МОСКВА, 25 августа. /ТАСС/. Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) заменил глав Чувашской, Бурятской, Симбирской, Саратовской, Тверской и Вологодской митрополий, сообщил журналистам во вторник председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда.
«Главой Чувашской митрополии быть митрополиту Улан-Удэнскому и Бурятскому Савватию, с освобождением его от управления Улан-Удэнской епархией. <�…> Главой Бурятской митрополии быть митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Иосифу, с освобождением его от управления Симбирской епархией. <�…> Главой Симбирской митрополии быть митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину, с освобождением его от управления Саратовской епархией. <�…> Главой Саратовской митрополии быть митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Игнатию, с освобождением его от управления Вологодской епархией», — процитировал он постановления Синода.
Кроме того, Синод сменил руководителя Тверской митрополии. «Главой Тверской митрополии быть архиепископу Верейскому Амвросию, викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, с освобождением его от должности наместника Сретенского ставропигиального монастыря в г. Москве и ректора Сретенской духовной семинарии. Митрополиту Тверскому и Кашинскому Савве определено быть Преосвященным Вологодским и Кирилловским, главой Вологодской митрополии», — добавил Легойда.
Священный синод также заменил председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Московского патриархата.
«Освободить митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия от должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, выразив ему благодарность за труды, понесенные на этой должности. Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации назначить епископа Бронницкого Евгения, викария Патриарха Московского и всея Руси», — процитировал он постановления Синода.
Митрополит Меркурий (Иванов), как сообщил Легойда, был также назначен на должность генерального директора художественно-производственного предприятия «Софрино». Ранее он был исполняющим обязанности обязанности директора предприятия.
Отрывок, характеризующий Список настоятелей Троице-Сергиевой лавры
Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою. Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу. – Пленного дайте сюда, – негромко сказал Денисоп, не спуская глаз с французов. Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения. Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего нибудь важного. – Пг’идет, не пг’идет Долохов, надо бг’ать!.. А? – сказал Денисов, весело блеснув глазами. – Место удобное, – сказал эсаул. – Пехоту низом пошлем – болотами, – продолжал Денисов, – они подлезут к саду; вы заедете с казаками оттуда, – Денисов указал на лес за деревней, – а я отсюда, с своими гусаг’ами. И по выстг’елу… – Лощиной нельзя будет – трясина, – сказал эсаул. – Коней увязишь, надо объезжать полевее… В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу, в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы. – Ведь это Тихон наш, – сказал эсаул. – Он! он и есть! – Эка шельма, – сказал Денисов. – Уйдет! – щуря глаза, сказал эсаул. Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились. – Ну ловок, – сказал эсаул. – Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов. – И что он делал до сих пор? – Это кто? – спросил Петя. – Это наш пластун. Я его посылал языка взять. – Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова. Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества. – Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его. Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки. Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона. – Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него. Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон. – Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Московская духовная академия
Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) также заменил ректора Московской духовной академии (МДА).
«Имели суждение о положении дел в Московской духовной академии. Постановили: преосвященного епископа Звенигородского Питирима, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, освободить от должности ректора Московской духовной академии. Назначить ректором Московской духовной академии преосвященного епископа Скопинского и Шацкого Феодорита с освобождением его от управления Скопинской епархией и от должности ректора Рязанской духовной семинарии с выражением благодарности за понесенные труды», — процитировал Легойда постановления Синода.
Епископ Феодорит (Тихонов) возглавлял Скопинскую епархию с момента избрания его на эту должность Синодом 29 июля 2022 года. Епископ Питирим (Творогов) 30 августа 2022 года был назначен Синодом ректором МДА с освобождением от управления Душанбинской епархией.
Из биографии архимандрита Наума
Архимандрит Наум из Троице-Сергиевой Лавры родился в 1927 году 19 декабря (к слову сказать, 19 декабря – это праздник Николая Чудотворца). В миру именовался Николаем Александровичем Байбородиным. Биография архимандрита Наума из Троице-Сергиевой Лавры берет начало в сибирской деревне Шубинка Новосибирской области. Ныне именуется селом Малоирменка.
Архимандрит Наум Байбородин из Троице-Сергиевой Лавры был сыном крестьян: отец — Александр Евфимович, а мать — Пелагея Максимовна. Помимо Николая, в семье было рождено еще 7 детей, но, к сожалению, все они умерли еще в младенчестве.
Через неделю после рождения (25 декабря) Наума окрестили храме того же села.
Позже семья переехала в Приморский край, и Николай пошел в школу, но начавшаяся война не позволила ему получить среднее образование (закончил Наум 9 классов).
Настоятели и наместники
- Митрофан ((1337) нач. 1340-х — 1344)
- прп. Сергий (1344 — 25 сентября 1392)
- прп. Никон (1392)
- прп. Савва (1392 – 1398)
- прп. Никон, 2-й раз (1398 — 17 ноября 1428)
- Савва II (1428 – 1432)
- Зиновий (1432 – 1445)
- Досифей I (1445 – 1448)
- прп. Мартиниан (1448 – 1455)
- свт. Вассиан (Рыло) (1455 – 1466)
- Спиридон (1467 – 1474)
- Авраамий (1474 – 1478)
- Паисий (Ярославов) (1479 – 1482)
- Иоаким (1482 – 1483)
- Макарий (1483 – 1488)
- Афанасий I (1488 – 1490)
- свт. Симон Чиж (1490 — 20 сентября 1495)
- свт. Серапион (1495 – 1506)
- Досифей II (Забела) (1506 – 1507)
- Памва (Мошнин) (1508 – 1515)
- Иаков (Кашин) (1515 – 1520)
- Порфирий I (1521 – 1524) [1]
- прп. Арсений Комельский Вологодский (1525 — 1529)
- Александр (1528 – 1529)
- свт. Иоасаф (Скрипицын) (1529 – 9 февраля 1539)
- Порфирий II (1539 – 1541)
- Алексий (1541 – 25 февраля 1543)
- Порфирий III (1543)
- Никандр (1543 – 1545)
- Иона (Шелепин) (1545 – 1549)
- Серапион (Курцов) (1549 – 1551)
- Артемий (Пустынник) (1551)
- Гурий (Лужецкий) (1552 — 1554)
- Иларион (Кирилловец) (1554 – 1555)
- Иоасаф (Черный) (1555 – 1560)
- Елевферий (1560 – 1562)
- Меркурий (Дмитровец) (1562 – 1566)
- Кирилл (ноябрь 1566 — 11 ноября 1568)
- Памва II (1568 – 1569)
- Феодосий (Вятка) (1569 – 1571)
- Варлаам I (1571 – 1577)
- Иона II (1577 – 1584)
- Митрофан (Дмитровец) (1584 – 1588)
- Киприан (Балахонец) (1588 – 1594)
- Кирилл (Завидов) (31 июля 1594 — 18 марта 1605)
- сщмч. Иоасаф (1605 — 1609)
- прп. Дионисий (Зобниновский) (1610 – 12 мая 1633)
- Нектарий (Вязлетин) (1633 – 1640)
- Адриан (1640 – 1656)
- Иоасаф (25 апреля 1656 – январь 1667)
- Феодосий II (1667 – 1674)
- Викентий (1674 – 1694)
- Иов (2 мая 1694 — 6 июня 1697)
- Евфимий (1697 – 1700)
- Иларион (Властевинский) (1701 – 1704)
- Сильвестр (Холмский-Волынец) (23 октября 1704 — 1708)
- Иоасаф (1708 – 1710)
- Георгий (Дашков) (1711 – 1718)
- Тихон (Писарев) (1718 – 1722)
- Гавриил (Бужинский) (20 марта 1722 — 30 октября 1726)
- Варлаам (Высоцкий) (1726 — 1737)
- Арсений (Воронов) (1737 – 1738)
- Амвросий (Дубневич) (1739 – 8 сентября 1742)
- Кирилл (Флоринский) (1742 – 1744)
- Феодосий (Янковский) (1742 — 1745)
- свт. Иоасаф (Горленко) (24 января 1745 — 1748)
- Платон (Левшин) (март 1763 — 1766)
- Павел (Пономарев) (28 августа 1775 — 1782)
- Аполлос (Байбаков) (1782 — 1783)
- Досифей (Ильин) (1786 — 1793)
- Павел (Пономарев), иером. (упом. 1796)
- Сергий (Крылов-Платонов) (16 февраля — ноябрь 1803, упом. 16 ноября 1808)
- Самуил (Запольский-Платонов) (20 февраля 1810 — 1814)
- Никанор (Клементьевский) (1814 — 1818)
- Афанасий (Фёдоров) (? — 23 февраля 1831)
- прп. Антоний (Медведев) (10 марта 1831 — 12 мая 1877)
- Леонид (Кавелин) (3 июля 1877 – 22 октября 1891)
- Павел (Глебов) (21 декабря 1891 — 1 марта 1904)
- Товия (Цымбал) (6 марта 1904 — январь 1915)
- прмч. Кронид (Любимов) (9 января 1915 — 1920 (- 10 декабря 1937))
- Гурий (Егоров) (1945 — август 1946)
- Владимир (Кобец) (1946) и/о наместника
1920 — 1945 — закрытие и осквернение
- Варнава (Кедров) (ок. 1970 — ок. 1972) и/о наместника
Армия и учеба
Как известно, православными не рождаются, а становятся. Путь Николая к церкви был долог.
С 1944 года Николая, как и всех мужчин того времени, призвали в Советскую армию. На передовой молодой человек не служил, а нес воинскую обязанность в авиатехнических частях (причем, это были войска командного значения, Николай должен был стать кадровым военным). Службу проходил в городах Рига, Калининград, Шяуляй (Литва). В 1952 году Николая демобилизовали в звании старшего сержанта, с поощрением – памятной фотографией рядом со знаменем части.
После демобилизации он продолжил учебу в школе, а в 1953 году был зачислен в студенты политехнического института города Фрунзе, факультет: физико-математический.
Во время службы в армии и учебы в высшем учебном заведении Николай посещал активно церковь, а после окончания института (1957 год) переехал в город Загорск, где поступил в духовную семинарию. Настоятель кафедрального собора города Фрунзе подписал Николаю рекомендательное письмо, он видел в молодом человеке служителя церкви и Господа Бога и говорил своему духовенству: «Пройдет время, и Николай сам будет учить вас читать «Апостола»». И в этот же год (в октябре-месяце) Николая зачислили в братию Троице-Сергиевой Лавры. Почти через год (1958 г., 14 августа) Николая постригли в монахи и дали имя – Наум (в честь Наума Радонежского).
Подворья
- Московское подворье (129090, Москва, 2-й Троицкий пер., 6а, 8/10в; тел.: 281-35-58);
- Санкт-Петербургское подворье (193167, наб. Фонтанки, 44);
- Покровский храм (Московская обл., с. Сабурово);
- бывший Троице-Варницкий монастырь (Ярославская обл., г. Ростов Великий; тел.: 8-08536-9-21-38, 9-21-93);
- храм во имя св. Марии Магдалины (Московская обл., г. Сергиев Посад, п. Смена; тел.: 4-99-38, после 20 час.);
- подворье Параклит (Московская обл., г. Сергиев Посад, п. Смена; тел.: 4-99-38, после 20 час.);
- храм свв. апп.Петра и Павла (Московская обл., г. Сергиев Посад);
- Пятницкое подворье (Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад; тел.: 4-50-13);
- Радонежское подворье (Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, с. Радонеж; тел.: 3-26-94).
- храм Иверской иконы Божией Матери в г. Пересвете
- храм прп. Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля (Тульская обл., Куркинский район, у д. Ивановка)
- Дивноморский Сергиевский храм в г. Геленджике
Кончина
Кончина архимандрита Наума из Троице-Сергиевой Лавры произошла 13 октября 2022 года. Последний год Наум находился в коматозном состоянии. Его кончина не была неожиданной и наступила в возрасте 89 лет (совсем немного старец не дожил до своего девяностого юбилея). Про причину смерти не говорится, но можно полагать, что умер архимандрит Наум из Троице-Сергиевой Лавры от старости. Человек прожил долгую жизнь, и всякое в ней было. И теперь он в Царствие Божием, где нет болезней и зла.
Прощание с архимандритом Троице-Сергиевой Лавры Наумом состоялось в Трапезном храме, отпевание — в Успенском соборе. После заупокойной литургии прошло погребение Наума.
Похороны архимандрита Троице-Сергиевой Лавре Наума совершили соборно-монашеским чином. Съехались все духовные чада старца из многих субъектов России и зарубежных государств, вся монастырская братия, ученики, прихожане, паломники.
Богослужение за упокой возглавил Арсений — митрополит Истринский.
Литература
- Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне… [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
- Ильин М., Моисеева Т.. Москва и Подмосковье: Справочник-путеводитель.. Москва. 1979 .
- Беляев С. В память вечную будет праведник… : Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония. Журнал Московской Патриархии. Москва. 1996 . № 12. с. 57-67.
- Беляев С. Обретение святых мощей прп. Максима Грека.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1996 . № 9. с. 74-77..
- Григорьева Т. Встреча с Лаврой. Благовест. Самара. 1997 . № 19. с. 6..
- Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.