Как выбрать крест на памятник
В мире существовало и существует огромное количество крестов: древнеегипеткий Анх, кельтский крест, солнечный, латинский, православный, византийский, армянский («цветущий»), Андреевский и другие кресты – это всё геометрические символы, использовавшиеся в различные эпохи и в современности для выражения различных смыслов. Большинство крестов так либо иначе связаны с христианством.
В христианской традиции почитание креста берёт начало от предания о мученической смерти Иисуса Христа. Казнь через распятие существовала и до Христа – так распинали обычно разбойников, – однако в христианстве крест приобретает смысл не только орудия казни, но спасения христиан через смерть Иисуса.
Чтобы определиться с выбором памятника в виде креста, необходимо понимать разницу между различными их видами. Учитывая, что большинство белорусов идентифицирует себя с христианством, более подробно остановимся на разновидностях христианских крестов, использующихся на территории Беларуси.
ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО!
Во-первых,
это слово использовали, когда слугу посылали исполнить определенное задание, после чего он должен был вернуться к своему хозяину. Выполнив задание, слуга говорил:
«tetelestai».
Это означало:
«Ясделалименното,чтоВыменяпросили»
или
«Заданиевыполнено».
Исходя из этого, слово
tetelestai
означало, что в момент, когда Иисус воскликнул:
«Совершилось»
-– Он на всю вселенную провозгласил, что в точности исполнил волю Отца и Его миссия выполнена. И неудивительно, что Иисус возвысил голос, ведь это была величайшая победа в истории человечества! Он был верен Своему поручению даже перед лицом невообразимых испытаний. Но теперь битва окончена, и Иисус мог воскликнуть Отцу:
«Явточностиисполнилто,чтоТыМнепоручил!»
или
«Моямиссиявыполнена!»
Разновидности христианских крестов
В раннехристианской восточной церкви имели распространение около 16 видов крестов. Каждый из крестов почитаем церковью, и, как говорят священники, крест любой формы свят как древо, на котором был распят Спаситель.
Самые распространённые виды крестов в Беларуси:
- Шестиконечный русский православный крест
- Восьмиконечный православный (крест святого Лазаря)
- Восьмиконечный крест — Голгофа
- Четырёхконечный латинский (или католический). Как вариант – это также и православный крест.
В чём разница между этими крестами?
Шестиконечный русский крест
Шестиконечный русский крест – это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.
Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Однако, нужно отметить, что распространение такого типа креста более характерно для Беларуси. В России гораздо чаще можно встретить восьмиконечный православный крест.
Нижняя перекладина шестиконечного русского креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.
Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.
Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны. По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Спасителя ещё более усугубил своё положение. В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.
Восьмиконечный крест
Восьмиконечный крест – это более полная форма православного креста.
Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконечного, символизирует табличку с надписью (титлом), которая была прибита к кресту также после распятия, по приказу Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Отчасти в насмешку, отчасти для указания «вины» распятого, на табличке на трёх языках было указано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I.).
Таким образом, по смыслу шестиконечный и восьмиконечный кресты одинаковы, но восьмиконечный крест более насыщен символическим содержанием.
Восьмиконечный крест-Голгофа
Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.
Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа. Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г. (гора Голгофа) и М.Л. Р.Б. (Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).
Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха. Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.
Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.
За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.
По сторонам от креста-Голгофы нанесены надписи: Ис. Хс. (сокращённая форма от Иисус Христос), Царь Славы, и Ни Ка (что означает Победитель).
Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.
Четырёхконечный крест
Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.
Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге. Если говорить о Беларуси, то четырёхконечный крест с полумесяцем можно увидеть на куполе храма Свято-Елисаветинского монастыря в Новинках. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.
Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.
Выбирая крест для памятника усопшего, который исповедовал католическую веру, лучше всего выбрать именно четырёхконечный латинский крест.
Символ креста: значение и мистическая роль
Крест — символ человека
В пифагорейской нумерологии, язычестве и египетской мистерии крест — символ человека. Вертикальная линия — обозначает внутреннюю ось, бессмертие, дух, союз божественного и тварного. Горизонтальная линия креста — символ физического тела и его тленности — закона времени. Точка пересечения — символ души, символ истинного “Я”. “Я” или осознающий Атман является в этой системе оживляющим пятым элементом. Потому крест — символ человека, как пятерка, что рождается в единстве четырех стихий.
Косой крест — символ человека, протягивающего руки к небесам.
Восьмиконечный крест — символ Космического человека, подобный другому мистическому символу — Каббалистическому Древу Жизни. Согласно Каббале, это древо является энергетической схемой прототипа людского рода — Адама Кадмона. В этой системе вершина креста совпадает с верхней коронарной чакрой, которая служит связи с небом. Нижняя часть креста совпадает с нижней корневой чакрой, ответственной за связь с землей. Пересечение линий совпадает с центральной чакрой сердца. Она служит вместилищем души и высоких чувств, переживаний, эмоций, таких как сострадание и любовь. Это также ответ, почему крест — символ любви к людям. Ибо только из этого центра мы можем продуцировать истинную безусловную любовь.
Соотношение символов христианского восьмиконечного креста и Каббалистического Древа Сефирот
Красный крест — символ медицины
Символ красного креста, пожалуй единственный символов в этом ряду, который не имеет религиозной подоплеки. Он был придуман как эмблема Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца (МККК) — службы, организованной для защиты и помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и военных действиях. Символ представляет собой реверсивное изображения родины общества — Швейцарии. Красный полумесяц в качестве альтернативы красному кресту используют мусульманские страны, которым крест оказался неприятен из-за ассоциаций с крестоносцами.
Перевернутый крест
Символ перевернутого креста наиболее известен как крест Сатаны, выражающий насмешку над христианской идеей. Кроме того, он обозначает, как и перевернутая пентаграмма, главенство материального над духовным, земли над небом. По трактовкам мистиков, перевернутый крест возвышает Дьявола на Богом. Если Бог — это вершина креста, а Сатана — его нижняя точка, то перевернутый крест меняет их иерархию на противоположную.
Однако, существуют и другие версии трактовки этого символа. По одной из них его другое название — крест Петра или Петров крест. Он берет происхождение из истории о Святом Петре, который попросил себя распять на перевернутом кресте, считая себя недостойным умереть как Иисус. Еще одну версию предлагает язычество, значение перевернутого креста здесь трактуется как молот Тора (бог-громовержец у германо-скандинавских племен).
Слева — перевернутый крест Сатаны, справа — молот Тора, посередине фрагмент фрески Филиппино Липпи «Распятие святого Петра»
Крест в круге — древнейший символ солнца
Крест в круге — символ солнца и солнечных богов. Этот древний знак был очень популярен уже на самой заре развития человечества. Языческие народы верили в защитную силу солнечного колеса, поклонялись ему и украшали ими одежду, делали обереги с его изображением.
В славянстве крест в круге — символ бога Перуна — громовержца. Славяне наделяют его великой силой и мощью. Традиция утверждает, что солнечный крест является проводником позитивных, мужских, активных и исключительно светлых энергий.
Солнечный крест также встречается и в индуизме, но имеет та несколько иное значение. Индийская мудрость трактует крест в круге в значении Колеса Сансары — колеса жизни и смерти, выход из которого в индуизме является целью духовной практики.
Символ креста в круге также встречается в кельтской символике. Другое его название — кельтский крест. Этот знак появился в результате слияния языческого символа солнца и классического христианского креста, как попытка адаптировать христианство к языческому символизму.
Кельтский крест — символ перехода из язычества в христианство
Символ Розы и Креста
Орден розенкрейцеров тесно связан с этим мистическим знаком. Это символ Розы и Креста, который служил эмблемой для тайных средневековых орденов. Крест означает означает испытания, роза — человеческую душу. Такие изображения находили в свидетельствах и гораздо ранних эпох: в Древнем Египте и Древней Греции, в Ассирии, в Индии и древних цивилизаций Северной Америки. Нумерологическое значение символа — четверка (4), как обозначение 4 стихий, 4 миров Древа Жизни, 4 стороны света, 4 состояния материи.
Отличие православного и католического распятия
Кроме разности формы креста восточных и западных христиан, существуют также отличия в самом распятии. Зная важные отличительные черты православных и католических распятий, можно легко определить к какому направлению христианства принадлежит данный символ.
Отличия православного и католического распятий:
- Число гвоздей, визуально различимых в распятии
- Положение тела Христа
Если в православной традиции на распятии изображены четыре гвоздя – для каждой руки и ноги отдельно, то в католической традиции ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздём, соответственно на распятии три гвоздя.
Православие объясняет наличие четырёх гвоздей тем, что привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь крест, на котором был распят Христос, имел следы от четырёх гвоздей.
Католики обосновывают свою версию о трёх гвоздях тем, что в Ватикане хранятся все гвозди креста, на котором был распят Христос, а их всего три. Кроме того, изображение на Туринской плащанице отпечатано таким образом, что ноги распятого скрещены, потому можно предположить, что ноги Христа прибивались одним гвоздём.
Положение тела Христа на православном распятии немного неестественно, тело Иисуса не висит на руках, как должно было происходить по физическим законам. На православном распятии руки Христа простираются по кресту в стороны, как бы призывая «все концы земли» (Ис. 45;22). В распятии нет попыток отразить боль, оно более символично. Православие объясняет такие особенности распятия тем, что крест – это, прежде всего, орудие победы над смертью. Распятие в православии – это символ победы жизни над смертью, и, как ни парадоксально, почти предмет радости, потому как содержит идею Воскресения.
На католическом распятии положение тела максимально приближено физиологическому: тело провисает на руках по собственной тяжестью. Католическое распятие более реалистично: часто изображается истекающая кровь, стигматы от гвоздей, копья.
История теопасхитских формул
История теопасхитских формул связана со скифскими монахами, которые прибыли в Константинополь в 519 г. с обвинениями в неправославии на своих епископов. Между этими монахами были выдающиеся богословы – Леонтий Иерусалимский и Иоанн Максенций. Они требовали присоединить формулу «Един из Троицы плотью пострадал» (unum de Trinitate crucifixum esse) к определениям Халкидонского собора.
Поначалу их формула встретила противодействие со стороны императора Юстиниана. Но постепенно она была поддержана епископами и папой, а сам император в 533 г. не только издал эдикт в ее поддержку, но и стал автором теопасхитского тропаря «Единородный Сыне…». Юстиниан точно выразил учение об общении свойств во Христе словами: «ни чудеса без плоти, ни страдания без Божества».
***
Классический теопасхизм: «ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы», ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно… (1Кор. 2:8).
«3. Если кто-либо говорит, что Слово Божие, совершавшее чудеса, не Тот Самый Христос, Который пострадал, или что Бог Слово соединился с Христом, рожденным от Жены, или что в Нем есть как бы бытие, в другом, отличном бытии, и что это не Один и Тот же Господь наш Иисус Христос, Слово Божие, Воплощенный и ставший человеком, Которому принадлежат чудеса и страдания, добровольно претерпенные Им во плоти, да будет отлучен от сообщества верных… 10. Если кто-либо не исповедует, что Тот, Кто был распят во плоти, Господь наш Иисус Христос, есть истинный Бог, Господь славы и один из Святой Троицы, да будет отлучен от сообщества верных». Пятый Вселенский Собор
«Если кто-либо не исповедует, что Тот, Кто был распят во плоти, Господь наш Иисус Христос, есть истинный Бог, Господь славы и один из Святой Троицы, да будет отлучен от сообщества верных». II Константинопольский Собор (V Вселенский)
«Кто не исповедует Бога Слова пострадавшим плотью, распятым плотью, принявшим смерть плотью и, наконец, ставшим первородным из мертвых, так как Он есть жизнь и животворящ как Бог, — да будет анафема». cвт. Кирилл Александрийский. Изъяснение 12-ти глав, Анафематство 12
«Хотя Слово Бога Отца бесстрастно и бессмертно, потому что божественное и неповрежденное естество выше страдания и само все животворит и выше тления и всего, что может страдать, однако же, будучи таковым по существу, Слово Бога Отца усвоило плоть способную к смерти, дабы посредством того, что может страдать, взяв на Себя страдания вместо нас и за нас, избавить всех нас и от смерти и от тления, оживотворив, как Бог свое собственное тело и начаток умершим быв (1Кор.15:20) и перворожден из мертвых (Кол.1:18). Ибо подъявший за нас честной крест и вкусивший смерть был не обыкновенный какой-нибудь человек, сам по себе и отдельно от Слова Бога Отца рассматриваемый, но Сам Господь славы страдал плотью, по Писаниям. А поскольку желающие примешивать к правой и непорочной вере пустые и нечестивые мнения говорят, что обыкновенный человек подъял за нас крест, то сделалось необходимо анафематство, открывающее великость их нечестия». cвт. Кирилл Александрийский Изъяснение 12-ти глав, изложенное в Ефесе, когда Святой Собор потребовал яснейшего изложения их
«Итак, на самом деле были: зачатие Бога от Девы, Его рождение, Его сходство с нами во всем, Его страдание, проповедь во тьме и сени (сидящим), Его Воскресение и, наконец, вознесение на небо. Невместимый, приняв плоть от Марии, определяет заключиться в девическом чреве. Беспредельный содержится плотью. Неизменяемый принимает человеческий образ. Бесстрастный страдает по нас и за нас своею плотью. Неразлучно пребывающий с Богом и Отцом на земли, по Писанию, явися и с человеки поживе (Вар.3:38). Неприкосновенный пробождается копьем от нечестивых. Бесстрастный добровольно переносит для нас крест. Бессмертный свет подвергается смерти крестной. Бывши в лоне Отчем, не отказывается вознестись со Своею плотью на небо». cвт. Кирилл Александрийский. О воплощении Бога Слова
«Божественный Логос, будучи весь сущностью полной, ибо Он есть Бог, и весь – ипостасью, не имеющей недостатка, ибо есть Сын, но истощив Себя содеялся семенем Своей плоти, сложившись с ней неизреченным зачатием, и стал ипостасью для воспринятой плоти. И посредством этого нового таинства поистине непреложно весь став человеком, явился Сам ипостасью из двух природ, нетварной и тварной; бесстрастной же и страстной, и все без исключения естественные законы природ, из которых Его ипостась, явился применившим к Себе. Если же существенно принял Он все естественные (из которых естеств Его ипостась) законы, при том, что Сам Он стал сложным по ипостаси от принятия плоти, весьма мудро учитель, дабы не напрасными считались они, приложил страсти своей Ему плоти (ведь это Его собственная плоть) к сущему по ней поистине Богом, страждущим [в борьбе] против греха». преподобный Максим Исповедник O различных недоумениях у святых Дионисия и Григория (Амбигвы к Фоме)
«Православный теопасхизм укоренен не просто в Халкидоне, а в учении о вездесущих и всепроникающих Энергиях Бога. Ибо, так как Божеству свойственно проникать во все и сраспростираться с естеством существ во всякой части (ничто не может пребывать в бытии, не пребывая в сущем, собственно же и первоначально сущее есть Божие естество, о котором по необходимости принуждает верить, что Оно во всех существах, само пребывание существ), то от креста, по наружному своему виду разделенного четырехчастно, так что от середины, в которой сопрягается он сам с собою, счисляются четыре конца, научаемся тому, что во время смертного домостроительства на нём распростерт был Тот, Кто все связует и сообразует с Собою, различные естества существ приводя Собою в единое согласие и стройность. Ибо в существах представляется иное или вверху, или внизу, или мысль идет к тому, что на сторонних пределах». cвт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, глава 32
«И тебе же самой душу пройдет оружие, говорил далее Симеон Матери Деве: «яко да открыются от многих сердец помышления» (Лук. 2:35), то есть: душу твою, пораженную изумлением и страхом, как бы пронзит меч, когда ты увидишь Его добровольно пригвожденным ко кресту и висящим среди разбойников, дабы умертвить смерть, коею умерщвлены были мы, даровать нам жизнь и освободить человека от уз греха, коими его издревле связал диавол. Ибо, как Бог, Который по природе не может ни умирать, ни страдать был распят на кресте? Как Тот, Который окружен постоянным славословием ангелов, оказался среди поношений разбойников? Как Тот, Кто дает пищу всем алчущим и питие жаждущим, пиет желчь и оцет? Каким образом Сама Жизнь, дарующая жизнь всем любящим ее, принимает смерть, а потом и погребение? Ты, Дева, будешь поражена, видя это, и твою душу пройдет оружие. Но ты не останешься в таком состоянии, и меч весьма скоро будет исторгнут из души твоей. Откроются же от многих сердец помышления те, которые не могут воспринять божественные и дивные Твои, Дева, таинства и созерцать небесные добродетели». cвт. Софроний Иерусалимский († ок. 638 г.). Слово на Сретение Господне
«Ибо если бы сами они искренно вникли умом в Божество Христово, то не стали бы столько насмехаться; а напротив того, познали бы сего Спасителя миру, познали бы, что в кресте – не вред, но врачевство твари. Если с явлением креста уничтожено всякое идолослужение, и крестным знамением прогоняется всякое бесовское мечтание; если единому Христу покланяются, и чрез Него познается Отец; если противоречущие постыждаются, и Христос с каждым днем невидимо преклоняет к Себе души прекословов; то вправе мы сказать язычникам: как же можно это дело признать человеческим, а не исповедать паче, что Возшедший на крест есть Божие Слово и Спаситель мира?». свт. Афанасий Великий. Слово на язычников
«Посему, суетна вера ваша; ибо мудрование ваше подобно мудрованию нечестивых ариан; и худо разумеете сказанное: Слово плоть бысть. Слово соделалось плотию не для того, чтобы Слову не быть уже Словом; но, чтобы Слову быть во плоти, соделалось Оно плотию: то-есть, чтобы Слову и всегда быть Словом, и иметь плоть, в которой Бог-Слово приял в образе человеческом страдание и смерть, снисшедши до гроба и ада, в которой совершил Он и воскресение из мертвых, представив доказательство плоти, крови и души в собственной и неотдельной плоти, по написанному, от семени Давидова». свт. Афанасий Великий Против Аполлинария. Книга 1‑я. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа
«Неразумен тот, кто Царю – присносущему Божию Слову не воздает равно Божеской чести с пренебесным Отцем; неразумен и тот, кто Царю-Слову, на земле явившемуся в образе человеческом, не воздает равно Божеской чести с небесным Словом, но отделяет или Слово от великого Отца, или от Слова человеческий образ и нашу дебелость. Отчего слово было Бог, но стало нашим человеком, чтобы, соединившись с земными, соединить с нами Бога. Оно обоюду – единый Бог; потолику человек, поколику меня делает из человека богом. Будь милостив ко мне, язвленный за меня Всевышний!». свт. Григорий Богослов. О вочеловечении
«Спрашиваю: кому пролита кровь Божия?» свт. Григорий Богослов. Против Аполлинария
«По причине этого-то единства лица, которое должно разуметь по отношению к тому и другому естеству, и о Сыне человеческом читаем, что Он «сшел с неба», тогда как Сын Божий восприял плоть от Девы, от которой родился; и обратно – о Сыне Божием говорится, что Он «распят и погребен», тогда как Он потерпел сие не божеством, по которому Единородный совечен и единосущен Отцу, а немощным человеческим естеством». свт. Лев, папа Римский Окружное или соборное послание, писанное к Флавиану, архиепископу Константинопольскому (против ереси Евтихия)
«ВЕЛИКИЙ ВОДОРАЗДЕЛ»
В-четвертых, слово tetelestai
использовалось, чтобы описать
поворотныйпункт,когдазавершаетсяодинпериодиначинаетсядругой.
Когда Иисус воскликнул:
«Совершилось!»
– это, безусловно, стало переломным моментом в истории человечества. Это ознаменовало окончание Ветхого Завета – этот период был окончательно завершен – и начало Нового Завета. Крест стал «Великим Водоразделом» в истории. Когда Иисус воскликнул:
«Совершилось!»
– Он провозгласил, что Ветхий Завет завершился и теперь вступил в силу Новый Завет!
В этот Божественный миг исполнились все ветхозаветные пророчества о земном служении Иисуса. Божье правосудие восторжествовало и было удовлетворено Божьим Агнцем. В этот момент полностью исчезла необходимость в ветхозаветных жертвоприношениях, потому что совершенная Жертва отдала Свою жизнь за спасение всего человечества. Миссия Иисуса была выполнена. И теперь Он мог возгласить об этом на всю вселенную!
Благодаря тому, что Иисус пожелал принести в жертву Собственную кровь как плату за долг нашего греха, мы теперь прощены и полностью свободны. И мы с вами всегда должны помнить об этом. На наших прошлых грехах стоит штамп «ПОЛНОСТЬЮ ОПЛАЧЕНО», потому что Иисус ценой Собственной крови уплатил за наше искупление.
ИСКУПЛЕНЫ!
Во-вторых,
слово
tetelestai
являлось эквивалентом еврейского слова, которое произносил первосвященник в момент принесения в жертву агнца без пятна и порока. Каждый год первосвященник входил во Святое Святых, где он окроплял кровью непорочного жертвенного агнца крышку Ковчега Завета. В момент, когда кровь касалась крышки Ковчега, происходило очищение народа от его грехов за один год. А через год первосвященник снова входил за завесу этой священной комнаты и приносил в жертву кровь. Этот обряд совершался из года в год для получения ежегодного, временного прощения грехов.
Но когда Иисус висел на Кресте, Он был одновременно и Агнцем, и Первосвященником. В этот святой момент наш Великий Первосвященник Иисус принес в жертву Собственную кровь за вечное очищение от греха. Он принес совершенную жертву, символом и прообразом которой была каждая жертва по закону Моисея. С этого момента жертвы за грех больше не требовались. Иисус вошёл во Святое Святых и принёс в жертву Свою Собственную кровь – и этого было достаточно. Людям больше не нужно было приносить Богу кровь агнцев, чтобы получить прощение за свои грехи. Об этом сказано в Послании к Евреям 9:12:
«И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление».
Таким образом, когда Иисус произнес: «Совершилось!»
– Он тем самым провозгласил завершение периода жертвоприношений, ведь наконец была принесена окончательная Жертва! Искупление
былозавершеноиполностьюисполнено.
Оно совершилось раз и навсегда –
окончательно!