Святая императрица Феодора: жизнь до воцарения на византийский престол

Константинополь (ныне Стамбул) на протяжении 10 столетий являлся неизменной столицей великого христианского государства, преемницы Древнего Рима — Византии. Византийская империя сыграла немалую роль в истории нашей цивилизации и в развитии христианства.

Расцвет Византии пришелся на VI век, когда империя контролировала наибольшее количество земель за все время своего существования. Тогда Византийской империей правил Юстиниан I. Великий император отличался огромной силой воли, живым умом и был полон амбиций. Неудивительно, что Византия именно во время его правления имела наивысший свой успех.

Однако, практически никогда в истории не было великого мужчины без великой женщины. История Юстиниана не исключение, большое влияние на императора имела его прекрасная спутница жизни, императрица Византии — Феодора.

Императрица оказала сильное влияние на политическую и религиозную жизнь страны во время правления своего мужа. Более того, в последствии, самую знаменитую обладательницу имени Феодора, христианская церковь причислила к лику святых. В чем же был секрет прекрасной Феодоры?

Феодора. Молодость

Практически все, что мы знаем о юных годах Феодоры описано в памфлете современника императрицы, Прокопия Кесарийского, противника Юстиниана. В своем труде Прокопий утверждал, что император Юстиниан был не иначе как дьяволом, а Феодора до замужества торговала своим телом.

Сложно сказать, насколько правдивы описания жизни Феодоры в памфлете, но с большой долей вероятности можно утверждать, что Прокопий передавал слухи, ходившие в столице, когда наследник престола Юстиниан женился. Вот о чем рассказал нам древний писатель…

Будущая императрица родилась около 500 года, предположительно на Кипре, в семье служителя цирка зверей. Когда Феодоре исполнилось 4 года, семейство перебралось в Константинополь, а отец устроился смотрителем зверей на ипподром, где помимо игр проводились и знаменитые соревнования колесниц, а также устраивались и представления циркачей, театральные сценки и другие народные зрелища.

Вскоре отец семейства умер, раненный медведем, оставив трех дочерей (Феодора была средней сестрой) и безутешную вдову в нищете. Через некоторое время мать Феодоры встретила новую любовь и вторично вышла замуж. Ее избранником вновь стал смотритель за зверями.

С юных лет сестры начали работать на ипподроме в качестве актрис, поскольку семья постоянно нуждалась. Сестры участвовали в представлениях мимов, и, по словам Прокопия, почти сразу стали гетерами (гетерами называли женщин, ведущих свободный образ жизни, куртизанок). Однако, и обычные актерские представления мимов в те времена были весьма откровенны.

Костюмы актеров отличались предельной вольностью, а движения часто носили эротический характер. Согласно рассказу Прокопия, Феодора, выходя на сцену, скидывала одежду и на ней оставалась только одна узкая полоска ниже талии… Более того, часто изображение близости между героями во время представления было не имитацией.

Прокопий писал: «Комито [старшая сестра], уже блистала среди своих сверстниц-гетер; следующая же за ней Феодора, одетая в хитончик с рукавами, как подобает служаночке-рабыне, сопровождала ее. Но как только она подросла и созрела, она пристроилась при сцене и тотчас стала гетерой из тех, что в древности называли „пехотой“. Ибо она не была ни флейтисткой, ни арфисткой, она даже не научилась пляске, но лишь продавала свою юную красоту, служа своему ремеслу всеми частями своего тела».

Хотя автор памфлета и причислял Феодору к «пехоте» (куртизанки низшего эшелона), она имела связи с высокопоставленными лицами, благодаря своему интеллекту, остроумию и великолепной красоте. Но это был не предел для Феодоры, ей суждена была встреча с будущим императором Византии, с Юстинианом…

Содержание

  • 1 Биография 1.1 Происхождение
  • 1.2 Брак
  • 1.3 Политическая и религиозная деятельность 1.3.1 Участие в управлении империей
  • 1.3.2 Восстание Ника
  • 1.3.3 Благотворительная деятельность
  • 1.3.4 Религиозная деятельность
  • 1.4 Смерть
  • 2 Оценка личности современниками и потомками
  • 3 Источники и историография
  • 4 В изобразительном искусстве
  • 5 В художественной литературе
  • 6 В кинематографе
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки
  • Брак с наследником престола

    Когда Феодоре было около 20 лет, она последовала за своим любовником в Египет, в Александрию. Вскоре любовник оставил ее, и она вынуждена была зарабатывать себе на жизнь самостоятельно.

    В Александрии Феодора попадает под благотворное влияние просвещенной среды, поскольку в то время этот город являлся крупным научным и культурным центром своего времени и знакомится с монофизитством, которому впоследствии будет покровительствовать.

    Здесь же Феодора знакомится с патриархами Севиром Антиохийским и Тимофеем IV Александрийским, которые в проповедях любили обращаться к женщинам. Возможно, именно они способствовали изменениям в образе жизни будущей императрицы.

    Вернувшись в Константинополь, Феодора прекращает актерскую работу и обеспечивает свою жизнь рукоделием. Феодора любила заниматься ремеслом сидя у окна. По одной из версий, однажды Юстиниан увидел ее в окне за рукоделием, и тут же потерял голову, насколько прекрасна была эта девушка…

    Любовь Юстиниана была настолько страстна, что он пожелал жениться на бывшей гетере. Для этого он просил своего дядю (в то время императора) присвоить Феодоре ранг патриции, но это вызвало сильный гнев жены императора. Так влюбленные не могли оформить свои отношения до 524 года, когда умерла тетя Юстиниана.

    После смерти императрицы был принят новый закон «О Браке», разрешавший человеку, достигшему сенаторского звания заключить брак с женщиной низкого происхождения или актрисой. Теперь брак был возможен с личного разрешения императора, при условии, что женщина бросала свое прошлое ремесло. Феодора и Юстиниан обвенчались в 525 году.

    В 527 году дядя Юстиниана умирает, и супруг Феодоры восходит на византийский престол, а Феодора становится императрицей.

    По воле чувств

    Юная Феодора без памяти влюбилась в Гекебола, который был назначен архонтом одного из регионов Северной Африки. Ради возлюбленного она оставила Константинополь и отправилась в чужие земли. Но Гекеболу вскоре надоела женщина, и оставленная им Феодора вернулась к прошлому «занятию», чтобы найти средства на дорогу домой. Именно по возвращении в Константинополь Феодора и встретила императора Юстиниана.

    Сложно сказать, как произошла первая встреча этих людей, принадлежащих к столь разным сословиям. Согласно одной из версий, Феодора жила у своей подруги, актрисы Македонии. Когда же ту навестил Юстиниан, он увидел перед собой красавицу, прибывшую из Александрии. Феодора сразу же поразила императора своей внешностью, а остроумие и жизнерадостный характер помогли окончательно очаровать правителя.

    Кстати, в ту пору, как отмечают некоторые современники, Феодора вела вполне праведную и скромную жизнь — она занималась рукоделием, пряла шерсть, чем зарабатывала себе на жизнь.

    Оценка личности современниками и потомками

    Наиболее положительную оценку Феодора получила от монофизитов:[13]

    • антиохийский патриарх Северий (Севир) (VI век) называл её «царицей, которая чтит Христа
      »;
    • историк и епископ Эфесса Иоанн (VI век) считал её правоверной царицей
      ;
    • яковитский летописец Михаил Сириец (XII век) сообщает, что она заботилась о мире церквей больше, чем её муж, и побуждала его работать в этом направлении.
    • армянский историк Киракос Гандзакеци (XIII век) повторяет утвердившуюся точку зрения на Феодору: «Православная по вере, она умоляла мужа утвердить православие. А он хоть и очень хотел, но не осмелился [сделать это] от страха перед двуестественниками [диофизитами], которые грозили ему смертью»
      .[36]

    Церковью Феодора была канонизирована вместе с её мужем Юстинианом в лике благоверной. Православная церковь признает раскаяние Феодоры в её неправедной жизни в молодости и считает, что она всё же отошла от монофизитской ереси[37] и стала защитницей православия. Константинопольская церковь с самого начала очень лояльно отнеслась к Феодоре: после её коронации, когда сильны были разговоры о её прошлом и многих оно смущало «ни один из священнослужителей не высказал открыто возмущения, несмотря на то что и им предстояло именовать её владычицей

    ».[8] При этом историки отмечают, что западная церковь не простила Феодоре грубого низложения папы Сильверия и её имя на западе долгое время предавали проклятиям и поношениям.[7]

    Оценка Феодоры в области государственного управления, сделанная Прокопием, не менее категорична, чем его негативная оценка деятельности Юстиниана[источник не указан 1585 дней

    ]. Однако особо признается её роль в ходе восстания Ника, когда она предотвратила бегство Юстиниана из Константинополя.

    В изобразительном искусстве

    Императрица Феодора со свитой

    Император Юстиниан со свитой

    Наиболее знаменитое изображение императрицы Феодоры — мозаика в базилике Сан-Витале в Равенне, уникальное тем, что оно является прижизненным (546—547 годы), а также сохранившимся до наших дней.

    Императрица с супругом изображена на двух мозаичных панно, которые располагаются на стенах апсиды. Оба правителя изображены как донаторы, стоящие порознь, они возглавляют две процессии, приносящие дары храму. Оба супруга держат в руках жертвенные литургические сосуды.[40]

    Лазарев В. Н. пишет, что данные изображения выполнялись, по-видимому, лучшими из равеннских мастеров, которые создали их по столичным образцам — царским портретам, рассылавшимися в провинции Византийской империи для копирования:

    Феодора стоит в нарфике, собираясь пройти через дверь на лестницу, ведущую на женскую половину галереи (matroneum). В руках она держит золотую чашу, на её голове, окруженной нимбом, роскошная диадема, на плечах тяжёлое ожерелье. На подоле хламиды императрицы вышиты золотые фигуры трёх несущих дары волхвов, намекающие на приношение Феодоры. Для большей торжественности фигура императрицы обрамлена нишей с конхой, которую А. Альфёльди склонен рассматривать как «нишу прославления». Перед Феодорой шествуют два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью, а другой стоит совершенно неподвижно, скрыв руку под хламидой. За Феодорой следует группа придворных дам, возглавляемая дочерью и супругой полководца Велизария.[41]

    Примечания

    1. https://www.enciclopediadelledonne.it/biografie/teodora-imperatrice-di-bisanzio
    2. Любкер Ф.
      Iustinianus //
      Реальный словарь классических древностей по Любкеру
      / под ред. Ф. Ф. Зелинский, А. И. Георгиевский, М. С. Куторга, Ф. Гельбке, П. В. Никитин, В. А. Канский, пер. А. Д. Вейсман, Ф. Гельбке, Л. А. Георгиевский, А. И. Давиденков, В. А. Канский, П. В. Никитин, И. А. Смирнов, Э. А. Верт, О. Ю. Клеменчич, Н. В. Рубинский — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 707—708.
    3. J. Br.
      Theodora (англ.) //
      Encyclopædia Britannica
      :
      a dictionary of arts, sciences, literature and general information
      / H. Chisholm — 11 — New York, Cambridge, England: University Press, 1911. — Vol. 26. — P. 761—762.
    4. Ив. Гр.
      Феодора //
      Энциклопедический словарь
      — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1904. — Т. XLIа. — С. 894—895.
    5. Год рождения Феодоры неизвестен. Прокопий сообщил, что примерно во 2-й половине правления («когда державой правил ещё Анастасий») императора Анастасия (491—518 гг.) Феодоре должно быть не более 5 лет, откуда историки принимают дату её рождения около 500 года.
    6. Сведения исходят от патриарха Никифора (IX век)[источник не указан 529 дней
      ]
    7. 1234567891011
      Диль Ш.
      Византийские портреты
      . Часть I. Глава III. Феодора
    8. 123456789101112
      Прокопий Кесарийский.
      Тайная История
    9. Шарль Диль указывает что более полный портрет царицы позволяют написать «Жития восточных святых» и «Церковная история» Иоанна Эфесского, анонимная хроника, выдаваемая за сочинение Захарии Митиленского, жизнеописания патриарха Севера и Якова Барадея (Диль Ш. Византийские портреты
      . Часть I. Глава III. Феодора)
    10. Память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры
    11. Хотя текст «Жития восточных святых» написан по сирийски, фраза «Феодора из борделя
      » передана по гречески, что отражает не столько мнение Иоанна Эфесского, сколько его источники из Константинополя[
      источник не указан 529 дней
      ].
    12. James Allan Evans,The Empress Theodora: Partner of Justinian,University of Texas Press, 2003, p. 19; ISBN 978-0-292-70270-7
    13. 12345678910
      Карташёв А. В. Вселенские соборы
    14. 12Феодора — дар Юстиниану
      // Вокруг света. 2007 г. № 10.
      (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 ноября 2007. Архивировано 3 ноября 2007 года.
    15. James Allan Evans,The Empress Theodora: Partner of Justinian,University of Texas Press, 2003, p. 20; ISBN 978-0-292-70270-7
    16. Прокопий Кесарийский. Тайная история. IX:47
    17. 123
      James Allan Evans.
      Theodora (Wife of Justinian I)
      / An Online Encyclopedia of Roman Emperors
    18. Юстиниан I Великий, Флавий Петр Савватий (Статья из БСЭ) (неопр.)
      . Дата обращения: 6 сентября 2002. Архивировано 6 сентября 2002 года.
    19. 123
      Иоанн Малала, «Хронография». Кн. XVIII
    20. Сборник История Византии
      . Т. 1 // Академик Сказкин С. Д. (отв.редактор) — Москва: Наука, 1967 г.
      (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 ноября 2007. Архивировано 7 ноября 2007 года.
    21. Сведения Диля исходят из упоминания дочери Феодоры у Иоанна Эфесского.
    22. Хронография Феофана, год 6025 / 525 (532)
    23. 123
      Иоанн Эфесский
      Церковная история
      . Книга 4
    24. Феодора // Дашков C. Б. «Императоры Византии». — Изд. дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1997
    25. Иоанн Малала сообщает: «Василевс повелел, чтобы у тех, кого уличат в педерастии, отсекали член, и было в это время обнаружено много, занимающихся мужеложеством. И возник тогда страх у страдающих этим злом
      »: Иоанн Малала
      Хронография
    26. Диль Ш. История византийской империи
      (глава «Внешняя политика Юстиниана»)
      (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 декабря 2007. Архивировано 3 февраля 2014 года.
    27. 12
      Иоанн Мейендорф
      Единство империи и разделение христиан
      . Глава VII. Эпоха Юстиниана
    28. Прокопий Кесарийский, «Война с персами»
    29. Геродот, 8.68
    30. 1234
      Чекалова А. А. Прокопий Кесарийский: личность и творчество // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука, 1993. С. 422—435
    31. Поснов М. Э. История Христианской Церкви
    32. 12
      Дворкин А. Л.
      Очерки по истории Вселенской Православной Церкви
      . Глава XXI. Эпоха императора Юстиниана
    33. Диль Ш. История византийской империи
      (глава «Характер, политика и окружение Юстиниана»)
      (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 ноября 2007. Архивировано 3 февраля 2014 года.
    34. Виктор Тонненский. Хроника Виктора (Перевод Суровенкова Д., 2009) (неопр.)
      . Восточная литература. Дата обращения: 18 февраля 2011.
    35. Гудзик К. Юстиниан — наставник епископов
    36. Киракос Гандзакеци. Краткая история
    37. Святой правоверный царь Иустиниан и царица Феодора
    38. 12Успенский Ф. И.
      История Византийской империи. — Т. 1.
    39. Salti S., Venturini R.
      The life of Theodora. — Ravenna, 1999. — ISBN 88-87747-05-9.
    40. Мозаики из смальты в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в. (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 декабря 2007. Архивировано 16 декабря 2007 года.
    41. Лазарев В. Н. История Византийской живописи

    В художественной литературе

    • Феликс Дан.
      Битва за Рим. Роман. (1871—1875).
    • Николай Гумилёв.
      Отравленная туника. Пьеса.
    • Harold Lamb.
      Theodora and the Emperor. Роман.
    • Гарольд Лэмб.
      Феодора. Циркачка на троне. Беллетризированная биография, русский перевод предыдущего.
    • Роберт Грейвс.
      Князь Велизарий. Роман.
    • Валентин Иванов.
      Русь изначальная. Исторический роман.
    • Монахиня Кассия (Т. А. Сенина).
      Юстиниан и Феодора. Рассказ.
    • Джиллиан Брэдшоу.
      The Bearkeeper’s Daughter. Роман о последних годах жизни Юстиниана и Феодоры, написанный с точки зрения её незаконного сына.
    • Михаил Казовский
      . Топот бронзового коня. Исторический роман.
    • Джек Олек.
      Феодора. Исторический роман.
    • Гай Гэвриел Кей.
      Сарантийская мозаика. Дилогия. Императрица Аликсана повторяет историю Феодоры[
      источник не указан 529 дней
      ].
    • Пол Уэллмен.
      Феодора. Роман.
    • Артур Конан Дойль.
      Возвращение на родину. Рассказ
    • Гэри Дженнингс.
      Хищник. Роман.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: