ночи» подобно смерти. Выдержать ее помогает убежденность, что Абсолют сам идет навстречу людям. Крестные муки Иисуса Хуан осознает как страдание Неба, сходящего на землю. На крутых ступенях духовного пути в человеке выжигается все земное, тогда как Крест Христов — это уничижение Божественного.
Современников, естественно, мистицизм Хуана пугал. Его считали еретиком и одержимым, потому что Хуан утверждал, что истинный путь к Христу — это крестный путь. «О, души, мечтающие о спокойных и утешительных духовных путях, если бы вы знали, как нужно вам страдать, чтобы достигнуть этого утешения и спокойствия; если бы вы знали, как это невозможно без страдания и как без него вы не искали бы никаких утешений ни в Боге, ни в твари, но предпочли бы им крест».
С суровым учением Хуана де ла Круса связан смысл картины Дали.
Мы видим на ней спокойное озеро с рыбачьей лодкой на берегу. Это и намек на евангельскую проповедь у Галилейского моря, и одновременно — символ просветленной жизни. Лучи восходящего рассвета озаряют мирную картину, но над ней — зарево и черные бездны космоса. Это те бездны, молчание которых страшило Паскаля. Это тот Христос, о котором писали философы и поэты. Темная бездна лишь слегка прикрыта золотистым «дневным покровом». «Вот почему нам ночь страшна» (Тютчев). Неведомое, непостижимое окружает мирное озеро жизни, островок в бескрайнем океане тьмы.
Однако, следуя концепции Хуана, Дали прозревает в черной бездне образ Христа, страдающего ради единения с миром, ради приобщения его к свету. Гигантское распятие простерлось над озером, оберегая его хрупкую земную нежность, напоминая, что жизнь хранима Крестом.
Дали знал трагичность жизни. Понимал, что Хаос скрыт не только в бездне, но и в человеке Безжалостно вскрывал он мир подсознания, показывая Хаос, который шевелится в его сумрачных закоулках. В картине «Христос св. Иоанна» он противопоставляет ему гармонию духа, гармонию, которая достигается через борьбу и страдание, через крест — крест человека и крест Бога, соединяющий их.
Вдохновение
В конце своих исследований для картины Дали объяснил свое вдохновение: «Во-первых, в 1950 году мне приснился« космический сон », в котором я увидел это изображение в цвете и который во сне представлял собой« ядро мира ». атом.’ Позже это ядро приобрело метафизический смысл: я считал его «самим единством вселенной», Христом! »[2]
Для создания фигуры Христа у Дали был голливудский каскадер. Рассел Сондерс подвешен на подвесном мосту, чтобы он мог видеть, как тело будет выглядеть под нужным углом [3] а также предусмотреть действие силы тяжести на человеческое тело. Изображенный водоем — залив Порт Льигат, Резиденция Дали во время написания картины.[4]
Описание
Картина показывает Иисус распятый, взятый в перспективе и вид сверху, чья голова, смотрящая вниз, является центральной точкой произведения. Нижняя часть картины представляет собой умиротворяющий пейзаж, образованный бухтой Порт Льигат. Внизу справа два рыбака трудятся в небольшом порту. Оба на самом деле являются известными художниками, которых изображал Дали. Облака мистических и таинственных тонов переходят между Христом и заливом, озаренные сиянием, исходящим от креста и Христа. Работа символизирует Христа Искупителя. Сильный светотень служит для выделения фигуры Иисуса и создания драматического эффекта.
Христос представлен простым и человечным образом. У него короткие волосы, которые сильно отличаются от классических изображений Иисуса с длинными волосами, и он занимает расслабленное положение. Знак в верхней части креста, на котором якобы были помещены инициалы INRI, представляет собой небольшой сложенный лист бумаги.
Дали использовал профессионального художника по трапеции в качестве модели, чтобы нарисовать Христа. Следует отметить, что Христос не ранен и не пригвожден к кресту; нет язв и ран, а тем более крови. Вроде плывет рядом с крестом.
Возможно, это самая гуманная и скромная работа, которая была написана на Распятии Христа, хотя мы также можем утверждать, что точка зрения наблюдателя, который видит Христа сверху, то есть откуда Бог-Отец мог видеть Его, помещает артист в этой роли.
Какая бы ни была интерпретация, в том или ином смысле, оригинальность и зрелищность результата неоспорима.
История
Картина и права интеллектуальной собственности были приобретены для Корпорация Глазго в 1952 г. Том Ханиман, затем директор музеев Глазго. Ханиман купил картину за 8 200 фунтов стерлингов, цену, которая в то время считалась высокой, хотя она была меньше, чем каталожная цена в 12 000 фунтов стерлингов, и включала в себя авторские права, которые во много раз вернули музеям Глазго первоначальную стоимость.[5]
Покупка была противоречивой и петиция против него, утверждая, что деньги должны быть потрачены на выставочной площади для местных художников, была представлена в горсовет студентов в Школа искусств Глазго.[6] Споры привели к тому, что Ханиман и Дали стали друзьями, переписываясь друг с другом в течение многих лет после первоначального приобретения.[3]
Картина впервые была выставлена в городской Художественная галерея и музей Келвингроув 23 июня 1952 года. В 1961 году посетитель набросился на картину с камнем и разорвал холст руками.[7] Это было успешно восстановлен в течение нескольких месяцев консерваторами в Келвингроув и вернулась на всеобщее обозрение.[8] В 1993 году картину перевезли в городской центр. Музей религиозной жизни и искусства Святого Мунго, но вернулся в Келвингроув для повторного открытия в июле 2006 года. Он выиграл опрос, чтобы решить ШотландияЛюбимая картина 2006 года, набравшая 29% голосов.[9]
Христос святого Иоанна Креста
«Христос святого Иоанна Креста» – самая известная религиозная картина Сальвадора Дали, а, возможно, и самая знаменитая икона XX столетия. На ней изображён Иисус на кресте в тёмном небе, висящий над водоёмом и лодкой с рыбаками. Хотя это и образ распятия, на нём нет крови и тернового венца. По словам Дали, во сне к нему пришло убеждение, что эти атрибуты испортят его композицию. «Возможно, из-за испанской поговорки «мало Христа, слишком много крови»», – признался он. Вдохновение, как утверждал художник, также явилось ему в видении: «в 1950 году я увидел «космический сон», в котором мне предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома». Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной — Христа!».
Композиция основана на рисунке монаха-кармелита XVI века, святого Иоанна Креста. Примерно в 1574 – 1577 году во время молитвы он увидел распятого Иисуса сверху, «как бы с точки зрения Бога». Созданный им рисунок хранился в монастыре Воплощения в Авиле, где Дали увидел его по наставлению другого кармелита, отца Бруно. «Я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко изложены все мои предыдущие опыты, и вписал мой рисунок Христа в этот треугольник», – пояснил художник.
Для фигуры Христа позировал голливудский каскадёр и гимнаст Рассел Сондерс. Дали подвесил его к специальной раме в своей студии, чтобы увидеть, как выглядит тело под нужным углом и как на него воздействует сила тяжести. Впоследствии спортсмен рассказывал, что художник был очень скрупулёзным и аккуратным в передаче всех деталей.
«Я даже не знал в то время, кто такой Дали, – вспоминал Сондерс в 1984 году. – Я работал на студии Warner Bros. и выполнил несколько заданий человека с тростью и вощеными усами. За позирование мне платили 35 долларов в день».
Дали рассказывал, что когда он заканчивал картину в конце осени 1951 года, в его доме в Порт-Льигате было так холодно, что Гала срочно решила установить центральное отопление. Он вспоминал, какой ужас пережил тогда, тревожась за холст, на котором ещё не высохла краска – а рабочие подняли тучи пыли. «Мы перенесли его из мастерской в спальню, чтобы я мог продолжить писать. Поверхность закрывали белым листом, чтобы ничто не могло коснуться масла. Я говорил, что вряд ли смогу воссоздать своего Христа, если с ним что-нибудь случится. Через десять дней центральное отопление было установлено, и я смог закончить картину», – делился художник.
Само полотно и права на интеллектуальную собственность приобрели в 1952 году Музеи Глазго. Организация заплатила 8 тыс. 200 фунтов стерлингов, что тогда было солидной суммой. Со временем авторские права многократно окупили музеям первоначальную стоимость. Однако в то время покупка вызвала споры – её противники считали, что деньги стоило потратить на выставочные площади для местных художников.
В 1961 году посетитель музея Келвингроув швырнул в картину камень, а затем разорвал холст руками. На восстановление работы ушло несколько месяцев, после чего она снова была выставлена на всеобщее обозрение. В 2006 году «Христос святого Иоанна Креста» был назван самой любимой картиной шотландцев, набрав в опросе 29% голосов. В мае 2013 года британский поэт Джон Купер Кларк сказал, что это изображение кардинально отличается от любого другого распятия, поскольку угол обзора передаёт всю боль этого метода казни, но при этом скрывает «клишеподобные» выражения лица, обычно встречающиеся в таких произведениях.
Критический прием
Эта картина продолжает вызывать споры. Во время его покупки Honeyman критики современного искусства пришли к выводу, что создание такой традиционной картины было уловкой художника, уже известного своим сюрреалистическим искусством.[5] В 2009 Хранитель
искусствовед, Джонатан Джонс, описал это как «китч и мрачный », но отметил, что картина была« хорошо это или плохо, но, вероятно, самым стойким видением распятия, написанным в 20 веке ».[10]
В мае 2013 г. BBC Radio 4с Великие жизни
, Британский поэт Джон Купер Кларк описал это изображение как совершенно отличное от любого другого изображения распятия, поскольку угол обзора передает висящую боль этого метода казни, в то же время скрывая обычно клишированные выражения лица, обычно наблюдаемые в таких изображениях.[11]
Описание Дали
В специальном выпуске 1952 года, отредактированном Scottish Art Review, Дали объясняет картину следующими словами:
Позиция Христа вызвала одно из первых возражений против этой картины. С религиозной точки зрения это возражение необоснованно, поскольку моя картина была вдохновлена рисунками, на которых сам святой Иоанн Креста изображал Распятие. На мой взгляд, эта картина должна была быть выполнена вследствие состояния экстаз. Когда я впервые увидел этот рисунок, он произвел на меня такое впечатление, что позже, в КалифорнияВо сне я видел Христа в том же положении, но в пейзаже Порт-Льигат, и я слышал голоса, говорящие мне: «Дали, ты должен нарисовать этого Христа!»
И на следующий день я начал его красить. До того момента, когда я начал работу над композицией, у меня было намерение включить все атрибуты распятия — гвозди, терновый венец и т. Д. — и превратить кровь в красные гвоздики, прикрепленные к рукам и ногам, с тремя цветами. жасмина, торчащего из раны сбоку. Цветы были бы проложены аскетизм из Сурбаран. Но незадолго до того, как я закончил рисовать, второй сон изменил все это, возможно, из-за испанской пословицы, которая гласит: К плохому Христу, слишком много крови
.
Во втором сне я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. Сначала он также намеревался взять за модели рыбаков Порт-Льигата, но в этом сне вместо них появился французский крестьянин, нарисованный Ленэном, в лодке, у которой только лицо изменилось, как у рыбака. из порта Льигат. Однако, если смотреть сзади, у рыбака был силуэт. Веласкенья. Мои эстетические амбиции в этой картине были противоположны всем христианам, нарисованным большинством современных художников, которые интерпретировали ее в смысле экспрессионист и акробат, вызывающий эмоции через уродство. Моей главной заботой было изобразить прекрасного Христа как того же самого Бога, которого он воплощает.