Житие святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
Козма и Дамиан родились в Асии. Время их рождения и смерти точно неизвестно. Считается, что они жили не позднее III века. Они были воспитаны своей благочестивой и богобоязненной матерью Феодотией. Позже Козма и Дамиан были отданы на обучение врачебной науке. Господь даровал им дар исцелений, что привлекало к ним множество больных. С больных, которых Козма и Дамиан лечили, они никогда не брали оплаты, соблюдая заповедь Господа:
Даром получили, даром давайте (Мф. 10, 8).
Слава о Козме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками. Лечили они не только людей, но и животных. Однажды Козму и Дамиана позвали к тяжело больной женщине по имени Пелагия, лечить которую отказались все врачи из-за ее тяжелого состояния. Она потратила множество средств от своего имения и не смогла исцелиться ни от одного врача. Козма и Дамиан исцелили болящую. Исполненная благодарности к ним и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Пелагия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца. Но Дамиан отказывался принять дар. Тогда Пелагия со многими слезами умолила его принять этот малый дар во имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Тогда Дамиан принял дар. Козма, узнав об этом, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Козме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям явился верблюд, которого когда-то Козма исцелил от бешенства, и проговорил человеческим голосом:
Человеци Божии! Много чудес и знамений насладившеся от святою и славную Христову угоднику Козмы и Дамиана — не точию же вы, но и мы, скоты, данныи вам Богом на службу; темже и аз, благодаря со всеми, приидох поведати вам, яко отрок, своему слузе Козме таину свою не разлучитися им друга от другу, но вкупе положитися има (Четьи-Минеи митрополита Макария, Житие и чудеса святою безмезднику и бесребренику Козмы и Дамиана).
Так мощи братьев были положены вместе в Феремане. По преданию, и после смерти святые бессребреники совершили много чудес.
Чудеса святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
Великое множество чудес было совершено святыми Козмой и Дамианом. Однажды во время жатвы один из жителей тех мест вышел жать на свою ниву. Утомившись, изнемогши от солнечного зноя и намереваясь отдохнуть, он пошел под дуб, лег и крепко уснул. Во время сна ему чрез открытый рот вползла змея. Пробудившись, земледелец сразу не почувствовал никакой боли, так что снова принялся за работу на своей ниве. С наступлением же вечера, когда земледелец пришел домой и после ужина лег на постель, то почувствовал страшную боль оттого, что змея начала терзать его внутренности. Больной, не вынося страданий, стал кричать, чем пробудил от сна всех домашних. Последние, подойдя к больному и видя его страшные мучения, ничем не могли помочь; они даже не могли понять, что это была за болезнь. Тогда больной, не получив никакой помощи от окружавших, прибег к скорым помощникам Козме и Дамиану и воскликнул: «Святые врачи, Козма и Дамиан, помогите мне и помилуйте меня!» Святые тотчас поспешили с помощью: больной крепко заснул, и во время сна изо рта выползла змея. Видевшие сие чудо ужаснулись и прославили святых угодников. Когда змея выползла, муж тот тотчас пробудился и, с помощью святых бессребреников, выздоровел совершенно.
Неподалеку от храма святых врачей Козмы и Дамиана, в Феремане, жил некий муж Малх. Намереваясь отправиться в далекий путь, он повел свою жену к храму и сказал ей: «Вот я ухожу в далекий путь, тебя же вручаю под защиту Козмы и Дамиану: оставайся дома, пока не пришлю тебе условленный знак о себе, который ты признаешь за мой. И если Бог восхощет, то пришлю тебе этот знак и возьму тебя к себе». Поручив таким образом жену свою святым, Малх отправился в путь. По прошествии нескольких дней диавол принял образ некоторого знакомого человека и, придя к жене Малха, показал ей тот знак, на который указывал ей муж, говоря: «Пришлю тебе знак и возьму тебя к себе». Показывая ей этот знак, диавол велел идти за ним к мужу. «Знак этот я знаю, но идти не хочу, ибо я поручена святым бессребреникам Козме и Дамиану; и если хочешь, чтобы я пошла с тобой к мужу, то пойдем со мною ко храму святых, возьмись за край алтаря и поклянись мне, что не причинишь мне на пути никакого зла». Диавол дал такое обещание и, подойдя с нею к храму, взялся за край алтаря и поклялся. Женщина, услышав клятву, поверила ему, бывшему в образе знакомого человека, и пошла за ним в путь. Обольститель же, взяв ее, завел в место пустое и непроходимое и хотел ее там убить. Она, видя себя в крайнем бедствии, возвела очи к небу и возопила из глубины сердца к Богу, говоря: «Господи мой, святая Козма и Дамиане, помозита ми и избавита от убийца сего диавола; вама бо веровавши идох во след губителя сего сатаны; потщитася убо прити на помощь мне и избавита мя от кровопиица сего диавола». И тотчас явились скорые помощники, святые бессребреники Козма и Дамиан. Диавол, увидев их, оставил женщину и бежал; поднявшись на высокий берег, он низринулся в пропасть и исчез, а святые, взяв женщину, привели в дом ее. Она же поблагодарила их, но не узнала, кто они. И услышав, кто они, женщина упала на землю от страха и радости, святые же стали невидимы. И восклицала женщина, восхваляя и благодаря Бога и святых угодников Его, Козму и Дамиана.
Некий юноша, от испуга обезумевший, был приведен в храм святых бессребреников Козмы и Дамиана с надеждой на исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, не получив исцеления. Через некоторое время пришел к нему его отец, благочестивый старец. Молитва родителя была услышана. Его сын, до этого времени не узнававший отца, стал узнавать его. Святые Козма и Дамиан, невидимо возложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.
Некий муж, страдавший болезнью в легких, которая сопровождалась кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников Козмы и Дамиана, чтобы получить исцеление. Болезнь его была так тяжела, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все необходимое для погребения. Больной до этого времени не верил в силу святых и нередко хулил на Бога. Святые исцелили его от телесного и душевного недугов. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления никогда не употреблял хулы и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью исполнил повеление святых бессребреников. Тогда повелением святых Козмы и Дамиана кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив святых, с радостью пошел в дом свой.
Некий муж страдал тяжелой болезнью и никак не мог исцелиться. Тогда он призвал в своей молитве святых Козму и Дамиана, и тотчас же был исцелен. Также святыми была исцелена болящая женщина.
Однажды пришла в церковь святых бессребреников глухонемая женщина. Страдая много лет этим недугом, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых Козму и Дамиана исцелить ее от тяжелого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Глухонемая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Через Трисвятое явили чудо и святые бессребреники. Во время вечернего богослужения в храме их, когда по обычаю пелось Трисвятое, внезапно глухонемая женщина услышала поющих и вместе с ними стала петь Трисвятое.
Один эллин заболел. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Козмы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе святых бессребреников и с верой начал просить их об исцелении. Святые, явившись ему вместе, сказали, что если больной верует во Христа, то будет исцелен. Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил свой обет — принял святое крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великой радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников. Многие из слушателей умилялись и приняли христианство.
Некий муж был любителем народных зрелищ и страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые Козма и Дамиан, видя его усердие, умилосердились над больным. В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы. Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши. Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали: «Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление». Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду — ему не верили. Наконец, решили, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление. Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, и при всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили.
Святые Козма и Дамиан прославились множеством исцелений людей от душевных и телесных недугов.
Библиотека Русской веры Поучение на память св. чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Бессребреники Косма и Дамиан: Асийские, Римские, или Аравийские?
АКАФИСТ СВЯТЫМ БЕЗСРЕБРЕНИКАМ И ЧУДОТВОРЦАМ КОСМЕ И ДАМИАНУ АСИЙСКИМ
Кондак 1
Избраннии чудотворцы, безсребреницы Христовы и врачеве премудрии, туне подающии здравие в болезнех сущим, похвальная восписуем вам, заступником нашим и в скорбех помощником: вы бо сосуди благодати суще, исцеляете душевныя и телесныя наша язвы. Темже славяще Бога, дивнаго во святых Своих, вас усердно ублажаем: Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.
Икос 1
Ангельскому жительству поревновавше, вся земная презрели есте, и подвигом нестяжания венчавшеся, лицезрения Господа сил сподобилися есте. Молитеся убо за ны прилежно, к помощи вашей притекающих и похвальная вам вопиющих: Радуйтеся, молитвенницы теплии о чтущих святую память вашу; радуйтеся, оставленных врачами неоскудно исцеляющии. Радуйтеся, яко дом, имение и вся родителей стяжания ни во что же вменили есте; радуйтеся, нищия милосердием вашим препитавшии. Радуйтеся, страждущия сердоболием утешавшии; радуйтеся, чистотою и святостию Ангелом уподобившиися. Радуйтеся, светильницы Божественнаго света; радуйтеся, небеснии человецы, земнии Ангели. Радуйтеся, яко христианом есте прибежище непостыдное; радуйтеся, все житие свое даже до последняго издыхания в служении Господу истощившии. Радуйтеся, всесветлое благодати приятелище, Духа Святаго сосуди; радуйтеся, всем, призывающим вас, скории помощницы. Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.
Кондак 2
Видя Господь Бог добрая ваша начинания и велие ко благочестию усердие ваше, яко вся земная и благая мира сего уметы вменивше, в непрестаннем труде любве ради ближняго пребысте и души своя благими нравы украсили есте, преисполни вас Духа Святаго, Егоже лучами озаритися и нам испросите у Христа Бога, да купно с вами поем Ему: Аллилуиа.
Икос 2
Разумом истиннаго богопознания люди нечестивыя научили есте, вразумив тех силою словес ваших, имиже дерзновенно Христа проповедаете. Темже ревность вашу похваляюще, взываем сице: Радуйтеся, лестию вражиею не уловленнии; радуйтеся, истину Христову подвигами любве исповедавшии. Радуйтеся, всякую язю в людех исцеляющии; радуйтеся, лукавыя духи от людей прогоняющии. Радуйтеся, небоязненнии проповедницы любве Божия; радуйтеся, служения врачебнаго ревнителие. Радуйтеся, веры православныя поборницы; радуйтеся, столпи непоколебимии, духа любве и ревности о славе Божией исполненнии. Радуйтеся, немолчнии велений Господних провозвестницы; радуйтеся, вернии наставницы богомудрия. Радуйтеся, Царствия Христова надежнии нам ходатаи; радуйтеся, и по смерти вашей нас не оставляющии. Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.
Кондак 3
Силою Вышняго, данною вам, еще во временней жизни прияли есте власть чудесно исцеляти всякия недуги; по смерти же вашей наипаче прослави вас Бог многими чудотворении, да вси притекаем к вам, молящеся о исцелении от недугов телесных, паче же душевных, и Богу велегласно вопием: Аллилуиа.
Икос З
Имуще, яко многоценное сокровище, многоцелебныя мощи ваша, радуемся и, любовию воспевающе данную вам от Бога благодать исцелений, благодарно зовем: Радуйтеся, теплии о нас к Богу предстателие; радуйтеся, еллинская мудрования отца вашего оставльшия. Радуйтеся, Асии светильницы всесветлии; радуйтеся, омраченных стран просветителие. Радуйтеся, мужества и терпения наставницы; радуйтеся, два светильника, на земли добрыми делы возсиявшии. Радуйтеся, братия по плоти, материю вашею Феодотиею в добром наказании воспитаннии; радуйтеся, раби Божии, от Господа Христа венцы победы приемшии. Радуйтеся, дивный и прекрасный смирения и кротости образ всем показавшии; радуйтеся, непоколебимое православия основание. Радуйтеся, светлая безсребреников славо; радуйтеся, доблии целебницы, ни от когоже мзды за исцеления вземшии. Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.
Кондак 4
Бурею смущения исполнен был еси, святый Дамиане, егда жена некая Палладия, тобою вкупе со святым Космою от болезни смертныя исцеленная, хотяше от избытка благодарнаго сердца дарование некое своим благодатным врачем воздати, ты же, видя брата твоего от таковаго приношения отрекшася, втай приял еси от тоя жены три яйца, услышавше яко та заклинает тя Богом, да тии три яйца во имя Святыя Троицы от нея приемлеши. Сего ради святый Косма печален бысть, и завеща, да по смерти твоей не положен будеши близ гроба братня. Егда же по преставлении твоем, людие в недоумении быша, где погребсти тя, верблюд некий человеческим гласом проглагола, да погребнут тя близ Космы святаго, яко прославленна с ним пред Богом, понеже не мзды ради, но имени ради Божия приял еси три яйца. Таковому велию чуду дивящеся, людие погребоша тя вкупе с братом твоим, с радостию поюще Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше асийстии людие велию вашу к страждущим любовь и чудесное врачевание ваше, отвсюду устремляхуся к вам с верою в целебную благодать Божию, в вас действующую; приемлюще же скорое исцеление, прославляху Бога, вас же, милосердых целителей своих, величаху, воспевая сице: Радуйтеся, Бога истиннаго непреборимии проповедницы; радуйтеся, силою Креста Христова недугующим безмезднии целебницы. Радуйтеся, блазии врачеве, страждущим скории помощницы; радуйтеся, вся немощныя туне врачующии. Радуйтеся, и ныне исцеления обильно источающии; радуйтеся, милостивии утешителие в бедах и скорбех сущим. Радуйтеся, во всяких обстояниих нас защищающии; радуйтеся, безпомощных спасительное призрение. Радуйтеся, праведных преславное украшение; радуйтеся, предстательство наше крепкое. Радуйтеся, прилежнии о нас к Богу молитвенницы; радуйтеся, всем, верою призывающим вас, скории помощницы. Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.
Кондак 5
Боготечным воистину путем шествовасте, раби Христовы, егда благая мира презресте служения ради болящим, Христу же Единому поработасте, горькая испытания терпели есте, святии; но вся претерпесте за возлюбльшаго вас Христа. Темже великому терпению и крепцей любви вашей ко Господу дивящеся, купно с вами поем Ему: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше исцеленнии вами, яко силою Христовою исцелеша, хвалу Тому воздаша. Мы же славяще Бога, ублажаем вас, славных угодников Его, вопиюще сице: Радуйтеся, горняя паче дольних возлюбившии; радуйтеся, ангельскому житию на земли поревновавшии. Радуйтеся, яко многобожие родителя вашего отринувше, благочестия матерня не отступили есте; радуйтеся, яко вся имения своя, по словеси Господню, нищим раздали есте, да Христа приобрящете. Радуйтеся, не словом точию, но множае паче делом и непрестанною к Богу молитвою иных поучившии; радуйтеся, неоскудный источник исцелений ныне являющии. Радуйтеся, излиянием чудес, данных вам от Бога, нас обогащающии; радуйтеся, в самих себе храм Богу уготовавшии. Радуйтеся, скорое нищих услышание; радуйтеся, скорбных приятное попечение. Радуйтеся, ненадежных известное надеяние; радуйтеся, болящих скорое врачевание. Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.
Кондак 6
Проповедницы имене Христова в животе своем бывше, и ныне силу Того свидетельствуете чудеси, от иконы вашея источаемыми, и якоже веры иногда жены некия Палладии не презресте, но пришедше в дом ея, исцеление от смертнаго недуга ей даровали есте; сице и наших молений и пений гласы услышите, о святии безсребреницы! Вере же и любви людей ваших внемлите и покров нам свыше даруйте, хвалящим вас и поющим Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия, яко свет, правда ваша, егда укоряеми неверующими, яко не от Бога получили есте дар исцелений, рекосте к людем града вашего: не волшебною хитростию врачуем болезни, но силою Спаса нашего Иисуса Христа, якоже Той заповеда, глаголя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, туне приясте, туне дадите. Темже благодатному слову вашему дивящеся, ублажаем вас сими: Радуйтеся, образ любве и веры нам показавшии; радуйтеся, райския радости присно наслаждающиися. Радуйтеся, премудрии сеятелие благочестия; радуйтеся, славнии проповедницы православия. Радуйтеся, учителие, к небеси наставляющии; радуйтеся, чистаго и непорочнаго жития неусыпнии хранителие. Радуйтеся, теплии послушателие молящихся вам; радуйтеся, ко спасению изящнии и вернии путеводителие. Радуйтеся, благочестно и богоугодно жити хотящим блазии наставницы; радуйтеся, ходатаи благим всем, почитающим память вашу. Радуйтеся, добре и в мире течение свое скончавшии; радуйтеся, венцы правды от Владыки Христа приявшии. Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.
Кондак 7
Хотящу мужу некоему во время жатвы от зноя солнечнаго мало почити, и крепко уснувшу ему, вниде змий во уста и вселися во чрево, егдаже возстав муж той от сна, ощути во чреве своем болезнь от терзания змиева и абие нача велиим гласом вопити: святии врачеве Космо и Дамиане, помозите ми, и абие вы, угодницы Божии, приспеша ему на помощь и успиша его зело, и молитвами своими начаша изгоняти змия и, всем тамо зрящим, изыде змий из уст человека того, и вси ужасающеся о страшнем чудесе том, благодарственно воспеша Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Дивнии о нас молитвенницы, целителие душ и телес наших и ходатаи спасения вечнаго, благодарным сердцем воспевающе хвалебную песнь Богу, даровавшему нам таковых великих чудотворцев, приносим и вам похвалы сицевая: Радуйтеся, ангелов терпением вашим удивившии; радуйтеся, божественным сиянием чудес своих вся просветившии. Радуйтеся, скории от всяких болезней безмезднии врачеве; радуйтеся, заступлением вашим разслабленныя исцеляющии. Радуйтеся, от неисцельных болезней здравы воздвизающии; радуйтеся, достойне совершившии земный подвиг жития вашего. Радуйтеся, о нас, обнаженных добрых дел, присно к Богу предстательствующии; радуйтеся, яко сиянием премудрости, от Господа вам данныя, всех верных просвещаете. Радуйтеся, молитвенницы о нас и заступницы наши предивнии; радуйтеся, доблии врачеве Христовы. Радуйтеся, без мзды туне всем исцеления подающии; радуйтеся, чудесы своими идольское безумие обличившии. Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.
Кондак 8
Странное мирови житие ваше видяще, устранимся и мы того сует и, ум на небеса преложше, возопиим к вам, святии безсребреницы: утолите болезни, источая благодатная врачевания всем, усердно к помощи вашей притекающим и вопиющим Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Все житие ваше на земли любовию к Богу и к ближним исполнивше, святии безсребреницы Космо и Дамиане, скории и ныне помощницы являетися всем, с верою призывающим вас; не точию бо близ притекающим ко святым мощем вашим, но и далече сущим исцеления источаете. Темже приносим вам похвалы сия: Радуйтеся, Единому Богу, в Троице славимому, верно послужившии; радуйтеся, единое еже на потребу премудре избравшии. Радуйтеся, яко в неустаннем труде и подвизе дни и нощи ваша без всякаго уныния препроводили есте; радуйтеся, яко сицевым вашим тесным и скорбным житием славу Божию в человецех умножили есте. Радуйтеся, доблии Христовы последователие; радуйтеся, яко научители и творцы Христовых заповедей явилися есте. Радуйтеся, яко именами велиих в Царствии Небеснем наречени бысте; радуйтеся, славою Христовою весь мир озарившии. Радуйтеся, яко любовию к ближним безстрастие прияли есте; радуйтеся, яко безмездным врачеванием безсмертие стяжали есте. Радуйтеся, яко ангели, на небеси и на земли прославленнии; радуйтеся, яко Богу ныне венценоснии предстоите. Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.
Кондак 9
Всякое естество человеческое удивися сиянию в вас благодати Божией, святии Космо и Дамиане, егда нечестивии людие, узревше чудеса, о имени Господа Иисуса Христа вами творимая, увероваша и прославиша Бога. Темже и мы, славяще Давшаго вам сицевую силу, поем Ему: Аллилуиа.
Икос 9
Вития многовещанныя недоумеют довольно изобразити обилие любве вашея, еюже преисполнени бысте, святии угодницы, к человеком о Господе. Сего ради из глубины сердец наших вопием к вам: Радуйтеся, Господу своему даже до смерти поработавшии; радуйтеся, огнем любве Божия воспаляема огнь жертв идольских угасившии. Радуйтеся, ближняго паче самих себе возлюбившии; радуйтеся, яко болящия и недужныя посещали есте. Радуйтеся, нужды убогих предварявшии; радуйтеся, печальных утешителие. Радуйтеся, отчаянных заступницы; радуйтеся, сирых питателие. Радуйтеся, люте страждущим помощницы; радуйтеся, угнетенных свободителие. Радуйтеся, яко добре течение скончавше, ко Христу вознесостеся; радуйтеся, яко в Царствии Его водворяетеся. Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.
Кондак 10
Спасти хотя многая, яви нам Господь вы, чудотворцы Своя: кто бо не умилится, видя ваше безмерное ко всем сострадание; кто ли вы не ублажит, яко не токмо человеки от недуг исцеляете, но и скоты милуете; не отрините убо и наших молитв, но на вся ны неоскудно великия и богатыя ваша милости излейте, да вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стены есте всем, похваляющим чудеса ваша, о, безсребреницы, и к заступлению вашему прибегающим, стены и забрала есте, ограждающии от всех бед усердно в помощь вас призывающих. Темже убо и нас от нищеты, напастей, недугов и скорбей оградите, молимся и тепле вопием к вам: Радуйтеся, адамантову крепость в нестяжании превозшедшии; радуйтеся, дивно искушения сребролюбия победившии. Радуйтеся, славнии в бедах заступницы; радуйтеся, немощных и обидимых укрепление. Радуйтеся, крепцыи в напастех защитителие; радуйтеся, убогих и нищих всещедрии обогатителие. Радуйтеся, алчущих милостивии кормителие; радуйтеся, болезньми и тяжкими недуги одержимых премудрии уврачевателие. Радуйтеся, с верою к вам притекающим от всех скорбных обстояний и болезней теплии защитителие; радуйтеся, яко память ваша всеми славима на земли. Радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех; радуйтеся, яко от Бога препрославлени есте. Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.
Кондак 11
Пение всеумиленное, ныне нами приносимое, несть довольно к похвалению преславных подвигов и трудов ваших, яже Христа ради подъяли есте в животе своем; обаче дерзающе просим, усердное моление наше приемше, и нас от бед своими молитвами избавите, да умиленным сердцем воспоим Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарный и небесный ум явили есте, егда славы земныя от врачевства не пожелали есте искати от человек, но точию славы Божия на небесех. Ныне же нетлением мощей ваших и множеством чудес православие утверждаете. Темже благодарственно зовем: Радуйтеся, Ипостасное Слово дерзновенно проповедавшии; радуйтеся, силу идольскую добропобедно упразднившии. Радуйтеся, яко вами попрася служение бесом; радуйтеся, яко вами проповедася поклонение Христу. Радуйтеся, учителие премудрии; радуйтеся, всех добродетелей неленостнии исполнителие. Радуйтеся, яко по трудех земных в селениих небесных ликовствуете; радуйтеся, яко и по преставлении своем нас не оставляете. Радуйтеся, яко всем, с верою призывающим вас, скорую помощь подаете; радуйтеся, святии врачеве, яко болезни наша исцеляете. Радуйтеся, молитвы верных не отревающии; радуйтеся, и о нас недостойных у Престола Божия ходатайствующии. Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.
Кондак 12
Благодать, юже даде вам Господь Бог, целити вся недуги душевныя же и телесныя, днесь собра нас, да почтим память вашу, святии безсребреницы Космо и Дамиане, благоговейно убо взирающе на честную икону вашу и со умилением сердца к ней припадающе, молим избавитися всем нам от всяких зол и болезней, да воспоим вси Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще чудеса ваша, восхваляем труды и подвиги, ублажаем благочестную в мире кончину вашу, почитаем ходатайство и сильное заступление ваше о всех, требующих помощи вашея; величаем Подателя всех благ Бога, даровавшаго нам толико дивных молитвенников, и со умилением зовем: Радуйтеся, Иисуса Господа верно проповедавшии; радуйтеся, истины Его доблии свидетелие. Радуйтеся, теплии о нас у Престола Его предстателие; радуйтеся, телес наших благосострадательнии врачеве. Радуйтеся, Царствия Небеснаго и вечных благих наследницы; радуйтеся, по Бозе все наше упование. Радуйтеся, миро благовонное исцелений источающии; радуйтеся, страстей злосмрадие молитвами своими отревающии. Радуйтеся, исцелений дателие и чудес источницы; радуйтеся, светоноснии столпи церковнии и забрала недвижимая. Радуйтеся, винограда истиннаго божественныя лозы; радуйтеся, двоице световидная мудрых безсребреник. Радуйтеся, Космо и Дамиане, святии безсребреницы и преславнии чудотворцы.
Кондак 13
О, предивнии безсребреницы, чудотворцы, целителие и славнии угодницы Божии Космо и Дамиане, приимите моления сия наша, от сокрушеннаго сердца возносимая; исцелите многообразныя недуги душ и телес наших и теплым предстательством вашим испросите нам от Христа Бога избавление от всех бед и напастей, прощение прегрешений наших и благую надежду вечнаго спасения, да сподобимся с вами и со всеми святыми в безконечныя веки воспевати Богу, Спасителю нашему: Аллилуиа. Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангельскому жительству…» и кондак 1-й «Избраннии чудотворцы…».
Молитва
О, чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающе, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких неисцельных недугов от Бога прияли есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите. Юныя дети, вашей помощи во учении книжнем просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере непрестанно да преспевают. На одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающия и от лютых недуг в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и совершенную, и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития нерадящих, в гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных, сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Братию святаго храма сего, вашему святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от исступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти, и мощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспеющих, в добрых делех усердных, в молитве к Богу прилежных, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Почитание святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана. Тропарь, кондак и канон святым
На Руси святые бессребреники Козма и Дамиан (Асийские) преимущественно считались покровителями учащихся детей. К ним прибегали с молитвою при научении грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и помогали их правильному развитию.
В Четьях-Минеях митрополита Макария есть поучение на память святых бессребреников Козмы и Дамиана, в котором из дневного Евангелия избрана тема: «Каковому должно быть учителю». В развитии ее есть такие выражения:
Святые учители тело врачевали чудесами, душу поучением. Они прихождаху к ним чудес ради, они же поучения ради. Ничто же ино так подобает учителю, яко же смирение и нестяжание имения.
Тропарь, глас 8
Святая безсребреника и чудотврца Козмо и Дамиане, посетита нас в болезнех наших, туне прияста, туне и дадита.
Кондак, глас 2
Благодать приемша исцелением, простираета здравие бедующим врача и чудотворца славная. Но ваю посещением и супостатом шатания низложита, мир исцеляюща чудесы.
Библиотека Русской веры Канон чудотворцам и бессребреникам Козме и Дамиану →
Читать онлайн
О чем молятся Косме и Дамиану
Житие Космы и Дамиана можно считать образцом смирения и готовности отстаивать свою веру. Обращаясь к мощам Космы и Дамиана за помощью можно наблюдать настоящие чудеса исцеления, которые нельзя объяснить ничем.
Человек, который считается безнадежным, вдруг исцеляется и обретает новый смысл жизни, слепые начинают различать цвета и четкость мира, глухие слышат пение птиц и звуки природы. Множество чудес было замечено на святых местах, ведь братья были признаны святыми еще во времена их жизни.
Иконописные изображения святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
Особое распространение получила парная иконография святых чудотворцев и бессребреник Козмы и Дамиана, где Козма изображается слева, а Дамиан справа. Святой Козма облачен в длинную тунику с узкими рукавами, поверх которой короткий хитон с широкими рукавами, сверху — гиматий, драпирующий левое плечо, на ногах сапожки. Голова обнажена, волосы короткие, иногда с залысинами.
Святые Козма и Дамиан. Первая половина XV в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
В иконописных подлинниках об иконографии Козмы и Дамиана Ассийских сказано: «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра». Святые братья-бессребреники изображаются средовеками, с небольшими окладистыми бородами, гладкими волосами с залысинами, их атрибутами являются лекарские ложечки (или перья).
В византийском и древнерусском искусстве святые чудотворцы Козма и Дамиан часто встречаются в монументальной живописи или в составе групп избранных святых. В монументальном искусстве самым древним изображением является мозаика конца IV века из церкви святого Георгия в Салониках.
Святые бессребреники Козма и Дамиан. Конец IV — третья четверть V вв. Церковь св. Георгия (Ротонда), Салоники, Греция. Мозаика в куполе
Наиболее знаменитыми являются мозаичные образы VI века из храма святых бессребреников Козмы и Дамиана в Риме (быв. «Библиотека Мира»). Среди избранных святых чудотворцы Козма и Дамиан встречаются в Софийском соборе Киева, в росписях Дионисия в Ферапонтовом монастыре.
Известна так называемая Филофеевская ставротека, которая датируется XII веком. Ставротека (хранилище для креста) имеет прямоугольную форму в виде небольшого ящика, со следами утраченной выдвижной крышки и крестообразным углублением, украшена чеканными серебряными пластинками, укрепленными на деревянной основе. По сторонам от крестовидного углубления внизу — фигуры в рост: слева — святого Козмы, справа — святого Дамиана. Вверху, в медальонах, погрудные изображения: слева — святого Кира, справа — великомученика Пантелеймона. Фон украшен орнаментом. По полю, вокруг крышки, греческая надпись, в которой говорится, что «реликварий изготовил с любовью Иоанн». На боковых стенках растительный орнамент из вертикально расположенных пальметт в замкнутых кругах. Вверху петля. На полях части застежек. По преданию, ставротека приписывается патриарху Филофею и была привезена митрополитом Алексием в 1354 году из Константинополя.
Филофеевская ставротека. Святые Кир, Козма и Дамиан, великомученик Пантелеймон. XII в. Музеи Московского Кремля, Москва
Святые Козма и Дамиан. Погодинский пролог. Новгород. Вторая половина XIV в. Санкт-Петербург, РНБ
Святой чудотворец и бессребреник Дамиан. Конец XV в. Русский музей Святые Козма, Дамиан, Иаков Перский. Двусторонняя икона-таблетка, Новгород. Конец XV — начало XVI вв.
Иаков, брат Божий, Козма и Дамиан. Новгород, вторая четверть XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Одно из изображений святых Козмы и Дамиана — резная кость на деревянной основе, покрытой серебряной басмой. Тыльная сторона закрыта шелковой тканью. Святые Козма и Дамиан, стоящие прямо, представлены как врачеватели, с ларцами и медицинскими инструментами в руках.
Святые Козма и Дамиан. 1569 г. Санкт-Петербург, ГРМ
Православная Жизнь
Имена бессребреников Космы и Дамиана у многих православных на слуху. Но что, если таких святых было несколько пар, к кому из них мы тогда молимся? Давайте разбираться.
Если мы откроем церковный календарь, то увидим, что 14 июля стоит память бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших, где также указан год их кончины – 284. Но вот как-то меня заинтересовал вопрос, каких же святых мы почитаем в другие дни. Так, к слову, 30 октября Церковь чтит бессребреников Косму и Дамиана Аравийских (287 год) и 14 ноября – бессребреников Косму и Дамиана Асийских (III век). Как минимум мне показался странным тот факт, что три пары – одноименные бессребреники и все преставились примерно в одно и то же время. Кроме того, если мы откроем жития, то увидим, что все они занимались исцелением больных, а в версиях римской и асийской матерь братьев звали Федотой.
Первая мысль, которая приходит в голову в таком случае, – это лишь различные редакции биографии одних и тех же бессребреников, просто в силу их популярности в народе сформировались немного различные варианты житийного описания. Но на самом деле, если опираться именно на церковный календарь, то четко видно разделение на три различных пары одноименных святых. Есть также и третье мнение – наиболее достоверным является существование одного варианта, а остальные – легендарные сказания. Пусть эти сведения никого не смущают, ведь тысячу семьсот лет прошло от времени их кончины, а жития подвижников благочестия – это не Священное Писание, в них действительно могут вкрадываться многочисленные ошибки, мифы и смешения. Иногда легендаризация происходит намеренно, ведь житийная литература – один из жанров, который своим появлением обязан определенным целям и задачам, как, например, привлечение внимания язычников, для которых сказания о чудесах являются средством, позволяющим обратить внимание на христианство. Если угодно, это такой миссионерский прием, не работающий сейчас, но имевший свою силу в прошлом.
Давайте вернемся к самим бессребреникам. Сразу отметим, что исторических свидетельств существования святых не сохранилось вовсе, но это не значит, что их личности – полный вымысел. Ни в коем случае нельзя не учитывать довольно древнее церковное чествование, которое не могло возникнуть на пустом месте. Предание о братьях Косме и Дамиане формировалось чрезвычайно сложно, и есть все основания предполагать, что изначально речь шла об одной паре святых, почитание которых постепенно разделилось на три традиции. Именного такого мнения придерживались исследователи XVII века (например, немецкий теолог Генрих Вангнерек). Когда в начале ХХ столетия было обнаружено несколько новых рукописей житий Космы и Дамиана, то версия об одной паре святых обрела новые подтверждения в свою пользу.
Итак, как правило, различные исследователи делают выводы, что изначальной была либо асийская, либо аравийская версии. В пользу первой свидетельствует наибольшее количество сохранившихся рукописей и древность происхождения. Также эта традиция, по своему содержанию, наиболее близка к византийской и средневосточной агиографической модели. Время появления аравийского варианта установить крайне затруднительно, но зато в ней сохранены признаки мученических актов как источников, легших в основание жизнеописания святых. Напомним, что, согласно асийской версии, братья Косьма и Дамиан умерли своей смертью, а в аравийском варианте – приняли мученичество во время Великого гонения императора Диоклетиана. Римская же традиция появилась немного позже – между IV и VI веками.
Как было сказано, дополнительным свидетельством реальности бессребреников Космы и Дамиана является широкая распространенность их почитания уже в VI столетии. Так, их имена к тому времени уже известны в Египте, Месопотамии, Греции, Италии и Галлии. Более того, еще в первой половине V века блж. Феодорит Кирский в своих письмах раскрывает некоторые места поклонения святым, а также, что в самом Кире существовала базилика в честь бессребреников, которую пытались поджечь его противники. Еще храм Космы и Дамиана был построен в г. Эдессе в 457 году. Далее, в V–VI столетиях, практика возведения церквей в честь бессребреников становится довольно распространенной. Нельзя не сказать, что постепенно центром почитания святых братьев становится Константинополь, где посвященная им базилика дала название окружающему городскому району – Космидион.
Традиция чествования трех различных пар окончательно формируется лишь в IX веку. О ней упоминает святой патриарх Мефодий, а также Минологий Василия II – древнейший агиографический сборник. Соответственно различным дням почитания разделились и посвященные им храмы. Если мы обратимся к сирийским, коптским, александрийским и иерусалимским календарям, то, помимо названных дат, обнаружим еще множество вариантов. В современной Элладской Церкви, как и у нас, существует три дня почитания Космы и Дамиана, однако основным все-таки считается 14 июля. Стоит также упомянуть, что в Грузии, в селе Амашукети (Харагаульский муниципалитет – центр государства), есть храм в честь святых бессребреников, основание престола которого относят к IV веку. С довольно древних времен и до сих пор существует обычай бездетным супругам совершать в этот храм паломничество и молиться об избавлении от бесплодия.
Учитывая сказанное, вполне закономерно, должен возникнуть вопрос: почему же в наших календарях до сих пор почитаются все три традиции? Дело в том, что к тому времени, как Русь приняла христианство, эти варианты житий уже сформировались. «Молодые» христиане в лице наших далеких предков были крайне ограничены в возможности работать с грекоязычными источниками, а потому просто переняли и зафиксировали то, что уже существовало. Думаю, ни для кого не секрет, что ни в X, ни в XI, ни в XII, ни в дальнейших веках на Руси своей богословской или исторической исследовательской школ еще не существовало, да и анализ биографического предания – проблема далеко не первостепенной важности. Сегодня же процесс пересмотра и систематизации житийной литературы и календаря вряд ли действительно нужен. Труд данный достаточно сложен, его кому-то нужно будет осуществлять, а это, как мы понимаем, требует и материальных затрат. Только вот цель такого предприятия весьма расплывчата и неоднозначна. Нет ничего предосудительного в том, что Церковь отметит память святых Космы и Дамиана три раза в год, пусть и в разных вариантах их биографических сведений.
Мне кажется, что важнее всего смотреть не на то, что разделяет, а на то, что объединяет. Все три традиции говорят нам: бессребреники были врачами и не брали платы за свой труд. Только вдумайтесь, как это важно и какой это пример для современного человека, буквально заточенного на получение прибыли. Пусть их идеал нам кажется недостижимым, но на примере их жизни мы точно знаем, что важны не деньги, важен человек.
Храмы на Руси в честь святых Козмы и Дамиана
В 1383 году в Пскове, на Гремячей горе, была построена церковь в честь святых Козмы и Дамиана. Издавна здесь существовал мужской монастырь, и в нем — церковь Козмы и Дамиана, сооруженная в камне в 1383 году. В 1540 году, после пожара, она значительно перестраивалась. В 1764 году Гремяцкий монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую и приписана Петропавловскому собору. По архитектурным формам это средний по размерам памятник, одноглавый, трехапсидный, с типичной декорацией фасадов (широкие лопатки, лопастные арки, валиковая аркатура, «поребрик — бегунок — поребрик»).
Церковь Козмы и Дамиана бывшего Гремяцкого монастыря. Псков
Также известна псковская церковь Козмы и Дамиана с Примостья, построенная в 1463 году. Храм и его окружение восстанавливались и перестраивались. Это крупный одноглавый трехапсидный храм с восьмискатным покрытием.
Церковь Козмы и Дамиана с Примостья. Псков
В Москве, в Старых Кузнецах, существовала церковь Козмы и Дамиана. Она находилась в Заяузье, в Кузнецкой слободе, около пересечения Гончарной улицы и 3-го Котельнического переулка. Прихожанами храма были кузнецы и бронники, считавшие святых Козму и Дамиана своими покровителями. В конце XV века в этой местности существовало сельцо боярина князя Ивана Юрьевича Патрикеева, в грамоте которого от 1498 года впервые упоминается Козмодамианский монастырь, позже упраздненный. Монастырский храм в XVI веке выстроили заново в камне, а в 1657 году к нему пристроили придел святителя Филиппа, митрополита Московского. В 1745 году возвели новую колокольню. Церковь меняла облик в 1769–1770, 1855, 1863–1869 и 1899 годах. В 1936 году церковь снесли, а на ее месте в 1950-х гг. выстроили многоэтажный жилой дом.
Церковь Козмы и Дамиана в Старых Кузнецах (Москва)
В Москве, в Старых Панех (Старопанский переулок, дом № 2-4), освящен храм в честь святых Козмы и Дамиана. Впервые он упоминается уже в 1468 году. Свое название «в Старых Панех» храм получил по располагавшемуся поблизости польскому «Панскому двору», известному здесь с 1508 года. В камне храм был отстроен в 1564 году, и, возможно, сохранил фрагменты первоначальной постройки. Согласно преданию, в этом храме Иван IV венчался с шестой женой Василисой Мелентьевой. Первоначально храм был увенчан пятью главами, установленными на двусветном четверике основного объема. В XVII в. церковь стала слободской для патриарших певчих, селившихся в этой местности. В 1640 году с севера к церкви был пристроен Успенский храм. В 1803 году храм был сильно перестроен в стилистике классицизма. В 1929 году храм закрыли, разрушили трапезную и колокольню. В 1960-1980-е гг. здесь располагался отдел регулирования уличного движения. В 1993 году его передали общине РПЦ. Богослужения возобновились в 1995 году.
Церковь Козмы и Дамиана в Старых Панех (Москва)
В честь святых Козмы и Дамиана 5 декабря 1564 года был освящен храм в Муроме. Строительство храма было начато после взятия Казани. Сохранившаяся часть церкви очень проста по своим формам. Она состоит из невысокого квадратного в плане четверика и полукруглой апсиды. Здание невысокое одноэтажное, но под алтарем есть подклет, который крыт сверху сводами с распалубкой и использовался в старину, по-видимому, в качестве склепа для погребения умерших.
Церковь Козмы и Дамиана в Муроме
Старообрядческие храмы в честь святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
Храм в честь святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана существует в с. Белая Криница Черновицкой области. Впервые построенная в конце XVIII века, церковь подверглась перестройкам на протяжении ХІХ века, во время которых она приобрела нынешний вид. Ей присущи черты типично буковинской храмовой архитектуры: квадратные притвор и неф с боковыми пристройками и полукруглая алтарная часть. Основной объем церкви построен из кирпича, верха деревянные. С запада над притвором возвышается трехъярусная квадратная в плане деревянная колокольня, над нефом — восьмигранный купол на четверике, над алтарем и притвором — небольшие восьмигранные бани. Все верхи церкви увенчаны маленькими лукообразными главками. Стены церкви опоясывает фриз с небольшими прямоугольными нишами, окна имеют арочный вид. Храм во имя святых Козмы и Дамиана входит в монастырский храмовый комплекс наряду с Собором Успения Пресвятой Богородицы и храмом Святителя Николы Чудотворца.
Старообрядческий храм в честь святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана
Также храм РПсЦ в честь святых Козмы и Дамиана располагается в г. Суздале Владимирской области.
Храм РПсЦ в честь святых Козмы и Дамиана располагается в г. Суздаль Владимирской области
В г. Оренбурге в честь святых Козмы и Дамиана освящен храм РДЦ.
Храм святых Козмы и Дамиана в Оренбурге
Святые Козма и Дамиан в искусстве
Кроме иконописи, святые чудотворцы и бессребреники Козма и Дамиан изображались на картинах мировых мастеров, а также и в монументальном искусстве.
Святые Козма и Дамиан пересаживают ногу. Лос Балбасес, к. XVI в. Лондон, Университетская библиотека Погребение святых Козмы и Дамиана. Фра Анджелико (1438-1440 гг. Часть большого алтаря. Церковь Сан Марко. Флоренция. Италия
Мемориальная доска Козме и Дамиану в Будапеште
Молитва Святым бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским
“К для вас, святим безсребреннцы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым ассистентом и теплым молитвенником о спасении нашем, мы недостойнии, преклонше колена, прибегаем и, припадающе, усердно вопием: не презрите моления нас порочных, беспомощных, во многая беззакония впадших и по вся деньки и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатыя Своя милости, освободите нас от всякия скорби н заболевания, вы бо прияли есте от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради жесткий веры безмезднаго врачевания и страдальческая кончины вашея. Паки, припадающе, прилежно молим: испросите нам от Господа вся благополезная, яже в животике нашем временном, наипаче же ко спасению нескончаемому належащая, да сподобимся молитвами вашими улучити кончину христианскую, безболезненну, неностыдну, мирну, и да избавимся от происков диавольских и вечныя муки, безконечнаго же и блаженнаго Царствия Небеснаго наследницы будем. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к для вас притекающия, аще бо по огромному количеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния и в нескончаемый покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Собственных Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, постоянно, сейчас и присно и во веки веков. Амннь.”