Как княгиня Ольга стала святой покровительницей Руси?


Святая равноапостольная княгиня Ольга

Ольга
, в крещении
Елена
(+ 969), княгиня, святая, блаженная, равноапостольная Память 11 июля, в Соборах Волынских, Киевских и Псковских святых

О происхождении ее делалось много предположений. В начальной летописи упоминается только, что Олег в 903 г. привел Игорю жену Ольгу из Плескова (Пскова?). На основании известия одной позднейшей летописи, Плесков отожествляли с болгарским городом Плискувой и Ольгу считали болгарской княжной; но это предположение, хотя оно и объясняет многие факты древней русской истории, нельзя считать доказанным.

По Иоакимовской летописи, она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий. Звали ее варяжским именем Хельга

, в русском произношении — Ольга (Вольга).

Царь Константин VII Порфирородный и княгиня Ольга в 955 году на константинопольском ипподроме. Фреска киевского Софийского собора (XI в.)

Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь Игорь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.
После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Ольга стала управлять Киевской землей за своего малолетнего сына Святослава.

Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов» (административных центров). Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. «Ловиша ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, — пишет летописец, — и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне». Погосты (от слова «гость» — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.

Св. блгв. княгина Ольга. Фреска в Архангельском соборе Московского Кремля (XVII в.)

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна. Своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла … Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».
Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику

(«страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания».

Преподобный Нестор Летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».

В 955 г., по летописному счислению, княгиня Ольга отправилась в Константинополь, где и крестилась; но греческий император Константин Порфирородный рассказывает о пребывании Ольги в Константинополе в 957 г. и вовсе не упоминает о ее крещении там. Вероятно, Ольга крестилась раньше поездки в Константинополь, в Киеве, где уже тогда было много христиан-варягов.

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

Св. Ольга, княгиня Русская. Греческая икона

По известиям (сомнительным) западных летописцев, в 959 г. Ольга отправила посольство к германскому королю Оттону I с просьбой прислать епископа и священников, что и было исполнено, но посланный епископ должен был возвратиться ни с чем.
11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией [1]. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним … Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают». Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям, не зная, что если кто матери не слушает, попадет в беду, как сказано: «Если кто отца или матерь, не слушает, то смерть примет». Он же к тому еще и сердился на мать … Но Ольга любила своего сына Святослава, когда говорила: «Да будет воля Божия. Если Бог захочет помиловать потомков моих и землю русскую, да повелит их сердцам обратиться к Богу, как это было мне даровано». И говоря так, молилась за сына и за людей его все дни и ночи, заботясь о своем сыне до его возмужания».

Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве. Поэтому святая Ольга обращает взоры на Запад — Церковь была в то время едина. Вряд ли могла знать русская княгиня о богословских различиях греческого и латинского вероучения.

В 959 году немецкий хронист записывает: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников

.» Король Оттон I, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, но он вскоре скончался и в 961 году на его место посвятили Адальберта Трирского которого Оттон, «
щедро снабдив всем нужным
,» отправил в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «
не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными
.» На обратном пути «
некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности
» [2].

Св. княгиня Ольга. Эскиз М. В. Нестерова для иконостаса южного придела на хорах киевского Владимирского собора (1892 г.)

Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Святой Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось святой Ольге. Утешением для нее были славные военные победы русского воинства. Святослав разгромил давнего врага Русского государства — Хазарский каганат, навсегда сокрушив могущество иудейских правителей Приазовья и нижнего Поволжья. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии — восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава, окруженного со своей дружиной огромным греческим войском: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!» Святослав мечтал о создании огромной Русской державы от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь и другие славянские народы. Святая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев, которая не допустит усиления языческой Руси. Но сын не слушал предостережений матери.
Сын окончательно переселился в Переяславец-на-Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений.

Св. великая княгиня Ольга. Икона, восходящая к образу, написанному В. М. Васнецовым для иконостаса киевского Владимирского собора

В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди:
«Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».

Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась и все время пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине.

11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание. После её прославления её память стала со временем чтиться по всей Руси. Московский Собор в 1547 году подтвердил повсеместное почитание её на Руси еще в домонгольскую эпоху.

Почитание

Блж. княгиня Ольга. Икона (Европа, XX-XXI в.)

Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких принято было класть мощи святых на православном Востоке.
«И ино чудо слышите о ней: гроб камен мал в церкви Святыя Богородицы, ту церковь создал блаженный князь Владимир, и есть гроб блаженныя Ольги. И на верху гроба оконце сотворено — да видети тело блаженныя Ольги лежаще цело. Иже с верою придет, отворится оконце, и видит честное тело лежаще цело и дивится чуду таковому — толико лет в гробе лежаще телу неразрушившемуся. Достойно похвалы всякой тело то честное: в гробе цело, яко спя, почивает. А другим, иже не с верою приходят, не отворится оконце гробное, и не видет тела того честного, но только гроб».

В течение многих веков Ольга именовалась в Церкви «святой блаженной княгиней Российской» (такое именование до сих пор сохранилось в богослужебных книгах РПЦЗ). Лишь с начала 1980-х годов по личной инициативе архимандрита Иннокентия (Просвирнина) [3] в Служебниках (под 11 июля в месяцеслове и в тексте молитвы «Спаси, Боже, люди твоя…») стали печатать: «святая равноапостольная великая княгиня Российская» [4] (однако в «зелёной» Минее, службы русским святым для которой готовил также о. Иннокентий, надписание службы 11 июля несколько иное: «Преставление святыя блаженныя и равноапостольныя Ольги, княгини Российския, во святом Крещении нареченныя Елены» [5]).

Как княгиня Ольга стала святой покровительницей Руси?

Ни дата рождения Ольги, ни её родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что отделить вымысел от правды уже невозможно. В этом и нет необходимости, так как легенды и предания о её жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни княгини Ольги и остается такой, какой её создали в народе и записали в летописях истории Руси.

По преданию Ольга родилась в лесах под Псковом в простой семье. Со своим будущим мужем, князем Игорем, познакомилась случайно, когда во время княжеской охоты перевозила его на своем челне через реку. Увидев в своем перевозчике красивую девушку, князь решил овладеть ею, но Ольга смогла силой убеждения остановить князя, чем произвела на него большое впечатление. Когда Игорь решил жениться, он вспомнил о красавице Ольге, и её привезли в Киев.

Брак оказался счастливым. Ольга стала верным помощником мужа, решительно взяв в свои руки многие бразды государственного правления. Похоже, что это даже нравилось Игорю, который мог спокойно ходить в дальние военные походы и на сбор дани, зная, что в его отсутствие супруга поддержит в княжестве должный порядок.

Из очередного похода за данью дружинники вернулись без князя, убитого древлянами. Если верить летописи, князь погиб из-за стремления собрать с древлян повышенную дань. Понимая, что со стороны сильного Киева может последовать жестокая расплата, древляне предложили Ольге выйти замуж за их князя. В те времена подобное было обыденным явлением, поэтому послы древлян и попались на женскую уловку, поверив Ольге, что она готова принять их предложение.

В летописи красочно описывается, как древлянское посольство по совету Ольги потребовало, чтобы его к княгине несли в ладье на руках.

«Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?“. Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти“. И повелела засыпать их живыми; и засыпали их».

Этого Ольге показалось мало, она потребовала прислать к ней еще одно посольство, которое сожгла в бане.

Видимо, отомстить древлянам она хотела основательно, так как с небольшой дружиной пошла в их земли, где совершила тризну по мужу. Затем, обманув знатных древлян мнимым миролюбием, напоила их вином, а когда

«опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся».

Вернувшись с большой дружиной, Ольга подступила к древлянскому городу Искоростеню, под которым был убит её муж. Летопись повествует, как в очередной раз обманув древлян, Ольга

«взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань».

В этом походе княгиню сопровождал малолетний сын Святослав.

Удовлетворив жажду мести, Ольга стала наводить порядок в стране, устанавливая дани и приводя племена к покорности. По большому счету, именно при ней Русь превратилась в единое мощное государство. При ней в стране началось каменное строительство, появились границы с богатырскими заставами, была обеспечена безопасность торговли и на Русь потянулись иностранные купцы.

Рядом с княгиней подрастал сын, набираясь мудрости и готовясь стать великим воителем, чьё имя еще будет наводить страх не только на соседей Руси, но и на дальние страны.

В 955 году Ольга, оставив Русь под управлением сына, отправилась в Константинополь. В летописи подробно описывается прием у византийского императора Константина Багрянородного и принятие ею крещения от патриарха Феофилакта, обучившего её основам христианства. При крещении княгиня получила христианское имя Елена.

Видимо, её визит прошел не без проблем, и Ольге пришлось длительно ожидать в пригороде Константинополя приема у императора. Об этом свидетельствует ответ вернувшейся в Киев княгини императору через византийских послов, напомнивших об её обещании послать богатые дары в Константинополь:

«Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе».

В Киеве Ольга возвела храм во имя святителя Николая. Её попытки крестить Русь и склонить сына к принятию христианства успехом не увенчались. Любопытно, что священников она пригласила на Русь не из Византии, а из Европы. По её просьбе на Русь сначала прибыл епископ Либуций из Майнца, а после его смерти епископ Адальберт Трирский. Видимо, на Руси не особо вникали в противоречия, которые все усиливались между римской и византийской (греческой) ветвями христианства. Стоит отметить, что приходы, подчинявшиеся папе Римскому, существовали на Руси до времен Александра Невского.

Даже передав сыну бразды правления Русью, Ольга не отошла от государственных дел, продолжая править во время частых военных походов Святослава, стремившегося раздвинуть границы страны от Дуная до Волги.

В 969 году, чувствуя, что дни её жизни заканчиваются, Ольга удержала сына при себе, заявив: «Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь». Через три дня княгиня скончалась, оплакиваемая сыном, внуками и всем русским народом.

После её смерти летописец вывел удивительные по эмоциональности строки:

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением».

В 1547 году Ольга была канонизирована Русской православной церковью, став единственной равноапостольной святой среди причисленных к лику святых русских женщин. С этого времени её и считают святой покровительницей земли Русской.

Теги: княгиня Ольга, Русь, Древняя Русь, история Руси, святая покровительница, православная церковь

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Крила́ми Богоразу́мия впери́вши тво́й ум,/ возлете́ла еси́ превы́ше ви́димая тва́ри,/ взыска́вши Бо́га и Творца́ вся́ческих,/ и, Того́ обре́тши, па́ки рожде́ние Креще́нием прия́ла еси́:/ дре́ва живо́тнаго наслажда́ющися,// нетле́нна вове́ки пребыва́еши, О́льго присносла́вная.

Ин тропарь, глас 8

В тебе́, Богому́драя Еле́но,/ изве́стен спасе́ния о́браз бы́сть в Ру́сстей стране́,/ я́ко, прии́мши ба́ню свята́го Креще́ния,/ после́довала еси́ Христу́,/ творя́щи же и уча́щи, е́же оста́вити и́дольскую пре́лесть,/ восприя́ти же попече́ние о души́, ве́щи безсме́ртней,/ те́мже и со А́нгелы ра́дуется,// равноапо́стольная, дух твой.

Ин тропарь, глас 4

Оста́вивши ле́сть и́дольскую,/ после́довала еси́ Христу́, Безсме́ртному Жениху́,/ О́льго Богому́драя,/ в Его́же черто́зе ра́дующися, непреста́нно моли́ся// о чту́щих ве́рою и любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Ин тропарь, е́ллинский

(из Минеи МП)
, глас 3
Свята́я равноапо́стольная избра́ннице Христо́ва,/ княги́не О́льго,/ наро́д твой слове́сным и чи́стым Христо́вым млеко́м напои́вшая,/ моли́ся Ми́лостиву Бо́гу,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Ин тропарь

(из греческой Минеи, перевод Наталии Бахаревой)
, глас 3
Боже́ственныя ве́ры нача́ло свято́е/ в Росси́и показа́лася еси́,/ ко благода́ти Спа́сове прише́дши/ и к ней лю́дие твоя́ приве́дши,/ я́ко и́стинная цари́ца и богоприя́тная./ О́льго сла́вная,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4

Воспое́м днесь Благоде́теля всех Бо́га,/ просла́вльшаго в Росси́и О́льгу Богому́друю,/ да моли́твами ея́/ пода́ст душа́м на́шим грехо́в оставле́ние.

Ин кондак, глас 4

Яви́ся дне́сь благода́ть всех Бо́га,/ просла́вльши в Руси́ О́льгу Богому́друю,/ моли́твами ея́, Го́споди,// лю́дем пода́ждь грехо́м оставле́ние.

Величание

Велича́ем тя,/ блаже́нная и равноапо́стольная княги́не О́льго,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ и́долы попра́вшую/ и мно́гия лю́ди росси́йския святы́м Креще́нием просвети́вшую.

Ино величание

Велича́ем тя,/ свята́я равноапо́стольная княги́не О́льго,/ я́ко зарю́ у́треннюю в земли́ на́шей возсия́вшую/ и свет ве́ры Правосла́вныя/ наро́ду своему́ предвозвести́вшую.

Литература

  • О происхождении Ольги
  • арх. Леонид, «Откуда родом была св. великая княгиня русская Ольга?» («Русс. Старина», 1888, кн. 7)
  • И. И. Малышевский, «Происхождение русской великой княгини Ольги св.» («Киевская Старина», 1889, 7 и 8 и отд.).
  • Жития св. Ольги:
    • проложные (см. «Чтения в ист. общ. Нестора лет.», II, и Макария, «История русской церкви»),
    • в Четьи-Минее Макария и в Степенной книге,
  • в переработке — у Филарета, «Русские святые», под 11 июля.
  • Плюсы и минусы

    Достижения и успехи

    • Подавлено восстание древлян (946).
    • Проведена первая на Руси административная и налоговая реформа (947).
      Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы — погосты, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун; введён сбор дани (уроки); установлены размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Упорядочивание налогообложения надолго установило внутренний мир в стране.
    • По летописи и иным источникам, в эпоху Ольги было 30 лет без междоусобиц и восстаний
      (947—977),
      около 30 лет без вторжений
      (939—968),
      20 лет без внешних войн
      (944—964), благодаря чему
      наступил расцвет экономики и торговли
      .
    • Новгород, Псков и Ростов построены на современном месте и стали крупными городскими центрами
      после реформы 947 года.
    • Положено начало каменному строительству на Руси
      (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги).
    • Совершён первый официальный зарубежный визит правителя России
      — поездка Ольги в Царьград, столицу Византии (955 или 957),
      установлены дипломатические отношения с Византией
      (Римской Империей)
      и Германией
      (Священной Римской Империей) (959).[3]
    • Первая женщина и первая христианка среди русских правителей
      (крестилась в 955 или 957 году),
      первая русская святая
      (одна из 6 женщин в истории, признанных раноапостольными святыми).
    • Последним крупным прижизненным достижением Ольги можно считать успешно выдержанную в Киеве осаду печенегов во время их первого набега на Русь в 968 году, когда одному юному киевлянину удалось пройти сквозь стан врагов и призвать помощь с другого берега Днепра. Это произошло уже во время самостоятельного правления Святослава Игоревича.

    Ошибки и неудачи

    • Восстание древлян было подавлено с легендарной жестокостью, описанной в летописи (в этот период Ольга ещё была язычницей и была крайне зависима от преимущественно языческого княжеского войска).
    • Ольга не сумела склонить своего сына Святослава принять христианство, из-за чего сорвались её планы по христианизации Руси (вызванная ею в 959 году миссия епископа Адальберта из Священной Римской Империи вынуждена была отправится восвояси в 962 году; с другой стороны, в итоге это усилило ведущую роль восточного, а не западного христианства на Руси); вскоре после этого Святослав стал править самостоятельно, а после смерти матери, по сведениям спорной Иоакимовской летописи, во время и после войны с Византией воздвиг гонение на христиан и убил своего брата-христианина Улеба (младшего сына Ольги либо сына Игоря от другой жены).[2]
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: