Молитва матушке Алипии о помощи
Молитва матушке Алипии:
О, великая Церкви Христовой похвало, града Киева стено и утешение, преподобная Мати Алипие!
К тебе припадаем и тебе молимся – буди предстательница наша ко Христу Богу неусыпная, яко веруем аще будеши умолять Человеколюбца Бога, все будет даровано тебе из моря Его благости. И яко Бог человеколюбив есть, тако и ты, умоляемая нами грешными, не презришь прошения нашего, ибо сами мы по множеству грехов своих не имеем дерзновения. Твое дело, святая, ходатайствовати о грешных, дело Божие – миловать отчаянных. Испроси, преподобная, коемуждо по его потребе:
В болезнех сущих скоро утеши и исцели, яко ныне во множестве исцеление соделоваеши – яко немыя глаголати, слепыя видети, костьми повредженныя от одра болезни восставляеши. Все можеши испросити у Господа, преподобная, аще помолишися к Нему за ны.
Опухоли лютыя не бытии соделай. Страждущим ожогами исцеление скорое подавай, якоже отроку болящему нощию явилася еси, молитве матери его внемлющее. Темже великое чудо исцеления всему миру показала еси. В тяжции дни сии торжества беззакония и неправды, обиженным и неправедно осужденным, в темницех заключенным, зависти, лжи и корысти ради гонимым исходатайствуй избавление от клеветы и напасти, яко благодать ходатайствовати за онех сугубо подадеся тебе от Господа.
Супружества благие благослови и соедини. Матерем детородящим подавай благополучное разрешение, сохраняя их чады от всякаго вреда. Услыши теплую молитву родителей, скорбию о чадех истомленных, да чада их в сознание истины прейдут, избегнув сетей лукаваго вечное спасение обрящут. Прими молитвы о родителех скорбящих чад их, да молитвами твоими свет Христова Евангелия познают. Такожде утеши безчадных и даруй им плод чрева, да новыя истинныя христианы Господу представят твоим благословением и воспитанием материнским. Требующим твоея помощи в соврешении христианскаго брака посли благословеннаго от Господа спутника жития их, да попечением твоим Христу Богу принесут служение малыя церкви в союзе семейном. Наипаче же подавай мир, тишину и нелицемерную любовь, да будем истинныя ученики Христовы. Предавшимся недугам пиянства и наркомании и неимущим силы духа оставити сие душегубительное беззаконие подай силу духа и просвещение ума, якоже явилася еси человеку, от пиянства смерть приятии имущему и благословением твоим исцелившемуся от недуга сего.
Одиноким и безпомощным низпосли твоими молитвами незримое от Господа утешение и познание истинной любви Христовой, да уведят, яко друзи наши – святи и ангели, невидимо соблюдают ны.
Прошения неимущих и страждущих приими и подай им своими молитвами нежданное попечение, яко да имут тя благодетельницу в земнем житии своем.
Малодушним, отчаявшимся в житии своем, буди утешительница скорая, якоже спасла еси жену, в скорби погубити себе умыслившую и отроковицу, в падении с высоты сохраненную от вреда. Темже души их погибительныя пучины избавила еси. Такожде, молим тя, преподобная, от внезапныя смерти сохрани, якоже отрока невредимо соблюла еси, удар страшный на дорозе приявшаго.
В учении прибывающим излей материнскую помощь и подай прибавление ума, да внелегком течении учения своего пребывают безпечальны.
В многоразличных житейских делех, бедах и трудностех подавай скорое устройство и благое сих завершение. Услыши молитвы скорбящих о заблуждающих, кои пребывают вне спасительнаго ковчега Церкве Православныя, да Господь Всеблагий имиже весть судьбами спасет их и приведет в познание истины Своея.
Воинам низпосли крепость и силу духа в совершении богоугоднаго служения своего, да сохранит их Господь от всякого зла. Монашествующих настави право шествовати путем Господним, укрепляя в подвизех и смеренном несении креста своего, якоже и ты подвизалася во спасение в любви ко Господу и людем Его.
Архиереом и священником подавай истинное стояние в вере православной, да стадо Христово пасут верно и нелицемерно, право правящие и непреткновенно пред Господом ходящее.
Начальником и властем мудрое народа нашего управление, да в союзе с Церковью страна наша пребывает в мире и тишине. Отверзи нам молитвами своими двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла. Даруй нам избежати сетей лукаваго. Моли, преподобная, Милосерднаго Господа о нас, кающихся, да простит нам вины наши по множеству благости Своей. И даже до конца молитвами твоими сохрани нас неосужденными, да спасенные твоим ходатайством и помощию, всегда будем возсылать славу, хвалу, благодарение и поклонение Единому в Троице Богу, Создателю всех. Аминь.
Православная Жизнь
Монастырь «Свято-Покровская Голосеевская Пустынь» – удивительное место. Посетив его однажды, все время стремишься вернуться туда опять. В эту обитель можно приехать в любое время со своей бедой и болью.
Здесь есть с кем разделить свою печаль и радость. Тут нашли свое упокоение известные святые Православной Церкви и еще не прославленная, но почитаемая народом как блаженная – подвижница нашего времени, монахиня Алипия (Авдеева).
Сегодня в Голосеево расположена большая красивая обитель со своими благоустроенными инфраструктурами, чудесным садом и великолепным духовным училищем. А много лет назад, когда я впервые попала сюда, это было заброшенное место в окружении почти что девственной природы. Впрочем, пейзажи, особенно осенние, и сейчас тут такие, что не могут оставить никого равнодушным. Здесь какой-то необыкновенно чистый воздух, а в озерах за территорией монастыря, особенно в ясную погоду, всегда отражается глубокая синь небес. Когда над обителью опускается туман, то кажется, что это огромный плат Пречистой Богородицы покрывает ее своим благодатным покровом. Совсем не удивительно, что когда-то эта живописная и тихая местность привлекла внимание святителя Петра (Могилы), который, приобретя здесь небольшой участок, построил церковь в честь великомученика Иоанна Сочавского и заложил скит для братии Киево-Печерской Лавры. В Голосеевской пустыне долгое время находилась летняя резиденция Киевских митрополитов. Этот скит очень любили и святитель Петр (Могила), и святитель Филарет (Амфитеатров). Но благочестивым православным народом это место было всегда особенно почитаемо благодаря тому, что в скиту в разное время подвизались святые Божьи угодники, прославившие нашу киевскую землю. Тут проводил свою весну и лето преподобный Парфений Киевский, который после утренней Литургии любил уходить в лес на молитву. Именно ему принадлежит известная фраза о том, что в Голосеево носится дух преподобных отцов наших Печерских. В этом скиту искали уединения Христа ради юродивые Феофил (Горенковский) и Паисий (Яроцкий), в пустыне нашел свое упокоение преподобный Алексий Голосеевский (Шепелев), тут спасались и три новомученика-священнослужителя Кассиан (Кузик), Ипполит (Семенов), Филипп (Безуглый), приговоренные к расстрелу в годы большевистских репрессий за свою верность Богу и Церкви.
О матушке Алипии (Авдеевой), проживавшей в течение 9 лет до своей кончины на том самом месте, где когда-то находился разрушенный до основания, а ныне полностью восстановленный Свято-Покровский Голосеевский монастырь, в настоящее время знают далеко за пределами нашей страны. Сюда за помощью и с благодарностью приезжают люди не только из бывших стран СНГ, но и из-за рубежа. Как-то раз я встретила здесь одну женщину средних лет из Америки. Мы с ней разговорились, и оказалось, что она, так же, как и я, знала в юности матушку Алипию, проведывала ее несколько раз до своего отъезда за рубеж. Нина родилась и выросла в Киеве, но так случилось, что познакомилась с одним американцем, приезжавшим в Украину, у них возникли взаимные чувства, они поженились, и она эмигрировала в США. Но еще до того, как она встретила своего будущего мужа, в одно из посещений ею голосеевской подвижницы та вдруг как бы ненароком назвала ее несколько раз иностранкой. Нина тогда подумала, что старица ошибается, и стала уверять ее, что она коренная киевлянка. Так матушка предсказала, что судьба забросит девушку далеко за пределы Украины. И только годы спустя Нина, вспомнив об этой беседе, поняла, что монахине Алипии Господь приоткрыл то, о чем она сама тогда даже и не помышляла. Брак ее был счастливым. Муж оказался замечательным и добрым человеком. Теперь, приезжая на родину, каждый раз, когда появляется такая возможность, «иностранка» Нина спешит в Голосеевскую Свято-Покровскую обитель, чтобы приложиться к раке подвижницы и, как она выразилась, «побеседовать» с ней.
Нам, людям, отягченным обыденными заботами и живущим в постоянной суете, очень трудно судить о внутреннем мире праведников Божьих. Мы лишь можем догадываться о том, какую невидимую брань со злом они ведут всю жизнь, какие претерпевают страхи и сомнения. Но зато каждому из нас дана возможность прикоснуться к миру их душ чрез сияние тех добродетелей, которые Господь открывает нам в них. У матушки Алипии, как и в каждом подлинном подвижнике благочестия, было много любви, доброты и сострадания к людям, и этим она делилась со всеми. Монахиня была внешне небольшого росточка, как отроковица, на голове носила почти всегда одну и ту же теплую детскую шапочку, а еще она носила вериги. Взгляд глубоких ее глаз выражал благодушие и проницательность. Матушка была очень приветлива со всеми вновь приходящими. Она на расстоянии прозревала Духом Божьим посещающих ее людей. Бывало, только войдет к ней во двор новый человек в первый раз, а она ведет себя с ним так, как будто уже его ждала и знала, что он придет. Особенно внимательна была к тем, у кого были какие-то горькие нужды и тяжелые проблемы. Глядя на нее, очень трудно было себе представить, как эта хрупкая старица смогла вынести столько бед и испытаний, которых хватило бы на жизнь не одного человека: трагическую гибель родителей и раннее сиротство, длительные странствия и скитания, холод, голод, тюремное заключение, бездомность, подвиг столпничества в дупле и юродство Христа ради. Матушка Алипия изредка в разговорах упоминала некоторые эпизоды своей жизни. Но только по ее упокоении, благодаря кропотливой работе духовных чад, удалось собрать по крупицам и рассказам тех, с кем подвижница делилась воспоминаниями, материал и составить историю ее необычной праведной жизни для назидания всех.
Первая встреча с монахиней Алипией у меня произошла много лет назад, еще во времена моей юности. Была весна, прошло несколько недель после Пасхи. К старице нас повел один знакомый молодой человек, который хотел получить от нее духовный совет. Но я к тому моменту уже знала от других верующих о том, что где-то на окраине Киева, в лесу уединенно живет необычная монахиня – подвижница, молитвенница, имеющая дар прозорливости. Нас заранее предупредили, что у матушки Алипии всегда бывает много людей и может случиться так, что нам не удастся поговорить с ней наедине. Но, к нашей радости, в тот день почти никого не было, и нас троих она позвала в свою жарко натопленную келейку, где мы едва поместились, потому что комнатушка до самого верха была заполнена различной провизией. Состоялся недолгий и неспешный разговор, во время которого старица несколько раз настойчиво вопрошала молодого человека, пришедшего к ней за советом, о том, правда ли, что он работает в Киево-Печерском монастыре. Мой знакомый пытался возражать ей, объясняя, что Лавра закрыта и что он трудится совсем в другом месте. В то время никто из нас не мог даже и предположить, что все сказанное тогда матушкой Алипией, обладавшей Божьим даром предвидеть будущее, с точностью исполнится. Спустя четыре года, в 1988 году, в Киево-Печерской Лавре была возобновлена монашеская жизнь, начались реставрационные работы, в которых этот молодой человек действительно принимал участие. Сейчас уже многим известно о том, что прозорливая старица предсказала не только открытие Лавры, но и Чернобыльскую трагедию, и раскол в Украинской Православной Церкви, учиненный ее тогдашним Предстоятелем Филаретом (Денисенко), которого монахиня Алипия называла «мужиком».
Посещая старицу и общаясь с ее духовными чадами, я слышала много чудесных историй о ее помощи тем, кто в ней нуждался. Людям, далеким от веры и Церкви, такие рассказы могут показаться неправдоподобными. Но я сама и мои близкие неоднократно были свидетелями таких случаев. Ведь в Евангелии сказано, что «все возможно верующему» (Мк. 9:23). Так получилось, что в год моего знакомства с матушкой Алипией я заболела. У меня развилась трудно поддающаяся лечению анемия. Невзирая на то, что я чувствовала большую слабость, мы с братом отправились в Голосеево. Добравшись до домика, где жила монахиня, увидели, что во дворе у нее собралось много посетителей, которые сидели за столом на лавках и трапезничали. Надо заметить, что подвижница отличалась большим гостеприимством и всегда беспокоилась о том, чтобы те, кто ее посещают, не оставались голодными. Матушкина еда была необычная, она молилась над ней, и больные получали исцеление. Обед всегда готовили из тех продуктов, которые ей приносили разные люди. В тот раз я сначала немного расстроилась и решила, что среди такого количества народа старица не обратит на меня даже внимания. Но все произошло совсем не так. Она не только обратила, но и усадила меня за стол. По матушкиному распоряжению мне подали кружку с вином и тарелку с салатом. Я начала говорить, что не пью спиртного и боюсь, что начнет кружиться голова. А старица мне сказала: «Не бойся, пей, тебе надо для здоровья!». Я послушалась, выпила, и голова действительно не закружилась. После посещения матушки Алипии я стала лучше себя чувствовать, а когда через неделю пересдала анализы крови, то они оказались в полной норме. Моей маме, у которой были серьезные проблемы с костной системой и сильные боли в суставах, старица Алипия помогла, приготовив мазь. Боли прошли, и мама потом еще неоднократно пользовалась этим матушкиным лекарством, когда возникала необходимость. Сила матушкиной мази была вовсе не в составе, а в молитвах, которые подвижница возносила к Богу о всяком болящем.
Монахиня Алипия со всеми общалась по-разному, потому что Господь открывал ей помыслы и внутреннюю сущность людей. Иногда говорила прямо, но чаще всего юродствовала: произносила не совсем понятные фразы и от мужского имени. В этом, несомненно, была своя логика. Человеку постороннему, не знающему о том, что такое подвиг юродства, матушкины слова и поступки казались не просто странными, но и вовсе глупыми. Известно, что стараниями «доброжелателей» ее не единожды пытались выселить и закрыть в психиатрическую больницу. Старице посетители приносили не только продукты, но, порой случалось, и вещи, также давали деньги. Монахиня все раздавала. Хлеб и часть продуктов питания, платочки, деньги относила в церковь на панихиду. Бывало так, что, взяв деньги у одного человека, она отдавала другому, нуждающемуся, либо тому, у кого вскоре могли случиться какие-то финансовые неприятности, как бы предупреждая о беде. Так произошло однажды и со мной. Как-то раз мы навестили старицу с моим отцом. Прощаясь с нами, она вдруг протянула мне деньги и вымолвила: «Возьми себе». Хотя денег было совсем немного, я все же оторопела, потому что не ожидала такого. Мне было неудобно брать последнее у матушки, которая и так жила как странница. Я отказалась, потому что на тот момент не понимала смысла ее поступка. Буквально через несколько дней со мной произошла очень неприятная история. Я получила зарплату и отпускные, часть которых собиралась отложить на покупку очень необходимой мне вещи. По дороге домой в одном из магазинов, где я стояла в очереди, мой кошелек со всем содержимым украли. Произошло это, скорее всего, по моей невнимательности – я забыла закрыть сумку. У меня не осталось даже и копейки, чтобы доехать домой. Пришлось идти пешком довольно неблизкое расстояние. Вот тогда-то я и вспомнила про те несколько матушкиных рублей, которые она мне давала.
О монахине Алипии (Авдеевой), продолжившей в наше время молитвенный подвиг прежних голосеевских старцев, написано и рассказано уже очень много. И с каждым годом таких историй становится все больше и больше. И в этом нет ничего удивительного. К подвижнице еще при ее жизни люди шли отогреваться душой, просить молитв и помощи, искать утешения. И сейчас, после ее упокоения, спешат к ней за тем же, ведь греться приходят только к горящему очагу, а черпать воду к чистому источнику.
Валентина Новикова (Чернышева)
Биография
О жизни святой Алипии до 60-х годов прошлого века известно немного. Все сведения почерпнуты из ее скупых рассказов о себе. Дату рождения указывают неоднозначно: 1905, 1908, 1910 год. Точно установить год рождения невозможно, так как матушка всю жизнь прожила без документов. Несмотря на строжайшие предписания, не имела паспорта и прописки. Не разрешала себя фотографировать. Об ее облике можно судить по кратким мгновениям кинохроники.
Место рождения – Пензенская губерния. Фамилия – Авдеева, имя при крещении – Агафья, отчество – Тихоновна. Родители ее были православными мордвинами, благочестивыми и трудолюбивыми людьми. Мать звали Васса. С детских лет Агафья отличалась умом и сообразительностью. После гибели родителей в 1918 году девочка два года прожила у дяди. С десяти лет отправилась «странствовать» по святым местам. За религиозные взгляды сидела в тюрьме вместе с репрессированными священнослужителями.
Во время войны Агафью вывезли на принудительные работы в Германию. Ей удалось совершить побег из концлагеря, перейти линию фронта и вернуться в Киев. Здесь она прожила 43 года, прославившись как юродивая Христа ради, прозорливица и чудотворница. Блаженная носила под одеждой вериги и икону своей святой покровительницы.
За полгода до кончины матушка знала о дне своей смерти. Ее похоронили на Лесном кладбище, на участке Флоровского монастыря 30 октября 1988 года.
Киево-Печерская Лавра
Гитлеровцы, чтобы доказать на оккупированных территориях свою лояльность к православию и вызвать тем самым симпатию у населения, открывали закрытые большевиками храмы. Осенью 1941 года возобновились богослужения в Киево-Печерской Лавре.
Агафья была в Киеве, когда началась война. Отсюда ее увезли в Германию. Сюда она вернулась из Германии. Она поселилась в овраге, за оградой Киево-Печерской Лавры, в дупле липы. Несмотря на невыносимые бытовые условия, скромно одетая Агафья выглядела аккуратно и чисто. В морозные дни она заходила в Лавру погреться. Некоторые монахи ее жалели и давали хлеба, пускали погреться в сени у келий, другие гнали.
В 1947 году настоятелем Лавры стал архимандрит Кронид (Сакун). Он знал о женщине, живущей в дупле за оградой.
Отец Кронид стал духовным отцом Агафьи и постриг ее в монашество с именем Алипия. Архимандрит Кронид после пострига благословил монахиню Алипию на столпничество, как особую форму монашеского подвига.
Три года она прожила в дупле старой липы у колодца преподобного Феодосия Печерского. С утра и до заката блаженная Алипия выполняла работы послушницы при храме, возвращаясь к ночи в свое убежище. После смерти настоятеля Кронида духовным наставником стал схимонах Дамиан. Старец благословил ее перейти жить в коридоре келий лаврских старцев. В 1961 году Лавру закрыли на 30 лет под предлогом реставрации. Часть монахов перешла в Свято-Вознесенский храм на Демеевке (Голосеевский район Киева). Блаженная последовала за ними.
Странствия
Оставшись без родителей, Агафья странствовала по святым местам.
По ее словам она побывала:
- в Сибири;
- Троице-Сергиевской Лавре (Сергиев Посад Московской области);
- Почаевской Лавре (Тернопольской области);
- Пюхтицком монастыре (Эстонии).
Девушку часто арестовывали из-за отсутствия документов, сажали в тюрьму. Однажды она чудом спаслась от расстрела. Невидимая рука отворила дверь камеры и вывела ее мимо охранников за пределы тюрьмы.
Свое освобождение из заключения Агафья объясняла помощью апостола Петра. Впоследствии она много лет молилась перед иконой Петра и Павла в Демеевском монастыре (Киев). Как рассказывала матушка Алипия, выйдя из тюрьмы, она шла, не останавливаясь, одиннадцать суток вдоль берега моря. Судьба вывела ее к старцу Феодосию (Кашину), жившему аскетом в горах под Новороссийском. Алипия говорили, что она была у Феодосия и видела его. Полагают, что святой благословил ее на подвиг юродства Христа ради.
Пророчества монахини
За 5 лет до раскола УПЦ Алипия назвала имя виновника – бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко). Монахиням Флоровского монастыря старица Алипия неоднократно говорила о возрождении Голосеевской пустыни, в которое они никак тогда не могли поверить. В конце 90-х годов XX века ее предсказание сбылось. В 1993 году монастырь открыли как скит Лавры. С 1996 года обитель стала самостоятельной: Свято-Покровским мужским монастырем Голосеевская пустынь.
Монахиня предсказала:
- аварию на Чернобыльской АЭС;
- раскол УПЦ;
- грядущую войну.
Многим людям Алипия предрекла их будущее.