Святой Дмитрий Ростовский: биография, молитва и книги. Житие святого Дмитрия Ростовского


Детство

Православный святой Дмитрий Ростовский родился зимой 1651 года в расположенном неподалеку от Киева селе Макарово. Назвали его Даниилом. Семья его была очень благочестивой, мальчик вырос глубоко верующим христианином. В 1662 г. его родители переехали в Киев, и он поступил на обучение в Киево-Могилянскую коллегию. Здесь он успешно изучил латинский и греческий языки, а также ряд классических наук. В 1668 г. тихий, слабый здоровьем Даниил принял монашество в Кирилловом монастыре и получил имя Дмитрия. Иноческое послушание он проходил до 1675 года.

дмитрий ростовский

Ранний период жизни

Святитель Димитрий Ростовский (имя в Крещении — Даниил) родился в местечке Макарьеве (располагавшемся близ города Киева), в семье ратного сотника Тупталы Саввы Григорьевича, в декабре 1651 года.

Родители Даниила отличались твёрдостью веры и благочестием. С ранних лет они прививали сыну уважение к Божьему закону, преданность Церкви и Отечеству.

Ввиду частых отлучек отца, связанных с исполнением воинского долга, главную роль в воспитании Даниила играла мать. Впоследствии он неоднократно вспоминал о ней как о добродетельной дочери Церкви.

Желая дать сыну достойное образование, родители определили его в Киевское Братское училище (основанное стараниями митрополита Петра Могилы, это училище славилось по всей округе; впоследствии на его базе была сформирована Духовная академия).

В процессе обучения Даниил проявлял неординарные способности. Благодаря прирождённым способностям, прилежанию, целеустремленности он не раз становился объектом восхищения со стороны преподавателей и администрации. В процессе прохождения образовательного курса он овладел несколькими языками (греческим, латинским, польским, еврейским), усвоил правила риторики и поэтики, проникся учением богоносных отцов.

Наряду с теоретическими дисциплинами Даниил стремился впитать и усвоить практические навыки жизни во Христе. Шумным компаниям и увеселительным прогулкам в кругу сверстников он предпочитал тихое и безмолвное пребывание в храме, чтение назидательной литературы, умную молитву.

Когда в 1665 году польские завоеватели, овладев Киевом, подвергли пожару Братскую обитель и училище, Даниил вынужден был возвратиться в родительский дом. Вернувшись, он не забросил занятия, но с ещё большим душевным порывом предался самообразованию.

В этот период он регулярно участвовал в храмовом богослужении, изучал Книги Писания, внимал наставлениям пастырей. Постепенно, при содействии Божьем, он расположил своё сердце к монашеству.

Проповедник слова Божьего

В 1669 г. Дмитрий Ростовский, биография которого насыщена самыми разными событиями, был посвящен в иеродьякона. В 1975 г. епископ Лазар Баранович вызвал его в Чернигов и, посвятив в иеромонахи, назначил проповедником при кафедральном Успенском соборе. Отсюда отец Дмитрий ездил в Слуцк и Вильно, где много трудился во славу Божью. В скором времени за ним закрепилась слава очень талантливого проповедника, его начали часто приглашать к себе мирские и духовные власти. После смерти своего друга, создателя Слуцкого монастыря, монаха Скачкевича он вернулся на родину — в Малороссию в Батурино.

Игуменство и начало труда всей жизни

В Малороссии святитель Дмитрий Ростовский поселился в монастыре в Батурино. Однако вскоре на него обратил внимание епископ Черниговский. В 1681 г. 30-летний проповедник стал игуменом Максановского монастыря, а через некоторое время — Батуринского. В этой должности отец Дмитрий пробыл совсем недолго. В 1683 г. он переселился в Киево-Печерскую лавру. Здесь в 1684 г. святой начал главный труд своей жизни — составление «Четьих-Миней». Через некоторое время его вторично назначили настоятелем Батуринского монастыря. Но в 1692 году он вновь переселился в Киев. Далее его последовательно назначали игуменом Глуховского, Кирилловского и Елецкого (Чернигов) монастырей. В 1700 г. он был вызван в Москву, где впервые встретился с Петром Первым, и назначен митрополитом Ростовским. Посвящение было совершено 23 марта 1701 года.

жития святых дмитрия ростовского

Примечания

  1. 12Шляпкин И.
    Димитрий св. митрополит Ростовский //
    Русский биографический словарь
    — СПб.: 1905. — Т. 6. — С. 389—394.
  2. Крумминг А. А.
    Святой Димитрий Ростовский: точная дата рождения // Сообщения Ростовского музея. — 1992. — Вып. 3. — С. 6.
  3. 123
    Святой Димитрий Ростовский.
  4. Димитрий (Туптало) (сайт Русское Православие) Архивная копия от 31 октября 2007 на Wayback Machine
  5. Соловьёв С. М.
    История России с древнейших времён.
  6. Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 114.
  7. Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). С. 114—115.
  8. Известен указ Синода об 30 сентября 1798 года об утверждении празднования Феодосию Тотемскому, но он, по мнению Е. Е. Голубинского, лишь подтвердил прежнее местное почитание святого (Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3 № 9. С. 336—337).
  9. Лихачёв Д. С.
    История древнерусской литературы // Избранные работы: В 3 т. Т. 1. Л., 1987. С. 266.
  10. Вертеп Алексея Стрельникова (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 января 2008. Архивировано 23 апреля 2008 года.
  11. 1234Крылов А. О.
    Понимание святости в творениях святителя Димитрия Ростовского: некоторые наблюдения // Христианское чтение. — 2022. — № 5. — С. 51—60.
  12. Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки по истории Русской святости. Часть третья. Русская святость в Петровскую эпохи и позже. Святитель Димитрий Ростовский (1651—1709)
  13. Жизнеописание святого Димитрия Ростовского // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской X—XX вв.
  14. Крылов А. О.
    Четьи-Минеи митрополита Димитрия Ростовского: (К вопросу о конфессионализации в России рубежа XVII—XVIII вв.) // Вестник Московского государственного университета. Серия 8. История. 2013. № 1. С. 51 — 64
  15. Державин А., прот.
    «Радуются верных сердца»: Четии-Минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник: в 2 ч.. — Москва, 2006. — С. 298. — 384 с.
  16. М. А. Федотова, Я. Э. Зеленина.
    Димитрий // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XV : «
    Димитрий
    — Дополнения к „Актам Историческим“». — С. 8-30. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
  17. Скарга, Петр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  18. Протоиерей Георгий Флоровский
    Пути русского богословия II. Встреча с Западом 1. На распутье.
  19. Костомаров Н. И.
    Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М. 1991. Т. 3. С. 524.
  20. Погожев Е. Н. (Поселянин)
    . Русская Церковь и русские подвижники XVIII века.
  21. Русская линия / Библиотека периодической печати: О значении Четьи-Миней св. Димитрия для русского народа (рус.). rusk.ru. Дата обращения: 9 ноября 2022.
  22. Предисловие // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. I: Сентябрь.

Митрополит Ростовский

В 1703 году Дмитрий Ростовский, биография которого до самой смерти была тесно связана именно с эти приходом, прибыл на новое место службы. Здесь он столкнулся со многими трудностями, главной из которых было вмешательство светской власти в дела прихода. Незадолго до назначения отца Дмитрия в городе был воссоздан Монастырский приказ, управляющий церковным имуществом, осуществляющий надзор за монахами и богадельнями. Очень неприятно святого в Ростове поразили также грубость и невежество не только простого народа, но и служителей Церкви. Священники совершенно не почитали святых, презрительно относились к бедным, разглашали тайну исповеди и пр. Видя такой беспорядок, отец Дмитрий ревностно принялся за исправление положения дел. Он давал наставления, разъяснял, что означает долг священника, выступал с проповедями перед народом.

святитель дмитрий ростовский

Одной из главных его забот стала школа для детей служителей Церкви и бедняков. Обучение здесь было совершенно бесплатным. В открытой митрополитом Дмитрием школе, как и в Киеве, преподавались греческий и латинский, показывались театральные постановки. Первые выпускники покинули ее стены в 1706 году. К сожалению, той же весной школа была закрыта.

28 октября 1709 года отец Дмитрий Ростовский скончался. Похоронили его в соборном храме Ростова, рядом с его предшественником — святителем Иоасафом. По завещанию митрополита в гроб были положены черновики его неоконченных книг. На похороны святого прибыла сама царица Параскева Федоровна — вдовствующая супруга царя Ивана, брата Петра Первого.

дмитрий ростовский биография

Открытие первой семинарии

Стремясь искоренить недостатки, видимые им среди духовенства, святитель принял решение о необходимости открытия при архиерейском доме училища, которое занималось бы обучением и воспитанием будущих священников. Приехав в Ростов, он собрал около 200 детей церковнослужителей и, разделив их на 3 класса, поставил в каждом учителя. Часто бывало, что подвижник и сам проводил занятия с учениками. Чтобы поощрить детское усердие, свт. Димитрий ежедневно платил беднейшим из них «деньгу» за прилежание. Училище было создано по образцу так называемых братских школ, где в основе отношений между преподавателями и учениками лежало взаимное уважение.

Интересный факт

Святитель Димитрий лично писал для учащихся сценарии театральных постановок, самой популярной из которых считается «Драма на Рождество Христово», или «Рождественская драма», которую и сегодня представляют актеры московского Камерного театра в разных странах мира.

Мощи святого

В 1752 году в соборном храме решили сделать ремонт. В ходе его выполнения 21 сентября при починке пола было обнаружено нетленное тело отца Дмитрия. Это было настоящим чудом. Стены в погребении отсырели. Дубовый гроб святителя и находившиеся внутри рукописи полностью истлели. Тело же самого святого, а также его четки, митра и саккос оказались нетленными.

Через некоторое время у мощей святого начали происходить чудесные исцеления от многих болезней, о чем было доложено Синоду. По предписанию последнего в Ростов прибыли архимандрит Симоновский Гавриил и митрополит Суздальский Сильвестр. Они освидетельствовали мощи и совершаемые ими исцеления. 29 апреля 1757 г. митрополит Ростовский Дмитрий был причислен к лику святых.

25 мая 1763 года мощи святого переложили в серебряную раку, где они находятся и по сей день. Изготовлена рака была по приказу императрицы Екатерины Второй, которая несла ее к месту установки самолично, вместе со святыми отцами.

О чем молятся святителю Димитрию Ростовскому

После того, как были обретены мощи Димитрия Ростовского, к ним начали приходить люди и просить помощи. У святых мощей произошло множество чудесных исцелений, описанных в истории и рассказанных очевидцами.

Святой Димитрий, митрополит Ростовский считается покровителем вдов и сирот, поэтому именно ему чаще всего молятся о семейном счастье и душевном спокойствии. К святому также обращаются для решения семейных конфликтов и проблем с детьми. Обращаются к мощам Димитрия Ростовского также за исцелением от тяжелых болезней. Верующие молятся Димитрию Ростовскому, прося помощи в бедах и нужде.

«Жития святых» Дмитрия Ростовского

Эту книгу святой писал в течение 20 лет. В результате получился труд в 12 томов. В нем описаны жизнь, чудотворения и подвиг многих великих святых христиан. «Четьи-Минеи» св. Дмитрия стали назиданием для всех православных, желающих идти путем благочестия.

Повествования в этой книге излагаются по порядку месяцев и дней в них. Отсюда и их название «минеи» (греч. месяц). «Четьи» на церковнославянском означают «читать», «предназначенные для чтения». Составлены «Жития святых» отцом Дмитрием были отчасти по труду Макария. На настоящий момент в православной церкви признано несколько Миней (иеромонаха Германа Тулумова, Чудовские, Ионна Милютина и т.д). Однако «Жития святых» Дмитрия Ростовского являются самыми почитаемыми и распространенными. Написана эта книга на очень грамотном церковнославянском языке.

святые дмитрий ростовский

Литературное наследие

Самое раннее из сохранившихся произведений Ростовского — «Руно орошенное», в котором рассказывается о чудотворном образе Богоматери, находящемся в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре.

Главным творением митрополита считается «Житие святых», или «Четьи-Минеи», — собрание книг, в которых раскрываются биографии ветхозаветных, русских, южнославянских и общеправославных святых, а также их подвиги. Работа над произведением длилась почти 20 лет.

View this post on Instagram

A post shared by Православная жизнь (@orthodoxlive) on May 4, 2020 at 12:10pm PDT

Икона Димитрия Ростовского
Труд напоминает календарь, где на каждую дату приходится от 1 до нескольких рассказов. В нем содержатся житие Иоанна Златоуста, Николая Угодника, Димитрия Солунского и многих личностей, оказавших влияние на религию.

Другим важным произведением в библиографии Ростовского считается «Келейный летописец», основанный на Библии, трудах европейских хронистов и церковных писателей. Все образцы творчества святителя доступны на сайте «Азбука веры».

Другие книги святого

Еще одним известным трудом митрополита Ростовского является «Розыск о брынской вере». Книга эта была направлена против старообрядчества. Труд этот, в отличие от «Миней», оказался не слишком удачным. Старообрядцев он, конечно же, не переубедил, а вот всплеск ненависти с их стороны вызвал.

Помимо всего прочего, святой Дмитрий Ростовский активно собирал исторические сведения о своей епархии и стране в целом. К примеру, он трудился над составлением хронологии славянского народа. Также он написал такие книги, как «Руно орошенное», «Рассуждение об образе Божии и подобие в человеке», «Диарии», «Краткий мартиролог», «Каталог российских митрополитов». Принадлежат его перу и разного рода молитвы и наставления.

Борьба с раскольниками

В то время в непроходимых брынских лесах находились поселения старообрядцев, которые через проповедников насаждали свое учение среди колеблющихся жителей епархии. Святитель Димитрий писал о них:

«Птицы бесовские – раскольники, излетевшие от гнезда своего Брынскаго, научили многих бегати Святой Церкви… лжуще и прельщающе простых мужиков и баб и глаголюще: уже ныне церковь не церковь, попы не попы».

Не желая допустить погубления неопытных душ, архимандрит составил сочинение «Розыск о раскольнической брынской вере», в котором разъяснил суть раскола и доказал, что учение старообрядцев не богоугодно. В заключительной части труда святитель молил Господа о возвращении в лоно истинной Церкви всех от нее отпавших. Копии этого творения были разосланы по епархиальным приходам.

Церковь св. Дмитрия Ростовского в Очаково

В России почитаются многие святые. Дмитрий Ростовский, конечно же, входит в их число. Посвящены ему и многие храмы. К примеру, такое сооружение есть в Очаково. В 1717 году здесь построили деревянную церквушку и освятили ее в честь Пресвятой Богородицы. В 1757 г. деревня перешла к другому владельцу. Он и возвел рядом с деревянным новый каменный храм во имя митрополита Дмитрия. Эта церковь дошла до нас практически в неизменном виде. Построена она в красивом стиле русского барокко. С помощью трапезной с храмом соединена высокая колокольня.

История церкви св. Дмитрия очень богатая. В 1812 году в Очаково случился пожар. При этом старая деревянная церквушка Пресвятой Богородицы сгорела в огне. Купившая в этом же году село Екатерина Нарышкина по традиции решила открыть взамен ее новый храм, под который и перестроила одну из своих усадеб. Церковь освятили в честь Пресвятой Троицы и предположительно приписали к храму св. Дмитрия.

В 1926 году это культовое сооружение по решению властей закрыли. Известно, что в 1933 г. храм Дмитрия Ростовского был приспособлен под зерновой склад и имел совершенно плачевный вид. Крест с него снесли, а на одном из фронтонов нарисовали пятиконечную звезду, стереть которую впоследствии было очень сложно.

В 1972 году церковь решили отреставрировать. Работы длились около 6 лет. В 1992 году храм Дмитрия Ростовского вновь вернули верующим. Тем православным, которые хотят посетить эту старинную церковь, следует ехать в Москве на улицу генерала Дорохова, д 17.

дмитрий ростовский житие

История

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом. Фотография П. Н. Рубцова

Его стремительное возвышение напрямую связано с канонизацией и прославлением митрополита Димитрия, избравшего местом своего погребения именно этот монастырь.

Митрополит Димитрий (1651 — 1709) – глава Ростово-Ярославской епархии, известный проповедник и духовный писатель. Уроженец Киевской земли, завершивший свою жизнь в Ростове. Его жизнь была целиком посвящена служению Церкви — в возрасте 17 лет принял монашество, был проповедником и настоятелем многих монастырей, создал грандиозное церковное произведение — собрание житий святых, управлял древней и знатной Ростовской архиерейской кафедрой. Он был наделен обилием творческих талантов — прославился как духовный писатель, историк, богослов, драматург. Оставил после себя огромное литературное наследие.

Милосердный, смиренный, чистый сердцем, не протяжении всей своей жизни он служил высоким нравственным образцом. Огромный нравственный посыл, заложенный в его творениях, в первую очередь — в Четьих Минеях, снискал ему славу воспитателя человеческих душ.

Митрополит Димитрий выбрал Яковлевский монастырь местом своего погребения, что было подтверждено в его завещании. 28 октября 1709 года он скончался и был похоронен в избранной им обители.

В сентябре 1752 года состоялось обретение мощей митрополита Димитрия, спустя пять лет, в апреле 1757 года, он был канонизирован. Причисление митрополита Димитрия к лику святых стало первой канонизацией в истории Русской Православной Церкви синодального периода. Ростовский владыка стал первым святым России Нового времени.

Погребение владыки в монастырском соборе и обретение его мощей, канонизация святителя и широчайшее распространение его почитания явились залогом процветания Яковлевского монастыря. Рядовая, мало чем примечательная провинциальная обитель в одночасье превратилась в один из известнейших монастырей страны, хранивший великую святыню.

Сюда, к чудотворным мощам святителя Димитрия устремлялось множество паломников. В их числе оказалось немало представителей царствующего рода. Так открылось паломничество в Яковлевский монастырь представителей Царствующего дома Романовых.

Эту традицию заложила императрица Екатерина II, прибывшая в Яковлевский монастырь в 1763 году на торжества переложения мощей святителя в серебряную раку.

После нее в XIX — начале XX столетий на богомолье здесь побывали почти все русские императоры и многие великие князья и княгини. К настоящему времени документально подтверждены 20 фактов посещений Спасо-Яковлевского монастыря членами императорской фамилии: 6 раз сюда приезжали правящие государи и государыни, однажды — вдовствующая императрица, 13 раз — великие князья и княгини. В период с 1763 по 1916 годы, то есть за 150 лет, здесь побывали четыре императора, три императрицы и более двадцати представителей великокняжеского рода. Двукратно монастырь посещали императрица Екатерина IIи император Александр II, трижды — великая княгиня преподобномученица Елизавета Федоровна.

Особо памятным для монастыря было прибытие императора Николая II, которое произошло 22 мая 1913 года и оказалось последним посещением обители последним российским императором.

В 1913 году Российская империя отмечала 300-летие воцарения дома Романовых. В рамках юбилейных торжеств была организована поездка императорской семьи по Нижегородской, Костромской, Ярославской и Московской губерниям для посещения мест, связанных с избранием на царство первого представителя нового царствующего рода — царя Михаила Федоровича. В маршрут этого путешествия был включен и Ростов — древнейший город Ярославской губернии.

В дневнике, который вел император Николай Александрович, его впечатлениям о посещении Ростовских святынь отведены несколько скупых строк. «22-го мая. Среда. В 10 ч. прибыли в Ростов.Аликс очень устала и, кроме того, у нее сделалась ангина, так что она пролежала весь день. После встречи поехал с детьми в автомобиле в древний город Ростов-Великий. Посетил Успенский собор, слушал знаменитый звон колоколов, прошел по Кремлевской стене в Белую палату и Княжьи терема, осматривая по пути внутренние церкви. Возвращаясь в поезд, остановились у церкви Благовещения, где явилась в 1910 г. чудотворная икона Умиления Божией Матери. После завтрака снова поехал в город и осмотрел Яковлевский монаст. на берегу озера Неро и в 3 вер. старую деревянную церковь Иоанна Богослова на Ишне. Возвратился в поезд с детьми в 4?. Пил чай и занимался. В 6? с дочерьми отправился в Кремль в красивую церковь Воскресения Христова, ко всенощной. Покинули Ростов в 8 час.»

Однако и для города, и для монастыря этот день был долгожданным и значительным. К нему долго и тщательно готовились. Заблаговременно были отобраны объекты показа. Местами посещения государя должны были стать кафедральный собор, Ростовский кремль и экспозиции Музея церковных древностей, Спасо-Яковлевский монастырь и два храма XVII века — городская церковь Благовещения и сельская церковь Иоанна Богослова в окрестностях Ростова. Заранее был проложен маршрут передвижения и разработан церемониал встречи.

Программа знакомства императора с Ярославлем, к слову, была гораздо более насыщенной, что неудивительно, принимая во внимание разницу в масштабе и значении городов. В Ярославле высоким гостям собирались показать кафедральный собор, архиерейский дом в Спасском монастыре, Казанский монастырь и два храма XVII века — Ильи Порока и Иоанна Предтечи, о которых, кстати, государь отозвался, что они «одна другой краше и лучше». Императора ожидало знакомство с приютом для сирот, основанным в честь 300-летия Царствующего дома и специально организованной выставкой, наглядно демонстрирующей достижения губернии в области сельского хозяйства, ремесла и промышленности, поездка в Толгский монастырь и, наконец, визит на светский раут в дворянское собрание.

В Ростов императорская семья должна была прибыть поездом, направляющимся из Ярославля в сторону Москвы, так что встреча и проводы высоких посетителей проходили на Ростовском вокзале. Последующие передвижения по городу осуществлялись на автомобилях.

Готовясь к прибытию императора, Ростов преобразился, правда, не весь, а лишь та его часть, которую государю собирались показать. Отремонтированы, вычищены и заново выкрашены были фасады тех домом, которые располагались по пути его следования. Аналогичным образом, ремонт коснулся только тех улиц, по которым должен был проехать императорские автомобили, они были выровнены и засыпаны свежим желтым песком. Непосредственно перед приездом дома были украшены флагами и декорированы гирляндами, сплетенными из зеленых веток.

Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год

Итак, качественное улучшение, как наружного облика зданий, так и проезжих мостовых, имело место лишь по маршруту следования императорского кортежа, а именно: от привокзальной площади по Благовещенской улице, далее по бульвару, вдоль здания новой гимназии — в центр города, через Емельяновский ряд и Соборную площадь — к Святым воротам, ведущим к Успенскому собору и бывшему архиерейскому двору. Затем через Каменный мост по бульвару и Покровской улице, до ее пересечения с Рождественской, и по Малой Яковлевской улице — к Спасо-Яковлевскому монастырю, а от него по Московскому шоссе — к деревянной церкви Иоанна Богослова в селе Богослов.

Спасо-Яковлевский монастырь отнесся к подготовке императорского посещения более серьезно и ответственно. Работы по улучшению внешнего облика обители начались заблаговременно и проводились широким фронтом.

Основное внимание уделялось украшению интерьеров старого Зачатьевского и нового Димитриевского монастырских соборов. В Зачатиевском храме была промыта и отреставрирована настенная роспись, устроены новые рамы и заменены входные двери. В Димитриевской церкви — установлен мраморный помост для новой, второй серебряной раки св. Димитрия и изготовлены мраморные облачения для престолов двух придельных храмов в трапезной.

Завершилась позолота большой главы и замена кровли Зачатиевской церкви. Крыши жилых зданий выкрасили медянкой, а купола храмов покрыли ультрамариновой краской.

Были вычищены и выбелены заново все монастырские здания — храмы, келейные корпуса и ограда, а также все строения, принадлежавшие обители, но располагавшиеся за пределами ее стен — гостиница, школа, несколько флигелей.

Были покрыты асфальтом дорожки центрального монастырского двора. На колокольне появился новый колокол весом в 155 пудов.

Специально к царскому приезду приобрели новую ризницу, включающую в себя полное архиерейское облачение для настоятеля, 10 священнических одеяний, 1 архидиаконское, 4 диаконских и 4 пономарских. Чтобы подчеркнуть соответствие отмечаемой дате, 300-летию воцарения дома Романовых — новую ризницу намеренно стилизовали под старину. Имеется свидетельство епископа Иосифа, относительно того, что монастырское духовенство встречало государя в новых облачениях, изготовленных в стиле ростовских церковных одежд XVII века.

В целом, к приезду императора Спасо-Яковлевская обитель преобразилась — главы сияли, стены белели, храмы стали краше, а двор — чище. Однако, следует учесть, что и до начала всех выше перечисленных работ состояние монастыря было более чем удовлетворительным, поскольку в 1909 году он существенно обновил свой облик, готовясь к юбилейным торжествам в честь 200-летия кончины святителя Димитрия.

Императорская семья прибыла в Ростов 22 мая, накануне дня празднования святителя Леонтия Ростовского, день памяти которого издавна считался одним из главных церковных праздников в Ростове. По причине нездоровья императрица Александра Федоровна не смогла или не захотела принять участие в знакомстве с Ростовом, прибыв в город, она так и не покинула свой вагон.

В первой половине дня император с детьми и многочисленной свитой посетил Успенский собор и Ростовской кремль. Сопровождал государя глава Ярославской епархии архиепископ Тихон (Беллавин), будущий российский патриарх, причисленный к лику святых. Император осмотрел собор, поклонился его святыням, обозрел древности ризницы. На Соборной площади специально для гостей был дан концерт колокольных звонов соборной звонницы, исполненных на огромных старинных колоколах, самые тяжелые из которых весили 32, 16 и 8 тонн.

Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год

Затем императору был показан Ростовский кремль — бывшая архиерейская резиденция и расположенный в ее стенах Музей церковных древностей. Государь прошелся по кремлевским переходам, посетил древние храмы, поднялся на смотровую башню, познакомился с музейными экспозициями.

Вторая половина дня, согласно утвержденному регламенту, была посвящена знакомству со Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырем.

Основным источником сведений о том, как происходил императорский визит в эту обитель, являются воспоминания ее настоятеля епископа Иосифа (Петровых; 1909 — 1926), первого викария Ярославской епархии. В дальнейшем мы неоднократно будем обращаться к этому ценному документальному свидетельству.

К примеру, вот как яковлевский настоятель описывал ожидание императорского прибытия: «За час до приезда государя зычный колокол монастыря оповестил всех о приближении отрадной минуты. … Богато убранный коврами древний Зачатиевский собор, только что промытый сверху до низу и освященный тремя паникадилами со свечами воску яраго, выглядел чрезвычайно уютно и празднично-весело. Скоро подготовительная суета повсюду улеглась, и воцарилась священная тишина и благоговейный трепет ожидания. Тихо-тихо стало в храме. Только весело потрескивали свечи кругом, да гудел вдали неусыпный страж монастырской звонницы, с каждым ударом оповещая о большей и большей близости царственных богомольцев».

Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год

Спасо-Яковлевская обитель встретила царскую семью колокольным звоном. Императорский автомобиль въехал в монастырь и остановился у входа в Зачатиевский собор, на ступенях которого Николая II встретил епископ Иосиф.

У мощей св. Димитрия был отслужен молебен. Особое внимание Николай Александрович обратил на древнюю стенопись собора. Это неудивительно, учитывая, что незадолго до своего приезда в Ростов, он пожаловал Спасо-Яковлевскому монастырю три тысячи рублей, специально предназначенных на промывку этих фресок. Императора заинтересовали каменный иконостас и серебряная рака святителя Димитрия.

На паперти Зачатиевского храма царская семья остановилась у гробницы старца Амфилохия, более 40 лет служившего гробовым иеромонахом при мощах святителя Димитрия.

Из Зачатиевского собора император с детьми в окружении свиты спустились в Воскресенскую церковь, расположенную в подклете Яковлевского храма. Основанная немногим более года назад, эта церковь была устроена как своеобразный храм-реликварий, содержащий копии основных христианских святынь, главным из которых являлось подобие Гроба Господня. Оно и привлекло к себе особое внимание государя. Как писал епископ Иосиф: «Несмотря на очень узкий вход в пещерку Гроба, вся царская семья с государем одновременно взошли туда и долго-долго оставались там в умиленно-молитвенном настроении. Освещенная 33-мя лампадами (по числу лет Христовых) и украшенная цветами, светильниками и священными изображениями, пещерка производит на душу сильнейшее впечатление, перенося мысль к подлинным местам и обстановке смерти и погребения Спасителя».

Покинув Воскресенский храм, император Николай Александрович с детьми через Водяные ворота вышли на берег озера Неро.

Затем высокие гости посетили Димитриевский собор. Его огромные размеры и необычное решение интерьера, иконостас в виде большой триумфальной арки — несомненно, привлекли к себе их внимание.

Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год

Здесь находились перенесенные из ризницы и выставленные на обозрение государя реликвии монастыря, в том числе личные вещи и рукописи св. Димитрия. Наряду с прочими раритетами, государю был показан небольшой 4-х пудовый колокол, называемый «царским», подаренный обители в середине XVII века царем Алексеем Михайловичем.

Фотография П. Н. Рубцова

В память о посещении монастыря императору были поднесены иконы, финифтяные портреты, фотографии и книги. После осмотра Димитриевского храма царская семья под колокольный звон покинула монастырь.

Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год

Демонстрация ростовских достопримечательностей завершилась посещением деревянной церкви Иоанна Богослова на реке Ишне. Храм, построенный в конце XVII столетия, сохранил и интерьер, и атмосферу старинного памятника.

Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 год

После небольшого отдыха в поезде вечером император вернулся в Ростовский кремль для того, чтобы присутствовать на праздничной всенощной накануне праздника Вознесения Господня, которую специально для него отслужили в особенно понравившейся ему Воскресенской церкви. Этот храм, украшенный первоклассными фресковыми росписями, действительно, необычайно красив, в его уникальном убранстве воплощен дух старины.

В восемь часов царский поезд отбыл из Ростова, продолжая свой путь к Москве.

Подведем некоторые итоги. Как известно, путешествие императорской семьи по местам, связанным с призванием на царство основателя династии и совершенное в память 300-летия этого события имело явную историческую направленность. Это было своеобразное погружение в прошлое, попытка приобщиться или хотя бы приблизиться к временам воцарения династии, к эпохе первых Романовых. Неслучайно и в Ростове, и в Ярославле государю показывали храмы XVII века.

Что же касается Спасо-Яковлевского монастыря, в полной мере соответствовать этой историчности ему было затруднительно, поскольку его расцвет, его святыни и достопримечательности относились к новой эпохе. Однако и здесь он не остался в стороне — государя встретила братия, облаченная в новые одежды, изготовленные в старинном стиле, императору были показаны древние росписи старого собора, специально для этого промытые и подновленные. Можно сказать, что демонстрируя себя, монастырь сделал опору на свои главные святыни, а также царские и императорские вклады, такие как серебряная рака, царский колокол и другое.

Спасо-Яковлевский стал единственной ростовской обителью, выбранной для посещения императором Николаем II. К этому событию монастырь был тщательным образом подготовлен. Обновление всех фасадов, позолота главы, ремонт и окраска кровель, промывка стенописи в старом соборе, укладка дорожек потребовали немалого времени и значительных средств. Все подготовительные работы организовал епископ Иосиф, он же встречал высоких гостей и сопровождал их при осмотре монастырских достопримечательностей, которые, судя по свидетельству настоятеля, произвели на императора должное впечатление, особенно новый Воскресенский храм и копия Гроба Господня — гордость епископа Иосифа.

Важно подчеркнуть, что со второй половины XVIII века Спасо-Яковлевский монастырь посещался членами императорской фамилии чаще, чем Успенский собор и другие старинные монастыри города. В целом, это свидетельствует о смещении ценностных ориентиров с древних святынь на новые реликвии, средоточием которых в Ростове и, шире, — в Ярославской епархии стал Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, принявший на себя функции нового духовного центра и Ростова, и всей епархии.

Фотография П. Н. Рубцова

В завершении приведем одно любопытное хронологическое совпадение. Как уже упоминалось, первым императорским посещением Яковлевского монастыря явилось прибытие сюда императрицы Екатерины II, последним стал приезд императора Николая II. Между этими событиями прошло ровно 150 лет, практически день в день…

*

Сегодня, как и в прошлые времена, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь является главным центром почитания святителя Димитрия Ростовского. Подтверждением этому является проект «Просветительская мобильная выставка «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского»[1],который в 2022 году осуществляет Спасо-Яковлевский монастырь с целью привлечения внимания наших современников к личности и наследию святителя Димитрия — «нового и великого чудотворца», как поется в посвященном ему акафисте.

Составными частями этого большого проекта являются яркая интересная выставка, которая с успехом демонстрировалась в течении мая — ноября этого года в разных городах Ярославской области, а также новый красивый информативный сайт о свт. Димитрии (www.dimitryrostovsky.ru), на котором впервые обобщен обширнейший материал о ростовском святителе ( на сайте более 500 публикаций) — небесном покровителе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

[1] Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2022 г. № 93-рп.

Автор

ВИДЕНЕЕВА АЛЛА

Поделиться

Комментировать

Храм Дмитрия Ростовского в с. Правая Хава

Эта церковь, также освященная в честь Дмитрия Ростовского, была построена в 1824 г. в стиле классицизма. Купол ее увенчан цилиндрической главкой. Построенная рядом с ней колокольня увенчана красивым фигурным шпилем.

В 1882 году в этой церкви просветителем Лютицким была открыта школа. Официально считается, что с 1930 по 1990 год этот храм также использовался в качестве зернового склада. Однако имеются сведения и о том, что зерно в этом историческом здании никогда не хранили. Верующие люди вспоминают, что в 1954-1962 годах церковь даже функционировала с небольшими перерывами (поскольку не хватало священников).

В 1990 году церковь Дмитрия Ростовского в Правой Хаве передали епархии, после чего она была реставрирована самими прихожанами. Внутри храма чудом сохранились остатки росписи стен, а также рама иконостаса. С сентября 2010 года священником здесь служит В.В. Колядин. На настоящий момент эта древнейшая церковь, ко всему прочему, является объектом культурного и исторического наследия Воронежской области.

Молитва Дмитрию Ростовскому

Дмитрий Ростовский, житие которого было праведным, и после смерти продолжает защищать верующих от разного рода напастей. Исцелиться от болезни, к примеру, можно, не только поклонившись мощам этого святого. Чудотворной считается и молитва, посвященная ему. Оригинальный ее текст можно найти в церковной литературе. Звучит она примерно так:

«Святой великомученик христов Дмитрий. Представ пред Царем Небесным, попроси у него прощения о грехах наших и об избавлении нашем от всегубительной язвы, огня и вечной казни. Испроси милости его о нашем храме и приходе, а также об укреплении нас на благие дела, угодные Иисусу Христу. Будем крепки молитвами твоими и унаследуем Царствие Небесное, где будем прославлять его с Отцом и Святым Духом».

храм дмитрия ростовского

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: