Значение Креста в жизни православных верующих

Как выбрать крест на памятник

В мире существовало и существует огромное количество крестов: древнеегипеткий Анх, кельтский крест, солнечный, латинский, православный, византийский, армянский («цветущий»), Андреевский и другие кресты – это всё геометрические символы, использовавшиеся в различные эпохи и в современности для выражения различных смыслов. Большинство крестов так либо иначе связаны с христианством.

В христианской традиции почитание креста берёт начало от предания о мученической смерти Иисуса Христа. Казнь через распятие существовала и до Христа – так распинали обычно разбойников, – однако в христианстве крест приобретает смысл не только орудия казни, но спасения христиан через смерть Иисуса.

Чтобы определиться с выбором памятника в виде креста, необходимо понимать разницу между различными их видами. Учитывая, что большинство белорусов идентифицирует себя с христианством, более подробно остановимся на разновидностях христианских крестов, использующихся на территории Беларуси.

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО!

Во-первых,

это слово использовали, когда слугу посылали исполнить определенное задание, после чего он должен был вернуться к своему хозяину. Выполнив задание, слуга говорил:
«tetelestai».
Это означало:
«Ясделалименното,чтоВыменяпросили»
или
«Заданиевыполнено».
Исходя из этого, слово
tetelestai
означало, что в момент, когда Иисус воскликнул:
«Совершилось»
-– Он на всю вселенную провозгласил, что в точности исполнил волю Отца и Его миссия выполнена. И неудивительно, что Иисус возвысил голос, ведь это была величайшая победа в истории человечества! Он был верен Своему поручению даже перед лицом невообразимых испытаний. Но теперь битва окончена, и Иисус мог воскликнуть Отцу:
«Явточностиисполнилто,чтоТыМнепоручил!»
или
«Моямиссиявыполнена!»

Разновидности христианских крестов

В раннехристианской восточной церкви имели распространение около 16 видов крестов. Каждый из крестов почитаем церковью, и, как говорят священники, крест любой формы свят как древо, на котором был распят Спаситель.

Разновидности христианских крестов

Самые распространённые виды крестов в Беларуси:

  • Шестиконечный русский православный крест
  • Восьмиконечный православный (крест святого Лазаря)
  • Восьмиконечный крест — Голгофа
  • Четырёхконечный латинский (или католический). Как вариант – это также и православный крест.

В чём разница между этими крестами?

Шестиконечный русский крест

Шестиконечный русский крест – это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.

Шестиконечный русский крест

Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Однако, нужно отметить, что распространение такого типа креста более характерно для Беларуси. В России гораздо чаще можно встретить восьмиконечный православный крест.

Нижняя перекладина шестиконечного русского креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.

Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.

Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны. По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Спасителя ещё более усугубил своё положение. В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест – это более полная форма православного креста.

Восьмиконечный православный крест

Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконечного, символизирует табличку с надписью (титлом), которая была прибита к кресту также после распятия, по приказу Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Отчасти в насмешку, отчасти для указания «вины» распятого, на табличке на трёх языках было указано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I.).

Таким образом, по смыслу шестиконечный и восьмиконечный кресты одинаковы, но восьмиконечный крест более насыщен символическим содержанием.

Восьмиконечный крест-Голгофа

Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.

Восьмиконечный крест Голгофа

Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа. Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г. (гора Голгофа) и М.Л. Р.Б. (Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).

Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха. Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.

Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.

За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.

По сторонам от креста-Голгофы нанесены надписи: Ис. Хс. (сокращённая форма от Иисус Христос), Царь Славы, и Ни Ка (что означает Победитель).

Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.

Четырёхконечный крест

Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.

Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге. Если говорить о Беларуси, то четырёхконечный крест с полумесяцем можно увидеть на куполе храма Свято-Елисаветинского монастыря в Новинках. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.

Классический четырехконечный крест

Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.

Латинский четырехлучевой крест

Выбирая крест для памятника усопшего, который исповедовал католическую веру, лучше всего выбрать именно четырёхконечный латинский крест.

Символ креста: значение и мистическая роль

Крест — символ человека

В пифагорейской нумерологии, язычестве и египетской мистерии крест — символ человека. Вертикальная линия — обозначает внутреннюю ось, бессмертие, дух, союз божественного и тварного. Горизонтальная линия креста — символ физического тела и его тленности — закона времени. Точка пересечения — символ души, символ истинного “Я”. “Я” или осознающий Атман является в этой системе оживляющим пятым элементом. Потому крест — символ человека, как пятерка, что рождается в единстве четырех стихий.

Косой крест — символ человека, протягивающего руки к небесам.

Восьмиконечный крест — символ Космического человека, подобный другому мистическому символу — Каббалистическому Древу Жизни. Согласно Каббале, это древо является энергетической схемой прототипа людского рода — Адама Кадмона. В этой системе вершина креста совпадает с верхней коронарной чакрой, которая служит связи с небом. Нижняя часть креста совпадает с нижней корневой чакрой, ответственной за связь с землей. Пересечение линий совпадает с центральной чакрой сердца. Она служит вместилищем души и высоких чувств, переживаний, эмоций, таких как сострадание и любовь. Это также ответ, почему крест — символ любви к людям. Ибо только из этого центра мы можем продуцировать истинную безусловную любовь.

Соотношение символов христианского восьмиконечного креста и Каббалистического Древа Сефирот

Красный крест — символ медицины

Символ красного креста, пожалуй единственный символов в этом ряду, который не имеет религиозной подоплеки. Он был придуман как эмблема Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца (МККК) — службы, организованной для защиты и помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и военных действиях. Символ представляет собой реверсивное изображения родины общества — Швейцарии. Красный полумесяц в качестве альтернативы красному кресту используют мусульманские страны, которым крест оказался неприятен из-за ассоциаций с крестоносцами.

Перевернутый крест

Символ перевернутого креста наиболее известен как крест Сатаны, выражающий насмешку над христианской идеей. Кроме того, он обозначает, как и перевернутая пентаграмма, главенство материального над духовным, земли над небом. По трактовкам мистиков, перевернутый крест возвышает Дьявола на Богом. Если Бог — это вершина креста, а Сатана — его нижняя точка, то перевернутый крест меняет их иерархию на противоположную.

Однако, существуют и другие версии трактовки этого символа. По одной из них его другое название — крест Петра или Петров крест. Он берет происхождение из истории о Святом Петре, который попросил себя распять на перевернутом кресте, считая себя недостойным умереть как Иисус. Еще одну версию предлагает язычество, значение перевернутого креста здесь трактуется как молот Тора (бог-громовержец у германо-скандинавских племен).

Слева — перевернутый крест Сатаны, справа — молот Тора, посередине фрагмент фрески Филиппино Липпи «Распятие святого Петра»

Крест в круге — древнейший символ солнца

Крест в круге — символ солнца и солнечных богов. Этот древний знак был очень популярен уже на самой заре развития человечества. Языческие народы верили в защитную силу солнечного колеса, поклонялись ему и украшали ими одежду, делали обереги с его изображением.

В славянстве крест в круге — символ бога Перуна — громовержца. Славяне наделяют его великой силой и мощью. Традиция утверждает, что солнечный крест является проводником позитивных, мужских, активных и исключительно светлых энергий.

Солнечный крест также встречается и в индуизме, но имеет та несколько иное значение. Индийская мудрость трактует крест в круге в значении Колеса Сансары — колеса жизни и смерти, выход из которого в индуизме является целью духовной практики.

Символ креста в круге также встречается в кельтской символике. Другое его название — кельтский крест. Этот знак появился в результате слияния языческого символа солнца и классического христианского креста, как попытка адаптировать христианство к языческому символизму.

Кельтский крест — символ перехода из язычества в христианство

Символ Розы и Креста

Орден розенкрейцеров тесно связан с этим мистическим знаком. Это символ Розы и Креста, который служил эмблемой для тайных средневековых орденов. Крест означает означает испытания, роза — человеческую душу. Такие изображения находили в свидетельствах и гораздо ранних эпох: в Древнем Египте и Древней Греции, в Ассирии, в Индии и древних цивилизаций Северной Америки. Нумерологическое значение символа — четверка (4), как обозначение 4 стихий, 4 миров Древа Жизни, 4 стороны света, 4 состояния материи.

Отличие православного и католического распятия

Кроме разности формы креста восточных и западных христиан, существуют также отличия в самом распятии. Зная важные отличительные черты православных и католических распятий, можно легко определить к какому направлению христианства принадлежит данный символ.

Отличия православного и католического распятий:

  • Число гвоздей, визуально различимых в распятии
  • Положение тела Христа

В чем сходство и отличие православного и католического креста

Если в православной традиции на распятии изображены четыре гвоздя – для каждой руки и ноги отдельно, то в католической традиции ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздём, соответственно на распятии три гвоздя.

Православие объясняет наличие четырёх гвоздей тем, что привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь крест, на котором был распят Христос, имел следы от четырёх гвоздей.

Католики обосновывают свою версию о трёх гвоздях тем, что в Ватикане хранятся все гвозди креста, на котором был распят Христос, а их всего три. Кроме того, изображение на Туринской плащанице отпечатано таким образом, что ноги распятого скрещены, потому можно предположить, что ноги Христа прибивались одним гвоздём.

Положение тела Христа на православном распятии немного неестественно, тело Иисуса не висит на руках, как должно было происходить по физическим законам. На православном распятии руки Христа простираются по кресту в стороны, как бы призывая «все концы земли» (Ис. 45;22). В распятии нет попыток отразить боль, оно более символично. Православие объясняет такие особенности распятия тем, что крест – это, прежде всего, орудие победы над смертью. Распятие в православии – это символ победы жизни над смертью, и, как ни парадоксально, почти предмет радости, потому как содержит идею Воскресения.

На католическом распятии положение тела максимально приближено физиологическому: тело провисает на руках по собственной тяжестью. Католическое распятие более реалистично: часто изображается истекающая кровь, стигматы от гвоздей, копья.

Исто­рия тео­пас­хит­ских формул

Исто­рия тео­пас­хит­ских формул свя­зана со скиф­скими мона­хами, кото­рые при­были в Кон­стан­ти­но­поль в 519 г. с обви­не­ни­ями в непра­во­сла­вии на своих епи­ско­пов. Между этими мона­хами были выда­ю­щи­еся бого­словы – Леон­тий Иеру­са­лим­ский и Иоанн Мак­сен­ций. Они тре­бо­вали при­со­еди­нить фор­мулу «Един из Троицы плотью постра­дал» (unum de Trinitate crucifixum esse) к опре­де­ле­ниям Хал­ки­дон­ского собора.

Пона­чалу их фор­мула встре­тила про­ти­во­дей­ствие со сто­роны импе­ра­тора Юсти­ни­ана. Но посте­пенно она была под­дер­жана епи­ско­пами и папой, а сам импе­ра­тор в 533 г. не только издал эдикт в ее под­держку, но и стал авто­ром тео­пас­хит­ского тро­паря «Еди­но­род­ный Сыне…». Юсти­ниан точно выра­зил учение об обще­нии свойств во Христе сло­вами: «ни чудеса без плоти, ни стра­да­ния без Боже­ства».

***

Клас­си­че­ский тео­пас­хизм: «ибо если бы познали, то не рас­пяли бы Гос­пода славы», ибо в Нём оби­тает вся пол­нота Боже­ства телесно… (1Кор. 2:8).

«3. Если кто-либо гово­рит, что Слово Божие, совер­шав­шее чудеса, не Тот Самый Хри­стос, Кото­рый постра­дал, или что Бог Слово соеди­нился с Хри­стом, рож­ден­ным от Жены, или что в Нем есть как бы бытие, в другом, отлич­ном бытии, и что это не Один и Тот же Гос­подь наш Иисус Хри­стос, Слово Божие, Вопло­щен­ный и став­ший чело­ве­ком, Кото­рому при­над­ле­жат чудеса и стра­да­ния, доб­ро­вольно пре­тер­пен­ные Им во плоти, да будет отлу­чен от сооб­ще­ства верных… 10. Если кто-либо не испо­ве­дует, что Тот, Кто был распят во плоти, Гос­подь наш Иисус Хри­стос, есть истин­ный Бог, Гос­подь славы и один из Святой Троицы, да будет отлу­чен от сооб­ще­ства верных». Пятый Все­лен­ский Собор

«Если кто-либо не испо­ве­дует, что Тот, Кто был распят во плоти, Гос­подь наш Иисус Хри­стос, есть истин­ный Бог, Гос­подь славы и один из Святой Троицы, да будет отлу­чен от сооб­ще­ства верных». II Кон­стан­ти­но­поль­ский Собор (V Все­лен­ский)

«Кто не испо­ве­дует Бога Слова постра­дав­шим плотью, рас­пя­тым плотью, при­няв­шим смерть плотью и, нако­нец, став­шим пер­во­род­ным из мерт­вых, так как Он есть жизнь и живо­тво­рящ как Бог, — да будет ана­фема». cвт. Кирилл Алек­сан­дрий­ский. Изъ­яс­не­ние 12-ти глав, Ана­фе­мат­ство 12

«Хотя Слово Бога Отца бес­страстно и бес­смертно, потому что боже­ствен­ное и непо­вре­жден­ное есте­ство выше стра­да­ния и само все живо­тво­рит и выше тления и всего, что может стра­дать, однако же, будучи тако­вым по суще­ству, Слово Бога Отца усво­ило плоть спо­соб­ную к смерти, дабы посред­ством того, что может стра­дать, взяв на Себя стра­да­ния вместо нас и за нас, изба­вить всех нас и от смерти и от тления, ожи­во­тво­рив, как Бог свое соб­ствен­ное тело и нача­ток умер­шим быв (1Кор.15:20) и пер­во­рож­ден из мерт­вых (Кол.1:18). Ибо подъ­яв­ший за нас чест­ной крест и вку­сив­ший смерть был не обык­но­вен­ный какой-нибудь чело­век, сам по себе и отдельно от Слова Бога Отца рас­смат­ри­ва­е­мый, но Сам Гос­подь славы стра­дал плотью, по Писа­ниям. А поскольку жела­ю­щие при­ме­ши­вать к правой и непо­роч­ной вере пустые и нече­сти­вые мнения гово­рят, что обык­но­вен­ный чело­век подъял за нас крест, то сде­ла­лось необ­хо­димо ана­фе­мат­ство, откры­ва­ю­щее вели­кость их нече­стия». cвт. Кирилл Алек­сан­дрий­ский Изъ­яс­не­ние 12-ти глав, изло­жен­ное в Ефесе, когда Святой Собор потре­бо­вал ясней­шего изло­же­ния их

«Итак, на самом деле были: зача­тие Бога от Девы, Его рож­де­ние, Его сход­ство с нами во всем, Его стра­да­ние, про­по­ведь во тьме и сени (сидя­щим), Его Вос­кре­се­ние и, нако­нец, воз­не­се­ние на небо. Невме­сти­мый, приняв плоть от Марии, опре­де­ляет заклю­читься в деви­че­ском чреве. Бес­пре­дель­ный содер­жится плотью. Неиз­ме­ня­е­мый при­ни­мает чело­ве­че­ский образ. Бес­страст­ный стра­дает по нас и за нас своею плотью. Нераз­лучно пре­бы­ва­ю­щий с Богом и Отцом на земли, по Писа­нию, явися и с чело­веки поживе (Вар.3:38). Непри­кос­но­вен­ный про­бож­да­ется копьем от нече­сти­вых. Бес­страст­ный доб­ро­вольно пере­но­сит для нас крест. Бес­смерт­ный свет под­вер­га­ется смерти крест­ной. Бывши в лоне Отчем, не отка­зы­ва­ется воз­не­стись со Своею плотью на небо». cвт. Кирилл Алек­сан­дрий­ский. О вопло­ще­нии Бога Слова

«Боже­ствен­ный Логос, будучи весь сущ­но­стью полной, ибо Он есть Бог, и весь – ипо­ста­сью, не име­ю­щей недо­статка, ибо есть Сын, но исто­щив Себя соде­ялся семе­нем Своей плоти, сло­жив­шись с ней неиз­ре­чен­ным зача­тием, и стал ипо­ста­сью для вос­при­ня­той плоти. И посред­ством этого нового таин­ства поис­тине непре­ложно весь став чело­ве­ком, явился Сам ипо­ста­сью из двух природ, нетвар­ной и твар­ной; бес­страст­ной же и страст­ной, и все без исклю­че­ния есте­ствен­ные законы природ, из кото­рых Его ипо­стась, явился при­ме­нив­шим к Себе. Если же суще­ственно принял Он все есте­ствен­ные (из кото­рых естеств Его ипо­стась) законы, при том, что Сам Он стал слож­ным по ипо­стаси от при­ня­тия плоти, весьма мудро учи­тель, дабы не напрас­ными счи­та­лись они, при­ло­жил стра­сти своей Ему плоти (ведь это Его соб­ствен­ная плоть) к сущему по ней поис­тине Богом, страж­ду­щим [в борьбе] против греха». пре­по­доб­ный Максим Испо­вед­ник O раз­лич­ных недо­уме­ниях у святых Дио­ни­сия и Гри­го­рия (Амби­гвы к Фоме)

«Пра­во­слав­ный тео­пас­хизм уко­ре­нен не просто в Хал­ки­доне, а в учении о вез­де­су­щих и все­про­ни­ка­ю­щих Энер­гиях Бога. Ибо, так как Боже­ству свой­ственно про­ни­кать во все и срас­про­сти­раться с есте­ством существ во всякой части (ничто не может пре­бы­вать в бытии, не пре­бы­вая в сущем, соб­ственно же и пер­во­на­чально сущее есть Божие есте­ство, о кото­ром по необ­хо­ди­мо­сти при­нуж­дает верить, что Оно во всех суще­ствах, само пре­бы­ва­ние существ), то от креста, по наруж­ному своему виду раз­де­лен­ного четы­рех­частно, так что от сере­дины, в кото­рой сопря­га­ется он сам с собою, счис­ля­ются четыре конца, науча­емся тому, что во время смерт­ного домо­стро­и­тель­ства на нём рас­про­стерт был Тот, Кто все свя­зует и сооб­ра­зует с Собою, раз­лич­ные есте­ства существ при­водя Собою в единое согла­сие и строй­ность. Ибо в суще­ствах пред­став­ля­ется иное или вверху, или внизу, или мысль идет к тому, что на сто­рон­них пре­де­лах». cвт. Гри­го­рий Нис­ский. Боль­шое огла­си­тель­ное слово, глава 32

«И тебе же самой душу прой­дет оружие, гово­рил далее Симеон Матери Деве: «яко да откры­ются от многих сердец помыш­ле­ния» (Лук. 2:35), то есть: душу твою, пора­жен­ную изум­ле­нием и стра­хом, как бы прон­зит меч, когда ты уви­дишь Его доб­ро­вольно при­гвож­ден­ным ко кресту и вися­щим среди раз­бой­ни­ков, дабы умерт­вить смерть, коею умерщ­влены были мы, даро­вать нам жизнь и осво­бо­дить чело­века от уз греха, коими его издревле связал диавол. Ибо, как Бог, Кото­рый по при­роде не может ни уми­рать, ни стра­дать был распят на кресте? Как Тот, Кото­рый окру­жен посто­ян­ным сла­во­сло­вием анге­лов, ока­зался среди поно­ше­ний раз­бой­ни­ков? Как Тот, Кто дает пищу всем алчу­щим и питие жаж­ду­щим, пиет желчь и оцет? Каким обра­зом Сама Жизнь, дару­ю­щая жизнь всем любя­щим ее, при­ни­мает смерть, а потом и погре­бе­ние? Ты, Дева, будешь пора­жена, видя это, и твою душу прой­дет оружие. Но ты не оста­нешься в таком состо­я­нии, и меч весьма скоро будет исторг­нут из души твоей. Откро­ются же от многих сердец помыш­ле­ния те, кото­рые не могут вос­при­нять боже­ствен­ные и дивные Твои, Дева, таин­ства и созер­цать небес­ные доб­ро­де­тели». cвт. Софро­ний Иеру­са­лим­ский († ок. 638 г.). Слово на Сре­те­ние Гос­подне

«Ибо если бы сами они искренно вникли умом в Боже­ство Хри­стово, то не стали бы столько насме­хаться; а напро­тив того, познали бы сего Спа­си­теля миру, познали бы, что в кресте – не вред, но вра­чев­ство твари. Если с явле­нием креста уни­что­жено всякое идо­ло­слу­же­ние, и крест­ным зна­ме­нием про­го­ня­ется всякое бесов­ское меч­та­ние; если еди­ному Христу покла­ня­ются, и чрез Него позна­ется Отец; если про­ти­во­ре­чу­щие посты­жда­ются, и Хри­стос с каждым днем неви­димо пре­кло­няет к Себе души пре­ко­сло­вов; то вправе мы ска­зать языч­ни­кам: как же можно это дело при­знать чело­ве­че­ским, а не испо­ве­дать паче, что Воз­шед­ший на крест есть Божие Слово и Спа­си­тель мира?». свт. Афа­на­сий Вели­кий. Слово на языч­ни­ков

«Посему, суетна вера ваша; ибо муд­ро­ва­ние ваше подобно муд­ро­ва­нию нече­сти­вых ариан; и худо разу­ме­ете ска­зан­ное: Слово плоть бысть. Слово соде­ла­лось плотию не для того, чтобы Слову не быть уже Словом; но, чтобы Слову быть во плоти, соде­ла­лось Оно плотию: то-есть, чтобы Слову и всегда быть Словом, и иметь плоть, в кото­рой Бог-Слово приял в образе чело­ве­че­ском стра­да­ние и смерть, снис­шедши до гроба и ада, в кото­рой совер­шил Он и вос­кре­се­ние из мерт­вых, пред­ста­вив дока­за­тель­ство плоти, крови и души в соб­ствен­ной и неот­дель­ной плоти, по напи­сан­ному, от семени Дави­дова». свт. Афа­на­сий Вели­кий Против Апол­ли­на­рия. Книга 1‑я. О вопло­ще­нии Гос­пода нашего Иисуса Христа

«Нера­зу­мен тот, кто Царю – прис­но­су­щему Божию Слову не воз­дает равно Боже­ской чести с пре­не­бес­ным Отцем; нера­зу­мен и тот, кто Царю-Слову, на земле явив­ше­муся в образе чело­ве­че­ском, не воз­дает равно Боже­ской чести с небес­ным Словом, но отде­ляет или Слово от вели­кого Отца, или от Слова чело­ве­че­ский образ и нашу дебе­лость. Отчего слово было Бог, но стало нашим чело­ве­ком, чтобы, соеди­нив­шись с зем­ными, соеди­нить с нами Бога. Оно обоюду – единый Бог; пото­лику чело­век, поко­лику меня делает из чело­века богом. Будь мило­стив ко мне, язв­лен­ный за меня Все­выш­ний!». свт. Гри­го­рий Бого­слов. О воче­ло­ве­че­нии

«Спра­ши­ваю: кому про­лита кровь Божия?» свт. Гри­го­рий Бого­слов. Против Апол­ли­на­рия

«По при­чине этого-то един­ства лица, кото­рое должно разу­меть по отно­ше­нию к тому и дру­гому есте­ству, и о Сыне чело­ве­че­ском читаем, что Он «сшел с неба», тогда как Сын Божий вос­приял плоть от Девы, от кото­рой родился; и обратно – о Сыне Божием гово­рится, что Он «распят и погре­бен», тогда как Он потер­пел сие не боже­ством, по кото­рому Еди­но­род­ный сове­чен и еди­но­су­щен Отцу, а немощ­ным чело­ве­че­ским есте­ством». свт. Лев, папа Рим­ский Окруж­ное или собор­ное посла­ние, писан­ное к Фла­виану, архи­епи­скопу Кон­стан­ти­но­поль­скому (против ереси Евти­хия)

«ВЕЛИКИЙ ВОДОРАЗДЕЛ»

В-четвертых, слово tetelestai

использовалось, чтобы описать
поворотныйпункт,когдазавершаетсяодинпериодиначинаетсядругой.
Когда Иисус воскликнул:
«Совершилось!»
– это, безусловно, стало переломным моментом в истории человечества. Это ознаменовало окончание Ветхого Завета – этот период был окончательно завершен – и начало Нового Завета. Крест стал «Великим Водоразделом» в истории. Когда Иисус воскликнул:
«Совершилось!»
– Он провозгласил, что Ветхий Завет завершился и теперь вступил в силу Новый Завет!

В этот Божественный миг исполнились все ветхозаветные пророчества о земном служении Иисуса. Божье правосудие восторжествовало и было удовлетворено Божьим Агнцем. В этот момент полностью исчезла необходимость в ветхозаветных жертвоприношениях, потому что совершенная Жертва отдала Свою жизнь за спасение всего человечества. Миссия Иисуса была выполнена. И теперь Он мог возгласить об этом на всю вселенную!

Благодаря тому, что Иисус пожелал принести в жертву Собственную кровь как плату за долг нашего греха, мы теперь прощены и полностью свободны. И мы с вами всегда должны помнить об этом. На наших прошлых грехах стоит штамп «ПОЛНОСТЬЮ ОПЛАЧЕНО», потому что Иисус ценой Собственной крови уплатил за наше искупление.

ИСКУПЛЕНЫ!

Во-вторых,

слово
tetelestai
являлось эквивалентом еврейского слова, которое произносил первосвященник в момент принесения в жертву агнца без пятна и порока. Каждый год первосвященник входил во Святое Святых, где он окроплял кровью непорочного жертвенного агнца крышку Ковчега Завета. В момент, когда кровь касалась крышки Ковчега, происходило очищение народа от его грехов за один год. А через год первосвященник снова входил за завесу этой священной комнаты и приносил в жертву кровь. Этот обряд совершался из года в год для получения ежегодного, временного прощения грехов.

Но когда Иисус висел на Кресте, Он был одновременно и Агнцем, и Первосвященником. В этот святой момент наш Великий Первосвященник Иисус принес в жертву Собственную кровь за вечное очищение от греха. Он принес совершенную жертву, символом и прообразом которой была каждая жертва по закону Моисея. С этого момента жертвы за грех больше не требовались. Иисус вошёл во Святое Святых и принёс в жертву Свою Собственную кровь – и этого было достаточно. Людям больше не нужно было приносить Богу кровь агнцев, чтобы получить прощение за свои грехи. Об этом сказано в Послании к Евреям 9:12:

«И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление».

Таким образом, когда Иисус произнес: «Совершилось!»

– Он тем самым провозгласил завершение периода жертвоприношений, ведь наконец была принесена окончательная Жертва! Искупление
былозавершеноиполностьюисполнено.
Оно совершилось раз и навсегда –
окончательно!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: