Факты и мифы о человеке, который ушел из земной жизни 1000 лет назад

Быть обиженным — пустяк, если Вы не помните это.

Конфуций

После смерти киевского князя Святослава остались три сына: старший Ярополк, средний Олег, и младший Владимир. Первые двое были знатного происхождения. Владимир же был сыном Святополка от рабыни Ольги – Малуши. Еще при жизни Святополка дети его были наделены властью. Великий князь разделил свои земли между сыновьями и те правили страной, пока Святослав находился в походах. Ярополк управлял Киевом. Олег – территорией древлян. Младший же сын управлял Новгородом. Причем новгородцы сами избрали себе в князья этого юношу. Такой пример разделения власти между сыновьями был новым для Киевской Руси. Святослав первый ввел такой порядок. Но именно такой раздел уделов между сыновьями в дальнейшем будет настоящей бедой для страны.

Как Владимир занял престол

Время, в которое родился Владимир, было жестоким. Человеческая жизнь зачастую почти не ценилась. Власть и слава имели гораздо более высокую цену в глазах русичей – современников Владимира.

Изначально посаженный отцом княжить в Новгороде, будущий глава Киевской Руси решил отомстить брату Ярополку за гибель второго брата – Олега. Он действовал обходным путем: посватался к полоцкой княжне Рогнеде, как бы не ведая о том, что она – невеста Ярополка. Рогнеда, естественно, предложение отвергла, и тогда Владимир разгромил Полоцк, убил отца и двух братьев Рогнеды, а ее саму взял замуж против ее воли. Ярополк укрылся в небольшом городке, однако спастись от карающей руки младшего брата ему не удалось: Владимир подослал к нему убийц. Как только убийство свершилось, Владимир остался единовластным правителем Руси.

Внешняя и внутренняя политика

Владимиру досталось в наследство большое государство, окруженное со всех сторон сильными соседями. Его основными задачами в начале правления были:

  • решение вопросов управления отдельными территориями государства;
  • подавление сепаратизма и оппозиции в отдельных, уже присоединенных к Киеву славянских племенах;
  • расширение территорий государства путем присоединения независимых славянских племен;
  • защита границ;
  • налаживание отношений и урегулирование спорных вопросов с Византийской империей, Хазарским каганатом, Волжской Булгарией, Польшей.

Объединение восточнославянских богов в пантеон

Для решения этих и других задач новому киевскому князю было необходимо сильное и преданное ему войско. Для привлечения на свою сторону военных-профессионалов, варягов и норманнов, Владимир проводит реформу языческого культа. Главным богом славянского пантеона он делает Перуна – бога войны, отождествляемого со скандинавским Одином. Кроме него, князь выделяет Даждьбога, Стрибога, Макошь и Семаргла, игнорируя при этом Велеса – бога смердов, покровителя земледелия и скотоводства. Более подробно о языческих богах вы можете почитать в статье(…)

Объединение восточнославянских богов в пантеон

Интересно. Ученые считают, что этот период княжения Владимира характеризуется языческой реакцией и гонениями на христиан, которые свободно чувствовали себя в Киеве со времен правления княгини Ольги. Так, на месте возведенного Владимиром языческого капища, археологи нашли останки слаженной христианской церкви.

Первое столкновение с Польшей и завоевание Червенских городов

Историю военных походов и завоеваний князя Владимира лучше всего отображать в таблице.

Дата военного похода (официальная хронология)ПротивникиПричинаИтог
981 годПольский король Мешко I (935-992 год) и чешский князь Болеслав II Благочестивый (932-999).Спор за приграничные территории, города Перемышль и Червня (Червенская Русь – современная Галичина, западный регион Украины).Включение земель в состав Киевской Руси.

Интересно. Земли Червенской Руси населяло племя белых хорватов. Поэтому историки называют поход 981 года «хорватский войной». Некоторые относят ее к 992 году.

Подавление восстаний вятичей и радимичей

В следующие три года Владимир занимался покорением независимых (или проявляющих неподчинение Киеву) славянских, угро-финских и балто-литовских племен, по сути продолжая дело Олега, Ольги и Святослава.

Князь Владимир

Дата военного похода (официальная хронология)ПротивникиПричинаИтог
981,982 (два похода)Вятичи.Неподчинение Киеву, контроль за торговыми путями в Хазарию и Волжскою Булгарию (в хазарских и скандинавских хрониках территория вятичей – страна Вантит, через которую проходят важные торговые пути на Восток).Включение земель вятичей (бассейн рек Оки и Десны) в состав Киевской Руси, обязательства выплаты дани Киеву.
983Ятвиги (балтские прессы).Неподчинение Киеву, установление контроля за западными границами по рекам Неман и Бебжа (Судавия).Установление контроля над Судавией.
984 (воевода Владимира – Волчий Хвост)Радимичи.Неподчинение Киеву, отказ от уплаты дани.Восстановление контроля над племенем.

Интересно. После удачного похода в земли ятвигов варяги и норманны решили принести Перуну человеческую жертву в благодарность за помощь. Жребий пал на Иоанна, христианина по вере. Он и его отец Федор, заступившийся за сына, – первые киевские христиане-мученики.

Поход на Волжскую Болгарию

Походы князя Владимира красное солнышко

Дата военного похода (официальная хронология)ПротивникиПричинаИтог
985 ( в союзе с племенем торков)Волжская Булгария (волжские булгары еще назывались «серебряными», в противовес дунайским)Контроль за торговыми путями, заключение нового договора.Заключение нового, выгодного Киеву, мирного договора.

Хазарский поход

Дата военного похода (официальная хронология)ПротивникиПричинаИтог
985ХазарияЖелание князя Владимира получить дань с ослабевшего (после воин с русами и арабами) Хазарского каганатаПолучение дани с каганата, но закрепиться на нижней Волге Владимиру не удалось.

Интересно. После успешного похода на Хазарию Владимира, по сведениям митрополита Иллариона, именовали каганом (титул правителей Хазарии).

«Выбор веры»

Киевский князь примерно к 986 году принимает решение сменить классическое язычество на монотеистическую религию. Этого требовала геополитическая обстановка: все соседи Руси уже отказались от язычества. В ПВЛ достаточно красочно описывается «испытание вер» Владимиром.

Религия христианство

Исходя из летописного текста, в Киев были приглашены представители разных конфессий из разных стран (то есть Владимир выбирал не только веру, но и внешнеполитических союзников):

  • ислама (из Арабского халифата);
  • иудаизма (из Хазарского каганата);
  • католицизма (из Германской империи и Рима);
  • православия (из Византийской империи).

После длительных переговоров и совещаний в 987 году Владимир Святославович принимает решение креститься «по закону греческому».

Покушение Рогнеды на Владимира

Согласно данным, Рогнеда Рогволдовна, уставшая от измен мужа и желавшая мести за смерть отца и братьев, попыталась убить Владимира, когда тот посетил ее в очередной раз. Покушение не удалось, и разгневанный князь решил убить жену согласно языческой традиции. Но старший сын Рогнеды, Изяслав, заступился за мать. Тогда Владимир решает отправить княгиню с сыном в полоцкие земли. Ей он дает в отчину Изяславль, а сына делает князем Полоцким.

Покушение Рогнеды на Владимира

Интересно. О дальнейшей судьбе Рогнеды известно мало. После крещения Владимира она, скорее всего, приняла постриг с именем Анастасия и ушла в монастырь, где и умерла приблизительно в 1000 году.

Осада и взятие Корсуни

Согласно ПВЛ, Владимир Святославович принимает на себя обязательство помочь византийским императорам Василию II и Константину VIII подавить восстание мятежного военачальника Варда Фоки. За оказанную помощь у императоров была потребована их сестра Анна в качестве невесты князя. В Византии не спешили «рассчитаться» с Владимиром, и именно поэтому он решает осадить Корсунь (Херсонес Таврический).

Осада крепости продолжалась около 9 месяцев, и только благодаря предательству некого Анастаса (он указал откуда в город поступает вода) князю удалось ее взять.

Осада Херсонеса князем Владимиром

Владимир потребовал к себе свою невесту и обещал принять православное крещение. В 988 году Анна прибывает в Корсунь и начинается подготовка к таинству.

Интересно. Вопрос о дате крещения Владимира и дате крещения Руси до сих пор остается открытым. Летописная хронология, считающаяся официальной, крайне спорна. Некоторые историки считают, что Корсунь была взята Владимиром уже после крещения, в 989-990 году, и Русь он крестил только после этого.

Крещение Владимира в Корсуни

Крещение Владимира в Корсуне также подробно описано в ПВЛ. Принцесса Анна потребовала совершить обряд до свадьбы, так как не хотела становиться женой язычника. Нестор пишет о том, что князь ненадолго и по неизвестным причинам ослеп, но после таинства зрение вернулось. Считается, что Владимир крестился в праздник Богоявления, 7 января, то есть в день крещения Иисуса Христа. Вслед за князем крест приняли и его дружинники.

Князь Владимир Креститель Руси

После этого состоялся обряд венчания, и князь с молодой женой, свитой церковных иерархов, а также многочисленными военными трофеями, взятыми в Корсуне, отбыл на Русь. С Византийской империей был заключен мир.

Владимир-язычник

Первую половину своего княжения Владимир оставался язычником. Он требовал поклонения языческим богам, особенно выделяя среди них Перуна – любителя жертвоприношений. Перед княжеским теремом стоял огромный идол этого божества. Летописи относят к этому периоду правления Владимира Святославовича единственный случай гибели первых живших на Руси христиан от рук язычников. Сохранилось предание, согласно которому варяг-христианин должен был отдать в жертву Перуну своего единственного сына. Однако он воспротивился, когда волхвы пришли за юношей. И тогда отец и сын оба погибли от рук разъяренных язычников.

Князь Андрей Боголюбский (1157—1174)

Великий князь Владимирский

Хотя на счету Андрея Боголюбского и числится строительство церквей в подчиненном ему Владимиро-Суздальском княжестве, вовсе не трепетное отношение к религии послужило причиной появления такого характерного на первый взгляд прозвища.

В силу характера не пожелав жить в старинных центрах Владимиро-Суздальского княжества, Андрей Боголюбский выстроил себе новую резиденцию — белокаменный дворец близ села Боголюбово, за что и получил прозвище.

Продолжая политику отца, князя Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский не признавал власти киевского великого князя.

В 1169 году он предпринял поход на Киев, в результате которого (впервые за всю историю своего существования) город был взят приступом.

Что наиболее примечательно, успеха в таком предприятии достигли не многочисленные враги Древнерусского государства – половцы, печенеги, поляки, а сами же русские.

Имя князя Андрея Боголюбского хорошо известно любителям средневекового оружия, благодаря украшенному причудливым узором боевому топору. Подробнее про него мы рассказывали в статье «Боевые топоры (1): франки, викинги, русичи».

Крещение Владимира и всей Руси

Великий князь киевский отличался воинственностью и не раз предпринимал далекие походы с целью укрепить Русь, защитить ее границы, а также по возможности присоединить к ней новые территории. Судьбоносным не только для князя, но и для всей русской земли оказался поход на город Коростень (Херсонес), в то время принадлежавший Византии. Город отчаянно оборонялся, но в итоге все же сдался на милость победителя. Раззадоренный удачей Владимир грозился захватить и Константинополь, если только Анна – сестра греческих императоров – не согласится выйти за него замуж.

Анна дала согласие, но при условии, что Владимир станет христианином. Летописи добавляют, что у князя в это время сильно разболелись глаза. Он долго думал, но в конце концов решился принять крещение. Как только священник-христианин, совершая обряд, прикоснулся к Владимиру, у того вдруг прекратились боли, и он почувствовал себя здоровым. Это чудесное исцеление убедило князя в правильности принятого им решения.

Так ли все происходило на самом деле, неизвестно. Какие причины побудили Владимира креститься? Возможно, он, имея возможность наблюдать за разными племенами и государствами во время походов, пришел к выводу, что именно христианство поможет князю сплотить Русь, послужит укреплению центральной власти. Возможно, его впечатлил высокий уровень развития Византии, процветавшей в то время. Не исключено, что на решение Владимира повлиял тот факт, что его родная бабка Ольга в зрелые годы стала христианкой.

После принятия крещения Владимир принялся обращать в новую веру русичей. 988 год стал поворотным в истории – Русь стала православной. Большей частью процесс крещения протекал мирно, однако случались и бунты. Так, взбунтовались вольнолюбивые новгородцы, и князю пришлось «огнем и мечом» усмирять непокорных.

Материалы по теме

Раскол Руси: границы и столица Руси 16 века Согласно реконструкции хронологии, проведённой А.Т. Фоменко и Г.В. Носовским, в 16 веке Русь простиралась на четырёх континентах и включала в себя территории Евразии, северной Африки и более половины территории Северной и Южной Америки. История головного мозга: рецензия историка на сценарий «Русь» 1937 г. Уклад крестьянской жизни царской эпохи Во всякой эпохе есть свои положительные и отрицательные черты. Поэтому вырывать отдельные эпизоды извращений и судить по ним обо всей эпохе представляется не вполне объективным. Хотя число нелицеприятных фактов само по себе может дать приближённую оценку о нравах того или иного исторического периода. Но, повторим, именно приближённую, а не точную.

Правление Владимира после крещения Руси

По свидетельству летописцев, суровый князь словно переродился, приняв новую религию. Все оставшиеся годы правления он посвятил в прямом смысле слова служению народу. Он успешно воевал с печенегами, изгнав их на несколько лет. Он заставил покориться племена вятичей, чуди и волжских болгар. Прикарпатье присоединилось к Киевской Руси.

На юге государства Владимир строил хорошо укрепленные города, которые должны были защитить землю от набегов кочевников.

Государство он поделил на области, во главе каждой поставил одного из своих сыновей-княжичей. Сам много содействовал возведению храмов, приглашал греческих мастеров для строительства и росписи. Создавал училища, где шло обучение грамоте. Поскольку эти школы существовали при храмах, христианские священники много сделали для просвещения Руси. Князь Владимир заботился о больных и убогих, щедро раздавая деньги из государственной казны на благотворительные цели.

Претерпели изменения и нормы права: прекратились казни преступников – князь велел заменить их денежным откупом.

Святой равноапостольный князь Владимир

После крещения киевлян, Владимир немедленно занялся постройкой церквей. Церкви строились преимущественно на тех местах, где стояли идолы. В самый год крещения Руси, Владимир поставил, церковь во имя св. Василия на том самом месте, где стоял идол Перуна.

Не забыты были и мученики Федор и Иоанн. На месте пролития их крови киевскими язычниками, Владимир в 989-мъ году заложили каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Князь ничего не жалел на постройку ее. Храм строили греческие мастера, по образцу корсунских церквей. Через семь лет он был готов. В этот храм Владимир пожертвовал св. мощи, иконы, кресты, хоругви, – вообще, всю святыню, взятую им из Корсуня. Сюда он перенес потом и гробницу своей бабки Ольги. Попечение о храме вверено было известному Анастасу и корсунскому духовенству. На содержание его и церковного причта, князь назначил десятую часть от некоторых своих княжеских доходов. Поэтому церковь Успения Пресвятой Богородицы и стала называться десятинною. Освящение ее сопровождалось большим торжеством, угощениями и раздачею бедным милостыни. Владимир построила, и еще нисколько церквей в Киеве, но величественнее и богаче Успенской не было. Везде, где крестился народ, немедленно возникали и храмы. Богослужение в храмах совершалось на понятном народу языке славянском. Пение и чтение производились по славянским книгам, переведенным с греческого языка святыми равноапостольными славянскими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием. Священнослужители были частью из греков, частью из южных славян –болгар и сербов. Их при Владимире было не мало, но все же не столько, сколько требовалось для распространения веры Христовой и утверждения ее среди новообращенных. Владимир это видел и понял, что этот недостаток всего лучше» пополнить своими – русскими пастырями. К своим священнослужителям пасомые больше будут иметь доверья. Пастыри из своих лучше чужих могут знать жизнь народа, его нужды. Но как этого достигнуть? Для этого надо распространять книжное учение, – заводить школы.

Владимир так и сделал. Он велел отбирать детей у лучших граждан и отдавать их в книжное учение. Матери плакали по ним, как по мертвым; – они, по словам летописца, не утвердились еще в вере Детей роздали учиться по церквам к священникам и причту. – Благодаря этому, к концу Владимирова княжения у нас почти все священнослужители были уже свои,– русские.

Сделавшись христианином, Владимир совершенно изменился и как бы переродился. Он стал миролюбивыми князем. Со всеми соседями он старался жить в мире и избегали войны. Владимир-христианин если и воевал с кем, то воевал только для защиты своих владений. Он вел войны, таки называемые, оборонительные. Больше всего в этом случае надоедали ему печенеги, нападавшие почти ежегодно на его пограничные южные владения. Чтобы оградить последних от хищных набегов степных варваров, Владимир по южными и юго-западными своими границами строили города. При нем появились города по реками – Десне, Остру, Трубежу, Суле, Стугне и Роси. Города эти заселились по преимуществу храбрецами, выходцами из разных русских областей, особенно северных. Города эти сначала были не что иное, как военные острожки, подобно нашими теперешними пограничными линейными укреплениями8. Они соединялись между собою валом и частоколом. На известных пунктах в этом валу находились свободные для проезда места или ворота, который оберегались сторожевыми ратными людьми. При появлении неприятелей, эти сторожа давали знать о них в ближайшие города и даже в самый Киев.

Но эти валы, частоколы и города не всегда защищали южно-русские владения от набега печенегов. Последние прорывались сквозь них и грабили, жгли русские города и села. Владимиру волей-неволей приходилось силою защищать их от варваров, отбиваться от них.

В 992-м году печенеги пришли из-за Оулы. Владимир встретился с ними на реке Трубеже. Русские стали на одной стороне реки, печенеги – на другой. Ни те, ни другие не смели перейти на сторону противную. Тогда князь печенежский подъехал к реке, кликнул Владимира и сказал ему: – «Выпусти своего мужа, а я своего, – пусть борются. Если твой муж ударит моим о землю, то не будем воевать три года. Если же наш ударит, то будем воевать три года».

Владимир согласился на это единоборство.

Вернувшись в свой стан, он послал биричей (вестниковъ) кликать клич по всему своему войску: «нет ли кого, кто-бы взялся биться с печенегом?»

Никто нигде не отозвался.

На другой день приехали печенеги и привезли своего бойца, а у русских никого еще не было.

Владимира, начал тужить, стал горевать. Он вновь послал кликать клич по своим ратникам.

На этот раз отозвался один старик. Пришедши к князю, он сказал: – «Князь, есть у меня сын меньшой дома; с четырьмя вышел я сюда, а тот дома остался. Из детства никому еще не удавалось им ударить. Однажды я его журил, а он мял кожу; так в сердцах он разорвал ее руками».

Владимир обрадовался и послал за силачом. Последний скоро явился. То был молодой человек, среднего роста, коренастый.

Князь объяснил ему, в чем дело.

– « Я не знаю»,– отвечал ему силач, – «смогу ли сладить с печенегом; пусть меня испытают: нет ли где быка, большого и сильного?»

Нашли быка, разъярили его горячим железом и пустили. Рассвирепевшее животное помчалось в бешенстве мимо силача. Тот схватил быка за бок, и вырвал у него кожу с мясом, сколько мог захватить рукою.

– « Ты можешь бороться с печенегом», – сказал Владимир, увидевши это.

На другой день пришли печенеги и стали кликать:

– «Где же ваш боец, а наш готов!»

Владимир приказал вооружиться своему. Оба бойца выступили друг против друга. Печенежский силач, увидев своего противника, стал смеяться над небольшим его ростом.

Размерили место между обоими войсками и пустили бойцов. – Началась борьба. Борцы схватились и стали крепко жать друг друга… Русский, наконец, сдавил печенега в руках до смерти и ударил им о землю. Раздался крик в войсках. Печенеги побежали, русские – за ними.

Владимир обрадовался этой победе. Тут же, на месте битвы, он заложил город и назвал его Переяславлем. Он назвал город так потому, что русский боец переял, т. е. перенял славу у печенежского.

Силача и отца его князь сделал знатными мужами.

В 997-м году степные хищники, прорвавшись сквозь сторожевую пограничную русскую цепь, подступили к Белгороду и обложили его. Владимира в ту пору не было в Киеве, – он отправился за войском в Новгород.

Летопись передает любопытное предание о спасении этого осажденного города. Когда печенеги обступили Белгород, – в нем сделался большой голод. Князь не мог подать помощи осажденным. У него не было войска, а печенегов было множество… Осада продолжалась, – голод усиливался… Белгородцы дошли до крайности. Собравшись на вече, они сказали:

– «Нам приходится помирать с голоду, а от князя помощи нет. Что-ж, разве лучше нам помирать? Сдадимся печенегам: кого убьют, а кого и в живых оставят, все равно умираем мы с голода».

Порешили сдаться. Но один старик, не бывший на вече и узнавши, зачем собирались граждане, послал за городскими старшинами и спросил у них: «Что это, я слышал, вы хотите передаться печенегам?».

– «Что-ж делать?» – отвечали те, – «не стерпят люди голода.»

– «Послушайтесь меня,» – сказал им старик,– «не сдавайтесь еще три дня, и сделайте то, что я велю».

Старейшины с радостно обещались слушаться.

– «Соберите хоть по горсти овса», – сказал им старик, – «или пшеницы, или отрубей».

Все это сыскали.

Старик велел женщинам сделать кисельный раствор. Потом велел выкопать колодезь, вставить туда кадку и налить в нее этого раствору. Затем старик приказал выкопать другой колодезь и вставить в него также кадку. Он велел отыскать меду. Нашли и меду целое лукошко в княжой медуше9. Старик велел сделать из него сыту и вылить в кадку, что стояла в другом колодезе.

На другой день он велел послать за печенегами. Белгородцы пошли и сказали им:

– «Возьмите себе наших заложников, и пошлите своих человек десять к нам в город; пусть посмотрят, что там делается».

Печенеги обрадовались. Думая, что белгородцы хотят им сдаться, они взяли у них заложников, выбрали из среды своей лучших мужей и послали их в город посмотреть, что такое там творится.

– «Зачем вы себя губите?» – сказали белгородцы пришедшим к ним выборным печенегам. – «Можно ли вам перестоять нас? Хоть десять лет стойте, так ничего нам не сделаете, потому что у нас корм от земли идет. Не верите, – смотрите своими глазами».

Затем подвели печенегов к одному колодцу,

– почерпнули раствору, сварили кисель, пришли с ними к другому, почерпнули сыты и начали есть. Поевши сами, они потом дали отведать и печенегам. Те попробовали и удивлялись.

– «Не поверят наши князья», – сказали они, – «если сами не отведают».

– Белгородцы налили корчагу раствора и сыты и дали печенегам. Те пришли к своим и рассказали все, что видели. Печенежские князья сварили кисель, Отведали, подивились, разменялись заложниками, отступили от города и пошли домой.

Владимир, после крещения, стал кротким и человеколюбивым князем. Прежней жестокосердности в нем и следа не осталось; он не хотел казнить смертью даже и разбойников: боялся греха.

Вступивши в христианский брак с царевною Анною, он уже потом остальную свою жизнь отличался чистотой семейной жизни. Вспоминая иногда прежнюю жизнь, он всегда говорил вздыхая: «простит ли мне Бог все, что я наделал в язычестве своем?»

Одно только прежнее осталось во Владимире: добродушие его, ласковость ко всем, гостеприимство. Князь имел, что называется, широкую душу. В молодости она приводила его к излишествам, а в летах зрелости, под влиянием христианства, сделала его Красным Солнцем для народа. Владимир не любил жить один. Как он думал совместно со своею дружиною о военных и мирных делах, советуясь обо всем со своими боярами, так любил и пировать вместе с ними. Княжеские пиры и угощенья были очень нередки. Что ни церковное торжество, то пир, – что ни праздник, то угощенье. Празднуя освящение церкви Преображения в Василеве, Владимир наварил много меду и созвал бояр, посадников, старшин изо всех городов и множество всяких людей, Он роздал бедным 300 гривен. Праздник продолжался восемь дней. Возвратившись в Киев к Успеньеву дню, князь и здесь опять задал большой пир, пригласив на него бесчисленное множество народа. На княжеском дворе каждую неделю по воскресеньям устраивались обильные пиры. Сюда приходили бояре, дружинники, лучшие люди из киевских граждан и все пили – ели вдоволь. Пировали они в светлых княжеских палатах – и при князе, и без князя, когда его не было в Киеве.

Но, пируя со знатными людьми, Владимир не забывал и меньшую братию. Слова Св. Писания: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут», «продайте имение ваше и дадите нищим», «не скрывайте себе сокровищ на земле, идеже тля тлит и тати подкапывают, но скрывайте себе сокровище на небесех, идеже ни тля тлит, ни тати крадут», произвели сильное впечатление на широкую душу князя, глубоко запали в его сердце. Владимир приказывал всякому нищему и, убогому приходить на княжеский двор, брать пищу и питье и даже деньги из казны.

Этого мало. «Дряхлые и больные», – сказали он, – «не могут доходить до моего двора», и велел развозить все им нужное по домам их. Хлеб, мясо, рыба, овощи, разный мед в бочках и квас развозились по городу бедняками, немощными и дряхлыми.

– «Где есть больные и нищие, что ходить не могут?» спрашивали княжьи люди, останавливаясь у дворов. Если тати несчастные находились, – им раздавали все нужное для питания.

По большими церковными праздниками, Владимир ставил три трапезы: –одну духовенству, другую нищими, третью себе и боярами.

За все это – за радушие, доброту и щедрость – народ любил Владимира, называли его ласковым князем», величали «Красными Солнышком». И князь любили свой народи. У него с ними было полное единение и согласие.

Но этого согласия и любви недоставало Владимиру дома, – в своей семье. В семейной своей жизни они были не совсем счастливы У него было 12-ть сыновей. Владимир всем им роздал города в управление. Эти князья –сыновья, живя в своих уделах, должны были повиноваться своему отцу, –великому князю. Области их должны были платить ежегодно дань в великокняжескую казну. Но сыновья не всегда так поступали. Прежде всех сделал неприятность Владимиру Святополк Туровский. Он был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго. Польская княжна привезла с собою на Русь своего католического епископа. Последний начал склонять к переходу в католичество туровского князя и его приближенных,– и действовал не без успеха. Сам же польский король изъявил, говорят, желание, чтобы зять его захватил киевское княжение, не ожидая смерти великого князя, своего отца. Так это или нет, но только Владимир, узнавши о каких-то замыслах Святополка, заключил его, в тюрьму вместе с его женою и епископом. Впоследствии сын, вероятно, оправдался; – при конце жизни Владимира, Святополк был на свободе. .

Еще прискорбнее было Владимиру узнать о поступке другого своего сына, Ярослава, князя новгородского. Женатый на умной, гордой и решительной шведской принцессе, Ярослав, не без влияния своей жены, захотел отложиться от великого князя, своего отца. Пользуясь отдаленностью Новгорода от Киева и надеясь на свое богатство, новгородцы хотели сделаться самостоятельными, независимыми от киевского князя. С согласия веча, Ярослав вдруг отказался платить великому князю установленную с Новгорода ежегодную дань в 2.000 гривен.

Владимир сильно разгневался на сына и велел исправлять пути. Он хотел идти войною на своего сына и стал собирать войско. И новгородцы стали готовиться к самозащите…

Но Бог не допустил войны между отцом и сыном. – Владимир, собрав рать, раздумывал, откладывал, медлил идти войною на непокорного сына и, наконец, заболел. В это время пришло известие о нападении печенегов на его владения. Больной князь отправил против них собранное войско под начальством своего сына Бориса. Вскоре Владимир совсем разболелся и слег в постель. Он ф еще не старь, хотя и пережил свою супругу Анну, некоторых детей и даже внуков. Владимир уже вставал не со своей постели. – 15-го июля 1015-го года он скончался в любимом своем селе Берестове.

Бесчисленное множество народа сошлось на погребение Владимира в Десятинной церкви. Знатные, богатые, бедные и убогие – все плакали и стенали о покойном князе.

И печаль была не притворная; – хоронили государя ласкового, щедрого, – хоронили князя, просветившего светом Христовой веры русскую землю. Это был истинно великий человек и государь.

Церковь наша причла князя Владимира к лику святых и назвала его равноапостольным.

Память его празднуется 15-го июля.

Итоги княжения Владимира

Владимир оставался на престоле почти 4 десятка лет. За время, пока он находился «у руля» государства, Киевская Русь заметно окрепла, вырос ее международный авторитет. Снова усилилась начавшая было ослабевать из-за княжеских междоусобиц центральная власть. Быстрыми темпами развивались торговля, искусство.

Но главное достижение Владимира – он сумел превратить варварскую языческую страну в христианское государство. Народ горько оплакивал князя и нарек его Красным Солнышком за заботу о княжестве и о простых людях.

Оцените статью!

Князь Иван Калита (1325 – 1340)

великий князь Московский

Иван Калита

Калита – древнее русское слово, обозначающее небольшой кошель или суму для денег. Есть две версии происхождения прозвища князя Ивана.

По одной из них это был щедрый, участливый к жизни и судьбе бедняков человек, который всегда охотно раздавал милостыню страждущим и тем заслужил добрую славу в народе.

По другой же князь Иван Калита накопил несметные богатства и охотно скупал и выменивал земли в разных княжествах, в том числе и Новгородских землях, где это было запрещено законами. Вполне возможно, что обе эти версии верны.

О чем молятся крестителю Руси

Верующие обращаются к великому князю с самыми разнообразными просьбами. Молитва к святому Владимиру Святославичу помогает:

  • исцелиться от многих заболеваний (прежде всего от поражения глаз);
  • защититься от козней врагов, злых умыслов недоброжелателей;
  • избавиться от опасности, угрожающей здоровью или жизни;
  • благополучно разрешить конфликтные ситуации;
  • сохранить веру непоколебимой, а душу – чистой.

В молитвах к Владимиру Святославовичу просят защитить русскую землю от врагов, помочь в преодолении внутригосударственных проблем, укреплении православной веры. К крестителю Руси обращаются служители церкви, которые испытывают какие-либо трудности при исполнении своих священных обязанностей. Его просят о поддержке в сложных ситуациях, о подсказке в принятии правильного решения.

Святого князя, который неустанно заботился об обороне Руси, считают небесным покровителем внутренних войск МВД. Ему молятся те, кто стремится сделать политическую или другую карьеру и желает добиться этого честным путем.

Князь Иван II Красный (1353 – 1359)

Он же Иван Кроткий, Иван Милостивый, великий князь Московский. Князь Иван Калита — его отец.

Одно из известных прозвищ Ивана II – Красный, в то время это слово понималось в значении красивый. Иначе говоря, это может свидетельствовать о незаурядной внешности князя Ивана.

Однако многие исследователи считают, что в действительности прозвище было длиннее.

По их мнению, изначально князя прозвали по времени рождения «Красная горка» – так называлось следующее после Пасхи воскресенье.

Но со временем часть прозвища была отброшена, и в летах Иоанн II остался человеком небывалой красоты.

Кроме того во многих источниках Иоанна II именуют «Милостивый» и «Кроткий», что проливает свет на характер и моральные качества князя.

Вот живой пример того, как кратко и емко – всего в нескольких словах — может быть охарактеризована личность правителя.

Об именах средневековых королей Западной Европы читайте здесь.

И, кстати, о прозвищах каких еще древнерусских князей вы хотите узнать? Пишите в комментариях!

Иконы и храмы святого

Первые иконы князя Владимира появились в XIV столетии. Большинство изображений являются поясными или ростовыми. Реже можно увидеть картины с фрагментами жития святого или двойные иконы, где он изображен вместе с бабушкой, княгиней Ольгой, первой принявшей православие на Руси.

Владимира Святославича изображают в княжеском облачении и венце, держащим православный крест в правой руке. Иногда в левой руке равноапостольного князя виден меч, выступающий символом надежной защиты государства. Также святой может удерживать свиток с молитвенным текстом.

Для представителей сильного пола, нареченных именем Владимир, такие иконы имеют особенное значение, поскольку великий князь является их небесным покровителем и крепким защитником. Именно поэтому самым лучшим подарком новорожденному или покрестившемуся тезке Красного Солнышка станет икона «Князь святой Владимир».

В 2015 г. князю Владимиру был установлен 24-метровый памятник в Москве, на Боровицкой площади. Его возведение приурочили к тысячелетию со дня кончины крестителя Руси. Архитектурная композиция, посвященная Владимиру Святославовичу, также имеется в Киеве.

Храмы святого возведены во многих городах России. На месте, где в 988 г. состоялось крещение Владимира, сегодня возвышается кафедральный собор, названный в честь этого выдающегося правителя Киевской Руси. Находится он в пределах современного Севастополя. Также храмы, построенные в честь Владимира Святославовича, располагаются на территории многих стран СНГ и Европы.

Святой князь Владимир Святославич - Красное Солнышко

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: