Цитаты Святых Отцов на каждый день
viagra gegenanzeigenviagra kaufen
argaiv1076
Богато одаренная натура княжны была прекрасна, но ее мудрость и благочестие еще более превосходили временную красоту. В 1366 году она стала супругой Великого князя Димитрия Иоанновича, прозванного Донским, и 22 года провела с ним в счастливом браке, которому «земля Русская была рада». Союз этот был залогом прекращения междоусобной борьбы двух сильных княжеств. Молодой Димитрий отличался многими добродетелями: не любил празднословия, не терпел срамных слов, уклонялся худых людей, а с добрыми любил беседовать, с благоговением слушал Священное Писание, заботился о храмах, мужественно стоял на страже границ; «злобою был дитя, а умом полный муж», – как говорит о нем древнее повествование. Княжна была супругой нежной, кроткой и набожной. Оба «жили в браке чисто, не предавались стремлениям чувственности и внимательны были к своему спасению».
Было кому поддерживать такие их расположения: святитель Алексий был отцом и хранителем этого союза, святой Феодор, игумен Симоновский и племянник преподобного Сергия был их духовником. Княгиня воспитывала детей в страхе Божием. Восприемником одного из сыновей был преподобный Сергий. Молитвой и любовью охраняла княгиня своего супруга в борьбе с различными скорбями, вместе с ним молилась в храме архистратига Михаила перед битвой с полчищами Мамая. В продолжение всего похода она раздавала много милостыни бедным, постоянно ходила в церковь. Христианские надежды не остались посрамленными: в Рождество Владычицы нашей Богородицы 8 (21) сентября 1380 года князь Димитрий одержал такую победу над татарами, после которой Русь уже не боялась орды. Княгиня встречала супруга у Спасских ворот, и вся Москва чествовала своих защитников.
Благочестивый князь увековечил память Куликовой битвы установлением поминальной субботы, называемой Димитриевской. Великая княгиня положила при первой же возможности запечатлеть благодарность свою Богоматери за покровительство в тяжелейшей битве русских.
Но «была радость на Руси, а была и жалость – оскудела земля воеводами и войском». Истощение страны доставило татарам легкий временный успех. Спустя два года, усилившийся поражением Мамая, Тахтамыш подошел к Москве с огромным войском. Димитрий уехал в Кострому собирать полки, а князья Рязанский, Суздальский и Тверской спешили искать милости у Тахтамыша, в Кремле начались волнения и споры: одни стояли за сражение и отпор, другие – готовились грабить или по малодушию бежать. Великую княгиню едва выпустили, и она, чуть было не захваченная татарами, добралась до Костромы через Ростов. Татары ворвались в Кремль, перебили народ, запалили огонь и рассыпались для разбоя по окрестным городам, но, как только услышали, что великий князь ведет полки, поспешили убраться из русских пределов. Много слез пролили князь и княгиня, возвратясь в опустошенную Москву, где на средства князя было похоронено до 24 тысяч человек. В пору тяжких испытаний княгиня более чем прежде, обратила свои помыслы к Богу. В 1383 году ее старший сын Василий был задержан в Орде, и в том же году скончался ее отец. В это время она «внутрь царствующего града Москвы пречестную девическую обитель воздвиже, во имя Вознесения Христа Бога нашего», – написано в «Прологе».
В 1389 году благоверную княгиню посетила самая тяжкая скорбь: князю Димитрию было 39 лет, но он так занемог, что приготовил духовное завещание. Княгиня только что родила шестого сына, и Димитрий просит ее быть «отцом и матерью» детям, наставлять и укреплять в благочестии. В его последнем слове видно, какие надежды возлагал он на ее ум и добродетели. Сыновьям же, наделив их уделами, завещал во всем слушаться матери, с ее правом безотчетной власти распоряжаться в особых случаях уделами. Выделив ей и собственные земли, которые она вольна была отдать кому-либо из сыновей или на поминовение его души. Летопись сохранила слова горького ее плача над гробом:
«Зачем ты умер, жизнь моя, дорогой мой, меня вдовою оставив? Почему я не умерла прежде тебя? Погас свет очей моих. Где ты сейчас, сокровище жизни моей? Почему не поговоришь со мной, прекрасный свет очей моих? Почему так рано увял, виноград многоплодный? Уже не подашь плода сердцу моему и сладости души моей! Почему не посмотришь на меня, не промолвишь мне какого-нибудь слова? Ужели забыл меня? Почему не смотришь на меня и на детей своих, почему не отвечаешь им? На кого ты меня оставил? Солнце мое, рано ты зашло, месяц мой прекрасный, рано ты померк. Звезда восточная, зачем на запад уходишь? (…) Свет мой ясный, зачем померк ты? Если Бог услышит молитву твою, помолись обо мне, княгине твоей. Вместе с тобой жила, с тобой и умереть хочу. И юность еще не оставила нас, и старость не настигла. На кого оставляешь меня и детей своих? Недолго радовалась я с тобой: за весельем пришли плач и слезы, а за утехой и радостью — сетование и плач. Почему не умерла я прежде тебя, чтобы не видеть смерти твоей и своей погибели! Слышишь ли, мой господин, слова мои печальные? Почему не сжалишься над моими горькими слезами! Звери в норы свои идут, птицы небесные к гнездам летят. Ты же, господин, из дома своего так внезапно уходишь. Кто я теперь? Осталась без своего царя. Старые вдовы — утешьте меня, молодые вдовы — плачьте со мной: вдовья доля — самая горькая (…)»
Свято исполняя волю почившего, Евдокия не удалилась в монастырский затвор, по обычаю вдов-княгинь, а возглавила семью. После кончины своего супруга, Евдокия Дмитриевна фактически стояла во главе Московского княжества, являясь блюстительницей престолонаследия среди сыновей. Она была одной из самых образованных женщин своей эпохи. Предпоследний сын ее Иван скоро умер, но остались, кроме Василия, великого князя – Юрий, Андрей, Петр и младенец Константин. В память дорогого супруга построила она на своем дворе каменный храм в честь Рождества Богоматери и украсила его лучшими иконами, утварью, книгами. Он был освящен 11 февраля 1393 года в присутствии всей семьи святителем Киприаном. Через два года Рождественский храм был расписан лучшими иконописцами – Феофаном Греком и Симоном Черным. По просьбе благочестивой княгини положено было победу на Куликовом поле праздновать в Москве 8 (21) сентября с особой торжественностью. Княгиня щедро расточала свои средства на украшение и восстановление разрушенных Тахтамышем святынь. На ее иждивение построены были знаменитый Вознесенский женский монастырь (в деревянном исполнении), Горицкий монастырь в Переяславле, а также Церковь Рождества Иоанна Предтечи в том же Переяславле.
В 1395 году Тамерлан готов был сделать с Москвой то же, что сделал Тахтамыш. Общий ужас не мог не потревожить и княгини-матери, под руководством Евдокии Дмитриевны собиралось ополчение, чтобы защитить Москву от нашествия Тамерлана. Она горько изливала молитвы свои к Богородице, чтобы Та спасла град. Когда враг дошел до Ельца, по совету княгини и святителя Киприана, из Владимира перенесена была чудотворная икона Владимирской Божией Матери. Тимур устрашился Ее видением в багряных одеждах на высокой горе, в окружении множества грозных воинов. Орды Тамерлана отступили, и юный князь, дерзнувший выступить против страшного врага, возвратился со славой.
Между тем христолюбивая княгиня не переставала прилагать новые труды к прежним, множа добродетели, которыми можно угодить Богу: питала нищих, творила милостыню бедным пустыням, в том числе и Кириллу Белозерскому, хранила строгий пост и воздержание. Но перед людьми она не меняла женского обличия и внешнего благолепия: носила богатые одежды, лицо ее было всегда приветливо, светилось радостью. Враг из зависти возбудил подозрение в нескольких безрассудных людях против целомудрия непорочной вдовы. Худая молва, дошедшая до детей, оскорбляла их, и Юрий Димитриевич не смог скрыть своего чувства от матери. Движимая любовью к детям, мать нарушила тайну своих подвигов. Она созвала их и обнажила иссохшую, изможденную плоть, нарочно скрытую многими одеждами, запретив при этом сыновьям говорить о виденном, а тем более мстить клеветникам, предоставив все Божиему суду.
Вскоре было ей утешительное явление: сам Господь послал к ней Ангела Своего возвестить о близкой кончине. После этого она перестала говорить, но знаками дала понять, чтоб написали ей лик ангела. Два исполненных лика княгиня отклонила; когда же ей подали образ Михаила Архангела, обрадовалась и обрела дар речи, сказав, что архистратиг явился ей точно в таком виде. Икону эту она велела поставить в домовой церкви Рождества Богородицы.
Благоверная княгиня не хотела уже долее оставаться в палатах княжеских, но пожелала провести остаток дней в созданной ею Вознесенской обители. С плачем провожали ее дети и бояре из соборной церкви. Во время торжественного шествия, сидевший на пути слепец громко возопил: «О, боголюбивая княгиня, питательница нас, нищих, ты обещала мне во сне: «завтра дам тебе зрение», – исполни же твое обещание». Княгиня, походя мимо него, как бы случайно опустила рукав рубашки, и слепец, отерев им глаза, прозрел. До тридцати болящих исцелились во время шествия Евдокии в обитель на пострижение. Она приняла легкое иго Христово, облекшись в иноческий образ, с именем Евфросиния, подвизаясь еще некоторое время в обители, где ее радением был построен каменный храм, и мирно почила 7 (20) июля 1407 года.
Святые мощи ее были положены в новом храме Вознесенского монастыря, после уничтожения которого в 1929 году, её останки были перенесены в подклет Архангельского собора Кремля.
28 мая 2008 года, после Литургии в Архангельском соборе, совершён-ной Патриархом Алексием II в сослужении викариев Московской епархии, состоялось перенесение её мощей из Судной палаты (подклет Архангельского собора) в придел мученика Уара.
Господь послал множество исцелений, исполнив всякими благами княгинину обитель. Неоднократно возгоралась сама собой свеча над ее гробом, как и над гробом благоверного ее супруга, знаменуя тем небесный свет, которого она удостоилась за светлые подвиги временного своего царствия.
Память святой благоверной княгини Церковь отмечает 17 (30) мая и 7 (20) июля.
В Вознесенской обители с давних пор совершались по рукописным книгам служба и акафист святой Евфросинии. Игуменья этого монастыря Сергия дважды представляла рукопись в Московский цензурный комитет, и, наконец, в 1881 году она была разрешена к напечатанию.
В 2007 году отмечалось 600-летие преставления преподобной Евфросиньи Московской, в ознаменование чего 21 августа того же года была учреждена новая награда Русской Православной Церкви — орден и медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.
Раннее замужество в отрочестве – ради укрепления мира русских князей
О рождении, детстве и юности Евдокии ничего не известно. Дочь Суздальского князя Димитрия и его супруги Анны, она росла в христианском благочестии и чистоте. Раздираемые междоусобицы между князьями омрачали жизнь русского народа. С политической целью примирения, по благословению родителей, она отдана в жены Великому князю Московскому Димитрию Ивановичу.
Дмитрий Иванович Донской, муж Евдокии. Изображение 1672 года из Царского титулярника
Венчание состоялось по благословению святителя Алексия Московского. Торжественную свадьбу отпраздновали по обычаям тех времен в Коломне.
Летописец описывает, что это событие «преисполнило радостию сердца русских», поскольку союз между Московским и Суздальским княжествами имел большое политическое значение для судьбы Руси.
18 января 1366
совершилось бракосочетание Евдокии и Димитрия
Несмотря на то, что первая встреча супругов произошла на венчании, возгоревшаяся между ними любовь не угасала всю земную жизнь.
У Дмитрия Донского и Евдокии был настоящий христианский брак, в котором они родили 12 детей
Весь жизненный путь Евдокия Московская и Дмитрий Донской полагались на Божий промысел. Они руководствовались мудрыми советами преподобного Сергия Радонежского, который крестил самого Дмитрия, и его двух детей. В судьбе семьи участвовал великий русский святой, митрополит Алексий. Он с младенческих лет опекал Димитрия, и заменил ему земного отца. Духовник Евдокии — игумен Московского Симонова монастыря, святой Федор, ученик преподобного Сергия.
Современник жизни Великокняжеской четы, летописец пишет: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественнаго Духа распалялись и слезами покаяния очищались». Это был настоящий христианский брак.
В браке с князем Дмитрием Евдокия родила восемь сыновей и четырёх дочерей.
Сыновья Даниил и Семён умерли в младенчестве. Сын Иван, который был по некоторым сведениям слабоумным, умер, не оставив потомства, в 1393 г.
Пять сыновей — Василий, Юрий, Андрей, Пётр и Константин — выросли крепкими, энергичными людьми, наделёнными немалым честолюбием. Большого труда стоило матери сохранять мир в семье. Не раз, должно быть, напоминала она братьям слова из завещания Дмитрия Донского: «А вы, дети мои, слушайте своее матери во всём, из её воли не выступайтеся ни в чём. …А дети мои молодшие, братья княжы Васильевы, чтите и слушайте своего брата старейшего, князя Василья, в моё место, своего отца. А сын мой, князь Василий, держыт своего брата Юрья и свою братью молодшую в братстве, без обиды».
Княгиня Евдокия почтила предсмертную волю мужа. Братья никогда не поднимали оружия друг на друга, несмотря на противоречия по поводу земель.
Нашествие Тамерлана. Почему Великий завоеватель не решился напасть на Русь
С именем Евдокии на Руси совершилось еще одно необыкновенное событие. В мире появился сильный и грозный правитель –Тамерлан. Он наголову разбил войско Тохтамыша, и шел походом на Русь, желая сравнять её с землей. Молодой князь Василий, собрав небольшое войско, — смело пошел отражать намного превышающего по силе противника.
Евдокия осталась княжить. Понимая, что без помощи Божьей врага не одолеть, она велела привезти древний чудотворный образ Владимирской Божией матери. Когда 26 августа 1395 года, процессия с иконой въезжала в Москву, весь народ, — от простолюдинов, до митрополита Московского, стоял на коленях. В этот день произошло чудо. Тамерлан, никогда не менявший свое решение, безжалостный даже к детям, — развернул свое войско, и не стал разорять Русь.
По преданию, во сне Великому правителю явилось грозное небесное войско, шедшее на Тамерлана с высокой горы. Во главе войска стояли святители с золотыми жезлами, а над ними – светозарная Жена неописуемого величия. Жена велела Тамерлану покинуть пределы русских земель. Грозный правитель с ужасом проснулся, и велел войскам отступить.
Физически слабая, исстрадавшаяся женщина, Московская княгиня, своими молитвами к Богородице спасла Русь.
Битва с Мамаем и нашествие Тохтамыша — испытание духа и веры Евдокии и русского народа
По словам летописца, княгиня «немного испытала радостей в супружестве за Димитрием». Одна беда сменяла другую. Но все невзгоды только укрепляли веру Евдокии во Христа.
Новая скорбь пришла в 1380 году. Войско Мамая с Золотой Орды наступало на Русь. В планах завоевателей — не только дань, но и разрушение храмов, насаждение мусульманской веры.
На войну и победу над врагом дал свое благословение преподобный Сергий.
Преподобный послал в качестве воинов двух своих монахов – Пересвета и Ослябю.
Много горячих молитв и слез пролила княгиня, молился и преподобный Сергий Радонежский. Усердием ратного подвига воинов и святых молитв, битва закончилась разгромом врага. Дружина Князя Московского почти вся пала на поле брани. Дмитрий Иванович Донской вернулся с тяжелым ранением.
Картина художника В.К. Сазонова «Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1824 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Евдокия в честь победы на Куликовом поле велела построить храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм построен внутри Московского Кремля, и расписан великими русскими иконописцами Симеоном Черным и Феофаном Греком. Княгиня украсила его дорогими иконами и церковной утварью, — тем самым выполнив обещания Пресвятой Богородице за помощь в битве с Мамаем. С тех пор, по указанию Евдокии, торжественно празднуют Победу на Куликовом поле.
Недолго радовались русские о победе. Новый враг Тохтамыш превратил в пепелище большую часть городов и селений. Князь Димитрий уехал собирать войско в Переславль и Кострому. В это время Москва хитростью и обманом Тохтамыша взята и сожжена. Евдокия вместе с детьми отправилась за мужем, чем спаслась от смерти.
Осада Москвы Тохтамышем. Миниатюра XVI в, лицевой летописный свод
Летописец описывает состояние Москвы после нашествия: «Какими словами изобразим тогдашний вид Москвы? … в один день погибла ее красота; остались только дым, пепел, земля окровавленная, трупы и пустые обгорелые церкви. Ужасное безмолвие смерти прерывалось одним глухим стоном некоторых страдальцев, иссеченных саблями татар, но еще не лишенных жизни и чувства».
Князь плакал над пепелищем Москвы. Евдокия утешала обездоленных, и помогала им, как могла.
За свои деньги Дмитрий Донской похоронил 24 тысячи москвичей.
Очередное испытание ждало княжескую семью. В 1383 году Тохтамыш вызвал князя для подтверждения княжения. Вместо Димитрия в Орду направили 13-летнего сына Василия. За освобождение сына хан потребовал выкуп 8 тысяч рублей. На то время в государстве не было таких денег. Сын пробыл в Орде 2 года, но ему удалось бежать. Все это время не иссякала молитва преподобной Евфросинии.