Преп. Антоний Римлянин, икона |
Антоний Римлянин
(1067 — 1147), игумен, основатель и первый настоятель новгородского Антониева монастыря, чудотворец, преподобный Память 17 января (тезоименитство), в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу (29 июня) (в честь обретения мощей), 3 августа и в Соборе Новгородских святых
Родился в 1067 году в Риме от богатых родителей, держащихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишивших родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет.
Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море, и святой поплыл на камне, «якобы на корабли легце». Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхов при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли.
Духовная грамота и Новгородская первая летопись также сообщают, что благословение на постройку монастыря преподобный (летопись не называет его «римлянином») получил от Новгородского еп. Никиты, т. е. не позднее начала 1109 года, что монастырская церковь была заложена святым в 1117, освящена в 1119 году, расписана в 1125 году; в 1127 году прп. Антоний начал строить в обители «трьпезницю камяну».
Поставление преподобного во игумена состоялось лишь в первый год епископства Нифонта, зимой 1131/1132 года, что заставляет предположить какой-то конфликт между прп. Антонием и Новгородским еп. Иоанном (Попьяном) (1110-1130).
Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью. преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам.
Скончался преподобный 3 августа 1147 года, имея 79 лет от рождения, и был погребен в Рождественском соборе основанного им монастыря, у западной стены.
Немногочисленные сведения о преподобном содержатся в Новгородской первой летописи и дополняются данными жития («Сказание о житии преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород»), известного в списках начиная со второй половины XVI века. Не исключено, что в основе жития лежит более ранний несохранившийся агиографический текст (проложное житие), возможно написанный Андреем, вторым игуменом Антониева монастыря (1147 — 1157), который в сохранившемся житии назван его автором. Вместе с житием прп. Антония в рукописных сборниках обычно помещаются предисловие, «Слово похвальное на пречестную память преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина» (написаны ок. 1591 г., список: ГИМ. Муз. № 1236, кон. XVI в.) и сказание о чудесах и обретении мощей («О преложении честного и многочудесного тела» (март 1598), список: ГИМ. Востр. № 1053, нач. XVII в.), принадлежащие перу Нифонта, постриженика Антониева монастыря, работавшего в 1580-90-х годах, которому иногда приписывают также составление жития. По крайней мере в двух списках XVI-XVII веков известна духовная грамота Антония Римлянина (сомнения в ее подлинности не имеют под собой достаточных оснований, наиболее вероятная датировка грамоты — до 1131/32). В тех же рукописях, где встречается духовная грамота, сохранилась купчая Антония Римлянина на землю для монастыря у р. Волхов; в описании границ участка купчая [1], по всей вероятности, является фальсификатом второй половины XVI века, но в своей основе (формуляр, факт покупки земли преподобным) восходит к подлиннику XII века.
Почитание
Почитание прп. Антония в монастыре и в близлежащих селениях прослеживается не ранее XVI века. При игум. Вениамине (1547-1552) камень Антония Римлянина, который до тех пор находился на берегу Волхова, перенесли в монастырь, на камне написали образ преподобного и вмонтировали в стену собора, но впоследствии, как сказано в повести «О преложении честного и многочудесного тела», камень лежал в небрежении у стены собора.
В 1580 году в монастырь по приказу царя Иоанна Грозного прибыл новый игум. Кирилл (Завидов). Игумен был болен, т. к. его отравили ядом. Гуляя по монастырю, он нашел камень с полустертым образом святого и исцелился около него по молитвам преподобному. По повелению игум. Кирилла над камнем у зап. стены собора поставили небольшой придел и возобновили образ Антония Римлянина. Братия во главе с игуменом каждый день приходила и прикладывалась к образу, у камня исцелился бесноватый Федор свечник. «Трости Антония» — стебли водорослей, принесенные, по преданию, вместе с камнем, исцеляли от зубной боли.
Поскольку по молитвам к прп. Антонию Римлянину происходило большое число исцелений, мон. Нифонт стал ходатайствовать об обретении мощей святого, которое состоялось 3 августа 1597 года; в том же году преподобный был канонизирован к общерусскому почитанию, тогда же, вероятно, была составлена служба святому (древнейшие списки — кон. XVI-XVII в.), в ней говорится о мощах прп. Антония, часто упоминается Новгород и Антониев монастырь. В монастыре продолжались исцеления у камня и мощей преподобного, к концу XVII века было записано 18 новых чудес [2].
Мощи прп. Антония были положены в окованную серебром раку. С того времени был учрежден в память его крестный ход из Софийского собора, в первую пятницу после Петрова дня. При раке преподобного находилась ветвь осоки, с которой Антоний приплыл из Рима, держа ее в руке. Так он изображается и на иконах.
До 1927 года мощи преподобного Антония почивали в соборной монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе его имени. Во время антирелигиозной кампании раку вскрыли, а мощи отправили в музей, который находился в Софийском кафедральном соборе Новгородского кремля. Там мощи Антония Римлянина затерялись среди других и считались утраченными.
Работа по комплексному изучению мощей, хранящихся в Софийском соборе, началась около 1996 года. С останками, которые могли быть мощами святого Антония, работал московский ученый, кандидат биологических наук Денис Пежемский. В 2016 году он сообщил:
«Удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Историко-антропологическое исследование закончено. Мощи Антония Римлянина переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву»
[3].
Частицы мощей были найдены в краеведческом музее г. Петрозаводска в 2000 году и переданы в городской собор во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Камень Антония Римлянина сохранился, находится в западном приделе Рождественского собора. Это серый овальный валун длиной 126, шириной 94 и высотой 37 см.
Тропарь
Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша.
Литература
- НПЛ (по указ.); ГВНиП. № 102, 103;
- ГАНО. Ф. Р-138. Оп. 3. Ед. 24. Л. 1-34.
- Житие прп. Антония Римлянина // ПС. 1858. № 5. С. 151-171; № 6. С. 310-324.
- Ключевский. Древнерусские жития. С. 306-311;
- Барсуков. Источники агиографии. Стб. 48-51;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17, 235;
- Валк С. Н. Начальная история древнерусского частного акта // Вспомогательные ист. дисциплины: Сб. ст. М.; Л., 1937. С. 295-303;
- Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. П., 1951. С. 208-210;
- Onasch К. Zur Vita Antonij «des Römers» // Orbis scriptus: D. Tschižewskij zum 70. Geburtstag. Münch., 1966. S. 581-585;
- Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977. С. 40-59;
- он же. Печать новгородского епископа Ивана Попьяна // ВИД. 1978. Вып. 9. С. 47-56;
- он же. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 205-207, 354-357;
- Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина // НИС. Л., 1984. № 2 (12). С. 203-207;
- Андреев В. Ф. Новгородский частный акт XII-XV вв. Л., 1986. С. 93-97;
- Фет Е. А. Житие Антония Римлянина // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 245-247.
- Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 51, 82-83, 120, 308-310;
- Ласковский В. П. Путеводитель по Новгороду. Новгород, 1910. С. 222;
- Димитрий (Сперовский), еп. Рязанский. О внутреннем устройстве и убранстве храмов Новгородского Антониева монастыря в XVII в. по сравнению с настоящим их состоянием // Тр. XV Археол. съезда в Новгороде. М., 1911. Т. 1; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 28, 200-201;
- Русская деревянная скульптура. М., 1994. С. 222-224, 227. Кат. 163, 164;
- Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI — начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 57-60, 133-138. Кат. 50-56;
- Русские монастыри: Искусство и традиции / ГРМ. Б. м., 1997. С. 142-143;
- Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 56;
- Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 81;
- Мильчик М. И., Секретарь Л. А. Новгородский Антониев монастырь на иконах XVI-XVIII вв. // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 273-299.
Прибытие Преподобного в Россию
Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году в семье зажиточных горожан. Его родители были христианами, посему сына своего воспитали в кротости и благочестии. Вступив в пору отрочества, Антоний не на шутку увлекся изучением богословских трудов Восточной Церкви и святоотеческой литературы. 17-летним юношей он лишился отца и матери. Именно это событие подтолкнуло молодого человека изменить свою жизнь в корне, и он принял твердое решение покинуть римскую столицу, после чего стать монахом. Была и другая причина: в то время Папы прилагали все усилия для обращения народа в латинство. Антоний же не видел собственного существования без восточного православия, прикипев к нему душой.
Свой путь будущий святой не продумывал до мелочей. Он полагался не на себя, а всецело предал свою суть, жизнь и судьбу в руки Творца. Юноша раздал одну часть наследства, доставшегося ему от любящих родителей, нищим и обездоленным, другую вложил в бочку и бросил последнюю в море, сам же отправился без единой копейки денег в далекие странствия по монастырям, где обитали и существовали в соответствии с православной верой монахи-христиане. В одном из скитов Антоний прожил 20 лет, приняв монашеский подвиг. Конец сему положили гонения на православных, учиненные латинянами: в связи с данными событиями святому, да и всей братии монастыря пришлось скитаться. Так продолжалось достаточно долго, пока Антонию не удалось найти на пустынном морском побережье огромный валун. Здесь святой остановился и провел на камне целый год, постясь и беспрестанно творя молитву.
5 сентября 1105 года в тех местах разыгралась чудовищная буря. В результате камень, на котором стоял подвижник, бросило ветром в морскую пучину. Его понесло по волнам, затем валун вместе с монахом очутился в устье какой-то реки, и, наконец, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы прибило к берегу реки Волхова, что текла близ села Волховское, в трех верстах от Новгорода.
Использованные материалы
- А. В. Назаренко, Л. А. Секретарь. «Антоний Римлянин» // Православная энциклопедия, т. 2, с. 675-677
- «Преподобный Антоний Римлянин» // Православие.Ru
[1] Последние публикации: Грамоты Великого Новгорода и Пскова.М. -Л., 1949, с. 159-161, N 102, 103; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977, с. 58-59
[2] ГИМ. Хлуд. № 199, конец XVII века
[3] «Тысячелетние мощи святого Антония Римлянина найдены в Великом Новгороде», 28 февраля 2016 —
Преподобный Антоний Римлянин Новгородский — итальянец с русской душой
Есть в православных святцах имена святых, которые ясно и прямо всей своей жизнью говорят о том, что родина христианина там, где Христос. Приключения итальянца в России — так в светском понимании можно озаглавить жизнеописание святого Антония Римлянина Новгородского. И хотя кинематографических авантюр в его жизни не было, в ней присутствовали другие события, превосходящие человеческую природу, — подвиг, искренняя вера и благочестие.
Будущий святой появился на свет в 1067 году — в тот самый год, когда впервые упоминается в летописях столица нашей страны — Минск. Семья Антония была весьма состоятельной, ребенок рос, ни в чем не нуждаясь. Но мальчик не проявлял никакого интереса к земным благам — с ранних лет его больше всего тянуло к Православию.
В 1054 году произошел раскол, разделивший христианский мир на православный и католический. Большинство римских граждан пошли по католическому пути, однако отец и мать Антония воспитывали сына в ортодоксальной — православной — традиции. И делали это настолько искренне и верно, что, когда они умерли, оставив семнадцатилетнего юношу сиротой, тот выбрал для себя путь православного монашества.
Большую часть богатства, доставшегося в наследство, Антоний раздал нищим. Лишь немногие семейные драгоценности оставил себе, однако поступил с ними весьма необычно: сложил всё в деревянную бочку, осмолил ее и бросил в море. Вряд ли он надеялся получить богатство обратно либо намеревался таким образом испытать силу своей молитвы… Антоний не собирался отправляться в морское путешествие, его целью было отрешение от мира. Следуя велению своего сердца, он выбрал для себя уединенный скит и в молчании, труде и молитве провел там 20 лет.
Однако в то время мир был далек от спокойствия. Опасности можно было ждать от своих же единоплеменников. А всё потому, что в начале XII века набирало обороты противостояние латинян и верных Православной Церкви. Кто бы мог подумать, что стычки верующих, еще недавно называвших себя одним словом — христиане, могут стать такими ожесточенными. Захватывались кафедры, разорялись церкви, шла борьба за власть и влияние. Порой даже проливалась кровь. И православный монастырь, где подвизался инок Антоний, в определенный момент был занят католиками.
Монахи разбрелись кто куда. Святой Антоний также вынужден был искать себе пристанища. Не оставляя любимое им безмолвие и уединенность, он прожил целый год в пещере на пустынном берегу. И возможно, так бы и остался там, если бы по воле Всевышнего 5 сентября 1105 года не случилась сильнейшая буря. Сокрушительный удар морской волны пришелся ровно в тот участок берега, где скрывался монах. От скалы откололся камень и вопреки всем законам природы вместе со святым поплыл против течения. Несколько дней обломок носило по водам, пока он, как лодочка, не пристал к берегу. Перед взором изумленного монаха предстала Новгородская земля, а точнее село Волховское. Расстояние до Великого Новгорода было всего три километра, а до Рима — почти три тысячи.
Не сразу святой Антоний понял, куда принесло его море. К счастью, ему встретился ремесленник, который знал много языков, в том числе и латинский. Инок понял, в какой земле оказался, и тут же с искренней молитвой обратился к Богу… Нет, не за тем, чтобы умолять Его о возвращении домой. Он просил Господа о том, чтобы начать понимать язык, на котором говорили местные люди. Церковное предание гласит, что так немедленно и случилось. Хотя бытует мнение, что русскую речь святой усвоил постепенно, благодаря местным жителям, которые потянулись к нему вереницей, чувствуя сердцем чистую душу и видя подвижнический образ жизни. Сведения о чудесных событиях дошли до нас в том числе в составе новгородских летописей. Тайну же своего прибытия на Русь преподобный поведал только святителю Никите.
На следующий год в Волхове произошло еще одно невероятное событие: рыбаки выловили бочку — просмоленную и запечатанную, полную драгоценностей. Преподобный Антоний опознал в ней свой тайник, когда-то пущенный им по волнам. Он в точности описал содержимое бочки и получил на руки свое имущество, которое тут же употребил на строительство новой обители.
Памятный день, в который святой был выброшен волнами на сушу, был кануном праздника Рождества Богородицы. И теперь монастырь, построенный как раз в том самом месте, где нога подвижника впервые ступила на Новгородскую землю, освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Одноименный собор возвели в обители в 1117 году. Белокаменный храм старательно украшали росписями в течение восьми лет. В 1131 году святой Антоний был удостоен священнического сана, и вскоре бывший итальянский монах стал игуменом русского монастыря.
Шестнадцать лет управлял владыка обителью, являясь настоящим духовным отцом для всей братии. Дела милосердия, благочестие и богоугодное житие — вот о чем неустанно твердил он инокам и сам показывал в этом ярчайший пример. Еще при жизни его считали подвижником. А больше всего уважали за искреннее смирение и праведную жизнь, служившие примером для всех монахов.
На Новгородской кафедре Господь свел вместе двух святых Русской Православной Церкви — преподобного Антония Римлянина и святителя Нифонта Печерского. Последний, будучи епископом Новгородской земли, сам рукоположил итальянского монаха в пресвитеры. Он же при сослужении собора священников отпевал игумена в его собственной обители. Преподобный мирно предал Богу душу 3 августа 1147 года.
После смерти святого у его гроба стали совершаться исцеления. По молитвам Антония владыка Кирилл, бывший игуменом обители с 1580 по 1594 год, исцелился от смертельной болезни. В благодарность он построил часовню над сохранившимся камнем подвижника — тем самым, что принес итальянца по водам на Святую Русь. На этом куске скалы позже написали образ святого.
С прошениями припадали к месту погребения первого настоятеля и иноки обители, и паломники. Некоему мужчине по имени Федор, одержимому бесом, преподобный явился в видении. По повелению святого Федор приложился к камню и мгновенно получил исцеление от терзавшей его нечистой силы.
То, что настало время прославить преподобного Антония, было открыто одному из насельников обители по имени Нифонт — человеку праведной жизни. Вместе с бывшим игуменом Кириллом (который на тот момент являлся архимандритом Троице-Сергиева монастыря) Нифонт ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Иовом об открытии мощей преподобного, переложении их в новую раку и выставлении в храме для поклонения. Предстоятель Русской Православной Церкви благословил богоугодное дело. Готовясь к этому трепетному событию, все братья обители во главе с митрополитом Новгородским Варлаамом некоторое время соблюдали строгий пост с чтением особых молитвословий, обращенных к святому. По истечение поста преподобный Антоний явился митрополиту Варлааму и дал благословение исполнить наказ Патриарха. Только после этого, 1 июля 1597 года, был открыт гроб со святыми мощами.
Как свидетельствует летопись, после вскрытия гробницы честные мощи святого были обнаружены «яко жива лежаща». Неземное благоухание от них распространилось по всему монастырю. Новую раку с мощами установили рядом с местом прежнего захоронения, где сразу же стали чудесным образом исцеляться болящие. В том же году преподобный Антоний был прославлен в лике святых.
Несмотря на то, что нас со святым разделяет почти тысячелетний отрезок времени, мы можем провести параллель с современностью и поставить себя на место святого. В нашей толерантной стране каждый день приходится делать выбор. Это касается религии и не только. Смогли бы и мы жить в богатой семье, но думать о Боге? Осиротев, не пойти по наклонной дорожке, проматывая огромное состояние, а отказаться от всех денег и посвятить себя Богу? Не единожды лишаться того, что любим всем сердцем (семьи, друзей, уединенности), и при этом не унывать? Оказаться на камне, да пусть и в неуправляемой лодке, и мчаться в неизвестном направлении, рискуя утонуть в пучине? Оказаться на чужбине и стать своим для местных людей? Полюбить их от всего сердца?
Множество чудес от Бога было в жизни святого Антония. Однако на протяжении всего отпущенного ему земного времени он горел огромным желанием исполнить волю Божию о себе, какой бы она ни была. И этот выбор — искреннее смирение и спокойное принятие всего, что пошлет Господь, — преподобный Антоний Римлянин делал всю свою жизнь. Помоги нам Бог по молитвам святого осуществлять такой же выбор.
16.08.2018
Молитвы
Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты во плоти еще сый, Божественным мановением управляемь, ветхий Рим отечество твое и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель твою , еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их; тем и нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и, радуяся, о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты же и сердцем лобызающих молишися: ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честному твоему образу кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе; не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегожды потребу исполняя: болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя: нас от всяких бед, внезапно находящих, сохрани; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и небеснаго царствия наследники будем, достойны славословити Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечные веки. Аминь.