В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это 12 особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего праздника — великого события Пасхи.
В это число входят как переходяшие праздники, так и праздники с постоянной датой. Самый главный, праздников праздник и торжество из торжеств — это Воскресение Христово (Пасха). Мы подготовили полный список этих праздников. Даты непереходящих праздников указаны по григорианскому календарю.
Что такое двунадесятый праздник
По созвучию слов несложно догадаться, что необычное для слуха современного человека название происходит от числительного 12. В православии такие события считаются очень важными. После Светлого Пасхального Воскресенья они являются самыми значительными и почитаемыми.
Каждое торжество, которое православная церковь относит к двунадесятым, отмечено определенным эпизодом из жизни Христа на грешной земле и Божьей Матери. В уставном церковном документе Типиконе эти торжества отмечены с особым почетом: поверх дат поставлен красный крест. Это подчеркивают их большую значимость.
Какие двунадесятые праздники входят в число подвижных (переходящих)?
«Подвижными» именуются 3 праздника:
- Вход Господень в Иерусалим (в воскр., предшествующее Пасхе),
- Вознесение Господне (40‑й день от Пасхи, всегда в чт.) и
- День Святой Троицы (50‑й день от Пасхи, всегда в воскр.).
Все двунадесятые праздники: список с датами по порядку
Все важные и высоко чтимые в православии годовые двунадесятые и великие праздники:
- 7 января – Великое торжество Рождество;
- 19 января – Крещение;
- 15 февраля – Сретение Господне;
- 7 апреля – Благовещение;
- Вербное Воскресенье (в православии принято отмечать за 7 дней до Пасхального воскресенья);
- Вознесение (празднуется на 40-й день после Пасхи);
- Великий День Святой Троицы (проводится на 50-й день после Светлого Христова Воскресенья);
- 19 августа – Преображение Богородицы;
- 28 августа – Успение;
- 21 сентября – Рождество Богородицы;
- 27 сентября – Воздвижение Креста;
- 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Небесной Заступницы.
Какие двунадесятые праздники входят в число неподвижных (непереходящих)?
- Рождество Пресвятой Богородицы (8 / 21 сент.),
- Воздвижение Креста Господня (14 / 27 сент.),
- Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноябр. / 4 дек.),
- Рождество Христово (25 декабря / 7 января),
- Богоявление, или Крещение Господне (6 / 19 янв.),
- Сретение Господне (2 / 15 фев.),
- Благовещение Пресвятой Богородицы (25 мар. / 7 апр.),
- Преображение Господне (6 / 19 авг.) и
- Успение Пресвятой Богородицы (15 / 28 авг.).
Как провести двунадесятый праздник
При возможности в Великий день нужно попасть на службу в храм. В случае если такая возможность отсутствует, можно передать записку с перечисленными именами дорогих сердцу людей, чтобы они были упомянуты в процессе литургии.
Каждому верующему человеку известно, что праздничные службы начинаются всегда накануне события, отмеченного в церковном календаре. Ночью делается перерыв, а продолжение богослужения можно наблюдать ранним утром.
Желательно накануне прийти на исповедь и причаститься. Это поможет стать ближе к высшим силам и лучше осознать значение большого события. В семейном кругу и среди близких по духу людей стоит изучить более детально историю христианского торжества.
От веселых гуляний и развлечений следует отказаться. Великий день лучше провести в кругу родных, в размышлениях, в чтении полезной литературы. Праздники, которые относят к двунадесятым, имеют большую важность для каждого христианина. Считается, что в эти дни связь со Всевышним становится более осязаемой, а каждый человек получает возможность совершенствоваться в духовном плане.
Богослужение
Служба на двунадесятые богородичные праздники имеет следующие характерные черты: совершается всенощное бдение, предваряемое малой вечерней, песнопения Октоиха полностью отменяются, если только праздник не совпадает с воскресным днем. Всенощное бдение включает в себя великую вечерню («Блажен муж» поется), праздничную утреню и первый час. На 9-й песни канона утрени песнь Пресвятой Богородицы («Величит душа моя Господа:») отменяется, а вместо стихов песни прор. Захарии поются праздничные припевы (греч. Megalunaria – величания; полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются). На литургии поются изобразительные антифоны, на блаженнах – тропари из канона праздника, но в греч. богослужебной практике на двунадесятые Богородичные праздники, как и на Господские праздники, поются особые праздничные антифоны.
В попразднства двунадесятых Богородичных праздников Октоих не поется (кроме воскресных дней), служба Минеи соединяется со службой праздника; в дни отданий на литургии читаются наряду с дневными и чтения праздника (чего не бывает в отдания Господских праздников).
При совпадении двунадесятого Богородичного праздника с воскресеньем службы Октоиха и Минеи соединяются, причем воскресные песнопения Октоиха предваряют песнопения праздника, но воскресная служба теряет некоторые из своих неотъемлемых элементов: на «Господи, воззвах» не поется догматик гласа, а вместо воскресного утреннего Евангелия читается праздничное. В состав канона утрени входит песнь Пресвятой Богородицы, а праздничные припевы отменяются. Евангельская стихира поется не на своем обычном месте (на «Слава:» на хвалитех – ее место занимает самогласен праздника), а перед 1-м часом. То, что парафразирующие воскресное утреннее Евангелие евангельская стихира и ексапостиларий, несмотря на отмену самого чтения, оставлены в службе, объясняется древней практикой, отраженной в старопечатных рус. книгах, когда воскресное утреннее евангельское чтение все же прочитывалось,– после великого славословия совершался вход с Евангелием, в качестве входного пелся один из 2 воскресных тропарей («Днесь спасение:» или «Воскрес Иисус от гроба:»), «Слава:» – конец того же тропаря, «И ныне:» – тропарь целиком; далее следовали воскресные прокимен и Евангелие [9]. Служба праздника Благовещения, выпадающего на период пения Триоди, имеет особый устав (см. ст. Благовещенские главы).
Общая служба Божией Матери
В Общей Минее, во 2-й главе, помещена общая служба Богородичных праздников. Она имеет тот же состав, что и др. службы Общей Минеи: 3 цикла стихир (на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех), ряд самогласнов, полный корпус седальнов, канон 8-го гласа (ирмос: «Воду прошед яко сушу», нач.: «Божиею силою в благочестии укрепи мя»), 2 кондака (1-го гласа, нач.: «Честное жилище бывшее неизреченнаго естества божественнаго», и 6-го гласа, нач.: «Не имамы иныя помощи») с икосом к 1-му, светилен; в конце книги указаны библейские чтения вечерни, утрени и литургии. Тропари службы взяты из последования молебна («К Богородице прилежно ныне притецем» и «Не умолчим никогда, Богородице», глас 4). Избранный псалом: «Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его:» (из службы Рождества Богородицы), величание: «Песнь всяку духовную принесем Богородице». Др. книги указывают в качестве общего величание: «Достойно есть величати тя, Богородице, честнейшую херувим и славнейшую без сравненея серафим»; в праздники икон Божией Матери обычно поют: «Величаем тя, пресвятая Дево, и чтим образ твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим». Все двунадесятые Богородичные праздники и Покров имеют особые величания и избранные псалмы; особое величание Божией Матери есть и в службе Всех святых, в земле Российской просиявших.
Библейские чтения на Богородичные праздники
На вечерне в Богородичные праздники, при совершении полиелейной или бденной службы, есть 3 паремии: Быт 28. 10–17 (где говорится о прообразе Божией Матери – лестнице на Небо, которую видел Иаков во сне), Иез 43. 27 – 44. 4 (описание затворенных врат, которые остались закрытыми и после прохождения Бога, указывает на Приснодевство Богоматери), Притч 9. 1–11 (чтение начинается с указания на Боговоплощение). Иные паремии употребляются на праздник Введения; Благовещение кроме указанных 3 имеет еще 2 особые паремии для чтения на праздничных вечерне и литургии. На утрене Богородичных праздников (кроме Благовещения) читается Евангелие от Луки (1. 39–49, 56), содержащее песнь Пресвятой Богородицы; часть стихов (50–55) пропускается, потому что, во-первых, речь в них идет о Мессии, а не о Богородице (в отличие от остальных стихов), а во-вторых, эта песнь постоянно звучит за богослужением и необязательно ее повторение целиком в составе утреннего Евангелия. На литургии Богородичных праздников обычно читаются: Флп 2. 5–11 (где повествуется о воплощении Бога Слова; по мнению большинства современных исследователей Нового Завета, этот фрагмент является богослужебным песнопением апостольских времен) или Евр 9. 1–7 (где говорится о Скинии Завета – вероятно потому, что в Богородицу, как в скинию, вселился Господь), Лк 10. 38–42, 11. 27–28 (Пресвятой Дева сопоставляется с Марией, сестрой Лазаря, «избравшей благую часть»; в 11-й гл. приводится свидетельство о блаженстве Матери Христа, а также верующих); прокимнами служат Лк 1. 40 (стих: Лк 1. 41) или Пс 44. 18a (стих: Пс 44. 2); стихи аллилуиария, как правило, берутся из Пс 44, причастен – из Пс 115. 4.
В системе Октоиха особенное воспоминание Божией Матери присутствует в службах среды и пятницы. Согласно Никифору Каллисту, имп. Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а Патриарх Тимофей I (511–518) – шествие каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию; в Октоихе на эти дни положены стихиры и каноны Богородице вместе с песнопениями Кресту. В воскресный день в Октоихе наряду с песнопениями в честь Креста и Воскресения Христовых положены стихиры и канон Богородице. Т. о., в седмичном круге богослужения сохранился древний принцип совместного прославления Христа и Божией Матери.
Богослужение на Сретение Господне
Сретение Господне иногда считается Богородичным праздником как по содержанию, так и по уставным особенностям – совр. Типикон в случае совпадения с воскресным днем не отменяет службу Октоиха; Сретение не имеет праздничных антифонов на литургии (в поздней греч. практике такие антифоны есть). Нередко в рукописных и печатных иерусалимских Типиконах праздник Сретения Господня упоминается в числе Богородичных праздников в главе о совершении службы этих праздников в воскресный день [10]. Однако несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого праздника не может свидетельствовать о том, что это праздник Богородичный. Можно сравнить особый устав этого дня с уставом др. недвунадесятых Господских праздников (Обрезания Господня 1 янв., Новолетия 1 сент., Изнесения Древ Честного Креста 1 авг., Перенесения Убруса Господня 16 авг.), которые допускают соединение с воскресной службой; на литургии Сретения, как и в Господские праздники, поется входный стих. Но, безусловно, в этот день особенно прославляются и те, кто имел отношение к празднуемому событию,– Пресвятая Богородица и прав. Симеон Богоприимец, упоминаемые, в частности, в тропаре и кондаке (1-й обращен к Божией Матери, а 2-й – ко Господу), в литургийных прокимне (песнь Богородицы) и аллилуиарии (песнь Симеона) и мн. др. песнопениях праздника.
Вопросы и ответы
Что значит двунадесятый праздник, почему он так называется? |
Православные торжества, которые включены в 12 основных высоко чтимых дат, поводом для появления которых послужили события земной жизни Сына Божьего и Богоматери. |
Относят ли Светлое Пасхальное Воскресенье к числу основных двунадесятых праздников? |
Нет, это торжество стоит отдельно и чтится выше всех остальных православных дат. |
Нужно ли соблюдать пост в период проведения двунадесятых? |
Какие-то даты выпадают на соблюдение строгого поста. Например, накануне Крещения, если позволяет здоровье, нужно провести весь день на воде. Но это касается не всех двунадесятых. Самое главное при праздновании церковных торжеств – не предаваться чревоугодию. |
Почему желательно не посещать светские увеселительные мероприятия? |
Это нужно сделать для того, чтобы связь с Господом была более прочной, а тогда можно будет надеяться на его помощь во всех начинаниях. |
Догмы православной веры
Православные религиозные традиции основаны на четырех основных догмах: неизменных истинах, принятых на веру и определяющих жизнь церкви и всех последователей православной веры.
Первый догмат — Отец, Сын и Святой Дух — это не три бога, а три маски одного божества, излучающего вселенскую Любовь.
Во-вторых: Иисус Христос — Бог, принявший человеческую плоть. Когда люди обращаются к Нему в молитве благодарения и просят прощения за все умышленные и невольные грехи, Он понимает молящихся, поскольку Сам испытал все человеческие физические и душевные страдания.
Третье — вера в грядущее воскресение. Христос, распятый на кресте, победил смерть и воскрес. Православные христиане верят, что они могут воскреснуть во плоти и войти в вечную жизнь после Второго пришествия Христа.
Четвертый догмат — вера в церковь. Подойти к Всевышнему можно только через церковь; Посещение храмовых служб христианами считается знаком того, что Бог обитает в сердце человека.
Традиции Православной Церкви предполагают соблюдение постов, покаяние в грехах перед священником (исповедь), участие в торжественных богослужениях по большим религиозным праздникам. В повседневной жизни православные придерживаются завещанных Спасителем правил: они стараются жить в любви и согласии. Одной из составляющих нравственной чистоты в Православии считается такое соотношение духовных и телесных потребностей, когда забота о хлебе насущном не заслоняет духовных поисков. Даже при приготовлении пищи следует обращаться к церковному календарю, чтобы узнать, какой день постный или постный.