Благоверная княгиня Иулиания Вяземская и Новоторжская


Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская – мученица, почитаемая православными христианами, прожившая недолгую земную жизнь. Святая родилась в конце XIV столетия в семье именитых бояр и погибла в молодом возрасте. Днем памяти благоверной княгини Иулиании является 21 декабря (3 января). Дата обретения ее мощей – 2 (15) июня.

мученица

Биография Святой Иулиании

Родителями Иулиании были богатые верующие люди – Максим Данилович и Марья Никитишна Гостомысловы. В семье девочка стала первым ребенком. Росла она без родных братьев и сестер.

Раннее детство Иулиании было счастливым и проходило в городе Торжок, раскинувшемся на берегах реки Тверцы. Здесь ее отец исполнял обязанности наместника. В возрасте 4 лет девочка лишилась кормильца, которого убили во время бунта местные жители, и осталась с болезненной матерью. Марья Никитишна очень горевала после смерти мужа, непрестанно плакала и молилась Богу. Вместе с ней молитвы читала и малолетняя дочурка. Уже тогда она прониклась глубокой любовью к Священному писанию и церковным службам.

Вскоре здоровье женщины еще сильнее подкосилось. Когда мать угасла и покинула этот мир, Иулиания стала жить в доме своего дяди Федора Даниловича, приходившегося братом ее покойному отцу. Здесь сирота росла среди богобоязненных людей, окруженная искренней любовью и заботой.

В конце дня Федор Данилович часто собирал вокруг себя семью и слуг, читал им жития святых и другие священные тексты. Иулиания всегда ждала этих вечеров и внимала каждому слову своего дяди. С годами она превратилась в видную девушку, красота которой в сотни раз усиливалась добротой, целомудрием, милосердием и другими многочисленными христианскими добродетелями.

святая

Примечания

  1. Об отношениях Пушкина с княгиней Верой см. комментарий В. В. Набокова к знаменитой строфе «Я помню море пред грозою…»
  2. Вигель Ф. Ф. Записки: В 2 кн. — М.: Захаров, 2003.
  3. [pushkin.niv.ru/pushkin/pisma/314.htm Письма Пушкина.]
  4. Абрамович С.
    [feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isd/isd-169-.htm Письма П. А. Вяземского о гибели Пушкина // Сайт «ФЕБ. Русская литература и фольклор».]. Проверено 14 мая 2012. [www.webcitation.org/6AqJIjopL Архивировано из первоисточника 21 сентября 2012].
  5. Ободовская И., Дементьев М.
    После смерти Пушкина: Неизвестные письма / Ред. и авт. вступит. статьи Д. Д. Благой. — М.: Советская Россия, 1980. — С. 188, 193, 195. — 384 с.
  6. Мемуары графа С. Д. Шереметева , В 3 т. — М, 2005.
  7. Воспоминания князя А.В.Мещерского.-М.,1901.
  8. Смирнова А. О. Записки, дневник, воспоминания, 2003.
  9. А.С.Пушкин. Собрание сочинений А.С. Пушкина в десяти томах. Т.10. Письма 1831-1837 — Л.: Наука,1978.

Счастливый брак и мученическая гибель

Когда Иулиания достигла возраста, подходящего для замужества, ее по доброй воле выдали замуж. Супругом девушки стал Симеон Мстиславович, Вяземский князь. Как и его избранница, он имел кроткий нрав, был богобоязненным, всегда свято исполнял Божии заповеди. Совместная жизнь супругов стала недолгой, но наполненной любовью, счастьем и гармонией.

Иулиания и ее муж жили в эпоху, когда на Руси процветали междоусобные войны, жестокость и насилие. Вскоре родные земли Симеона Мстиславовича захватил литовский правитель Витовт, и молодой семье пришлось бежать в Торжок. Вместе с супругами в этот город также перебрался Смоленский князь Юрий Святославович. Он был порочным и сластолюбивым, однако скрывал от окружающих свою истинную суть. В дальнейшем этот человек полностью разрушил счастливую жизнь богобоязненной пары.

По прибытии князей Торжок разделили на две равные части. Одна из них стала принадлежать Симеону Мстиславовичу, вторая отошла Юрию Святославовичу. Мужчины продолжали оставаться друзьями и часто гостили друг у друга. Юрий не только дружил с Симеоном, втайне он имел симпатию к благоверной княгине Иулиании Вяземской. Вскоре сластолюбец перестал скрывать свои плотские желания и начал преследовать молодую красивую женщину, склонять ее к супружеской измене.

Узнав о непорядочных намерениях Юрия, Иулиания стала горячо молиться Господу, просить, чтобы Он вразумил и остановил его. Однако нечестивец по-прежнему требовал от княгини взаимности, пытался добиться желаемого угрозами и мольбами. Несмотря на все ухищрения, женщина оставалась непреклонной и стыдила своего преследователя за противные Богу помыслы.

Однажды зимой благоверные супруги и грешный князь оказались вместе на одном пиру. Юрий, разгоряченный после выпитого вина, решил насильно овладеть не уступавшей ему княгиней и повалил ее наземь. Защищаясь от домогательств, Иулиания ударила его ножом, но попала в плечо. В этот момент все происходящее увидел князь Симеон Мстиславович, который разыскивал пропавшую жену и не подозревал о подлых действиях своего товарища. Разгневанный Юрий бросился на него с мечом и убил на месте. После этого нечестивец также лишил жизни Иулианию, затем позвал слуг и приказал отрубить ей конечности. Обезображенное тело убиенной княгини бросили в реку, а сам Юрий, опасавшийся справедливого наказания, бежал из города.

Рассказы о мученической гибели супругов встречаются во многих древних летописях. Самая известная среди них – «Повесть о благоверной княгине Иулиании, супружнице благоверного князя Симеона Мстиславовича Вяземского». Именно на основе этого произведения было написано житие святой.

Погребение и посмертные чудеса

Узнав о случившемся несчастье, жители города Торжка начали разыскивать тело убитой княгини. Люди желали похоронить ее по христианским правилам, со всеми подобающими почестями, однако поиски оказались напрасными. Через некоторое время Господь пришел на помощь, и тело чудесным образом было явлено для погребения.

Летописи повествуют о том, что весной 1407 г. по берегу реки Тверцы шел мужчина. С удивлением он увидел женское тело, плывущее против течения. Человек подошел поближе, после чего услышал голос, исходящий от останков. Ему было велено не бояться, а поскорее отправиться в город Торжок и сообщить о находке в местную церковь. Также голос сказал, что телу надлежит быть похороненным на правой стороне собора, у полуденных дверей. Мужчина поступил в точности так, как ему было сказано. После этого Иулианию достали из реки и погребли согласно ее пожеланию. Над местом захоронения поместили раку и икону мученицы.

Почитание княгини началось сразу после ее погребения. К гробу Иулиании приходило большое количество людей, многие из которых получали исцеление от давних болезней и другие блага. Вместе с ней святым считали князя Симеона, мощи которого бесследно исчезли и не были захоронены.

В 1629 г. произошло событие, ставшее предупреждением для всех, кто мог нарушить правила обращения со святыней. При Новоторжском соборе служил некий Иоанн, которому очень хотелось увидеть мощи Святой Иулиании. Так как это было запрещено, он решил реализовать свои намерения втайне. После Великого поста Иоанн пришел к месту погребения мученицы и стал раскапывать землю. Внезапно из глубин возникло пламя и опалило его. Сильно испугавшись, мужчина начал звать на помощь, но его крики не были услышаны. Обожженный и расслабленный Иоанн лежал на церковном помосте, когда Иулиания обратилась к нему: «Ты поступил неразумно, не нужно тебе мое тело видеть, пока не будет на то воля Господа». Вечером Иоанна обнаружил пономарь.

О произошедшем стало известно всему городу. Мужчина, нарушивший запрет, по-прежнему оставался расслабленным. Его жена каждый день молилась Богу и приходила к могиле святой, прося ее об исцелении супруга. Только спустя два месяца он получил прощение и вновь стал служить в храме. Народ, увидев такое чудо, стал с еще большей радостью прославлять святую мученицу.

княгиня

Дети

Вера Фёдоровна родила восьмерых детей, но большинство из них умерли в очень раннем возрасте, родителей пережил лишь сын Павел.

  • Андрей Петрович (1812—1814)
  • Мария Петровна (1813—1849), с 1836 года была первой женой П.А.Валуева (1815—1890), впоследствии графа и министра внутренних дел; умерла от холеры. По воспоминаниям князя А.М.Мещерского «она была замечательно миловидна, свежа, стройна и умственно развита, её портил только курносый носик, полученный ею по наследству от отца. Вследствие этого недостатка, в свете, где она считалась в числе львиц, её прозвали миловидной дурнушкой… Я не менее других её поклонников находился под влиянием её оригинальной красоты и чарующих голубых глаз
    »[7]. По свидетельству А.О.Смирновой, П.А.Валуев «
    имел церемониймейстерские приемы, жил игрой, потому что ни жена, ни он не имели состояния
    »[8].
  • Дмитрий Петрович (1814—1817)
  • Прасковья Петровна (21.2.1817—11.3.1835), умерла от чахотки, была похоронена на Римском некатолическом кладбище. Пушкин писал жене в конце июля 1834 года[9]: «Княгиня едит в чужие края, дочь её больна не на шутку: бояться чахотки. Дай бог, чтоб юг ей помог. Сегодня видел во сне, что она умерла, и проснулся в ужасе
    ». Гоголь во время пребывания в Риме бывал на могиле княжны Вяземской и трогательно писал об этом её отцу. Волконская З. А. посвятила князю Вяземскому стихотворение на смерть его дочери.
  • Николай Петрович (30.4.1818—9.1.1825)
  • Павел Петрович
    (1820—1888), камергер, сенатор, историк и литератор; с 1848 года был женат на вдове Марии Аркадьевне Бек, урождённой Столыпиной (1819—1889).
  • Надежда Петровна (1822—1840), умерла от туберкулёза в Баден-Бадене.
  • Пётр Петрович (28.3.1823—18.04.1826)
  • Maria Valueva.jpg

    Мария Петровна, дочь

  • Vyazemskaya PP.jpg

    Прасковья Петровна, дочь

  • Vyazemskya by Bruni.jpg

    Прасковья, Надежда и Мария Вяземские

  • Pavel Vyazemsky.jpg

    Павел Петрович, сын

  • Orlov P N Portret M A Bek.jpg

    Мария Аркадьевна, невестка

Обретение мощей благоверной княгини

Соборный храм Преображения Господня, на территории которого было погребено тело Иулиании, с годами стал разрушаться. Только по истечении четырех веков решено было его разобрать и приступить к постройке нового здания.

В 1815 г. при проведении строительных работ стала видна часть священной гробницы. Все, кто касался ее, получали исцеления от болезней. Это было воспринято как знак того, что святая одобряет обретение своих мощей. Люди стали часто приходить к гробу княгини. В углублении под ним бил источник, вода из которого излечивала от разных болезней.

В июне 1819 г. в новом соборе обустроили придел в честь святой. Здесь находилась драгоценная рака с княжескими мощами. В 1918 г. по решению советских властей храм был закрыт. До 1930 г. местом нахождения останков мученицы была церковь Архангела Михаила. Их последующая участь остается неизвестной.

Литература

  • [feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lit/lit-803-.htm Пушкин в письмах П. А. Вяземского к жене (1830—1838): Отрывки из писем] // А. С. Пушкин: Исследования и материалы / Публикация, предисловие и комментарии В. Нечаевой. — М.: Журнально-газетное объединение, 1934. — С. 803—812. — (Лит. наследство; Т. 16—18).
  • Вяземская // Путеводитель по Пушкину. — М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1931. — С. 87. (Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 6 т. — М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1930—1931. — Т. 6, кн. 12. — Прил. к журн. Красная Нива на 1931 г.).
  • П. А. и В. Ф. ВЯЗЕМСКИЕ // Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И., Иезуитова Р. В., Левкович Я. Л. Комментарии // Пушкин в воспоминаниях современников. — 3-е изд., доп. — СПб.: Академический проект, 1998. — Т. 1—2. Т. 2. — 1998. — С. 449—617.
  • Ободовская И., Дементьев М.
    После смерти Пушкина: Неизвестные письма / Ред. и авт. вступит. статьи Д. Д. Благой. — М.: Советская Россия, 1980. — С. 349. — 384 с.

Икона и молитвы к святой

Самое известное изображение Иулиании Вяземской было выполнено в 70-х гг. прошлого столетия. Его создательницей стала русская монахиня, имевшая одинаковое с мученицей имя. На иконе святая изображена в богатых одеждах. На ее голове видны корона и белый убрус. В левой руке княгиня держит православный крест.

В начале XIX столетия праведнице составили службу. В 1883 г. Андрей Федорович Ковалевский создал акафист к мученице.

Супруга Иулиании рисуют пожилым и седовласым, с небольшой округлой бородкой. Чаще всего его изображают в княжеской шубе. Лики мученика, причисленного к Собору Смоленских Святых, можно увидеть в храмах таких городов, как Торжок, Тверь, Вязьма.

Иулиания Вяземская считается покровительницей верных жен, защитницей брака и семейного очага. К ней обращаются все, кто хочет укрепить свою веру, защититься от соблазнов, сохранить целомудрие, исцелиться от душевных и телесных хворей.

Благоверная княгиня Иулиания Вяземская и Новоторжская

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: