Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники.
Отличия и особенности
Богослужение в самые дни великих двунадесятых праздников посвящается исключительно празднуемому событию, что и выражается в изменяемых частях богослужения (чтениях, молитвословиях, песнопениях).
Внешняя сторона богослужения в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий, достигает полной торжественности. Церковь «облекается в одежды светлыя», в «весь светлейший сан», как говорит Устав о Пасхальном облачении, и совершает богослужение при полном освещении храма. Сами священнослужители облачаются в соответствующие содержанию праздника облачения: в Господские праздники – облачение цвета золота (символ торжества), в Богородичные – голубого или белого цвета (символ невинности и девственной чистоты).
Примечание.
В Господские праздники считается общепринятым облачение цвета золота, но на Богоявление, Преображение и Вознесение употребляется облачение белого цвета, на Воздвижение – фиолетового или красного, на праздник Входа Господня во Иерусалим – цвета золота (в практике же часто встречается и допускается облачение зеленого цвета), в Пятидесятницу – цвета золота, а на вечерне в тот же праздник – зеленого в цветах.
На Пасху цвет облачения – белый и красный. В другие праздники облачение бывает: в праздники ангельские – белое, в апостольские – желтое, в святительские – цвета золота, в преподобнические – зеленое (символ надежды и мирного подвига среди зеленых пустынных лесов), в мученические – красное (символ страданий святых).
В великие праздники за богослужением преобладает пение над чтением, что служит выражением радостного состояния молящихся. В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не преклонять колен, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы самим положением тела выражать торжество. Поэтому в Уставе прямо сказано: «В неделю (то есть воскресный день), и Владычний праздник, и в Пятьдесятницу всю колена не приклоняют» (Типикон, гл. 2).
Наконец, Церковь вносит духовную радость, торжество и в дома христиан, ослабляя или совсем опуская пост в эти дни и совершая славословия в самих домах.
Иконы двунадесятых праздников
Из всех событий новозаветной истории Отцы Церкви выделили двенадцать наиважнейших. Эти праздники названы двунадесятыми и посвящены воспоминаниям земной жизни Христа и Богородицы. Посвященные этим событиям праздничные иконы имеют свои особенности.
Вышивка бисером Рождество Христово
Рождество
. Иконография праздника прославляет воплощение в человеке Бога. Главные элементы образа – пещера и Вифлеемская звезда, приведшая к Младенцу волхвов. Основная композиция – спеленатый Младенец в яслях, возлежащая рядом с Ним Богородица, сидящий Иосиф, животные возле яслей. Дополнительные элементы, которых может и не быть, – ангелы, восхваляющие Рождество, волхвы и пастухи. На многих, особенно древнерусских святынях, присутствует сцена Омовения (обряд очищения водой) Христа.
Вход Господень в Иерусалим
. Иконография прославляет самое торжественное в земной жизни Христа событие – Он вступает в Иерусалим и народ встречает его, как Царя, пришествие Которого предсказали пророки. Основная композиция – въезжающий на осляти Христос, следующие за Ним апостолы и всеобщее народное ликование. Непременные элементы – Елеонская гора в левой части образа и город Иерусалим в правой.
Богоявление или Крещение
. Посвященные событию праздничные святыни прославляют момент, когда Господь впервые показался (явился) собравшимся, как Бог. Главные фигуры композиции – крещающийся Спаситель и благословляющий его Иоанн Креститель (Предтеча). Над Христом в сегменте неба изображен голубь, а во многих древнерусских изводах – Бог Саваоф.
Сретение
. На сороковой день по Рождеству благочестивые родители принесли Младенца в храм. Там его встретил старец Симеон, имеющий предсказание, что он покинет мир, как только увидит Спасителя, и праведная Анна Пророчица. В этом и смысл композиции. Как правило, фигуры изображаются на фоне ступенек в храм. Этот элемент в иконописи имеет глубокое символическое значение.
Благовещение
. Этот день считается Церковью днем всеобщего спасения. Через Деву Марию Бог воплотился и стал человеком. Иконография прославляет момент сообщения Пречистой Деве Благой Вести Архангелом Гавриилом. Она достаточно разнообразна. Момент встречи происходит у колодца, или в доме Иосифа за пряжей (главный извод), или просто на золотом фоне.
Вознесение
. На сороковой день по Воскресению Господь вознесся на Небо. Христос изображен в торжестве, каким и придет судить мир. Это иконография Пантократора (Господа Вседержителя). В нижней части композиции изображены апостолы, наблюдающие это событие и, неизменно, Пресвятая Богородица.
Святая Троица вышитая бисером и камнями
Троица или Пятидесятница
. Об иконографии Троицы пишутся целые научные труды. Изобразить Бога невозможно, потому что Его не видел никто. Согласно канонам, допустимы лишь символические изображения. Праздничные иконы Пятидесятницы языком иконописи передают историю сошествия Святого Духа на собравшихся в иерусалимской горнице апостолов.
Преображение
. Господь на Фаворе явил апостолам через преображение свою Божественную природу. Главные лица композиции – преобразившийся Христос, Моисей и Илия. Моисей держит в руках книгу или скрижали Завета. Иконография может быть дополнена изображением апостолов, которые пришли на Фавор вместе со Спасителем.
Крестовоздвижение
. Даже человек слабо знающий церковную историю, легко определит, какое событие прославляется этим образом. В центре композиции – Крест на возвышении. Его поддерживают несколько священнослужителей. Остальные части изображения в разных изводах могут отличаться.
Успение Пресвятой Богородицы
. На иконе изображены скорбящие апостолы вокруг тела Богородицы. В верхней части образа – Христос с душой Пречистой Матери.
Рождество Пресвятой Богородицы
. Иконография прославляет рождение Матери Господа. В ряду образов двунадесятых праздников стиль и строй этой иконы наиболее земной. Анна сидит или полулежит на ложе. Ей прислуживают женщины. Повивальная бабка вместе со служанками омывают в купели Богоотроковицу и подносят Ее матери. На некоторых изводах Мария изображена спящей в колыбельке.
Двунадесятые переходящие праздники
За одну неделю перед празднованием Пасхи принято отмечать переходящий праздник Вход Господень в Иерусалим, то есть Вербное воскресенье. В этот день Исуса Христа принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий.
Вознесение Господне отмечается на 40-й день после Пасхи. Согласно преданию, возносится Исус Христос на небо, к Богу Отцу, закончив тем самым служение земной жизни. Всегда праздник выпадает на четверг и отражает священность вхождения Сына в небесный храм к Своему отцу.
Святая Троица выпадает на воскресенье, на 50-й день после праздника Пасхи. Перед этим днем принято отмечать Троицкую Родительскую субботу и поминать усопших.
Иконография великих празднований
Следует отметить, что все представленные празднования имеют свои символические образы. Божественный лик какого-нибудь из празднований, в честь которого была освящена церковь, на иконостасе может располагаться в местном ряду или же снизу во 2-м ряду.
В тех церквях где представлены все иконы двунадесятых праздников, в основном размещаются между местным и деисусным рядами.
Двунадесятые праздники – так называется цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского православного литургического календаря.
Двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. Пасха , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.
Советуем изучить Молитвы святому Макарию Великому
В двунадесятых праздниках выделяются Господские праздники, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и Богородичные праздники, связанные с земной жизнью Богородицы.
По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории: Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:
Двунадесятые неподвижные праздники
Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Двунадесятые переходящие праздники:
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня. Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями). Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных (* примечание — Минея (греч. «месячник») – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга. Различаются Минея Месячная, Минея Праздничная и Минея Общая). Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной (*примечание — Триодь – (греч. трипесенный) – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга). На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития. В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.
Великие недвунадесятые праздники:
- По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого— 14 января
- Рождество Иоанна Предтечи — 7 июля
- Святых первоверховных апостолов Петра и Павла— 12 июля
- Усекновение главы Иоанна Предтечи— 11 сентября
- Покров Пресвятой Богородицы— 14 октября
В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание. У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.
Какие сегодня церковные праздники
Дата сегодня:
Четверг, 13 августа 2022 г. (Какое сегодня число по старому стилю: 31 июля)Седмица 10-я по Пятидесятнице Священномуч. Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним преподобномуч. Сергия Шеина и мучен. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (1922) Предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста Господня Праведн. Евдокима Каппадокиянина (IX)Каких святых вспоминаем сегодня:
Святит. Германа, епископа Осерского ( 448 г.). Мученицы Иулитты (304-305). Преподобномуч. Дионисия Ватопедского (1822) (Конст.).
День памяти исповедников и новомучеников:
Мучен. Максима Румянцева (1928); священномуч. Владимира Холодковского пресвитера (1937); священномуч. Иоанна Румянцева пресвитера, свят. Константина Разумова исповедн., пресвитера, мученицы Анны Серовой и свят. Елисаветы Румянцевой исповедн. (после 1937).
Браковенчание:
Не совершают венчание.
Расписание чтений на сегодня:
Евангелие и Апостол: На лит.: — Ап.: 2 К коринфянам 1:1-7 Ев.: От Матфея 21:43-46Псалтирь: На утр.: — Псалом 91-100; Псалом 101-104 На веч.: — Псалом 105-108
Двунадесятые праздники по хронологии церковного года
Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября (8 сентября по старому стилю);Воздвижение Креста Господня — 27 сентября (14 сентября по старому стилю);Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря (21 ноября по старому стилю);Рождество Христово — 7 января (25 декабря по старому стилю);Крещение Господне — 19 января (6 января по старому стилю);Сретение Господне — 15 февраля (2 февраля по старому стилю);Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля (25 марта по старому стилю);Вербное воскресенье — ближайшее воскресенье перед Пасхой, переходящий праздник;Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг, переходящий праздник;Праздник Святой Троицы (Пятидесятница) — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье, переходящий праздник;Преображение Господне — 19 августа (6 августа по старому стилю);Успение Богородицы — 28 августа (15 августа по старому стилю).
Источники:
- https://dailyhoro.ru/article/dvunadesyatyie-pravoslavnyie-prazdniki-chto-eto-takoe-i-kak-ih-otmechat/
- https://omolitvah.ru/ikony/ikony-dvunadesyatyh-prazdnikov/
- https://1001molitva.ru/prazdniki/dvunadesyatye.html
- https://ikona-i-molitva.info/chto-takoe-dvunadesyatye-prazdniki-pravoslavnoj-cerkvi/
- https://ruvera.ru/dvunadesyat
Православный календарь
Календарь на Руси называли месяцесловом. Он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян, в нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления. Православный календарь подразделяется на две части по принципу подвижной и неподвижной его частей. Наиболее значимые для христианина дни празднований и постов определяются пасхалией. Именно учитывая все факторы лунно-солнечного календаря, сначала высчитывается праздник Пасхи — самый важный и главный праздник по всех смыслах. Исчисление первого весеннего полнолуния следует сразу же за днем весеннего равноденствия. Передвижение точной даты самой Пасхи происходит в пределах 35 дней, то есть в период с 4 апреля до 8 мая. Таким образом, дата этого праздника передвигается, а день недели, то есть воскресенье, остается неизменным. Периоды постов и другие традиционно религиозные дни, связанные с празднованием этого уникального для верующих праздника, отсчитываются именно опираясь на этот принцип.
Икона ПОКРОВ БОГОМАТЕРИ
Последняя треть XVIв., Новгород
Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение
28,5х24х1,4 см
Об иконе: Сюжет заимствован из жития св. Андрея Юродивого (X в.). Св. Андрею и его ученику Епифанию во Влахернском храме в Константинополе явилась Богоматерь в сопровождении святых (незримо для остальных присутствующих). Вознеся молитву, Она простерла над молящимися свой покров в знак покровительства и защиты. Праздник Покрова Богородицы был установлен не в Византии, а на Руси, в XII в. (очевидно, сначала в Киеве, затем во Владимире) ….читать подробнее
Двунадесятый Богородичный праздник: когда отмечается, иконы, как расставить
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Для каждого верующего человека Великие церковные праздники являются очень важным событием, которому уделяется огромное внимание. Двунадесятые праздники наступают сразу после Воскресения Христова
Их всего 12: 7 великих праздников, прославляющих Иисуса Христа, Сына Божьего и 5 — Пресвятую Богородицу Деву Марию. Каждый двунадесятый Богородичный праздник имеет свои особенности.
Главные Богородичные праздники в Православии
Согласно православному церковному календарю:
- Первым в списке есть Рождение Пресвятой Богородицы — один из годовых праздников, отмечается проведением Всенощной Божественной литургии.
- Далее Введение во храм Пречистой Матери Божией – этот день для каждого человека должен символизировать спасение всего человеческого рода.
- Само слово Благовещение Пресвятой Богородицы означает добрую весть об освобождении многострадального и грешного народа, защите его от всех бед.
- Праздник Успения – свидетельствует о том, что Матерь Божия не умерла, а и до наших дней продолжает уповать за весь народ, помогать страждущим, малоимущим, семьям с детьми, тем, кто потерял свою дорогу, которую приготовил Всевышний и сейчас находится в постоянном поиске.
- И последним двунадесятым Богородичным праздником является Сретение Господне –встреча Симеона из Божьим Сыном, долгожданный момент столкновения Ветхого и Нового Заветов: Закона Божьего и Закона безусловной любви к Всевышнему, принесенного на Землю Иисусом.
Все названные церковные праздники имеют четко установленную дату, которая не зависит от других Великих праздников. Если по календарю праздник попадает среди рабочей недели или в субботу, то правится только по случаю этого знаменательного дня в истории православной церкви, если же выпадает в воскресенье, то проводится одновременно две службы.
Когда отмечаются двунадесятые праздники Господние
Церковь отмечает 7 больших праздников, из них:
- Рождество Христово, которое отмечается 7 января,
- Крещение 19 января,
- Воздвижение Креста 27 сентября,
- Преображение 19 августа.
Советуем изучить Поздравления со Сретением Господним в прозе
Все они имеют четко фиксированную дату и никогда не переносятся.
Вхождение Господнее в Иерусалим (Вербное воскресение – за неделю до Пасхи), Вознесение Господне, Пятидесятница. зависят от того, в какой день выпадает Светлое Христово Воскресение – Пасха.
Все перечисленные нами праздники имеют специальные дни, которые необходимы для особой подготовки:
- Дни, которые выпадают непосредственно перед знаменательной датой;
- Дни после праздника;
- Последний день богослужения после празднества.
Больше всего празднуется Рождение Христа – 5 дней, Богоявление – 4 дня, а все остальные – 1 день, многое зависит от количества дней поста.
Иконы двунадесятых праздников
Иконы несут информацию о главных фактах жизни Сына Божьего и его Матери. Каждый автор, пытался передать истинный смысл изображаемого и вкладывал свое сердце и душу.
Во всех церквях, соборах и храмах в такие особые дни иконы принято размещать в 3 ряду, между предсказательским и деисиским рядом. Каждому из праздников, которые были описаны ранее, принадлежит одна или несколько икон, на которых изображены разные трактования Земных событий.
Икона Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками имеет очень глубокий смысл и большое значение. Этому празднеству уделяется огромное значение, ведь своим воскрешением Сын Божий доказал, что после смерти есть жизнь. Все верующие искренне взывают с молитвами и радуются Великому дню на протяжении 50 дней, до Дня Пресвятой Троицы.
Эта икона помогает найти свое предназначение, укрепить свой дух, и поверить в собственные силы.
Порядок размещения икон двунадесятых праздников
Каждый верующий человек имеет в своем доме иконы Творца, его Сына и Божией Матери. Иконы должны быть размещены в доме на восточной стороне, чтобы молится при восходе солнца.
В центре должен быть лик Христа, по правую сторону от него святой образ Девы Марии, а с левой – икона Святой Троицы. Лучше всего размешать в каждой комнате, подальше от любой бытовой техники. По возможности все иконы лучше ставить в киоте, зажигая свечу при каждом прочтении молитвы.
При желании Вы можете увеличивать количество святых образов, придерживаясь основных церковных правил.
Господь всегда с Вами!
Смотрите еще и видео о двунадесятых Богородичных праздниках:
Икона ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
Начало XVII в., строгановский мастер 4 .Марта
Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение
31,8×27,5х2,6 см (с бортиком ковчега)
Об иконе: Иконография объединяет два сюжета — «Сошествие во ад» и «Восстаете из гроба». Композиция «Сошествие во ад» сформировалась к XI в. на основе новозаветных текстов (Мф. 27: 52; I Петр 3: 18-19; Ефес.4: 9), апокрифического Евангелия от Никодима и святоотеческих сочинений. В эти! источниках говорится, что после смерти на кресте Христос спустился в ад как Царь Славы и избавил души человеческие от власти сатаны ….читать подробнее
Вам может быть интересно:
1. Литургика – архиепископ Аверкий (Таушев) |
2. Литургика. Гимнография и эортология – архимандрит Киприан (Керн) |
3. Литургика: Таинства и обряды – Часть I. О Службах особенных, совершаемых Церковью по известному случаю или по потребностям христиан – Гермоген Иванович Шиманский |
4. Лекции по литургике – профессор Николай Фомич Красносельцев |
5. Толковый Типикон – КАНОН – профессор Михаил Николаевич Скабалланович |
6. Догматическое богословие – РАЗДЕЛ III. ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВАХ КАК СРЕДСТВАХ ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА – протоиерей Олег Давыденков |
7. Таинства и обряды Православной Церкви – протоиерей Геннадий Нефёдов |
8. Устав пения тропарей и кондаков по входе на Литургии – профессор Николай Дмитриевич Успенский |
9. Толкование на паремии из книги Бытия – епископ Виссарион (Нечаев) |
10. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви – протоиерей Константин Никольский |
Примечания
- Дни в данной статье указаны так, как принято в бытовом обиходе современной РПЦ, то есть указано число по юлианскому календарю (старому стилю) и затем дата, которой данное число соответствует по григорианскому счислению в XX и XXI веках. При этом надо иметь в виду, что лишь часть церквей (или юрисдикций — см. Старостильные церкви), в том числе Русская, продолжает придерживаться юлианского календаря; большинство же иных, включая Константинопольскую, перешли в XX веке на новоюлианский календарь. Для таких церквей первая указанная дата есть день празднования по григорианскому календарю.
- Далеко не все Господские
и
Богородичные
праздники являются
Двунадесятыми
и
Великими
; некоторые из них являются
средними
и даже
малыми
праздниками. - Типикон (Москва, 2002 г., стр. 1019 ҂аѳ҃ι) в среду 6-й седмицы по Пасце (отдание праздника Пасхи) предусматривает пение трёх канонов: Пасхи со ирмосом на 6, слепаго на 4 и предпразднства Вознесения на 4. Однако во многих храмах совершается только пасхальное богослужение.
- Лития, по Уставу, должна служиться на всех Всенощных бдениях, без исключения. Но в русской приходской практике лития служится очень часто только под двунадесятые и престольные праздники.
- На архиерейских службах поётся с припевом второго праздничного антифона случившегося праздника.
- если в этот день не случится никаких других праздников
Икона СВЯТАЯ ТРОИЦА, С ДЕЯНИЯМИ
Первая треть XIX Палех
Дерево, левкас, темпера, золочение
36×31х2,4 см
Об иконе: В данном случае избран редкий асимметричный вариант изображения Святой Троицы, закрепившийся в русской поздней иконописи благодаря западноевропейским гравированным образцам (например, известной Библии Пискатора). В отличие от традиционных изводов, Здесь композиция разомкнута: ангелы взаимодействуют не друг с другом, а с Авраамом, к которому обращаются с благословением. Это усиливает исторический смысл сцены, но уменьшает символический. ….читать подробнее
Почему Пасха не входит в число двунадесятых праздников?
Но вас наверняка гложет вопрос: почему среди этих праздником нет всеми любимой Пасхи, дня Светлого Воскресения Христова? Величие и значимость событий Пасхи для православных христиан настолько велико, что эту дату, день, в который Распятый Иисус Христос воскрес из мертвых, встал из гроба после мучительной смерти, принято ставить выше двунадесятых праздников. Воскресение Христово как бы венчает эти важные памятные даты. Кстати, на иконе двенадцать праздников фрагмент, посвященный Пасхе, традиционно изображается в середине, тогда как события двунадесятых праздников помещены по периметру иконы.
Что значит двунадесятые праздники
Двунадесятые празднования представляют собой двенадцать православных христианских празднований, которые посвящены событиям из земного жития Вседержителя и Пречистой Девы. Все эти праздники относятся к числу великих празднований, однако все же уступают наиболее светлому и знаменательному – Пасхе. Сами же праздники могут быть как непреходящие, так и переходящие, причем к числу первых относятся девять торжеств, а к переходящим соответственно три.
Подобные празднования для истинно верующих христиан, которые регулярно посещают храм Божий и придерживаются всех постов имеют весомое значение, которые было предопределено еще в древние времена нашими предками, жившими во времена существования Богоматери и Сына Божьего.
Лучшая статья для Вас, переходите: Что такое седмица по православному календарю
Икона избранные двунадесятые и великие праздники
Живопись – начало ХVII в., строгановский мастер (?), врезок в доску ХIХ в., оклад — ХIХ в.
Дерево, левкас, темпера, золочение (икона); металл, позолота, чеканка, гравировка (оклад)
30,5 х 25,7 см (размер врезка 18,8 х 14,7 см)
Об иконе: Икона является произведением замечательного мастера-миниатюриста. Для него характерны традиционное масштабное соотношение фигур и фоновых изображений, пропорциональность фигур. Подготовительный рисунок, просвечивающий сквозь прозрачную красочную поверхность, выразителен, свободен. Письмо личного, архитектурные формы, рисунок горок, особая миниатюрность позволяют предположить, что икона принадлежит к кругу строгановских мастеров. Она имеет большую художественную и историческую ценность, представляет собой памятник музейного значения ….читать подробнее
Рождество Иисуса Христа и Его Крещение
Следующим в списке двунадесятых праздников идет Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря (7 января). Как известно, это торжество установлено в память величайшего события в истории человечества – воплощения от земной Девы Марии и Святого Духа Сына Божьего Иисуса Христа, явившегося в мир, чтобы Своей жертвенной кровью искупить первородный грех, обрекший на вечную смерть всех потомков Адама и Евы. Значение свершившегося было столь велико, что с этого дня человечество начало отсчет новой эры своего существования, и все исторические события стали делиться на те, что произошли до Рождества Христова (Р. Х.), и после него.
Советуем изучить Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
Также важное место среди двунадесятых праздников занимает Крещение Господне, отмечаемое 6 (19) января. В этот день все приверженцы православной веры вспоминают о том, как, приступая ко Своему земному служению, Иисус Христос был крещен в водах реки Иордан Своим Предтечей – святым Иоанном
В Евангелии говорится, что в тот момент сошел на Него Святой Дух в облике голубя, и глас Бога Отца, прозвучавший с небес, удостоверил, что именно Иисус является Его возлюбленным Сыном. Этот праздник называют также Богоявлением.
Икона РОЖДЕСТВО БОГОМАТЕРИ
1902 г., Холуй, иконописец Павел Третьяков
Дерево, левкас, темпера, золочение
34,7×29,2×2 см
Об иконе: Праздник Рождества Богородицы (8/21 сентября) был установлен в Византии в V в. В византийском изобразительном искусстве этот сюжет получил распространение с XI в. На Руси он известен с XIII в., особой популярностью стал пользоваться с XV-XVI вв., когда икона «Рождество Богородицы» вошла в состав праздничного ряда русских иконостасов. Литературной основой сцены послужило апокрифическое Протоевангелие Иакова, повествующее о детстве Богоматери ….читать подробнее
Когда отмечаются двунадесятые праздники Господние
Церковь отмечает 7 больших праздников, из них:
- Рождество Христово, которое отмечается 7 января,
- Крещение 19 января,
- Воздвижение Креста 27 сентября,
- Преображение 19 августа.
Все они имеют четко фиксированную дату и никогда не переносятся.
Вхождение Господнее в Иерусалим (Вербное воскресение – за неделю до Пасхи), Вознесение Господне, Пятидесятница. зависят от того, в какой день выпадает Светлое Христово Воскресение – Пасха.
Все перечисленные нами праздники имеют специальные дни, которые необходимы для особой подготовки:
- Дни, которые выпадают непосредственно перед знаменательной датой;
- Дни после праздника;
- Последний день богослужения после празднества.
Больше всего празднуется Рождение Христа – 5 дней, Богоявление – 4 дня, а все остальные – 1 день, многое зависит от количества дней поста.
Двунадесятые праздники календарь 2022, 2021
В следующем 2022 году переходящие праздники придутся на такие даты:
- Вход Господень в Иерусалим 12 апреля;
- Вознесение Господне 28 мая;
- Троица 7 июня.
Непереходящие праздники своих дат не меняют, поэтому не будем повторяться. Их можно посмотреть в предыдущем пункте.