Святая Анна Кашинская почитается православными людьми как покровительница семьи и детей, помощница в прекращении всех семейных неурядиц. Сто лет назад, в 1909 году, в Петербурге на Сампсониевском проспекте был освящён храм во имя Анны Кашинской. Церковь действует до сих пор.
Княгиня Анна
Сегодня город Кашин — районный центр в Тверской области. А в XIV веке на берегу реки Кашинки был небольшой удел князя Константина. Сюда к сыну и переехала монахиня Анна. Другой её сын, Ваоилий, построил здесь для матери монастырь. Анна Кашинская родилась около 1278 года. Она была дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича. Воспитывалась в православной вере. Окружали её люди незлобивые, мирно настроенные, богомольные. В 1294 году Анну выдали замуж за тверского князя Михаила Ярославовича. Время тогда было тяжёлое — монголо-татарское иго. Русские князья время от времени навещали Золотую Орду для получения ярлыка на княжество. Вызывал их хан и по другим причинам. Однажды правитель Орды Узбек велел явиться к нему Михаила Тверского. Дело заключалось в том, что Ярославича оклеветали. Ко всем бедам русские князья ещё и между собой не ладили, старались подставить друг другу подножку. Правда, тверской князь этим не отличался. Он вообще был чужд всяких интриг, поэтому с чистой совестью отправился к хану Узбеку, хотя его и отговаривали. Но как не ехать — разорили бы всю тверскую землю. А в Золотой Орде князь принял мученическую смерть. Впоследствии Михаила Тверского причислили к лику Святых. Затем княгиня Анна потеряла в Орде своих двоих сыновей. После этого она приняла постриг и переехала в Кашин. Жители города почитали её уже при жизни за мудрость, благочестие, за щедрое благотворение нищим. Умерла Анна Кашинская в 1368 году. Похоронили её в соборе Успенского монастыря.
Введено-Оятский женский монастырь
Храм святой Анны Кашинской в Санкт-Петербурге был первым построен и освящен в честь этой святой. И сегодня он остается единственным храмом в России, целиком посвященным Анне Кашинской. История храма тесно связана с городом Кашин Тверской области.
В 1894 г. на Выборгской стороне в Петербурге на участке, пожертвованном потомственным почетным гражданином Ф.П. Кручининым, было открыто подворье Кашинского Сретенского монастыря. Сначала планировалось построить часовню, которая и была освящена 3 апреля 1894 г. в честь святителя Николая Чудотворца в память спасения Цесаревича Николая Александровича при покушении на него в японском городе Отсу. На освящение собралась «такая масса народа, что движение по проспекту не только конное, но и пешее было прекращено». В середине участка в 1901 г. был построен трехэтажный каменный флигель по проекту С. Андреева. В глубине двора соорудили различные каменные службы. Но сестер подворья постоянно заботила мысль о строительстве храма. Проект его был заказан молодому епархиальному архитектору Андрею Петровичу Аплаксину (1879-1931). Освятить храм предполагалось во имя Спаса Нерукотворного Образа с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и святителя Алексия Московского. Перед архитектором стояла непростая задача вписать храм, рассчитанный на 1500 молящихся, в узкий вытянутый с запада на восток участок при уже существующей застройке. С этой задачей Аплаксин блестяще справился. Храм наряду с близлежащим Сампсониевским собором занял главенствующее положение в окружающей застройке. Это был первый
мастера в нетрадиционном для Петербурга «неорусском» стиле. Был создан комитет по постройке храма, на воззвании с просьбой о помощи в строительстве храма помещен был эскизный проект. На собранные комитетом средства в сентябре 1907 г. произошла торжественная закладка храма и началось строительство. Строительство храма было
, то есть именно тогда, когда Тверская земля с трепетом праздновала восстановление почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской, поэтому, конечно, и главный Престол было решено освятить в ее честь. Торжество освящения состоялось 18 (31) декабря 1909 г. Революционные события 1917 г. приостановили деятельность епархиального архитектора, не остался нетронутым и храм Анны Кашинской. Как подворье монастыря он продержался до 1925 г., но и потом общину уже приходского храма составляли монахини. Но в 1932 г. все монахини были арестованы, 15 из них отправили в ссылку в Казахстан, 3 – в концлагеря. Тогда же церковь закрыли, а священника с семьей также репрессировали. Только в 1994 г.
возвратили Церкви для устройства при нем подворья монастыря, но теперь уже Введено-Оятского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.
В настоящее время
и украшен уникальной работы
.
Видение пономаря Герасима
Со временем место погребения Анны было забыто. Но кашинцы чувствовали, что кто-то их охраняет от бед. В Смутное время поляки и литовцы разорили не один русский город. Неоднократно подходили они и к Кашину. И каждый раз отступали, не причинив городу вреда. А в 1611 году тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму во сне было видение: явилась монахиня, назвалась Анною. Она обещала Герасиму исцеление, но при этом упрекнула жителей города, что они забыли о ней: «Гроб мой народом ни во что вменяется, считаете его обыкновенным и меня презираете. Люди шапки свои кладут на мой гроб, садятся на него. И доколе будете вы попирать меня ногами? Разве вы не знаете, что я молю Бога за вас и сохраняю вас от многих зол и напастей?» Мало кто поверил сну пономаря, но Герасим действительно выздоровел. А через некоторое время в храме прогнил пол, провалились половицы, и открылся каменный гроб. После этого народ повалил в собор и стал истово молиться. Возле гробницы княгини происходили многочисленные исцеления. До канонизации Анны было зафиксировано 41 чудо. После произошедшего супругу Михаила Тверского причислили к лику Святых.
Уникальный случай
В 1678 году Святая Анна оказалась в опале. Решением собора её почитание отменили. Запретили посвящать ей молебны, а только петь панихиды. Запрещалось также писать иконы опальной Святой. Причина такого решения заключалась в следующем случае: при вскрытии мощей (они были нетленны) обнаружили, что правая рука Анны Кашинской сложена для крёстного знамения двуперс-тно. А в то время шла борьба с расколом, постоянно спорили, как правильно креститься — двумя или тремя перстами. Святая Анна Кашинская стала знаменем старообрядцев. Поэтому церковные служители новой волны пошли на отлучение княгини от лика Святых. Это единственный случай в истории Русской Православной Церкви. В опале у церкви Анна Кашинская пребывала до 1909 года. Однако простой люд продолжал почитать Святую. Втрудную минуту, не страшась огласки, жители Кашина шли к её мощам. Известен даже такой случай, который произошёл в 1864 году. Купец Ермолай Флещеев страдал падучей. Как-то случился очередной припадок: Ермолай упал, задев шкаф, из которого выпала старинная икона благоверной княгини Анны. Образ накрыл лицо больного. Припадок тут же прекратился, и вообще больше припадков у Флещеева не было! Кашинцы постоянно хлопотали о восстановлении почитания Святой Анны. Но только в 1909 году просьба жителей Кашина была удовлетворена. Княгиню вновь причислили к лику Святых. И в Петербурге воздвигли церковь в её честь.
- Описание
- Поездки сюда (1)
Описание Церкви святой Анны Кашинской — подворья Введено-Оятского женского монастыря
Храм святой Анны Кашинской в Санкт-Петербурге был первым построен и освящен в честь этой святой. И сегодня он остается единственным храмом в России, целиком посвященным Анне Кашинской. История храма тесно связана с городом Кашин Тверской области.
В 1894 г. на Выборгской стороне в Петербурге на участке, пожертвованном потомственным почетным гражданином Ф.П. Кручининым, было открыто подворье Кашинского Сретенского монастыря. Сначала планировалось построить часовню, которая и была освящена 3 апреля 1894 г. в честь святителя Николая Чудотворца в память спасения Цесаревича Николая Александровича при покушении на него в японском городе Отсу. На освящение собралась «такая масса народа, что движение по проспекту не только конное, но и пешее было прекращено».
В середине участка в 1901 г. был построен трехэтажный каменный флигель по проекту С. Андреева. В глубине двора соорудили различные каменные службы. Но сестер подворья постоянно заботила мысль о строительстве храма.
Проект его был заказан молодому епархиальному архитектору Андрею Петровичу Аплаксину (1879-1931). Освятить храм предполагалось во имя Спаса Нерукотворного Образа с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и святителя Алексия Московского. Перед архитектором стояла непростая задача вписать храм, рассчитанный на 1500 молящихся, в узкий вытянутый с запада на восток участок при уже существующей застройке. С этой задачей Аплаксин блестяще справился. Храм наряду с близлежащим Сампсониевским собором занял главенствующее положение в окружающей застройке. Это был первый проект мастера в нетрадиционном для Петербурга «неорусском» стиле.
Был создан комитет по постройке храма, на воззвании с просьбой о помощи в строительстве храма помещен был эскизный проект. На собранные комитетом средства в сентябре 1907 г. произошла торжественная закладка храма и началось строительство.
Строительство храма было полностью окончено в 1909 г., то есть именно тогда, когда Тверская земля с трепетом праздновала восстановление почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской, поэтому, конечно, и главный Престол было решено освятить в ее честь. Торжество освящения состоялось 18 (31) декабря 1909 г.
Революционные события 1917 г. приостановили деятельность епархиального архитектора, не остался нетронутым и храм Анны Кашинской. Как подворье монастыря он продержался до 1925 г., но и потом общину уже приходского храма составляли монахини. Но в 1932 г. все монахини были арестованы, 15 из них отправили в ссылку в Казахстан, 3 — в концлагеря. Тогда же церковь закрыли, а священника с семьей также репрессировали.
Только в 1994 г. полуразрушенный храм возвратили Церкви для устройства при нем подворья монастыря, но теперь уже Введено-Оятского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.
В настоящее время храм св. Анны Кашинской отреставрирован и украшен уникальной работы иконостасом.
Источник: https://www.oyatsky.ru/podvore/istoriya-i-sovremennost.html
Паломнические поездки к Церкви святой Анны Кашинской — подворью Введено-Оятского женского монастыря
- Поездка из Санкт-Петербурга в церковь святой Анны Кашинской — на подворье Введено-Оятского женского монастыря
Храм Анны Кашинской
Выборгская сторона в Петербурге всегда была преимущественно фабричным, заводским районом. В начале XIX века православных церквей здесь явно не хватало, поэтому народ тянулся в секту пашковцев. Учение секты носило протестантский характер, то есть не признавались иконы, свечи, церковные таинства, духовенство. Организовалась секта после посещения города английским проповедником лордом Редстоком. Его взгляды подхватил отставной полковник Пашков. Петербургское духовенство очень беспокоило влияние пашковцев на местную паству. Поэтому решили на Сампсониев-ском проспекте построить православный храм. Этот участок земли подарил Кашинскому женскому монастырю почётный гражданин Петербурга, уроженец Кашина, Филипп Павлович Кручинин. И на Выборгской стороне начали строить церковь и подворье Кашинского монастыря. Торжественное освящение храма состоялось в декабре 1909 года. Стоит отметить, что последний русский царь сделал немало, чтобы почитание Анны Кашинской было восстановлено.
История
Этот приход единственный в нашей стране, всецело посвященный этой Божией угоднице. Изначально здесь была маленькая часовенка святого Николая, возведенная в 1894 году в благодарность за чудесное спасение будущего государя Николая Александровича во время его путешествия по Японии. Участок земли, на котором она располагалась, принадлежал Кашинскому Сретенскому монастырю.
В 1901 году по чертежам градостроителя Семена Андреева здесь построили трехэтажный каменный флигель и установили хозяйственные помещения. А еще через несколько лет началось возведение храма по проекту молодого архитектора Андрея Петровича Аплаксина (1879-1931 гг.). Задача была ответственная: церковь на полторы тысячи прихожан нужно было разместить на небольшом участке, уже застроенном различными сооружениями.
Храм св.блгв.кн. Анны Кашинской, Санкт-Петербург
Но архитектор прекрасно справился. При возведении храма он обратился к древним псковским и новгородским традициям, усовершенствовав их и основав новое архитектурное направление — «неорусский» стиль. Главный Престол вначале планировалось посвятить Образу Спаса Нерукотворного, но к моменту окончания строительных работ это решение изменили. В те дни Россия с благоговением отмечала вторичное прославление благоверной княгини Анны Кашинской, и, поэтому, главный престол тоже освятили в ее честь. Это произошло 18(31) декабря 1909 года.
После Революции подворье существовало, не подвергаясь богоборческому гонению, до 1932 года. А затем, в одну ночь, всех монахинь заключили под стражу.
Интересный факт
Ночь с 17 на 18 февраля 1932 года прозвана в народе «Страстной пятницей русского монашества». В эту ночь на Северо-Западе государства были заключены под стражу несколько сотен насельников Макариевской Пустыни, Александро-Невской лавры, Иоанновского, Староладожского, Вохоновского, Пятогорского, Новодевичьева Воскресенского монастыря. Были арестованы лучшие представители духовенства, причисленные впоследствии к лику мучеников и преподобных: прп. Арефа (Митренин), прмч. Лев (Егоров), прп. Патрикий (Петров), прмц. Мария (Лелянова). В эту же ночь были арестованы и сестры Кашинского монастыря, большинство из которых отправили в ссылку.
В помещениях подворья разместили сначала мастерскую скульптора Томского, а затем их отдали под скульптурный цех комбината декоративно-прикладного искусства.
В 1994 году полуразрушенные здания, практически не поддающиеся восстановлению, возвратили церкви. Сейчас они принадлежат подворью Введено-Оятского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.
Настоятель храма иерей Михаил (Невинский) рассказывает:
«На подворье мы каждую неделю служим акафист святой Анне Кашинской. Как только стали молиться святой Анне, всё постепенно само собой стало улаживаться, а желание трудиться только возрастало. Мы увеличили количество богослужений. Народ потянулся. Многие приходят к Анне Кашинской, рассказывают о чудесах, сотворенных по молитвам к ней. Жаль, что мы пока не начали записывать эти свидетельства, хотя, с другой стороны, святые и святыни в рекламе не нуждаются. Люди идут в храм за утешением, получают его — и остаются».