Свт. Александр Константинопольский |
Александр
(+ ок. 337), архиепископ Константинопольский, святитель.
О соименном прп. игумене см. Александр, начальник обители Неусыпающих
Память 30 августа [1] и в Соборе Константинопольских святителей (Греч.)
Возглавлял Византийскую кафедру в годы когда равноапостольный царь Константин I Великий избрал этот город местом новой столицы Римской империи. По некоторым данным управлял местной епархией с 313/314 года [2]. Существует мнение что он был вначале хорепископом святителя Цареградского Митрофана, который послал его, из-за своей старости представителем на I Вселенский Собор в Никее в 325 году [3], а перед своей смертью завещал избрать Александра на Константинопольский престол [4].
Святитель Александр, по свидетельству историков обладавший неоспоримым моральным авторитетом среди населения Византия, стал одним из самых горячих противников распространившейся тогда арианской ереси. Перед I Вселенским Собором он получил от Александра Александрийского большое послание с обличениями Ария [5].
Историк Созомен рассказывает о том, как император Константин назначил публичный диспут между епископом и языческими философами, укорявшими императора в перемене религии. Александр, хотя и не был искусен в словопрениях, не мог отказать императору. Когда все собрались и один из философов начал свою речь, Александр именем Иисуса Христа запретил ему продолжать, и тот, запнувшись, не смог более вымолвить ни слова. Когда язычник он выразил знаками признание в заблуждении и убеждение в правоте христианского учения, то речь вернулась к нему и он уверовал во Христа со многими другими философами.
После освящения новой столицы святитель Александр стал первым епископом Константинополя — с 11 мая 330 года.
Несколько лет спустя весьма влиятельный при дворе Евсевий Никомидийский поставил перед ним выбор: либо вступить в общение с Арием, либо сложить епископский сан. Не возражая, Александр удалился в храм и провел там много ночей в молитве. В конце концов сам император приказал ему подчиниться уговорам Евсевия. На следующий день, в воскресенье, Арий должен был быть торжественно допущен к Божественной литургии. Святитель стал молиться еще более ревностно, прося Бога указать ему, на чьей стороне истина, через смерть заблуждающегося. На рассвете стало известно, что Арий умер на пути в храм.
Скончался Александр, вероятно, вскоре после императора Константина (+ 337), оставив своим преемником святителя Павла. Святитель преставился в возрасте 98 лет [6].
Житие святого Александра Константинопольского
Кем были родители Александра Константинопольского, не известно, в житии святого указан только тот факт, что родился будущий подвижник в Азии, а получать образование отправился в Константинополь. По окончании учебы он некоторое время провел на военной службе, однако такая деятельность его тяготила и не давала покоя душе.
Уже давно его влекло другое призвание — отшельничество и служение Господу. Поэтому спустя некоторое время он отправляется в пустыню. Там в одной из сирийских обителей, которой руководил на тот момент игумен Илья, он принял монашеский постриг и навсегда отрекся от мирских удовольствий. На протяжении долгих четырех лет он делами доказывал, что достоин взять на себя служение пустынничества, проводя все время в молитвах и постах.
Увидев, что молодой инок действительно всей душой предан Всевышнему и готов к отшельническому подвигу, игумен монастыря благословил его на труд и отпустил в пустыню. Покидая обитель, Александр не взял с собой ничего, единственным предметом, который он унес из монастыря, стало Евангелие. В пустыне инок провел без малого семь лет, подвизаясь в молитвенных трудах и постами усмиряя плоть. По прошествии этого времени он услышал глас Господень, который велел ему оставить пустынное жительство и отправиться проповедовать Слово Божье язычникам.
Благодаря красноречию и твердой вере святой Александр Константинопольский обратил в христианскую веру градоначальника Равула, который впоследствии был удостоен священнического сана и на протяжении 30 лет управлял епископской кафедрой, которая находилась в городе Едесс. Глядя на своего градоначальника, и все жители покаялись в грехах и приняли святое водное Крещение. После этого они собрали всех идолов, которым до этого поклонялись, и сожгли их на городской площади.
Укрепив в христианской вере новообращенных, святой Александр вновь направился в пустыню. Там он случайно набрел на пещеру разбойников, решив в ней переночевать. Когда пришли хозяева пещеры, святитель не испугался, а начал рассказывать им о Христовой любви и необходимости покаяния, чтобы иметь жизнь вечную. Господь был с Александром и влагал нужные слова в его уста, поэтому все разбойники обратились к Господу и раскаялись в совершенных грехах. После принятия Крещения они превратили свой вертеп в монастырь, и начали новую жизнь в постах и молитвах.
Преподобный Александр Константинопольский поставил над ними игумена, а сам отправился еще дальше в пустынную местность, где провел несколько лет в полном одиночестве, вознося молитвы Господу. Однако люди прослышали о благочестивом служителе и начали стекаться со всех городов к Александру. Вскоре рядом с ними поселилось около 400 иноков, и тогда святитель принял решение основать на этом месте монастырь.
Он горел желанием так обустроить богослужение в этой обители, чтобы из нее постоянно лилась слава Господу, поэтому стал молиться и просить Бога об откровении. Через какое-то время Всевышний ответил на просьбы своего слуги и дал указание ввести в монастыре особый порядок.
Все монахи были поделены на 24 стражи, таким образом, меняясь каждый час, они непрестанно пели псалмы Давида, вознося славу Господу. Из-за этой особенности обитель получила в народе название «Неусыпающих». В течение 20 лет Александр правил монастырем, после чего оставил вместо себя ученика управлять обителью, а сам с несколькими иноками отправился вновь на проповедь Слова Божьего язычникам.
Окончив миссионерское путешествие, святитель поселился в Антиохии, там он построил церковь, больницу и странноприимный дом благодаря полученным от жителей средствам. Последние годы своей жизни Александр провел в Константинопольском монастыре и умер в 430 году.
Чудеса и помощь
Уже при жизни по молитве своей Александр творил необъяснимые чудеса. Одним из ярких примеров стал диспут между философами язычества и Александром, организованный византийским императором Константином, которого корили за смену религии в государстве. Философ начал речь, но Александр именем Христа запретил ему продолжать. В результате тот не мог больше вымолвить ни одного слова. Лишь признав свою неправоту, он вновь заговорил и уверовал в Бога.
Важно! Молитва святому помогает собраться с мыслями, избавиться от рассеянности. Советуют перед началом чтения длинных акафистов или псалмов обращаться к Преподобному Александру с просьбой дать сил и вдохновения для чтения молитв.
Текст молитвы
О священная главо, преподобие отче, преблаженне авво Александр, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю; не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя; поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый, аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Почитание
О святителе Александре упоминал в похвальном слове к Константинопольцам уже святитель Григорий Богослов.
В иконографической традиции святитель Александр изображается как святитель в омофоре, с Евангелием в руках. Так он предстает в диаконнике церкви святой Софии в Охриде, Македония (1050-е гг.); на минейной иконе на август (нач. XVII в., ЦАК МДА); в настенном минологии церкви святителя Николая в Пелинове (в рост, 1717-1718 гг.).
В 1892 году в Москве была построена церковь во имя Александра, архиепископа Константинопольского, при приюте Василие-Кесарийского попечительства, сохранившаяся доныне (Бутырский вал, 26).
Молитвословия
Тропарь святителей, архиепископов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового, глас 3
, из греческой Минеи [7]
Таи́нницы небе́снии показа́вшеся,/ боже́ственнии изъяви́телие ми́ру яви́стеся,/ Це́рковь Христо́ву упа́сше богоизря́дно,/ свяще́нне Алекса́ндре, Тро́ицы поборниче,/ Иоа́нне сла́вне, благода́тию воспита́нный,/ и Па́вле, иере́ев ве́рше.// Те́мже вас восхваля́ем
.
Кондак, глас 3
Тро́ицу днесь иера́рхов преподо́бных/ свяще́нными пе́сньми восхва́лим вси./ Си́и бо, я́ко строи́тели Неизрече́нных,/ подаю́т благода́ть приснотеку́щую вопию́щим:/ О, Алекса́ндре всеблаже́нне,/ и Иоа́нне со Па́влом, ра́дуйтеся
.
В чем помогает икона преподобного Александра Константинопольского
Через иконы своих угодников Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности. Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона преподобного Александра Константинопольского помогает наладить молитвенную связь со святым заступником. Имея перед собой зрительный образ святого Александра, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое.
Преподобному Александру Константинопольскому молятся:
— Об укреплении веры — О помощи в устроение земных дел — Об исцелении телесных и духовных немощей.
Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи преподобного Александра! Откройте ему свое сердце в искренней молитве и он услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.
Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.
Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что святой Александр услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!
Происхождение и ранняя жизнь [ править ]
Эту статью, возможно, придется переписать, чтобы она соответствовала стандартам качества Википедии . Вы можете помочь . Страница обсуждения может содержать предложения. |
Информация из Synaxarion упоминает, что Александр был родом из Калабрии в Италии, а его родителями были Джордж и Врян. С самого раннего возраста он был отдан Богу и оставался в монастыре , где культивировал добродетель и стал хорошим тружеником Божьих заповедей. Ему были дарованы божественные видения, а в течение двадцати дней он полностью постился . Но он также оставался голым в течение четырех лет и попал в тысячи проблем из-за нападений сарацинов . Так он прожил много лет, путешествуя по Греции со своими учениками Виталием и Никифором.
Александр был избран викарием для помощи престарелому епископу Византийскому Митрофану . В результате и Александр, и Митрофан считаются первым епископом Константинополя (оба также иногда упоминаются как первые « патриархи » Константинополя, хотя епископская кафедра еще не была возведена в этот ранг). [3] Александр служил епископом около 23 лет, до своей смерти в возрасте 73 лет в 337 году. [4] На момент смерти Митрофана он оставил в своем завещании указание избрать своего наместника на престол Константинополя. .
Во время своего епископства Александр вел споры с языческими философами и выступал против ересей . Его высоко оценили Григорий Назианзин [5] и Епифаний Кипрский . [6] Теодорет назвал его «апостольским» епископом. [7]
Заметки [ править ]
- Smith 1911 цитирует Theodoret Hist.
я. 19Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 ( справка ) - Каждан Александр; Талбот, Алиса-Мэри (01.01.2005). «Константинопольский Патриархат» . Оксфордский словарь Византии
. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-504652-6 . Проверено 25 июля 2022 . - См. Канон III , Первый Константинопольский собор , 359 г. н.э.
- Смит 1911 цитирует Socrates Scholasticus Hist.
II. 6; Sozomen
Hist.
iii. 3Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 ( справка ) - Smith 1911 цитирует Грегори Назианзуса, Oration 27.
Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 ( справка ) - Смит 1911 цитирует Епифания Кипрского, Adv.Хаер
. lxix. 10Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 ( справка ) - Smith 1911 цитирует Theodoret, Hist.
я. 3, ср.
Фил.
12Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 ( справка ) - Smith 1911 цитирует Theodoret, op.соч.
я. 4Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 ( справка ) - Smith 1911 citesSozomen, оп.соч.
II. 29Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 ( справка ) - Смит 1911 цитирует Афанасия Александрийского Ep.ad Serap.
; Rufinus ,
Hist.
я.Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 ( справка ) - Smith 1911 цитирует Socrates Scholasticus, op.соч.
я. 37Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 ( справка ) - Smith 1911 цитирует Socrates Scholasticus, op.соч.
II. 6; Теодорет,
соч.соч.
я. 19Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 ( справка )
Источники, литература
- BHG
, N 1279-1280. - Александр Александрийский, свт., «Послание к Александру Константинопольскому,» ДВС
, СПб., 1994, т. 1, 18-29. - Афанасий Великий, свт., «Послание к брату Серапиону,» гл. 2-4, Творения
, т. 2, 99-102. - Феодорит, блж., Церк. ист.
, I 3-4, 14, 19. - Созомен, Церк. ист.
, I 13, 18; II 29. - Gelasius Cyzicenus, Hist. Concilii Nicaeni
, II 27, 36,
PG
, 85, Col. 1241, 1312, 1344. - Сократ, Церк. ист.
, I 37-38. - ActaSS.
, Jun., т. 7, 71-84; Aug., т. 6, 195-198. - Сергий (Спасский), Месяцеслов
, т. 3, 344. - Andrieu M. Alexandre (23), DHGE
, т. 2, Col. 184-186. - LTK
, Bd. 1, Sp. 314. - ΘΗΕ
, т. 2, Στλ. 107-108. - Grumel, Chronologie
, 434. - ЖСв.
, авг., 518-530. - LCI
, Bd. 5, Sp. 86. - Hamman-McLean, Hallensleben. Plan 4. N 14.
- Миjовић, Менолог
, 391. - Сорок сороков
, т. 3, № 55, 170-171.
Арианские споры [ править ]
Когда началась арианская полемика , Александр , Патриарх Александрийский , попросил его о сотрудничестве в борьбе с тем, что он считал ересью . [8] Согласно большинству источников, Александр Константинопольский присутствовал на Первом Никейском соборе [9] в качестве заместителя Митрофана, хотя некоторые источники утверждают, что Митрофан (которому в то время было 117 лет) присутствовал на соборе лично. . На совете были осуждены Арий и его учение.
Позже Арий пожелал, чтобы его снова приняли в церковное общение . Римский император Константин I , будучи убежден в Евсевиане , командовал Александр официально получить обратно Ария. [10] Согласно Сократу Схоластику, Арий на самом деле не раскаивался в своей ереси, но увиливал, и епископ Александр знал об этом. [11] Александр, хотя евсевианцы угрожали ему низложением и изгнанием , упорствовал в своем отказе принять Ария обратно в Церковь и заперся в церкви Святой Ирины (которая в то время была соборомКонстантинополя) в горячей молитве, чтобы Бог забрал его из этого мира, а не был вынужден вернуть к общению кого-то, кто, как он боялся, только симулировал покаяние. Так случилось, что Арий умер по дороге в церковь, прежде чем его снова приняли в причастие.
Примечания
- Смит 1911 Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 (помощь) цитирует Теодорет Hist.
я. 19 - Каждан Александр; Талбот, Алиса-Мэри (01.01.2005). «Константинопольский Патриархат». Оксфордский словарь Византии
. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-504652-6 . Получено 2018-07-25. - Видеть Canon iii, Первый Константинопольский собор, 359 г. н.э.
- Смит 1911 Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 (помощь) цитирует Сократ Схоластик Hist.
II. 6; Созомен
Hist.
iii. 3 - Смит 1911 Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 (помощь) цитирует Григория Назианзина, Речь 27
- Смит 1911 Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 (помощь) цитирует Епифания Кипрского, Adv. Haer
. lxix. 10 - Смит 1911 Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 (помощь) цитирует Теодорита, Hist.
я. 3, ср.
Фил.
12 - Смит 1911 Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 (помощь) цитирует Теодорита, op. соч.
я. 4 - Смит 1911 Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 (помощь) цитирует Sozomen, op. соч.
II. 29 - Смит 1911 Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 (помощь) цитирует Афанасий Александрийский Ep. ad Serap.
; Руфинус,
Hist.
я. - Смит 1911 Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 (помощь) цитирует Сократа Схоластика, op. соч.
я. 37 - Смит 1911 Ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFSmith1911 (помощь) цитирует Сократа Схоластика, op. соч.
II. 6; Теодорет,
op. соч.
я. 19
Дни памяти
Память святого почитается 8 марта и 16 июля.
В исторических описаниях Александр Константинопольский представлен человеком высокой морали, обладающим непререкаемым авторитетом среди византийцев. Он возглавлял Византийскую кафедру в годы правления царя Константина I Великого.
На заметку! Преподобный стал первым епископом освящённого Константинополя. Этот человек всю свою жизнь демонстрировал непоколебимую веру в Иисуса Христа и на собственном примере подвижничества доказал, что промысел Божий никогда не оставит в беде истинно верующего христианина.